Архитектурные сооружения китая. Гробницы

Развитие архитектуры в Китае происходило гораздо раньше, чем в большинстве стран Европы. Зодчие, проектирующие храмы и здания в традиционном китайском стиле, еще в первом тысячелетии до н. э. создавали настоящие шедевры, с новаторскими, по тем временам, конструкторскими решениями. Самый известный пример это сохранившийся до наших дней Запретный или Императорский город, расположенный в Пекине.

Влияние социальных и географических условий на архитектуру Китая

Во II тысячелетии до н. э. на Севере Китая начинают возникать рабовладельческие отношения, пришедшие на смену родовым. Более эффективные, бронзовые орудия труда и повсеместное строительство ирригационных сооружений способствовали появлению первых рабовладельческих государств. Свидетельством развития китайской архитектуры того времени являются разрушенные временем сооружения близ города Санъяна, археологические раскопки которых позволили ученым представить миру дворцовую и храмовую платформы, базы колонн из камня.

Несмотря на то, что в Китае много месторождений мрамора, известняка, гранита, китайские архитекторы наибольшее предпочтение отдавали дереву. Особенно часто использовали веймутову сосну, бамбук, корейский кедр. В избытке в Китае было и обычного леса. Поэтому не все уникальные строения прошлого сохранились. Об архитектуре эпох Шан, Чжоу и других теперь можно судить лишь по немногим уцелевшим каменным конструкциям.

Сильное влияние на формирование китайского стиля в архитектуре оказали конфуцианство, даосизм, чань-буддизм. Войны и стихийные бедствия были основной причиной разрушения древних памятников. Однако уцелевшие строения, датируемые феодальным периодом, демонстрируют разнообразие архитектурных форм и применяемого для украшений декора. Их возведение началось во II тысячелетии до н. э.

Народные традиции в китайском строительстве сложились благодаря даосской практике Фэн-шуй («ветер и вода»). С ее помощью специалисты определяли подходящее место для зданий и хозяйственных построек, чтобы благоприятные для человека и живых существ потоки энергии ци, оказывали на них положительное воздействие. Исходя из этого, на юг выходили главные фасады зданий, тем самым обеспечивая во внутренних помещениях наиболее комфортную температуру. Даосские ученые-гадатели создали отдельную науку — геомантию и связали воедино местность, магнитные поля, космические силы, а также пять первоначальных элементов, небо и Землю. Только при положительном результате проведенного анализа, выбранный участок являлся подходящим для строительства.

Традиционная китайская архитектура

Основу планировки различных зданий и масштабных архитектурных комплексов составляли геометрические фигуры. Обычно это были квадрат и круг. Типы сооружений были узаконены в соответствии с религиозными канонами. Все части здания тоже проектировались согласно сложившимся многовековым традициям, соблюдение которых наносило ряд ограничений на работу архитекторов. Города Пекин, Лоян, Чанани имеют такую планировку. Можно выделить несколько важных особенностей, характерных для древних городов:

  • Городские стены древних городов Китая были сориентированы по сторонам света, точно так же как и отдельные сооружения, комнаты.
  • Высота зданий полностью зависела от общественного статуса домовладельца. Чем выше его ранг, тем ближе к центру города он мог поселиться. Простолюдины могли построить лишь одноэтажный дом.

Существовало строгое разделение городов на районы — жилые, административные и торговые. Выделялись зоны отдыха — парки.

Особенно жесткому регламенту подвергались крыши, цвет которых должен быть следующим:

  • золотисто-желтый (в этот цвет красили только крыши императорских дворцов);
  • голубой (у главных религиозных зданий, символизировал небесную чистоту);
  • зеленый (у храмов, пагод, домов придворных);
  • серый (у домов обычных граждан).

Древние сооружения Китая

Примером традиционной планировки может служить город Чанъян 长安, основанный императором Лю Баном в 202 году до н. э. В котором, во 2 г. н. э. уже проживало не менее 500 000 человек, работало 9 рынков. Но позже город пришел в упадок, а после кризиса, в 582 году вообще был заброшен. Его раскопки идут с 1956 года, а на месте города находится .

Исследования ученых подтверждают, что планировка города велась строго по плану. Городские стены сориентированные по сторонам света. В каждой стене — по трое ворот с тремя проходами по 6 м шириной.Основные улицы брали свое начало от ворот. Улицы делились на три части. По центральной части, шириной 20 м, мог передвигаться император со свитой, его гонцы и знать. Две боковые полосы, шириной по 12 мкаждая, служили дорогами для простолюдинов. Жилые кварталы были прямоугольными.

В Чанъани было очень много дворцовых комплексов, так как в определенный отрезок времени в городе жил император. В шестидесятых годах прошлого века были произведены раскопки самых известных дворцов Чанлэгун и Вэйянгун. Комплекс Чанлэгун стал первым сооружением в Чанъани. Возведен в 200-м году до н. э. Являлся резиденцией императора, затем императрицы. Этот дворец располагался на юго-востоке. Стена, его окружавшая, была длиной 10 км, а ширина ее основания доходила до 20 м. Площадь около 6 км². Комплекс занимал шестую часть города, в него входили жилые и общественные здания.

Главные культовые сооружения Древнего Китая были сориентированы по оси «север — юг». В соответствии с основными градостроительными принципами, все вспомогательные строения располагались по периметру, симметрично друг другу. Здания возведенные на оси всегда более высокие чем остальные. Примером может служить пагода Сунъюэсы, построенная в провинции Хэнань, на горе Суншань в 520 году н. э.

Декоративное оформление в китайском стиле

Каменные рельефы периода Хань свидетельствуют о том, что древние строители два тысячелетия назад могли возводить многоэтажные дворцы с многоярусными крышами. Черепица была цилиндрической и по краям кровли украшена кругами с пожеланиями и рисунками. Главным фасадом всегда считался южный. Там устанавливали входную дверь и окна по всей плоскости стены. Несущими были только опорные столбы. На том фасаде, который выходил на улицу, окон, по традиции, не устанавливали.

Изогнутая кровля была подобна ветвям деревьев, крылу летящей птицы. По ней, как считалось, не могли передвигаться злые духи. Фигурки животных, головы драконов служили защитой от различной нечисти. Но крыша выполняла и другие функции, более практичные. Так фиксировались прогибы стропильных балок с шарнирными опорами, а также предохраняли стены от намокания. Внутренние помещения оформлялись деревянными решетками, каменные стены закрывали рисунками и пейзажами. Оконные проемы закрывали промасленной бумагой, их форма была различной — в виде листьев, цветов, ваз.

Все украшения в виде животных имели свое значение:

  • Журавль — символ счастья.
  • Цветок являл собой чистоту.
  • Фигурка черепахи означала долголетие. Считалось, что хвостатая черепаха биси несет на себе Вселенную.

В искусстве Китая всегда царил настоящий культ животных. Особенно почитались лиса, тигр, феникс. Слонами, верблюдами и львами декорировали погребения.

Традиционная архитектура Китая не исчезла и в настоящее время. Древние дворцы переоборудованы под музеи, в старинных парках проходят народные гуляния, организован культурный отдых. С каждым годом растет количество приезжающих в Китай туристов, а отрасль приносит государству значительный доход. Градостроительное искусство Поднебесной по-прежнему продолжает оказывать влияние на зодчих во всех странах мира.

Из чего состоит архитектура Китая ? Недра Китая богаты многочисленными породами мрамора, гранита, известняка. Строевым лесом – лиственница, ель, сосна, дуб и т.д. Наибольшее применение в строительстве нашли корейский кедр, веймутова сосна, бамбук.

Поскольку в древнем Китае зодчие акцент ставили на дерево, чем другим материалам, поэтому до настоящего времени сохранилось сравнительно немного памятников древнейших эпох. О характере архитектуры эпох Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань (до 25 года н. э.) можно судить в основном по изображениям на погребальных плитах, моделям и останкам каменных конструкций. Все что ни делается в Китае – все делается по Фе .

Модели зданий, а также сохранившиеся изображения построек на каменном рельефе периода Хань показывают, что китайские зодчие уже 2000 лет назад сооружали многоэтажные здания , увенчанные многоярусными крышами, покрытыми цилиндрической черепицей, которая по краям скатов кровли украшалась кругами с различными изображениями и надписями.

Архитектура жилых зданий древнего Китая.

Тип жилья, создаваемый китайцами в течение тысячелетий, мало чем отличается от своих древнейших прототипов. Строились они из дерева, кирпича-сырца и камня . Стены дома, как правило, не являлись несущими конструкциями. Они заполняли пролеты между деревянными опорными столбами, защищая помещения от холода.

Главный фасад – южный. Он имел вход и окна, заполняющие всю плоскость стены. На севере окон не предусматривалось. Южная стена выполнялась в виде деревянной решетки, заклеенной промасленной бумагой (изобретена в III веке до н. э.). Крыша имела характерные широкие свесы, защищающие стены от осадков и прямого солнечного света. Перед главным фасадом часто устраивалась крытая галерея (япон. энгава – «серое пространство»). Галерея служила внешним коридором, связующим все комнаты в доме, местом приема гостей, промежуточным пространством между внутренним и внешним миром.

