Анализ произведения леди макбет мценского уезда лескова. Характер главной героини

Разделы: Литература

Цели урока:

Оборудование: – выставка книг Н.С.Лескова, рисунки по данному произведению; ковер, самовар, посуда, белая шаль, диск с записью “Лунной сонаты” Л.Бетховена);
– плакат со словами:

Но он, Лесков, пронзил всю Русь ”.
М.Горький

Вступление. Каждый из писателей русской литературы 19 века – Островский и Гончаров, Тургенев и Некрасов, Тютчев и Фет, Достоевский – в своем творчестве обращались к вечной теме – теме любви. И для всех героев русских классиков любовь была величайшим и горчайшим испытанием. Любовь, которая призвана одаривать человека счастьем, в конкретной ситуации всегда, или почти всегда, оборачивается трагедией, крушением надежд.

Женщина в русском обществе второй половины 19 века – существо одновременно и зависимое (от быта, семьи, традиции), и сильное, способное на решительные поступки во имя любви. А.Н.Островский первым из писателей открыл новый образ народной героини, цельный, решительный характер, идущий до конца в своем протесте против гнетущей действительности. Такова Катерина в драме “Гроза”.

Другой писатель, Н.С. Лесков, тоже много внимания уделил в своем творчестве женской теме. Женские образы представлены колоритно. Его интерес вызывают характеры незаурядные. Они поражали его противоречивостью своих влечений, спутанностью чувств, парадоксальной несообразностью поступков, хаотическим смешением свойственных им понятий о добре и зле. Такой натурой, страстной и трагической, которая на алтарь ради любви приносит в жертву все, вплоть до собственной жизни, является Катерина Измайлова.

I . Работа над осмыслением названия.

Вопрос: – Как вы понимаете, ребята, смысл названия?

Ответ: – Ассоциация с трагедией У.Шекспира “Макбет”.

Макбет – шотландский король. Натура жестокая, несущая смерть. “Когда я писал, я оглядывался”. Лесков вспоминает “Макбета” Шекспира. Значит, поднимался до классических высот. А затем идет “… Мценского уезда”. Мценский уезд – российская глубинка, провинция, дыра дырой. Вечные лесковские контрасты.

Вопрос: – Что здесь общего?

Ответ: – Н.С.Лесков стилизует свой рассказ. Это жизнь Катерины Измайловой. Автор расширяет масштабы происходящего. Общечеловеческая широта обобщений Шекспира не исключает национальной самобытности драмы.

1. Сообщение о трагедии Шекспира “Макбет”.

II. Работа над жанром произведения.

Это очерк прозаический. Очерк – свидетельство о достоверности. В основе лежит не фантазия художника, а документальный факт жизни . Но есть и образное отношение. Но в основе очерка всегда лежит факт жизни. Сам рассказчик ориентирует читателя на то, что это факт жизни.

III. Работа над эпиграфом.

Вопрос: – Как вы понимаете смысл эпиграфа “Первую песенку, зардевшись, спеть”?

Ответ: Трудно начать. Существует предел, через который нельзя переступить. Это ведь только первую песенку, зардевшись, спеть, а дальше уже само пойдет. В эпиграфе как заявка, как лейтмотив. Он подсказывает содержание, раскрывает замысел.

IV. Работа над текстом.

1. Словарная работа.

Текст: “Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета”.

Вопрос: – Что значит выражение “без душевного трепета”?

Ответ: – Трепет – сильное волнение, напряженность чувств от каких-нибудь переживаний.

V. Проблемный анализ произведения.

Слово учителя: Очерк написан в 1864г. Русская литература уже имела “Грозу” А.Н.Островского. Может быть, есть параллель между ними. Давайте посмотрим.

1. Пересказ “История замужества Катерины Измайловой” (гл.1).

Вопрос: – Что сближает, в чем сходство Катерины Островского и Катерины Измайловой?

1. Имя. И та, и другая Катерина.

2. Вышла замуж не по любви. Счастья в замужестве не обрела.

3. Купеческая зависимость.

4. Красивая.

5. Одного социального положения, из достаточных семей:
а) “Дом Измайловых в городе был не последний: торговали они крупчаткою, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший”.
б) Кабаниха тоже очень богата. Торговые дела выходят за пределы Калинова.
По ее поручению Тихон ездил в Москву
.

6. Скука в купеческом тереме.

7. Характер пылкий. Привыкла к свободе:
а) “Привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да искупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе”.
б) “Характер был пылкий. И живя в бедности, привыкла
к простоте и свободе ”.

8. Изменила мужу.

9. Кончает жизнь в той же реке Волге.

Слово учителя: Но посмотрите, какой отпечаток накладывает Н.С.Лесков:
а) у Измайловой сонное оцепенение. Спала, зевала, внутреннее беспокойство, тоска;
б) у Катерины Островского – трепетная душа, птица, воля.

Вопрос: – Кому она ближе?

Ответ: – Варваре. “Очень любила лузгою кидать в парней”. Типичная Варвара.

Разный уровень героинь. У Измайловой сонное оцепенение, спала, зевала. У Катерины Кабановой и любовь приходит как освобождение.

Вопрос: – Что послужило причиной страсти?

Ответ: – Скука. (Гл. 2) “Силу-то девать некуда ”. В ком-нибудь бы себя воплотить.

Слово учителя: Катерина в “Грозе” Островского возвышенная, поэтичная. А какова была в девках Катерина Львовна? Найдите во 2 главе.

Текст: “Я в девках страсть сильна была. Меня даже мужчина не всякий одолевал”. Писатель показывает физическую силу, когда она душила мужа и ребенка полотенцем. (Справка. 1 пуд16 кг 300 г; 1 фунт – 410 г: 7 фунтов – 53 кг.)

Слово учителя. Когда вошли в физиологию, Лесков говорит о проснувшейся натуре и решительности героини. “Унять её нельзя”. Найдите в тексте (в конце 4 гл.).

Текст: “Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять её нельзя”.

Вопрос:– Откуда слово “натура”?

Ответ: – От Добролюбова. В статье “Луч света в темном царстве” Н. Добролюбов сравнивает Катерину с рекой. Река – это вода, это жизнь. Великая энергия свободы заключена и пришло время ей вылиться.

Катерина Измайлова – лава огнедышащая, будет течь неизвестно куда, будет жечь все, и сама не остановится. Она предупреждает Сергея: “Если ты мне изменишь, я с тобой живая не расстанусь ”. Хотя Катерина Борису тоже говорит.

Инсценировка:
а) свидание Катерины с Борисом (“Гроза”, д.3, явл. 3);
б) свидание Катерины Измайловой с Сергеем (гл. 6).

Обратите внимание:
а) на характер свидания;
б) место встречи (где происходит свидание?);
в) на поведение (как ведут себя герои?);
г) на речь героев.

