Чудотворная тихвинская икона божией матери. В чем помогает Тихвинская икона Божьей Матери

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. История

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI вв., ее появление в новгородской земле относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона семь раз являлась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем - на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте последнего явления иконы в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную Тихвинскую икону Богоматери стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лидского образа, сделанного патриархом Германом в начале VIII века. Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками, явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы - Святой Руси, ставшей третьим Римом. В 1507-1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской. В XVI веке Тихвин становится известным местом для паломников. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 году, накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство - Иоанн IV, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году икона была торжественно возвращена на ее историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Чудеса Тихвинской иконы Божией Матери

Предание сообщает о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 году, возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николой Чудотворцем. «Скажи воеводам и всем людям», - сказал Чудотворец, - «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу». Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско.

Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 4

Д несь ћко сlнце пресвётло во€сиS нaмъ на в0здусэ, всечcтнaz и3к0на твоS вLчце. и3 лучaми млcти своеS просвэти2 вeсь мjръ. сію2 же вели1каz рwссjz, ћкw нёкіи дaръ бжcтвенныи, с8вhше бlгоговёйнэ воспріeмши, воспрославлsетъ тz бGом™и дв7о, и3 t тебE р0ждьшагосz хrтA бGа нaшего. є3мY же моли1сz, q гжcе цRце бцdе, да и3збaвитъ всS грaды и3 страны2 хrтіaнскіz, невреди1мы t всёхъ навётъ врaжіихъ, и3 спасeтъ всёхъ и4же вёрою покланsющихсz, пречcтому твоемY џбразу, дв7о не и3скусобрaчнаz.

Днесь яко солнце пресветло возсия нам на воздусе, всечестная икона Твоя Владычице, и лучами милости Твоея просевти весь мир. Сию же великая Россия, яко некии дар божественный, свыше благоговейне приимши, воспрославляет Тя Богомати Дево, и от Тебе рождьшагося Христа Бога нашего: Ему же молися, О! Госпоже Царице Богородице, да избавит вся грады и страны християнския невредимы от всех навет вражиих, и спасет всех иже верою покланяющихся, Пречистому Твоему образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8

П ритецeмъ лю1діе в8 д0мъ спаси1тельныи цRцы и3 бцdы: занеизречeнную млcть є3S, подътоS бlгоутр0біе прибёгше вёрно. пречcтому є3S џбразу припaдающе, и3 бlгочeстно вопію1ще: вLчце, за спаси1тельное смотрeніе мjра, премjрно и3 свэтозaрно к8 нaмъ пришeдши, просвэти2 нaсъ свётло сотворsющихъ прaзднество пришeствіz твоего2. и3 ўкрэпи2 слaвzщіz тS лю1ди, и3зрsдно навраги2 побэди1тельнаz и4мъ подаю1щи, и3 всS притекaющыz к8 тебЁ, и3 вёрою пою1щыz тz спаси2. да зовeмъ ти, рaдуисz дв7о мjру спасeніе.

Притецем людие в дом спасительныи Царицы и Богородицы за неизреченную милость Ея. Под Тоя благоутробие прибегше верно, Пречистому Ея образу припадающе, и благочестно вопиюще: Владычице за спасительное смотрение мира, премирно и светозарно к нам пришедши, просвети нас светло сотворяющих празднество пришествия Твоего. И укрепи славящия Тя люди, изрядно на враги победительная им подающи, и вся притекающая к Тебе, и верою поющая Тя спаси, да зовем Ти, радуяся Дево миру спасение.