Происхождение китайской крыши

Существует множество версий о происхождении этой чисто китайской формы крыши:

  • желание зодчих преодолеть, визуально облегчить массу высокой крутой кровли;
  • фиксация естественного прогиба длинных стропильных балок, имеющих шарнирные опоры на концах;
  • уподобление кровли изогнутым ветвям деревьев, силуэту горной гряды;
  • обеспечение более пологой траектории стоков, предохранение поверхности стен от смачивания.

Внутренняя планировка китайского дома подчинялась установкам основоположника даосизма – философа Лао-Цзы (V в. до н. э.) : “Реальность здания заключается не в четырёх стенах и крыше, но во внутреннем пространстве, предназначенном для жизни в нем…”.

Согласно китайской традиции, дом является неотъемлемой деталью окружающего пейзажа, своего рода ширмой, сквозь которую природа вторгается внутрь здания, дополняет и обогащает его. Здание – лишь временный приют на долгом пути человеческой жизни. Его тонкие стены и перегородки легко ломаются под напором урагана, но решётчатый каркас остается целым. После урагана легкие стены и перегородки быстро собираются и монтируются.

Особенности архитектуры Китая

Визуальная связь с внешним миром осуществляется с помощью деревянных решёток и бумажных трансформируемых перегородок. Если в доме были прочные стены из камня, то их поверхность обязательно украшалась живописным пейзажем . Этот прием получил особую популярность в XI-XII веках (сунская школа). В глинобитных или каменных стенах прорезали дверные и оконные проемы в форме листьев, цветов или ажурных ваз. Иногда в доме устраивали миниатюрные сады с деревьями – лилипутами.



Обязательной принадлежностью китайского дома, бедного или богатого, был внутренний двор с садом . Усадьба окружалась высокой стеной. Обычно сразу же за входом с улицы, во дворе, возводилась дополнительная стенка. По поверью, она преграждала путь злым духам, которые не догадывались свернуть и обогнуть её.

В древнем Китае считали, что духи могут передвигаться только прямо либо сворачивать в сторону под прямым углом. Именно поэтому во дворце императора Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.) все подъезды, внутренние переходы в здании, тропинки в парке были криволинейными.
Формы дверных и оконных проемов в китайских усадьбах

Дворцовая архитектура Китая

Края дворцовой крыши делали изогнутыми, чтобы злые духи не могли продвигаться вдоль них. Нередко их украшали фигурки животных, выполнявших роль оберегов от злых духов.

Дополнительная стенка закрывала внутреннее пространство двора от “злого глаза”. Кстати, у нас также встречаются люди знающие это, которые ставят в окна куклы, игрушки от злого глаза.

Традиционная архитектура Китая, как известно, сильно отличается от европейской. Поражает сочетание ярких цветов – красного, синего, зелёного в декоре зданий, наличие обязательных изогнутых крыш с обязательными фигурками сыновей дракона на их концах.

Сначала эти фигурки удивляют, и их постоянно фотографируешь. Потом замечаешь, что они повторяются всюду и уже не обращаешь на них внимания.

Спрашивал я гидов, почему крыши изогнутые, ведь делать их такими не совсем удобно. Из сбивчивых ответов выходило, что это традиция, связанная вроде с тем, что в древние времена на слабые балки клали тяжёлую черепицу, и они прогибались. Но точно ли это так, мне не известно.
Особо древних строений нам не показали – Китай много раз подвергался нашествиям варваров, не щадили городов и часто восстававшие крестьяне. Так что основная часть древностей — это сооружения династий Мин и Цин, т.е. по европейскому летоисчислению, 14 – 19 век. По нашим меркам это, конечно, старина, а для Китая с его пятитысячелетней историей это почти современность.
Но и во время этих последних династий настроено много великолепного и бесподобного. В каждом городе есть колокольная и барабанная башни. Они огромны и в одной утром били в колокол, встречая новый день, в другой барабанным боем провожали день прошедший. Как в этих ваших европах обходились без таких башен – не понятно.

Китайцы нашего времени так быстро восстанавливают старину и так хорошо стилизуют, что часто не понятно – древнее это сооружение, или новодел, или результат реставрации.
Видели мы и поднимались на знаменитые многоярусные китайские пагоды, («багода» как говорят гиды), которые, как я думал, являются визитной карточкой китайской архитектуры. Пагоды высокие, древние, внутри почти лишённые декора, лестница ведёт до самого верха. Но лестницы не винтовые, а обычные (может, до винтовых китайцы не додумались?)

Оказалось, что пагода — не что иное, как мемориальная библиотека для хранения буддистских манускриптов, вывезенных в разное время из Индии. И построены они по индийским образцам.

Запретный город, или Гугун, в Пекине, в котором жил император со своими многочисленными жёнами, наложницами и евнухами, представляет собой действительно целый город из построек разного назначения, площадей, переходов и т. д., окруженный высоченной стеной и рвом с водой, шириной с добрую реку. Все строения дворца крыты черепицей золотого цвета, которая могла использоваться только для зданий, принадлежащих императору. Во дворце 9999 комнат, а 10000 только у бога неба, который, таким образом, всего на 1 комнату богаче императора. На самом деле комнат вроде бы восемьсот с чем-то, но я не проверял.
Удивляет, как императоры и свита жили зимой в этом запретном городе. И в конце марта было холодно, кое-где лежал снег. А в январе в Пекине бывают вполне сибирские морозы. Но павильоны, в которых жили люди практически открытые и без правильного отопления. Жалко императора.

«типа император»

Посторонним мужчинам после захода солнца там находиться запрещалось. Для тех, кто думает, что жизнь императора состояла из одних удовольствий, передаю рассказ гида, о том, что, если император задерживался с одной из жён больше определённого по этикету непродолжительного времени, дежурный евнух подходил к двери опочивальни и кричал: «Уважаемый император! Ваше время истекло». Если император не реагировал, то евнухи заходили и просто уносили полюбившуюся женщину. Ибо если император проведёт с ней больше положенного, то не отдохнёт и не восстановит силы. А они ему нужны для управления государством. Вот вам и восточный деспот.
Знаменитый храм Неба в Пекине — это комплекс сооружений, построенных по стандартному плану, примерно такому: двор или площадь или сад — павильон, двор – павильон, двор – павильон. И так много раз. Причём, такая планировка наблюдается как в буддистских, так и в даосских, и в конфуцианских храмах. Говорят, что и мечети в Китае имеют тот же план, но я внутри мечетей в Китае не бывал, снаружи видел, но внутрь зайти не довелось.

Храм Неба очень красив, строения его в основном деревянные, из гигантских брёвен. Основной фон красный, по которому нанесены разноцветные узоры. А черепица синяя, в цвет неба.
Главные здания храма — единственные в Китае круглые религиозные сооружения. Ибо небо – оно, как известно, круглое. А земля, понятное дело, квадратная. И постройки земные поэтому прямоугольные.
В Храме Неба император, как сын неба, бывший по совместительству главным жрецом, ежегодно молился об урожае, который для многолюдного Китая всегда было наиважнейшим делом.

В буддистских храмах много народу, много разных изображений и статуй разных будд (я-то по невежеству думал, что Будда — один и это принц Гаутама, а их оказалось превеликое множество), его помощников и учеников. Там много молящихся, но молятся на коленях и возжигают свечи (точнее, ароматные палочки) в большинстве молодые люди. Я подумал было, что это наследие Мао, устроившего культурную революцию и полностью вытравившего религиозный дух у старшего поколения. Гид опроверг мои домыслы, сказав, что это молятся безбожники, а верующим позволено молится только два раза в месяц, первого и пятнадцатого числа, что-то вроде аванса и получки. У Будды ведь много дел и нельзя постоянно докучать ему своими просьбами.

Кстати, хотя часто утверждается, что китайский чань-буддизм – это самобытное явление, имеющее мало общего с индийским буддизмом, сами китайцы так не думают. Они полностью признают индийский приоритет. Верующие китайские буддисты стараются отправиться в Индию в паломническую поездку по святым местам жизни и деятельности Будды и других авторитетов.

В храмах Конфуция, а их я посетил два, в Пекине и в Шанхае, было практически безлюдно, росли вековые кипарисы, и хотелось предаваться размышлениям о смысле жизни. Но очень большое количество пепла от свечей в специальных жаровнях говорит о том, что Учителю тоже молятся, хотя он вроде и не бог.

Это — фото храма Конфуция в Пекине.

Годные конфуции


Сейчас только ленивый не говорит о невероятном экономическом развитии Китая, который на наших глазах становится новой супердержавой. Архитектура Поднебесной - одно из доказательств величия этой прекрасной страны. В нашем обзоре представлены 27 примеров невероятной архитектуры Китая, которые должен увидеть каждый.





Весьма оригинальное здание для одной из ведущих компаний Китая Alibaba в городе Ханчжоу было построено в 2009 году. Целью его возведения было создание максимально открытого и свободного пространства, которое будет способствовать продуктивному, но при этом непринужденному рабочему процессу. Штаб-квартира площадью 150 000 квадратных метров способна вместить около 9 тысяч сотрудников фирмы.





Построенный в 1990 году 315-метровый (с учетом двух антенн высота здания достигает 367 метров) небоскреб Банк Китая на протяжении 3 лет считался самым высоким зданием Азии. От большинства других небоскребов гонконгскую башню отличает ее необычный футуристический дизайн, благодаря чему здание стало крайне популярным среди жителей и туристов.





