"Admiral Hipper" - тяжелый крейсер Германии. Принцы Кригсмарине

Отечественные крейсеры проекта 1144 «Орлан» - это серия из четырех тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРК), которые были спроектированы в СССР и построены на Балтийском заводе с 1973 по 1998 годы. Они стали единственными надводными кораблями в составе российского ВМФ, оснащенными ядерной энергетической установкой. 18 Сентябрь 2015, 09:25

Отечественные крейсеры проекта 1144 «Орлан» по натовской кодификации получили обозначение Kirov-class battlecruiser, по названию первого корабля серии крейсера «Киров» (с 1992 года «Адмирал Ушаков»). На Западе их отнесли к линейным крейсерам в силу исключительных размеров и вооружения кораблей. Главным конструктором атомных крейсеров проекта 1144 был Борис Израилевич Купенский, заместителем главного конструктора был Юдин Владимир Евгеньевич.

Крейсеры «Киров» не имеют аналогов в мировом кораблестроении. Данные корабли могли эффективно выполнять боевые задачи по уничтожению надводных кораблей противника и его подводных лодок. Установленное на кораблях ракетное вооружение позволяло обеспечить с большой долей вероятности поражение крупных надводных ударных группировок противника. Корабли серии были самыми большими в мире неавинесущими ударными боевыми кораблями. К примеру, американские атомные крейсеры УРО типа «Вирджиния» по водоизмещению были в 2,5 раза меньше. Крейсера проекта 1144 «Орлан» были предназначены для поражения крупных надводных целей, защиты соединений флота от атак с воздуха и подводных лодок в удаленных районах мирового океана. Эти корабли имели на вооружении почти все виды боевых и технических средств, которые только были созданы для надводных кораблей в СССР. Главным ударным ракетным вооружением крейсеров был противокорабельных ракетный комплекс «Гранит».

26 марта 1973 года на Балтийском заводе состоялась закладка первого головного корабля проекта 1144 - тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» (с 1992 года - «Адмирал Ушаков»), 27 декабря 1977 года корабль был спущен на воду, а 30 декабря 1980 года ТАРК был передан флоту. 31 октября 1984 года в строй вступил второй корабль серии - ТАРК «Фрунзе» (с 1992 года - «Адмирал Лазарев»). 30 декабря 1988 года флоту был передан третий корабль - ТАРК «Калинин» (с 1992 года «Адмирал Нахимов»). А в 1986 году на заводе приступили к постройке последнего корабля данной серии - ТАРК «Пётр Великий» (первоначально его хотели назвать «Куйбышев» и «Юрий Андропов»). Строительство корабля пришлось на сложный период в истории страны. Развал СССР привел к тому, что постройка завершилась только в 1996 году, а испытания в 1998 году. Таким образом, корабль был принят в состав флота через 10 лет после закладки.


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Фрунзе" в Индийском океане во время перехода во Владивосток


Первый крейсер проекта 1144 Орлан (Калинин)

На сегодняшний день из всей четверки в строю находится лишь тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», который является самым мощным ударным боевым кораблем не только в составе ВМФ России, но и во всем мире. Первый корабль серии «Адмирал Ушаков» находится в отстое с 1991 года, в 2002 году был выведен из состава флота. Его судьба уже решена - корабль будет утилизирован на оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. По оценкам экспертов, утилизация данного ТАРК обойдется приблизительно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной субмарины, так как технологий и опыта утилизации подобных боевых кораблей в России просто нет. С большой долей вероятности такая же судьба постигнет и второй корабль серии - крейсер «Адмирал Лазарев», корабль находится в отстое на Дальнем Востоке с 1999 года. А вот третий крейсер проекта 11442 «Орлан» «Адмирал Нахимов» в настоящее время проходит ремонт и модернизацию на Севмаше. Он будет возвращен в состав флота на рубеже 2017-2018 годов, ранее назывался 2019 год. При этом, по словам генерального директора «Севмаша» Михаила Будниченко, срок эксплуатации крейсера после завершения ремонта будет продлен на 35 лет. Предполагается, что отремонтированный ТАРК «Адмирал Нахимов» продолжит службу в составе Тихоокеанского флота России, а «Пётр Великий» будет оставаться флагманом российского Северного флота.


ТАРК проекта 11442 "Адмирал Нахимов" на ремонте

Тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» не имели и не имеют прямых аналогов за рубежом. Списанные на данный момент атомные американские крейсеры УРО типа «Лонг Бич» (17 500 тонн) были в 1,5 раза, а «Вирджиния» (11 500 тонн) в 2,5 раза меньше и обладали гораздо более слабым как качественно, так и количественно вооружением. Это можно было объяснить разными задачами, которые стояли перед кораблями. Если в американском флоте они были лишь эскортом для многоцелевых авианосцев, то в составе советского флота атомные надводные корабли создавались, как самостоятельные боевые единицы, которые смогли бы составить основу океанских боевых сил флота. Разнообразное вооружение ТАРК проекта 1144 сделало эти корабли многоцелевыми, но одновременно усложнило их обслуживание и создало некоторые проблемы с определением их тактико-технической ниши.

История создания крейсеров проекта 1144

В 1961 году в состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО «Лонг Бич», данное событие стало толчком к возобновлению теоретических работ по разработке в Советском Союзе боевого надводного атомного корабля. Но даже без учета американцев, ВМФ СССР, вступающий в те годы в период своего бурного развития, объективно нуждался в океанских кораблях, которые бы смогли подолгу действовать в отрыве от береговых баз, решению данной задачи наилучшим образом способствовала атомная энергетическая установка. Уже в 1964 году в СССР снова начались исследования по определению облика первого в стране боевого атомного надводного корабля. Первоначально исследования закончились созданием тактико-технического задания на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетической установкой и водоизмещением 8 тысяч тонн.


Тяжелые атомные ракетные крейсеры "Пётр Великий", "Адмирал Ушаков", зима 1996-1997 годов

При проектировании корабля конструкторы исходили из того, что решение главной задачи удастся добиться лишь при обеспечении достаточной боевой устойчивости. Уже тогда ни у кого не вызывало сомнений, что главную опасность для корабля будет представлять авиация, поэтому изначально предусматривалось создание эшелонированной системы ПВО корабля. На первоначальном этапе разработки конструкторы полагали, что совместить все необходимое оборудование и вооружение в одном корпусе будет очень сложно, поэтому рассматривался вариант создания пары из двух атомных надводных кораблей: БПК проекта 1144 и ракетного крейсера проекта 1165. Первый корабль должен был нести противолодочное вооружение, второй - противокорабельные крылатые ракеты (ПКР). Эти два корабля должны были действовать в составе соединения, прикрывая друг друга от различных угроз, зенитными средствами они были оснащены примерно на равных, что должно было способствовать созданию сильной эшелонированной ПВО. Однако по мере развития проекта было принято решение о том, что рациональнее всего будет не разделять противолодочные и противокорабельные функции, а совместить их в одном крейсере. После этого работы по проектированию атомного крейсера проекта 1165 были прекращены и все усилия разработчиков были перенаселены на ставший универсальным корабль проекта 1144.

