Типы политических режимов таблица обществознание. Методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему: Формы политического режима

Наряду с политической системой часто используется понятие «политический режим». Режим (от лат. regimen - «управление») означает совокупность способов осуществления политической власти. На сегодняшний день наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на: тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» , что означает «весь, полный, целый». Тоталитарный режим - это полный контроль со стороны власти над всеми сферами общественной жизни. Термин «тоталитарный» позаимствовал у Д. Джентиле и ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883–1945 гг.). Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Почему? Это связано со вступлением общества в индустриальную стадию развития, что привело к созданию системы массовых коммуникаций, сделало технически возможным и тотальное «промывание мозгов», и всеобъемлющий контроль над личностью. Каковы же наиболее характерные черты тоталитарного режима?

    Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан. При тоталитаризме господствует лозунг: «Запрещено все, кроме того, что приказано».

    Неограниченная никаким законом монополия одной партии на власть. Только одна партия может существовать легально. В СССР - КПСС (коммунистическая партия Советского Союза), в фашистской Германии – НСДАП (национал-социалистическая немецкая рабочая партия).

    Сращивание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица.

    Культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями.

    Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод.

    Превращение насилия в главное средство политической борьбы. Неугодные режиму люди подвергаются физическому уничтожению (политические процессы 30-х гг. в СССР).

    Господство одной идеологии, разрабатываемой высшими органами руководящей партии и внедряемой в массовое сознание всего общества. В СССР господствовала идеология построения коммунистического будущего, в Германии 1000-летний рейх.

Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р. Даниэлс: «Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии».

Выделяют несколько разновидностей тоталитаризма:

 левый - коммунистический (СССР при Сталине, Китай во главе с Мао Цзэдуном);

 правый - фашизм (Италия во главе с Муссолини), национал-социализм (Германия при Гитлере).

На сегодняшний день ярким примером существования тоталитарного режима является КНДР во главе с первым секретарём ЦК Трудовой партии Кореи Ким Чен Ыром.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм (от лат. auctoritas - «власть», «влияние»). Авторитарные режимы в своем развитии могут ориентироваться как на тоталитаризм, так и на демократию.

    Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны другим государственным органам.

    Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента. Фактический отказ от концепции разделения властей.

    Реальная или потенциальная опора на силу. Этот режим может и не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости использовать силу и принудить граждан к повиновению.

    Рекрутирование (выдвижение) политической элиты путем назначения сверху, а не на основе альтернативной борьбы.

    Отказ от тотального контроля над обществом. Основным лозунгом является: «Разрешено все, кроме политики».

Режим военного правления. Этот тип возникает чаще всего в результате государственного переворота и прихода к власти военных (диктатура «черных полковников» в Греции 1967–1975 гг., А. Пиночет в Чили 1973–1989 гг.).

Теократич еский режим. Этот тип возникает, когда власть в стране принадлежит религиозно-фанатическому клану. Этот режим сложился в Иране после революции 1979 г. во главе с аятоллой Хомейни (1979–1989 гг.)

Абсолютная монархия, где вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит одному лицу, занимающему пост главы государства по наследству (Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Авторитарный режим, носящий персонифицированный характер, который предполагает наличие сильного лидера, обладающего диктаторскими полномочиями (режим С.Хусейна в Ираке 1979–2003 гг., М. Каддафи в Ливии 1969–2011 гг.).

Понятие «демократия» древнегреческого происхождения и переводится как власть народа (demo s - «народ», kratos - «власть»). По определению американского президента А. Линкольна, демократия - это «правление народа, избранное народом и для народа».

К основным признакам демократического режима относятся:

    Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти.

    Проведение свободных альтернативных выборов, постоянное и реальное функционирование избранных народом органов власти (в центре и на местах).

    Существование легальной оппозиции.

    Политический и идеологический плюрализм, наличие реально функционирующей многопартийной системы.

    Соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную.

    Гласность в работе властей всех уровней.

    Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Основным лозунгом данного политического режима является: «Разрешено все, что не запрещено законом».