Современный театр в небольшом городе Вужене, который спроектировал тайваньский зодчий Крис Яо из бюро ARTECH, напоминает прорастающие из одного стебля и сросшиеся воедино два цветка лотоса. Изысканные деревянные экраны покрывают примерно половину фасада, в то время, как другая его часть покрыта кирпичной кладкой. Этот театр стал настоящей визитной карточкой Вужена.




Интерьер центра "Новый век"


Построенный в 2010 году многофункциональный комплекс «Новый век» официально признан самым большим цельным зданием в мире. Площадь здания составляет 1,76 миллиона квадратных метров, что втрое больше площади Пентагона. В уникальном комплексе располагаются торговые площади, офисы, конференц-залы, университетский комплекс, два коммерческих центра, два пятизвездочных отеля, кинотеатр IMAX и аквапарк с искусственным пляжем.





Строительство баскетбольного дворца, рассчитанного на 18 тысяч, было завершено к началу Игр в 2008 году. Именно в этом спортивном объекте проходили предварительные и финальные соревнования по баскетболу в рамках Олимпиады. Среди архитектурных особенностей стоит выделить крайне необычный фасад из специальных художественных панелей из дерева.

6. Новый терминал международного аэропорта Пекина





Новый терминал, построенный к Олимпийским Играм по проекту легендарного барона Нормана Фостера, обладает колоссальными размерами - длиной 3,25 км и площадью в 1,3 млн. квадратных метров, что делает его самым большим сооружением в мире. Интересно, что британский архитектор постарался вложить в свое детище все понимание китайской традиционной архитектуры - красно-золотая гамма, резкий изгиб перекрытий и общий силуэт, схожий с силуэтом дракона придают сооружению восточные черты.

7. Небоскреб "Тайбэй 101" в Тайбэе


Небоскреб "Тайбэй 101" в Тайбэе



"Тайбэй 101" на фоне живописного заката


509-метровый небоскрёб, построенный в 2003 году в Тайбэе, является пятым по высоте зданием в мире. На нижних этажах находятся различные торговые центры и помещения обслуживания, а верхние заняты офисами крупнейших корпораций со всего мира. Крайне интересен тот факт, что в небоскрёбе "Тайбэй 101" находятся самые быстрые лифты в мире, поднимающиеся со скоростью 60,6 км/ч. Тайбэйская башня считается главным символом Тайваня и одним из важнейших архитектурных сооружений всего Китая.





27-этажное подковообразное здание всемирного известной сети отелей Sheraton в Хучжоу было завершено в 2013 году. Благодаря своей форме здание получило прозвище "подкова". Особенно завораживающим оно выглядит по ночам, отражаясь в озере Таху и образуя со своим отражением силуэт цифры "8". Стоит отметить, что этот красивейший современный отель входит в десятку самых дорогих в мире.

9. Олимпийский стадион "Птичье гнездо" в Пекине


Олимпийский стадион "Птичье гнездо" в Пекине



"Птичье гнездо" в Пекине


Главный олимпийский объект Пекина был построен в преддверии Игр в 2008 году. Чаша стадиона имеет очень интересный и необычный внешний вид, который стал возможен благодаря конструкции из высококачественной стали, покрытой полимерами. Впервые попавший на стадион болельщик будет удивлен продуманностью и цельностью главного символа нового Пекина - даже светильники вдоль дорожек, ведущих к входам на стадион, выглядят, как миниатюрные птичьи гнезда.





В 2009 году было завершено строительство уникального здания штаб-квартиры CCTV в китайской столице. Новая штаб-квартира CCTV, расположенная на 20 га земли, считается самым значимым проектом знаменитого голландского архитектора Рэма Колхаса. Современный небоскреб состоит из двух башен (54 и 44 этажа), высота большей из них составляет 234 м. Между собой два корпуса соединяются с помощью горизонтальных конструкций на уровне последних этажей и у основания. Интересно, что из-за столь необычной формы строение получило прозвище «большие штаны».





Строительство шестого по высоте здания мира было завершено в 2008 году. Особенности китайского ландшафта вынудили главного архитектора Дафида Малотта создать конструктивную систему, способную выдержать землетрясение до 7 баллов. В состав 101-этажного гиганта входят всевозможные магазины, рестораны, конференц-залы, офисы различных компаний и самая высокая смотровая площадка, расположенная на 100 этаже. Неофициальное название комплекса - "открывашка".

12. Спортивный центр "Восток" в Шанхае


Спортивный центр "Восток" в Шанхае



Главное сооружение спортивного центра "Восток"


Спортивный центр "Восток", предназначенный в основном для проведения всевозможных соревнований по водным видам спорта - это комплекс из многофункционального стадиона, специального крытого центра водных видов спорта, открытого бассейна и большого медиацентра. Немецкие архитекторы из DMP спроектировали все эти сооружения в одном стиле, и каждое из них напоминает морские ракушки. Главный стадион рассчитан на 18 тысяч человек, двое других способны принять около пяти тысяч зрителей.





Построенный в 2010 году комплекс Cube Tube находится в новом экономическом центре провинции Чжэцзян. Здание, состоящее из офисной и развлекательной частей, возведено по системе прямоугольных модулей, которые используются и как окна с террасами, и как украшение для интерьеров. Cube Tube стал наиболее значимым объектом в Джинхуа, который притягивает многих туристов, желающих насладиться "квадратной магией".





Многофункциональный комплекс Galaxy Soho, выполненный по проекту неповторимой Захи Хадид в 2010 году, стал настоящим украшением Пекина. Комплекс состоит из пяти куполообразных сооружений без прямых углов высотой до 67 м, плавно соединенных между собой на разных уровнях системой крытых и открытых переходов. Первые этажи занимают рестораны и магазины, а в верхних расположены офисы крупных компаний. Galaxy Soho стал первой работой Хадид в Китае.





Современное здание музея стекла является местом для тематических выставок и презентаций изделий из самого популярного и модного материала. Особое внимание стоит уделить необычному фасаду здания - наружные стены покрыты отшлифованным и покрытым эмалью темным стеклом. На фасаде можно прочесть слова на разных языках, которые в той или иной мере имеют отношение к прозрачному материалу.





Комплекс Sanlitun Soho от известного японского зодчего Кенго Кумы представляет собой сад типа "сункун", окруженный различными зданиями по образу традиционных кварталов старого Пекина. Также японцем были использованы принципы сомасштабности человеку и очень высокой плотности застройки. Новый комплекс был поделен на четыре сектора согласно частям света, а переходы между ними представляют собой систему извилистых лабиринтов. Особый интерес представляют также корпуса Sanlitun Soho, облицованные разноцветными акриловыми панелями, которые меняют свой цвет при смене освещения.

17. Многофункциональный комплекс "Круг" в Гуанчжоу


Многофункциональный комплекс "Круг" в Гуанчжоу



"Круг" в Гуанчжоу


33-этажное здание высотой 138 м было построено в 2013 году в Гуанчжоу по проекту итальянца Джузеппе Ди Паскуале. В центре "Круга" расположено круглое отверстие диаметром около 50 м. При отражении здания в реке получается изображение, похожее на цифру 8, которая считается у китайцев счастливой. Гуанчжоуский комплекс считается самым большим круглым зданием в мире.

18. Центр искусств "Готай" в Чунцине


Центр искусств "Готай" в Чунцине



Центр искусств "Готай"


Невероятное здание центра искусств "Готай", строительство которого было закончено в феврале 2013 года, расположено в самом центре развивающегося города Чунцина. Здание состоит из двух частей – Большого театра и Музея искусств Чунцина. Интересно, что автор этого удивительного проекта Цзин Цюань решил использовать в качестве основной идеи традиционный китайский духовой инструмент «шэн».

19. Дом "Фортепиано и скрипка" в Хуайнане"


Дом "Фортепиано и скрипка" в Хуайнане



"Фортепиано и скрипка" с ночной подсветкой


Дом "Фортепиано и скрипка" - это невероятное здание, которые было построено в 2007 году в небольшом городе Хуайнане. Оно служит в качестве выставочного зала, посвященного вопросам планового развития недавно созданного в городе района Шаннан. Прозрачная скрипка служит входной зоной с эскалаторами и лестницами, главным же зданием комплекса является огромное фортепиано. Любопытно, что здание построенное в масштабе 1:50, обрело у туристов невероятною популярность и стало чуть ли не главным "романтическим" зданием страны.

20. Телебашня "Восточная жемчужина" в Шанхае


Телебашня "Восточная жемчужина" в Шанхае



"Восточная жемчужина"" на фоне Шанхая


468-метровая телебашня «Восточная жемчужина» - это третье по высоте здание в Азии (высота 468 метров) и пятая среди самых высоких телебашня в мире. Гигантская сфера, в которой находится вращающийся ресторан, танцевальная площадка и бар, имеет диаметр 45 метров и находится на высоте 263 метра над землёй. Особой популярностью у туристов пользуется смотровая площадка со стеклянным полом, где можно почувствовать себя парящим над этим огромным мегаполисом.





Здание суперсовременного торгово-развлекательного комплекса Hanjie Wanda Square не может оставить равнодушным никого. 4 из 6 этажей скрыты под удивительной фактурной оболочкой из узорчатого стекла и нержавеющей стали. Комплекс следует всем канонам традиционного зодчества Китая, перенося их на современный лад. Особенно эффектным здание становится ночью благодаря светодиодной подсветке, подчеркивающей его форму.





