Внутренние и внешние ограничители свободы человека. Свобода и ограничение

Свобода - это извечная мечта человечества. Карл Маркс дал следующее определение: "Свобода - это осознанная необходимость". То есть свободный человек, как видится мне, всё равно несвободен, так как хоть и осознанная. но он должен делать то, что необходимо. Кому? Не факт, что ему самому. А в стихотворении Пушкина "Разговор книгопродавца с поэтом" есть не менее интересная мысль: "Наш век торгаш. В сей век железный без денег и свободы нет". Так к чему же стремиться? Зарабатывать деньги, чтобы покупать ВСЁ и считать себя свободным и счастливым? Неужели жизнь - это только шопинг? Или, как у Маркса, делать то, что должно? К сожалению, человек, живущий в обществе, не может быть свободен. Здесь придётся согласиться с Лениным В. И. : "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Где же эти ограничители? Первый ограничитель - государство с его законами и идеологией. Затем - мнение окружающих, которое формирует наше поведение и представления о жизни. Вот это стремление быть как все и уничтожает остатки нашей свободной личности. Где же найти островок свободы? В мыслях, в творчестве, в чувствах. . Там, где властвует только сам человек.

Почему больше половины населения считают что их жизнь скучна? Потому что они не верят в свободу. Свободы не существует! Свобода это иллюзия. Многие люди так и считают. Это такие люди у которых нет своего мнения, зависят от выбора других не имея своей точки зрения. Их жизнь-рутина Дом-работа-Дом. Тем она и скучна.

«В нас есть маленькие звезды - они должны быть защищены от разрушения; они - как маленькие очаги, которые могут потухнуть. Подвижничество заключено в том, чтобы этот очаг защитить, кормить его, чтобы пламя разрасталось... а если сосредотачиваться только на плохом в себе, то вся жизнь будет сведена к уборке препятствий по дороге, по которой ты даже не собираешься идти».


Люди привыкли понимать свободу человека как наше право поступать так, как хочется.

Латинское libertas - понятие юридическое. Оно дало слова, обозначающие в нашей жизни политические, общественные свободы: мое право распоряжаться своей судьбой, своей личностью, своей жизнью.

Изначально libertas означало общественное положение ребенка, родившегося от свободных родителей, не от рабов.

Свобода человека. Реальность внутреннего порабощения

Но совершенно ясно, что родиться с правами свободного человека вовсе не означает быть или остаться свободным. Человек, ставший наркоманом, порабощенный пьянством - не свободен. По словам митрополита Антония Сурожского «свобода человека…неразлучно связана с дисциплиной: чтобы, родившись свободным, таковым остаться, надо научиться владеть собой , быть хозяином себе. Если я не способен исполнять повеления своей совести или своих убеждений, то я уже не свободный человек, каково бы ни было мое общественное положение».

Второе значение слова «свобода». От немецкого, английского Freiheit, freedom. Происходят от санскритского слова, которое значит «любить», «быть любимым», «мой любимый», «моя любимая».

По словам митрополита Антония Сурожского «ранняя интуиция санскритского языка определила свободу человека как любовное соотношение двоих…я тебя достаточно люблю, чтобы тебя не поработить, я тебя так люблю, что хочу, чтобы ты был самим собой до конца, без того, чтобы я тебя определял, тебя менял, чтобы я на тебя влиял…»

«Свобода это… состояние, когда двое так друг друга любят, с таким глубочайшим уважением друг к другу относятся, что они не хотят кромсать друг друга, менять друг друга…»

Третье значение свободы человека - русское. Этимология принадлежит русскому философу Хомякову - «быть самим собой».



Свобода человека в обществе. Воспитание в дрессировке

«…если я собой не владею,

я не могу себя дать никому,

ни Богу, ни человеку».

Митрополит Антоний Сурожский


Антоний Сурожский вспоминает: «я помню двух моих сверстников; у них была очень властная мать. Однажды ее кто-то спросил: каким образом ваши сыновья, которым уже за тридцать лет, исполняют ваши приказания мгновенно?..И она с выражением трогательного изумления сказала: у меня - руки, а у них - щеки!..

Нередко «искатели свободы» оказываются в порабощении и рискуют быть наказанными, в случае «непослушания». Будучи дезориентированными, не имея внутреннего убеждения, легко поддаются дрессировке, подобно тому, как собаку дрессируют. Как только ты сказал «делай» - она делает, «иди» - она идет, «беги» - она бежит.

Свобода человека и ее ограничители

Как научиться владеть собой, контролировать свои желания, мысли, произносимые слова и действия, исполнять повеления убеждений?

Источник цитат: Митрополит Антоний Сурожский Духовная жизнь. - Киев: Пролог, 2008

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Свобода человека и его ограничители

2. Особенности современного мира

3. Социальная стратификация и социальная мобильность

3.1 Социальная стратификация

3.2 Социальная мобильность

4. Понятие власти. Типы общественной власти

5. Политическое участие и его типы

6. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм

1. Свобода человека и его ограничители

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества.

Свобода -- это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью . Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Таким образом, трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.

Свобода человека во всех ее проявлениях -- основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. И один из ограничителей здесь -- права и свободы других людей.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проектирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности? Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Подлинное освобождение начинается с самоограничения.

Вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такой человек даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка, и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем.

Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь в соответствии с собственными побуждениями без учета общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность и людей ожидает хаос: вместо желаемой свободы они получат полный произвол

Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий.

Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами. Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них».

Таким образом, свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

2. Особенности современного мира

Современная картина мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания.