Рассматривая демократию как наиболее совершенную форму политического режима, не следует переоценивать ее возможности. Следует в этой связи отметить слова У.Черчилля: «демократия - ужасная вещь, но лучше ее человечество пока ничего не придумало».

Классификация демократических режимов:

    Прямая демократия. Непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии решений и контроле за их реализацией. Существовала в период Античности, греческих полисах.

    Плебисцитарная. Сегодня ее отражение мы находим в референдумах. Референдумы вошли и в политическую жизнь суверенной Беларуси (14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г.)

    Представительская. Опосредованное участие граждан в принятии решений, в выборах ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения (выборы депутатов в нижнюю палату парламента РБ - палату представителей - 23 сентября 2012 г.).

Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима :

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима :

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима :

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Основные признаки авторитарного режима:

1. В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:
  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:
  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

Критерии сравнения

Тоталитаризм

1. Перевод/значение

«авторитаризм» происходит от латинского autoritas и означает "власть". Но чтобы адекватно понять хотя бы первоначальное значение слова, надо обратиться к его древнегреческим корням: "авто" означает "сам", "автократия", соответственно, - "самовластие", "самодержавие".

"тоталитаризм" происходит от позднелатинского слова totalis - "весь", "целый", "полный" и применительно к форме управления означает "всевластие".

Термин же "тоталитаризм" употребляют не только для обозначения формы государственного правления, но и применительно к взаимоотношениям внутри определенных групп людей (например, "тоталитарные секты").

2. Определение (из старого БЭС)

"АВТОРИТАРИЗМ, антидемокр. система полит, властвования, характерная для наиб, реакц. капиталистич. гос-в (напр., фаш. режимы в Германии, Италии). Обычно сочетается с элементами личной диктатуры".

ТОТАЛИТАРИЗМ, одна из форм авторитарного бурж. гос-ва (.тоталитарное гос-во), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни об-ва. Также направление бурж. полит, мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм; с 20-х гг. 20 в. стал офиц. идеологией фаш. Германии и Италии. Вместе с тем понятие Т. употреблялось бурж.-либер. идеологами для критич. оценки фаш. диктатуры. Начиная с периода "холодной войны" активно используется антикоммунистич. пропагандой по отношению к социалистич. гос-вам, к-рые клеветнически отождествляются с "тоталитарными" режимами и противопоставляются "демократическому", "свободному" обществу".

3.Определение (из нового БЭС)

"АВТОРИТАРИЗМ, система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма".

"ТОТАЛИТАРИЗМ

1) одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с кон. 20-х гг. 20 в.)…

2) Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. С 20-х гг. 20 в. тоталитаризм стал официальной идеологией фашистских Германии и Италии".

4.Цель режима/лозунг

Сохранение сущ-го режима, порядка, избавления от угрозы (мнимой или реальной) и его изменения.

Создание совершенного общества в стране, утопическая мечта, направленная против либеральной демократии. Преодоление предшествующего соц-ого строя.

5.Идеология

Отсутствие тоталит. Идеологии

Унитарная идеология

6.Принцип режима

Разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено то, что приказано властью

7.Классовое деление

Традиционные, классовые, сословные или племенные «перегородки»

Отсутствие деления.

Превращает «Классы в массы»

8.Структура власти

Государство обладает высшей ценностью, являясь сосредоточием властных функций. Оно подчиняется в деятельности своду норм зафиксированных в законодательных кодексах и по сути осуществляет

управленческую функцию.

Центром власти является одна партия и партийные органы, пронизывают весь государственный аппарат, общ.-е функции и произв.структуры.

9.Форма режимов

Монархия, диктаторский режим.

Тоталитарный, посттоталитарный.

10.Легитимность власти

нелегитимно

легитимно

11.Разделение властей

Отказ от реального разделения властей и равновесия ветвей власти при формальном признании их.

Полное игнорирование принципа разделения властей

12.Требование к власти

компетентность

Всемогущество

13.Требования к людям

Послушание и профессионализм

Послушание, скромность, молчание.