Главная достопримечательность современного Шанхая, башня Мао Цзиня - одна из самых высоких в Азии. Основным элементом этого здания является число 8, ассоциирующееся у китайцев с благополучием. 88 этажей здания разделены на 16 сегментов, каждый из которых на 1/8 короче шестнадцатиэтажного основания, которым служит восьмиугольный бетонный каркас, окруженный восемью композитными и восемью внешними стальными колоннами. В здании находятся офисы, пятизвездочный отель, рестораны и смотровая площадка на 88-ом этаже.





Пекинский жилой комплекс Linked Hybrid, спроектированный американским архитектором Стивеном Холлом и построенный в 2009 году, представляет собой систему из восьми башен, соединенных между собой воздушными мостами. Ансамбль включает в себя 750 квартир, кинотеатр, различные магазины, отель, рестораны и даже детский сад со школой для детей, проживающих в жилом комплексе. В воздушных мостах располагаются бассейн, фитнес-центр, чайные комнаты и кафе. linked Hybrid - пример того, каким должен быть жилой комплекс XI века.





Гонконгский офисный комплекс Lippo Plaza был построен в 1988 году по проекту американского архитектора Пола Рудольфа. Комплекс состоит из двух расположенных на расстоянии всего в несколько десятков метров друг от друга башен высотой 48 и 44 этажа. Автору этого неоднозначного объекта принадлежит первоначальная идея создания крупного комплекса из двух башен, напоминающих обнявших стволы деревьев коал. Неудивительно, что в народе это здание называют по имени главного животного Китая.





Здание национального центра водных видов спорта, также известное как "Водяной куб", стало частью большой олимпийской стройки и было официально открыто в 2008 году. Конечно, в первую очередь стоит отметить необычный фасад, напоминающий кристаллическую решетку из водных пузырей. Этот спортивный комплекс являет собой пример высокой энергоэффективности - поверхность здания способна принимать солнечную энергию и использовать ее для подогрева воды и помещений.





Недавно в Китае по проекту известного китайского бюро MAD Architects было завершено строительство нового уникального сооружения - музея в Ордосе. Главной особенностью находящегося на холме музея можно назвать его волнистую структуру из металлических пластин, которая помимо эстетической составляющей, защищает здание от перемен в погоде. Оригинальный объект ежедневно притягивает сотни туристов, желающих ознакомиться с этим шедевром современного зодчества.





После многочисленных отказов и замораживания строительства еще на стадии проектирования главный театр Китая все-таки был построен в начале 2000-ых. Напоминающее то ли огромную каплю воды, то ли летающую тарелку, приземлившуюся в китайской столице, это невероятное сооружение сразу же полюбилось большинству местных жителей и гостей Поднебесной. Театр представляет собой куполообразную структуру длиной 212 метров и высотой около 47 метров, полностью сделанную из металла и стекла. Здание находится на поверхности искусственного озера, а входом в него служат подводные тоннели с прозрачным потолком.

Современная архитектура Китая постоянно пополняется все новыми шедеврами, подтверждением чему служат и . Очевидно, что столь роскошная архитектура требует немалых средств. О том, насколько финансово обеспечены китайские города вы узнаете из нашего обзора . Особый восторг и уважение у специалистов вызывает и архитектура соседней Японии, о главных достижениях которой расскажет наша статья .

Китай - крупнейшпя страна Азии, его цивилизация существует с IV тысячелетия до н. э. и принадлежит к наиболее развитым в эпоху древности и средневековья. За несколько тысячелетий существования китайская культура дала замечательные произведения искусства, многие полезные изобретения. Классическая китайская литература, философия и искусство достигли необычайной высоты.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае существовала достаточно развитая культура, первый период расцвета которой относится ко времени господства династии Шан (около1300 г. до н. э.), пришедшей на смену культуре Яншао (середина III тысячелетия до н. э.- середина II тысячелетия до н. э.).

Первые памятники древней китайской культуры были обнаружены при раскопках в 20-х гг. нашего века. Они дают представление о культуре Яншао (середина III тысячелетия до н. э.- середина II тысячелетия до н. э.), на смену которой пришли памятники эпохи Шан (Инь) (ок. XVI-XI вв. до н. э.).

Это был мифологический этап развития философской мысли. Главными были представления о небе, дарующем жизнь, и о земном начале, а также культ предков, духов неба и земли, которые причудливо сочетали в себе черты животных, птиц и людей. Им приносились жертвы вином и мясом, для чего из бронзы отливались специальные обрядовые сосуды. На сосудах типа Шан (Инь) обнаружены и первоначальные формы иероглифической письменности.

В XII-III вв. до н. э. заканчивается мифологический этап развития представлений о природе. Развиваются учения даосизма и конфуцианства , которые по-новому раскрыли тему мира и человека в нем. Сами мифологические божества стали восприниматься более условно, зато образ человека делается конкретнее. В сосудах V-III вв. до н. э. появляются целые сцены труда, охоты, сбора урожая.

Своего наивысшего подъема китайская культура достигает при правлении династии Чжоу, длившемся около 8 веков (вплоть до III в. до н. э.).

Врата Взращивания Ума

После падения династии Хань единство империи оказывается нарушенным на несколько веков. Только в VI в. до н. э. происходит ее новое объединение. В этот период, ведя захватнические войны, китайцы проникают далеко за границы своей империи, оказывают воздействие на культуру других народов, испытывая одновременно и их влияние. Примером тому является проникновение из Индии буддизма , который привлек людей того времени обращенностью к внутреннему духовному миру человека, мыслью о внутреннем родстве всего живого.. Вместе с ним появляются и новые типы культовых сооружений.

В Китае строятся первые пагоды и скальные монастыри, состоящие из сотен больших и малых гротов в толще скалы. Посетитель передвигался по шатким настилам и заглядывал внутрь гротов, откуда на него смотрели статуи Будды. Некоторых гигантов, достигающих 15-17-метровой высоты, можно видеть и теперь из-за обвалов передних стенок гротов. Росписи храмов того времени поражают вдохновенностью мастеров при изображении буддийских сюжетов. В эпоху Тан (VII-X вв.) в росписях появляются пейзажные мотивы. Природа становится не только фоном, но и объектом поклонения.

Такое отношение к пейзажу сохранилось и в эпоху Сун (X-XIII вв.), когда этот жанр живописи сделался наивысшим выражением духовных исканий китайских художников. Согласно вероучениям того времени, мир - человек и природа - един в своих законах. Сущность его - во взаимодействии двух начал - «инь» (воды) и «ян» (гор).

В 1127 г. весь север страны захватили кочевые племена чжурчжэней. Правителям Китая пришлось отступить на юг, где была основана новая столица Ханчжоу. Позор поражения, тоска по оставленным землям во многом определили настроения искусства XII-XIII вв. Природа стала как бы единственным утешением в печали, и в ее трактовке возникли новые черты. Она становится более соразмерной человеку.

Развитие китайской архитектуры находило свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Материалами кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор.

Приход к власти первого императора из династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) имел большое значение не только для объединения огромной империи, границы которой с тех пор не изменялись, но и для развития китайской культуры, ставшей основой китайского мировоззрения вплоть до сегодняшнего времени.

В произведениях искусства отображаются славные моменты прошлой истории, превозносятся добродетели, осуждаются пороки. Одновременно создатели произведений искусств часто черпают свое вдохновение у природы.

Эпоха Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.) знаменита своими погребальными комплексами, к которым вели «дороги духов», обрамленные статуями мифологических животных. Подземные погребения, оформленные рельефами и росписями, отмечались также наземными постройками, которые внутри были украшены плоскими рельефами. Если в целом для развития искусства характерна тенденция к абстрагированию от реальности, то в период Хань особое внимание сосредоточивается на изображении окружающей действительности.

В результате проникновения из Индии буддизма, в Китае появляются и новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме того, пещерные храмы, подобные индийским.

Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят отдельные пагоды.

Кроме городов, храмов и дворцов строились гидротехнические сооружения, каналы и плотины.

Великая Китайская стена

Выдающимся техническим сооружением явилась Великая Китайская стена, строительство которой велось несколькими поколениями.

Великая Китайская стена является наиболее древним дошедшим до нас памятником китайской архитектуры, восходящим ранее III в. до н. э., когда (после 228 г. до н. э.) императором Цин-ши Хуан-ди, объединившим Китай, была выстроена часть Великой Китайской стены. Возможность производить настолько сложные постройки в III в. до н. э. свидетельствует о продолжительном предшествовавшем периоде развития китайской архитектуры.

За всю историю Китая существовало три основных стены, каждая протяженностью в 10000 ли (5000 км.). Некоторые участки оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с другом маленьких царствах на севере.

Император Цинь Шихуанди (или Цинь Ши Хуан), считающийся одним из величайших деспотов в истории, набрал целую армию из крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горы вдоль границы его империи.

Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников-монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора. Тысячи ученых конфуцианцев, заклейменных и закованных в кандалы, обеспечили своевременное окончание работ. В народном сознании эта великая постройка предстала как “стена плача”. В одной старинной легенде рассказывается о том, что стена была разрушена слезами любящей жены по погибшему на стройке мужу.

Вторая Стена была построена во время правления династии Хань (206 г.до н.э.-220 г. н.э.) в целях защиты от гуннов, которые совершали регулярные набеги на территорию Китая и порядком попортили Стену, сооруженную Цинь Ши Хуаном. В 607 году н.э. при династии Суй сооружение было реконструировано. В этот период на строительстве был занят миллион рабочих, причем половина из них погибли.

