Тютчев подробная биография, тютчев дипломатия и интересные факты. Сообщение по литературе на тему " биография тютчева"

Творчество Федора Ивановича Тютчева сильно своей философской составляющей. Оно благотворно повлияло на становление русской поэзии. Работы Тютчева принадлежат к лучшим созданиям русского духа. Всё написанное поэтом Тютчевым носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, самобытного, грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.

Начало поэтической деятельности
Сборник, состоящий из трёхсот стихотворений, треть из которых — переводные, ряд писем, да несколько статей – это творческий багаж Тютчева. Века проходят, а работы автора остаются востребованными и любимыми читателями.

Творческая судьба Ф.И.Тютчева была необычной. Довольно рано поэт начинает печатать свои стихотворения, но они долго остаются незамеченными. В девятнадцатом веке считалось, что его лирические монологи, внушённые картинами природы, были прекрасны. Но русская публика находила описания природы и в «Евгении Онегине», автор которого отзывался при этом на всё, что волновало современных читателей.

Так, бурный 1825 год вызвал у Тютчева два любопытных стихотворения. В одном, обращаясь к декабристам, он замечал:

«О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить.
Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов;
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов».

В другом стихотворении он говорит о том, как «грустно идти навстречу солнцу и движенью за новым племенем плести», как для него «пронзительны и дики сей шум, движенье, говор, крики младого пламенного дня».

«Ночь, ночь, о, где твои покровы,
Твой тихий сумрак и роса?..»

Это писалось в то время, как Пушкин с ободряющим словом привета обращался «во глубину сибирских руд» и восклицал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма».

Пройдут годы и только тогда современники разглядят несравненную словесную живопись Тютчева.

В 1836 году А.С.Пушкин основал новый журнал «Современник». С третьего тома в «Современнике» начали появляться стихотворения, в которых было столько оригинальности мысли и прелести изложения, что, казалось, только сам же издатель журнала мог быть их автором. Но под ними весьма чётко выставлены были буквы: «Ф.Т». Носили они одно общее название: «Стихотворения, присланные из Германии» (Тютчев тогда жил в Германии). Они и были из Германии, но не подлежало никакому сомнению, что автором их был русский: все они написаны были чистым и прекрасным языком и многие носили на себе живой отпечаток русского ума, русской души.

С 1841 года это имя уже не встречалось в «Современнике», в других журналах оно тоже не появлялось, и, можно сказать, с того времени оно вовсе исчезло из русской литературы. Между тем, стихотворения господина Ф.Т. принадлежали к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии.

Лишь в 1850 году фортуна улыбнулась — в журнале «Современник» Н.А.Некрасов лестно отозвался о русском поэте Тютчеве, и о нём заговорили в полный голос.

Одухотворение природы в поэзии Тютчева
«Ночная душа» Тютчева ищет тишины. Когда ночь спускается на землю и всё принимает хаотически неясные формы, его музу в «пророческих тревожат боги снах». «Ночь» и «хаос» постоянно упоминаются в стихотворениях Тютчева 20-30-х годов девятнадцатого века. Его «душа хотела б быть звездой», но только невидимой для «сонного земного мира» и горела бы она «в эфире чистом и незримом». В стихотворении «Лебедь» поэт говорит, что его не прельщает гордый полёт орла навстречу солнцу.

«Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего!
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон,
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен».
.
И здесь та же картина ночной красоты. Война 1829 года, взятие Варшавы нашли негромкий отклик в душе Тютчева.

«Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою?»,

Так спрашивает себя поэт. В мраморно-холодном и прекрасном стихотворении «Silentium» (в переводе с латинского «Молчание») Тютчев повторяет слово «молчи».

«Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои!
Пускай в душевной глубине
И всходят и зайдут оне
Как звезды ясные в ночи:
Любуйся ими - и молчи».

У многих поэтов мы находим указания на эти муки слова, бессильного полно и правдиво выразить мысль, так чтобы «мысль изреченная» не была ложью и не «возмущала ключей» нравственного чувства. Молчание не могло быть спасением от этого состояния. Тютчев молчал только о тех мыслях, которые навевались «буйной годиной» современности, но с тем большим «пристрастьем» отдавался он впечатлением ночной и правдивой природы. Созерцая южное небо, вспоминая о родном севере, он вырывается из-под власти окружающих его красот природы, доходит до любви ко всей Вселенной. При взгляде на коршуна, высоко взвивавшегося к небу, поэту становится обидно, что человек, «царь земли, прирос к земле».

