Уведомления. Памятник-ансамбль защитникам Сталинграда (1967 г.) «Зал воинской славы»

Памятник-ансамбль защитникам Сталинграда

Немецко-фашистская армия сосредоточила под Сталинградом около миллиона солдат, стремясь прорваться к Волге и захватить важный промышленный и стратегический район страны. Около двух месяцев шли бои на подступах к городу, в сентябре они развернулись на улицах. В одном из писем защитников города говорилось: «Сражаясь сегодня под Сталинградом, мы понимаем, что деремся не только за город Сталинград. Под Сталинградом мы защищаем нашу Родину, защищаем все то, что нам дорого, без чего мы не можем жить…»

Символом мужества защитников Сталинграда стал знаменитый Дом Павлова, в котором 58 дней группа воинов держала оборону, отбивая атаки врага.

Крылатой стала фраза одного из защитников Сталинграда, снайпера В. Г. Зайцева: «За Волгой для нас земли нет!»

В боях на Волге Советская Армия выдержала такой натиск врага, который не приходилось испытать ни одной армии мира.

Мамаев курган возвышается над Сталинградом на 102 метра. Более четырех месяцев (сентябрь 1942 г - январь 1943 г.) шли кровопролитные бои за эту высоту. Много раз вершина кургана переходила из рук в руки. Много раз эту высоту брали самоотверженные советские воины, но через день-два фашисты сосредоточивали превосходящие силы пехоты, танков, авиации, артиллерии и снова овладевали вершиной. Только 26 января 1943 года все окрестности Мамаева кургана, все прилегающие к нему высоты были очищены от врага.

Но сколько своих товарищей похоронили советские воины в священной земле Мамаева кургана, густо усеянной осколками от мин, бомб, снарядов: на каждый квадратный метр их приходилось от 500 до 1250…

Бессмертные образы защитников Сталинграда воскресают в монументальном памятнике Победы, воздвигнутом на Мамаевом кургане. Авторы ансамбля - творческий коллектив во главе с народным художником СССР скульптором Е. Вучетичем и архитектором Я. Белопольским.

Открытый в 1967 году памятник-монумент включает в себя целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Вот что писал в дни открытия памятника, в октябре 1967 года, народный художник СССР скульптор Евгений Вучетич: «…В сталинградской эпопее с необычайной силой раскрылись благородство души и прекрасные качества советских людей. Здесь жизнь торжествовала над смертью, и ушедшие из жизни не уходили в небытие - они словно оставались в строю, и пример их подвига звал на подвиг других.

Героизм сталинградцев - это героизм не только отдельных лиц, но, прежде всего, массовый героизм, порожденный великой целью борьбы. Здесь все личное было не то что потеряно, нивелировано - нет, отнюдь нет, но отдано во имя общего. Все мысли и поступки людей слились воедино, каждый ежесекундно сознавал себя неразрывной частицей огромного боевого коллектива. Здесь все воины знали, что от успеха действий каждого из них зависела судьба родной страны, судьба всего человечества…

Все годы, пока созревал в сознании художественный образ, разрабатывался проект и сооружался ансамбль, все мы, скульпторы и художники, архитекторы и строители, люди многих профессий - мои дорогие друзья, работавшие над созданием памятника на Мамаевом кургане, несли в своем сердце память о героях великого сражения…

Памятник героям Сталинградской битвы - это памятник величайшего исторического события. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволяли бы наиболее полно передать размах массового героизма. Ведь совершенно ясно, что понятие героизма народа несоизмеримо более широкое, нежели понятие героизма отдельной личности. Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль, как высшая форма монументального искусства, открывал пути к раскрытию смысла и значения Сталинградской битвы, много планово, разносторонне воплотив конкретные художественные образы в различных видах скульптуры, в ее синтезе с архитектурой, природой.

Так родилась композиция „Стоять насмерть“, в которой мы стремились дать обобщенный образ героя Сталинграда. Так возник образ стены-руины, где мы хотели, как бы сквозь дымку времени, показать возникающие в памяти эпизоды сражения, клятву советских воинов и наступление наших войск. Так решалось содержание шести двухфигурных композиций на площади Героев или нанесенные сильно врезанной линией рисунки, посвященные борьбе и торжеству сталинградцев, на подпорной стене в конце этой площади.

Высокие цели борьбы вели наших воинов на подвиги. Каждый день гибли герои, и каждый день давал примеры нового самопожертвования. Вечным сном заснули в братских могилах воины, породнившиеся в битве. Они и сейчас рядом, как и в бою. Их имена сияют на приспущенных пурпурных мозаичных знаменах в зале Воинской славы на площади Скорби.

