Коренные народы и жители Камчатки: волшебная история из глубины веков! Коренное население полуострова камчатка.

Камчатка и сегодня остается одной из наименее населенных областей нашей страны. Средняя плотность населения очень низка: на 1 человека приходится 1,6 км 2 , а если учесть, что из 439,4 тыс. человек 359,1 тыс. (81,7 %) составляет городское население (гг. Петропавловск-Камчатский, Елизово, Ключи), то фактически плотность еще ниже (данные приведены по состоянию на 1 января 1994 г.). Наиболее густо заселены долины реки Авачи и реки Камчатки. Остальная часть населения живет, главным образом, на побережьях, что обусловлено благоприятными природными условиями этих регионов и рыбной специализацией экономики области.

До 1986 г. для области характерным был быстрый рост населения за счет приезда новых жителей. В последние годы началась обратная миграция, и только за 1993 г. население области уменьшилось на 15 тыс. человек.

Прибрежные поселки с Петропавловском-Камчатским и Камчатку со страной соединяет только воздушное сообщение . Восемь часов полета до Москвы и два с половиной до Хабаровска отделяют островную - в транспортном отношении - область от материка. Малоразвитая сеть дорог на самом полуострове делает возможным автобусное сообщение только с поселками Усть-Большерецк, Мильково, Эссо, да по зимней дороге доставляются грузы в город Ключи, поселок Усть-Камчатск и обратно.

Камчатский полуостров в наши дни заселен несколькими народностями , которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII в. К этим народностям относятся: коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах.

В численном отношении это выглядит так:

коряки - 7190 человек, из которых 6572 (или 91,4 %) проживают на территории Корякского автономного округа с примерно равной плотностью заселения; больше всего коряков в Тигильском районе (34,2 % от общего числа);

ительмены - 1441 человек, в основном проживают на территории Тигильского района (77,4 % от общего числа), остальные рассеяны по Карагинскому и Олюторскому районам;

эвены - 1489 человек, расселены компактными группами в Быстринском (672 чел. или 45 %) и Олюторском (8234 человек или 15,7 %) районах, в Пенжинском районе эвенов 274 человек или 27,1 % от общего числа;

алеуты - всего 390 человек, из которых 298 человек (76,4 %) проживают в Алеутском районе;

чукчи - 1530 человек, основная масса рассредоточена по территории Корякского автономного округа.

Общая удельная численность населения Камчатки 471 932 человек (или 100,0 %), из которых вышеперечисленнные народности занимают: коряки - 1,5%, чукчи - 0,3%, эвены - 0,3 %, ительмены - 0,3 %, алеуты - 0,1 %.

Коряки

Коряки - одно из этнических подразделений северо-восточных палеоазиатов. Термин «палеоазиаты» (или древнеазиатские народы) был предложен Л. И. Шренком в середине XVIII в. для обозначения ряда малочисленных народов Северной и Северо-восточной Сибири, для которых свойственны архаические черты культуры, характерные для неолитической стадии развития.

Основанием для выделения этих народов в особую языковую группу послужило то, что их языки не связаны с большими языковыми семьями Северной Азии. В эту группу входили чукчи, коряки, ительмены, юкагиры, чуванцы, нивхи, кеты, эскимосы, алеуты и айны. По мнению Л. И. Шренка, палеоазиатские народы являются потомками древнейшего населения Северной Азии.

Наиболее ранние известия о коряках относятся к 1669 г. Их сообщил приказчик Охотского острога М.Сосновский, основываясь на рассказах пеших тунгусов. Первые этнографические сведения о коряках Камчатки были получены в 1700 г. от якутского пятидесятника Владимира Атласова, который в 1697 г. из Анадырского острога отправился «для прииску новых землиц». Что касается происхождения слова «коряк», то Стеллер и Крашенинников считали, что название происходит от слова «хора» - олень. Казаки чаще всего могли слышать это слово при встрече с местными жителями и называли их «оленные мужики».

Прежде чем говорить об основных видах хозяйственной деятельности этой народности, отметим, что коряки как единая этническая общность подразделяются на две относительно большие группы в зависимости от основных видов хозяйственной деятельности: на нымыланов (оседлых) и чавчувенов (кочевых).

У коряков-чавчувенов оленеводство было не только основным, но и почти единственным занятием. Олень давал чавчувену все необходимое для жизни. Мясо шло в пищу, шкуры - на изготовление одежды, кости использовались для изготовления орудий труда и различных бытовых предметов. Олений жир служил источником освещения.

Средством передвижения коряка-оленевода были олени. «Ездят на оленях токмо в зимнее время. Впрягают в сани по два оленя. Лямки, которые они тянут, подобны собачьим алакам: надеваются обоим оленям на правую сторону. Узды оленьи подобны обратям конским. У узды правого оленя бывает на лбу по три и по четыре косточки наподобие коренных зубов с четырьмя шипами, а накладываются на узду, чтоб оленя на бегу остановить скорее...

Коряка сидит на санях близ головашек, а правит их уздою... Погоняет их тонкою палкою длиною аршина полтора или доле, у которого на одном конце костяная головочка, а на другом - крючок. Головочкой оленей бьют, а крючком отдевают потяги, когда оленю заступить случается». Это описание, данное С. П. Крашенинниковым, устройства оленьей упряжки и езды на оленях во всех деталях совпадает с устройством упряжки, описанным В. Иохельсоном в начале XX в. За прошедшие двести лет никаких заметных изменений в средствах передвижения оленеводов не произошло.

Сухопутная охота и пушной промысел были в равной степени развиты и у оседлых, и у кочевых коряков. Но ни у тех, ни у других не занимали ведущего положения в хозяйстве. Их возникновение и развитое связано с формированием торговых отношений на Крайнем Северо-Востоке Сибири. До прихода землепроходцев коряки почти не охотились на пушных зверей. В незначительном количестве шкуры применялись лишь для украшения одежды. Для сухопутной охоты и в качестве орудий войны с другими народами коряки применяли луки со стрелами, копья, пращи.

Жилище кочевых коряков значительно отличалось от жилища оседлых. У кочевых - это круглая в плане яранга, имеющая остов из жердей, покрытых сверху оленьими шкурами. Поверх шкур яранга обвязывалась ремнями, концы которых прикреплялись к вбитым в землю кольям. Входили в жилище этого типа, откидывая часть покрышки. Яранга являлась зимним и летним жилищем коряков-чавчувенов. С конца XIX в. повсеместное распространение среди коряков получили палатки, сшитые из плотной ткани.

Материальная культура кочевых коряков сохранила гораздо больше традиционных черт, т. к. даже при наличии у коряка-оленевода хорошего дома в поселке ему трудно расстаться с привычным укладом жизни - ярангой, приготовлением пищи на костре, тем более, что большую часть года он проводит в тундре, выпасая оленей, и в поселке бывает только наездами.

Что касается основных видов хозяйственной деятельности коряков-нымыланов, то здесь можно говорить, в первую очередь, о рыболовно-охотничьем типе хозяйства. У оседлых коряков рыболовство занимает ведущее место. Корякам было известно только речное, точнее - прибрежное рыболовство. У нымыланов существовало достаточное количество приспособлений и сооружений для рыбной ловли.

Рыбу ловили сетями, сплетенными из крапивных ниток. Изготовление сетей было очень трудоемким делом. Заготовленные стебли крапивы высушивали, затем мочили и потом снова сушили, после чего расчесывали гребнями, освобождая от костры (одревесневшей части стеблей). Из полученных волокон руками сучили нити. Чтобы заготовить необходимое количество ниток, а затем связать сеть «в пятьдесят маховых сажень», требовалось около двух лет работы одной семьи. Сети из крапивных нитей были недолговечны, они выходили из строя уже на второй год пользования ими.

Второе место после рыболовства в хозяйстве оседлых коряков занимал морской зверобойный промысел. Кроме мяса и жира животных, которые шли в пишу и на корм собакам, широкое применение в быту находили шкуры. Ими обтягивали кожаные лодки и обшивали лыжи. Из них шили обувь, различные мешки и сумки для хозяйственных надобностей, изготовляли ремни. Кости использовали для различных поделок. Охотились на морских животных с помощью ружей, гарпунов, сетей и колотушек.