Нужно понять, полюбить всю природу, найти в ней смысл, обожествить её.

«Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».

Даже губительные силы природы не отталкивают поэта. Своё стихотворение « Mal’aria» он начинает строками:

«Люблю сей божий гнев, люблю сие, незримо
Во всем разлитое, таинственное зло…»

Стихотворение «Сумерки» выражает сознание близости поэта к замирающей природе:

«Час тоски невыразимой!
Все во мне – и я во всем…»

Поэт обращается к «тихому, сонному» сумраку, зовёт его «вглубь своей души»:

«Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай».

Поэт всюду говорит о природе, как о чём-то живом. У него «зима на весну ворчит», а «та ей в глаза хохочет»; весенние воды «бегут и будят сонный берег», природа сквозь сон улыбается весне; весенний гром «резвится и играет»; гроза «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста» и т.п. («Весна», «Весенние воды», «Ещё земли печален вид», «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Песок сыпучий по колени»).

Высшие проявления человеческого духа поэт не выделяет из всех других явлений природы.

«Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной».

Развитие той же мысли мы находим в замечательном стихотворении «Колумб»:

«Так связан, соединён от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
Скажи заветное он слово -
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его».

В этом пункте мировоззрение Тютчева соприкасалось с мировоззрением Гёте, и недаром так близки были отношения обоих поэтов, познакомившихся во время заграничной жизни Тютчева.

Пейзажная лирика Тютчева родом из тех четырёх времен года, что дарит нам природа. В поэзии Федора Ивановича нет разделяющей грани между человеком и природой, они – одной стихии.

Любовная лирика Тютчева не замыкается сама на себя, хотя во многом автобиографична. Она гораздо шире, общечеловечнее. Любовная лирика Тютчева – образец нежности и проникновенности.

«Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…»

Творчество Тютчева преисполнено глубокого философского смысла. Его лирические размышления, как правило, не отвлечённые, они тесно связаны с реалиями жизни.

Приоткрыть занавес перед секретами мироздания, по мнению лирика, невозможно, но это может произойти для человека, находящегося на грани дня и ночи:

«Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир…»
«Цицерон»

Большое ли творческое наследие надо оставить после себя, что стать великим? На примере судьбы Ф.И.Тютчева, можно сказать: «Нет». Достаточно написать несколько гениальных творений – и потомки не забудут о вас.

Адаптация текста: Ирис Ревю

Ф.И. Тютчев прекрасный русский поэт, творчество которого высоко оценивается и в наше время. Великий поэт родился в 1803 году и принадлежал к одному из старинных дворянских родов. Будучи еще совершенно юным, Федор начинает писать первые шедевральные стихотворения. Уже в 1819 году он активно печатался.

В 1821 году Тютчев с отличием окончил словесный факультет одного известного на то время Московского университета. Как только обучение было окончено, поэт сразу назначается на службу в Коллегию иностранных дел.

Как известный как известный российский поэт он сложился в 20-х – 30-х годах. На это время припали такие его лирические шедевры, как: «Летний вечер», «Видение», «Осенний вечер» и некоторые иные, не менее интересные и популярные.

В Мюнхене и Турине он состоял при российских дипломатических миссиях. На чужбине поэт прожил долгие 22 года, но он не мог себе позволить потерять духовной связи и родства со своей Родиной и поэтому, время от времени посещал ее. В Мюнхене ему пришлась по душе немецкая философия. Кроме этого, Тютчев стал тесно общаться с известным Г.Гейне.

Самый настоящий поэтический дебют пришелся на 1836 год, в то время, как тетрадь творений поэта, переправляемая из Германии в Россию, попадает на глаза самого А.С. Пушкина, не менее известного и великого поэта, после чего, восторгаясь работами Тютчева, Александр печатает его великолепные сочинения в собственном журнале «Современник». Но большое признание приходит к Федору Ивановичу немного позже, а именно а 50-е годы, когда, вернувшись на родину о нем активно начали высказываться такие известные мэтры, как Фет, Некрасов и Тургенев. В 1954 году на свет появился его первый сборник стихотворений.

С 1858 года до конца своих дней Тютчев являлся главой Комитета инородной цензуры.

Умер великий поэт в Царском Селе в 1873 году.