Тему неутешного материнского горя должна была воплотить 12-метровая аллегорическая скульптурная композиция на другом конце площади.

Воины сложили свои головы во имя торжества жизни, во имя победы над силами зла, насилия и смерти. В этом был смысл самопожертвования и подвигов. Это составляет и основное содержание памятника, которое мы попытались воплотить в венчающем курган главном монументе - „Родина-мать зовет!“»

Памятник-ансамбль начинается вводной композицией - горельефом у подножья Мамаева кургана - «Память поколений».

Ступени широкой лестницы приводят посетителей к аллее пирамидальных тополей. Перед взором открываются скульптурные композиции памятника-ансамбля. По авторскому замыслу все это подготовляет зрителя к осмыслению главной темы памятника.

Композиция «Стоять насмерть» отражает самый трудный период битвы на Волге. Как бы из самой великой русской реки поднимается воин-богатырь и становится на защиту своего родного города. Мужественное и волевое лицо Губы тронула презрительная улыбка. В глазах решимость, неугасимая ненависть к врагу, жажда победы, которая сильнее смерти. Воин-богатырь - это глубоко эмоциональный, обобщенный образ советского народа.

За композицией «Стоять насмерть» расположены как бы сходящиеся в перспективе две разрушенные городские стены.

Стены-руины - каменная книга, героическая летопись. «Каждый дом - это крепость». Эта и множество других надписей рассказывают волнующую историю борьбы за жизнь. Осколком снаряда, штыком, куском металла оставляли солдаты в перерывах между боями свои автографы.

Тема солдатской клятвы и верности ей проходит через все изображения левой стены. Во весь свой богатырский рост встал на сталинградской земле воин, закрыв собою город. Огромная рана в его груди. Но сколько силы, сколько гнева, презрения к смерти, призыва к отмщению в этом лице! Он боролся стойко до конца. Несмотря на драматическое содержание, скульптура воспевает жизнеутверждающую красоту подвига. В конце левой стены символичное изображение. Из камня, как из глубины времен, выступают шеренги бойцов. Их лица неподвижны.

Правая стена - вторая часть каменной книги - рассказывает о героической борьбе на улицах города. Она начинается с изображения солдата, грозного и решительного, который с гордостью произносит: «Я из 62-й!» - и устремляется в бой. Десятки надписей, сделанных разными почерками, разными людьми. Они не выдуманы автором, они перенесены со стен разрушенного города, из документов тех лет.

«Автомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце - действуй!» - писал командующий знаменитой 62-й армии В. И. Чуйков в инструкции для штурмовых групп.

На следующей террасе площадь Героев. Шесть скульптурных композиций изображают подвиги воинов: солдат и командиров, женщин-бойцов, отважных моряков. Последняя, шестая, символическая: два советских воина разбивают свастику и умерщвляют змею. Это символ победы советского народа над фашизмом.

На подпорной стене площадью около тысячи квадратных метров - рельеф, изображающий наступление советских войск под Сталинградом, пленение гитлеровцев, митинг победителей.

Сурово и строго оформлен вход в зал Воинской славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж. Но вот крутой поворот - и перед глазами великолепный, сверкающий золотом зал. Он имеет форму цилиндра. Его внутренние размеры: высота 13,5 метра, диаметр 41 метр. На фоне золотой смальты по всему периметру стены свисают красные знамена, они тоже из смальты. На мозаичных знаменах начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве. Список погибших заполняет зал снизу доверху. Над знаменами широкая лента и на ней надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг до конца перед священной Матерью-Родиной!» В центре потолка, украшенного изображениями орденов, сделан проем диаметром в одиннадцать метров.

На площади - склонившаяся фигура женщины-матери. Перед тем как похоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь. Лицо воина покрыто знаменем. Композиция выполнена в бетоне, но скульптор словно превращает его в эластичный и почти прозрачный материал, сквозь который как бы просвечивают очертания лица погибшего солдата.

Выше площади Скорби поднимается насыпной курган - святая святых памятника - братские могилы защитников города. Украшенные надгробными плитами могилы расположены по обеим сторонам серпантинной дорожки, ведущей от площади к главному монументу. Венчает весь ансамбль скульптура Родины-Матери. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге - это ещё не окончательная победа над фашизмом, впереди были годы войны. Родина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли, освободить народы Европы от гитлеровского ига. Монумент, как и весь памятник-ансамбль, выполнен в бетоне. Сам материал подчеркивает суровый характер борьбы и подвига советского народа.