Современное естествознание представляет окружающий материальный мир нашей Вселенной однородным, изотропным и расширяющимся. Материя в мире находится в форме вещества и поля. По структурному распределению вещества окружающий мир разделяется на три большие области: микромир, макромир и мегамир. Между структурами существуют четыре фундаментальных вида взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное, которые передаются посредством соответствующих полей. Существуют кванты всех фундаментальных взаимодействий. Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считали атомы, то впоследствии были открыты электроны, входящие в состав атомов. Позднее было установлено строение ядер атомов, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов.

В современной картине мира наблюдается теснейшая связь между всеми естественными науками, здесь время и пространство выступают как единый пространственно-временной континиум, масса и энергия взаимосвязаны, волновое и корпускулярное движения, в известном смысле, объединяются, характеризуя один и тот же объект, наконец, вещество и поле взаимопревращаются. Поэтому в настоящее время предпринимаются настойчивые попытки создать единую теорию всех взаимодействий.

Научно-техническая революция, развернувшаяся в последние десятилетия, внесла много нового в наши представления о естественнонаучной картине мира. Возникновение системного подхода позволило взглянуть на окружающий мир как на единое, целостное образование, состоящее из огромного множества взаимодействующих друг с другом систем. С другой стороны, появление такого междисциплинарного направления исследований, как синергетика, или учение о самоорганизации, дало возможность не только раскрыть внутренние механизмы всех эволюционных процессов, которые происходят в природе, но и представить весь мир как мир самоорганизующихся процессов. В наибольшей мере новые мировоззренческие подходы к исследованию естественнонаучной картины мира и его познания коснулись наук, изучающих живую природу, например биологии.

Революционные преобразования в естествознании означают коренные, качественные изменения в концептуальном содержании его теорий, учений и научных дисциплин при сохранении преемственности в развитии науки и, прежде всего ранее накопленного и проверенного эмпирического материала. Среди них в каждый определенный период выдвигается наиболее общая или фундаментальная теория, которая служит парадигмой, или образцом, для объяснения фактов известных и предсказания фактов неизвестных. Понятие парадигмы для анализа научных революций подчеркивает важную их особенность - смену прежней парадигмы новой, переход к более общей и глубокой теории исследуемых процессов.

Все прежние картины мира создавались как бы извне - исследователь изучал окружающий мир отстраненно, вне связи с собой, в полной уверенности, что можно исследовать явления, не нарушая их течения. Теперь научная картина мира создается уже не извне, а изнутри, сам исследователь становится неотъемлемой частью создаваемой им картины. Очень многое нам еще неясно и скрыто от нашего взора. Тем не менее, сейчас перед нами раскрывается грандиозная гипотетическая картина процесса самоорганизации материи от Большого взрыва до современного этапа, когда материя познает себя, когда ей присущ разум, способный обеспечить ее целенаправленное развитие.

Наиболее характерной чертой современной естественнонаучной картины мира является ее эволюционность . Эволюция происходит во всех областях материального мира в неживой природе, живой природе и социальном обществе.

Современная картина мира необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, - эти и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко «безумный» вид, что впрочем, является преходящим (когда - то и мысль о шарообразности Земли тоже выглядела совершенно «безумной»). Но в то же самое время эта картина величественно проста и стройна.

Эти качества придают ей ведущие принципы построения и организации современного научного знания: системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, историчность . Данные принципы построения современной научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.

Системность означает воспроизведение наукой того факта, что наблюдаемая Вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархическому включению систем разных уровней друг в друга любой элемент системы, оказывается, связан со всеми элементами всех возможных систем. (Например: человек - биосфера - планета Земля - Солнечная система - Галактика и т.д.). Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир. Таким же образом организуется соответственно и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны - сейчас практически уже нет ни одной «чистой» науки, все пронизано и преобразовано физикой и химией. Главная принципиальная особенность современной картины мира - принцип глобального эволюционизма. Глобальный эволюционизм - это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной также свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого Большим взрывом. Появление принципа глобального эволюционизма означает, что в современном естествознании утвердилось убеждение в том, что материя, Вселенная в целом и во всех её элементах не могут существовать вне развития. Не вдаваясь в детали, подчеркнём радикальное обновление представлений об устройстве мироздания: Вселенная нестационарна, она имела начало во времени, следовательно, она исторична, т.е. эволюционирует во времени. И эту 20 -миллиардолетнюю эволюцию в принципе можно реконструировать!

Таким образом, идея эволюции прорвалась в физику и космологию. Идея эволюции праздновала успех во всех областях естествознания, поэтому современное естествознание вправе провозгласить лозунг: «Всё существующее есть результат эволюции!».

Синергетика - теория самоорганизации. Самоорганизация - это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Появление синергетики в современном естествознании, очевидно, инициировано, подготовкой глобального эволюционного синтеза всех естественно - научных дисциплин. Эту тенденцию в немалой степени сдерживала разительная асимметрия процессов деградации и развития в живой и неживой природе. Закон сохранения и превращения энергии (первое начало термодинамики) в принципе не запрещает такого перехода, лишь бы количество энергии сохранялось в прежнем объёме. Но, в реальности такого никогда не происходит. Вот эту односторонность , однонаправленность, перераспределения энергии в замкнутых системах и подчёркивает второе начало. Для отражения этого процесса в термодинамику было введено новое понятие - энтропия. Под энтропией стали понимать меру беспорядка системы. Более точная формулировка второго начала термодинамики приняла такой вид: «При самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает». Таким образом, синергетика претендует на открытие некоего универсального механизма, с помощью которого осуществляется самоорганизация, как в живой, так и в неживой природе. Под самоорганизацией при этом понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее к более сложным и упорядоченным формам организации. Отсюда следует, что объектом синергетики могут быть отнюдь не любые системы, а только те, которые удовлетворяют двум условиям: должны быть открытыми и должны быть существенно неравновесными. Эти принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное. Однако у нее есть и еще одна особенность, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности , а, следовательно, принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентаций, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной частью включен и сам человек, меняет и стратегию научного поиска, и отношение человека к миру. Развивается и Вселенная. Их взаимное наложение делает идею создания окончательной, завершенной, абсолютно истинной научной картины мира практически неосуществимой.