3, 4, 5, 6, 10 класс Творчество кратко

Биография Тютчева интересные факты

Поэт родился 1803 года в усадьбе Тютчевых в Брянском уезде Орловской губернии. Обучался на дому. Его учителем был Раич С.Е., переводчик и поэт, отлично знавший античную поэзию. С ранних лет ребёнок проявлял интерес к языкам, литературе и истории. Он изучал греческий, латынь, старославянский и французский. Уже в подростковом возрасте успешно переводил Горация. Дальнейшее образование получил в Университете в Москве на факультете словесности. По окончании учёбы получил степень кандидата наук и был принят на службу в коллегию иностранных дел в городе Петербурге.

В составе дипломатического представительства его направляют в Мюнхен, где он переживает первое серьёзное романтическое увлечение. Тютчев влюбляется в юную красавицу, графиню Амалию фон Лерхенфельд, которой посвящается «Я помню время золотое». Однако его женой суждено стать Элеоноре Петерсон, в девичестве графине Ботмер, вдове дипломата, которая была старше его на четыре года. Первые годы супружества особенно счастливый этап жизни Фёдора Ивановича. Супруга его боготворила, все бытовые заботы брала на себя и прекрасно справлялась, несмотря на скромные доходы. Этот период плодотворен и в творческом плане. Публикуются: «Silentium”,«Фонтан», «Как океан объемлет шар земной...», «Не то, что мните вы, природа...», «Весенняя гроза», и «Стихотворения, присланные из Германии». В Баварии происходит его знакомство с будущей второй супругой, баронессой Эрнестиной Дёрнберг.

Тем временем карьера складывается не лучшим образом, из-за долгов усугубляется материальное положение. Под давлением обстоятельств, а, возможно из-за скандала, спровоцированного его романом с Дёрнберг, Тютчева направляют в Турин. Через несколько месяцев к нему присоединяется семья. Годы, проведенные в Италии, оказались тяжёлым испытанием. Стараясь не обременять мужа, супруга занимается благоустройством семейного очага, но нервное истощение, стресс, полученный во время пожара на корабле, на котором она путешествовала с детьми, и нужда окончательно подрывают её здоровье. Она скончалась от простуды в 1838 году. Год спустя Фёдор Иванович женится на Эрнестине Дёрнбер. После увольнения из-за самовольного отъезда из Турина, он обосновывается в Мюнхене. От второго брака у него рождаются сын Дмитрий и дочь Мария.

Политические взгляды Фёдора Ивановича формируются под влиянием Вацлава Ганка, выступавшего за возрождение Чехии, и тема славянофильства находит отражение в произведениях писателя. Проведя около 22 лет заграницей, он, наконец, возвращается в российскую столицу. Стремление поднять репутацию отечества за рубежом оценил император Николай I, и Тютчева восстанавливают в должности. Растет его популярность в свете и литературных кругах. Его творчеством восхищаются А.А. Фет и Н.А. Некрасов, а новой музой становится Елена Денисьева, вдохновившая его на написание «Последняя любовь», «Я очи знал, о, эти очи!..». Связь, продолжавшаяся 14 лет, оборвалась в 1864 году. Смерть возлюбленной от туберкулёза оказалась ударом для поэта. Целый цикл стихов, полных горечи расставания, написан им в последующие годы. «О, этот Юг, о, эта Ницца!», «Весь день она лежала в забытьи...», «Накануне годовщины 4 августа 1865 г.», «Есть и в моем страдальческом застое...» являются апогеем любовной лирики Тютчева.

Пережив ряд трагических утрат, смерть сыновей, двух дочерей, матери и брата, в 1873 году поэт умирает от инсульта. Наследие великого русского литератора это не только лирика, прочувствованная, пережитая, биографичная, но и глубина философской мысли, а его политические стихотворения пронизаны подлинным патриотизмом.

3, 4, 5, 6, 10 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Русский поэт, мастер пейзажной, психологической, философской и патриотической лирики, Федор Иванович Тютчев происходит из древней дворянской семьи. Будущий поэт родился в Орловской губернии, в родовом поместье Овстуг (сегодня это территория Брянской области), 23 ноября 1803 года. По эпохе Тютчев - практически современник Пушкина, и, как утверждают биографы, именно Пушкину обязан своей нечаянной славой поэта, так как по роду основной деятельности не был тесно связан с миром искусства.