На сооружение третьей стены (династия Мин 1368-1644) было направлено уже около 1 миллиона человек, тогда стена обрела свой сегодняшний облик.. При постройке особое внимание уделялось тому, чтобы каждая из башен Стены находилась в зоне видимости с двух соседних. С ее сторожевых башен при помощи барабанного боя, дымовых сигналов, а ночью – с помощью сигнальных огней – можно было распространять информацию по всей стране с никогда дотоле невозможной скоростью. Кроме того, на всем протяжении от Стены до центрального города, на расстоянии одного конного перехода друг от друга располагались небольшие опорные пункты, на которых гонец с срочными известиями мог поменять коня.

Общая длина стены превышает 5 тыс. км. Она проложена по самым высоким и неприступным горным хребтам, словно гребень, вросший в их каменную плоть. Призванная охранять границы Китайской империи от кочевников, совершавших набеги с севера, Великая Китайская стена протянулась по многочисленным безлесным холмам от монгольских границ почти до Пекина.

Продуманное решение делало ее почти неприступной. Название «стена» не является точным, так как в действительности это крепостное сооружение высотой 6,5 м и шириной у основания 6 м (к верхней части оно суживалось на 1 м), включавшее оборонительный вал и сторожевые башни, поставленные через каждые 120 м. Наружная облицовка сделана из камня и кирпича, а внутренняя часть заполнена утрамбованной глиной, общий объем которой составляет около 180 млн. кв. м.

Военное значение стены, когда она бывала укомплектована войсками соответственно своей длине, становилось огромным. Стена была не только крепостным валом, но и дорогой. Ее ширина – 5,5 метра; это позволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам. Еще и сегодня ее высота в среднем составляет девять метров, а высота дозорных башен – двенадцать метров. С течением столетий, однако, она была заброшена и разрушилась. В недавнем прошлом части ее были реставрированы для экскурсантов.

Великая Китайская стена является символом Китая как для самих китайцев, так и для иностранцев. У входа на отреставрированную часть стены расположена надпись, Стена действительно является символом Китая как для самих китайцев, так и для иностранцев. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись, сделанную по распоряжению Мао Цзе Дуна – “Если ты не побывал на Великой Китайской Стене – ты не настоящий китаец”. Великая Китайская стена – на редкость впечатляющее сооружение. Она выдерживала влияние ветра и непогоды на протяжении многих столетий.

Архитектура периода Хань (III в. до к. э.- III в. н. э.)

Более ясное представление мы имеем об архитектуре периода Хань (III в. до к. э.- III в. н. э.). Благодаря найденным в погребениях глиняным моделям домов, башен и т. п. мы получили понятие о типе построек этой эпохи. В 1933 г. в провинции Хэнань был раскопан целый ансамбль глиняных моделей жилищ, дающих яркое представление об усадьбе мелкого феодала ханьской эпохи. О подлинной архитектуре эпохи Хань мы можем судить только по парным каменным пилонам, которые ставились перед некоторыми местами погребений.

Целиком сохранившиеся памятники архитектуры относятся не раньше чем к VI в. н. э. Начиная с этого периода и вплоть до XX в. произведения китайской архитектуры могут быть разделены на две основные хронологические группы.

К первой группе относятся памятники архитектуры с VI до XVII вв.; основными чертами стиля этих памятников являются монументальность и преобладание конструктивных форм над декоративной стороной. В памятниках последних трех столетий архитектура теряет характер монументальности; усиливается значение декоративно-орнаментального элемента; наконец, наблюдается перегрузка зданий орнаментальными деталями, измельчение и дробность архитектурных форм. Архитектура первого периода отражает идеологию феодального общества; архитектура второго периода - идеологию буржуазии, нарождающейся в недрах феодальной формации, а с XV11I в. уже могут быть прослежены черты воздействия европейского зодчества.

Древнейшим памятником китайской архитектуры, целиком дошедшим до нас и точно датированным (523), является пагода Сунъюэсы в Суншане, в провинции Хэнань. Она построена на двенадцатигранном основании и имеет пятнадцать этажей; оканчивается небольшой ступа. В этом последнем обстоятельстве и в применении арочек над нишами заостренной подковообразной формы видно воздействие индийского искусства, занесенного вместе с буддизмом, воспринятым верхушкой аристократии.

Архитектура эпохи Тан (618-906), когда в Китае наблюдалось большое развитие литературы и искусства, также представлена главным образом пагодами. Пагоды этого периода характеризуются величаво-монументальными формами, своеобразием своего вертикализма, смягченного рядом горизонтальных выступов. Материалом для строительства пагод в эту эпоху служат камень и кирпич.

Примером каменных пагод является построенная в 681 г. трехэтажная пагода в Сян-джи-сы , близ Сианфу. Эта пагода отличается простотой и строгостью форм, лишенных украшений, если не считать зубчиков по карнизам. Одна из наиболее замечательных кирпичных пагод - «Большая пагода диких гусей », построенная в 652 г. Пагода эта стоит на высокой террасе и имеет до 60 м высоты. Общий вид ее напоминает вытянутую ввысь пирамиду с усеченной верхушкой. Эффект впечатления от «Башня диких гусей» достигается хорошо уравновешенными пропорциями, массивной формой, усиленной положением пагоды на естественном возвышении.

Архитектура периода Сун (960-1280) представлена также исключительно пагодами. Другие виды зодчества сунской эпохи до нас не дошли. Характерной особенностью сунского периода являются железные и бронзовые пагоды, представляющие своеобразную особенность китайского зодчества. Относящаяся к X в. железная тринадцатиэтажная пагода в Тан-ян-сяне на Ян-цзы дает ряд новых особенностей мало изученного южнокитайского стиля. В частности можно отметить в ней ранее не наблюдавшийся мотив крыши, гнутой частями, над отдельными этажами, и более детальную орнаментальную разделку граней.

Об архитектуре эпохи Мин (XIV - XVII вв.) мы имеем значительно лучшее представление, так как от этой эпохи, особенно от второй ее половины, дошло до нас уже довольно значительное количество не только пагод, но и других культовых и гражданских сооружений. Архитектура минского периода до второй половины XVI в. носит еще строгий монументальный характер и в значительной мере повторяет более ранние образцы, но с конца XVI в. вступает в новую фазу, которая длится XVII - XIX вв. и обычно характеризуется, как “связанная с буржуазной идеологией”, а начиная с XVIII в. и с влияниями европейского искусства.

Храм Неба был построен при династии Мин в 1420 г., когда император Юн Лэ перенес столицу Китая из Нанкина в Пекин. В последующие пять веков здесь в день зимнего солнцестояния проходили императорские молебны с жертвоприношениями во славу Неба с просьбой ниспослать хороший урожай.

Особенно характерным для данного периода является широкое развитие архитектурного ансамбля; жилая усадьба, храм, дворец и т. д. представляют собой стройно организованный архитектурный комплекс, распланированный по определенной системе. Важное значение как при возведении отдельных построек, так и при планировке архитектурных ансамблей имели установленные религиозной традицией правила «геомантики». На геомантике основывается так называемый «фэн-шуй » (ветер и вода).

Так называлась псевдонаучная система, которая учит, как следует располагать храмы, кладбища и сооружения для жилья, чтобы поставить их под защиту благоприятных условий и предохранить от вредных. По правилам геомантики установилась принятая с древности ориентация построек по северо-южной оси с обращением важнейших частей на юг - в сторону наибольшего благоприятствования.

«Фэн-шуй» не потерял своего значения даже после введения буддизма и играл роль при возведении построек в течение всего феодального периода. Медленность изменения архитектурного типа построек обусловливалась также строгою государственной регламентацией строительства.

Разбирая архитектурные ансамбли раннеминской эпохи, остановимся сначала на рассмотрении плана Пекина (Бейпина ), организованного по тому же основному принципу, что и жилой, дворцовый и храмовый комплексы. Пекин является типичным примером большого китайского города, в основных чертах сложившегося к началу XV в. Пекин представляет собой комплекс трех городов, обнесенных общей стеной до 12 м вы­соты и до 20-24 м ширины.

Города эти следующие: манчжурский, или татарский город, длина стен которого достигает 23 км, внутри него находится обнесенный особой стеной так называемый запрещенный город, со всей массой построек бывшего императорского дворца; и, наконец, третий - китайский город, длина стен которого около 16 км; по середине его, по североюжной оси, проходит главная улица; в южной его части расположены среди тенистых парков обширные храмовые ансамбли: храм Неба и храм Земледелия. Мощные стены Пекина имеют многочисленные бастионы, грандиозные башни с воротами простого и величавого стиля.

Переходя к рассмотрению дворцовых ансамблей, возьмем для примера такой сложнейший комплекс, как бывший императорский дворец в Пекине , которому подражали в дальнейшем при планировке других архитектурных ансамблей. Здесь соблюдена планировка по северо­южной оси в соответствии с правилами геомантики; по сторонам этой оси расположен ряд построек, а между ними - дворцы, арки и пр. Постройки представляют собой здания с окружающими их галереями на колоннах; двойные выгнутые крыши этих построек покрыты цветной черепицей. Архитектурный ансамбль здесь тесно связан с ландшафтом; здесь все утопает в зелени садов, так что структура архитектурного комплекса может быть воспринята зрителем только при прохождении им насквозь всего ансамбля.