3. Социальная стратификация и социальная мобильность

3.1 Социальная стратификация

В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, общности, институты занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества. Для описания системы неравенства между группами людей применяют понятие «социальная стратификация». Первоначально в переводе с латинского слово stratum означало «покрывало». В английском языке его стали понимать как пласт, слой общества. Таким образом, стратификация описывает расслоение, ранжирование их в соответствии с занимаемыми ими местами в обществе.

Основные причины стратификации:

1. гендерное разделение;

2. биологические факторы, как различия в способностях;

3. классовое деление, т.е. неравный доступ к ресурсам;

4. доступ или лишение экономических привилегий, политических прав и социальных льгот;

5. существование системы ценностей в соответствии с которой определяется важность видов деятельности.

Существует множество концепций социальной стратификации. Обычно для анализа стратификационной структуры общества используется комплексный подход.

1. По Марксу: обладание собственностью на средства производства. Таким образом стратификационная структура раскрывается двумя уровнями - классом собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классом, лишённым собственности (рабы, пролетарии) или имеющим ограничения на собственность (обладающие частичной собственностью крестьяне). Интеллигенция и другие социальные группы рассматриваются как промежуточные слои между основными классами.

2. По Веберу: экономический критерий (отношение к собственности, уровень дохода), принадлежность к статусным группам и политическим кругам (партиям). Принадлежность к статусным группам и политическим кругам, которые отличаются по влиянию и престижности, могут обеспечить преимущественное положение в обществе тем индивидам, которые в них входят. Статусные группы различаются в осуществлении видов деятельности, образом жизни, принципами потребления благ, что и предопределяет их престиж.

3. По Сорокину: экономический фактор (экономическое неравенство, выраженное в различии доходов, уровня жизни, существовании богатых и бедных), политический (выявляемый по отношению к политической власти в соответствии с системой политических рангов - авторитетом, престижем, почестями и т.д.), профессиональный (выявляется по роду деятельности, занятиям и профессиям. В современной социологии профессиональная стратификация раскрывается в двух формах - межпрофессиональной стратификации (иерархия профессиональных групп) и внутрипрофессиональной стратификации (внутри каждого профессионального класса).

4. Современные социологические теории: признаётся многомерность оснований стратификации, и ведутся поиски дополнительных критериев (Ex: уровень образования).

Вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерархическую структуру, называется профилем стратификации. Стратификационный профиль показывает, какая часть населения относится к высшему, среднему и низшему слоям, характеризует уровень неравенства в обществе.

В современной социологии предлагается несколько стратификационных систем. Исторические типы стратификации:

1. Рабовладельческая, основанная на насилии; положение социальных групп различается по наличию или отсутствию гражданских прав, прав собственности, а также превращению некоторых социальных групп в объектов частной собственности.

2. Кастовая, основанная на этнических различиях, закрепляемых религиозным порядком и ритуалами. Место каждой касты в общественной иерархии определяется функциями в системе разделения труда и является наследственной.

3. Сословная, в которой группы различаются юридическими правами. Таким образом, сословие - это прежде всего юридическое, а не этнически-религиозное или экономическое деление. Относительная закрытость данной системы обеспечивается передачей по наследству принадлежности к сословию.

4. Классовая, которая закрепляет различия, прежде всего в характере и размере собственности на средства производства, производимый продукт, в уровне доходов, материальном благосостоянии. При этом обеспечивается политическая и правовая свобода граждан.

Другие типы стратификационных систем (по Немировскому):

5. Физико-генетическая, в основании которой лежит дифференциация социальных групп по естественным, социально-демографическим признакам. Т.е. отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом, наличием конкретных физических качеств, например, силы, красоты, ловкости.

6. Этократическая (основанная на государственной власти), в которой дифференциация между группами происходит прежде всего в зависимости от их положения во властных социальных иерархиях (политических, военных, хозяйственных).

7. Социально-профессиональная, которая закрепляет деление по содержанию и условиям труда, а также в соответствии с квалификационными требованиями, обладанием опытом, умениями, навыками.

8. Культурно-символическая, закрепляющая различия доступа к социально-значимой информации и её интерпретации.

9. Культурно-нормативная, закрепляющая дифференциацию, построенную на различиях уважения и престижа. Она возникает из сравнения образов жизни и норм поведения (например, языковая стратификация).

Некоторые исследователи (В.В.Козловский) предлагают многомерную классификацию при рассмотрении стратификации. Она включает:

а) стиль жизни как специфическое качество частной и публичной жизни индивида или группы, обусловленное как субъективным выбором, так и объективной заданностью;

б) структурированное социальное действие, т.е. активное, рационально выстроенное, индивидуальное или коллективное действие, закрепляющее или отвергающее стиль жизни;

в) социальную типологию, т.е. местоположение индивидов и социальных групп с определённым стилем жизни и сложившимся характером социального действия.

Социальное развитие современного общества усиливает открытость социальной стратификации, т.е. характеризуется интенсивной социальной мобильностью. Это предопределяет изучение социальной мобильности.

3.2 Социальная мобильность

Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или социальной группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в научный оборот П. Сорокиным. Согласно П.Сорокину существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная.

Различают следующие виды мобильности:

1) горизонтальная и вертикальная. Вертикальная мобильность, в свою очередь, в зависимости от направления перемещения подразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида от одного социального слоя в другой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу (смена вероисповедания) и т.п. В зависимости от направления вертикальной мобильности выделяют: восходящую мобильность (социальный подъём, повышение социального статуса) и нисходящую (понижение социального статуса).