Жизнь и служба

Большую часть детства провел в Москве, куда семья переехала, когда Федору было 7 лет. Мальчик учился дома, под руководством домашнего педагога, известного поэта и переводчика, Семена Раича. Учитель привил подопечному любовь к словесности, отмечал у него дар к поэтическому творчеству, однако родители прочили сыну более серьезное занятие. Так как у Федора был дар к языкам (с 12 лет он знает латынь и переводит древнеримские стихи), в 14-летнем возрасте он начинает посещать лекции студентов-словесников в Московском университете. В 15 лет зачислен на курс Словесного отделения, вступил в Общество любителей российской словесности. Лингвистическое образование и степень кандидата словесных наук позволяют Тютчеву двигаться в карьере по дипломатической линии - в начале 1822 года Тютчев поступает в Государственную коллегию иностранных дел и практически навечно становится чиновником-дипломатом.

Следующие 23 года своей жизни Тютчев проводит на службе в составе Русской дипломатической миссии в Германии. Стихи пишет и переводит немецких авторов исключительно «для души», с литературной карьерой почти никак не связан. Семён Раич продолжает поддерживать связь с бывшим учеником, он печатает в своем журнале несколько стихотворений Тютчева, но они не находят у читающей публики восторженного отклика. Современники считали лирику Тютчева несколько старомодной, так как в ней чувствовалось сентиментальное влияние поэтов конца 18 века. Между тем, сегодня эти первые стихи - «Летний вечер», «Бессонница», «Видение» - считаются одними из самых удавшихся в лирике Тютчева, они свидетельствуют о уже состоявшемся поэтическом таланте.

Поэтическое творчество

Первую известность Тютчеву принес Александр Пушкин, в 1836 году. Он отобрал для печати в своем сборнике 16 стихотворений никому не известного автора. Есть свидетельства, что Пушкин подразумевал в авторе молодого начинающего поэта и предрекал ему будущее в поэзии, не подозревая, что тот имеет солидный стаж.

Поэтическим источником гражданской лирики Тютчева становится его работа - дипломат слишком хорошо осознает цену мирных отношений между странами, так как становится свидетелем выстраивания этих отношений. В 1848-49 годах поэт, остро прочувствовав события политической жизни, создает стихотворения «Русской женщине», «Неохотно и несмело...» и другие.

Поэтический источник любовной лирики - во многом трагическая личная жизнь. Впервые Тютчев женится в 23 года, в 1826 году на графине Элеоноре Петерсон. Тютчев не любил, но уважал жену, а она боготворила его так, как никто и никого. В браке, продлившемся 12 лет, родилось три дочери. Однажды в поездке семья попала в катастрофу на море - супругов спасли из ледяной воды, и Элеонора сильно простудилась. Проболев год, жена умерла.

Тютчев вновь женился через год на Эрнестине Дёрнберг, в 1844 году семья вернулась в Россию, где Тютчев вновь начал восхождение по карьерной лестнице - министерство иностранных дел, должность тайного советника. Но настоящие жемчужины своего творчества посвящал не супруге, а девушке, ровеснице его первой дочери, которую с 50-летним мужчиной свела роковая страсть. Стихи «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи...» посвящены Елене Денисьевой и сложены в так называемый «денисьевский цикл». Девушка, уличенная в связи с женатым стариком, была отринута и обществом, и собственной семьей, она родила Тютчеву троих детей. К сожалению, и Денисьева, и двое из их детей умерли от чахотки в один год.

В 1854 году Тютчев впервые издается отдельным сборником, в приложении к номеру «Современника». Его творчество начинают комментировать Тургенев, Фет, Некрасов.

62-летний Тютчев вышел в отставку. Он много думает, гуляет в окрестностях поместья, много пишет пейзажной и философской лирики, издается Некрасовым в сборнике «Русские второстепенные поэты», обретает известность и подлинное признание.

Однако поэт раздавлен потерями - в 1860-е умерли его мать, брат, старший сын, старшая дочь, дети от Денисьевой и она сама. В конце жизни поэт много философствует, пишет о роли Российской империи в мире, о возможности выстраивания международных отношений на взаимном уважении, соблюдении религиозных законов.

Поэт скончался после серьезного инсульта, поразившего правую половину тела, 15 июля 1873 года. Он умер в Царском Селе, перед смертью успев случайно увидеться со своей первой любовью - Амалией Лерхенфельд и посвятив ей одно из самых своих известных стихотворений «Я встретил вас».

Поэтическое наследие Тютчева принято делить на этапы:

1810-20 годы - начало творческого пути. В лирике очевидно влияние сентименталистов, классической поэзии.