Вывод:
а) свидание Катерины и Бориса происходит на фоне Волги, на широком просторе;
б) свидание Измайловой и Сергея – в саду, под цветущей яблоней, пьют чай;
в) речь Катерины напевная, поэтичная, фольклорные выражения, песенное слово;
г) для Катерины Измайловой все проще, без чувств произносит слова в полусонном состоянии. Сергей прихлёбывает чай;
д) автор наделяет ночь звуками животных.

Вопрос: – Что главное для Катерины Измайловой?

Ответ: – У неё нет сострадания, но есть боязнь потерять.

Вопрос – Чем же Сергей её пленил?

Ответ: – Речами.

Текст: “Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности к нему не было никакой. Она обезумела от счастья; кровь её кипела …”

Вопрос: – Что вы можете сказать о её чувстве?

Ответ: – Её чувство мощно и естественно. Это земная любовь. Но оно темно и низменно. Есть жажда счастья, наслаждения, которое вычленяется из человеческого мира. У Достоевского есть любовь, которая соединяет. Здесь же нет главного – нет сострадания.

Слово учителя. Казалось бы одна и та же ситуация: уехал муж, – но приводит к разным противоположным действиям: у Катерины Островского сильно чувство греха, покаяния. Оно само проявляется, мучает её. Измайлова ничем не мучается. Спокойно убивает Бориса Тимофеевича.

Текст. Гл. 5. “Поел Борис Тимофеевич на ночь грибков с кашицей , и к утру, он умер…”

Слово учителя. Падаем в пропасть... У Сергея Катерина становится орудием. Он стремится овладеть ее богатством. Второе убийство совершает еще с большим спокойствием, равнодушием. Убийство мужа еще циничнее, для участия в нем она приглашает Сергея, целуется с ним на ложе (“Полно с ним копаться”, “перехвати горло…”).

Текст. Гл. 7. “Вернулась Катерина Львовна, а Зиновий Борисович стоит коленями на постели и вешает на стенку над изголовьем свои серебряные часы с бисерным шнурочком…” до слов “Губы Сергея дрожали и самого его била лихорадка. У Катерины Львовны только уста были холодны ”.

Слово учителя. Раскольников в момент убийства потерял сознание. Здесь же абсолютное равнодушие. Такого мы еще не читали. Когда в погреб стаскивали, капельки крови замечательно оттерла. Прямо, как у Шекспира. Преступление стало обыденным. Помните, эпиграф к очерку: Это ведь только первую песенку, зардевшись, спеть, а дальше уже само пойдет. В отличие от первых двух убийств возмездие пришло сразу. Прочтите в гл.11.

Текст. “Стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов, полы качались…”.

Вопрос: – Как вы думаете, почему – сразу?

Ответ: – Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная.

Слово учителя. Помните, Соне после прочтения евангелия Раскольников говорит: “Дети – образ Христов. Сих есть царствие Божие. Он велел их чтить и любить, они будущее человечество”. Нарушен высший закон – заповедь Божья “Не убий”. Ибо высшая ценность на земле – это жизнь. Поэтому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

Справка. Убийством считается лишение жизни пусть даже еще и нерожденного, находящегося во чреве матери, ребенка. Не рожденный чувствует боль, так же как и рожденный. Научно установлено, что еще нет и двух месяцев, но уже бьется сердце.

Слово учителя. Через заповедь “Не убий” перешагнула Катерина. Из-за любви это? Любовь воскресила человека, который тоже перешагнул, – Раскольникова. “Их воскресила любовь!” (Ф.М.Достоевский).

Две силы есть – две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могил,
Одна есть Смерть, другая – суд людской.
Ф.И.Тютчев

Итак, суд земной, суд людской свершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом.

Текст. Гл. 12 “С черного эшафота Катерина Львовна сошла тихо, стараясь только, чтобы толстая рубаха и грубая арестантская свита не прилегали к ее изорванной спине ”. С эшафота она сходит гордо.

Вопрос: – Каково её отношение к появившемуся на свет ребенку? Найдите в гл. 12 (конец).

Текст: 12“Когда ей подали ее ребенка, она только сказала: “Ну его совсем!” и отвернулась к стене”. Почему? Ответ найдите в гл. 13 (начало).

Текст: 12 “Любовь её к отцу, как любовь многих слишком страстных женщин, не переходила никакою своею частию на ребенка. Такие женщины высоко ценятся в разбойничьих шайках и теперь социал-демократических коммунах”.

Слово учителя. Лесков был человеком глубоко демократичным. Обратите внимание на то, что страдание дано не под плетьми, а тогда, когда она потеряла источник счастья.

Текст (гл.13): “Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветет счастьем ”. Любит ведь она по-прежнему. “Она ждала с нетерпением только выступления партии в дорогу, где опять надеялась видеться со своим Сережечкой, а о дитяти забыла и думать”.

Вывод. Нет страдания. Есть только боязнь потерять. Нет главного – нет сострадания, нет материнского чувства. В её любви есть только она, страшная самка. Нет красоты духа, есть торжество плоти. Это все Мценский уезд. Раз не дано любить – значит не дано сохранить в себе человека.

Слово учителя . На каторге Н.С. Лесков создает интересную ситуацию. Он ставит рядом трех женщин. Фиона – добрая, нрава мягкого, никому от нее обиды нет. Как Лизавета из “Преступления и наказания”. Лизавета – добрый посланник Бога.

Сонетка жестокая, в игры играет.

Вопрос: – Изменила ли лесковскую героиню каторга?

Ответ: – Теперь это не хладнокровная убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.

Вопрос: – Почему ее жалко?

Ответ: – Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже еще больше.

Слово учителя. Найдите в тексте.

Текст (гл.14)Она хотела себе сказать: “Не люблю же его!” и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше”.

Вывод. Чем безогляднее её любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами. А Катерина поднимается, у нее появляется готовность все отдать. Меняется и повествовательная интонация писателя: “Они равны!.. подвластная первому случаю Фиона и совершающая драму любви Катерина Львовна!” Это черная страшная трагедия. Лесков поднимается до библейского уровня.

Текст: (гл.15) “Кругом все до ужаса безобразно…. Ветер то стонет, то злится, то воет и ревет. В этих адских, душу раздирающих звуках, которые довершают весь ужас картины, звучат советы жены библейского Иова: “Прокляни день твоего рождения и умри”.

Кто не хочет вслушиваться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь еще более их безобразным. Это прекрасно понимает простой человек: он спускает тогда на волю всю свою звериную простоту, начинает глупить, издеваться над собою, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо”.
“Что купчиха?” – спрашивает Сергей.

Сонетка идет в ее чулках. Слышится зовет жены Иова.

Заключение. Если в статье “Луч света в темном царстве” Н.Добролюбов говорит о высоких прекрасных качествах народа, то Н.Лесков говорил о моще, о неукротимой силе, которые рождаются темными силами.

Домашнее задание. Сочинение – раздумье (на выбор ):

1) “Поединок роковой (драма любви Катерины Львовны);
2) “Зеркало души – ее деянья”. (В. Шекспир).