2) Групповая мобильность происходит тогда, когда перемещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место прежде всего там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как правило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно-технической революцией, гражданскими войнами, переворотами и реформами. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека: продвижение по службе, связанное с повышением квалификации, уровнем образования, занятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой.

3) интергенерационная (межпоколенная мобильность - изменение положения индивида в сравнении с положением родителей) и интрагенерационная (внутрипоколенная - изменение положения индивида по сравнению с его же предыдущим положением).

4) организованная - перемещение по вертикали и горизонтали, управляемое государством). Может быть добровольной и недобровольной.

5) структурная - перемещение, вызванное изменениями в экономике и происходящее помимо воли и сознания индивидов и групп.

Одним из выгодных способов восходящей индивидуальной мобильности является выгодный брак . Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет.

Индивидуальные способности немного значат, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. Пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией. У индивидов также часто возникает проблема адаптации к новой субкультуре группы с более высоким статусом. Для преодоления культурного барьера индивидам приходится принимать новые стандарты жизни, соответствующие новому социальному уровню, усваивать образцы поведения более высокого социального слоя.

4. Понятие власти. Типы общественной власти

Вл а сть - способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Способность и возможность достигать свои цели может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д. Власть по своей сути - это механизмы подчинения своей воле и подавления ряда видов свободы личности.

По своей форме власть может быть от тотальной (практически полное подавление свободы) до либеральной (частично ограничивающей свободу). В своей тотальной форме имеет название тоталитарная власть, являющаяся основой для функционирования тоталитарных государств (тоталитаризм, диктатура).

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Специфической разновидностью власти является политическая власть - способность определенной социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. Политическая власть не единственный вид общественной власти.

Власть присуща любой организованной, общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований.

Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины, политическую (государственную), экономическую, различных общественных объединений, родительскую, церковную.

Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особенностями. Важно иметь в виду, что, во-первых, неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение.

Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различное содержание и форму.

Во-вторых, отношения по поводу власти, или властеотношения, носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из «господство - подчинение» и «руководство - подчинение».

В зависимости от конкретно-исторических условий власть может либо выступать как сочетание отношений «господство - подчинение» и «руководство - подчинение», либо проявляться только в отношениях «руководство - подчинение». Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле.

Изложенное позволяет сформулировать краткое определение понятия власти как общесоциологической категории.

Власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

Такое определение характеризует любую общественную власть - классовую и неклассовую, государственную и негосударственную.

Политическая власть есть власть государственная , т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Государство является непосредственным воплощением, особой организацией политической власти.

В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает свое влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Источники власти:

- Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера) ;

- Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция);

- Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы);

Функции власти:коммуникативная, координационная, управленческая.

5. Политическое участие и его типы

Политическое участие - это совокупность всех действий, которые принимаются гражданами для оказания влияния на государственные решения и выбор политических лидеров. Политическое участие -- многоуровневая система рекрутирования граждан в политику. Она начинается с простейших, элементарных форм участия, и развивается до высших уровней -- политических лидеров.

Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Не всякое участие в общественной жизни является политическим. Если люди принимают участие в решении производственных, профессиональных проблем, в технических решениях, в управлении техникой, вещами, не влияя на распределение власти, то такое участие не является собственно политическим. Участие приобретает качество политического, когда личность, группа, слой, класс вовлекаются в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, носящий политический характер. Следует, конечно, учитывать, что в условиях существования государства вовлеченность граждан в процесс принятия решений и управления в социальной, экономической и культурной сферах в той или иной степени политизируется.

Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов как на местном уровне, так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии. В таком обществе политические элиты играют роль лояльных слуг общества, адекватно представляя интересы масс.

Исследователи выделяют два типа политического участия: мобилизованное и автономное. Автономное участие характерно для демократических политических режимов. Оно выражается в сознательной активности граждан, которые добровольно включаются в процесс принятия политических решений через различные способы выражения своего мнения (выборы, референдумы, митинги, демонстрации и т.п.). Мобилизованное участие - это вынужденное участие в политике, когда политическая активность граждан зависит от неполитических стимулов (страх, долг, подкуп и т. п.). При этом, мобилизованное участие никак не влияет на принятие политических решений. Решения уже приняты, а граждане должны их поддержать. Такая форма политического участия характерна для традиционных обществ и тоталитарных режимов.

Политическое участие зависит от политического режима. Так, в демократическом обществе, это участие -- всеобщее, свободное, инициативное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Оно является для них средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, в проявлении чувства гражданственности. Демократическое государство обеспечивает такое свободное участие правовыми нормами и процедурами, а также относительно равномерным распределением среди различных слоев общества таких ресурсов участия, как деньги, образование, знание механизмов принятия решений, свободное время, доступ к средствам массовой информации. Демократическое общество допускает такие формы протеста и несогласия как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки, направление петиций. Авторитарный режим часть населения полностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки режима. Граждане вынуждены под страхом наказания и экономических санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие масс находится под жестким контролем со стороны правящей группировки, им манипулируют для укрепления власти. В диктаторско-тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, злоумышленниками, по отношению к ним применяются репрессии.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной).

Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Чем крупнее общество, тем меньше возможностей для самоуправления. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы могут терять контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается. Тем не менее, представительное участие является единственно возможным в крупных политических системах.

Посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения, а основной формой его -- выборы .

Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность. Эти и другие факторы влияют на то, становится или не становится человек частью некоего политического целого.

Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы:

Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;

Участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение;

Участие в деятельности политических и иных организаций;

Выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий;

Прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).