1820-30 годы - становление почерка, отмечается влияние романтизма.

1850-73 годы - блистательные, отточенные политические стихотворения, глубокая философская лирика, «Денисьевский цикл» - образец любовной и интимной лирики.

Фёдор Иванович Тютчев - русский поэт XIX века, дипломат и публицист. Также он занимал пост члена-корреспондента Петербургской Академии Наук. Из-под его пера вышло более 400 стихотворений. Тютчев родился пятого декабря 1803 года в родовом поместье Овстуг, находившемся в Орловской губернии.

Юные годы

Родители юного Феди были дворянского рода, поэтому сына они воспитывали соответствующе. Будущий поэт получил прекрасное образование дома, уже к 13 годам он отлично разбирался в древнеримской поэзии. Также мальчик знал латынь, мог переводить поэзию Горация. Его домашним преподавателем был поэт и переводчик С.Е. Раич.

В возрасте 15 лет юноша начал посещать лекции по словесности, которые происходили на базе Московского университета. Он стал студентом этого учебного заведения. Год спустя Тютчева зачислили в Общество любителей русской словесности.

В 1821 г. Фёдор окончил университет и отправился работать в Коллегию иностранных дел. Через некоторое время ему пришлось переехать в Мюнхен в качестве дипломата. За рубежом поэт провёл 22 года, там он успел завести семью с Элеонорой Петерсон. Женщина была самой большой любовью в его жизни, у них родилось три дочери.

Кроме того, во время работы в Мюнхене Фёдор Иванович заинтересовался немецкой философией идеалистов. Он неоднократно общался с Фридрихом Шеллингом, подружился с Генрихом Гейне. Именно Тютчев стал первым переводчиком его сочинений на русский язык.

Дебют в качестве поэта

В подростковом возрасте Тютчев написал несколько стихотворений, но они не пользовались успехом у критиков и читателей. Кроме того, юноша не любил публичность, он крайне редко публиковал свои произведения. Период его творчества с 1810 по 1820 г. отличался крайней архаичностью. Стихотворения напоминали поэзию прошлого века. Среди них такие работы, как «Летний вечер», «Бессонница», «Видение», выпущенные на страницах журнала Раича «Галатея».

Полноценный дебют поэта состоялся в 1836 году благодаря А.С. Пушкину, который случайно получил его тетрадь со стихами. Классик смог оценить по достоинству талант Фёдора Ивановича и опубликовал 16 его стихотворений в своём журнале «Современник». В это время он начал совершенствовать свой слог, использовал некоторые формы европейского романтизма. Тютчев умело сочетал их с русской лирикой, благодаря этому его оригинальные стихи запоминались читателям.

Тем не менее даже признание со стороны Пушкина не принесло популярности Фёдору. Ему удалось стать известным только после возвращения на родину, когда в 1854 вышел отдельный сборник стихотворений. Затем был дополнительно выпущен цикл стихов, посвящённый любовнице Тютчева Елене Денисьевой.

В это время талантом поэта восторгались Афанасий Фет, Николай Чернышевский и Иван Тургенев. Николай Некрасов даже пишет статью, посвящённую творчеству Тютчева, и публикует её в журнале «Современник». Благодаря этому его произведения имеют успех, к Фёдору Ивановичу приходит известность.

Возвращение на русские земли

В 1837 г. Фёдора назначили первым секретарём Русской миссии в Турине. Там умирает его жена. Она не выдержала постоянных измен со стороны супруга, кроме того, Элеонора часто жаловалась на здоровье. В 1839 поэт женится на своей любовнице, ради венчания он уезжает в Швейцарию без согласования с начальством.

Из-за этого карьера Тютчева-дипломата закончилась. В течение следующих пяти лет он проживал в Мюнхене без официального статуса, пытаясь вернуть себе должность. Этого сделать Фёдору не удалось, поэтому пришлось поехать обратно в Россию. С 1848 г. Фёдор Иванович становится старшим цензором в министерстве иностранных дел. Одновременно с этим он не прекращает писать и участвует в кружке Белинского. Поэт постоянно общался с творческими людьми. В их числе были такие писатели, как Иван Тургенев, Николай Некрасов, Иван Гончаров и другие.

В 50-х годах начинается следующий этап в поэзии Тютчева. В это время он пишет преимущественно на политические темы, но не выпускает в печать свои стихотворения. С 1843 по 1850 г. Фёдор выступает с политическими статьями об утопическом будущем «всеславянской империи» и неизбежном столкновении России со всем миром. В 1858 г. поэт стал председателем Комитета иностранной цензуры. Примечательно, что он неоднократно защищал преследуемые издания.