14.Характер власти

15.Роль репрессий в режимах

Террор, направленный на устранение аппозиций депутатов и т.п. не согласных с политикой режима. Создание психологического контроля над государством.

Систематический террор по отношению к противникам (легально и организованно).

Проводятся секретной службой безопасности, которая со временем пытается соперничать с правящей партией за власть.

16.Роль руководителя государством

«Культ личности» и «культ партии»

17.Степень вторжения в экономику

Сохранение прежнего соц.экономического уклада. Управляют гражданские специалисты, контролирует государство.

Полный контроль экономической сферы

18.Поддержка населения

Отсутствие поддержки масс

Массы утратившие сословные деления полностью готовы довериться своему вождю.

19.Степень регламентации аспектов общественной жизни

Намеренная деполитизация масс, слабая политическая информированность.

Реализация утопического идеала во всех сферах общественной жизни. Создание новой системы ценностей и формирование человека индивида, который подчинен коллективности.

20.Наличие информационности

Формальное признание плюрализма, сущ.-е партий, которые не составляют реальной оппозиции правящей партии.

Полное отвержение плюрализма, безраздельное господство одной правящей партии.

21.Контроль за СМИ

Сохраняется частичная цензура.

Монопольный государственный контроль

22.Отношение к церкви

Лояльные отношения

Церковь отделена от государства.

23.Отношение к другим странам

Частичная замкнутость

Стремление распространить свою идеологию на другие страны

Политология [Ответы на экзаменационные билеты] Фортунатов Владимир Валентинович

16. Политический режим

16. Политический режим

В реальной политической жизни употребляются термины, которые являются близкими по смыслу. С французского и латинского языков слово «режим» переводится как «управление». Под «политическим режимом» понимается государственный строй, совокупность средств и методов, которыми осуществляется власть в данной стране .

В западной и российской политологии принято выделять несколько политических режимов в соответствии с определенным набором признаков и главным действующим принципом.

При тоталитарном режиме действует принцип «Запрещено все, что не разрешено» .

Для либерального режима характерен подход «Позволено все, что не ведет к смене власти» .

В условиях демократического режима «Разрешено все, что не запрещено законом» .

Таблица 43. Характеристика типов политической власти

В политической науке при характеристике политических режимов используются три триады:

Либеральный - умеренный - репрессивный;

Охлократия - олигархия - тирания.

В России с Московского царства до 1917 г. преобладал диктаторский самодержавный режим с элементами представительной демократии в различные исторические периоды (Земские соборы, выборное местное самоуправление, парламентаризм, многопартийность). Монарх опирался не только на традиции, но и на суровое законодательство, прямое насилие с использованием войск против своего же народа (подавление народных бунтов, крестьянских войн, «кровавое воскресенье»).

Большевики словами о «диктатуре пролетариата» прикрывали реальную «диктатуру партии» , а точнее политический режим партийной номенклатуры . Советский режим также опирался на традиционную привычку населения подчиняться сильной власти, на репрессивное законодательство, на карательные органы и при необходимости (крестьянские восстания, осуществление массовых депортаций) на войска. «Перестройка» привела к замене политического режима.

В постсоветской России осенью 1993 г. была насильственно, с применением войск, упразднена система Советов, формально являвшихся юридической основой функционирования власти в стране.

Таблица 44. Варианты классификации советского политического режима

Цыганков П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. С. 152.

Политический режим Б. Н. Ельцина обычно определяют как демократический по форме и авторитарный по содержанию. Особенностями политического режима, существовавшего в 1992–1999 гг., считаются:

Гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, номинальность разделения властей;

Неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом; неспособность обеспечить консенсус в обществе и достойный уровень жизни большинству граждан;

Фактическая подконтрольность правительства только президенту и зависимость от политической конъюнктуры;

Концентрация власти в руках «окружения» президента, «семьи», фаворитизм, бесконтрольность правящей группы, широкие масштабы лоббистской деятельности;

Слабость политических партий, неразвитость гражданского общества, отсутствие объединяющей системы ценностей, норм и ориентиров;

Неразвитость системы местного самоуправления, зависимость его от региональных элит.