————————

Библиотека Русской веры

Иконография Тихвинского образа Пресвятой Богородицы

Тихвинская икона относится к иконографическому типу икон Богородицы Одигитрия , характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращенность друг к другу. Изображение Богородицы поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие - в наклоне головы.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Картины

Храмы в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

Тихвинская церковь находится в Суздале на месте давно исчезнувшего Андреевского монастыря, основанного в XIII веке. Здание самой церкви построено в XVII веке. Ранее на месте Тихвинской церкви существовал Андреевский мужской монастырь; теплый придел во имя святого апостола Андрея Первозванного служит памятником бывшей здесь некогда обители. В описи г. Суздаля 1617 г. об этом монастыре не упоминается, следовательно, монастырь в это время уже не существовал. В описи показан Андреевский луг, принадлежавший означенному монастырю, а о жителях близ лежащей местности сказано, что они разорены и побиты литовцами в 1611 г. Вероятно, в это время был разграблен и разрушен Андреевский монастырь. Когда основана существующая Тихвинская церковь - неизвестно с точностью, но можно предположить, что она основана не раньше XVII века, потому что в описи г. Суздаля 1617 года она не значится. В церкви имеется старинная икона Тихвинской Божией Матери, местно чтимая. Об этой иконе Ананий Федоров говорил: «Икона Тихвинской Богородицы в 1513 году Царем Великим Князем Василием Иоанновичем брата в Москву и возвращена в сию церковь икона Пресвятой Богородицы Тихвинской чудотворная с украшениями и присланы священнические ризы, которые хранятся в церкви в ризнице ».

Расположен в Республике Татарстан, Верхнеуслонском районе, в с. Соболевское. На месте нового храма в селе Соболевское находилась деревянная однопрестольная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1903 году на пожертвованные средства.

Бывший старообрядческий храм РПсЦ располагается в Москве.

Единоверческая располагается в п. Павлово-на-Неве Ленинградской области. Приход основан в 1991 году. К концу 90-ых построен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

В особо сложных жизненных ситуациях христиане прибегают к молитве высшим силам. Они обращаются ко Христу, святым угодникам и, конечно же, к Божией Матери. С Ее чудотворным образом связано целое множество чудесных явлений, свидетельствующих о том, что Дева Мария слышит каждого молящегося и печется о нас в разных скорбях.

Тихвинская икона Божией Матери, по-другому именуемая «Северной Царицей», уникальна своей способностью исцелять людей и защищать землю от нашествия врагов. Впервые Ее чудотворный образ был явлен народу в 1383 году.


В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери

Лик Пресвятой Матушки способен творить чудеса (и это доказано фактами):

  • отгоняет от человека бесовские силы;
  • избавляет от тяжких физических недугов (слепоты, глухоты, паралича);
  • помогает маленьким детям в выздоровлении;
  • защищает дом от недоброжелателей;
  • помогает при бесплодии и облегчает роды;
  • уберегает детей от плохой компании, негативного влияния окружающей среды и т. п.

К Тихвинской иконе испокон веков обращаются при угрозе военного вторжения и нашествия иноплеменных. Божья Матерь всегда помогала русским воинам в защите от вражеских войск, о чем говорится во многих источниках. Например, одно поверье гласит, что во время нападения фашистских войск на Москву лик Тихвинской Богоматери был обнесен на самолете вокруг города, и чудо произошло, – враг был повержен.

Сегодня храмы Тихвинской иконы Божией Матери можно встретить во многих городах России, – всего их насчитывается около 400. Это связано с существованием большого количества списков с иконы, которые хранятся в различных местах. Большинство из храмов этому образу можно увидеть на карте:

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском строился в период 1673-1680 гг. и стал частью «путевого» дворца Алексея Михайловича – второго русского царя из династии Романовых.

Тихвинская икона является главной святыней, которая хранится в иконостасе рядом с ликом Христа-Спасителя. Убранство храма впечатляет своей красотой и выдержанностью стиля. Автором настенной живописи, по мнению исследователей, является талантливый художник Джованни Скотти. Святейший Патриарх Алексий II совершает здесь божественные литургии с 1962 года. Каждый его приезд – это настоящий праздник для верующих.

Другими достопримечательностями храма в Алексеевском можно считать роскошные иконостасы XVIII-XIX вв., а также старую ампирную колокольню. До сегодняшнего дня здесь сохранились молельные комнаты царских особ.


Помощь Тихвинской иконы в разных житейских ситуациях

Тихвинская икона помогла многим людям в скорбях, душевных немощах, тяжелых заболеваниях. Об этом свидетельствует огромное количество задокументированных фактов и жизненных случаев, подтверждающих чудодейственную силу уникальной иконы.