Эти типы участия весьма неравнозначны. Одни из них занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет судить о политической культуре конкретного общества. Так, из всех форм политической активности на Западе наиболее развитой является электоральная, хотя процент голосующих в разных странах неодинаков. Даже членство в партиях ограничивается зачастую участием в предвыборной кампании данной партии, голосованием за ее кандидатов. Действительная активность -- это удел немногих, меньшинства.

Если активность людей направлена на поддержание существующих порядков, то политическая система ее поддерживает. Если же отдельные группы требуют изменений, то правящие круги могут на них реагировать по-разному в демократических и недемократических странах, даже применяя насилие. Если процесс принятия решений сосредоточен исключительно в кабинетах властей, то отчужденные от политики массы выступают в ней лишь как исполнители.

Политическая жизнь может выходить на улицы и становиться народным действием, но и тогда это действие определяется типом общества. При авторитарном или тоталитарном правлении массовые акции -- это часть официального ритуала, демонстрирование поддержки и одобрения политики, иногда не без харизматического подъема. В демократическом обществе политика на улице -- это необходимый элемент политической жизни, фактор обратной связи власти и народа, форма народовластия. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест -- это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. К формам политического протеста относятся такие действия, как политическое и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности, саботаж, убийства, похищения, террор, партизанские действия, революции, войны.

Особой формой участия (неучастия) является абсентеизм (англ. «absent» - отсутствовать). К абсентеизму могут привести различные обстоятельства, но в целом причины этого феномена можно сгруппировать по четырем пунктам.

1) апатия к политическим проблемам в связи с погруженностью в личные проблемы (профессиональная деятельность, увлечения, частная жизнь);

2) отчуждение от политической системы, которое выражается в неверии в существующие политические институты, отказе участвовать в их деятельности и отстаивании мнения о том, что политика обслуживает только интересы элиты;

3) «аномия», т. е. потеря веры в собственные силы и возможности;

4) доверие к существующему положению вещей, вера в стабильность

На уровень политического участия влияют такие социальные факторы, как образование, социально-экономический статус, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация.

6. Современн ые идейно-политические системы

Консерватизм - (лат. сonsevare -- сохранять, охранять) - разновидность политической идеологии, выступающей за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности.

У чение, идейно-политическое движение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм общественной жизни и государства, ценностей, воплощенных; в семье, нации, религии, собственности .
В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков», хотя при этом не отвергается развитие общества, если оно является постепенным, эволюционным. Допускает неравенство, как свойство общества. Одна из главных черт консерватизма -- неприятие революционных изменений.
В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции». Противостоит либерализму, требующему экономических свобод и социализму, требующему социального равенства.
В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого. Является одной из четырех так называемых базовых идеологий (то есть имеющих за собой традицию и продолжающих «работать» сегодня) .

Либерализм (от. лат. liheralis - свободный) - учение, идейно-политическое движение, которое ориентировано на организацию общественной жизни, основанную на признании политических и экономических прав индивида, на ограничении роли государства в обществе.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания.

Фундаментальные принципы либерализма включают индивидуальные права (на жизнь, личную свободу и собственность); равные права и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику; правительство, избираемое на честных выборах; прозрачность государственной власти. Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов.

Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан. Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

Социал-демократизм - политическая идеология социал-демократии, видящей альтернативу капитализму и коммунизму в демократическом социализме основанном на свободе, равенстве, справедливости, солидарности.

Учение, идейно-политическое движение, ориентированное на эволюционное развитие, на постепенное формирование «демократического социализма».

Коммунизм (лат. communis - общий) -- политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Учение, идейно-политическое течение, ориентированное на революционное преобразование капитализма, построение коммунистического общества под руководством рабочего класса и его партии.

Подобные документы

    Теории социальной стратификации и мобильности. Типы социальной стратификации и её измерение. Понятие социальной мобильности: типы, виды, измерение. Социальная стратификация и мобильность в современной России. Факторы, характеристики и основные направления

    контрольная работа , добавлен 26.10.2006

    Понятие социальной стратификации как социального слоя людей, имеющих сходные объективные показатели по основным критериям: доход, власть, образование, престиж занятия. Причины появления стратификации. Сущность теории социальной мобильности и ее виды.

    презентация , добавлен 12.01.2013

    Социальная стратификация – учение о социальном неравенстве в обществе, делении социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. Типы социальной стратификации. Социальная мобильность: типы, виды, измерение.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2008

    Понятие социальной мобильности как процесса перемещения индивидов или групп в системе стратификации с одного уровня (слоя) на другой. Основные формы социальной мобильности, влияющие на нее факторы. Анализ последствий процесса социальной мобильности.

    презентация , добавлен 16.11.2014

    Понятие и концепции социальной стратификации и социальной мобильности. Дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым местом в социальной системе. Проведение социологического исследования с использованием опроса.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Юность, революционная деятельность, студенческие годы. Научная и преподавательская деятельность. Социальная мобильность. Концепция социальной мобильности, ее формы. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности.

    реферат , добавлен 19.01.2006

    Термин "социальная стратификация" и ее исторические типы. Стратификационная модель современного западного общества. Трансформация социальной структуры в современном российском обществе. Социальная, индивидуальная мобильность и факторы их определяющие.

    реферат , добавлен 02.05.2009

    Изучение социальной системы общества: характеристики и тенденций развития. Основные функции социальной стратификации. Анализ противоречий в обществе. Понятие социальной структуры. Особенности и признаки социальной группы. Виды социальной мобильности.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2017

    Понятие структуры общества, ее основные элементы и динамика развития. Теории социальной стратификации. Статус личности и престиж как основа стратификации общества. Социальная мобильность: групповая и индивидуальная, горизонтальная и вертикальная.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Понятие социального класса и социального слоя. Исторические типы стратификации. Рабство, касты, сословия, классы. Типология классов. Сущность социального неравенства и его причины. Измерение неравенства. Социальная мобильность.