По ходу работ возрастающие требования к проекту вели к тому, что корабль получал все большую номенклатуру вооружений и различного оборудования - что, в свою очередь, отражалось в росте водоизмещения. В результате проект первого советского атомного надводного боевого корабля достаточно быстро отошел от узких противолодочных функций, приобретя многоцелевую направленность, а его стандартное водоизмещение перевалило за 20 тысяч тонн. Крейсер должен был нести все самые современные виды боевых и технических средств, которые были созданы в Советском Союзе для боевых надводных кораблей. Данную эволюцию отразила и новая классификация корабля - «тяжелый атомный ракетный крейсер», которая была присвоена в июне 1977 года, уже во время строительства головного корабля серии, который закладывался как «атомный противолодочный крейсер».

В своем окончательном виде технический проект нового атомного надводного корабля был утвержден в 1972 году и получил шифр 1144 «Орлан». Проект первого советского надводного боевого атомохода разрабатывался в Северном проектно-конструкторском бюро в Ленинграде. Главным конструктором проекта 1144 стал Б. И. Купенский, а от ВМФ СССР главным наблюдающим за проектированием и строительством крейсера с самого начала и до передачи корабля флоту был капитан 2 ранга А. А. Савин.


Головной корабль серии, крейсер проекта 1144 "Киров".

Новый атомоход с самого начала стал любимым детищем С. Г. Горшкова, занимавшего пост главнокомандующего ВМФ СССР. Несмотря на это, проектирование корабля шло трудно и достаточно медленно. Рост водоизмещения крейсера по мере пересмотра и внесения изменений в требования к проекту заставлял конструкторов искать все новые и новые варианты главной энергетической установки корабля - в первую очередь, ее паропроизводящей части. При этом Горшков потребовал разместить на крейсере резервную энергетическую установку, которая работала бы на органическом топливе. Опасения военных тех лет можно было понять: советский и мировой опыт эксплуатации атомоходов в те годы был недостаточно большим, да и в наши дни аварии с выходом из строя реактора время от времени случаются. В то же время надводный боевой корабль, в отличие от субмарины, может себе позволить перейти с атомного реактора на сжигание обыкновенного горючего в топках - данным преимуществом было решено воспользоваться в полном объеме. Предполагалось, что резервный котел сможет помочь и в обеспечении стоянки корабля. Недостаточно развитая система базирования крупных боевых кораблей в Советском Союзе длительное время была больным местом для военно-морского флота.

Пока головной корабль серии еще стоял на стапеле, для следующего крейсера уже был создан усовершенствованный проект, получивший индекс 11442. Он предусматривал замену некоторых образцов вооружения и оборудования новейшими на тот момент системами: зенитно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов; ЗРК «Кинжал» вместо ЗРК «Оса-МА», универсальная спаренная 130-мм установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100 на «Кирове», противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», реактивные бомбометы РБУ-12000 вместо РБУ-6000 и т.д. Планировалось, что все последующие за крейсером «Киров» корабли серии будут строиться по улучшенному проекту, однако фактически по причине неготовности к серийному выпуску всех намеченных образцов вооружения, их добавляли на строящиеся корабли по мере окончания разработки. В конечном итоге проекту 11442 мог соответствовать лишь последний корабль - «Пётр Великий», но и он с оговорками, а второй и третий корабли «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения занимали промежуточное положение между первым и последним кораблями серии.

Описание конструкции крейсеров проекта 1144

Все крейсеры проекта 1144 «Орлан» обладали корпусом с удлиненным (более чем на 2/3 от общей длины) полубаком. Корпус с помощью водонепроницаемых переборок делится на 16 главных отсеков. На всем протяжении корпуса ТАРК идут 5 палуб. В носовой части корабля под бульбовым обтекателем находится неподвижная антенна гидроакустического комплекса «Полином». В корме корабля находится подпалубный ангар, который рассчитан на постоянное базирование 3-х вертолетов Ка-27, а также помещения для хранения запасов топлива и подъемник, предназначенный для подачи вертолетов на верхнюю палубу. Здесь же в кормовой части корабля имеется отсек с подъемно-опускным устройством буксируемой антенны гидроакустического комплекса «Полином». Развитые надстройки тяжелого крейсера выполнены с широким применением алюминиево-магниевых сплавов. Основная часть вооружения корабля сосредоточена на корме и в носовой части.


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий"

От получения боевых повреждений крейсеры проекта 1144 защищает противоторпедная защита, двойное дно на всем протяжении корпуса, а также локальное бронирование жизненно важных частей ТАРК. Как таковой, на крейсерах проекта 1144 «Орлан» поясной брони нет - бронезущита находится в глубине корпуса - однако вдоль ватерлинии от носа корабля до его кормы был проложен утолщенный пояс обшивки высотой 3,5 метра (из них 2,5 метра выше ватерлинии и 1 метр ниже ватерлинии), играющий важную роль в конструктивной защите крейсера.

ТАРК проекта 1144 «Орлан» стали первыми после Второй мировой войны боевыми кораблями, в проекте которых было заложено достаточно развитое бронирование. Так машинные отделения, ракетные погреба комплексов «Гранит» и реакторные отсеки с бортов защищены 100-мм (ниже ватерлинии - 70 мм) и со стороны палубы 70-мм броней. Броневую защиту получили и помещения боевого информационного поста корабля и главного командного пункта, которые находятся внутри его корпуса на уровне ватерлинии: они прикрыты 100-мм боковыми стенками с 75-мм крышей и траверзами. Помимо этого, в корме крейсера броня имеется по бортам (70-мм) и на крыше (50-мм) вертолетного ангара, а также вокруг хранилища боезапаса и авиационного топлива. Локальное бронирование есть и над румпельными отделениями.

Атомная энергетическая установка с реакторами КН-3 (активная зона типа ВМ-16), хотя и базируется на ледокольных реакторох типа ОК-900, обладает значительными отличиями от них. Основное - в топливных сборках, в которых находится уран с высокой степенью обогащения (примерно 70 %). Срок работы такой активной зоны до следующей перезарядки составляет 10-11 лет. Установленные на крейсере реакторы двухконтурные, на тепловых нейтронах, водо-водяные. В качестве теплоносителя и замедлителя в них используется бидистиллят - вода высокой чистоты, которая циркулирует через активную зону реакторов под большим давлением (примерно 200 атмосфер), обеспечивая кипение второго контура, который в итоге и идет в турбины в виде пара.


Особое внимание разработчики уделили возможности использования двухвальной энергетической установки крейсера, мощность на каждом валу которой составляет 70000 л.с. Комплексно-автоматизированная АЭУ располагалась в 3-х отсеках и включала в свой состав 2 атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, 2 турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека), а также 2 резервных автоматизированных котла КВГ-2, смонтированных в турбинных отделениях. При функционировании лишь резервной энергетической установки - без использования атомных реакторов - крейсера проекта 1144 «Орлан» в состоянии развивать скорость хода 17 узлов, запасов топлива хватит чтобы пройти на этой скорости 1300 морских миль. Использование атомных реакторов обеспечивает крейсеру скорость полного хода 31 узел и неограниченную дальность плавания. Установленная на кораблях данного проекта энергетическая установка была бы в состоянии обеспечивать теплом и электричеством город, население которого составляло бы 100-150 тысяч жителей. А продуманные обводы корпуса и большое водоизмещение обеспечивают ТАРК проекта 1144 «Орлан» отличную мореходность, что особенно важно для боевых кораблей океанской зоны.