Примечание. Темы творческих заданий даны из конспекта урока “Загадка женской души”, Лидия Харина, газета “Первое сентября”, приложение “Литература”, № 4, 1998 г.

Разработки по темам (сравнить героев):

1. Сергей-Кудряш.
Вывод. Сергей в двадцать раз Кудряш. Он не имеет нравственности. Соглашается, чтобы выдрали. Не может ничего. Ему не дана любовь. Может играть. Раз не дано любить – значит не дано сохранить в себе человека.

2. Сергей – Борис.

3. Катерина Измайлова – Катерина Островского.

4. Катерина Измайлова – Варвара.

Литература

  1. Н.С.Лесков. Леди Мценского уезда. – М.: Сов. Россия, 1989.
  2. Лекции заслуженного учителя России, кандидата педагогических наук Э.Э.Кац.
  3. Лидия Харина. Конспект урока “Загадка женской души”, “Первое сентября”, приложение “Литература”, № 4, 1998.
  4. А.Н.Островский. Гроза: 9-10 классы (текст, комментарий, указатель, учебный материал) / А.Н.Островский; (сост., комментарий, учеб. материал проф. Б.А.Лапина). – М.: Эксмо, 2008.

Предварительный просмотр:

ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНСКАЯ ДУША

Губительная сила страсти

(по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет

Мценского уезда»).

Цели урока:

Учебная – вызвать интерес к творчеству писателя; активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; помочь раскрыть суть очерка, анализируя поведение и психологическое состояние главной героини.

Воспитательная – пройдя определённый отрезок жизненного пути с героиней, прийти к осознанию меры ответственности перед собой и другими людьми.

Развивающая – развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий повести; пробудить у учащихся желание высказать собственное мнение на излагаемые в повести события.

Оформление урока:

Портрет Н.С. Лескова;

Видеофильм по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»;

Иллюстрации к очерку Н.С. Лескова известных художников и выполненные учащимися.

Эпиграф к уроку:

Иной раз … задаются такие характеры,

Что… о некоторых из них никогда

Не вспомнишь без душевного трепета.

Н. Лесков

Учитель: Я сейчас прочитаю вам своё стихотворение, напрямую связанное с темой данного урока, и вы поймёте, что нам предстоит попробовать раскрыть ещё одну загадку женской души.

Женская душа – загадка, и вывод сей, увы, не нов,

Над нею бьётся не одно десятилетье

Немалое количество умов.

И прежде, чем её решать возьмёмся,

Позвольте, вам напомню я:

Для многих героинь литературы

Любовь – основа жизни, бытия.

Вот Марья в сказке. Как она любила!?

Три пары башмаков железных износила,

Три посоха чугунных изломала,

Три хлеба каменных от горя изглодала.

А Ярославна!? Как она рыдала,

По князю Игорю как горевала!?

Татьяна Ларина и долг-любовь её…

Напомню вам произведение сиё:

«Я к Вам пишу, к чему лукавить,

Но я другому отдана и буду век ему верна».

А непонятная Катюша из «Грозы»!?

С такою чистою и светлою любовью

Ведь вырвалась из мрака темноты,

Пусть заплатив, немыслимой ценою.

Святые женщины! Они любовь дарили

И безоглядно, бескорыстно все любили,

По краю пропасти они не раз ходили,

Но не предали никого и не убили.

А есть другая женская любовь –

То страсть-любовь: она, мучительная, злая.

Всё переступит, все законы обойдёт:

Измайлова Екатерина Львовна –

Её любовь как раз такая.

Мы прочитали очерк Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и, конечно, не могли не заметить странность названия этого произведения. В чём же заключается эта странность?

«Леди Макбет – ассоциация с трагедией Шекспира (высокий литературный жанр). «Мценский уезд» - глухая российская провинция. Зачем автор свёл в одном названии понятия из разных стилистических пластов? (в ходе беседы выяснилось: чтобы расширить масштабы происходящего в очерке, то есть такие события могли развернуться в любом уголке мира). После осмысления названия на интерактивной доске появляется запись:

«Леди Макбет Мценского уезда»

Трагедия глухая российская

(высокий жанр литературы) провинция

Происходящего в очерке

Главная героиня очерка Измайлова Катерина Львовна, о ней сегодня на уроке и пойдёт речь. Вот уже шестой год вы изучаете литературу. О многих героинях говорили на уроках (только небольшую часть имён я назвала в своём стихотворении). Вы привыкли к типу русской женщины, возведённой на пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым и вдруг… убийца. Может быть это вымысел автора, что женщина ради любви-страсти может убить четверых, пойти на каторгу, покончить жизнь самоубийством?

«Нет, - говорит критик Апполон Григорьев, - Катерина Измайлова – это блестящий действительно, и страстный действительно, и хищный действительно тип, который в природе и в истории имеет своё оправдание своей возможности и своей реальности».

Проблемный анализ очерка

Начинает свой очерк Лесков рассуждением о сильных характерах: обратимся к эпиграфу. Это предупреждение: готовься, читатель, ты увидишь страшную драму, хищницу в лице женщины.

Сейчас прозвучит художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины Измайловой), а вы подумайте, что же послужило причиной страсти? (Оказывается, что скука ).

Катерина в «Грозе» А.Н. Островского – возвышенно-лёгкая, поэтичная. А какова была в «девках» Катерина Львовна? («Я в девках страсть сильна была.. Меня даже мужчина не всякий одолевал»). Гордится Катерина Львовна своею силою, но оказалось, что главное то свойство натуры не сила вовсе, а решительность. Прочтите, как «Сергей обнял молодую хозяйку», а она «не успела даже распорядиться своею хвалёною силою». (страсть захватила её всю)

Очень хорошо о решительности говорит король Макбет:

Я смею всё, что смеет человек,

И только зверь на большее способен.

Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке). Подтвердите текстом упоминание Лескова о зверином начале человека. («Просто, как крысы в амбаре, умер свёкор - гл.15; Зиновий Борисыч, как зверь закусил горло Сергея – гл.8; Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкопёрую плотвицу» – гл.15).

Давайте попробуем в течение урока схематически изображать на интерактивной доске движение Катерины Львовны сначала по человеческой дороге, а далее её постепенное падение на звериную тропу. (Человеческая дорога: живёт, скучает; накрыла страсть; измена мужу).

Катерина Львовна пока ещё человек, но, правда, с низменным пороком – измена мужу. Супруг в отъезде, и как же теперь без него живёт жена? («Много было в эти ночи в спальне Зиновия Борисыча и винца из свекрового погреба попито, и сладких сластей поедено, и в сахарные хозяйкины уста поцеловано, и чёрными кудрями на мягком изголовье поиграно»).

(Около доски висят 10 заповедей Божиих, в течение урока мы будем к ним постоянно обращаться).

Нарушен один из законов Божиих. Какой? (Не прелюбодействуй ) Докажите текстом, что страсть стала перерастать пределы измены. («Катерине Львовне без Сергея и час лишний пережить уже невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная , что и унять её нельзя»).