По отзывам молящихся, Тихвинская Божия Матерь помогает исцелиться от многих недугов: падучей («черной») болезни, параличей различных степеней, артритов и артрозов, слепоты. Перечень заболеваний можно продолжить, так же, как и список проблем, с которыми обращаются христиане в молитве Тихвинской иконе.

«Значение Тихвинской иконы», «В чем помогает лик Тихвинской Богоматери?», – эти вопросы интересуют многих христиан, которые оказались в сложных обстоятельствах. Говорят, что эта икона является Покровительницей детей, Наставницей и Путеводительницей.

Молитва Тихвинской иконе способна укрепить родственные связи между детьми и родителями. Ее читают в ситуациях, когда у женщины имеются проблемы с зачатием или вынашиванием ребенка. Перед родами будущей маме рекомендуется поместить возле себя икону Тихвинской Божией Матери и читать молитву о благополучном рождении малыша. Не зря эту икону по-другому называют «Чадоподательницей». Она успокаивает беспокойных и непослушных детей, ограждает младенцев от «дурного глаза».

Кроме того, молебен перед ликом Богоматери может оказать следующие чудесные воздействия:

  • Направить мысли в правильное русло перед принятием какого-нибудь судьбоносного решения.
  • Защитить человека от обмана и интриг недоброжелателей.
  • Подарить молящемуся духовное прозрение.

В Тихвин, где находится икона Тихвинской Божьей Матери в своем первообразе, приезжают те, кто желает прикоснуться к святыне душой, помолиться об исцелении и разрешении сложных жизненных ситуаций.


Тихвинская икона: описание и стиль иконографии

По данным многих исторических источников, Тихвинская икона считается «сверстницей» Девы Марии, поскольку лик Богоматери писал святой апостол Лука, который лично общался с Пресвятой Богородицей.

Образ выполнен в иконографическом стиле, известном как «Одигитрия». Согласно этому стилю на иконе изображается общение Божией Матери с младенцем-Иисусом. В знак своего божественного достоинства Сын Божий в одной руке держит свиток со священными писаниями, а второй делает благословляющий жест.

В данном случае Богоматерь Тихвинская выполнена по-иному – со склоняющейся к Сыну головой. Важно отметить, что этот иконографический стиль считается одним из самых строгих и торжественных.

Краткая историческая справка о Тихвинской иконе

Лик Тихвинской Богородицы почитается в народе как образ «крепкой помощницы», покровительницы правящих династий. Издавна город Тихвин называли «царским богомольем», т. к. это место навещали высочайшие особы.

История Тихвинской иконы берет свое начало в IV веке. По преданию, ее автором был апостол Лука, который навестил уже пожилую на то время Марию, чтобы узнать о подробностях рождения Спасителя для создания своего Евангелия. Всего Лука написал около 70-ти икон Богородицы, но, к сожалению, до наших дней дошли лишь несколько образов. Мария лично благословила труды апостола Луки и отметила, что с этими образами всегда будет Ее милость.

После того, как Тихвинская икона была перевезена в Константинополь и помещена во Влахернский храм, в 1383 г. она таинственным образом исчезла, а спустя некоторое время появилась над Ладожским озером в лучезарном свечении. Являясь людям в разных местах, икона наконец приземлилась возле Тихвина. Таким образом, сама Божия Матерь указала место для возведения храма. Об этом факте свидетельствуют тексты рукописей и летописей, которые позже оформились в «Сказание о Тихвинской иконе Богоматери».

В наше время эту чудотворную икону можно лицезреть в Успенском соборе, расположенном при Тихвинском мужском монастыре. История свидетельствует, что во время захвата Новгорода шведские войска несколько раз пытались уничтожить этот монастырь, однако им никак не удавалось сделать это из-за заступничества Божией Матери. Она всегда посылала многочисленную рать воинов (даже воинства небесные), которые успешно отражали атаку противника.