Экипаж ТАРК проекта 1144/11442 состоит из 759 человек (в том числе 120 офицеров). Для размещения экипажа на борту корабля имеется 1600 помещений, в том числе 140 одно- и двухместных кают, которые предназначены для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин на 8-30 человек каждый, 15 душевых, две бани, сауна с бассейном 6х2,5 метра, двухуровневый медицинский блок (амбулаторная, операционная, лазареты-изоляторы, рентгеновский кабинет, зубоврачебный кабинет, аптека), спортзал с тренажерами, 3 кают-компании для мичманов, офицеров и адмиралов, а также салон для отдыха и даже своя собственная кабельная телестудия.

Вооружение крейсеров проекта 1144 «Орлан»

Основным оружием данных крейсеров были ПКР П-700 «Гранит» - сверхзвуковые крылатые ракеты третьего поколения, обладающие пониженным профилем траектории полета к цели. При стартовой массе 7 тонн данные ракеты развивали скорость до 2,5 М и могли нести обычную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд-моноблок мощностью до 500 кт на расстояние до 625 км. Длина ракеты составляет - 10 метров, диаметр - 0,85 метра. 20 противокорабельных крылатых ракет «Гранит» были установлены под верхней палубой крейсера, с углом возвышения 60 градусов. Пусковые установки СМ-233 для данных ракет производились на ПО «Ленинградский металлический завод». По той причине, что ракеты «Гранит» первоначально предназначались для субмарин, перед пуском ракеты установка должна заполняться забортной водой. По опыту оперативной и боевой подготовки ВМФ, сбить «Гранит» очень сложно. Даже если поразить ПКР противоракетной, она из-за своей огромной скорости и массы может сохранить достаточный импульс, для того чтобы «достать» корабль-цель.


Пусковая установка корабельного ЗРК «Форт-М»

Основу зенитно-ракетного вооружения крейсеров проекта 1144 «Орлан» составлял ракетный комплекс С-300Ф (Форт), который на крутящихся барабанах размещался под палубой. Полный боекомплект комплекса состоял из 96 зенитных ракет. На единственном корабле серии «Петре Великом» (вместо одного комплекса С-300Ф) появился уникальный носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М», который был произведен в одном экземпляре. Каждый такой комплекс в состоянии одновременно обстреливать до 6 маневрирующих малоразмерных целей (сопровождать до 12 целей) и наводить на них одновременно 12 ракет в условиях постановки противником активных и пассивных помех. По причине конструктивных особенностей ракет комплекса С-300ФМ боекомплект «Петра Великого» сократился на 2 ЗУР. Таким образом, ТАРК «Пётр Великий» вооружен одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2 и одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6Е, полный боекомплект состоит из 94 ракет. «Форт-М» создавался на базе армейского комплекса ПВО С-З00ПМУ2 «Фаворит». Данный комплекс в отличие от предшественника - зенитного комплекса «Форт», в состоянии поражать цели на расстоянии до 120 км и успешно бороться с ПКР противника на высотах до 10 метров. Расширения зоны поражения комплекса удалось достичь за счет улучшения чувствительности приемных каналов и энергетических характеристик передатчика.

Вторым эшелоном ПВО крейсера является ЗРК «Кинжал», который был включен в проект 11442, но в действительности появился лишь на последнем корабле серии. Основная задача данного комплекса - это поражение воздушных целей, которые прорвались сквозь первую линию ПВО крейсера (ЗРК «Форт»). Основой «Кинжала» являются твердотопливные, одноступенчатые, телеуправляемые ракеты 9М330, которые унифицированы с комплексом ПВО сухопутных войск «Тор-М1». Ракеты взлетают вертикально с неработающим двигателем под действием катапульты. Перезарядка ракет автоматическая, интервал пуска составляет 3 секунды. Дальность обнаружения целей в автоматическом режиме - 45 км, количество одновременно обстреливаемых целей - 4, время реакции - 8 секунд. ЗРК «Кинжал» работает в автономном режиме (без участия личного состава). По спецификации на борту каждого крейсера проекта 11442 должно было находиться 128 таких ЗУР в 16х8 установках.

Третьим рубежом ПВО является ЗРАК «Кортик», представляющий собой комплекс ближней обороны. Он призван заменить обыкновенные 30-мм шестиствольные артиллерийские комплексы АК-630. ЗРАК «Кортик» в телевизионно-оптическом и радиолокационном режимах в состоянии обеспечить полную автоматизацию боевого управления от обнаружения цели до ее поражения. Каждая установка состоит из двух 30-мм шестиствольных автоматов АО-18, суммарная скорострельность которых составляет 10 000 выстрелов в минуту и двух блоков по 4 двухступенчатых ракеты 9М311. Данные ракеты обладают осколочно-стержневой БЧ и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении каждой установки находится 32 таких ракеты в транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты 9М311 унифицированы с сухопутным комплексом 2С6 «Тунгуска» и в состоянии бороться с ПКР, управляемыми бомбами, вертолетами и самолетами противника. Дельность действия ракетной части ЗРАК «Кортик» составляет 1,5-8 км, дострел из 30-мм артиллерийских установок ведется на дистанции 1500-50 метров. Высота поражаемых воздушных целей - 5-4000 метров. Всего на каждом из трех крейсеров проекта 11442 должно было находиться по 6 таких комплексов, боезапас которых состоял из 192 ракет и 36 000 снарядов.

Противолодочное вооружение крейсера проекта 1144 было представлено комплексом «Метель», который в проекте 11442 был заменен на более современный противолодочный комплекс «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопад» не нуждается в отдельной ПУ - ракето-торпеды комплекса заряжаются в стандартные торпедные аппараты. Ракета модели 83РН (или 84РН с ядерной БЧ), подобно обыкновенной торпеде, выстреливается из торпедного аппарата сжатым воздухом и ныряет в воду. Затем, по достижении определенной глубины запускается ракетный двигатель и ракето-торпеда взлетает из-под воды и уже по воздуху доставляет боевую часть в район нахождения цели - до 60 километров от корабля-носителя - после чего БЧ отделяется. В качестве боевой части может использоваться УМГТ-1 - 400-мм малогабаритная самонаводящаяся торпеда. Дальность хода торпеды УМГТ-1, которая может устанавливаться на ракето-торпедах - 8 км, скорость движения - 41 узел, глубина - 500 метров. В боекомплекте крейсера до 30 таких ракета-торпед.

В 1962 году произошло громкое ЧП на крейсере «Лонг Бич». В ходе учебных стрельб в присутствии высокопоставленных лиц государства, среди которых был сам президент Кеннеди, новейший атомный ракетный крейсер не смог перехватить воздушную мишень. Раздраженный Кеннеди, поинтересовался составом вооружения «Лонг Бич». Узнав, что на крейсере полностью отсутствует артиллерия (имеется лишь 4 ракетных комплекса), он, как бывший моряк, порекомендовал добавить пару орудий универсального калибра.