От своей страсти Катерина Львовна теряет разум, постепенно в ней преобладает звериное начало. («Она готова теперь за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастия , кровь её кипела, и она не могла более ничего слушать»). Нарушена ещё одна заповедь Божия (Не сотвори себе кумира).

Но ведь счастье- то бывает разное. Есть счастье праведное, а есть грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт.

И ведь «перешагнула». Первое убийство свёкра (слушаем и смотрим отрывок из оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова»).

ФРАГМЕНТ ИЗ ОПЕРЫ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА «КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА»

Борис Тимофеевич:

Проголодался я. Не осталось ли чего от ужина? Ну, кому я говорю!?

Катерина:

Грибки остались.

Борис Тимофеевич:

Это дело. Давай сюда грибки.

Сергея в кладовую заперли. Вот ключи. Скачи на мельницу, отыщи Зиновия Борисовича. Скажи, чтоб домой скорей возвращался. Скажи: грех дома случился.

Катерина:

Подсыпала яду. Сдохнет старик от крысиной отравы.

Борис Тимофеевич:

Грибки. Вкусные. Мастерица ты, Катерина, грибки готовить. Поди оденься. Стой, жжет меня внутри. Воды! Принеси!

Катерина:

Не принесу!

Борис Тимофеевич:

Что, что ты сказала? Ты смеешь?

Катерина: - Смею! Борис Тимофеевич: - Смеешь!? Катерина: - Смею!

Борис Тимофеевич:

Смеешь? Что со мной?

Катерина:

Грибков, значит, на ночь поели. Многие, их поевши, помирают.

Борис Тимофеевич:

Зови попа, Катеринушка милая, зови попа. Может и вправду смерть моя приходит? Жжёт, жжёт, жжёт, точно пожар. Я много пожил, много грешил. Попа сюда! Попа сюда! Боже! Боже! Какая боль! Какая боль!

Катерина:

Не кричи!

Поп:

Чудные мысли перед смертию приходят. Борис Тимофеевич говорил, что он, как крыса, издыхает. Только не может этого быть: крыса дохнет, а человек представляется. Однако панихидку не мешает отслужить: «Ныне отпущаешь раба твоего влады…»

О смерти человека походя. Это страшно. Нарушено сразу три заповеди Божиих: Не убий, Чти отца и мать своих, Не лги. Убийством свёкра Катерина Измайлова сошла с человеческой дороги – отражаем это на схеме).

«Перешагнула» Катерина Львовна и второй раз, с тем же спокойствием убила и мужа (читаем по ролям «убийство мужа»).

По Библии, закон брака: «Двое – одна плоть». А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с дерзкой гордостью за свою неодолимость (отражаем это на схеме).

Прочитаем эпиграф к повести: «Первую песенку, зардевшись, спеть». Как его поняли? (это только первую песенку «убийство», зардевшись, спеть «совершить», а дальше уже само пойдёт).

И вот живёт Катерина Львовна «царствует» (с ребёнком во чреве), всё вроде бы свершилось по идеалу (помнится. хотела себе «для весёлости ребёночка родить»). Этот идеал по логике сталкивается с другими высокими христианскими идеалами: не прелюбодействуй, не убий. Но пусто в душе Катерины Измайловой, там только звериная страсть, правда, сны чудные начали её тревожить. (Вспомним эти сны. В первом сне кот – пока просто кот, а во втором сне кот, похожий на Бориса Тимофеича убиенного (читает ученик)).

Не так просто, оказывается, «песенку спеть». Что-то внутри постоянно напоминает об этом. Хоть по Шекспиру: «Сон, смерть земных тревог, Бальзам больной души» - но легче от этого не становится. Таким образом, сны символичны (определение символа записано на доске: Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи: голубь – символ мира; якорь – символ надежды ). Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет).

Так как же теперь живёт Катерина Львовна, убив свёкра и мужа? (двое учащихся показывают инсценировку эпизода «Сергей и Катерина Львовна о доставшемся им капитале», сцена заканчивается словами: «мальчик заболел»).

С просьбой ухаживать за больным мальчиком обращается к Катерине Львовне бабушка, символично звучат её слова: «Потрудись, Катеринушка, - ты сама человек грузный, мать, сама суда божьего ждёшь; потрудись»).

Как же «потрудилась» Катерина Львовна? (Убила Федю).

Перед очередным убийством Лесков нарисует очень важную символичную деталь. Какую? («Катерина Львовна вдруг побледнела, собственный ребёнок у неё вдруг повернулся под сердцем, и в груди у неё потянуло холодом»). Случайно ли это? (Нет, сама природа, женское естество предостерегает её от задуманного преступления). Но нет: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нём»(Шекспир)).В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Почему? (Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная).

Далее двое учащихся, работавших с иллюстрациями Ильи Глазунова, представляют два портрета и сравнивают их: предсмертный портрет Феди и портрет малолетнего царевича Дмитрия убиенного. Эти два портрета не вечный ли укор за содеянное перед Богом?

А ведь Катерина Измайлова о Боге то ещё и не упоминала. Что это? Может, в Мценске все люди безбожники, креста на себя положить не умеют? («Наш народ набожный, к церкви божией рачительный…»). Нарушена заповедь Божия: День субботний отдай Богу.

Трижды нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия – ни убий, ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея. (Схема: Катерина Измайлова теперь твёрдо встала на звериную тропу и будет двигаться по ней).

Две силы есть – две роковые силы,

Всю жизнь свою у них мы под рукой,

От колыбельных дней и до могилы,

Одна есть Смерть, другая – Суд людской. (Ф. Тютчев)

Итак, суд людской, суд земной свершился. Произвёл ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? («Когда ей подали её ребёнка, она только сказала: Ну его совсем! (схема) «Для неё не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила. Она ждала с нетерпением только выступления партии в дорогу, где опять надеялась видеться со своим Серёжечкой, а о дитяти забыла и думать… она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветёт счастием» - схема).

Так к чему же может привести вырвавшаяся на свободу страсть , не знающая нравственных ограничений. Они превратятся в свою противоположность – заключение, ненависть . А что же будет с самой страстной натурой, оказавшейся во власти «свободы» преступлений? (Она неминуемо погибнет).

Когда-то Евгений Евтушенко очень верно сказал: «Рядом со статуей Свободы я бы поставил статую Ответственность».

И вот Катерина Измайлова на каторге. Изменила ли её каторга? (Да, это теперь не хладнокровная убийца, а страдающая от любви отвергнутая женщина). Жалко её? (Да) Почему? (Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее. «Она хотела себе сказать: не люблю ж его, и чувствовала, что любила ещё горячее, ещё больше»). Чем безогляднее её любовь, тем откровеннее и циничнее надругательства Сергея над нею и её чувствами. (приведите несколько примеров)

Бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники (сцена, которую разыгрывают учащиеся).

Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе» Как вы понимаете эти слова? (Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей. А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины? (Конечно, душа) Шекспир в своей трагедии о леди Макбет скажет: «Она больна не телом, но душою». А можно ли так сказать о Катерине Измайловой? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.

1 вариант «Золотая ночь» (рай)

2 вариант «Безотраднейшая картина» (ад)

текст

слово-образ

цвет

символика

«Золотая ночь» (рай)

цветущая яблоня, чистое небо, лунный свет, светлые пятнышки, тонкий аромат…

голубой, бледно-розовый

светлый чистый цвет в природе (рай) – грязь, тьма в душе (ад)

«Безотраднейшая картина» (ад)

холодная чёрная грязь, обезлиственные мокрые ракиты; ветер стонет, злится, воет, ревёт; раздирающие душу звуки

чёрный цвет

грязь, тьма на улице (ад) – пробуждение вины в душе (очищающая боль)

Как Лесков показывает пробуждение чувства вины (схема) в Катерине? (…гул и стон слышались ей из раскрывающихся и хлопающих валов. И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей. Катерина Львовна хочет припомнить молитву (схема) и шевелит губами… Больная душа у Катерины Измайловой. Предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния. «Катерина Львовна дрожала, руки раз и два неведомо протянулись в пространство и снова упали. И вдруг она схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. Обратимся к схеме. Так что это было? Несостоявшийся прыжок к людям или утверждение себя в зверином качестве? Дома вы должны письменно ответить на вопрос: Катерина Измайлова - зверь или человек?

СХЕМА

Страсть живёт, скучает

Измена мужу

ЧЕЛОВЕК

1 убийство свёкра

1__________________

2 убийство мужа

Протянула руки

3 убийство Феди

Хочет припомнить молитву

ЗВЕРЬ пробуждение чувства вины

отказ от ребёнка каторжный путь цветёт

Счастием

1 Неполучившийся прыжок к людям? Зверь или Человек?

2. Утверждение себя в зверином качестве?


Этого произведения. Говоря о истории написания повести, отметим, что из биографии Лескова известно: автор сам имел отношение к судебным уголовным делам, и это наводит на мысль о том, что история "Леди Макбет" вполне могла быть основана на реальных событиях, ведь речь идет о преступлениях и понятиях нравственности. Произведение написано в 1864 году.

Жанр, композиция и основная тема

Хотя в данной статье уже отмечалось, что произведение является повестью, сам Николай Лесков определил жанр как очерк, так как в нем есть элементы повествования реальных событий и есть своя предыстория. Поэтому не ошибкой будет назвать жанром произведения и очерк, и повесть .

Так как в любом классическом произведении есть определенная проблематика, делая анализ "Леди Макбет Мценского уезда", тоже не пропустим упоминание о затронутых автором проблемах. И главная из них - это нравственная проблема, о которой не говорят герои произведения, но эта тема ярко выражена, если следить за происходящими событиями и диалогами. Анализ предоставляется читателям, потому что у каждого может быть свое понимание нравственности, однако есть некие мерила, отступать от которых и значит поступать безнравственно.

Еще одна проблема - это проявление любви, точнее рассмотрение того, на что способна горячо любящая женщина. А что является основной темой произведения?

Конечно же, это тема любви. Опьяненная чувствами, но холодная в момент совершения преступления, Катерина показывает своим примером, на что она готова ради собственного счастья. Хотя мы не можем назвать ее счастливой после всего, что она сделала. Именно поэтому это очерк - здесь нет оценки персонажей и характеристики их личности, а описаны лишь страшные преступления, оценивать которые можно со стороны.

Основные образы

  • Катерина. Главная героиня очерка. Она не была красивой внешне, но была притягательной женщиной, харизматичной. Одинокая, живущая без детей и мужа. Из описания ее быта мы понимаем, что она не потенциальный преступник. И она готова вступить в отношения с первым встречным, который обратит на нее внимание.
  • Сергей. Приказчик, который не любил Катерину, а играл с ней и с ее чувствами.
  • Свекр, который издевался над Сергеем. Позже он был убит Катериной.
  • Федя Лямин. Сын убитого мужа, маленький мальчик. Именно его убийство натолкнуло героиню на мысль, что ей сложно остановиться убивать.

Важные детали анализа "Леди Макбет Мценского уезда"

Конечно, "Леди Макбет" - это морально тяжелое произведение о последствиях любви вечно одинокой женщины. Каждое убийство описано детально. Любовь не была порывом чувств в жизни главной героини, она была замкнута в себе и скучна, проводила все время дома и бездельничала. Катерина Львовна понимала, что любовь - это некая характеристика человека, которая должна быть у всех, в том числе и у нее. Но тогда она не осознавала, до чего доведут ее такие рассуждения.

Сергей, будучи ее сообщником, пряча вместе тело свекра, шел на преступления ради наживы. А вот Катерина была одержима, ее было не остановить. После этого убийства она почувствовала себя хозяйкой в доме, отдавала всем распоряжения, но при этом Сергей был всегда при ней. Ради него и их любви она была готова на все. Что она и подтверждает тем, что идет у него на поводу и не смеет сказать слова против.

Когда в их дом приехал Федя, инициатором убийства стал Сергей. Он внушил женщине то, что мальчик - препятствие к их семейному счастью. По его мнению, мальчик разрушит их союз. Образ Феди - один из значимых в очерке "Леди Макбет Мценского уезда", анализ которого мы проводим. Вместе с мальчиком умирает и душа Екатерины. Она решается на жестокое убийство, даже будучи беременной.

Совершая убийство за убийством, в портрете Сергея замечаются изменения, такие как дрожание губ, тремор подбородка и другие, а вот Катерина остается совершенно бездушной. Но вот в развязке очерка сама Катерина становится жертвой, и ее даже жалко. Она уже никого не любит, в том числе и себя.

Произведение вызвало бурю осуждения и негодования. Оно не подходило под литературные критерии и политический настрой того времени. Образ Катерины не был признан типичным женским российским образом.

В этой статье мы представили вам краткий анализ повести "Леди Макбет Мценского уезда", больше информации по теме вы найдете, посетив наш литературный

Открытый урок по литературе

(Сравнительный анализ очерка "Леди Макбет Мценского уезда" и драмы "Гроза").

Трагедия двух Катерин

МАОУ СОШ № 46 г. Улан-Удэ

Цели урока:

Обучающие : научить школьников сопоставлять образы героев; составлять монологические ответы; учить детей находить в тексте художественную деталь и объяснять ее роль; познакомить учащихся с литературоведческим понятием символ и его значением в художественном тексте.

Развивающие : развивать у школьников навыки сопоставительного анализа; развивать монологическую речь учащихся;

Воспитательные : воспитывать у школьников чувство сопереживания человеку, любви, сострадания.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : терминологические карточки (в которых даются понятия, термины с примерами); тексты произведений; карточки с индивидуальными заданиями; таблица.

Предварительное домашнее задание.

Учащиеся делятся на группы

2. Первая группа (слабые учащиеся). Найти ответ на вопрос "Положение женщин в обществе того времени". Дать краткую справку о произведениях.

