Чима да конельяно картины. Джованни баттиста чима да конельяно "благовещение"

А что уж тянуть-то - назвался груздем, так показывай картины Чима да Конельяно. Можно, пожалуй, даже без текста: сюжеты понятны, персонажи легко угадываются.

1. Иоанн Креститель (из уже описанной церкви Мадонна-дель-Орто в Каннареджо):

2. Поклонение пастухов - это из церкви Санта-Мария-дель-Кармине, я ее только вскользь упомянул, когда с вами по Дорсодуро гулял.


3. Коронация Богородицы - это из Сан-Дзаниполо (по нашему, по-русски это будет святых Иоанна и Павла), туда мы с вами зайдем обязательно, надо же обязательную программу по гробницам выполнить:


4. Крещение Христа - это из Сан-Джованни-ин-Брагора - церкви Вивальди. Вот туда слабонервным лучше не соваться: тамошний настоятель свел дружбу с русским священником из "нашего" прихода Жен-мироносиц. И эти мироносицы насовали в Сан-Джованни-ин-Брагора разных реликвий (типа пальца Иоанна Крестителя) с надписями по-русски, а также фотографий великого господина и отца нашего. В общем, ПГМ на марше - будьте бдительны!

Чима да Конельяно (1459 − 1517) по праву можно назвать ярким представителем венецианской школы живописи эпохи Ренессанса. Художник родился в маленьком городке венецианской провинции Конельяно, в семье обработчика сукна. На творчество художника повлияли такие мастера живописи, как Альвизе Виварини, Антонелло да Мессина и Джованни Беллини, сыгравший важную роль в выработке стилистики письма Чима. По сравнению с другими величайшими Мастерами того времени скромный художник Чима был не такой выдающийся, да и работ было поменьше, чем у признанных классиков Ренессанса. Не всем судьбой уготовано стать Рафаэлем. Однако его работы выглядели весьма достойно (для второй половины творческой деятельности художника характерна ярко выраженная собственная стилистика и прекрасная техника письма) и вызывали большой интерес у европейских ценителей искусства.

Большую часть своей жизни мастер провёл в Венеции, которая всегда привлекала художников завораживающими пейзажами, прекрасной архитектурой и многочисленными зрелищными представлениями. Чима, благодаря своему медитативному темпераменту, был предрасположен к философским размышлениям на традиционные религиозные темы, и отражал в своих картинах по большей части именно такие сюжеты. У художника насчитывается около сотни произведений, посвящённых религиозной тематике, среди них присутствует множество образов Мадонны.

Лирическим произведениям Чима да Конельяно свойственны поэтичность, благородная простота образов, необыкновенная чистота и возвышенность чувств, красота персонажей, сосредоточенных на молитве, гармоничная связь между умиротворенным человеком и наполненной эмоциональным содержанием природой.

У художника наблюдалось стремление к чувственному познанию окружающего мира, его красоты и богатства форм. Это было свойственно творческому духу художников итальянского кватроченто (общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимое с периодом Раннего Возрождения). Главную роль в воплощении познаваемого мира и природы у всех венецианских художников, в том числе и у Чима, играл колорит. Поздние работы мастера отличаются от ранних по колориту мягким сияющим освещением, игрой светотеневых переходов, нежными цветами красок, приближенными к легкому золотистому тону.

Художнику удалось реализовать основную цель своего воплощения на земле - украсить своими прекрасными творениями этот мир.

Благовещение. 1495, темпера и масло, 137×107 см. Санкт-Петербург, Эрмитаж

Давайте же рассмотрим одну из самых великих работ Чима да Конельяно "Благовещение".

Идеей для этого произведения послужил евангельский сюжет - явление Архангела Гавриила деве Марии. Если вы подольше задержите взгляд на этой работе, то сможете ощутить, как от неё исходит положительный заряд энергии, полный умиротворения и спокойствия. Эти ощущения возникают благодаря величайшей одарённости художника, которая проявляется в удачно найденной композиции, выразительности и характерности главных персонажей, хорошем построении трёхмерного пространства и в том самом золотистом колорите.

Основное действие разворачивается в интерьере венецианского палаццо (дворца), подчёркивая торжественность запечатлённого момента.

Первым персонажем, на которого мы обращаем своё внимание, является Архангел Гавриил, его динамичная фигура в белом ангельском одеянии с многочисленными складками. Архангел подходит к Марии, чтобы сообщить благую весть. В его левой руке - цветок белой лилии, символ чистоты и невинности. Приложив свою правую руку к сердцу, Архангел выражает уважение и любовь святой деве. Можно подумать, что он влетел в это помещение на своих крыльях из открытого окна, в котором изображён чудесный, наполненный солнечным светом, пейзаж с архитектурными сооружениями, собором и далёким замком на холме.