Вот так, смелая идея построить корабль с чисто ракетным потерпела крах. Вскоре Кеннеди был убит, а ракетный крейсер «Лонг Бич» с тех пор носил на палубе две 127 мм пушки. По иронии судьбы, за 30 лет службы крейсер ни разу не применил свою артиллерию, зато регулярно стрелял ракетами. И, всякий раз, попадал в цель.

На другой стороне океана происходили аналогичные процессы. Сразу после смерти Иосифа Сталина, в 1953 году было прекращено строительство тяжелых крейсеров проекта 82 «Сталинград» (полное водоизмещение – 43 тыс. тонн). Командование Военно-морского флота, в том числе легендарный адмирал Н.Г. Кузнецов, однозначно высказалось против этих кораблей: сложных, дорогих, и, к тому времени, уже морально устаревших. Расчетная дальность плавания «Сталинграда» не превышала 5000 миль 15-узловым ходом. По всем остальным параметрам тяжелый крейсер на 10-20% уступал зарубежным аналогам, много вопросов вызывало его зенитное вооружение. Даже прекрасные 305 мм орудия не могли спасти положение – морской бой грозил превратиться во вторую Цусиму.

Однако, вплоть до середины 1950-х годов, СССР не имел реальных технических возможностей для создания мощного океанского ракетно-ядерного флота и был вынужден строить корабли с обычным артиллерийским и торпедно-минным вооружением. В период с 1949 по 1955 г. корабельный состав ВМФ СССР пополнился четырнадцатью артиллерийскими крейсерами проекта 68-бис (тип «Свердлов»). Изначально созданные для оборонительных действий в прибрежных водах, эти 14 кораблей вскоре оказались одними из немногих эффективных средств ВМФ СССР для нанесения парализующих ударов по авианосным ударным группировкам «вероятного противника». В моменты обострения международной обстановки крейсера пр. 68-бис намертво «приклеивались» к американским АУГ, грозя в любой момент обрушить на палубы авианосцев сотни килограмм смертоносного металла из своих двенадцати 152 мм орудий. При этом сам крейсер мог не обращать внимания на огонь 76 мм и 127 мм орудий американских эскортных крейсеров – толстая броня надежно защищала экипаж и механизмы от таких примитивных боеприпасов.


Крейсер "Михаил Кутузов" проекта 68-бис.
Водоизмещение 18 тыс. тонн, масимальная скорость хода 35 узлов, воружение: 12х152 мм орудий главного калибра, 12х100 мм орудий универсального калибра, 8 зенитных автоматов АК-230. Бронепояс - 100мм.


Среди любителей военно-морской существует мнение, что постройка трех тяжелых крейсеров типа «Сталинград» вместо 14 «68-бис» могла значительно усилить потенциал ВМФ СССР – девять 305 мм орудий тяжелого крейсера могли несколькими залпами потопить ударный авианосец, а их дальность огня в разы превышала дальность стрельбы 152 мм орудий. Увы, реальность оказалась более прозаической – дальность плавания крейсеров пр. 68-бис достигала 8000 морских миль на оперативно-экономической скорости хода 16-18 узлов – достаточно чтобы действовать в любом районе Мирового океана (как было отмечено ранее, расчетная дальность плавания «Сталинграда» была почти два раза меньше: 5000 миль на 15 уз.). Тем более, время не позволяло ждать – требовалось как можно быстрее насытить ВМФ СССР новыми кораблями. Первые «68-бис» вступили в строй уже в 1952 году, тогда как постройка «Сталинградов» могла быть завершена лишь к концу 50-х годов.

Разумеется, в случае реального боевого столкновения 14 артиллерийских крейсеров тоже не гарантировали успех – во время слежения за авианосными группировками ВМС США над советскими кораблями вился рой палубных штурмовиков и бомбардировщиков, готовых по сигналу наброситься на свою жертву со всех румбов. По опыту Второй мировой известно, что при атаке авиации на крейсер, аналогичный по конструкции «68-бис», от момента начала атаки до момента, когда мачты корабля скрывались в волнах, проходил временной промежуток 8-15 минут. Крейсер терял боеспособность уже в первые секунды атаки. Возможности ПВО «68-бис» оставались на том же уровне, а скорость реактивных самолетов увеличилась в разы (скороподъемность поршневого «Эвенджера» - 4 м/с; скороподъемность реактивного «Скайхока» - 40 м/с).

Казалось бы, совершенно проигрышный расклад. Оптимизм советских адмиралов основан был на том, что единственное удачное попадание может парализовать АУГ – достаточно вспомнить жуткий пожар на палубе авианосца от случайно сработавшего 127 мм НУРС. Крейсер и его 1270 человек экипажа, конечно, погибнут смертью храбрых, но АУГ значительно утратит свою боеспособность.
К счастью, все эти теории остались неподтвержденными. Крейсера «68-бис» своевременно появились на просторах океана и честно служили 40 лет в составе ВМФ СССР и ВМС Индонезии. Даже когда основу ВМФ СССР составляли атомные подводные ракетоносцы и космические системы целеуказания, старые крейсера все еще использовались в роли кораблей управления, а в случае необходимости, могли принять на свои палубы батальон морской пехоты и поддержать огнем десант.

Бесславные подонки

В годы Холодной войны в странах НАТО была принята авианосная концепция развития флота, блестяще показавшая себя во время Второй мировой. Все основные задачи, в том числе удары по надводным и наземным целям, возлагались на авианосцы – палубные самолеты могли поражать объекты на удалении сотен километров от эскадры, что давало морякам исключительные возможности для контроля морского пространства. Корабли остальных типов выполняли преимущественно эскортные функции или использовались в качестве противолодочных средств.


HMS Vanguard, 1944 год. Один из лучших линкоров по совокупности характеристик. Водоизмещение - 50 тысяч тонн. Главный калибр - восемь 381 мм орудий. Пояс цитадели - 343...356 мм броневой стали


Большим пушкам и толстой броне линкоров не нашлось места в новой иерархии. В 1960 году Великобритания отправила на слом свой единственный линкор «Вэнгард». В США в 1962 году были сняты с вооружения относительно новые линкоры типа «Саут Дакота». Единственным исключением стали четыре линейных корабля типа «Айова», два из которых успели принять участие в операции против Ирака. Последние полвека «Айовы» периодически появлялись на морских просторах, чтобы, после обстрела побережья Кореи, Вьетнама или Ливана, вновь исчезнуть, уснув на многолетней консервации. Разве такое предназначение для своих кораблей видели их создатели?

Ракетно-ядерная эпоха изменила все представления о привычных вещах. Из всего состава ВМФ только стратегические подводные ракетоносцы могли эффективно действовать в глобальной ядерной войне. В остальном, военно-морской флот утратил свое значение и переквалифицировался на выполнение полицейских функций в локальных войнах. Не избежали этой участи и авианосцы – за прошедшие полвека за ними стойко закрепился имидж «агрессоров против стран третьего мира», способных лишь бороться с папуасами. На самом деле это мощное морское оружие, способное за час обследовать 100 тыс. кв. километров поверхности океана и наносить удары за многие сотни километров от борта корабля, создавалось совсем для другой войны. Но, к счастью, их возможности остались невостребованы.