Та же архитектурная композиция и тот же тип построек повторяются в меньшем масштабе и в других дворцовых и храмовых ансамблях. Относительно храмовых зданий надо заметить, что по одному и тому же типу строились как конфуцианские, так даосские и буддийские храмы.

В конце минского периода, приблизительно с эпохи Ван-Ли (1573-1619) , в китайской архитектуре начинают слагаться элементы нового стиля. На примере основанного в начале XV в. и позднее неоднократно перестраивавшегося (XVII - XIX вв.) ансамбля бывшего императорского дворца можно наблюдать, как архитектура входит в новую фазу, как здания при перестройке начинают обрастать сложными деталями, вычурным орнаментом, в результате чего теряют свой первоначальный монументальный характер.

Весьма ярким проявлением нового стиля могут служить постройки на священной горе буддистов Ву-тай-шань , в провинции Шаньси. Терраса с пятью бронзовыми пагодами представляет картину победы новых веяний в китайском искусстве; мы видим здесь пышно изукрашенные крыши, сложные, причудливой формы ступа; всюду кружево обильного и сложного орнамента - элемента своего рода «китайского барокко».

В XVIII в. эти декоративно-орнаментальные тенденции продолжаются в обостренной и более развитой форме. В это время в Китае возникло: строительство в европейском стиле, оказавшем, правда, мало влияния на дальнейшее развитие китайской архитектуры с точки зрения планов, конструкций, но кое в чем затронувшем детали, орнаментику, декорацию.

В 40-х годах XVIII в. французскими архитекторами близ Бейпина был построен в стиле европейского барокко летний дворец Юан-мин-юань, от которого в настоящее время остались одни развалины. С этого, примерно, времени начинается и обратное влияние - китайской архитектуры на европейскую, сказавшееся в XVIII в. постройками «в китайском вкусе».

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Поток влияний, направление которого мы проследили от Месопотамии до Персии и от Персии до Индии, там не остановился: история искусства Китая отнюдь не стоит особняком в общей картине развития архитектуры.Своими истоками китайская архитектура, по-видимому, связана с Месопотамией. В свою очередь воздействие китайского искусства на другие страны, несмотря на тенденцию Китая к обособленности, распространялось чрезвычайно широко, и это следует учитывать. Со времен глубокой древности в результате торговых сношений вместе с китайскими изделиями распространялись и китайские орнаментальные формы. Благодаря общей буддийской религии установились на протяжении нескольких веков постоянные сношения Китая с Индией, которые нашли свое отражение и в архитектуре; одним словом, Китай никогда не был миром, абсолютно замкнутым в самом себе.

Запретный город в центре Пекина, главный дворцовый комплекс китайских императоров с XV по начало XX века. Рисунок Минской эпохи

Примечание: Гипотеза о вавилонском происхождении китайской культуры была выдвинута в 70-х годах XIX в. французским ученым Терриен де Лакупери. Эта поверхностная и необоснованная теория в настоящее время никем не поддерживается. Сейчас в науке господствует мнение, что основная масса китайского населения с давних времен обитала на территории Китая. Это подтверждается результатами последних раскопок. Раскопки шведского ученого Андерсона производились в начале 20-х годов XX в. (см. его работу «An Earby Chinese Culture». Peking. 1923). Найдены были каменные орудия, окрашенная керамика, изготовленная с помощью гончарного колеса; обнаружена культура третьего тысячелетия до нашей эры, относящаяся к неолитическому периоду.

Исторически могут быть установлены торговые сношения Китая с Западом не ранее, как с III в. до н. э. К эпохе династии Хань (III в. до н. э. по III в. н. э.) относятся торговые связи Китая с Средней Азией, Персией эпохи аршакидов, с Индией и Римом. Первое ознакомление китайцев с буддизмом относится еще к середине 1 в. н. э., но сколько-нибудь значительное распространение буддизм получил в Китае лишь начиная с III в. н. э.

Одновременно с историей искусства Китая мы рассмотрим и выросшее на его основе искусство Японии. Японская архитектура более изящна и свободна в своих формах, но, по-видимому, обладает теми же конструктивными приемами, что и китайское искусство. Самобытность каждого народа проявилась только в частностях применения этих методов.

Примечание: Несмотря на то, что архитектура Китая и Японии имеет некоторые общие черты, что Китай в иные периоды оказывал значительное влияние на развитие японского искусства и японской архитектуры, попытка Шуази рассматривать совместно искусство Китая и Японии не может быть признана правильной. Искусство каждой страны должно рассматриваться на основе изучения социально-экономического развития данной страны, в связи с другими проявлениями идеологии: религией, литературой и пр.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

В Китае, как и в Древней Индии, строятся почти исключительно деревянные здания. Это происходит не потому, что ощущается недостаток в камне, а вследствие изобилия богатых смолою лесных пород, пригодных для стройки. Деревянная архитектура наиболее отвечает утилитарному мировоззрению страны, которая не заглядывает в будущее. В Японии с ее вулканической почвой, где зданиям постоянно угрожают подземные толчки, деревянное строительство вполне естественно. В обеих странах камень и кирпич применяются лишь для частей зданий, подверженных воздействию сырости.

ПРИМЕНЕНИЕ КАМНЯ И КИРПИЧА

Японцы, в распоряжении которых имеются главным образом камни вулканического происхождения, т. е. камни, лишенные слоистого строения, применяют преимущественно полигональную кладку. Китайцы же, располагая породами камней, которые раскалываются по пластам, обычно используют это их свойство для правильной кладки рядами.

В Японии ряды каменной кладки редко бывают горизонтальными. В продольном разрезе кладка представляет собой кривую, обращенную вогнутостью к земле. Форма такого рода считалась гарантией против землетрясений; однако, возможно, что в Японии, как и в Египте, такая форма являлась просто результатом применения бечевки для выравнивания кладки.


Рис. 126

Китай и Япония - страны с высоко развитой керамической промышленностью; уже давно производство кирпича достигло там редкого совершенства. Еще в III веке до н. э., когда европейские народы применяли исключительно необожженный кирпич, клавшийся на глине, незначительные части Великой Китайской стены были сложены из обожженных кирпичей или, по крайней мере, облицованы обожженным кирпичом на слое глины в качестве раствора. При возведении стен китайских домов сплошная кирпичная кладка применяется редко, полые стены представляют двоякое преимущество: требуют меньше строительных материалов и лучше предохраняют от резких колебаний температуры. Рисунок 126 изображает, согласно описанию Чемберса, прием кладки стен, применявшийся в Кантоне вплоть до XVIII в.

Примечание: Раскопками шведского ученого Андерсена в 20-х годах XX в. установлено наличие расписной керамики еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Ко второму тысячелетию относится белая керамика с декорацией «линией грома», как на бронзах той же эпохи. С эпохи Хань до нашего времени можно проследить непрерывное изменение стиля и техники китайской керамики, являющейся наряду с греческой наиболее выдающимся видом этой отрасли прикладного искусства.

Клинчатый свод, чуждый Индии, применялся в Китае с давних пор. Два примера его применения в воротах Пекина относятся к XIII в., что соответствует свидетельству Марко Поло. Но, по-видимому, китайцы знали только коробовый свод; сферический свод, т. е. купол, был им, вероятно, совершенно неизвестен.

ДЕРЕВЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ПЕРЕКРЫТИЯ

Каменная кладка ограничивается обыкновенно фундаментом домов; корпус же здания строится из дерева. В Японии, в целях защиты от подземных толчков, оставляют деревянные части здания обособленными от каменного фундамента: деревянная конструкция покоится на своем основании, не будучи с ним никак связана. Характерным признаком японской и китайской деревянной архитектуры, отличающим ее от архитектуры других исследованных нами стран, являются наклонные перекрытия.

В Египте, Персии, даже в Индии, обычно крыши представляют собой террасы, мало приспособленные для стока воды. Для Китая с его дождливым климатом необходимы крыши, обеспечивающие дождевым водам полный сток.

Китай - первая страна Азии, где систематически начали применять крыши с крутыми скатами. В простых зданиях крыши кроются соломой, дранью или бамбуковыми стволами, расщепленными и уложенными один на другой наподобие желобчатой черепицы.


Рис. 127

Сооружения большей значимости перекрыты черепицами (рисунок 127 ), форма которых, имеющая профиль в виде французской буквы S, чрезвычайно упрощает укладку. Для защиты от разрушительного действия ветра черепицы укладываются на слой раствора, причем для еще большей прочности наружные швы также покрываются раствором, образующим небольшие валики В. Во всех случаях для поддержки кровли необходима обрешетка с большим или меньшим углом наклона.

В Китае и Японии применяется обрешетка из материалов двух родов: из стволов деревьев волокнистого строения или из древесных пород с полыми стволами, как например бамбук. Для обыкновенной обрешетки пригодны лишь материалы первого рода, а так как под действием ветров, существующих в этих странах, стволы деревьев обычно более или менее прогибаются, то кривые линии в этих конструкциях играют значительную роль. Что же касается бамбука, то он пригоден лишь для обрешетки, изготовляемой путем обвязки - своего рода архитектурной плетенки, которая широко распространена по всей Восточной Азии от Японии до островов Океании.