Божественный солнечный свет проникает и в сам интерьер, хорошо освещая белоснежную фигуру Гавриила и смиренную, пребывающую в неподвижной позе, фигуру Марии. Она явно удивлена и смущена таким внезапным появлением Божественного вестника. Мы видим её, облачённую в небесного цвета плащ, накинутый на красное платье. Мария занималась чтением священной книги, преклонив колени на маленькую скамейку, согласно католическому обычаю. Покрытая двойным белым и желтым платком, олицетворяющим чистоту и святость, голова девы Марии с покорно опущенными глазами повёрнута в сторону Архангела, чтобы узнать весть о том, что ей суждено стать матерью Божьего сына.

Художник очень удачно передал внутреннее возвышенное состояние персонажей этого великолепного творения. Такие выражения лиц были свойственны персонажам живописных работ того периода. Чувства явно не выражены, но угадываются. Художник старался придерживаться венецианской манеры письма, принятой в конце XV века, для которой были характерны неторопливость движений персонажей, их спокойные и умиротворённые позы, сосредоточенность их лиц, порождающая атмосферу покоя, безмятежности и простоты.

Хочется, не отрывая взгляд, любоваться на эти прекрасные лица Гавриила и Марии, сосредоточенные на служении и молитве.

Золотистый тёплый свет, который наполняет детально проработанный интерьер, проникает и в зрительские сердца, располагает к размышлению о вездесущем Боге.

Текст подготовил Руслан Петряков

Италия, 1495 г.
Холст, масло. 136x107
На переднем плане картины Джованни Баттиста Чима да Конельяно "Благовещение" изображены два персонажа. Герои картины - Архангел Гавриил и Дева Мария. Судя по интерьеру, они находятся в небогатом, но со вкусно обставленном помещении. Об этом говорят золотые цветочные орнаменты на предметах мебели.
Чтобы понять, о чем идет речь в этой картине, необходимо знать ее сюжет. Благовещение- день, когда Архангел Гавриил, посланный Богом, сообщает Деве Марии, что ей послана величайшая благодать -быть матерью Иисуса Христа. Теперь становится ясно, что белый цветок, который держит в руке Гавриил (по моему, это лилии), является символом благой вести. Также надписи на иврите в правом верхнем углу подтверждают, что действие происходит в Палестине, а именно в Назарете.
Художник очень много внимания уделил деталям: узоры на мраморных колоннах, закладки между страницами книги, лист с каким-то текстом, и сидящая на нем муха. Все эти элементы уравновешивают друг друга и создается ощущение полной гармонии.
Фигуры Архангела Гавриила и Девы Марии словно застыли во времени. Это видно по развевающимся волосам и одеждах Гавриила, и чуть приподнятой кисти Марии. По ее выражению лица можно судить, что она приняла новость с огромным удивлением, и, возможно, в первые минуты даже не поверила в это. Гавриил держит руку на груди, как бы убеждая Марию, что все это правда, и то, что случится-чудо.
Боттичелли написал картину на тот же сюжет, но в отличие от Чима да Конельяно, в ней чувствуется резкость. Даже в позе Марии, которая будто бы отвергает, не хочет верить в новость, которую принес ей Архангел. Гавриил же склонился перед ней, будто боясь спугнуть Марию.
Совершенно по другому решил этот сюжет прерафаэлит Данте Габриэль Россетти. Преобладающим цветом является белый, как символ чистоты и невинности. Интерьер беден. Главные герои не похожи на героев двух предыдущих картин. Мария выглядит очень молодо, почти что ребенок. У Гавриила отсутствуют крылья, но он, несмотря на это, парит над землей. Дева Мария выглядит испуганной, во всей ее позе сквозит недоверие, а Архангел же видится зрителю уверенным и непоколебимым, на этой картине он запечатлен в тот момент, когда уже прямо преподносит Марие цветы, то есть, весть о скором рождении Сына Божия.
Из всех трех картин больше всего мне понравилась первая - эрмитажная, так, как я уже писала, в ней я нахожу уравновешенность деталей и вселенскую гармонию.
Была проведена необычно сложная реставрационная работа по снятию чужеродных слоев с картины Чима да Конельяно. Для того, чтобы определить, какие слои красок принадлежит кисти Чимы, был проведен химический анализ всех слоев, после чего осталась только работа автора. В картину вдохнули новую жизнь, и после реставрации краски стали яркими, как и было в традициях венецианской школы.

Я два раза лежала в больнице в Купчино, поэтому знакома со многими моими сверстниками, живущими в данном районе. На основе моих наблюдений, я могу сказать, что эти люди не часто бывают в центре, и еще реже в Эрмитаже. Тут играет роль и уровень образованности, любви к культуре, а также удаленность этого района. Поэтому я думаю, что можно сделать картину Чима да Конельяно известной только, если разместить репродукции, плакаты с ее изображением в местах большого скопления народа. Таким местом является метро, ведь практически все люди пользуются им каждый день и, видя эту картину на стенах поездов, остановках, они подсознательно будут обращать на нее внимание. Возможно, это поможет пробудить у людей интерес к живописи и они наконец-таки доедут до Эрмитажа и посмотрят на эту картину. (Ученица Ольга Чедрик)