В 1848-1850 гг. литератор создаёт несколько прекрасных стихотворений, полностью погрузившись в политическую тематику. В их числе такие поэзии, как «Русской женщине», «Неохотно и несмело…» и «Когда в кругу убийственных забот...».

1864 год стал переломным в жизни поэта. Сначала от чахотки умирает его любимая Елена Денисьева, через год погибают их совместные дети. Решающим ударом стала смерть матери Фёдора. Вышедший сборник не получил популярности, в жизни Фёдора наступили трудные времена. Из-за многочисленных проблем его здоровье существенно ухудшилось. Пятнадцатого июля 1873 года поэт умер в Царском селе. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

До конца жизни поэт оставался на государственной службе, так и не став профессиональным литератором. Его последние годы ознаменовались написанием политических стихотворений. В их числе произведения «Когда дряхлеющие силы…» и «Славянам».

Бурная личная жизнь

Фёдор Иванович был невероятно влюбчивым человеком. Примечательно, что всем своим женщинам поэт посвящал стихотворения. Кроме того, у него родилось 9 детей от разных браков. В юности Тютчев находился в романтических отношениях с графиней Амалией. Незадолго после этого поэт женился на Элеоноре Петерсон, которую неоднократно называл главной женщиной своей жизни. Он был сломлен, когда любимая умерла. Тютчев провёл ночь у её гроба, наутро он стал совершенно седым.

Но уже через некоторое время поэт нашёл утешение в объятиях Эрнестины Дернберг. Их роман начался намного раньше, именно эта измена подкосила здоровье Элеоноры вкупе с кораблекрушением в Турине. Уже через год после смерти супруги Тютчев снова обвенчался.

Фёдору Ивановичу было мало одной жены, поэтому вскоре он начал изменять и ей. Любовницей публициста стала Елена Денисьева, их связь продолжалась более 14 лет. Все знакомые были против этой связи из-за разницы в возрасте. Девушка была ровесницей дочери литератора.

После того, как общественности стало известно об отношениях Елены и Фёдора, отец отрёкся от девушки. Ей пришлось бросить институт, жить на съёмной квартире. Но влюблённую Денисьеву это не слишком интересовало, она стремилась броситься с головой в омут неизведанных чувств. Девушка посвятила ему всю себя и даже родила поэту дочерей.

Тютчев не смог надолго остаться ни с одной женщиной, Денисьева не стала исключением. В 1851 г. он написал стихотворение, своеобразно подводящее итоги их связи. Тем не менее пара продолжила сожительствовать, у них были крепкие дружеские отношения, пусть любовь со стороны Фёдора и угасла. В августе 1864 Лена умерла на руках у любимого человека.

Федор Иванович был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 г. 23 ноября, в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству. Хотя в родословной и не показано, откуда "выехал" их первый родоначальник, но семейное предание выводит его из Италии, где, говорят, и поныне, именно во Флоренции, между купеческими домами встречается фамилия Dudgi. В Никоновской летописи упоминается "хитрый муж" Захар Тутчев, которого Дмитрий Донской, пред началом Куликовского побоища, подсылал к Мамаю со множеством золота и двумя переводчиками для собрания нужных сведений, – что "хитрый муж" и исполнил очень удачно. В числе воевод Иоанна III, усмирявших Псков, называется также "воевода Борис Тютчев Слепой". С тех пор никто из Тютчевых не занимал видного места в русской истории ни на каком поприще деятельности. Напротив в половине XVIII века, если верить запискам Добрынина, брянские помещики Тютчевы славились лишь разгулом и произволом, доходившими, до неистовства. Однако же отец Федора Ивановича, Иван Николаевич, не только не наследовал этих семейных свойств, но, напротив, отличался необыкновенным благодушием, мягкостью, редкой чистотой нравов и пользовался всеобщим уважением. Окончив свое образование в Петербурге, в Греческом корпусе, основанном Екатериной в ознаменование рождения великого князя Константина Павловича и под влиянием мысли о "Греческом прожекте", Иван Николаевич дослужился в гвардии до поручика и на 22 году жизни женился на Екатерине Львовне Толстой, которая была воспитана, как дочь, родной своей теткой, графиней Остерман. Затем Тютчевы поселились в орловской деревне, на зиму переезжали в Москву, где имели собственные дома и подмосковную, – одним словом, зажили тем известным образом жизни, которым жилось тогда так привольно и мирно почти всему русскому зажиточному, досужему дворянству, не принадлежавшему к чиновной аристократии и не озабоченному государственной службой. Не выделяясь ничем из общего типа московских боярских домов того времени, дом Тютчевых – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной родней и московским светом – был совершенно чужд интересам литературным, и в особенности, русской литературы. Радушный и щедрый хозяин был, конечно, человек рассудительный, с спокойным, здравым взглядом на вещи, но не обладал ни ярким умом, ни талантами. Тем не менее в натуре его не было никакой узкости, и он всегда был готов признать и уважить права чужой, более даровитой природы.