Реальность оказалась еще более обескураживающей: в то время, как супердержавы готовились к мировой ядерной войне, совершенствуя противоатомную защиту кораблей и демонтируя последние слои брони, по всему Земному шару росло число локальных конфликтов. Пока стратегические подлодки прятались подо льдами Арктики, обычные эсминцы, крейсера и авианосцы выполняли свои привычные функции: обеспечивали «бесполетные зоны», проводили блокаду и деблокаду морских коммуникаций, оказывали огневую поддержку наземным войскам, выполняли роль арбитра в международных спорах, одним своим присутствием принуждая «спорщиков» к миру.

Кульминацией этих событий стала Фолклендская война – Великобритания восстановила контроль над затерянными в Атлантике островами в 12 тыс. километров от своих берегов. Дряхлая ослабевшая империя показала, что никто не вправе бросать ей вызов, тем самым укрепив свой международный авторитет. Несмотря на наличие у Великобритании ядерного оружия, конфликт протекал в масштабе современного морского боя – с ракетными эсминцами, тактической авиацией, обычными бомбами и высокоточным оружием. И флот в этой войне сыграл свою ключевую роль. Особенно отличились два британских авианосца – «Гермес» и «Инвинсибл». По отношению к ним слово «авианосцы» нужно брать в кавычки – оба корабля имели ограниченные характеристики, малочисленную авиагруппу самолетов вертикального взлета и не несли самолетов ДРЛО. Но даже эти реплики настоящих авианосцев и два десятка дозвуковых «Си Харриеров» стали грозным препятствием для аргентинской ракетоносной авиации, не позволив до конца потопить Королевский флот.

Атомный киллер


В середине 70-х годов специалисты ВМС США стали возвращаться к идее тяжелого крейсера, способного действовать у вражеских берегов без поддержки собственной авиации – настоящего океанского бандита, способного расправиться с любым из возможных противников. Так появился проект атомного ударного крейсера CSGN (cruiser, strike, guided missle, nuclear-powered) – крупного (полное водоизмещение 18 000 тонн) корабля с мощным ракетным оружием и (внимание!) артиллерией крупного калибра. Кроме того, на нем впервые в американском флоте планировалось установить систему «Иджис».

В комплекс вооружения перспективного крейсера CSGN планировалось включить:
- 2 наклонные пусковые установки Mk.26 Боекомплект – 128 зенитных и противолодочных ракет.
- 2 бронированные пусковые установки ABL. Боекомплект – 8 «Томагавков»
- 2 пусковые установки Mk.141 Боекомплект – 8 ПКР «Гарпун»
- 203 мм высокоавтоматизированное орудие 8”/55 Mk.71 с неуклюжим названием MCLWG. Перспективная морская пушка обладала скорострельностью 12 выстр./мин, при этом максимальная дальность стрельбы составляла 29 километров. Масса установки – 78 тонн (с учетом магазина на 75 выстрелов). Расчет – 6 человек.
- 2 вертолета или СВВП

Разумеется, ничего подобного в реальности не появилось. 203-мм орудие оказалось недостаточно эффективным по сравнению с 127 мм орудием Mk.45 – точность и надежность MCLWG оказались неудовлетворительными, при этом легкая 22-тонная Mk.45 имела в 2 раза большую скорострельность и, в целом никакой потребности в новой крупнокалиберной артсистеме не было.
Крейсер CSGN окончательно погубила ядерная силовая установка – после нескольких лет эксплуатации первых атомных крейсеров стало ясно, что ЯСУ, даже если не рассматривать ценовой аспект, значительно портит характеристики крейсера – резкое увеличение водоизмещения, меньшая боевая живучесть. Современные газотурбинные установки с легкостью обеспечивают дальность плавания 6-7 тысяч миль на оперативно-экономической скорости хода 20 уз. – больше от военных кораблей не требуется (при нормальных условиях развития ВМФ в Иокогаму не должны ходить корабли Северного флота, туда должен ходить Тихоокеанский флот). Тем более, автономность крейсера определяется не только по запасам топлива. Простые истины, про них было уже сказано много раз.


Испытания 203 mm Major Caliber Lightweight Gun


Одним словом, проект CSGN загнулся, уступив место ракетным крейсерам типа «Тикондерога». Среди конспирологов существует мнение, что CSGN –спецоперация ЦРУ, разработанная с целью направить ВМФ СССР по ложному пути строительства «Орланов». Вряд ли это так, учитывая что все элементы суперкрейсера так или иначе воплотились в реальности.

Ракетный дредноут

В дискуссиях на форуме «Военное обозрение» неоднократно обсуждалась идея высокозащищенного ракетно-артиллерийского крейсера. Действительно, в условиях отсутствия противостояния на море, такой корабль имеет ряд преимуществ в локальных войнах. Во-первых, «ракетный дредноут» является отличной платформой для размещения сотен крылатых ракет. Во-вторых, все, что находится в радиусе 50 км (надводные корабли, укрепления на побережье) может быть сметено огнем его 305 мм орудий (калибр двенадцать дюймов – оптимальное сочетание мощности, скорострельности и массы установки). В-третьих, уникальный уровень защищенности, недостижимый для большинства современных кораблей (лишь атомные ударные авианосцы могут позволить себе 150-200 мм бронирование).

Самое парадоксальное – все это вооружение (крылатые ракеты, системы, ПВО, мощная артиллерия, вертолеты, бронирование, радиоэлектроника), по предварительным расчетам, легко помещается в корпус супердредноута типа «Куин Элизабет», заложенного ровно 100 лет назад – в октябре 1912 года!


HMS Warspite - супердредноут типа Куин Элизабет, начало ХХ века


Для размещения 800 вертикальных пусковых установок типа Mk.41 требуется площадь не менее 750 кв. м. Для сравнения: две кормовые башни главного калибра «Куин Элизабет» занимают 1100 кв. м. Масса 800 УВП сравнима с массой тяжело бронированных двухорудийных башен с орудиями калибра 381 мм вместе с их барбетами и бронированными зарядными погребами. Вместо шестнадцати 152 мм орудий среднего калибра могут быть установлены 6-8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик» или «Палаш». Уменьшится калибр носовой артиллерии до 305 мм – вновь солидная экономия водоизмещения. За последние 100 лет произошел огромный прогресс в области энергетических установок и автоматизации – все это должно повлечь за собой уменьшение водоизмещения «ракетного дредноута».

Разумеется, при таких метаморфозах полностью измениться облик корабля, его метацентрическая высота и статьи нагрузки. Чтобы привести внешние формы и содержание корабля к норме потребуется долгая кропотливая работа целого научного коллектива. Но главное – нет ни одного фундаментального запрета такой «модернизации».
Единственный стоящий ребром вопрос – какова будет цена такого корабля. Я предлагаю читателям оригинальный сюжетный ход: попробовать оценить «ракетный дредноут» типа «Куин Элизабет – 2012» в сравнении с ракетным эсминцем типа «Арли Берк», причем мы будем делать не на основе скучных курсов валют, а используя данные открытых источников + каплю здравой логики. Результат, обещаю, будет весьма забавным.