Монумент Матери-Родины виден со всех концов города, и с парохода, плывущего по Волге, и из окна проходящего поезда. С вершины кургана открывается широкая панорама возрожденного цветущего города-героя.

Представители иностранных государств, приезжавшие сюда после великой битвы, считали, что город оживить невозможно. Бывший посол США в Советском Союзе Дэвис, увидев развалины улиц и заводских корпусов, сказал: «Этот город мертв, и вы его не восстановите. Что умерло, то умерло. Я не знаю, чтобы кто-либо воскрес из мертвых». Западные дипломаты советовали обнести развалины проволокой и оставить как огромный исторический музей.

Но советские люди решили иначе. Их усилиями город-герой возрожден. Он стал крупнейшим промышленным и культурным центром и портом пяти морей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Ансамбль Ансамбль (ensemble) – обозначает в архитектуре главную массу здания, а иногда под А. разумеют отношение частей здания к целому или пропорциональность частей; А. в планировке состоит в симметрии внутренних частей, а также в пропорциональном расположении комнат для

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

«За оборону Сталинграда» Величайшим сражением Второй мировой войны была Сталинградская битва. Она началась 17 июня 1942 года и продолжалась более 7 месяцев – до 2 февраля 1943 года. Во время боев за Сталинград фашистские армии потеряли убитыми, ранеными и пленными около 1,5

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Берлинер Ансамбль „Берлинер Ансамбль“ - один из ведущих немецких театров послевоенного времени. Он был основан в Берлине (в ГДР) писателем Б. Брехтом и актрисой Е. Вейгель в 1949 году. В состав театра входили актеры берлинского Немецкого театра, а также Цюрихского

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

В окопах Сталинграда Повесть (1946)Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных укреплений полк отходит без единого выстрела, а первый батальон во главе с комбатом Ширяевым остается для

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Урбанистика. часть 3 автора Глазычев Вячеслав Леонидович

Городской ансамбль С выхода в свет в 1889 г. книги Камилло Зитте «Художественные основы градостроительства» внимание урбанистов-исследователей было надолго приковано к теме, которая означала закрепление особой мыслительной конструкции. Во-первых, город оказался сведен

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Из книги Борьба с диверсантами автора Потапов С М

В ПОМОЩЬ ЗАЩИТНИКАМ ТЫЛА Предательское нападение гитлеровской Германии на СССР вызвало огромный взрыв возмущения советского народа, грудью вставшего на защиту социалистического отечества, на защиту своей свободы, чести и достоинства.В то время, как Красная Армия

Ровно 74 года назад, 2 февраля 1943 года, была одержана победа в одном из самых кровопролитных сражений в истории человечества. Сталинградская битва проходила под девизом из приказа № 227 «Ни шагу назад!» и являлась важнейшим переломным моментом не только в Великой Отечественной войне, но и во Второй мировой. Главным символом Сталинградской победы стала «высота 102» - Мамаев курган, в ходе битвы не раз переходивший от советских войск к немцам и обратно. Рамблер/Путешествия рассказывают о памятных местах в Волгограде, которые стоит посетить, оказавшись в городе‑герое.

Мамаев курган

Суммарные потери советской и немецкой сторон в Сталинградской битве превышают два миллиона человек. Это самое жестокое сражение в истории человечества, и воспоминания о том, что каждый квадратный метр Мамаева кургана был пропитан кровью, не являются художественным преувеличением. Строительство мемориала под руководством архитектора Вучетича длилось восемь лет. Все элементы мемориала - площади, скульптуры, барельефы, памятники - глубоко символичны. Включая и дорожку к главному монументу мемориала - памятнику «Родина‑мать зовет!». На ней ровно двести ступеней - как и ровно двести тех дней, которые длилась Сталинградская битва.

Стены‑руины

Восхождение на Мамаев курган по лестнице мимо стен‑руин проходит под аудиосопровождение: звуковая дорожка включает себя сводки с фронта, которые зачитывал главный диктор Советского Союза Юрий Левитан, шум сражения и военные песни. Стены‑руины высотой от 17 до 5 метров словно переносят в 1942 год. Левая стена посвящена клятвам воинов‑защитников Сталинграда: «Ни шагу назад!», «В наступление, товарищи!», «На Берлин!». На правой стене изображены реальные сцены боя, среди которых защита Дома Павлова и героическая гибель Михаила Паникахе.