Политический режим В. В. Путина (2000–2008 гг.) в политологических кругах чаще называли бюрократически-авторитарным. Близкие к президентской администрации идеологи стали употреблять термин «управляемой демократии» или «суверенной демократии». Для данного политического режима стали характерными следующие черты:

Резкое ослабление политического влияния региональных элит, большого бизнеса, «укрощение» и смена некоторых былых фаворитов;

Установление прямого или косвенного государственного контроля над главными телеканалами страны, фактическое возрождение цензуры в отношении средств массовой информации (исчезновение острых, дискуссионных, вообще неприятных для власти материалов из открытого обсуждения);

Активное использование «административного ресурса» на выборах регионального и федерального уровней;

Фактическая ликвидация системы разделения властей.

Вся власть оказалась фактически в одних руках. А это страна уже проходила.

Таблица 45. Признаки и «технологии» осуществления политического режима

(В данной таблице между элементами левой и правой частей нет жесткой связи. Разные «технологии» могут использоваться для достижения различных целей данного режима власти).

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Оккупационный режим Российский читатель очень плохо представляет себя, что вообще происходило за линией фронта. Сначала ему заливисто врала красная пропаганда: рогатые шлемы, засученные рукава, «курка, млеко, яйки, жрать», «зверства немецко-фашистских оккупантов»,

автора

16. Политический режим В реальной политической жизни употребляются термины, которые являются близкими по смыслу. С французского и латинского языков слово «режим» переводится как «управление». Под «политическим режимом» понимается государственный строй, совокупность

Из книги Политология [Ответы на экзаменационные билеты] автора Фортунатов Владимир Валентинович

18. Тоталитарный режим Понятие «тоталитаризм» стало активно применяться в политической науке во второй половине XX в. Но идейные истоки тоталитаризма уходят в глубокую древность. Необходимость полного подчинения части целому, индивида государству и тотальной

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Политический (государственный) режим: понятие и виды Политический (государственный) режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, затрагивающие сущность

Из книги Самодержец пустыни [Издание 1993 г.] автора Юзефович Леонид

Режим Однажды Алёшин наблюдал, как сподвижник Унгерна, хошунный князь Дугор-Мерен наказывает своих провинившихся подданных. «Дверь юрты, – пишет он, – открыла чья-то невидимая рука, и мы увидели снаружи небольшую группу людей. Дугор-Мерен по-прежнему спокойно восседал

Из книги 1937. АнтиТеррор Сталина автора Шубин Александр Владленович

Антитеррористический режим На первый взгляд советское общество приобрело устойчивость. «Лимузины для активистов, хорошие духи для „наших женщин“, маргарин для рабочих, магазины „люкс“ для знати, вид деликатесов сквозь зеркальные витрины - для плебса, такой социализм

Из книги Самодержец пустыни [Издание 2010 г.] автора Юзефович Леонид

Режим 1Однажды Алешин наблюдал, как сподвижник Унгерна, князь Мерен Дугарчжаб (Дугар-Мерен) наказывает своего провинившегося всадника: «Дверь юрты открыла чья-то невидимая рука, и мы увидели снаружи небольшую группу людей. Дугар-Мерен по-прежнему спокойно восседал на

Из книги Сталин. Красный «царь» (сборник) автора Троцкий Лев Давидович

Переходный режим Верно ли, что в СССР, как утверждают официальные авторитеты, уже осуществлен социализм? Если нет, то обеспечено ли, по крайней мере, достигнутыми успехами его осуществление в национальных границах, независимо от хода событий в остальном мире?

Из книги Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России автора Грэхэм Лорен Р.