В Пенжинской губе на китов охотились летом, выходя в море на больших байдарах. Заметив животное, один из охотников метал в него гарпун, длинный линь которого был привязан к носу байдары. Тогда вторая байдара цеплялась за корму первой, третья - за корму второй и т. д. Загарпуненный кит, стремясь избавиться от наконечника, таскал их за собой, как на буксире. Все байдары подплывали ближе, и охотники добивали кита тяжелыми массивными копьями с каменными наконечниками.

Из других традиционных занятий коряков необходимо также отметить развитие домашних промыслов: резьбы по дереву и кости, плетения, обработки металла.

Центром корякского кузнечества в XIX в. были два селения паренских коряков - Парень и Куэл. Жители этих селений знали горячую обработку железа. Другие металлы, такие, как медь и латунь, обрабатывали только холодным способом. Материалом служили слитки железа и меди (иногда листовая медь и латунь), которые коряки получали от русских купцов.

В настоящее время материальная культура оседлых коряков значительно трансформировалась под воздействием внешних факторов. Вместо землянок появились дома с электрическим освещением, хотя на севере Камчатки еще можно встретить традиционные жилища кочевых коряков - яранги. Многие коренные жители имеют в стационарных поселках рядом с домами такие постройки, как меховые палатки и меховые яранги.

Ительмены

Коренное население Камчатского полуострова - ительмены. Сейчас это небольшая народность, проживающая в основном на территории Тигильского р-на.

Первое знакомство аборигенов с русскими произошло в конце XVII - начале XVIII вв.

Ительмены не были относительно однородны. Известный исследователь Камчатки Слободчиков разделил всех камчадалов полуострова на три группы: во-первых, это собственно ительмены, живущие от острова Ича до села Седанка; во-вторых, это группа ительменов, утративших свой родной язык; в-третьих, это потомки русских переселенцев, перенявших обычаи ительменов.

Само название, по-видимому, от слова «итенмьн» (местный житель). Официальная Всесоюзная перепись 1926 г. зафиксировала 4207 человек. Перепись 1959 г. учла 1096 ительменов, основные места расселения которых составляли поселки Ковран, Тигиль, Хайрюзово, причем подавляющее большинство этого населения уже в то время были в большей степени метисами.

У ительменов из-за их малой численности нет сейчас своей автономии, живут они преимущественно в Корякском автономном округе, по западному побережью полуострова, а также в других районах Камчатки.

В древности селения ительменов располагались в основном по берегам рек, так как главное хозяйственное занятие их - рыболовство - влияло на выбор места поселения. Второе по значению место в производительной деятельности ительменов принадлежало заготовке различных дикоросов (трав и корней).

Жилища ительменов подразделялись на зимние и летние, постоянные и временные.

Средством передвижения служили ездовые и грузовые нарты, которые изготовлялись из древесины березы и кожаных ремней. Все крепления нарты были мягкими: отдельные ее части соединялись при помощи ремней, пропускаемых через просверленные отверстия, или же просто накладывались одна на другую и скреплялись ремешками.

Старинные ительменские нарты богато орнаментировались.

В летнее время вся жизнь ительменов проходила у воды и на воде. Рыболовный сезон начинался сразу после ледохода и заканчивался с первой пургой. Ительмены изготовляли долбленые колодообразные лодки-баты из тополя или ветлы. При полной выборке материала начиналась разводка бортов, для чего в бат наливали воду и нагревали ее раскаленными камнями.

Одежда ительменов шилась из шкур оленей, собак, морских животных, пушных зверей и птиц. Вся обработка материала, раскрой и пошив одежды и обуви производились женщинами. По своему типу одежда ительменов, коряков, чукчей имела довольно много сходных черт и подразделялась на верхнюю плечевую одежду (кухлянка, камлейка) и нижнюю (меховые штаны), которую шили из оленьей зимней шкуры, к нижней части голенища пришивали сложенную вдвое кайму из ровдуги (замши) или ткани, куда вдевали шнурки и затягивали ими голенища поверх торбасов. Иногда такие штаны шили двойными (как и верхнюю плечевую одежду): нижние мехом внутрь, верхние мехом наружу. Нижней плечевой одеждой служили ровдужные и тканевые рубашки. С XIX в. до середины XX в. мужским головным убором служил капор, называемый русскими малахаем, по материалу и покрою аналогичный корякским и чукотским головным уборам.

Сейчас традиционная меховая одежда ительменов ими не изготовляется, а приобретается у коряков.

Дополнительной частью одежды являлись меховые рукавицы и перчатки-голицы. До недавнего времени ительмены носили повседневную весенне-осенне-зимнюю обувь. Это торбаса, голенища которых были меховыми, из камусовых или тюленьих шкур, а головки - из кожи.

Специальным нижним женским одеянием был комбинезон, бытовавший в XVIII в. В XIX - начале XX в., зимой для работ и занятий вне дома женщины надевали меховые штаны, сшитые из летних оленьих шкур по покрою мужских.

Ходили женщины без головных уборов, зимой набрасывая капюшон верхней одежды.

В хозяйстве ительмены пользовались деревянной, берестяной посудой и утварью из травы. В деревянных корытах пищу варили с помощью раскаленных камней. Отваренное мясо или рыбу клали на большие деревянные блюда-доски с чуть-чуть приподнятыми краями и ели руками, запивая из небольшой деревянной чашки какой-либо приправой.

Пользовались ительмены и плетенными из осоки изделиями: корзинами, коробами, которые носили за спиной при помощи кожаного или матерчатого ремня. Женщины укрепляли ремень на лбу, мужчины - на груди. В этих корзинах переносили ягоды, клубни растений, кедровые шишки, груз во время перехода на рыбалки или полевые станы.

Подобного типа утварь использовалась практически всеми народностями, проживающими на территории Камчатского полуострова.

Чукчи

Если говорить о чукчах, то это все-таки коренное население Чукотки, хотя в наше время небольшое их количество проживает на севере Корякского автономного округа. Само название тундровых чукчей-оленеводов - чавчу (оленный), береговых - анкалын (помор). Общее самоназвание лоураветлан (настоящий человек) как наименование всего народа не прижилось. В контакты с русскими вступили в середине XVII в. (на реке Алазея), но до XIX века сохраняли фактически независимость от царской администрации. Объяснялось это тем, что у чукчей, по существу, не было предметов, годных для ясака (например, коряки и ительмены ясак платили шкурами пушных зверей, моржовыми клыками, китовым усом и др.).

По типу хозяйствования чукчи делились на две относительно большие группы - кочевых оленеводов и оседлых охотников на морского зверя, что сближало их с северными группами коряков. Между этими группами существовал натуральный обмен продуктами.

В течение XVIII в. шло быстрое нарастание у чукчей численности домашних оленей и развитие пастушеского оленеводства.

Стада оленей умножались не только за счет естественного прироста, но и за счет захвата оленей у коряков и юкагиров. Одновременно с увеличением стад домашних оленей у чукчей шло резкое сокращение охоты на диких оленей. К середине XIX в. большая часть чукчей была занята выпасом и разведением домашних оленей.

Интересно отметить, что на протяжении XVIII в. самодержавие неоднократно запрещало продажу железа и железных изделий чукчам, опасаясь, как бы они не превратили эти изделия в оружие. Основания к таким опасениям были, ибо покупая медные или железные котлы, чукчи разрубали их и делали наконечники для стрел и даже латы.

Рабство, как следствие ведения боевых действий, у чукчей не получило глубокого развития и широкого распространения, особенно среди приморских охотников. Возникнув вместе с войнами, оно прекратило свое существование как только прекратились военные столкновения чукчей с соседями. В первой половине XIX в. следы патриархального рабства у чукчей окончательно стерлись.

В конце XIX - начале XX в. на чукотском побережье стало ощущаться оскудение морских богатств; кроме того, многие оленеводы, потеряв по каким-либо причинам свои стада, переходили к рыболовству и оседали около русских и юкагирских поселений.

Справедливости ради следует отметить, что до конца XIX в. чукчи не имели постоянных поселений на территории Камчатки, ограничиваясь перекочевками на самом севере полуострова.