Федор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был очень худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было разве одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, сухощавого, нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией, развитой до болезненности. Отчасти по принятому тогда в светском кругу обыкновению, отчасти, может быть, благодаря воспитанию Екатерины Львовны в доме графини Остерман, в этом вполне русском, семействе Тютчевых преобладал и почти исключительно господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой, как в ту пору, так и потом, в течение всей жизни, велась не иначе как по-французски. Это господство французской речи не исключало, однако, у Екатерины Львовны приверженности к русским обычаям и удивительным образом уживалось рядом с церковнославянским чтением псалтырей, часословов, молитвенников у себя, в спальной, и вообще со всеми особенностями русского православного и дворянского быта. Явление, впрочем, очень нередкое в то время, в конце XVIII и в самом начале XIX века, когда русский литературный язык был еще делом довольно новым, еще только достоянием "любителей словесности", да и действительно не был еще достаточно приспособлен и выработан для выражения всех потребностей перенятого у Европы общежития и знания.

В этой-то семье родился Федор Иванович. С самых первых лет он оказался в ней каким-то особняком, с признаками высших дарований, а потому тотчас же сделался любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Это баловство, без сомнения, отразилось впоследствии на образовании его характера: еще с детства стал он врагом всякого принуждения, всякого напряжения воли и тяжелой работы. К счастью, ребенок был чрезвычайно добросердечен, кроткого, ласкового нрава, чужд всяких грубых наклонностей; все свойства и проявления его детской природы были скрашены какой-то особенно тонкой, изящной духовностью. Благодаря своим удивительным способностям, учился он необыкновенно успешно. Но уже и тогда нельзя было не заметить, что учение не было для него трудом, а как бы удовлетворением естественной потребности знания. В этом отношении баловницей Тютчева являлась сама его талантливость. Скажем, кстати, что ничто вообще так не балует и не губит людей в России, как именно эта талантливость, упраздняющая необходимость усилий и не дающая укорениться привычке к упорному, последовательному труду. Конечно, эта даровитость нуждается в высшем, соответственном воспитании воли, но внешние условия нашего домашнего быта и общественной среды не всегда благоприятствуют такому воспитанию; особенно же мало благоприятствовали они при той материальной обеспеченности, которая была уделом образованного класса в России во времена крепостного права. Впрочем, в настоящем случае мы имеем дело не просто с человеком талантливым, но и с исключительной натурой – натурой поэта.

Ему было почти девять лет, когда настала гроза 1812 года. Родители Тютчева провели все это тревожное время в безопасном убежище, именно в г. Ярославле; но раскаты грома были так сильны, подъем духа так повсеместен, что даже вдали от театра войны не только взрослые, но и дети, в своей мере, конечно, жили общей возбужденной жизнью. Нам никогда не случалось слышать от Тютчева никаких воспоминаний об этой године, но не могла же она не оказать сильного непосредственного действия на восприимчивую душу девятилетнего мальчика. Напротив, она-то, вероятно, и способствовала, по крайней мере в немалой степени, его преждевременному развитию, – что, впрочем, можно подметить почти во всем детском поколении той эпохи. Не эти ли впечатления детства как в Тютчеве, так и во всех его сверстниках-поэтах зажгли ту упорную, пламенную любовь к России, которая дышит в их поэзии и которую потом уже никакие житейские обстоятельства не были властны угасить?