Конструкции из бамбука. - Рассмотрим, в первую очередь, конструкции из бамбука, т. е. из тростника, прочной частью которого является только наружная оболочка. На рисунке 128 показаны приемы увязки основных частей конструкции: столба, затяжки и горизонтальной балки; верх столба имеет форму «вилки», зубцы которой проходят через затяжку и одновременно удерживают продольную перекладину; стропильные же ноги прикреплены веревкой, надетой на сквозные шипы.

Когда вместо полых стволов бамбука употребляют стволы со оплошной древесиной, соединение производится посредством сквозной врубки А и для устойчивости углов закрепляется под­косами из гибкого дерева.



Рис. 128 Рис. 129

В легких сооружениях, строящихся из мелких деревянных частей, стенки образованы из стоек, врытых в землю и соединенных поперечными распорками, закрепленными простыми веревками; в конструкцию крыши таких зданий, кроме стропильных ног и обрешетки, входят также косые затяжки, которые делят ее на треугольники или же служат наугольными стропилами, образующими конек крыши. Достаточно взглянуть на рисунок 129 , чтобы понять, с какой легкостью данный тип конструкции позволяет не только вывести конек крыши, но также оставить просвет R, предназначенный одновременно и для вентиляции и для освещения.

В зданиях небольших размеров конструкция крыши сводится к элементам, изображенным на рисунке 130 : угловым стропилам А, горизонтальной затяжке S и обрешетке из жердей. Эти последние упираются одним концом в стропильную ногу А, другими в затяжку S; следует отметить, что привязанная веревкой затяжка не может находиться в одной плоскости со стропилами. В результате и обрешетка не может образовать плоский скат, и неизбежно образуется вогнутая кривая линии, приподнятая к углам.


Рис. 130

Приподнятые края крыши (причудливая форма, столь характерная для китайских и японских кровель) являются результатом системы скрепления посредством веревок, не позволяющей собрать в одной плоскости затяжки и стропила. Эту особенность чисто геометрического происхождения вкус строителя мог подчеркнуть, но фантазия в создании никакой роли не играла.

Примечание: Изогнутые кривые крыши не являются первоначальным покрытием в китайской архитектуре и вовсе не воспроизводят крышу палатки кочевников, как утверждали некоторые ученые. Как мы видим на найденных при раскопках погребений глиняных моделях жилищ эпохи Хань, крыши домов в эту эпоху еще не изогнуты, так что изогнутые крыши появились позднее эпохи Хань и, по-видимому, не ранее эпохи Тан (618-907 гг. н. э.).

Деревянные конструкции плотничьей работы. - Деревянные конструкции, в которых вместо тонких стволов, сплошных или полых, применяется материал, обрабатываемый плотничьими способами, тем не менее испытывают влияние конструкций из бамбука, представляя почти что их разновидность. На рисунке 131 приведено несколько примеров, заимствованных из китайского трактата «О строительном искусстве» (Конг Чинг-цзо-фа).


Рис. 131

Поддерживающая конструкция - обыкновенно из круглого леса, состоит из вертикальных стоек, связанных посредством шипов с горизонтальными прогонами. Здесь отсутствуют наклонные связи, препятствующие деформации наших деревянных сооружений. Единственной гарантией устойчивости служит прочность шипов. Устойчивость наших деревянных конструкций обеспечивается неподверженными деформации треугольными соединениями; китайцы же для этой цели прибегают к жестким прямоугольным конструкциям.

Таким образом вместо одного столба, удерживаемого в отвесном положении при помощи подкосов, мы имеем (см. рисунок 131 ) парные стояки, как например Р и Р соединенные в своей верхней части брусом Т и образующие, таким образом, жесткую и достаточно устойчивую систему. На рисунке А - главная вертикальная стойка R проходит через два этажа, причем в первом этаже эта стойка дублирована внешней контрстойкой S, а во втором этаже - внутренней контрстойкой N, имеющей точку опоры на потолочных балках нижнего этажа.

Крыша состоит из стоек из круглого леса и горизонтальных прогонов прямоугольного сечения, напоминающих по форме, если не по назначению, наши плотничьи бабки, связи и ригеля. Тяжесть кровли передается ригелю В посредством бабки. В свою очередь, тяжесть ригеля В передается посредством двух стоек связи С, которая таким образом нагружена только на концах. Вместо прямых накатин часто употребляются изогнутые материалы, которые найти в Китае нетрудно. Такая конструкция представляет собой простое соединение вертикальных и горизонтальных частей; принцип ее совершенно иной, чем тот, на котором основано устройство наших крыш.

У нас стропильная ферма имеет вид треугольника, состоящего из двух наклонных ног, связанных поперечной частью - затяжкой; стропильные ноги преобразуют силу тяжести в наклонно направленные силы, уничтожаемые сопротивлением затяжки; в китайской конструкции часть, соответствующая нашей стропильной ноге, отсутствует. В свою очередь и китайская затяжка по своему назначению совершенно отлична от нашей. Наша затяжка служит скрепой, тогда как китайская является несущей частью конструкции, работающей на изгиб, и потому для больших пролетов она мало пригодна, даже будучи изготовлена из брусьев весьма большого сечения. Этот примитивный прием конструкции, при котором затяжка работает на изгиб, находил применение у всех народов древности, за исключением римлян; даже греки не знали другого приема.



Рис. 132
Рис. 133

На рисунках 132 и 133 изображены некоторые детали монументальной деревянной конструкции. Рисунок 132 дает представление о конструкции, постепенно выступающие части которой образуют нечто вроде консоли между верхней частью столба и поддерживаемыми им горизонтальными балками. Один над другим последовательно располагаются венчики с постепенно увеличивающимся свесом.

Рисунок 132, А дает общий вид этой конструкции; рисунок 132, В - ее составные части, а именно: столб с пазами наверху, в которых укреплен первый венчик, сам этот венчик и, наконец, второй венчик вместе с маленькими вставками кубической формы, находящимися между обоими венчиками.

В качестве последнего примера деревянных конструкций на рисунке 133, А воспроизводятся парадные ворота, подражание которым обнаружено нами в индийском ступа в Санчи. Это - дверная рама, части которой скреплены при помощи простых клиньев.

Храмы. - Религии, оставившие свой след в архитектуре Китая, следовали хронологически в таком порядке. В первобытную эпоху существовала религия, вероятно, родственная астрономическим культам Месопотамии.

Примечание: Мнение о вавилонском происхождении китайской культуры сейчас никем не поддерживается.

Религия Лао Цзы (даосизм) появляется в VI в. до н. э. одновременно с учением Конфуция. Буддизм проникает в Китай в I в. христианской эры. Перенесенный из Индии, он угасает в VII в. на родной почве с тем, чтобы проникнуть приблизительно в то же время в Японию и до наших дней утвердиться у народов желтой расы.

От своего первобытного культа Китай сохранил традицию жертвоприношений, совершаемых во время солнцестояний в святилищах, имеющих форму террасы и напоминающих месопотамские жертвенники. Быть может, следует усматривать реминисценции, связанные с Месопотамией, также и в многоэтажных башнях, изображения которых встречаются на старинных китайских рисунках, и в пагодах в виде башен, из которых наибольшей известностью пользуется башня в Кантоне.

Что касается архитектуры, связанной с религиями Лао Цзы и Конфуция, то она настолько слилась с буддийским искусством, что памятники обоих культов можно различить лишь по деталям символических изображений.

В Японии памятники древнего синтоистского культа отличаются от буддийских строгостью стиля. В общем же история религиозной архитектуры как в Японии, так и в Китае сводится к описанию буддийских храмов.

Рисунки 134, А и 135, А дают представление об этих храмах, почти всегда имеющих форму двухэтажных павильонов: нижний этаж, с окнами преимущественно со стороны главного фасада, окружен верандой с широким крыльцом. Второй этаж перекрыт пышно сконструированной крышей.



Рис. 134 Рис. 135

Это святилище окружено оградой с портиками, напоминающей монастырскую, за которой расположены странноприимные учреждения и кельи бонз. Повсюду, где процветает буддизм, развивается монашеская жизнь, и ограда храмов почти всегда заключает в себе монастырь. Вход в ограду ведет через портик, впереди которого расположены ворота без створов (рисунок 134, В ). На площади вокруг святилища находятся водоемы для омовения, колокола, курильницы; тут же встречаются пяти- и даже семиэтажные башни с балконами и навесами причудливых и смелых контуров.

Как и у индусов, священные ограды иногда окружены, в свою очередь, другими оградами, и первоначальный храм образует как бы ядро группы зданий, которое постепенно разрастается в результате последующих пристроек.

На равнинах Китая эти здания расположены согласно требованиям симметрии. На гористой поверхности Японии монастырские дворы поднимаются террасами, что придает им особую живописность. Вековая растительность гармонирует здесь с архитектурой; огражденное пространство представляет собой холмистый парк, где храмы вырисовываются своими полными изящества силуэтами. Иератизм здесь не так узок: китайский храм носит официальный характер, японский храм - живое индивидуальное произведение искусства.

Гробницы. - Китайская гробница обычно состоит из склепа, скрытого в могильном холме, обсаженном деревьями и окруженном оградой. Близ курганов царских гробниц воздвигаются храмы, к которым ведут аллеи, окаймленные колоссальными статуями. При входе в аллею возвышаются триумфальные ворота, типа изображенных на рисунке 134.

Жилище. - Стиль жилых домов, по-видимому, ничем не отличается от архитектурного стиля храмов. У китайцев нет того резкого различия между архитектурой гражданской и религиозной, какая наблюдается у других народов.