Глава 12 Политический режим Политическая проблема, если сформулировать ее совсем кратко, заключается в авторитаризме. Цари, лидеры Коммунистической партии, а теперь и лидеры постсоветской «суверенной демократии» формировали и формируют политику, обуславливавшую

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Тоталитарный режим 5 декабря 1936 г. была принята «сталинская» Конституция СССР. По этой Конституции советская система формально носила демократический характер. В Советы всех уровней – от Верховного до местных – регулярно проводились выборы. Правда, слово «выборы» не

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.3. Оккупационный режим «Новый порядок» Основы оккупационной политики немецких властей на Востоке были изложены в Генеральном плане «Ост», подготовленном Главным управлением имперской безопасности, и в ряде документов, вышедших из недр имперского Восточного

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Оккупационный режим На захваченной территории Украины гитлеровцы, их союзники и коллаборационисты установили «новый порядок», который характеризовался:а) физическим и моральным террором против лиц, не покорившихся оккупантам;б) разрушением производительных сил,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Российский Государственный Торгово – Экономический Университет

Саратовский Институт (Филиал)

Кафедра гуманитарных дисциплин

Контрольная работа

по политологии

Тема 11: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ»

Выполнил:

Проверила:

Саратов 2003

План работы

1. Сущность и типы политических режимов 3

2. Демократические режимы 5

3. Либеральный политический режим 8

4. Недемократические режимы 10

Заключение 17

Список литературы 20

1. Сущность и типы политических режимов

Выбор данной темы обусловлен тем, что мне хотелось бы лучше разо­браться в процессах, происходящих сегодня в России, так как наша страна пе­решла от одного политического режима к другому, а именно от “тоталита­ризма” к “демократии”.

В данной работе мне хотелось бы выяснить, что стоит за этими терми­нами.

Начну с определения политического режима. Каждое государство имеет свой политический режим. По определению Юридического Словаря политиче­ским режимом называют «в науке конституционного права понятие, обозна­чающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политиче­ской власти. Не существует единой типологии политических режимов. Харак­тер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях го­сударств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании». 1

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, по­скольку на ту или иную разновидность политического режима оказы­вает влия­ние множество факторов. Таким образом, каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим и в современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незна­чительно отличаются друг от друга.

Политические режимы, а также их классификация представляют большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов также очень важен при характеристике государства и определения его формы.

Еще античный философ Аристотель давал два критерия, по которым можно провести классификацию:

    по тому, в чьих руках власть;

    по тому, как эта власть используется.

“Правильные “ формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих “лучших”), политика (власть большин­ства из средних в имущественном отношении людей).

“Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “не­правильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигар­хия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль общества (боль­шин­ства) над властью).

О характере политического режима, существующего в той или иной стране, свидетельствуют разнообразные факторы, но наиболее важны из них следующие:

    способы и порядок формирования органов государственной власти,

    порядок распределения между различными государственными орга­нами компетенции и характер их взаимоотношений,

    степень гарантированности прав и свобод граждан,

    роль права в жизни общества и решении государственных дел,

    место и роль в государственном механизме армии, полиции, контр­разведки, разведки и других аналогичных им структур, степень ре­ального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,

    основные способы разрешения возникающих в обществе социаль­ных и политических конфликтов». 2

В настоящее время, одна из достаточно простых, широко распространен­ных, клас­сификаций политических режимов предполагает деление их на: тота­литарные, авторитарные и демократические. Таким образом, наиболее значи­тельные из политических режимов следующие четыре:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

г) тоталитарный политический режим.

Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в от­дельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.

2. Демократические режимы

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) -на­родовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, ос­нованной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равен­ство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демокра­тия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае явля­ется властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политиче­ской свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Для демократического режима характерен ряд отличительных черт, а именно:

    Суверенитет народа : именно народ выбирает своих представите­лей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

    Периодическая выборность основных органов государства . Прави­тельство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

    Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства состав­ляют один из основных принципов демократического государства

    Ра­венство прав граждан на участие в управлении государством : сво­бода созда­ния политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурент­ной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непо­средственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, напри­мер, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является пле­бисцитарная демократия . Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важней­ших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических ре­шений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, на­пример, референдумы.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия . Её суть - гра­ждане избирают в органы власти своих представителей, которые при­званы вы­ражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры вы­боров могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выбор­ные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени на­рода и подот­четны народу во всех своих действиях.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объе­диняющие черты:

    Народовластие – то есть, признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве);

    Правительство основано на согласии управляемых;

    Правило большинства; признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;

    Гарантии основных прав человека;

    Свободные и честные выборы;

    Равенство перед законом;

    Справедливое судопроизводство;

    Конституционное ограничение правительства;

    Социальный, экономический, идеологический и политический плюра­лизм;

    Ценности сотрудничества и компромисса.