3. Вторая группа учащихся. Проследить по тексту образ Екатерины Кабановой (портрет, соц. положение, мечты, любовь)

4. Третья группа учащихся. Проследить по тексту образ Екатерины Измайловой (портрет, соц. положение, мечты, любовь, поступки).

5. Проследить по текстам описание природы, интерьера и выявит основную цветовую гамму. Почему именно такой цвет использует автор в произведениях?


6. В произведении "Леди Макбет..." найти описание снов. Выявить их роль в худ. тексте.

Ход урока

1. Орг. момент. Постановка цели.

- Обратите внимание на тему урока. Что такое трагедия, как Вы понимаете это слово?

(Это несчастье, горе, печаль)

- Обратимся к толковому словарю.

Трагедия - тяжелое потрясение, переживание, несчастье личного или общественного характера.

- Всегда ли человек испытывает душевные переживания только в несчастье?

(нет, человек может переживать, волноваться, испытывая разные чувства: любви, сострадания).

- В произведениях Лескова и Островского, какое чувство выдвигается на первый план? (чувство любви)

- Если человек любит, тогда в чем трагедия души?

- Мы встретили еще одно слово, требующее толкования - это слово душа. Что вы понимаете под этим словом? Если затрудняетесь, обратитесь за помощью к терминологической карточке и сформулируйте ответ.

Учащиеся из нескольких формулировок выбирают одну или на базе данных терминов составляют ответ. Формулировку запишут в тетрадь.

Душа - это особая нематериальная бессмертная сила; внутренний мир человека, его самосознание.

- На уроке попытаемся сопоставить двух героев и ответить на поставленный вопрос. На предыдущем уроке каждая группа получила свое задание, ответы групп обсуждаем, сопоставляем, выводы запишем. По ходу урока каждый заполняет таблицу, чтобы легче было сделать вывод.

Слово учителя

Любовь - великая радость и тяжкий крест, откровения и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное-то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная. Любовью русской женщина всегда была согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту.

- Вспомните роль женщины в социальной среде. Дайте историческую справку о создании двух произведений (Начинает работу группа историков )

Историческая справка.

19в. русской литературы подарил миру целую плеяду поэтов, писателей и драматургов. Среди них особо выделяется творчество, имя которого составляет целую эроху в рус. драматургии и имя, произведения которого несут на себе печать глубочайшего психологизма и трагичности. Очерк "Леди Макбет Мценского уезда" впервые опубликовано в журнале "Эпоха" в 1865г. - через 6 лет после выхода в свет драмы Островского "Гроза". Очерк показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. И Островский и Лесков по-своему поднимают проблемы женской души, женской страсти.


Следует помнить о том, что женщина в России не была самостоятельной социальной единицей. Ее общественный статус сначала определялся по отцу, а затем по мужу. Расторжение брака было практически невозможно, за редким исключением - по разрешению царя или Синода. В России у женщины было три пути определить свой соц. статус: стать фрейлиной, выйти замуж, уйти в монастырь. Обе Екатерины не принадлежали к высшему свету, поэтому фрейлинами стать не могли. Выбор был только между замужеством и монашеством. Обе Екатерины были замужем, т. е. являлись хранительницами семейного очага.

3. Проблемный анализ произведений. Осмысление названий произведений.

- В чем необычность названия произведений?

("Гроза"- это не просто явление природы а социальное потрясение, столкновение между новыми веяниями и старыми традициями).

В очерке "Леди Макбет Мценского уезда" происходит столкновение различных стилистических пластов: "Леди Макбет"- ассоциация с трагедией Шекспира; "Мценский уезд"- ассоциация трагедии с глухой российской провинцией - автор расширяем масштабы происходящего.

- Вспомним начало двух произведений, определим в чем их сходство и различие? Определим соц. статус героинь.

Работают две группы исследователей(По драме "Гроза" и по очерку "Леди Макбет Мценского уезда").

Обе Катерины принадлежат к одному социально-бытовому укладу. Обе живут в душном для них мире, обе стараются выбраться из него, нарушив эти уклады и устои. Но начало произведений разное.

Группа № 2 Группа № 3

Вывод: Внутренне пространство в драме не замкнуто, оно широкое, вольное. В очерке Лескова пространство закрыто "забор", "собаки", "цепи", "скука".

- Важную роль играют песни. Какие песни поются вокруг Катерины? Кто их поет?

- Вспомните историю замужества обеих героинь, их мечты. Как зарождается любовь? Что подталкивает их к Борису и Сергею, ведь с самого начала Борис и Сергей недостойны этих женщин?

Художественный пересказ с опорой на текст. История замужества и зарождение любви. (1-2 учащихся).

Катерина Кабанова

Катерина Измайлова

В героине огромный потенциал. Когда Катя жила в девушках, она "до смерти любила церковь ходить, молиться, лушать богомолок". Без любви ее отдали в замуж, без любви она прозябает под строгим взглядом Кабанихи, ее тонкая натура не выносит давления, но она еще мечтает "Отчего люди не летают как птицы?". Появляется Борис, человек не похожий на остальных ни поведением, ни манерами, ни внешностью. Катерина влюбляется, боится, мучается. Ее любовь чистая, трепетная.

"Катерина Львовна имела характер пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе". Она мечтает пробежаться с ведрами на реку да покупаться под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою. "Я в девках страсть сильна была... Меня даже мужчина не всякий одолевал..."(гл. 2). Она была девушкой бедной, и перебирать женихами ей не приходилось. У Сергея при встречи с Катериной в голове уже был план; он щедро рассыпает комплименты. От связи с хозяйкой он ничего не теряет, а ежели повезет, и получит кое-что. Катерина Львовна, которой не сладко живется без любви, с радостью идет на измену. "Страсть захватила ее всю".

Вывод:

- Кто может подвести итог? Не забывайте заполнять таблицу.

Обе Катерины живут без любви, без ласки, без понимания, но Катерину Кабанрву "выдают замуж", а Катерина Львовна была бедна и "перебирать" жинихами не приходилось. Обе героини мечтают, но мечтают о разном: одна о молитве, о боге, "о крыльях" она возвышена; другая - о купании, шутках. бе героини идут на грех ради любви, нарушают библейскую заповедь, обе мечтают о свободе. Любовь у них тоже разная: у Кати Кабановой - чистая, светлая, возвышенная, всегда целомудренная, поэтичная; чувство бескорыстное , безоглядное. Ее любовь - это дар божий. Любовь Катерины Измайловой - страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая.

- Совершается грех, за который должна быть расплата. Чем оборачивается любовьдля этих женщин? Какие чувства они испытывают?

Коллективная работа учащихся.

Катерина Кабанова

Катерина Львовна

Катя совершает грех. Она боится этого, боится больше не людского суда, а боится пойти против своей совести. Нарушив заповедь, она не смогла жить - совесть не позволила. Она кается перед мужем, бросается в омут.