Так же как для храмов и гробниц, незыблемая традиция определяет все подробности расположения жилого дома. В Китае особый закон устанавливает формы и размеры жилища для каждого сословия, и правила, предписываемые законом, по-видимому, восходят к самой глубокой древности. На рельефах династии Хань изображен дом, по виду подобный современному: сооружение в виде павильона с деревянными столбами и с верандой на каждом этаже. Столбы увенчаны по образцу, приведенному на рисунке 132; края крыши загнуты кверху, а над коньком на фоне неба вырисовываются фигуры животных. По этим любопытным изображениям можно определить даже расположение служебных помещений: в подвале находятся кухни; первый этаж предназначен для приема гостей; во втором расположены помещения для женщин.

Примечание: В 1933 г. в провинции Хэнань был раскопан в погребении целый ансамбль глиняных моделей домов, дающих яркое представление о композиции усадьбы мелкого феодала ханьскои эпохи. Эта модель небольшой усадьбы хранится в музее г. Торонто в Канаде. Она относится ко II в. н. э.; длина модели около 1,26 м. Усадьба обнесена стеной; стенка же разделяет передний и задний дворы. Усадьба состоит из 7 помещений: крытого входа, центрального дома, в котором происходит культ предков и семейные церемонии; имеется двухэтажное помещение в глубине заднего двора с дозорным окошечком и 4 боковых домика (спальни, кухни). Здесь крыши зданий, хотя и покатые, но еще не изогнутые, а прямые.

План М (рисунок 135) дает представление о городском жилище. Дом состоит из отдельных павильонов, разобщенных небольшими садиками. Взятый нами в качестве образца план заключает в себе вестибюль V, зал для приемов S, главный зал С и служебные помещения R. Если участок, на котором расположено здание, позволяет, то жилище отделяется от улицы передним двором. По украшениям наружной стены, скрывающей с улицы внутренность двора, можно определить социальное положение хозяина дома.

Загородное жилище, особенно у японцев, состоит из павильонов, разбросанных среди зелени. Главное помещение павильона - зал для приема гостей - выходит по всей ширине на глубокую веранду. Остальные комнаты занимают заднюю часть здания. Весь павильон приподнят над сырой почвой и покоится на фундаменте, в котором оставлены отверстия для циркуляции воздуха. Стены здания состоят из оштукатуренной бамбуковой решетки; потолок состоит из тонких деревянных досок, покрытых лаком, а внутренние передвижные перегородки представляют собой легкие рамы, обтянутые бумажными обоями. Вместо стекла в оконных рамах натянута прозрачная бумага, ставни заменены шторами; устранено все, что по своей хрупкости или массивности могло бы пострадать от землетрясения.

Сад вокруг этих павильонов представляет собой искусственный пейзаж. В нем нет никакой геометрической правильности: повсюду извилистые тропинки, неровности почвы, неожиданные эффекты, резкие контрасты.

Сооружения общественного значения и крепостные. - В качестве примера общественных сооружений мы ограничимся упоминанием о мостах, по большей части деревянных, иногда висячих, которые перекидываются в Китае через каналы, в Японии - через овраги.

В Китае главным памятником военной архитектуры является Великая Китайская стена. Это - грандиозная крепостная стена с квадратными башнями; она сооружена в III в. до н. э. для защиты от татарских вторжений. О деталях этого сооружения мы имеем весьма неполные сведения. В основе планов военной архитектуры Японии, которая нам известна несколько больше, лежит, по-видимому, зубчатая линия.

Примечание: Здесь имеются в виду, очевидно, кочевые соседи Китая вообще, так как татары появились значительно позднее. Наиболее ранняя часть Великой Китайской стены была выстроена вскоре после 228 г. до н. э. при императоре Цин Ши Хуан-Ди, объединившем Китай; позднее неоднократно достраивалась и перестраивалась.

ЭПОХИ. ВЛИЯНИЯ

Народы Западной и Южной Азии от Месопотамии до Индии по своему государственному устройству представляли монархии или теократии, где было уничтожено всякое посредствующее звено между верховной властью и последним подданным. По­этому и произведения этих стран не могли быть не чем иным, как памятниками, предназначенными для прославления власти, перед которой все остальное не имеет никакого значения.

Китай, наоборот, страна средних классов; интеллигенция, купцы, мелкие собственники занимают там свое определенное место, играют немалую роль. Архитектура Китая, служащая утилитарным задачам, является искусством буржуазии, которая даже при возведении храмов не столько заботится о продолжительности их существования, сколько о немедленном удовлетворении насущных потребностей.

Примечание: Китай примерно за 1000 лет до н. э. вступил в период феодализма. Буржуазия как класс слагается и начинает приобретать известное значение примерно в XVII в. и особенно при Манчжурской династии (1644-1912). В этот период буржуазная идеология проявляется и в искусстве. Таким образом здесь Шуази относит социальные явления последних столетий ко всей истории Китая, где такую большую роль играла феодальная идеология, пережитки которой не исчезли и до настоящего времени.

Внешние влияния. - Китайские летописи сохранили воспоминания о сношениях Китая со странами Западной Азии со времен глубокой древности. Потье перевел описания походов императора My Ванга в Западную Азию. А благодаря блестящим комментариям, заимствованным нами из неизданного труда Фурнье, маршрут этих походок дает ключ к источникам всех влияний. В X в. до н. э., т. е. в эпоху наибольшего расцвета месопотамской культуры,

My Ванг оккупировал Месопотамию, подчинил своей власти хеттов, проник до Средиземного моря и установил над Месопотамией на целые 60 лет китайский протекторат. Во время этого похода My Ванг восхищался многоэтажными башнями и увел с собой архитекторов, которые должны были построить в Китае подобные же сооружения. Вероятно, это и были первые образцы тех святилищ с террасами, отдаленное подражание которым представляет храм Неба и от которых произошли многоэтажные пагоды.

Примечание: Сообщаемые здесь Шуази сведения из легендарной истории Китая и выводы его о вавилонском происхождении китайской культуры и искусства должны быть признаны устаревшими и ошибочными.

К этому времени и относится начало художественной культуры Китая. My Ванг интересуется живописью по дереву и изготовлением лаков. Лаковые украшения, по-видимому, унаследованы от месопотамской промышленности. Глазурь была известна в Месопотамии так же хорошо, как и в Египте. Способы глазуровки, из которых впоследствии возникло приготовление фарфора, вероятно, вывезены Китаем из месопотамской экспедиции. Но внимание китайского завоевателя в Месопотамии обращено не на одно искусство: его восхищает и состояние науки. И, вероятно, тогда-то Китай заимствовал у Месопотамии ее астрономическую систему. Месопотамская философия поражает императора, и не подлежит сомнению, что из Месопотамии произошли принципы доктрины Лао Цзы, сложившейся в VI в.,- метафизической доктрины, столь мало соответствующей позитивизму китайцев.

Эпоха Лао Цзы и Конфуция почти совпадает с эпохой Сакия Муни в Индии. Это - последняя пора активной жизни. Затем для Китая, как и для Индии, наступает период неподвижности, иератизма, господства узких традиций.

Во II в. Китай отгораживается Великой Китайской стеной и выходит из своей замкнутости лишь в начале нашей эры, в то время, когда буддийская пропаганда возобновляет сношения между ним и Индией; именно тогда индо-персидские элементы проникают в китайское искусство.


Самобытные элементы китайского искусства и их распространение.
- Мы определили роль чужеземных влияний; проделаем то же по отношению к самобытному гению китайского народа. Плотничье искусство Китая зародилось, по-видимому, на почве этой страны. Система покатых крыш целиком принадлежит Китаю. А описанная выше конструкция из венчиков слишком отличается от конструкций, принятых в Индии для того, чтобы им возможно было приписать индийское происхождение. Воспроизведения этой конструкции, так же как и покатых крыш, мы находим со всеми деталями на рельефах первых веков нашей эры. Очевидно мы застаем их там не на первом этапе их развития, а имеем дело с произведениями давно сложившегося искусства.

Сношения с Индией влияют лишь на детали орнамента Древняя декорация реалистического характера уступает место творчеству индусской фантазии. Это - единственный результат сношении между Китаем и Индией, вызванных общностью религии и длившихся 600 лет. Возврат Индии к брахманизму в VIII в. порывает как религиозные сношения, так и влияния которые взаимно связывали архитектуры обеих стран. В эту же эпоху Китай передает Японии вместе с доктринами буддизма свое искусство и свою литературу. Вместе с этим искусство Китая распространяется до восточных пределов азиатского материка.

Сады Юй Юань это древняя архитектура династии Минь и Цин на юго-востоке Китая. Сад этот построил высокопоставленный начальник Пэн Юньдуань в 1577 году. Название сада Ю означает по-китайски «расслабление», «удовлетворение». Он был построен для родителей богатого чиновника, чтобы они наслаждались красотой. В 1760 году сады Ю купили меценаты, но им пришлось 20 лет восстанавливать сад и здания. А в XIX веке сады были разрушены и лишь в 1956 году их восстановили ещё раз. Сады Юй Юань занимают площадь 20 тыс. кв. метров, но вряд ли цифры могут передать величие и красоту садов, история которых восходит к династии Минь и насчитывает четыреста лет. Живописные павильоны, сады камней, водоёмы и монастыри, не говоря уже о великолепных пейзажах. Архитектура древних цивилизаций Америки