Чукчи вели комплексное хозяйство: малотабунное оленеводство сочеталось у них с морским зверобойным промыслом и охотой на диких оленей. У них был довольно хорошо развит морской промысел.

Почти каждое лето чукчи совершали промысловые экспедиции на байдарах от залива Креста на реку Анадырь для охоты. Такие переходы на байдарах по открытому бурному морю могли совершать только люди, хорошо знавшие море. Есть сведения, что чукчи выезжали на американские берега целыми флотилиями для «немого» торга с эскимосами.

Основным орудием охоты у коренных обитателей Чукотки были лук со стрелами, копье и гарпун. Лук и копье применялись при охоте на диких оленей, горных баранов, гарпун и копье - при охоте на морских животных. Наконечники стрел, копий и гарпунов делались из кости и камня. При охоте на мелкую водоплавающую птицу и дичь чукчи использовали бола (приспособления для ловли птиц на лету) и пращу, которая вместе с луком и копьем являлась также военным оружием. Защитные панцири делались из оленьих рогов, моржовой шкуры и клыков моржа.

Для народов Северо-Востока было характерно специальное орудие для добывания огня сверлением.

Основным средством передвижения населения Камчатки служили олени, но оседлые коряки и чукчи, а также ительмены в качестве транспорта использовали и упряжки собак. Веерный тип упряжки у чукчей и коряков был распространен до середины XIX в. Позднее они заимствовали у русских другой тип нарты, способ упряжки цугом и управление с помощью остола. Помимо использования собак в нартах, чукчи применяли их для ведения байдар на бечеве вдоль берега моря.

Основным средством передвижения по морю для чукчей и коряков служили байдары и каяки. Большие байдары вместимостью 20-30 человек использовались при охоте на китов и моржей и для переездов на дальние расстояния. Весла были двух видов: с уключинами и короткие. Чукчи и коряки при попутном ветре пользовались прямыми (квадратными) парусами, сделанными из оленьей ровдуги (замши). Для большей устойчивости на волне к бортам прикреплялись надутые воздухом тюленьи шкуры, снятые «чулком».

Эвены

Несколько особняком в ряду камчатских народов стоят пришедшие сравнительно недавно на полуостров эвены.

На Чукотке и Камчатке эвенов официально и неофициально называли ламутами. Дореволюционная этнография относила тунгусоязычное население Восточной Сибири - эвенков - к «западным тунгусам», а Севера Дальнего Востока и Охотского побережья - эвенов - к «восточным тунгусам». По утверждению, известного этнографа У. Поповой, сделанному на основании заключений специалистов-филологов, термины «тунгус» и «ламут» никогда не были и не являются самоназванием эвенской народности. Представители охотского наречия имели самоназвание эвьн (местный житель) или множественное число - эвьсьл, которое было распространено в Охотском районе, а оттуда перекочевало на Камчатку.

В настоящее время эвены расселены по территории Быстринского и Тигильского районов Камчатской области. К камчатским могут быть причислены и пенжинскоолюторские эвены.

Эвены говорят на эвенском языке, по происхождению и культуре близки к эвенкам.

Впервые русские промышленники столкнулись с предками современных эвенов, продвигаясь на восток от Ленского острога. В поисках новых охотничьих угодий, эвены стали появляться не только в районах кочевий юкагиров, но и в местах обитания коряков и чукчей.

К концу XIX в. основой хозяйства эвенов-быстринцев стала не традиционная охота, а оленеводство. Предки этих эвенов переселились на Камчатку с весьма небольшим количеством оленей и здесь, под влиянием коряков, занялись оленеводством мясо-шкурного направления. Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Для ловли рыбы устраивали на реке запоры, заколы, «катып», «нипко», с помощью которых суживали русло и заставляли рыбу идти по узкой части в направлении ловушки. Из ремесел, свойственных эвенам, известный этнограф В. Г. Богораз отмечал кузнечество.

В качестве жилища камчатские эвены использовали цилиндрическо-конические чумы, по устройству близкие к чукотско-корякской яранге. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход - тамбур.

В отличие от иных народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства. Собак же использовали на охоте, причем старались каждую «натаскать» на одного зверя. В качестве средства передвижения использовали оленей. Для ездового оленеводства создали своеобразный вариант породы таежного оленя, известного под названием ламутского.

В отличие от коряков, чукчей и ительменов эвены носили не «глухую», а распашную одежду. Полный мужской костюм состоял из короткой до колен оленьей дошки с несходящимися полами, штанов, передника-нагрудника, надевавшегося поддошку, наколенников, меховых чулок и камусных сапог с лахтачьими подошвами. Одежда расшивалась бисером.

Алеуты

Еще одна народность, проживающая на территории Камчатской области (в основном на острове Беринга) - алеуты. Необходимо отметить, что как цельный народ алеуты в основном проживают в США (Алеутские острова, юго-запад полуострова Аляска и некоторые прилегающие к нему мелкие острова).

Заселение предками алеутов основной части их современной территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тысяч лет назад. Название «алеуты» было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 г.

Основными традиционными занятиями алеутов до контакта с европейцами были охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты, рыболовства и оружие из камня, кости, дерева, обтянутые кожей лодки - многовесельные байдары, одно- двухвесельные байдарки. Алеуты также занимались заготовкой на зиму птичьих яиц, сохраняя их в сивучьем жире. Отношения с русскими у коренных обитателей Алеутских островов складывались по-разному: были и дружественными, были и враждебными. В период первых контактов алеуты восприняли многие орудия труда как более совершенные - железный топор, долото, нож, пил, а так называемый «алеутский» топорик был популярен у русских.

Традиционная алеутская одежда продолжала бытовать весь русский период (до продажи Аляски). Изменились отчасти лишь материалы: исчезли из обихода алеутов парки из меха котиков, большое распространение получили птичьи парки, кишечные камлейки, в том числе и наиболее прочные и дорогие - из сивучьих горл. Позже стали шить одежду традиционного покроя и из европейских тканей. Появились нововведения и в изготовлении обуви. Ее делали как из традиционных материалов (шкур лахтаков, сивучьих горл, кожи с ласт сивучей), так и из привозной кожи. Брюки шили из сивучьих горл и кишечных полос.

В конце русского периода, особенно в селениях при конторах Российско-Американской компании, стали повседневными и праздничными русская одежда и обувь, тогда как промысловая одежда оставалась прежней.

В повседневной жизни все чаще стали употребляться не бытовавшие ранее головные уборы (прежде алеуты надевали особые деревянные конические шапки только на промыслах в море, а празднично-обрядовыми были другие головные уборы) сначала из традиционных материалов (кожи, птичьих шкурок, кишок морских животных), но по образцу русских, а затем и привозные русские.

Особая этническая история алеутов Командорских островов началась свыше 160 лет тому назад с поселения на этих островах и обособления от остальных групп алеутов. Заселение ими прежде необитаемых островов, открытых в 1741 г. экипажем судна «Святой Петр» во главе с командором В. Берингом, связано с деятельностью Российско-Американской компании. После того как эта компания закончила свое существование в 1867 г. и российские владения в Америке - Аляска с Алеутскими островами - были проданы США, Командорские острова остались в пределах России.

В первый период положение поселенцев Командорских островов было общим с положением остальных аборигенов Алеутских островов. Все алеуты были обязаны работать на промыслах и на заготовке для компании продовольствия из местных ресурсов и материалов для шитья одежды.

Жилища командорских алеутов представляли собой несколько видоизмененные традиционные полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром и т. п. применяли сивучьи пузыри (желудки). В то же время вошли в быт металлические котлы, чайники и другая привозная посуда.

На острове Беринга широко вошли в обиход промышленников нарты с собачьей упряжкой, заимствованные на Камчатке, но несколько видоизмененные. Для хождения же зимой по горам медновские алеуты (остров Медный) прекрасно освоили лыжи, также камчатского типа, короткие и широкие, подбитые шкурой нерпы с шерстью (ворс препятствовал скольжению назад при подъеме на гору) и стали употреблять особые шесты с железными крючьями (для передвижения по оледеневшим склонам).