Катерина Измайлова тоже совершает великий грех, но шагает в пропасть без особых мучений. Она старается всеми силами удержать Сергея и идет на еще большее преступления. "Много было в эти ночи в спальне Зиновия Борисыча и винца из свекрового погреба попито, и сладких сластей поедено, и сахарные хозяйкины уста поцеловано..."(гл. 4,). Катерина Львовна получила свободу.

Вывод:

- Что различного мы увидели? В чем трагедия?

в ее святости, совести, которые не подходят для мира, в котором она живет. Даже Борис называет ее Катей, что в переводе с греческого "всегда чистая". Бог для Кати - это совесть. Катерину Измайлову Сергей называет "Катериной Ильвовной" - официально, отчужденно, с долей пренебрежения. Трагедия ее в том, что страсть, свобода переросли пределы измены. Как пишет Лесков: "Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая решительная стала, что и унять ее нельзя...". "Совсем разошлась. Готова за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Она обезумела от своего счастья". Катерина Львовна забыла про бога, ради своего счастья она через любого перешагнет.

- Какие выражения, слова использует Лесков при описании Катерины Львовны чаще всего?

Автор в произведении при описании жизни Катерины Львовны использует чаще всего слово "сладкий" - сладкие сласти, сахарные уста, сладкие речи. Повтор одного и того же слова не случаен, автор как бы подчеркивает жизнь ради удовольствия, а душе Катерины не задумывается.

- Ради своей любви Катерина Львовна пошла на многие преступления. Каждая группа найдите описания преступлений, зачитайте их, ответьте на вопросы в вашей карточке.

1. Лесков описывает смерть Бориса Тимофеевича, вставшего на пути Катерины: "Поел... на ночь грибочков с кашицей... и к утру умер, и как раз так, как умирали у него в амбарах крысы, для которых Катерина Львовна своими руками приготовляла особые кушанья с белым порошком...". О смерти человека легко, хладнокровно. Это страшно.

2. Хладнокровное убийство Зиновия Борисыча, убили как зверя, вцепившись в горло.

- Просыпается ли совесть в душе молодой купчихи?

(Пока нет, только сны чудные тревожат).

- Сны в произведениях всегда символичны, играют важную роль в произведениях. Обратитесь к терминологическим карточкам, прочитайте и запишите вместе м примером понятие символ, символика.

- Рассказ о снах Катерины Львовны готовила 4 группа. Слушаем, дополняем.

4 группа учащихся рассказывают сны. Их роль в худ. тексте.

Первый сон - глава 6 (кот, который ластиться)

Второй сон - глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного)

Сны символичны. Они как бы предостерегают, предупреждают героиню о расплате за свои грехи. В снах кот - "это льстивый друг". Сны предупреждают о том, что Сергей ее предаст.

- Как наступила расплата людская, пока еще не божья?

Катерина Львовна ради себя, своего ребенка, Сергея, а больше наверное из-за денег убила маленького Федора.

- Катерина Львовна преступила наивысший нравственный закон - убила ребенка... не случайно Лесков дает имя "Федор" - от греч. "божий дар". Не случайно ее собственный ребенок именно в этот момент зашевелился под сердцем. Возмездие настигло сразу. Земной суд свершился.

Коллективная работа класса.

- Изменила ли Катерину каторга? Каким образом показывает Лесков пробуждение чувства вины? Какую худ. деталь использовал автор?

В начале каторга не влияет на Катерину. Она видела Сергея, а сним ей и каторжный путь цветет счастьем. Она любит его по прежнему, даже отказывается от своего ребенка. Но теперь это отвергнутая от любви женщина, Сергей открыто издевается над ней, изменяем, тратит ее деньги. Окончательно Екатерина прозревает лишь тогда, когда подлость Сергея переходит границы. Она увидит на ногах любовницы свои новые последние чулки.

Вывод.

Страстная натура оказавшаяся во власти свободы преступлений обречена на погибель. Но нравственное падение приказчика еще страшнее.

- В последней главе опять символично показано пробуждение вины героини. Зачитайте эпизод.

" И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головой Федей..."

И вот бросается она на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу и тонет в Волге. Бросается на виновницу того, что Сергей к ней охладел, на него рука не поднялась.

- Обратите внимание на последнее сравнение. Катерина Львовна - сильная щука, чувствуется что-то хищное, сильное, необратимое. Так заканчивается судьба Катерины Львовны. Обратите внимание еще на одну деталь текста, Катерина Львовна тонет именно в Волге, где мы встречали?(В драме Островского "Гроза").

Контроль.

- Сравним таблицы и подведем итог. В чем трагедия двух Катерин? Какое проявление любви мы увидели? Какие нравственные ценности, идеалы?

Женская душа во многом не понятна, загадочна, таинственна. Любовь бывает очень разной: одна чистая, непорочная, возвышенная. Другая любовь - страсть, сгубившая все вокруг, сильная, мучительная. Трагедия Катерины Кабановой в том, что такая светлая, чистая душа не подходит для мира, в котором она живет. Трагедия Катерины Измайловой во многом в преступлениях, которые она совершает во имя разрушающей любви, во многом в том, что она забыла все нравственные законы и заповеди церкви. Какую строить жизнь, как любить никто сказать не может, каждый делает свой выбор. Литература лишь подсказывает нам, читателям.

Женщины - создания нежные, но в коварности их не превзойти. Это подтверждают примеры из жизни. И этой теме посвящали свои творения гении драматургии и прозы. Первым о женской хитрости и жестокости сказал Уильям Шекспир. Николай Лесков драматический образ использовал в создании очерка «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ этого произведения, впрочем, говорит о том, что русский классик раскрыл тему глубже. Ведь посвятил он его неудержимой женской любви, которая сильнее разума и нравственных законов.

История создания

Свое произведение Лесков определил как очерк. Этот жанр является чем-то средним между художественной литературой и публицистикой. По роду деятельности писатель некоторое время имел отношение к судебным уголовным делам. И, возможно, одно из них и легло в основу сюжета. Хотя прямых доказательств этому нет.

Журнал «Эпоха» - периодическое издание, в котором впервые появилась «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ этого необходим, прежде всего, для того, чтобы понять, каким видел автор силу женского русского характера. Ведь именно этой теме писатель в дальнейшем планировал посвятить ряд работ. Однако очерк, о котором идет речь в этой статье, стал первым и последним.

Заглавие произведения является аллюзией на название тургеневского рассказа «Гамлет Щигровского уезда».

Катерина Измайлова

Кто такая леди Макбет Мценского уезда? Анализ этой героини позволяет сделать вывод, что это женщина, лишенная всякой нравственной основы, и в жизни ее занимает главенствующее место слепая страсть. Имя ее - Измайлова Катерина Львовна.

Ей двадцать три года, и по происхождению она крестьянка. За пять лет до описываемых в очерке событий Катерина вышла удачно замуж за немолодого мужчину, представителя купеческого сословия. Ее жизнь до невозможности скучна, потому как нет ее в душе ничего - одна пустота. Ребенка Измайловы за пять лет не нажили. Рассказчик, однако, упоминает, что от первого брака у мужа Катерины детей тоже не было.