Итак, Иджис-эсминец типа «Арли Берк», подсерия IIА. Полное водоизмещение – ок. 10 000 тонн. Вооружение:
- 96 ячеек УВП Mk.41
- одно 127 мм орудие Mk.45
- 2 зенитных комплекса самообороны «Фаланкс», 2 автоматические пушки «Бушмастер» (калибр 25 мм)
- 2 торпедных аппарата калибра 324 мм
- вертолетная площадка, ангар на 2 вертолета, магазин на 40 авиационных боеприпасов

Стоимость «Арли Берка» в среднем составляет 1,5 миллиарда долл. Эта колоссальная цифра определяется тремя практически равными составляющими:
500 млн. – стоимость стального корпуса.
500 млн. – стоимость ГЭУ, механизмов и оборудования корабля.
500 млн. – стоимость системы Иджис и оружия.

1. Корпус. По предварительным подсчетам, масса стальных конструкций корпуса «Арли Берка» находится в пределах 5,5 - 6 тысяч тонн.
Масса корпуса и брони линкора типа «Куин Элизабет» хорошо известна - 17 тысяч тонн. Т.е. требуется в три раза больше металла, по сравнению с маленьким эсминцем. С точки зрения банальной эрудиции и непостижимой вечной истины, пустая коробка корпуса «Куин Элизабет» стоит как современный эсминец типа «Арли Берк» - 1,5 миллиарда долл. И ни копейки меньше.
(К этому еще нужно учесть удешевление постройки «Арли Берка» ввиду крупносерийного строительства, но данный расчет не претендует на математическую точность).

2. ГЭУ, механизмы и оборудование.
«Арли Берк» приводится в движение 4 газовыми турбинами LM2500 суммарной мощностью 80 тысяч л.с. Также, имеется три ГТУ аварийного хода производства фирмы Allison.
Первоначальная мощность ГЭУ «Куин Элизабет» составляла 75 тыс. л.с. – этого было достаточно для обеспечения скорости хода 24 узла. Разумеется, в современных условиях это неудовлетворительных результат – для увеличения максимальной скорости корабля до 30 уз. потребуется в два раза более мощная силовая установка.
На борту «Куин Элизабет» изначально находилось 250 тонн топлива – британский супердредноут мог проползти 5000 миль на скорости 12 узлов.
На борту эсминца «Арли Берк» 1500 тонн керосина JP-5. Этого достаточно для обеспечения дальности хода 4500 миль 20-уз. ходом.
Совершенно очевидно, что «Куин Элизабет – 2012» для сохранения характеристик «Арли Берка» потребуется в два раза больше топлива, т.е. в два раза больше цистерн, насосов и топливных магистралей.
Также, многократное увеличение размеров корабля, количества оружия и обрудования на борту приведет к тому экипаж «Куин Элизабет - 2012» увеличится как-минимум вдвое по сравнению с «Арли Берком».
Не мудраствуя лукаво, увеличим изначальную стоимость ГЭУ, механизмов и оборудования ракетного эсминца ровно в два раза – стоимость «начинки» «ракетного дредноута» составит 1 миллиард долларов. У кого-нибудь еще остались сомнения по этому поводу?

3. «Иджис» и оружие
Самая интересная глава. Стоимость системы «Иджис», включая все радиоэлектронные системы корабля составляет 250 млн. долл. Оставшие 250 млн. – стоимость оружия эсминца. Что касается системы "Иджис" эсминцев типа "Арли Берк", то на них стоит модификация с ограниченными характеристиками, напрмер имеется всего три РЛС подстветки целей. Например, на крейсере "Тикондерога" их четыре.

С точки зрения логики, все вооружение «Арли Берка» можно разделить на две главные составляющие: пусковые ячейки Mk.41 и остальные системы (артиллерия, зенитные комплексы самообороны, постановщики помех, торпедные аппараты, оборудование для обслуживания вертолетов). Полагаю возможным допустить, что обе составляющие имеют равную стоимость, т.е. 250 млн./2=125 млн. долл. – в любом случае, это мало отразиться на окончательном результате.
Итак, стоимость 96 пусковых ячеек 125 миллионов долл. В случае «ракетного дредноута» «Куин Элизабет - 2012» количество ячеек увеличивается в 8 раз - до 800 УВП. Соответственно, их стоимость возрастет в 8 раз – до 1 миллиарда долл. Ваши возражения по этому поводу?

Артиллерия главного калибра. Пятидюймовая легкая морская пушка Mk.45 весит 22 тонны. 12-дюймовое морское орудие Mk.8, применявшееся на кораблях в годы Второй мировой войны имело массу 55 тонн. Т.е., даже не учитывая технологические трудности и трудоемкость производства, для этой системы требуется в 2,5 раза больше металла. Для «Куин Элизабет - 2012» таких орудий требуется четыре.

Вспомогательные системы. На «Арли Берке» два «Фаланкса» и два «Бушмастера», на «ракетном дредноуте» 8 куда более сложных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик». В два-три раза увеличилось количество пусковых установок SBROC для отстрела дипольных отражателей. Авиационное оборудование останется прежним – 2 вертолета, ангар и посадочная площадка, топливная цистерна и магазин склад боеприпасов.

Полагаю возможным увеличить изначальную стоимость этого имущества в восемь раз – с 125 млн. до 1 миллиарда долларов.

Вот, пожалуй, и всё. Надеюсь, читатель сможет правильно оценить этот жуткий гибрид «Куин Элизабет -2012», являющий собой сочетание старого британского корабля и российско-американских систем оружия. Смысл буквально в следующем, с точки зрения элементарной математики, стоимость «ракетного дредноута» с 800 УВП, броней и артиллерией составит минимум 4,75 миллиардов долларов, что сравнимо со стоимостью атомного авианосца . При этом, «ракетный дредноут» не будет иметь и доли возможностей авианесущего корабля. Наверное, в этом и заключается отказ от постройки такого «вундерваффе» во всех странах мира.

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) "Петр Великий" предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов. Является флагманом Северного флота ВМФ РФ.

В 1952-1954 годах в СССР было принято решение создать новый ракетно-ядерный флот. В 1964 году было начато проектирование отечественного боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода. Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако после появления в конце 60-х годов подводных лодок ВМС США с межконтинентальными ракетами и атомными энергетическими установками было решено для борьбы с ними создать оперативные соединения противолодочных кораблей. Для обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера в отличие от ранее проектируемого. Так родился проект 1144 тяжелого атомного ракетного крейсера.

По проекту 1144 на Балтийском заводе построены четыре тяжелых атомных ракетных крейсера: "Киров" (с 1992 года - "Адмирал Ушаков"), "Фрунзе" (с 1992 года - "Адмирал Лазарев"), "Калинин" (с 1992 года - "Адмирал Нахимов") и "Петр Великий". Эти суда имеют на вооружении практически все виды боевых и технических средств, созданных для военных надводных кораблей.

К строительству последнего корабля серии - "Петр Великий" (при закладке именовался "Куйбышев", потом - "Юрий Андропов") - завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушел на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья. В 1998 году атомный крейсер был передан флоту.