Человек рождается свободным, и никто не вправе обратить его в раба - ни группа людей, ни государство, ни общество. Как часто люди слышат о свободе, говорят о ней, прославляют ее, считают ее наличие самым главным в жизни! Но знаете ли вы значение этого слова и какое понимание в него вкладываете? Об этом спорили с глубокой древности и у мыслителей были разные мнения по поводу свободы. Философы Древней Греции видели в ней результат ограничения желаний (Эпикур), состояние особой мудрости (Зенон), отсутствие надежды на что-то и полное бесстрашие (Демонакт), действия в соответствии с желаниями (Эпиктет), власть над жизнью (Платон). В Древнем Риме, где особую роль в обществе играло законодательство, оратор Цицерон назвал свободой зависимость от законов.

В Новое время, когда вместе с быстрым развитием промышленности появляются значительные изменения в политической области - принимаются конституции, парламенты ограничивают единоличную власть, возникают представления о правах человека, - свобода получает значение важнейшей основы для развития общества. Мыслители XVII-XVIII веков понимали под ней право делать то, что разрешено, а не запрещено законом (Ш. Монтескье), или состояние человека с первого момента после рождения, которое затем пытаются у него отнять (Ж.-Ж. Руссо). Особенно большое значение придавалось свободе слова, потому что в ней многие видели возможность бороться с насилием над человеком со стороны государства.

В России тоже по-разному представляли себе свободу. Традиционное для россиянина отношение к свободе – трактовка ее как внутреннее состояние души. Широка душа россиянина, нет ей ни конца, ни края. Именно в своем внутреннем мире, в своих размышлениях об идеале, поисках истины свободен человек. На подобных идеях строилось учение о свободе в православии.

Отличается от понимания внутренней свободы то, что называл русский человек словом «воля» - возможность действовать, не сдерживая своих порывов, поступать по своему желанию, ничем себя не ограничивая. Академик Д.С. Лихачев подчеркивал, что подобное понимание «воли, волюшки» обусловлено обширностью территории, пространств России.

Иногда это понимание воли превращалась во вседозволенность. Обращаясь к восставшим крестьянам, атаман Степан Разин говорил: «Я пришел дать вам волю». И это было право грабить, жечь вотчины и поместья, убивать судейских дьяков. Воля страшная, необузданная, как половодье народного гнева, реакция на тяжкое крепостническое рабство. Очень часто люди, вырвавшиеся на свободу, поднимали бунт, без разбора грабили и убивали, а в конечном счете даже и не знали, что же с этой самой волюшкой делать.

Подобная «воля» в обычные времена пугала людей. Большинство народных пословиц предостерегают против «излишней» свободы: «Воля портит, а неволя - учит», «Воля заносит в неволю», «Воздух делает крепостным». Но в то же время существуют и другие выражения: «Вольному - воля, спасенному - рай», «Воля господину, а неволя холопу». Л. Н. Толстой писал: «Хочешь быть свободным - приучай себя воздерживаться в своих желаниях».

С точки зрения науки, свобода - это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости.

Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий.

Несомненно, находясь среди людей, человек ограничен в своем поведении. Во-первых, свободой другого человека, во-вторых, собственной природой (например, можно выбрать то или иное кушанье, но нельзя вообще отказаться от еды), в-третьих, существующими законами (но только такими, которые принимали народные представители, а если они были навязаны кем-то одним или группой лиц, то человек имеет право сопротивляться им), в-четвертых, силой общественного мнения, господствующими моральными нормами (наверное, вряд ли кому-то придет в голову отправиться в музей в купальнике или в Большой театр - в спецовке, хотя это и не запрещается). Все эти ограничения в целом называются ответственностью.

Ответственность - это контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил. Ответственность может быть внешней - перед вышестоящим начальством, перед окружающими людьми, перед законами государства, и внутренней - перед самим собой (чувство долга, угрызения совести, чувство справедливости и др.).

Только в единстве свободы и ответственности возможно строить поведение человека в обществе, его взаимоотношения с другими людьми.

Ограничителями свободы человека в обществе выступают обязанности – требования к поведения, выработанные обществом и закрепленные в правовых актах государства. Главные обязанности гражданина нашей страны закрепляются Основным законом государства - Конституцией. В ней записано, что родители обязаны заботиться о малолетних детях, а взрослые дети - о престарелых родителях; граждане должны платить установленные законом налоги, бережно относиться к природным богатствам, защищать отечество. Кроме того, каждый гражданин обязан иметь удостоверяющие его личность документы (например, паспорт), оплачивать проезд в транспорте, соблюдать правила дорожного движения, не нарушать трудовую дисциплину. Все это укладывается в одно предложение: каждый обязан соблюдать существующие законы. Но для того, чтобы их соблюдать, надо знать о них, и это тоже важная обязанность человека.

За нарушение перечисленных предписаний предусмотрены различные виды наказаний - предупреждения, штрафы, исправительные работы и даже тюремное заключение. В законах все эти наказания четко определены, и государство через различные органы (милицию, прокуратуру, суды) заботится о выполнении законов.

Сложнее обстоит дело с внутренней ответственностью. Здесь нет четко установленных законов и правил, которым должен подчиняться каждый. Особенность состоит в том, что многое зависит от самого человека, его воспитания, мировоззрения, морали. Один испытывает чувство долга перед своей страной, давшей ему образование, возможности для развития, определенные условия жизни, а другой считает, что все полученное им - само собой разумеющееся.