Тихвинская икона часто «перемещалась», о чем свидетельствуют исторические данные. В 1941 г. немцы вывезли ее в Латвию, а в 1944 г. архиепископ Иоанн, спасая святыню, увез ее в США (Чикаго). В родные места икона вернулась в июне 2004 года. Важным событием стало масштабное празднование 600-летия явления Тихвинской иконы в 1983 году. Церковное празднование в Ее честь проводится 9 июля.

Искренняя молитва перед Тихвинской иконой действительно творит чудеса: многие верующие избавляются от недугов, мучивших их годами, бесплодные женщины становятся матерями, а слепые прозревают. Если Вы страдаете от душевной напасти, либо имеете серьезные проблемы со здоровьем (паралич, потеря зрения, эпилепсия, болезни суставов), просите исцеления, искренне молясь перед Тихвинской иконой.

Тексты православных молитв Тихвинской Богоматери

Молитва 1

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет не­правдам нашим и пробавит бла­гость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомнен­ней и скорой Заступнице нашей; услыши нас молящихся Тебе, осе­ни нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправи­телем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, настав­ником разум и смиреномудрие, супругам любовь и согласие, ча­дам послушание, обидимым тер­пение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радую­щимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь пра­вый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем су­де Сына Твоего: преставльшыяся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных. Ты по Бозе наша Надеждо и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога наше­го, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, на­ипаче же нам, христоименитым людем российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, яко и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным само­пришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну; темже и мы, грешнии, со стра­хом и радостию покланяющеся, вопи­ем Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй вся люди, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пре­святому образу Твоему: яко благо­словенна еси с Рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Судьба Тихвинской иконы Богоматери тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Она почитается как покровительница правящих династий и как защитница, «крепкая помощница» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Тихвинская икона Божьей Матери является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы , упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По своему типу она относится к Одигитрии-Путеводительнице, которая по преданию была написана евангелистом Лукой.


Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. В 1383 году, за 70 лет до того как османы захватили Константинополь, икона чудесным образом исчезла из храма, но возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером. Икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В предыдущие шесть раз икона не давалась в руки никому, перелетая с места на место, будто указывая путь следования за ней. Но тут, на берегу Тихвинки, все собравшиеся стали молиться перед ней, и она сошла им на руки. Тут же при священниках с молитвой положили деревянный венец - основу будущего строения, приготовили тес для дальнейшей стройки и, оставив его на ночь под стражей, ушли. Наутро, к великому ужасу и печали, пришедшие строители и заснувшие ночью сторожа не увидели ни иконы, ни венца. Горевали недолго - и икона, и венец, и тес оказались на другом берегу реки. Богоматерь Сама указала окончательное место для пребывания Ее Тихвинского образа.

В те годы это воспринималось как перенесение ее из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь, оставляя при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство. Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».


Широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается с Василия III. Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии. Его усердием вместо деревянного храма, построенном на месте явления иконы, был возведен каменный в честь Успения Богородицы.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной. Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) - получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме Успения Богородицы был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной.

Тихвинская икона Божией Матери была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

В 1613 - 1614 годах шведские войска, возглавляемые генералом Делагарди, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.

Когда шведы потерпели в 1617 году окончательное поражение, по просьбе послов царя был сделан список с Тихвинской иконы Божьей Матери. Заключение мирного договора в деревне Столбово под Тихвином между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом II Адольфом 10 февраля 1617 года происходило перед этим ликом Богородицы. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых. Образ затем был перенесен как чтимая святыня в Успенский собор Московского Кремля, а позже, по ходатайству новгородцев, его перенесли в новгородский Софийский собор. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы, (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикаса лся к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

В 1924 году Тихвинская обитель была закрыта. Чудотворная икона до 1941 года находилась в Тихвинском краеведческом музее, а после проделала длительный путь: во время оккупации немецко-фашистскими войсками она была передана в Псков, в Духовную миссию. Два года она находилась там, ее особо выдавали для воскресной службы в Троицком кафедральном соборе. Потом икону перевезли в Ригу, и еще спустя время она оказалась в американской оккупационной зоне в Германии, откуда попала в Чикаго. Здесь Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез сюда икону в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году 9 июля после 60 лет странствий за рубежом икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь .

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы , который и сегодня не престает быть палладиумом Российского государства.

Тропарь, глас 4-й
Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя Богомати всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему Пречистому образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8-й
Притецем, людие, к Деве Богородице Царице, благодаряще Христа Бога, и к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе припадем и возопием Ей: о, Владычице Марие! Присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве вся христианы, наследники показующи небесныя жизни. Тебе бо верно зовем: радуйся, Дево, мира спасение.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской
Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Икона Тихвинской Божией Матери относится к типу Одигитрия, что значит Путеводительница. Впервые об этом образе упоминается древнейшей рукописи «Сказание о Тихвинской иконе Богоматери». Появление ее датируется в рукописи 1383 годом. Она явилась рыбакам в неземном сиянии на Ладожском озере. Шесть раз пытались ее взять в руки, но чудотворная икона перемещалась с одного места на другое до тех пор, пока не остановилась над рекой Тихвинской. Немногочисленные в те времена православные богомольцы собрались на берегу и стали молится. Лишь после этого икона далась в руки.

Для Тихвинского образа Божией матери построили церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церквушка несколько раз подвергалась пожарам, но святой образ ни разу не пострадал. Узнав об этом, отец Ивана Грозного повелел построить каменный храм в самом Тихвине, для перенесения туда иконы.

Помолиться перед чудотворной иконой приезжали многие правители земли русской: начиная от Ивана Грозного до Екатерины II. Весь многочисленный царственный дом Романовых также почитал Тихвинскую икону Божией Матери.

После революции 1917 года, ученые изучали образ, затем он был перенесен в краеведческий музей Новгорода. Когда же началась Великая Отечественная война, ее отправили в Псков. Затем она попала в Ригу и оказалась на территории, освобождаемой американскими войсками. После окончания войны она обреталась в Чикаго, в Свято-Троицком соборе. Только после ухода коммунистической партии в России с правящего места, было решено вернуть Тихвинскую икону на родину. В Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь она прибыла в 2004 году.

Где сейчас находится Тихвинская икона Божией Матери

За все время пребывания иконы в России с нее было сделано множество списков, почти все из них признаны чудотворными.

  • В Суздале находится список иконы, которым Ксения Ивановна Романова благословила на царство своего сына – Михаила Федоровича. Этот образ пребывает в церкви Святого великомученика Димитрия.
  • В Новгороде, в храме Воскресения Христова находится удивительный список, который еще в 1643 году, после видения Пресвятой Богородицы выкупили два балтийских моряка у латинского пастора, и отправили в Новгородчину.
  • В Санкт-Петербурге икона Тихвинской Божией Матери, прославившаяся многочисленными чудотворениями, пребывает в Исаакиевском соборе.
  • Многие списки разошлись по всей стране: в окрестностях Казани – городе Цивильске, в Старой Руссе, в Борисовской женской обители возле Курска и еще в очень многих местах.

В столице тоже много мест, где вы можете помолиться у святого образа Царицы Небесной. Это, в первую очередь

    Успенский собор Московского Кремля

    Смоленский собор Новодевичьего монастыря

    Афонская часовня у Владимирских ворот

    Церковь Святителя Николая на Щепах

и многих других местах православных.

О чем молятся перед Тихвинской иконой Божией Матери

Не смотря на то, что образ Тихвинской Богородицы много раз спасал русские города от иноземных захватчиков, она считается «детской» иконой.

  • К ней часто приходят семейные пары, просящие о .
  • Матери просят о хороших, доверительных отношениях со своими детьми-подростками и об охранении их от плохого влияния.
  • Просят люди от избавления от душевных недугов, особенно уныния, чувства угнетенности, потерянности в жизни. всегда укажет правильный путь в жизни.

Но всегда помните – , как и любой Ее лик - помогает только тем, кто приходит с крепкой верой и чистыми мыслями. Замечено, что особенно быстро помогает Она больным детям. И не забывайте благодарить Пресвятую Деву после решения ваших проблем.