К чести родителей Тютчева надобно сказать, что они ничего не щадили для образования своего сына и по десятому его году, немедленно "после французов", пригласили к нему воспитателем Семена Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек ученый и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности, Раич стал известен в нашей литературе переводами в стихах Вергилиевых "Георгию", Тассова "Освобожденного Иерусалима" и Ариостовой поэмы "Неистовый Орланд". В доме Тютчевых он пробыл семь лет; там одновременно трудился он над переводами латинских и итальянских поэтов и над воспитанием будущего русского поэта. Кроме того, он сам писал недурные стихи. В двадцатых годах, – уже после того, как Раич из дома Тютчевых перешел к Николаю Николаевичу Муравьеву, основателю, знаменитого Училища колонновожатых, для воспитания меньшего его сына, известного впоследствии писателя Андрея Николаевича Муравьева", – сделался центром особенного литературного кружка, где собирались Одоевский, Погодин, Ознобишин, Путята и другие замечательные молодые люди, при содействии которых Раич и издал несколько альманахов. Позднее он же два раза принимался издавать журнал "Галатею". Это был человек в высшей степени оригинальный, бескорыстный, чистый, вечно пребывавший в мире идиллических мечтаний, сам олицетворенная буколика, соединявший солидность ученого с каким-то девственным поэтическим пылом и младенческим незлобием. Он происходил из духовного звания; известный киевский митрополит Филарет был ему родной брат.

Нечего и говорить, что Раич имел большое влияние на умственное и нравственное сложение своего питомца и утвердил в нем литературное направление. Под его руководством Тютчев превосходно овладел классиками и сохранил это знание на всю жизнь: даже в предсмертной болезни, разбитому параличом, ему случалось приводить на память целые строки из римских историков. Ученик скоро стал гордостью учителя и уже 14-ти лет перевел очень порядочными стихами послание Горация к Меценату. Раич, как член основанного в 1811 году в Москве Общества любителей российской словесности, не замедлил представить этот перевод Обществу, где, на одном из обыкновенных заседаний, он был одобрен и прочтен вслух славнейшим в то время московским критическим авторитетом – Мерзляковым. Вслед за тем, в чрезвычайном заседании 30-го марта 1818 года, Общество почтило 14-летнего переводчика званием "сотрудника", самый же перевод напечатало в XIV части своих "Трудов". Это было великим торжеством для семейства Тютчевых и для самого юного поэта. Едва ли, впрочем, первый литературный успех не был и последним, вызвавшим в нем чувство некоторого авторского тщеславия.

В этом же 1818 году Тютчев поступил в Московский университет, то есть стал ездить на университетские лекции и сперва – в сопровождении Раича, который, впрочем, вскоре, именно в начале 1819 года, расстался со своим воспитанником.

Со вступлением Тютчева в университет дом его родителей увидел у себя новых, небывалых в нем доселе посетителей. Радушно принимались и угощались стариками и знаменитый Мерзляков, и преподаватель греческой словесности в университете Оболенский, и многие другие ученые и литераторы: собеседником их был 15-летний студент, который смотрел уже совершенно "развитым" молодым человеком и с которым все охотно вступали в серьезные разговоры и прения. Так продолжалось до 1821 года.

В этом году, когда Тютчеву не было еще и 18-ти лет, он сдал отлично свой последний экзамен и получил кандидатскую степень. По всем соображениям родных и знакомых, перед ним открывалась блестящая карьера. Но честолюбивые виды отца и матери мало тревожили душу беспечного кандидата. Предоставив решение своей будущей судьбы старшим, сам он весь отдался своему настоящему. Жаркий поклонник женской красоты, он охотно посещал светское общество и пользовался там успехом. Но ничего похожего на буйство и разгул не осталось в памяти об нем у людей, знавших его в эту первую пору молодости. Да буйство и разгул и не свойственны были его природе: для него имели цену только те наслаждения, где было место искреннему чувству или страстному поэтическому увлечению. Не осталось также, за это время, никаких следов его стихотворческой деятельности: домашние знали, что он иногда забавлялся писанием остроумных стишков на разные мелкие случаи, – и только.

В 1822 году Тютчев был отправлен в Петербург, на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Но в июне месяце того же года его родственник, знаменитый герой Кульмской битвы, потерявший руку на поле сражения, граф А. И. Остерман-Толстой посадил его с собой в карету и увез за границу, где и пристроил сверхштатным чиновником к русской миссии в Мюнхене. "Судьбе угодно было вооружиться последней рукой Толстого (вспоминает Федор Иванович в одном из писем своих к брату лет 45 спустя), чтоб переселить меня на чужбину".

Это был самый решительный шаг в жизни Тютчева, определивший всю его дальнейшую участь.