Площадь Стоявших насмерть

Мамаев курган – это возвышенность на правом берегу Волги, расположенная практически в центре Волгограда (ранее – Сталинград), и, в то же время, – это главная высота России, священное место для русских людей. Именно здесь – на «Высоте 102» (как обозначался курган на военных картах) – в годы Великой Отечественной войны во время Сталинградской битвы шли ожесточенные бои, насмерть стояли советские воины. Возвышаясь над центральной частью города, он являлся важным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта, поскольку позволял тому, кто контролировал вершину кургана, контролировать практически весь город, Заволжье и переправы через Волгу.

С тех пор Мамаев курган стал известен всему миру, как арена одних из самых ожесточенных боев Второй мировой войны, и где произошел ее коренной поворот. Именно здесь сегодня расположен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» – самый масштабный и величественный мемориальный комплекс, посвященный победе советских войск в Великой Отечественной войне.

Бои за эту высоту продолжались 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы, склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. А после окончания боев здесь стали хоронить погибших со всего города – это около 34,5 тысяч человек. Тогда же возникла и идея сооружения в городе монумента, в память о великом сражении и защитниках Родины, погибших здесь.

Всесоюзный конкурс на проект памятника объявили сразу же после войны, на него поступили всевозможные варианты. Но по решению Сталина автором будущего мемориала был назначен Е. Вучетич, который к тому времени уже создал мемориал в Берлине. Под его руководством над проектом работал коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров. Кстати, инженерной группой руководил – доктор технических наук Н. Никитин – автор расчета Останкинской телебашни. Именно он выполнил сложнейшие расчеты устойчивости конструкции монумента «Родина-мать зовет!». А главным военным консультантом проекта был Маршал Советского Союза В. Чуйков, командующий в годы войны 62-й армией, удерживающей «Высоту 102».

В январе 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника, а в мае 1959-го начались строительные работы, которые велись в интенсивном режиме. Несмотря на это, масштабность и сложность композиции задуманного ансамбля потребовали несколько лет для его осуществления. Были проведены большие земляные работы, а также именно здесь впервые в практике сооружения монументов был применен железобетон.

Торжественное открытие культурно-исторического памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане состоялось 15 октября 1967 года.

Этот комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде и сегодня является уникальным инженерным сооружением и архитектурно-скульптурным ансамблем, объединенным общим замыслом, общей идеей. Его общая площадь – 26 га, а протяженность всего комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км. Композиционно он состоит из архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. Следуя в одном направлении, один уровень сменяется другим, и по мере подъема раскрываются все новые элементы композиции.

Основные элементы памятника-ансамбля – это вводная композиция-горельеф «Память поколений», Аллея пирамидальных тополей, площадь «Стоявших насмерть», стены-руины, площадь Героев, подпорная стена-рельеф, зал Воинской славы, площадь Скорби с памятником «Скорбящая мать», монумент «Родина-мать зовет!», воинское мемориальное кладбище, мемориальный дендропарк у подножия кургана, храм Всех Святых.

Главной фигурой и композиционным центром всего ансамбля является монумент «Родина-мать зовет!», который расположен на огромном насыпном кургане высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. От подножия кургана к его вершине ведут 200 гранитных ступеней – по числу дней Сталинградской битвы. Сама скульптура «Родина-мать зовет!» поражает своими размерами и формой исполнения. Она представляет собой 52-х метровую фигуру женщины (она возвышается над городом и видна на десятки километров), в ее правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Монумент сделан из железобетона (5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций), причем отливали его единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов и лестница. Статуя стоит на плите высотой 2 метра (которая лежит на главном фундаменте), но никак не скреплена с фундаментом, а держится силой тяжести.

В 2008 году памятник-ансамбль, после объединения с музеем-панорамой «Сталинградская битва», был включен в перечень федеральных памятников и стал называться Государственным историко-мемориальным музеем-заповедником «Сталинградская битва». В том же году он стал одним из чудес нашей страны, победив в финале конкурса «7 чудес России».

Сегодня историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» является самым посещаемым памятником в России – ежегодно около трех миллионов человек из России и других стран бывают на Мамаевом кургане, чтобы увидеть уникальное творение советских мастеров и почтить светлую память героических защитников Сталинграда.

И прилегающих населенных пунктов и во время городских боев, и позже, когда восстанавливали Сталинград по новому генеральному плану, часто не обращая внимания, что навсегда теряются исторические реликвии. Но вместе с тем, памятники Сталинградской битвы, созданные после войны, отразили в себе величие страны, победившей в мировой войне, и горечь по миллионам погибших и искалеченных советских граждан.

