Проблема трагической любви на примере образа катерины. В чем заключается проблема любви в пьесе А

Введение

Великий русский драматург Александр Николаевич Островский написал более сорока драматических произведений, которые являются не только подлинной энциклопедией жизни России восемнадцатого-девятнадцатого века, но и интереснейшим собранием характеров, психологических типов русских мужчин и женщин всех возрастов и сословий.

По подсчетам исследователей творчества Островского, в его произведениях действуют 728 героев и героинь, причем в это число не входят второстепенные и эпизодические персонажи (1). Островский описывает людей самых разных общественных формаций - дворян, крестьян, военных, купцов, мещан, служащих. Яркие образы, неповторимые характеры этих людей и их самые разнообразные комбинации, столкновения интересов, жизненные проявления в самых трудных и парадоксальных ситуациях создают объемное, психологически достоверное представление о семейной и общественной жизни того времени. В драматических хрониках, семейных сценах, трагедиях, картинах московской жизни, в драматических этюдах проявляется поистине многомерное дарование Островского - романтика и бытовика, трагика и комедиографа.

Любовь, ревность, сложные взаимоотношения между мужчиной и женщиной присутствуют практически в каждом произведении Островского. Причем любовь у Островского - это всегда трагедия, это всегда бытие «на грани» - даже при условии положительного финала.

Особенно тяжело в произведениях Островского переживают любовь женщины. Если для мужчины любовь может быть всего лишь кратким эпизодом, а то и просто развлечением, то для женщины любовь - это величайшее в жизни событие: величайшее горе или величайшее счастье, но всегда - драма, страдания, перелом, после которого она уже не будет прежней, даже если все кончится хорошо.

Цель данной работы - рассмотреть феномен любви в произведениях Островского.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи.

1. Рассмотреть феномен любви в творчестве Островского и возможные причины такого отношения автора к любовным проблемам.

2. Рассмотреть концепцию любви в творчестве Островского на основе самых известных произведений драматурга, таких как «Бесприданница», «Лес», «Гроза», «Поздняя любовь», «Снегурочка».

Феномен любви в драматургии А.Н. Островского

Драма любви в творчестве А.Н. Островского

Островский писал о драматургическом творчестве: «Драматург не выдумывает сюжетов - все наши сюжеты заимствованы. Их дает жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка. Что случилось драматург не должен придумывать; его дело написать как оно случилось или могло случиться. Тут вся его работа. При обращении внимания на эту сторону, у него явятся живые люди, и сами заговорят» (2).

Женские образы из самых знаменитых пьес Островского - Катерина из «Грозы» и Лариса из «Бесприданницы» - давно стали нарицательными. Это образы женщин, которые переживают серьезную, глубокую и искреннюю любовь - и сталкиваются с предательством, вызванным трусостью и формальностью своего «героя».

Любовь в представлении Н.А.Островского - злая стихия для женщины. Это трагический переломный момент, граница, перейдя которую, женщина уже никогда не вернет себе прежней беззаботной юности - даже если герой ответит взаимностью, окажется достойным героини и история закончится свадьбой.

Чувство женщины, как правило, наталкивается на всевозможные препятствия - это может быть бедность, как в «Бесприданнице», или, напротив, приличное состояние, как в комедии «Красавец мужчина». В первом случае счастливая любовь невозможна, потому что возлюбленный Ларисы, блестящий светский гуляка Паратов не хочет жениться на ней без богатого приданого.

Но причиной любовных несчастий может стать не только бедность, но и богатство. Пример - пьеса «Красавец мужчина»: несмотря на то, что бедняжка Зоя Окоемова имела приличное состояние и вышла замуж за своего «красавца» - мужа по любви, она все же пострадала, так как он бессовестно использовал ее любовь. Так что и богатство не спасает женщину от любовных трагедий.

Часто причиной несчастной любви в драмах Островского становится зависимое, униженное положение женщины. Катерина в «Грозе», Аксюша в «Лесе» - все они живут в подчиненном положении. Катерина бесправна в доме мужа. Впрочем, он тоже не является главой семьи - всем заправляет его мать-Кабаниха, женщина нрава крутого и жестокого, подозревающая Катерину во всех смертных грехах - и злорадно торжествующая, когда все ее «предсказания» исполнились.