Но это характерно для более ранней истории командорских алеутов, в наше время все более отчетливо проявляется тенденция к полной ассимиляции этой этнической группы. Численность их здесь в последнее время колеблется в пределах 300 человек: кто-то ежегодно уезжает, а кто-то возвращается. Около 200 алеутов живут на Камчатке и в самых разных районах нашей страны.

На страницах раздела Природные ландшафты мира можно посмотреть фотографии природы Камчатки , сгруппированные по следующим категориям:

_____________________

* Составлено на основе "Справочника туриста" (ред. В.И.Кириллов, МИК, Петропавловск-Камчатский, 1994), с изменениями и дополнениями.

Общие сведения и история

Петропавловск-Камчатский является столицей Камчатского края. город в России, административный центр Камчатского края. 362,14 км². Самый восточный город на земле, число жителей которого составляет свыше 100 тысяч жителей.

В городе находится Тихоокеанский Флот Российской Федерации.

Основан в 1740 году Второй Камчатской экспедицией, название дано в честь ее кораблей «Святой Павел» и «Святой Петр». В 1812 году поселение стало городом с названием Петропавловская гавань. В 1849 году появилась Камчатская область со столицей Петропавловский порт. В 1913 у города появился герб.

Через 11 лет город был переименован в Петропавловск-Камчатский.

Районы Петропавловска-Камчатского

На сегодняшний день в Петропавловске-Камчатском отсутствуют официальные районы. Такая ситуация существует с 1988 года. До этого, 15 лет, город делился на Октябрьский и Ленинский районы. Официальное деление города на районы в настоящий момент отсутствует. 19 декабря 1973 года город был разделён на Ленинский и Октябрьский районы, в 1988 году это деление было упразднено. Городу административно подчинены посёлки: Авача, Дальний, Долиновка, Завойко, Заозёрный, Моховая, Нагорный, Радыгино, Чапаевка, Халактырка.

Численность населения Петропавловска-Камчатского на 2017 и 2018 год. Количество жителей Петропавловска-Камчатского

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Петропавловска-Камчатского. В таблице указано распределение количества жителей Петропавловска-Камчатского по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Петропавловска-Камчатского:

Общее количество населения в 2014 году составило 182 711 человек. По этому показателю Петропавловск-Камчатский занимает 102 место среди российских городов. Плотность населения - 504,53 чел./км².

За всю историю существования города его население то увеличивалось, то сокращалось. Как пример можно привести то, что в середине 19 века оно составляло 1500, а к концу столетия - всего лишь 395 человек. Перед революцией в нем проживало примерно 2000 человек. Наибольшее число жителей относится к 1989 году.

В 90-е годы из города уехало очень много людей из-за безработицы и падения уровня жизни. В 1997 году эта тенденция ослабла. Но, в то же время, много выпускников школ, получив высшее образование в других городах, обратно не возвращаются.

Уменьшение числа жителей с конца 90-х составляло не больше 1 % по отношению к предыдущему году. Оно происходит в основном по причине оттока населения. В 2008 году средняя продолжительность жизни равнялась 66,8 годам, смертность - 10,4 человек на тысячу жителей. На первом месте причин смертности стоят сердечно-сосудистые заболевания, на втором - травмы, отравления и несчастные случаи, а на третьем - новообразования. Начиная с 2002 года, появился относительный рост рождаемости. В 2006 году она стала больше, чем смертность. Общая численность пенсионеров, по состоянию на 2008 год, составила четверть от общего числа жителей.

По данным 2010 года национальный состав распределился следующим образом: русские (79,19%), украинцы (3.56%), татары (0,75%), белорусы (0,59%), азербайджанцы (0,44%), корейцы (0,33%), армяне (0,32%), чуваши (0,26%), узбеки (0,25%), коряки (0,23%), ительмены (0,19%), молдаване (0,17%), мордва (0,14%), немцы (0,12%), башкиры, киргизы (по 0,11%), буряты (0,09%), эвены, лезгины, осетины (0,08%), таджики, казахи, удмурты, камчадалы (по 0,07%). марийцы, грузины (по 0,06%), а также другие национальности.

Этнохороним: петропавловец, петропавловцы, петропавловчанин, петропавловчанка и петропавловчане.

Петропавловск-Камчатский фото города. Фотография Петропавловска-Камчатского


Информация о городе Петропавловск-Камчатский в Википедии:

Ссылка на сайт Петропавловска-Камчатского. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Петропавловска-Камчатского, официальном портале Петропавловска-Камчатского и правительства.
Официальный сайт Петропавловска-Камчатского

Карта города Петропавловска-Камчатского. Петропавловск-Камчатский яндекс карты

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Петропавловска-Камчатского на карте России. г. Петропавловск-Камчатский Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Петропавловска-Камчатского с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Петропавловска-Камчатского, пользоваться ей удобно и не сложно.

На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Петропавловска-Камчатского. Так же увидеть расположение города Петропавловск-Камчатский на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.

Отзывы о городе Петропавловск-Камчатский (23)

Город небольшой. Очень красивая природа, но на этом все. Дома старые, цены бешеные на продукты, на коммуналку, на бензин. С каждым годом увеличивается численность приезжих гастарбайтеров. Практически нет парков. Придомовые территории находятся в запустении. Кругом одни магазины и торговые центры. Летом очень холодно. Зарплаты небольшие.

Действительно, что такое рюмочные??? Всю жизнь тут живу, рюмку видел только на плакате наркодиспансера. Зарплаты маленькие по сравнению с ценами, т. е. сами цифры. Если получать 85000 - то нормально, но не хорошо. Бензин дорогой, продукты дорогие, коммуналка за двушку 55 кв.м. - 12000. Кто-то и на 40000 в месяц живет и не жалуется. Местная продукция хорошая, но дорогая. Никогда не понимал, наши местные свинки и коровки что, по умолчанию дают дорогое молоко и мясо???

Всё привозное. Диковинные фрукты летят до Камчатки отдельно в бизнес-классе, каждая черешня на отдельном месте.

Погода. Зима снежная. Очень. Много снега. Не холодно. Весна поздняя. Лето не жаркое и короткое. Теплые деньки в сентябре уже и заканчиваются, иногда в августе.

На мой взгляд, работа есть, причем везде, надо только хотеть работать, а не ждать, лежа на диване, когда контракт с ручкой принесут. Про рыбу и икру можно говорить долго и по разному. Цены, конечно, немного ниже, чем в других городах, возможно и одинаковые. Да,да. Но вкус, конечно, чавычовой икры не сравнится ни с какой икрой лососевых видов рыб других регионов.

Улицы даже поливают. Иногда. Могут подметать. Зимой снег чистят, весной песок с дорог убирают. Но это как бы наплывами, что ли. Сам город кажется серым. Многие люди живут тут до пенсии и уезжают в теплые края и на чернозем.

Побывав во многих городах и странах, возвращаясь в Петропавловск, постоянно живу с мыслью свалить с этого города, потому что, как не приедешь в любой другой город, он кажется лучше чем Петропавловск. Зато люди добрые и отзывчивые, не боятся работать и переносить трудности, за что и платят нам северные надбавки. Читал много отзывов про города (Курск, Липецк, Орел и т. д.) Какие-то нытики. Дорогу они не могут почистить для выезда зимой своей машины)))) Приезжайте сюда))) Научу, как сначала находить крышу именно своей машины, а потом откопать её, а не соседскую!

Очень красиво. Очень. Тут без слов. Но мне эти вулканы уже вот где.

В общем, дослужившись до пенсии, сваливаю отсюда и стараюсь обеспечить детям Нормальные условия жизни, а не выживания, нормальные продукты, а не траву китайскую, нормальную погоду, а не насморк полгода.

Камчадалка

Денис, никогда не берите на себя труд отвечать за всех. Люблю свой город, и никуда уезжать не собираюсь. Причем среди моих многочисленных знакомых единицы хотят уехать. Вы такой же нытик, про которых пишите.

Дружище, местные коровы дают дороже молоко, чем привозное даже. Как и мясо.

Давай прикинем.