Русской православной церковью издавна почитается чудотворная Тихвинская икона Божией Матери –значение ее в становлении православного государства и жизни народа сложно переоценить. История образа тесно связана с судьбой всей страны, в особенности с северо-западными районами. Святой лик до начала 50-х годов прошлого века находился в Тихвине, являясь наибольшей святыней Новгородских земель.

После того как царь Василий III посетил берега реки Тихвины, чтобы узреть чудесную святыню, город до начала ХХ века стал местом паломничества других высочайших особ. За это его прозвали «царским богомольем». Назвав Тихвинскую икону Богоматери «палладиумом России», верующие подтвердили ее силу защитницы, помощницы в воинском деле. Поколения российских воинов отправлялись в бой, имея при себе заветный образ.

Сейчас (с 2004 года) чудотворная икона хранится в Успенском соборе на территории Тихвинского Богородичного монастыря. Празднование православной святыни совершается ежегодно 26 июня (по старому стилю – 9 июля).

Создание Тихвинской иконы Божьей Матери, иконография

Согласно преданию, Тихвинская икона Божьей Матери относится к первым христианским иконам, которые написал евангелист Лука. Особенной ценности придает образу тот факт, что изображение было создано еще при жизни Приснодевы Марии. Художник лично видел, общался с Божьей Матерью.

Образ относится к иконописному типу богородичных икон Одигитрия, что в переводе с греческого языка значит – «указывающая путь» или «путеводительница». Особенностью является визуальная передача не статичных фигур, а обращенных друг к другу в процессе общения Матери с Сыном. Мы видим поясное изображение Богоматери с Младенцем Иисусом, сидящим на ее левой руке. Правая стопа Христа расположена под левой. Левой рукой Он сжал свиток со священным писанием, а правой – благословляет молящихся. Голова Марии наклонена к Сыну, что является основным отличием написания Тихвинской Богоматери от похожего образа на Смоленской иконе. Иконографическая манера Тихвинской иконы является одной из наиболее торжественных и строгих в православной традиции.

История иконы

После создания иконы Девы Марии (Тихвинской) апостол и евангелист Лука передал светлый лик во град Антиохию, где тогда находился его ученик Феофил. Затем святой образ почти 500 лет находился в Иерусалиме, пока его не обрела византийская императрица Евдокия Константинопольская. Во времена иконоборства святую икону, сохранившую лик Божией Матери, прятали иноки обители Пантократора. Затем полотно стало одной главных реликвий Царьграда. Но однажды образ чудесным образом исчез из хранилища для того, чтобы через время явиться на Русской земле (1383 год).

Обретение образа Богородицы возле речки Тихвинки

Первое летописное упоминание о Тихвине – 1383 год, когда в этой местности людям явился чудесный образ Богоматери. Третья новгородская летопись свидетельствует, что летом в месте (Тихвине), недалеко от Великого Новгорода, появилась икона Пречистой Богородицы Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем на ее руке.

Предание повествует, что изображение на дереве передвигалось самостоятельно – «Светозарно» плыло по небу, изредка появляясь перед очевидцами. На Ладожском озере ликом Святой Матери и Младенца любовались рыбаки. Далее образ с лучезарным светом видели в Смолково, Имоченицах, на речке Ояти, Кожели на Куковой горе, на горе над речкой Тихвинкой, на другом берегу реки. Создавалось впечатление, будто ангелы невидимо носят светлый лик по малообжитым местам, землям, еще не принявшим до конца христианскую веру. Всего семь раз икона показывалась людям, а когда те стали молиться – далась им в руки.

«Благоговейные мужи» отправились в путешествие из Тихвина к Великому Новгороду, чтобы оповестить архиепископа и управление города о явлении иконы Богоматери, творимых ею чудесах. После услышанного архиепископ возблагодарил Бога за милость, человеколюбие. А затем известил царствующего московского самодержца. По велению великого князя была устроена первая тихвинская церковь – архиепископ благословил диаконов, священников для нового храма.