Бесправна и Аксюша, бедная родственница помещицы Гурмыжской. Гурмыжская, пользуясь молодостью девушки и отсутствием родственников, которые могли бы за нее заступиться, присваивает себе ее деньги, и Аксюша превращается в бесприданницу - а ее возлюбленный Петр боится отца и не смеет жениться на ней без денег.

Обе героини так страстно, так отчаянно любят своих в общем-то недостойных возлюбленных - возможно, именно потому, что жизнь их так тяжела и беспросветна и они бросаются в любовь, «как в омут». Не видя в жизни ничего хорошего, они, встречая любовь, считают ее каким-то новым смыслом жизни. Эта любовь становится для них важнее всего, заслоняет весь мир - и приводит к трагедии.

Такая же трагедия почти произошла и в драме «Поздняя любовь» - дочь обедневшего адвоката Людмила без памяти влюбляется в праздного гуляку и жертвует для него всем - крадет важнейший денежный документ, доверенный ее отцу. Несмотря на то, что история заканчивается благополучно, поступок Людмилы иначе как отчаянным не назовешь - и даже праздничный финал пьесы кажется натянутым. Есть вещи, которых делать нельзя, даже ради любви.

Самое яркое воплощение идеи Н.А. Островского о любви как о враждебной стихии получила в его единственной стихотворной пьесе «Снегурочка». В «Снегурочке» любовь - сплошное горе и страдание. Страдает Снегурочка, влюбленная в Леля, страдает Мизгирь, влюбленный в Снегурочку. И даже взаимная любовь Снегурочки к Мизгирю в конце пьесы не приносит счастья ни ей, ни ему: Снегурочка тает, «благословляя любовь», а Мизгирь с горя топится в озере.

Таким образом, любовное чувство в трактовке Н.А.Островского всегда выступает каким-то тяжелым жизненным испытанием, порогом, границей, преодолеть который достойно и без потерь могут немногие.

Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.
Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.
Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.
Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”. Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.
Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

Сочинение по литературе на тему: Проблема любви в драме А. Н. Островскою ‘Гроза”

Другие сочинения:

  1. Главная героини драмы А. Н. Островского “Гроза” – Катерина Кабанова – представляет собой “истинно русский образ женщины”, по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке Read More ......
  2. Драма “Гроза” является одной из вершин творчества А. Н. Островского. В этом произведении драматургу удалось осветить неторопливую жизнь провинциального городка, раскрыть зрителю его тайны. Как и во многих других произведениях Островского, в “Гроза” присутствует очень широкая тематика и проблематика, автор Read More ......
  3. “Гроза” – одна из тех пьес А. Н. Островского, которые и в наши дни пользуются неизменной популярностью. В центре авторского внимания находится кризис патриархального мира и патриархального сознания. Но вместе с тем пьеса оказывается гимном живой душе, которая отважилась на Read More ......
  4. На протяжений своего творческого пути А. Н. Островский создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской провинции. Одно из них – пьеса “Гроза”. В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее Read More ......
  5. В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола “для дел словесной расправы”. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его Речевому складу, по особенностям Read More ......
  6. Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним “с неба упала”. Среди действующих лиц пьесы почти нет тех, Read More ......
  7. Основным конфликтом в пьесе Островского -” Гроза” является столкновение Катерины, главной героини, с “темным царством” жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний. Но это не послужило причиной разногласий Катерины с этим “темным Read More ......
  8. Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” явилась настоящим откровением для тысяч русских зрителей-Им показали доныне неизвестный пласт провинциальной жизни. Лучше драматурга об этом не скажешь. Устами героя Кулигина он обрисовывает жизнь в Калинове: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В Read More ......
Проблема любви в драме А. Н. Островскою ‘Гроза”

Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.
Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.
Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.
Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”. Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.
Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

Коллекция сочинений: Проблема любви в драме А. Н. Островскою «Гроза»

Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принци­пиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, «характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литерату­ре» . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.

Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма «Гроза». Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становит­ся первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядыва­лись на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: «Нет, смеялась только».

Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не пого­ворив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которо­го она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироо­щущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: «Но­чью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так лас­ково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…» Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощени­ем наяву ее снов.

Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Ре­шение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.

Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представля­ет собой полную противоположность «темному царству» самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столич­ной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отли­чается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабано­вой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супру­жеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с му­жем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблени­ям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трус­ливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: «Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь». И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до униже­ний и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюб­ленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.

Говоря о проблеме любви в драме «Гроза», можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описа­ны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испыты­вают гнет «темного царства», его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы «темного царства». Вспомним, ведь именно Варвара учит Катери­ну житейским премудростям: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.

Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета «темного царства». Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомнен­но, одной из наиболее важных проблем в произведении.

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность данной работы Образ Екатерины и по сей день актуален. Тема самоубийств и любви волновала и будет волновать людей во все времена, она касается чувств, а, следовательно, и каждого из нас. Проблематика любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

3 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: -сбор информации о любовные проблематики драмы Островского «Гроза» -ознакомление участников проекта с этой информацией -анализ и общение информации Для достижение данных целей необходимо решение следующих задач: -сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать собственные выводы при изучении данной темы.

4 слайд

Описание слайда:

Проблематика Проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

5 слайд

Описание слайда:

Александр Николаевич Островский (1823-1886 г.г) Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита. А.Н.Островский «Автобиографическая записка», 1884 г.

6 слайд

Описание слайда:

Особенности драматургии Островского Островский выступил в своих пьесах как -реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, он перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности. Семейная жизнь купцов, с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в быту, бесправное положение женщины, предрассудки и суеверия - всё это отразилось в бытовых пьесах Островского правдиво и ярко.

7 слайд

Описание слайда:

Особенности драматургии Островского Художественные достоинства пьес раскрываются с глубокой внутренней закономерностью, стройно и естественно. Действие пьес развёртывается обычно медленно, спокойно, в соответствии с тем устойчивым, малоподвижным бытом, который в них изображается. Драматических эффектов в виде выстрелов,самоубийств, переодеваний Островский избегает. Самоубийство Катерины в нужно рассматривать не как сценический приём, усиливающий впечатление от пьесы, а как драматический финал, подготовленный всем ходом событий.

8 слайд

Описание слайда:

Особенности драматургии Островского Драматург искусно использует такие приемы композиции, которые придают пьесе особую сценичность, а движению действия - остроту и напряженность. Таков прием использования пейзажа в «Грозе». Пейзаж выполняет двойную функцию. В начале пьесы он является фоном, на котором развертывается драматическое действие.

9 слайд

Описание слайда:

Особенности драматургии Островского Картинность и рельефность изображения обстановки и характеров в пьесе усиливаются приемом контрастов. Параллельно основной интриге пьесы (Катерина и Борис Григорьевич) развивается также второстепенная (Варвара и Кудряш), противопоставленная первой. На параллелизме и контрасте построена вся сцена свидания ночью в овраге.

10 слайд

Описание слайда:

Особенности драматургии Островского Характерные черти героев Островский подчёркивает "говорящими" фамилиями, при помощи которых автор раскрывает внутренний мир своих героев, доминирующие черты их характера (Дикой, Кабаниха, Кудряш). Этот прием характеристики вообще широко употребляется в драматургии Островского.

11 слайд

Описание слайда:

Особенности драматургии Островского Речь персонажей строго индивидуализирована. В самом складе её, в выборе выражений, в их оборотах видна внутренняя сущность человека. Каждый из персонажей говорит языком, соответствующим его духовному облику и профессии. Так, лирически окрашенный язык Катерины не имеет ничего общего с грубой, отрывистой речью Дикого. Искусное использование языковых богатств народной поэзии: песен, пословиц, поговорок

12 слайд

13 слайд

Описание слайда:

Любовь в драме Островского «Гроза» Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие. Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия

14 слайд

Описание слайда:

Любовь в драме Островского «Гроза» Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов. Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.

15 слайд

Описание слайда:

Любовь в драме Островского «Гроза» Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни

Описание слайда:

Список используемой литературы Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 - М.: Советская энциклопедия, 1963 А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856-1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 399-401 Анализ драмы Островского «Гроза» / Признание Катерины. Финал драмы Островский Александр Николаевич 100 великих писателей // автор Любовь Калюжная Добролюбов Н. А. «Луч света в темном царстве» М, Художественная литература 1978