На 1 килограмм роста КРС надо 7,5 килограмм качественного комбикорма. Откуда его берут? Правильно - везут. Т.е. если даже допустить, что светлое время суток в том же Владике одинаковое с ПК, если даже допустить одинаковый климат с одинаковым по стоимости отопительным сезоном, если ДАЖЕ допустить одинаковое по стоимости содержание коровника (что не так, конечно же), то вырастить 1 килограмм мяса во Владике все равно дешевле и лучше один раз его привезти, чем 7 раз привезти ради этого килограмма мяса корм с материка. Смекаешь?

Вот тебе и цены.

Добрый день всем. Хочу сказать про Камчатку. Служил я там в армии 2 года в 1988-90-м. Город очень понравился, особенно природа. Рыбы много и икры переел, не то, что в Украине, где нет ничего. Вспоминаю постоянно службу на Камчатке. Служил в поселке Раздольный. 186 батальон Морской пехоты. Очень хочу туда еще раз попасть, но не знаю, есть еще эта часть или нет. Да и друзей никаких там не осталось. Если кто знает или может помочь, подсказать что-то, буду очень рад. Да и вообще, очень там красиво. Авачинская бухта, сопки, вулканы. С радостью бы переехал туда жить. Если кто что знает и подскажет, как это сделать, буду очень благодарен. Пишите. Привет с Украины.

Виолетта Калинина

Надо ехать... Я с сыном была в июне 2014 г... Красотища!!! Да... дома неприглядные, но главная площадь понравилась... А песок!! Он же черный!! Где вы увидите такой классный песок!! На сопки поднимались, в море выходили -)) как бы в океан)) В Паратунке окунулись, а вокруг был еще снег!!! ИЮНЬ! Единственное - в маленьких магазинах надо аккуратнее покупать продукты, особенно кондитерскую продукцию - сильно просрочена... Зато рыба (!) в 10 раз дешевле, чем у нас в Москве, а какая же вкусная, потому что СВЕЖАЯ... Красотища!!! Очень понравилось, собираюсь еще, не доехали до гейзеров...

Город выглядит убого, несмотря на красивейшую природу вокруг - Авачинская бухта, Вилючинский вулкан, группа "домашних" вулканов - Корякский, Авачинский, Козельский. Дома серые. Пару лет назад стали дома обшивать пластиком - стали выглядеть более ухоженно. Новострой на Северо-Востоке (район города) радует глаз, но очень огорчает кошелек (цены на жилье высокие), и разочаровывает качеством. Это один из немногих районов, где достаточно детских площадок.

Основные проблемы, беды и неудобства города:
- возле дома парковок катастрофически не хватает, причем в некоторых районах даже с платными проблема;
- низкое качество медицины. Катастрофически не хватает квалифицированных специалистов. Много вакансий врачей "забили" трудовыми мигрантами, не знаю, откуда они прибыли, но бывают проблемы с общением на русском языке (лично я ко многим врачам нашей поликлиники не могу обратиться по имени-отчеству, т.к. у некоторых я его даже читаю с трудом. Нет, у меня проблем с чтением нет, просто что-то типа Хасанамбековна на язык не ложится). Есть и славяне врачи. но всем одинаково пофиг на пациента. Зато они после работы подрабатывают в платных и там уже они нас очень рады видеть, сама вежливость и внимательность... без непечатных слов не обойтись...;
- низкое качество услуг ЖКХ. Тут не буду комментировать. Т.к. слов много, половина непечатных;
- дороги (или точнее отсутствие нормальных дорог) - это касается как дорожного покрытия, так и удобства развязок. В городе по сути 2 дороги, через один из крупных спальных районов - Ленинский, проходит всего одна дорога, двухполосная (т.е. одна полоса туда и одна обратно), есть несколько участков, где полос три, но это не спасает ситуацию - возле этих "бутылочных горлышек" собирается пробка. В центр города ведут всего две дороги - одна с Ленинского района, другая с Октябрьского - город стоит в часы пик в пробках. Помимо того, что последнее время автомобилей очень много в городе, узкие дороги и неудобные перекрестки еще больше усугубляют ситуацию. В прошлом году открыли объездную дорогу, и на том спасибо. Еще одно из неудобств - вы подъезжаете к светофору в правом ряду с намерением свернуть направо. На светофоре горит зеленая стрелочка направо. Но вы все равно ждете основной зеленый, т.к. отдельной полосы для поворачивающих на большинстве перекрестков нет (стрелочка есть, а полосы нет), и не факт, что вам повезет и впереди едущий тоже хочет направо;
- люди. Каждый второй настолько борзо ведет себя за рулем, что просто удивляешься человеческой наглости. А еще людям очень нравится отдыхать на помойках и свалках. Иначе как объяснить, что все доступные для отдыха места просто загажены мусором (бутылки, окурки, упаковки от всего, чего угодно и прочий мусор). Периодически устраиваются экологические акции, но через неделю - снова, пардон, срач;
- что касается загаженности мест отдыха тут отчасти вина и власти, т.к. все эти места хоть и массово посещают местные (и гости), инфраструктуры и облагороженности нет. Хотя бы наладить вывоз мусора можно было организовать. Взять ту же Малую Лагерную. Чуть дальше - поселок Завойко, так что машина-мусоровоз мимо проезжает в любом случае. Просто к Лагерным надо сделать крюк метров в 500 (250-300 метров туда и столько же обратно);
- еда дорогая. Фрукты-овощи китайские, безвкусные. Местных мало и стоят дорого;
- рыба и икра стоят так, как будто наш край ее не добывает;
- работодателям выгодно брать на работу приезжих, т.к. они готовы работать за меньшую ЗП;
- очень высокие %% ставки по кредитам и ипотеке (по сравнению с тарифами этого же банка в других регионах).

Есть оптимисты и пессимисты, первые верят и что-то делают, вторые ноют и ждут, что для них кто-нибудь сделает благо. А город очень красивый и строится. А в остальном как везде в России - и медицина, и жкх, и дороги, и цены. Не нравится -переезжайте куда-нибудь, узнайте, как в подобных городах живут, а не в Москве, Питере и других мегаполисах, тогда и сравнивайте.

По поводу дорог, был в этом году в Иркутске, Улан-Удэ, Хабаровске, Чите, Владивостоке. Поверьте, у нас дороги очень даже неплохие. Асфальт каждую весну смывает, но тем не менее, власти приводят их в норму. Культура вождения у нас вообще на высшем уровне), серьезно! В Забайкалье и Приморье вообще нет такого понятия как пропустить, пристегнуться, остановиться у стоп-линии и не гнать, пока ездил там на авто, семь потов сошло).

Согласна во всем. Приехала в город через 12 лет и удивилась таким изменениям - водители только нерусские узбеки или туркмены, автобусы старые, где коляску ставить некуда и что делать маме с малышом, как ехать до больницы? Далее: 150 у.е хватит, только чтобы сходить в магазин 5-6 раз за продуктами. Зарплата, в основном, для оплаты коммуналки и питания низкая. Одинокому человеку не прожить месяц без долгов. Врачи русские классные, а нерусские не соответствуют квалификации в основном. Просто получают зарплату и не лечат. Много ТРК настроили (которые закрываются в 20 часов, работают как магазины, а не ТРК). Настроили много магазинов и предприятий общепита. Отдохнуть с семьей негде, только летом - лес, океан. Все время - работа, дом и все. Без общения народ ожесточается. Строят большие гостиницы - для чего и кого? Лучше бы сносили старые дома. Возвращаться и жить не хочу. Выживать не хочется, хочется нормально жить и правильно питаться, не китайскими продуктами. Русские тоже некачественные стали - нет вкусного настоящего масла и колбасы, одни добавки. Понравилась картошка, овощи камчатские и все. А жила на Камчатке с 1994 года. Если думать о своем здоровье и детях - там делать нечего больше. Администрация не думает о населении и качестве оказанных услуг - у них свое обслуживание.

Камчатка - один из наименее заселенных российских регионов. Средняя плотность населения очень низка: 16 кв.км. территории на одного человека, а если учесть, что около 85 % - это городское население, то фактическая плотность еще ниже.
На полуострове можно встретить представителей 176 национальностей , народностей и этнических групп. Большой процент населения составляют русские, за ними следуют украинцы, белорусы, татары, мордва, малочисленные народы севера и другие национальности. Коренное население представлено коряками, ительменами, эвенами, алеутами и чукчами.
Общая численность населения Камчатки – около 360 тыс. человек , большая часть из них проживает в городе Петропавловске-Камчатском. Более всего заселены долины рек Авача и Камчатка. Остальная часть населения живет главным образом на побережьях, что обусловлено не только благоприятными условиями этих районов, но и рыбной специализацией экономики Камчатки.