ТАРКР "Петр Великий" является дальнейшим развитием ударных ракетных крейсеров. В отличие от своих предшественников ТАРКР имеет повышенную автономность плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами.

Технические данные

Водоизмещение: cтандартное - 24 300 тонн, полное - 26 190 тонн

Скорость: полный ход - 31 узел, экономный - 18 узлов

Автономность: 60 суток

Габариты: длина - 251 метров, ширина - 28,5 метра, осадка - 10,3 метра

Экипаж: 760 человек.

Главная энергетическая установка крейсера оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 Мвт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и тем самым скорость корабля. На корабле также установлены: 8 парогазогенераторов, 4 электростанции суммарной мощностью 18 тысяч кВт, 2 турбины по 75 тысяч лошадиных сил.

Основу вооружения составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты "Гранит" П-700 (3М-45) ("Shipwreck"). На крейсере 20 ПКР "Гранит" установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов.

Корабельные боевые системы включают: боевой информационный центр; систему радиосвязи; систему спутниковой связи; системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и "Удав-1"; радиолокационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - две, РЛС управления огнём 30-мм артустановок - четыре, навигационная РЛС - две; а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную систему.

Противовоздушное зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение "Петра Великого" cостоит из ЗРК С-300Ф с 48 ракетами 48Н6, С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2, систему ПВО "Кинжал", ЗРК "Кортик" с АК-630 и артустановку АК-130.

На крейсере "Петр Великий" дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ "Форт-М".

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано ракетными противолодочной системой "Водопад-НК" и противоторпедной "Удав-1", ракетно-бомбовыми установками РБУ?1000 и вертолетами Ка-27ПЛ.

Противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК) "Водопад?НК" имеет 20 противолодочных ракет или торпед. Стрельба ведется с 10 ПУ (ракетно?торпедных аппаратов).

Комплекс "Удав-1" оснащен 40 противолодочными ракетами. Аналогичную систему имеет крейсер "Адмирал Кузнецов".

РБУ?1000 составляют основу системы "Смерч-3", имеющей следующий состав: две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты), заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-10, систему ПУСБ "Буря" с приставкой "Зуммер", управляющую огнем до четырех РБУ.

Для противолодочной защиты также предназначены три вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РТ.

Ка-27 ("Helix") оснащён противолодочным вооружением включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустическую систему и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 также может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР.

Тяжелый крейсер «Блюхер»

Тяжёлый крейсер - это подкласс артиллерийских крейсеров. Их строительство которых велось в 1916-1953 году. До 1930 года тяжелые крейсера назывались «вашингтонскими» однако в 1930-м году согласно Лондонскому морскому договору, был официально введен термин «тяжёлый крейсер», для отличия их от менее крупных лёгких крейсеров, вооружённых артиллерией калибра не более 155 мм. Калибр артиллерии тяжелых крейсеров составлял 203 мм, а стандартное водоизмещение - 10 тыс. тонн, а калибр артиллерии - 203 мм. В системе морских вооружений тяжёлые крейсера занимали промежуточное место между лёгкими и линейными крейсерами. Тяжелые крейсера активно использовались во Второй мировой войне и составляли важную часть флотов всех ведущих морских держав. По окончанию войны небольшое число единиц сохранилось во США, Аргентины, Испании. В 1991 году были списаны после долгого пребывания в резерве были списаны последние корабли этого класса.

Стандартный «вашингтонский» крейсер

В 1915 году Британское Адмиралтейство заказало промышленности серию крейсеров, разделавшись с немецкими крейсерами-рейдерами, заказало промышленности серию крейсеров, опасаясь новых гипотетических немецких рейдеров с мощным вооружением. Эти крейсеры должны были превзойти любой перспективный немецкий крейсер по всем статьям. Поскольку вооружение ожидаемых противников предполагалось в виде 150-мм орудий, Адмиралтейство пожелало видеть на новейших «истребителях рейдеров» самую крупнокалиберную артиллерию, которая ещё допускала бы ручное заряжание, и при этом превосходила бы немецкие 150-миллиметровки по дальности стрельбы. В итоге новые крейсера получили 190-мм орудия. Впрочем, строительство крейсеров типа «Хокинс» в итоге затянулось, и на Первую мировую войну корабли не попали.

В 1922 году на Вашингтонской конференции по ограничению морских вооружений было принято решение об ограничении качественных характеристик кораблей, в том числе крейсеров. Англичане не захотели расставаться с новейшими и очень дорогими кораблями, поэтому они настояли на принятии характеристик «Хокинсов» в качестве стандартных. Этому весьма способствовало и то впечатление, которое произвели «Хокинсы» на военно-морские круги мира. К примеру, США и Япония незамедлительно принялась разрабатывать крейсера, как минимум, не уступающие британским новинкам.

В результате, основные договаривающиеся стороны вполне благожелательно отнеслись к пожеланиям британской делегации. Так появились статьи XI и XII Вашингтонского договора 1922 года, запрещавшие строить крейсера водоизмещением более 10 тыс. тонн (английские длинные тонны) и с артиллерией крупнее 203 мм. Количество вновь построенных крейсеров не ограничивалось, но имелись суммарные ограничения на тоннаж флота в пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 соответственно, для США, Великобритании, Японии, Франции и Италии. Поскольку на строительство линкоров был объявлен мораторий, началась «крейсерская» лихорадка.

Тяжелые крейсера Японии

«Война на море» № 26. 2005 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС». Лицензия ЛВ № 35 от 29.08.97 © Иванов С. В… 2004 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии «Нота» г. Белорецк, ул. Советская, 14 Тираж: 300 экз.

Введение

Тяжелый крейсер «Такао» ведет огонь главным калибором по американскому линкору «Южная Дакота», Гуадалканал, ночь с 14 на 15 ноября 1942 г. Крейсеры «Такао» и «Атаги», линкор «Киришима» при выполнении боевой задачи по обстрелу авиабазы корпуса морской пехоты США в Хендерсон-Филд были перехвачены американским линкором «Южная Дакота» и крейсером «Вашингтон». В ночном бою линкор «Киришима» был потоплен, а линкор «Южная Дакота» получил тяжелые повреждения.

Броненосный крейсер «Икома», корабль типа «Цукуба», принимал участие в смотре германского флота в 1912 г. Примерно в это время «Цукуба» и «Икома» были отнесены к классу линейных крейсеров.

На момент начала Второй мировой войны японский Императорский флот являлся третьим крупнейшим военно-морским флотом мира, уступая только ВМС США и ВМС Великобритании. По состоянию на декабрь 1941 г. в составе японского флота числилось 18 тяжелых крейсеров. В целом же структура и боевой состав флота носили скорее наступательный, чем оборонительный характер. Японские тяжелые крейсера были большими кораблями с исключительно мощным артиллерийским и торпедным вооружением, высокой скоростью плавания и значительной осадкой. Крейсера отлично подходили для ведения боевых действий в темное время суток. Значительные размеры в сочетании с мощнейшими силовыми установками позволят модернизировать крейсера «малой кровью», усиливая их торпедное и зенитно-артиллерийское вооружение. Отличительными чертами внешнего облика крейсеров стали пагодообразные башни-надстройки, по которым японские крейсера легко отличить от крейсеров флота любой другой страны мира. В дополнение к надстройкам необычного вида конструкторы поставили на крейсера и еще крайне необычные изогнутые дымовые трубы. Эти ласкающий взгляд военно- морских эстетов корабли прошли все горнило войны на Тихом океане.