Говорят, что обретшие веру сложили венец для нового деревянного храма, но наутро следующего дня увидели чудо – живой образ переместился на другой берег реки вместе с тесаными бревнами и венцом. Матерь Божья подсказала лучшее место для постройки церкви, сама выбрала, где будет ее дом на Руси. Построенный деревянный храм получил имя Успения Богородицы. За свою историю возведенная из дерева церковь несколько раз была охвачена огнем, сама же икона осталась неповрежденной.

Позднее на средства великого князя для поклонения святыне в Тихвине возвели каменный собор (1507-1515). С тех пор чудотворный образ Пресвятой Богородицы стал именоваться Тихвинским.

Присоединение Новгородских земель к Москве (1478), завоевание Константинополя турками (1453 год), чудесное обретение Тихвинской иконы Божией Матери стали трактоваться по-новому. Святыня оставила Рим и второй Рим (Константинополь) за попрание благочестия, падение морали, сменив их на истинно христианский народ – Святую Русь (ставшую отныне третьим Римом). Икона стала символом централизованной державы Россия, подтвердила ее особую миссию перед Богом.

Почитание иконы

Уже XVI век превращает Тихвин в широко известное место христианского паломничества и богомолья. Храм посещают царственные особы:

  • Василий III в сопровождении архиепископа Макария.
  • Сын Василия III, Ивана IV также с архиепископом Макарием.
  • Иоанн Васильевич Грозный перед венчанием на царство до начала Казанского похода.

Повелением Иоанна Грозного в Тихвине основывают Богородичный Успенский мужской монастырь (1560). Царь возводит почитание святыни на новый уровень. Считает ее своей покровительницей, заступницей. Во время похода на Казань (1552) на реке Пьяне Иоанну явился чудодейственный образ Тихвинской Богоматери, который укрепил его на одоление вражеских сил. После похода царь основал здесь монастырь, подарив ему список с чудотворной иконы, написанный в Тихвине.

Появление новой династии русских царей Романовых также было связано с Тихвинским образом Богородицы. В Ипатьевском монастыре города Кострома Михаила Федоровича благословила на царство мать, старица Марфа, списком с Тихвинской иконы.

По 24 раза каждый год совершались крестные ходы с Тихвинской иконой Божьей Матери. Образ богато украсили золотой ризой, повесили перед нею золотую лампаду. До октябрьского переворота монастырь был богатым и процветающим.

Новые времена

1920-й стал годом закрытия Успенского мужского монастыря. Икону передали в Тихвинский краеведческий музей в качестве экспоната, где она не изучалась, находясь до 1941 года. Во время оккупации Тихвина немецкими войсками (ноябрь 1941 года) образ был отправлен в Псков, передан Псковской духовной миссии. Там он находился два года, где его каждое воскресенье передавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Весной 1944 года икона попала в Ригу, затем оказалась в Либаве, Яблонец-над-Нисоу, американской зоне оккупации Германии.

После длительных странствий чудотворный образ перевезли в Свято-Троицкий собор города Чикаго (1950 год). Настоятель Рижский Иоанн и его приёмный сын протоиерей Сергий посвятили свои жизни служению, сохранению иконы. Завещание, оставленное архиепископом Иоанном, гласило, что иконописное изображение Тихвинской Богоматери может быть возвращено в Россию только после полного возрождения ее места сохранения – Тихвинской обители.

Возвращение в Тихвинскую обитель

С духовным возрождением православной Руси, обращением к вечным ценностям в 1995 году Тихвинский монастырь был возвращен в лоно Церкви. Успенский собор восстановили, освятили. 2004 год ознаменовался важным событием для православной веры и христиан – Тихвинская святыня с почетом вернулась на свое исконное место – в мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы. На пути следования образ выставляли прихожанам православных храмов.

Списки Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинская икона, как и ее многочисленные списки, знаменито чудесными спасениями, исцелениями, ратными делами. Чудотворный список образа находится на сохранении Успенского собора Московского Кремля. Копии святого лика почитаются и в других храмах, например:

  • Троицкий собор;
  • храм Богоматери (Сущево);
  • женский Новодевичий монастырь;
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе;
  • храм Благоверных князей Глеба и Бориса (Зюзино);
  • церковь Спаса Преображения (Богородское).