Наиболее древними обитателями Камчатки являются ительмены , название народа означает «живущие здесь».
Южная изначальная граница расселения - мыс Лопатка, северная - река Тигиль на западном и река Ука на восточном побережье. Древние ительменские селения располагались по рекам Камчатке (Уйкоаль), Еловке (Коочь), Большой, Быстрой, Аваче, по берегам Авачинской бухты. Возглавлял острожек, состоящий из нескольких полуземлянок, в которых жили члены одной семейной общины, тойон. Имена тойонов до сих пор остались на карте Камчатки: Начики, Авача, Налычево, Пиначево.
Когда в конце XVII - начале XVIII вв. русские землепроходцы появились в срединной части Камчатки, ительмены находились на стадии распада первобытнообщинных отношений.
Жизнь ительменов в летнее время проходила раньше у воды и на воде. Передвигались они по рекам на долбленых колодообразных лодках-батах, изготовленных из тополя. Они ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки-запоры на реках. Часть рыбы вылили в виде юколы, часть заквашивали в специальных ямах. Отсутствие соли не позволяло заготовлять большие рыбные запасы.
Равнозначным занятием у этого народа была охота - на лисиц, соболей, медведей, горных баранов; на побережьях - на морского зверя: сивучей, тюленей, каланов. Ели ительмены много рыбы, предпочитая запеченную (чуприк) и рыбные котлеты (тэльно); использовали в пищу молодые побеги шеломайника, морковника (купыря) и борщевика шерстистого - пучки (пока он не приобрел обжигающие свойства); употребляли в качестве противоцинготного средства кедровые шишки с сушеной икрой лососей, запивая чаем; сдабривали пищу нерпичьим жиром - любимой приправой всех северных народов.
Своеобразной была и одежда ительменов, сшитая из соболей, лисиц, евражек, снежных баранов, собачьих кож с обилием кисточек из горностая и пушистыми опушками по вороту, капюшону, подолу и рукавам. Стеллер писал: «Самые нарядные кухлянки обшиваются у ворота и рукавов, а также и на подоле, собачьим волосом, а на кафтан навешиваются сотни кистей из тюленьего волоса, окрашенного в красный цвет, которые болтаются из стороны в сторону при каждом движении». Такое одеяние ительменов создавало впечатление пушистости и лохматости.

Коряки - основное население севера Камчатки. Имеют свою автономию - Корякский округ. Название народа, как считали Крашенинников и Стеллер, произошло от «хора» - «олень». Сами же коряки так себя не называют. Жители побережья назывались нымыланами – «обитателями оседлых селений». Кочевники, пасшие в тундре оленей, издавна назвали себя чавчувенами , т.е. «оленными людьми».
Для чавчувенов оленеводство было основным, если не единственным, занятием. Олень давал им все необходимое для жизни: мясо шло в пищу, шкуры - на изготовление одежды (кухлянок, малахаев, торбасов), строительство переносных жилищ (яранг), кости - на изготовление орудий труда и бытовых предметов, жир - на освещение жилья. Олени были для коряков и средством передвижения.
Для нымыланов основным типом хозяйства было рыболовно-охотничье. Рыбу ловили в основном в реках, сетями из крапивных волокон (на изготовление одной сети уходило около двух лет, а служили они всего год). Морской зверобойный промысел стоял на втором месте после рыболовства в хозяйстве оседлых коряков. В море выходили на байдарах, обтянутых шкурами, в нерпу, лахтака и, главное, кита метали гарпун, привязанный к носу судна, а добивали китов копьями с каменными наконечниками. Шкуры морских животных использовали для обтягивания лодок, обшивали ими ляжи, шили из них обувь, мешки и сумки, изготовляли ремни.
У коряков хорошо развиты домашние промыслы - резьба по дереву и кости, плетение, обработка металлов (знаменитые на весь мир паренские ножи), изготовление национальной одежды и ковров из оленьих шкур и вышивка бисером.

Эвены ряду камчатских аборигенов стоят несколько особняком. По происхождению и культуре они схожи с эвенками (тунгусами). Предки народа, переселившись на Камчатку в XVII в., изменили своему традиционному занятию - охоте и занялись оленеводством.
Русские, придя на Камчатку, называли эвенов, кочевавших по Охотскому побережью, ламутами , т.е. «живущими возле моря», а пастухов - орочами , т.е. «оленными людьми». Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Из ремесел самым распространенным у эвенов было кузнечное дело. Жилищем камчатским эвенам служил цилиндрическо-конический чум, по устройству похожий на корякскую ярангу. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход. В отличие от других народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства.

Северными соседями коряков были чукчи – «оленные люди» (чаучу), часть их переселилась на Камчатку.
Владелец менее чем ста оленей считался бедняком и обычно не мог вести самостоятельное хозяйство.
Основным орудием охоты у чукчей были лук и стрелы, копье и гарпун. Наконечники стрел, копий и гарпунов делались из кости и камня. Добывая мелкую водоплавающую птицу и дичь, чукчи использовали бола (приспособления для ловли птиц на лету) и пращу, которая вместе с луком и копьем являлась также и военным оружием.
Основным средством передвижения у чукчей служили олени, но, как и коряки и ительмены, они в качестве транспорта использовали собачьи упряжки.
Чукчи - отличные мореходы, умело управлявшиеся с байдарами, вмещавшими 20-30 человек. При попутном ветре чукчи, как и коряки-нымыланы, использовали квадратные паруса, сделанные из оленьей замши (ровдуги), а для большей устойчивости на волне прикрепляли к бортам надутые воздухом тюленьи шкуры, снятые «чулком». Почти каждое лето чукчи совершали промысловые экспедиции на байдарах от залива Креста на реку Анадырь для охоты. Известно также, что они торговали с эскимосами, отправлялись к американскому берегу целыми флотилиями.

Алеуты - древнее население Алеутских островов, их самоназвание «унанган», т.е. «прибрежные жители».
Не позднее 1825 г. Российско-Американской компанией, осваивавшей Русскую Америку, были переселены с Алеутских островов на остров Беринга первые 17 семейств алеутов-промышленников для постоянного жительства.
Основным традиционным занятием алеутов была охота на морских животных (котики, сивучи, каланы) и рыболовство. На зиму в качестве продукта питания алеуты заготовляли яйца с птичьих базаров.
На острове Беринга привычным способом передвижения стали нарты с собачьей упряжкой, а на острове Медном для хождения зимой по горам алеуты использовали короткие и широкие лыжи.
Жилища командорских алеутов представляли собой полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром и т.п. применяли сивучьи пузыри.

Части страны является довольно разнородным по национальному составу, хотя и с явным преобладанием русских. Данный этнос начал селиться в этом регионе только с начала XVIII века. А вот коренное население Камчатки, народы, которые издревле жили на этом полуострове, постепенно растворяется в общей массе населения. Давайте подробнее узнаем об этих этнических группах Камчатского края.

Общая демографическая характеристика

Прежде чем приступить к изучению коренных жителей, нужно узнать, что представляет собой население Камчатки на сегодняшний день в целом. Это позволит нам уяснить значение и роль коренных народов в современной жизни региона.

Прежде всего, нужно выяснить общее количество населения на Камчатке. Это один из самых важных демографических показателей. Численность населения на Камчатке на сегодняшний день составляет 316,1 тыс. человек. Это всего лишь 78-й показатель из 85 регионов Российской Федерации.

А вот по площади Камчатский край занимает десятое место в стране среди субъектов федерации. Она составляет 464,3 тыс. кв. км. Зная численность населения Камчатки и её площадь, можно рассчитать плотность. Данный показатель тоже считается одним из важнейших компонентов демографической статистики. Плотность населения на Камчатке на данный момент составляет всего 0,68 чел./кв. км. Это один из самых низких показателей в России. По данному критерию Камчатский край занимает 81-е место среди 85 регионов страны.