Памятники в Волгограде

Самые известные из них:

  • Монумент Родина-мать зовет! и другие памятники на Мамаевом кургане .
  • Музей-Панорама Сталинградской битве.
  • Мельница Гергардта

Помимо общеизвестных в России и мире памятников, в Волгограде памяти Сталинградской битвы посвящено:

  • не восстановленное здание директора завода у берега Волги, свидетель обороны плацдарма 138 гвардейской дивизии (Остров Людникова).
  • «Гаситель » - пожарный катер Волжской военной флотилии .
  • «Линия обороны» - линия из 17 башен танков Т-34-76 , символизирующих линию обороны Сталинграда (Волгограда), протяженностью составляет около 30 километров. Идея создания памятника появилась сразу после окончания войны. Решение о строительстве комплекса было принято в феврале 1948 года, автором проекта стал московский архитектор Ф. М. Лысов. Первый постамент был установлен 3 сентября 1951 года, последний - через три года, 17 октября 1954. Танковые башни собирались здесь же, из погибшей в Сталинградской битвы техники. Выбирались башни танков Т-34 разных модификаций со следами боев, пробоинами. Расстояние между башнями - несколько километров.
  • Аллея Героев - широкая улица соединяет набережную им. 62-й Армии у реки Волги и площадь Павших Борцов . 8 сентября 1985 года здесь был открыт мемориальный памятник, посвящённый Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, уроженцам Волгоградской области и героям Сталинградской битвы. Художественные работы выполнены Волгоградским отделением художественного фонда РСФСР под руководством главного художника города М. Я. Пышты. В авторский коллектив вошли главный архитектор проекта А. Н. Ключищев, архитектор А. С. Белоусов, конструктор Л. Подопригора, художник Е. В. Герасимов. На памятнике имена (фамилии и инициалы) 127 Героев Советского Союза , получивших это звание за героизм в Сталинградской битве в -1943 годах , 192 Героев Советского Союза - уроженцев Волгоградской области , из которых трое дважды Герои Советского Союза, и 28 кавалеров ордена Славы трёх степеней
  • Здание Центрального Универмага (вид на довоенный фасад здания на ул. Островского) - в его подвале произошло пленение штаба 6-ой немецкой армии и Ф. Паулюса. В подвале открыт музей «Память».
  • Тополь на площади Павших борцов - исторический и природный памятник Волгограда, расположенный на Аллее Героев. Тополь пережил Сталинградскую битву и имеет на своем стволе многочисленные свидетельства военных действий.

Памятники в Волгоградской области


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Список особо охраняемых природных территорий Томской области
  • Проект:США/Памятники техники в США

Смотреть что такое "Памятники сталинградской битвы" в других словарях:

    Волгоград - У этого термина существуют и другие значения, см. Волгоград (значения). Запрос «Сталинград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Волгоград … Википедия

    Сталинградская битва - Великая Отечественная война, Вторая мировая война … Википедия

Был такой "выдающийся политический деятель" , один из "строителей демократической России" - Анатолий Александрович Собчак . Сейчас славу отца затмила слава дочки, но может быть, кто-то ещё помнит и папашу. Так вот он, будучи уже мэром Санкт-Петербурга, продвигал идею установки мемориала немецким солдатам, погибшим под Ленинградом. Момориал по замыслу должен был стоять в городе Пушкинe.

И он был не одинок. Несколько лет назад в Волгограде хотели установить памятник немцам погибшим в Сталинграде. Германия выделила деньги, власти дали согласие... и только угрозы взорвать этот памятник, исходившие от простых людей, вынудили отказаться от его установки...

Список, конечно, неполный, но картина в общих чертах ясна, да? Какие памятники теперь нужно возводить, а какие - сносить.
Пройдёт ещё немного времени и в мире будут вполне обоснованно говорить, что немцы во Вторую Мировую в СССР совсем не зверствовали: "видите, как их уважают до сих пор - памятники им ставят и ухаживают за ними. Разве такое может быть, если речь идёт о злодеях?..."

Upd. :
Меня нисколько не раздражает памятник погибшим французам на Бородинском поле. И памятник погибшим немцам в I мировую не раздражал бы. Не знаю, может быть, и есть где-то такой.
Я не историк и историю знаю в школьном объёме, а так же по рассказам непосредственных её участников и потому считаю, что со Второй мировой ситуация принципиально иная: во-первых, в предыдущих войнах у агрессоров не было планов уничтожения людей просто за то, что они "не той национальности" уродились и во-вторых, не было попыток эти планы реализовать. И ставить памятники погибшим ради реализации этой идеи я считаю кощунственным.