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются прези­дентская республика и парламентская республика .

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой прави­тельства (ярким примером является США). Главной отличительной чертой пар­ламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответствен­ность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к прави­тельству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, прини­маемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осу­ществляет контроль над правительством и в случае необходимости может вы­разить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сосло­вий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политиче­ской жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Разумеется, демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное со­циальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демокра­тии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических усло­виях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скаты­ванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования раз­рушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная цен­ность демократического режима намного выше его некоторых негативных кон­кретно-исторических форм.

Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется за­частую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством совре­менное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоре­чиями, возможными кризисами.

3. Либеральный политический режим

Либеральный режим существует во многих странах. Его значение та­кого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собст­венно не режим осуществления власти, а условие существования самой ци­вилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, ко­торым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утвер­ждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция по­литических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократиче­ский режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление чело­века уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.

В теории государства и права либеральными называются также полити­ческие методы и способы осуществления власти, которые основаны на сис­теме наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономиче­ски самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятель­ным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за лично­стью и т.п.

«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противо­поставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловли­вается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной органи­зации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равен­ство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и ста­новятся осуществимыми на практике». 3

При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избира­тельных кампаний. Осуществление государственного управления произво­дится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и проти­вовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.

В государственном управлении используется децентрализация: цен­тральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некото­рых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эф­фективно становится возможным только в обществе, отличающимся высо­ким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравст­венным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырас­тает из собственно демократического режима.

4. Недемократические режимы

Недемократические режимы делятся на два типа:

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “TOTALITAS”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тотали­таризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руково­дства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господ­ствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

«Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой миро­вой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на ин­дустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возмож­ными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кри­зисов». 4

Само понятие «тоталитарного режима» было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

    есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претен­дующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концен­трирует в себе реальную власть в обществе;

    партия организована не демократическим способом - она строится во­круг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

    доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологиче­ский режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию

    тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и эко­номики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

    при тоталитаризме существует террористический полицейский кон­троль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности, но большинство их не могло окончательно сформироваться в доин­дустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего ха­рактера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

Некоторые ученные, такие как Хайденберг Карл Фридрих и Збигнев Бже­зинский, утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен: тоталитар­ные режимы способны меняться, эволюционировать.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социа­лизм.

Коммунизм (социализм) предполагает абсолютную власть го­сударства, полное устранение частной собственности и, следова­тельно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи в том числе и гуманные политические цели. Так, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступ­ными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена со­циальная защищенность населения, развивалась экономика, косми­ческая и военная промышленность, резко сократился уровень пре­ступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм - право-экстремистское политическое движение, воз­ник­шее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этниче­ской почве. К концу 30-х годов фашистский режим утвердился не только в Италии, но и в Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих националь­ных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказы­вавших фашистским движениям финансовую и политическую под­держку, стремящихся использовать их для подавления революцион­ных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Гер­мании в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социаль­ное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществ­ляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патоло­гические амбиции тех или иных политических лидеров.