Национальный состав

Теперь нам предстоит взглянуть на то, какое население Камчатки в этническом разрезе. Это поможет нам выделить коренные народы региона из общего населения.

В этническом плане население Камчатки имеет национальность, которая численно преобладает над всеми остальными. Это русские. Их численность составляет 252,6 тыс. человек, или более 83% от количества всех жителей региона. Но русские - это не коренной народ Камчатки.

В значительной роли формируют численность населения Камчатки также украинцы. Их существенно меньше, чем русских, но этот народ занимает второе место среди этносов региона, составляя более 3,5% от всего населения края.

Третье место - у коряков. Этот народ уже представляет собой коренное население Камчатки. Его доля в общей массе жителей региона составляет чуть более 2%.

Остальные национальности, как коренные, так и не коренные, представители которых живут на Камчатке, значительно уступают по численности трем указанным народам. Общая доля каждого из них не дотягивает даже до 0,75% от общего объема жителей. Среди этих малочисленных на Камчатке народов следует выделить ительменов, татар, белорусов, эвенов, камчадалов, чукчей, корейцев.

Коренные народы

Так какие же национальности являются коренными на Камчатке? Кроме коряков, о которых мы говорили выше, к народам, являющимся аборигенами данного полуострова, относятся ительмены.

Особняком стоят камчадалы, являющиеся субэтносом русского народа, сформировавшие свою национальную идентичность именно на Камчатке.

О каждой из этих народностей мы более подробно поговорим ниже.

Коряки: общие сведения

Как уже говорилось выше, коряки являются третьей по численности национальностью Камчатки, и, таким образом, первым по количеству представителей коренным народом данного северного региона.

Общая численность этой народности составляет 7,9 тыс. чел. Из них проживает на Камчатке 6,6 тыс. чел., что составляет чуть более 2% от суммарного количества населения региона. Главным образом проживают представители данной национальности на севере Камчатского края, где находится Корякский округ. Также распространены в Магаданской области и в

Большинство коряков в настоящее время разговаривают на русском, но историческим их языком является корякский. Он входит в чукотско-корякскую ветвь чукотско-камчатской языковой семьи. Наиболее близкородственными к нему языками считаются чукотский и алюторский. Последний некоторыми лингвистами рассматривается как подвид корякского.

Данный народ разделяется на две этнические группы: тундровые и береговые коряки.

Тундровые коряки имеют самоназвание чавчувены, что переводится как «оленеводы», и ведут преимущественно кочевой образ жизни на просторах тундры, занимаясь разведением оленей. Их исконным языком является корякский в узком значении данного термина. Чавчувены подразделяются на следующие субэтносы: паренцы, каменцы, апукинцы, итканцы.

Береговые коряки имеют самоназвание нымыланы. Они, в отличие от чавчувенов, ведут оседлый образ жизни. Их основное занятие - рыболовство. Исконный язык этого этноса - алюторский, о котором мы говорили выше. Основные субэтнические группы нымыланов: алюторцы, карагинцы, паланцы.

Большинство верующих коряков в настоящее время - православные христиане, хотя довольно сильными остаются пережитки шаманизма, которые пришли из традиционных верований этого народа.

Жилищем коряков является яранга, которая представляет собой особый вид переносного чума.

История коряков

Теперь давайте проследим историю коряков. Считается, что их предки населяли территорию Камчатки ещё в первом тысячелетии нашей эры. Они вошли в историю как представители так называемой охотской культуры.

Впервые наименование коряков стало появляться на страницах русских документов с XVII века. Это было связано с продвижением России в Сибирь и на Дальний Восток. Первое посещение русскими данного региона относится к 1651 году. С конца XVII века стартовало покорение Камчатки Россией. Начал её Владимир Атласов, который вместе со своим отрядом захватил несколько корякских селений. Впрочем, коряки не один раз поднимали бунт. Но, в конце концов, все восстания были подавлены. Таким образом, население Камчатки, включая коряков, стало российскими подданными.

В 1803 году в Российской империи была основана Камчатская область. Коряки жили в основном в Гижигинском и Петропавловском уездах этой административной единицы.

После Октябрьской революции в 1930 году корякам предоставили национальную автономию. Так был образован Корякский автономный округ. В 1934 году он вошел в состав Камчатской области, сохранив свою обособленность. Административным центром являлся поселок городского типа Палана.

После распада Советского Союза в 1991 году Корякский АО, оставаясь частью Камчатской области, получил права субъекта федерации. В 2005 г. был проведен референдум, по результатам которого в 2007-м произошло полное объединение Корякского АО с Камчатской областью. Так образовался Камчатский край. Корякский АО был ликвидирован как субъект федерации, а на его месте образовался Корякский округ - территориальная единица, входящая в состав Камчатского края, и имеющая особый статус, но лишенная прежней самостоятельности. Официальными языками данного территориального образования являются корякский и русский.

На данный момент русские составляют 46,2% населения Корякского округа, а коряки - 30,3%, что существенно выше, чем в целом по Камчатскому краю.

Ительмены: общая характеристика

Ещё одним коренным народом Камчатки являются ительмены.

Общая их численность составляет около 3,2 тыс. человек. Из них, 2,4 тыс. проживают в Камчатском крае, составляя там 0,74% от общей численности населения, таким образом, являясь четвертым по численности этносом региона. Остальные представители данной нации проживают в Магаданской области.

Основная масса ительменов сосредоточена в Мильковском и Тигильском районах Камчатского края, а также в его административном центре - Петропавловске-Камчатском.

В большинстве своем ительмены говорят на русском языке, но их традиционным наречием является ительменский, который относится к ительменской ветви чукотско-камчатской языковой семьи. Сейчас этот язык относят к умирающим.

Ительмены исповедуют православное христианство, но, как и среди коряков, у них довольно сильно развиты пережитки древних культов.

Основным занятием ительменов, которые не переехали в города и живут традиционным строем, является рыболовство.

История ительменов

Ительмены - древнее население Камчатки. В большинстве своем они жили в южной половине полуострова, север отдав корякам. К моменту прихода русских их численность составляла более 12,5 тыс. чел., таким образом превышая современное количество в 3,5 раза.

После начала завоевания Камчатки число ительменов стало стремительно сокращаться. Первым завоевание данного народа начал все тот же Владимир Атласов. Он прошел полуостров с севера на юг. После его убийства собственными соратниками в 1711 году дело покорения ительменов продолжил Данила Анциферов. Он в нескольких сражениях разбил ительменов, но в 1712 году был сожжен ими же вместе со своим отрядом.

Тем не менее остановить поступь Российской империи на Камчатку ительменам не удалось, и та была окончательно завоевана. В 1740 году экспедицией был заложен центр распространения российского влияния на полуострове - Петропавловск-Камчатский.

Изначально русские называли ительменов камчадалами, но затем данное название закрепилось за другим этносом, о котором мы поговорим ниже.

Кто такие камчадалы?

Одним из субэтносов Камчатки, который принято считать коренным, являются камчадалы. Данная этническая единица выступает ответвлением русской нации. Камчадалы - это потомки самых первых русских поселенцев на Камчатке, частично ассимилировавших местное население, главным образом ительменов, которых сами русские ранее именовали данным этнонимом.

В настоящее время общая численность камчадалов составляет около 1,9 тыс. человек. Из них 1,6 тыс. проживает на Камчатке, и ещё около 300 человек - в Магаданской области.

Камчадалы разговаривают на русском языке, а основой их культуры является культура титульной нации России. Правда, определенное влияние на неё оказали и местные народы, по большей части ительмены.

Антропологические особенности коренного населения

Теперь давайте рассмотрим, к какой группе народов относятся коренные жители Камчатки.

Коряков и ительменов смело можно отнести к арктической малой расе. По-другому она называется эскимосской и является северным ответвлением крупной монголоидной расы. Данная субраса ближе по антропологическим признакам не к континентальным монголоидам, а к тихоокеанским.

Намного сложнее дело обстоит с камчадалами, так как эта народность относится к У камчадалов объединены признаки европеоидного и монголоидного типов, так как, по сути, данный этнос является плодом смешения русских с древним населением Камчатки. Данный расовый тип принято называть уральским.