И дело здесь не всегда в количестве благ, вовсе не обязательно, что человек, имеющий с детства все самое лучшее, будет за это признателен отечеству и своему народу. Очень важно, чтобы человек осознавал свое единство с окружающими людьми и взаимную ответственность за все происходящее вокруг. Может быть, тогда будет меньше претензий, что он отдал слишком много и недополучил того, что ему якобы причиталось.

Одним из наиболее возвышенных качеств каждого человека является патриотизм. Еще древние отмечали высокую моральную значимость патриотичности. Римляне говорили: «Нет более приятной и почетной смерти, чем смерть за родину». Однако иногда можно встретить и негативное суждение о патриотизме, насмешки над ним. Встречаются следующие эпитеты относительно патриотизма: «истинный», «мнимый», «показной», «квасной». И за всеми этими словами трудно определить, что же такое патриотизм в действительности.

Под патриотизмом понимается широкое и глубокое чувство любви к своей родине, своему отечеству, стране, в которой ты родился и вырос, вне зависимости от того, устлан ли твой путь розами или приходится все время продираться сквозь колючки. Также это - готовность подчинить в определенные моменты свои собственные интересы интересам родины, защитить ее, служить ей. Философ Ф. Скорина писал об этом чувстве: «Звери, ходящие в пустыне, знают ямы свои, птицы ведают гнезда свои, рыбы чуют глубины свои, - так и люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют».

Для россиянина патриотизм – это не пустые слова. Много раз в истории России ее гражданам приходилось, забывая о себе, своих сиюминутных интересах, вступаться за честь и свободу своей Родины – России. Патриотами можно считать и великих творцов российской культуры, и предпринимателей, создающих мощные предприятия, производящих продукцию, известную на мировых рынках, и военных, с оружием в руках защищающих родину в годину тяжелых испытаний, и всех простых людей. Честно и добросовестно работающих в своих школах, больницах, на фабриках и заводах, шахтах и фермах. Ибо все эти люди и есть Россия.

Означает ли это, что патриот должен пренебрежительно относиться к другим странам, другим землям, другим народам? Абсолютно неверно. Только научившись по-настоящему ценить и уважать свою страну и своих соотечественников, можно уважать и другие страны, их жителей. Иногда в средствах массовой информации патриотическая позиция противопоставляется космополитизму и интернационализму. Напротив, именно будучи подлинными патриотами своей страны, гражданами своей страны, можно стать и гражданами мира (а именно этот смысл и вкладывается в понятие «космополит»). Н. Г. Чернышевский писал, что тот человек, который не принадлежит своему отечеству, не принадлежит и человечеству. Аналогично высказывался и французский философ-просветитель К. Гельвеций: «Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру».

И, тем не менее, патриотизм действительно бывает разный. По телевидению, да и просто на улицах можно видеть людей, громко кричащих о том, что они - патриоты, выступают за то, чтобы выгнать из своего города или из страны в целом всех чужаков. Они могут носить традиционные народные одежды, демонстрировать приверженность национальной кухне и напиткам, но истинные патриотические чувства невозможно выставить напоказ. Их можно проявить в деле в тяжелую годину испытаний, выпавших на долю страны, а также в повседневном, кропотливом и достойном труде на благо ее. Стать патриотом можно только познакомившись с историческим прошлым, традициями своей страны, приобщившись к культурному наследию, созданному предками.

Давайте зададимся вопросом: «Допустимо ли для патриотически настроенного человека критиковать свою страну, обличать ее недостатки?» А как же иначе, если мы искренне переживаем за свое отечество и нам больно видеть, что не все в нем хорошо и благополучно? Кто же, как не истинные патриоты, скажут об этом вслух и не побоятся выступить против негативных явлений, стараясь их исправить? Патриотизм обязательно должен быть действенным. Не следует смотреть на все вокруг себя сквозь розовые очки и говорить, что наша страна самая лучшая, и тот нам не друг, кто говорит о ее недостатках. Ш. Монтескье сказал по этому поводу: «Каждый гражданин обязан умереть за свою родину. Но никого нельзя обязать лгать во имя родины».

Бывают случаи, когда тяжелая и гнетущая обстановка, складывающаяся на родине, деспотизм и тирания, ограничение свободы вынуждают некоторых людей покидать свою страну, искать прибежище на чужбине. Они могут прожить вдали от родины всю жизнь, работать, трудиться во благо другой страны, которая может стать вторым домом. Так поступали русские эмигранты при самодержавии, после революции 1917 года, во времена коммунистического режима. Одним из таких вынужденных эмигрантов был поэт И. Бродский, удостоенный впоследствии за свои произведения Нобелевской премии, многие другие выдающиеся деятели русской литературы, искусства, науки. Есть ли основания считать таких людей непатриотами? Можно ли, смиряясь с рабством и отсутствием свободы выбора, быть гражданином и патриотом? Вопрос очень сложный. Наверное, каждый должен сам для себя дать на него ответ. По мнению авторов учебника, только по-настоящему свободный человек, ответственный за свой выбор и поступки, сам определяющий свое поведение, по праву является гражданином и патриотом, даже если он живет вдалеке от своей родины.

Любовь к своей стране должна быть действенной, созидательной. Легко и просто быть патриотом, сидя на диване перед телевизором и убеждая самого себя в том, как сильно люблю я Родину. Патриотичен хороший учитель, добросовестно выполняющий свой профессиональный долг, обучая школьников не только своему предмету, но и делясь опытом прожитой им жизни со своими учениками. Патриотичен врач, служащий больным, облегчающий им страдания. Патриотичен кадровый рабочий у станка, крестьянин в поле, потому что именно их труд создает материальные и духовные ресурсы бытия страны. И надо об этом помнить и уважать каждого честного и порядочного человека в своей стране именно как ее патриота. Истинный патриотизм – не разменная карта и не повод для красивых и многословных речей. Это глубокое чувство единения со своей страной, своим народом, сопричастность к истории своих предков, их мудрости, заветам

Кого, с вашей точки зрения, можно назвать истинным патриотом своего отечества?

Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора – решения, что предпочесть в условиях альтернативы. Помните, как в сказке про Ивана Царевича он приезжал к перекрестку трех дорог и вчитывался в слова на дорожном камне: «Налево пойдешь – .... Направо пойдешь – ... Прямо пойдешь - ...». Иван в этот момент и делает свой выбор – каким путем ему ехать далее, что искать в жизни. Подобный выбор многократно предстоит делать каждому из нам. И не только, куда идти, но и каким быть, кем быть. Важнейший из выборов – нравственный. Всегда ли поступишь так, как предписывает нравственность, или поступишь, как удобнее, выгоднее.

В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: «Какой путь избирать в дальнейшем?», «Кем быть?». Приходит время, когда уже не родители и не учителя, а сам человек должен найти ответ на него. Обычно к этому времени ребенок знакомится с представлениями о хорошем и плохом, нормами жизни во взрослом обществе, приобретает необходимые знания для вступления в самостоятельную жизнь.

Принятие решения о выборе дальнейшего жизненного пути предполагает прежде всего собственную ответственность за него. Никто другой не может выбирать за вас ваш жизненный путь и не должен впоследствии давать отчет об этом. Важнейшей частью такого выбора является определение своей будущей профессии. Планируя свою дальнейшую жизнь, человек выбирает не только профессию, дело, которому хочет служить. Он подбирает круг своего общения, партнеров, друзей, людей, с которыми можно будет связать свою жизнь. Без друзей и помощников мало что удается осуществить из задуманного. Иногда именно плечо друга становится решающим фактором в той или иной жизненной ситуации. Известная поговорка гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Наши знания, опыт, дружеские и партнерские контакты и связи представляют собой важнейший ресурс, своеобразный капитал, который позволит уверенно чувствовать себя в окружающем мире. Но необходимо помнить, что нельзя выступать только в качестве потребителей, используя друзей, знакомых, близких.

Есть такая заповедь: «Твое - не то, что приобрел, а что отдал». Принимая решения в каждый конкретный момент жизни, необходимо идти и на затраты собственной силы, энергии, эмоций - своего внутреннего интеллектуального и душевного ресурса. Без самоотдачи, а порой без самоотречения в пользу других людей, ради поставленных целей ни один из намеченных планов не будет осуществлен. Нельзя прожить жизнь за чужой счет: ни за счет родителей, ни за счет учителей, ни за счет друзей. Только поняв и осмыслив это, можно стать ответственными и самостоятельными людьми, пользоваться уважением в кругу своих коллег и знакомых.

Проблему свободы поднимает во многих своих произведениях И.А. Бродский. Познакомьтесь с фрагментом его лекции «Напутствие»:

«Пойдете ли вы по жизни дорогой риска или благоразумия, вы рано или поздно столкнетесь с тем, что по традиции принято называть Злом. Я говорю не о персонаже готических романов, а как минимум о реальной общественной силе, которая никоим образом вам неподвластна. И ни благие намерения, ни хитроумный расчет не избавляют от неизбежного столкновения. Более того, чем осторожнее и расчетливее вы будете, тем более вероятной будет встреча, тем более болезненней будет шок. Жизнь так устроена, что то, что мы называем Злом, поистине вездесуще, хотя бы потому, что прикрывается личиной добра. Оно никогда не входит в дом с приветственным возгласом: «Здорово, приятель! Я – зло», что конечно, говорит о его вторичности, но радости от этого мало – слишком уж часто мы в этой вторичности убеждаемся.

Поэтому было бы весьма полезно подвергнуть как можно более тщательному анализу наши представления о добре, образно говоря, перебрать гардероб и посмотреть, что из одежд приходится незнакомцу впору. Это займет немало времени, но время будет потрачено отнюдь не зря. Вы будете ошеломлены, узнав, сколь многое из того, что вы считали выстраданным добром, легко и без особой подгонки окажется удобным доспехом для врага. Возможно, вы даже усомнитесь, не есть ли он ваше зеркальное отражение, ибо всего удивительное во Зле – его абсолютно человеческие черты. Так, например, нет ничего легче, чем вывернуть наизнанку понятия о социальной справедливости, гражданской добродетели, о светлом будущем и т.п. Вернейший признак опасности здесь – масса ваших единомышленников, не столько из-за того, что единодушие легко вырождается в единообразие, сколько по свойственной большому числу слагаемых вероятности опошления благородных чувств.

Не менее очевидно, что самая надежная защита от Зла в бескомпромиссном обособлении личности, в оригинальности мышления, его парадоксальности, и, если угодно – эксцентричности. Иными словами, в том, что невозможно исказить и подделать, что будет бессилен надеть на себя, как маску, завзятый лицедей, в том, что принадлежит вам и только вам – как кожа: ее не разделить ни с другом, ни с братом. Зло сильно монолитностью. Оно расцветает в атмосфере толпы и сплоченности, борьбы за идею казарменной дисциплины и окончательных выводов. Тягу к подобным условиям легко объяснить его внутренней слабостью, но понимание этого не прибавит силы, если Зло победит».

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Свобода – слово многозначное. Существуют крайности в понимании свободы:

Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

· с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;

· с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества; социализация.

Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Виды ответственности:

· Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;

· Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

· Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

· Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Ответственность - социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается . Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей . Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл.

С вобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы . Так, например, в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Таким образом, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой – в этом и проявляются гражданские качества личности. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.