Старинные списки иконы утешают православных не только России, но и далеко за ее пределами. Одна копия находится в храме Сергиевского подворья города Париж. В 2007 году точный список Тихвинской Богородицы обрели Мурманская и Мончегорская епархии (с. Варзуга на Терском берегу Белого моря). Икона имеет драгоценную ризу, не уступающую по красоте окладу оригинала.

Чудеса образа Пресвятой Богородицы (Тихвинской)

Чудеса, творимые иконой и списками Тихвинской Богородицы, за всю историю ее существования привлекают христиан со всего мира, вселяют веру и надежду на ее помощь в делах:

  • Генерала-фельдмаршала Б. П. Шереметева, крупного военачальника, сподвижника Петра Великого, образок Тихвинской иконы спас от вражеской пули во время Полтавского боя. После этого генерал основал Борисовский Тихвинский женский монастырь. Его потомки чтили икону и подносили ей богатые подарки.
  • С чудом, сотворенным иконой, связывают освобождение Тихвинского Успенского Богородичного монастыря от завоевания шведами (1613 год) под командованием генерала Делагарди. В это время послушнику монастыря Мартиниану явилась Божия Матерь. Ее сопровождали Николай Угодник, Варлаам Хутынский, Зосима Соловецкий. Монаху было сказано, чтобы тот передал всем людям – Богородица умолила Своего Сына об избавлении от врагов, победа близка. Шведы бежали так, как были сломлены духовным затмением – им привиделось несметное русское войско.
  • Список Тихвинской иконы «Ополченная» стал защитой для тихвинских ополченцев Отечественной войны 1812 года. Благодаря ей многие из представителей дворянства не пострадали «ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней», несмотря на участие во многих битвах.
  • По преданию, во время Великой Отечественной чудотворная икона Тихвинской Богородицы спасла Москву. Она была взята на борт самолета, а затем обнесена вокруг столицы. После богослужения начался разгром фашистов под Москвой.

Не оставляет своей милостью Тихвинская Пресвятая Дева простых людей. Помогает исцелиться, получить желанное. Появление образа всегда сопровождалось многочисленными чудесами. Просить о помощи могут только истинно верующие люди. Они обращаются к святому лику Пречистой Девы Марии с чистым сердцем, всецело уповают на Ее благость. Желательно, чтобы этот образ всегда находился в доме, он защитит жилище от неприятелей, непрошеных гостей, поможет сохранить семейный очаг, убережет детей.

Искренняя чистая молитва перед Тихвинским образом действительно творит чудеса: верующие избавляются от страшных болезней, которые мучили их годами, женщины, страдающие бесплодием, рожают здоровых малышей, слепые – прозревают. Просите исцеления, молясь перед Тихвинской иконой.

С чем можно обращаться к иконе

  • Издавна Тихвинской иконе молились матери – Пречистая Богородица покровительствует младенцам, защищает их. Коленопреклоненно женщины просят для своих детей послушания, усмирения, дарования добрых друзей, ограждения от злых помыслов, соблазнов современной жизни, успокоения тревожных и беспокойных младенцев.
  • Икона дарует разуверившимся женщинам счастье материнства, к ней часто обращаются при проблемах с зачатием. Чудотворный образ Матери Иисуса берут с собой на роды для облегчения страданий.
  • Написанные на иконе Богоматерь и Иисус Христос помогают в укреплении душевных сил, лечении депрессий, расстройств, нервных припадков, эпилепсий, параличей.
  • Икона издавна защищала народ от завоевателей, разбойников, даровала помощь и победу при защите своих земель. Поэтому ее заступничество способно сберечь покой, целостность дома, отвернуть от порога непрошеных гостей, недоброжелателей, завистников, посягателей. Эта икона – надежный, сильный оберег семьи и жилища.
  • Советуют, перед тем как принять важное жизненное решение, приложиться к образу Тихвинской Богоматери. Святая икона защитит от интриг, козней, убережет от обмана.