Динамика численности

За последние сотни лет численность коренного населения Камчатки значительно сократилось. Данная ситуация была вызвана сразу несколькими факторами.

В эпоху колонизации Российской империи Камчатки значительную роль в сокращении численности местного населения сыграли эпидемии, а также истребление коренных жителей в рамках колонизационной политики. В более позднее время происходила культурная ассимиляция. Она была связана с тем, что быть представителем коренных народностей стало непрестижно. Поэтому дети от смешанных браков предпочитали именовать себя русскими.

Перспективы

Перспективы дальнейшего развития коренных народностей на Камчатке весьма туманны. Правительство России стало стимулировать самоопределение национальности населения региона в пользу подтверждения корякской, камчадальской или ительменской национальности путем предоставления представителям данных народностей ряда льгот. Но этого явно мало, так как просто самоидентификация человека с представителями национальных меньшинств не делает самобытную культуру этих народов более распространенной. К примеру, если общая численность ительменов на данный момент составляет 3,1 тыс. чел, что более чем в два раза превышает показатель 1980 года, то число говорящих на ительменском языке насчитывает всего 82 человека, что подтверждает его вымирание.

Регион требует вложений денежных средств в культуру малых народов в том объеме, сколько население Камчатки готово освоить.

Общие выводы

Мы изучили коренное население Камчатки, народы, населяющие этот северо-восточный регион нашей страны. Конечно, в данный момент развитие самобытной культуры этих этнических групп оставляет желать лучшего, но государственные структуры стараются сделать все, чтобы эти люди, их языки и традиции окончательно не исчезли.

Будем надеяться, что в будущем численность представителей коренных народов Камчатки станет только увеличиваться.

Численность населения Камчатского края по состоянию на 01.01.2018 года составила 315,6 тысяч человек, увеличившись за год на 828 человек, произошло это впервые за последние 27 лет (с 1991 года). Но при этом, численность населения полуострова на данный момент равна численности, которая была зафиксирована в 1972 году, сообщили агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в Камчатстате.

По данным статистиков, увеличение численности населения на 66% обусловлено миграционным притоком, на 34% естественным приростом.

На данный момент доля городского населения Камчатки составляет 78,2%, сельского населения – 21,8%.

По состоянию на начало 2018 года в крае проживало 157,4 тысячи мужчин и 158,2 тысячи женщин (соответственно, 49,9% и 50,1% в общей численности населения), на каждую 1000 мужчин приходилось 1005 женщин (в 2016 году 1009 женщин).

Численность горожан на полуострове в 3,6 раза превышает сельское население, при этом более двух третей городского населения – это жители краевого центра (73,4%).

Удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) на 01.01.2018 года составил 18,8%, доля лиц пенсионного возраста – 20,6%, доля населения трудоспособного возраста - 60,6%. По сравнению с 1 января 2017 года численность молодежи и населения пенсионного возраста увеличилась, при этом население в трудоспособном возрасте каждый год уменьшается.

В последние годы наблюдается большая диспропорция между работающим населением и иждивенцами, то есть растет демографическая нагрузка на работающих граждан – кто-то должен пополнять бюджет, кормить детей и стариков, обеспечивать государственные структуры страны. По состоянию на начало 2018 года на каждых 10 камчадалов трудоспособного возраста приходилось в среднем 7 иждивенцев (детей и пенсионеров), в среднем по России 8 человек.

В 2017 году в Камчатском крае родилось 3752 ребенка – это на 305 малышей меньше, чем в предыдущем году.

«Снижение рождаемости наблюдается в крае третий год - мы начинаем «пожинать плоды» демографического провала «девяностых», когда из-за разного рода социально-экономических и политических проблем рождаемость резко снизилась. Это привело к тому, что «детей девяностых» просто мало. Соответственно, значительно меньше мы сегодня имеем и женщин репродуктивного возраста», - сказали в Камчатстате.

В 2017 году в крае родились 58 двоен и одна тройня.

Число родившихся мальчиков превысило число родившихся девочек на 3,4%, составив 1907 и 1845 детей, соответственно (в 2016 году - на 7,6%, составив 2103 и 1954 ребенка, соответственно).

Естественную убыль населения Камчатка преодолела в 2011 году. Тем не менее, в течение последних пяти лет и абсолютные и относительные показатели естественного прироста имеют устойчивую тенденцию к снижению.

В 2017 году в крае продолжилось снижение общего коэффициента рождаемости. По сравнению в 2016 годом он снизился на 1,0 промилле, по сравнению с 2015 годом – на 1,2 промилле. В среднем по России коэффициент рождаемости составил в 2017 году 11,5 промилле.

Рождаемость имеет в районах края различную интенсивность. В шести муниципальных образованиях уровень рождаемости превышает среднекраевой, в остальных он ниже. Среди районов, где рождаемость выше краевой три из четырех районов Корякского округа. Максимальное значение зафиксировано в Пенжинском районе (21,3‰), самая негативная ситуация – в Алеутском районе (7,1‰).

Также неравномерна рождаемость по месяцам в течение года. В 2017 году чаще всего мальчики рождались в январе, а реже всего в феврале. Девочки чаще появлялись на свет в августе, а реже всего в декабре.

В 2017 году самой молодой маме на Камчатке было 14 лет, а самой взрослой - 48 лет.

На Камчатке коэффициент смертности в течение последних семи лет держится на уровне ниже среднероссийского. В 2017 году общее число умерших в Камчатском крае составило 3468 человек, что ниже данных 2016 года на 4,7%.

Горожан умерло в 2,8 раза больше, чем сельских жителей, мужчин на треть больше, чем женщин.

Коэффициент смертности в Камчатском крае в 2017 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 0,5 промилле.

Самые высокие показатели уровня смертности по районам края зарегистрированы в Олюторском (20,2 случая на 1000 населения), в Быстринском (17,7 случая) и Карагинском (15,6 случая) районах края. Самый низкий уровень смертности зафиксирован в Соболевском районе – 9,6 человека на 1000 населения.

По сравнению с предыдущим годом в 2017 году уменьшилась смертность среди населения в возрасте моложе трудоспособного (с 54 человек в 2016 году до 39 человек в 2017) и в трудоспособном возрасте (с 1301 человека до 1105 человек), но при этом увеличилась смертность в возрасте старше трудоспособного (с 2284 человек до 2321 человека).

Более половины смертей жителей Камчатского края обусловлены болезнями системы кровообращения – 52,4% от всех умерших (в 2016 году - 51,1%).

Второе место стабильно удерживают смерти от новообразований - 15,6% всех умерших в 2017 году (в 2016 году - 15,8%). На 100 тысяч камчатских жителей при-шлись 172 смерти от различных опухолей (в среднем по России - 200).

На третьем месте – смертность от внешних причин. От них в 2017 году погибли 387 человек или 11,2% от всех умерших (в 2016 году - 420 человек или 11,5%). Среди скончавшихся за год в крае каждый девятый погиб от внешних причин. В 2017 году на каждые 100 тысяч жителей края пришлось 123 случая неестественной смерти (в сред-нем по России – 104).

В целом эти три основных класса причин смерти обусловливают более 79,2% смертей на полуострове.

Демографические перспективы Камчатки, по прогнозным оценкам Федеральной службы государственной статистики (средний вариант), рассчитанным от итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, стали более утешительными, но не по всем показателям.

Общая численность населения будет продолжать снижаться. К 2036 году численность населения Камчатского края снизится до 306 тыс. человек.

Горожан станет 263 тыс. человек (увеличение на 1,6 тыс. человек), на селе она снизится до 43 тыс. человек (минус 2,6 тыс. человек).

Согласно прогнозу мужчины опять будут доминировать в численности, и на 1000 мужчин будет приходиться 991 женщина.

При сохранении современных социально-экономических условий в крае коэффициент рождаемости сократится с 11,9 промилле в 2017 году до 10,3 промилле в 2035 году, но сократится и коэффициент смертности – с 11,0 промилле до 9,6 промилле и естественный прирост станет положительным (+0,7 промилле). Суммарный коэффициент поднимется до 1,909.

Коэффициент демографической нагрузки поднимется до 680 человек (+42 человека).

Фото из открытых источников