С 1880 по 1905 г. Императорский японский флот получил броненосные крейсера нескольких классов, сконструированные и построенные в Великобритании, Франции, Италии и даже в царской России. Последние стали трофеями русско-японской войны и, в свою очередь, в большинстве случаев являлись результатом мозгового штурма французских кораблестроителей. С 1905 по 1911 г.г. для Императорского японского флота в Куре было построено два крейсера типа «Цукуба», а в Йокосуке - два крейсера типа «Курама». Крейсера типа «Курама» представляли собой развитие кораблей типа «Цукуба», которые имели ряд серьезных недостатков. Эти четыре крейсера стали первыми крупными кораблями японской постройки. При водоизмещении в 15 400 т и вооружении из 12-дюймовых орудий отнести «крейсера» к строго определенному типу кораблей вряд ли возможно. Когда в Великобритании появились линейные крейсера с вооружением линкоров, но скоростью и бронированием крейсеров, японские корабли также стали называть линейными крейсерами. В 1923 г. Их отнесли к крейсерам класса «А». Конструкция «Цукубы» и «Курама» не оказала никакого влияния на конструкцию японских тяжелых крейсеров, принимавших участие во Второй мировой войне.

Линия развития тяжелых крейсеров Императорского японского флота, принимавших участие во Второй мировой войне, начата экспериментальным легким крейсером «Юбари», заложенным 31 июля 1923 г. Этот небольшой корабль (на испытаниях его водоизмещение составило 4091 т, 2/3 от полного) резко отличался обводами корпуса, внешним видом, вооружением и силовым набором корпуса от 55 500-тонных легких крейсеров «Нагара» и «Сендаи». Крейсер «Юбари» спроектировали в начале 20-х годов под руководством известного кораблестроителя Хираги Юзури и его помощника Фухимото Кикуо специально для отработки концепции скоростного корабля с мощным торпедно-артиллерийским вооружением, которые сочетались с приличной бронезащитой при небольшом водоизмещении. Удачный корабль всегда является компромиссом между мощью вооружения, защищенностью и скоростью плавания. Нарушение компромисса всегда приводит к дисбалансу характеристик. К примеру, немцы поставили на свои «карманные линкоры» типа «Дойчланд» водоизмещением 11 700 т очень мощную для своего класса артиллерию главного калибра и оснастили корабли серьезной броней, платой за это стало падение скорости полного хода до 28 узлов. Хираги хотел построить крейсер, вооруженный и бронированный значительно лучше легких крейсеров типа «Сендай» (водоизмещение 5595 т). По своим боевым возможностям новый крейсер, как минимум, должен был не уступать американским легким крейсерам типа «Омаха» водоизмещением 7050 т и британским крейсерам типа «О» водоизмещением 5780 т. Пока строился крейсер «Юбари», шло концептуальное проектирование средних крейсеров водоизмещением 7500 т, которые позже переклассифицировали в тяжелые. К моменту заключения Вашингтонского договора по ограничению военно-морских вооружений конструкторы выполнили чертежи корабля. Эти корабли стали известными под наименованиями «Фурутака» и «Како».

Заключенный 3 июля 1922 г. Вашингтонский договор ограничивал водоизмещение тяжелого крейсера 10 000 т и ограничивал количество кораблей в составе ВМС одной страны водоизмещением более 10 000 т. Крейсера же водоизмещением 10 000 получили название «вашингтонских». Что интересно - договор по ограничению военно-морских вооружений спровоцировал «крейсерскую гонку»: ранее во всех странах мира, кроме Великобритании, никто не строил крейсера столь большого водоизмещения. Водоизмещение корабля согласно Вашингтонскому договору определялось для готового к выходу в море корабля с полноценным экипажем, предметами снабжения и боекомплектом, но без учета массы топлива, воды, масла. Не удивительно поэтому, что практически все вашингтонские крейсера имели на практике водоизмещение, превышающее 10 000 т. Заключение Вашингтонского договора заставило Японию отказаться от программы постройки восьми новых линейных кораблей и восьми линейных крейсеров. Приоритеты в кораблестроения сместились в сторону постройки тяжелых крейсеров. По условиям договора Япония могла построить дополнительно два средних крейсера и четыре тяжелых стандартным водоизмещением не выше 10 000 т каждый.

Усовершенствованный вариант крейсера типа «Цукуба» - крейсер «Карума» с треногими мачтами, которые обычно ассоциируются с линкорами дредноутского типа.

Броненосный крейсер «Ибуки», систер- шип головного корабля в серии крейсера «Курима». Эти крейсера имели по три дымовых трубы, к то время как крейсера типа «Цукуба» обходились всего двумя дымовыми трубами.

Фухимото стал проектировать средние крейсера, которые стали известны как «Аоба» и «Кинугаса», в то время как Хирага занялся тщательным анализом конструкции новейших британских крейсеров. Изначально проектируемые корабли напоминали крейсера типа «Фурутака», вооруженные шестью 203-мм орудиями в одноорудийных полубашнях, но затем Фухимото предложил установить на крейсере три двухорудийных башни калибра 203 мм в сочетании с авиационными катапультами нового типа. Изменения, внесенные в конструкцию корабля Фухимотой. привели к росту водоизмещения и снижению остойчивости по сравнению с крейсерами типа «Фурутака». Хирага не одобрил увеличения веса крейсера, однако «Фуратуку» и «Како» позже перестроили по образу и подобию «Аобы». Предложенный Фухимотой компромисс, наряду с японское традицией проектирования корпусов ограниченного водоизмещения с последующим их «наполнением», привел к внесению постоянны изменений в конструкцию, многие из которых были направлены на снижение массы, расположенной выше метацентрической высоты с целью повышения остойчивости.

Уникальный случай в истории кораблестроения, когда личности двух выдающихся японских конструкторов сыграли столь заметную роль в грядущих боях кораблей Императорского японского флота с кораблями Объединенных Наций во Второй мировой войне.

Развитие японских тяжелых крейсеров, профили представлены в одном масштабе.

Yubari Class Experimental Light Cruiser Yubari, 1944

Furutaka Class Furutaka, 1941

Aoba Class Aoba, 1945

Myoko Class Myoko, 1945

Takao Class Такао, 1944

Mogami Class Suzuya, 1944

Mogami Seaplane Cruiser, 1944

Tone Class Tone, 1945

Хирага показал себя гениальным инженером - практиком, стремившимся получить результат, не прибегая к компромиссам. По уровню своего таланта Фухимото не уступал Хираге, но больше, чем Хирага, прислушивался к мнению других сведущих в постройке кораблей лиц и уделял большее внимание увеличению остойчивости спроектированных им кораблей.

Вскоре после подписания Вашингтонского договора, Геральный штаб военно-морского флота выдал Хираге заказ на проектирование тяжелого крейсера нового класса водоизмещением в 10 000 т. Имея сравнительно небольшой опыт постройки крупных кораблей, Япония стала пе...