Женщиной, абсолютно лишенной каких-либо привлекательных душевных качеств, является леди Макбет Мценского уезда. Анализ этого персонажа следует делать на основании ее поступков и событий, которые изображены в произведении, а также исходя из художественных средств, которые автор использует для того, чтобы глубже раскрыть ее характер. Но прежде следует сказать об основной особенности этой натуры - она малообразованна и далека от христианской религии. Это дает основание полагать, что безумная страсть овладела ею в силу душевного уродства, моральной неполноценности.

Сергей

Муж Катерины Львовны уехал надолго и оставил ее в доме со своим отцом Борисом Тимофеевичем. Молодой женщине в отсутствие мужа приглянулся дерзкий красивый работник. Ранее его она не видела, но узнала некоторые факты из его биографии от кухарки. Оказывается, Сергей недавно только появился у Измайловых. А на прежнем месте задержаться долго не смог из-за любовной связи с тамошней хозяйкой. Но Катерину Львовну эти сведения не только не смущают, но даже, напротив, интригуют, что говорит отнюдь не в пользу ее морального облика.

Первое убийство

Между Сергеем и Измайловой быстро завязывается тот род отношений, из-за которых Сергей не так давно был изгнан из прежнего дома. И Катерина Львовна впервые в жизни испытывает счастье. Раньше она об этом и не помышляла. Жила с нелюбимым немолодым мужем и невыносимо скучала. Но человек не может вести бесцельное существование. И если после долгого застоя он вдруг приобретает смысл жизни, лишиться его он боится превыше всего.

А потому, когда свекор узнал о любовной связи Катерины с Сергеем, она, недолго думая, отравила Бориса Тимофеевича Тело они с Сергеем спрятали в погребе.

Второе убийство

Как сказано было великим английским драматургом - «Кто начал со зла, тот в нем и погрязнет». Сергей, понимая, что все действия Катерины Львовны теперь зависят лишь от него, убеждает ее в том, что не может пребывать с ней дальше в незаконной связи. Он хочет, чтобы она стала его женой. Следует сказать, что молодой человек умеет оказывать влияние на человеческую душу. Он относится к тому типу аморальных мужчин, которые живут за счет своего таланта влюблять в себя женщин. Играя роль ревнивого любовника и убеждая ее в том, что хочет стать ее законным мужем, он ясно отдает себе отчет в последующих событиях.

Когда же возвращается муж и обвиняет Катерину в «амурах», она, ничуть не смутившись, подзывает Сергея и признается в преступной связи. А затем начинает его душить. Сергей, разумеется, приходит ей на помощь. Какие чувства испытывает после совершенного злодеяния леди Макбет Мценского уезда? Анализ произведения можно провести параллельно характеристике шекспировской героини. Если сравнивать этих персонажей, можно обнаружить общие черты: холодность, сдержанность и решительность. Но Измайлова совершает злодеяние не из корыстных соображений и честолюбия, а исключительно из-за своей болезненной страсти.

Сергей и Катерина

Удивительно то, что реакция сообщников разная. Сергею после убийства мерещатся призраки. Катерина же не испытывает никаких угрызений совести. Во время убийства губы его дрожат, его бьет лихорадка. Она же спокойна, хотя позже и видит тревожные сны. Однако это вовсе не говорит, что Сергей обладает более тонким душевным строем.

Катерина Львовна преступила закон нравственности. Она утратила свое душевное начало и остановиться больше не в силах. Измайлова и после убийства мужа способна на все, чтобы удержать счастье. Любить и быть любимой во что бы то ни стало - теперь великая цель ее жизни. И состояние ее души находится на грани безумия. Сергей же - подлец. Его действиями руководит не чувство, а расчет. Его жизнь, в отличие от жизни его соучастницы, и после совершенных злодеяний не остановится. А потому он обнаруживает некую тревогу, которая, впрочем, отнюдь не является следствием угрызений совести.

Жизнь без мужа

Второе убийство не омрачает счастья Катерины. Зиновия Борисовича разыскивают, а она тем временем не особенно стремится создать образ безутешной вдовы. Это отличает от подобных персонажей героиню очерка «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ произведения кратко можно сделать и на основе заключительных событий. Уже в первые дни знакомства с Сергеем кардинально меняется ее душевный мир. Ею руководит исключительно зов плоти. Состояние героини повести Лескова напоминает тяжкую болезнь, психическое расстройство. И когда позже, на каторге, Сергей отвергает ее, она лишает себя жизни.

Но возвращаясь к событиям, предшествовавшим аресту, следует продолжить анализ повести «Леди Макбет Мценского уезда», сравнив главную героиню с новым персонажем - Федей. Этот герой противопоставлен Катерине, представляет собой образ мученика, почти ангела, погубить которого - значит совершить самый страшный грех.

Федя

Мальчик является единственным законным наследником убитого мужа. В то время когда он приезжает в дом Измайловых, Катерина уже ждет ребенка. Но даже этот факт не удерживает ее от смертоубийства. Однако следует сказать, что на этот раз инициатором выступает Сергей. Убеждая сообщницу в том, что мальчик стал единственным препятствием на пути к их великому счастью, он высказывает мысль о необходимости избавиться от него. И лишь на мгновение душа будущей матери оживает. Решающую роль играет в сюжете «Леди Макбет Мценского уезда» любовь.

Анализ этого произведения приводит к мысли о том, насколько многозначно это слово. Под понятием «любовь» понимают чрезвычайно широкий спектр чувств. И для Катерины Львовны оно значит безумную слепую страсть, которая приводит не только к убийствам. Она уничтожает и душу героини. А главное - убивает в ней женщину и мать.

Федя - мальчик богобоязненный. В день убийства он читает житие одного из святых. Его образ - символ окончательной нравственной гибели Измайловой. И после его убийства женщина лишается не только свободы, но и материнских чувств. Рожденный перед отправкой на каторгу ребенок не вызывает в ее душе никакого отклика.

Весьма своеобразную оценку русской дал Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда» (анализ представлен в этой статье) является произведением, в основе которого - представление автора о характере простолюдинки. В конце повести героиня погибает, уничтожая при этом свою соперницу. Это ничуть не делает ее образ более привлекательным.

Очерк вызвал негативную реакцию в обществе. Представление о характере русской женщины не гармонировало с настроениями, царившими в России во второй половине девятнадцатого века.

Согласно революционно-демократическим идеям, «простой человек» был избавителем, обладающим всевозможными добродетелями. Писатель же настаивал на том, что психологический тип, изображенный им в очерке, нельзя обойти вниманием, потому как он все-таки существует. Звериная простота, глупость и бездуховность способны сделать из человека преступника. Достаточно всего лишь одной искры. Для героини очерка этой искрой стала любовь. Но ведь бывают и другие - месть, обида, стремление к наживе или желание самоутвердиться.