Одним из наиболее распространенных в истории типов полити­ческой системы является авторитаризм, занимающий промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами ха­рактер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируе­мых государством общественных сфер, особенно экономики и част­ной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

    автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти: ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

    неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их при­нимает по своему усмотрению. «Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью». 5

    опора (реальная или потенциальная) на силу. Данный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популяр­ностью среди широких слоев населения, однако он обладает доста­точной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

    монополизация власти и политики, недопущение политиче­ской оппозиции и конкуренции: возможно существование ограни­ченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

    отказ от тотального контроля над обществом, невмешатель­ство во вне политические сферы и, прежде всего, в эко­номику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внеш­ней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономиче­ского развития, проводить достаточно активную социальную поли­тику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

    рекрутирование политической элиты путем введения в со­став выборного органа новых членов без проведения дополнитель­ных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электо­ральной борьбы

Слабыми сторонами авторитаризма являются полная зависи­мость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политиче­ского выражения общественных интересов.

Однако данный режим имеет так же ряд достоинств, таких как: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на ре­шение определенных задач, преодолевать сопротивление политиче­ских противников и это делает её достаточно эффективным средством про­ведения радикальных общественных реформ.

Авторитарные режимы очень разнообразны: это монархии, дик­таторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов, и сегодня в Европе они в принципе являются парламентскими демо­кратиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитар­ных государств, то имеют в виду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иор­дания, Марокко, Саудовская Аравия). При военном правлении поли­тическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена: военные берут власть и правят страной.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты - выборы, плебис­циты и т.п. - для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использова­лись авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чер­той таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям), полная или частичная контролируе­мость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массо­вой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения канди­датов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

Таким образом, хотелось бы ещё раз отметить, что для авторитаризма ха­рактерно:

    Автократизм.

    Неограниченность власти.

    Опора на силу.

    Монополизация власти и политики.

    Отказ от тотального контроля.

    Рекрутирование политической элиты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как мы видим, понятие «политический режим», а также классификация политических режимов не потеряли в современные дни своей актуальности. Они требуют развития в соответствии с современными условиями в мире.

В литературе, касающейся данного вопроса, отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». Как уже говорилось, нет и единого мнения по поводу классификаций политических режимов. Вопрос классификации политических режимов всегда был очень сложным. У раз­ных авторов на сей счёт существуют различные мнения.

При написании данной работы, была использована достаточно распро­страненная в теории государства и права классификация, по которой режимы были разделены на четыре вида – демократический, либеральный, авторитар­ный и тоталитарный. Но хотелось бы отметить, что кроме четырех вышепе­речисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тотали­тарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые явля­ются разновидностями этих четырех режимов (например, с древности известны деспотические и тиранические режимы, существуют переходные и чрезвычай­ные режимы, которые, как правило, носят временный характер).

За последние 20 лет очень много недемократических: тотали­тарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе . Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, ха­рактер их взаимоотношений с гражданами зависит, прежде всего, от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со сто­роны авторитарных правителей существенно сдерживалась тради­циями правления, относительно высокой образованностью и воспи­танностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угро­зой народных восстаний. В современную эпоху многие из этих фак­торов исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем на­родам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственно­сти, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможно­сти для индивидуального и общественного развития, реализации гу­манистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократиче­скому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой поли­тической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмо­нополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективист­ских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать аль­тернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократиза­ции привела к политической анархии, к подрыву мотивации произ­водительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни на­селения. Очевидно, что для России оптимальная модель политиче­ского и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

В заключении хотелось бы отметить, что, как мы смогли убе­диться, обстановка в мировом сообществе конца XX - начала XXI века свидетельствует, что антидемократические режимы историче­ски и политически изжили себя. Мир должен прейти к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов при­вели к войне.

Список литературы

    Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.

    Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991.

    Демидов А.И., Долгов В.М., Вилков А.А. Политология: Учеб. Пособие. – Сара­тов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1997.

    Жидков О.А. и Крашенинникова Н.А. «История государства и права», М., 1999 г.

    Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. По­лит. иссл. 1993- №5.

    Корельский В.М. и Перевалова В.Д. «Теория государства и права», М., 1999 г.

    Матузов Н.И. и Малько А.В. «Теория государства и права», М., 2000 г.

    Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитар­ных факультетов. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997.

    Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.

1Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.

2«Теория государства и права». М. Н. Марченко, М., 1996 г.

3«Теория государства и права». Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова, Москва 1999 г.

4Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г.