В какой главе идет описание гриши добросклонова. Сочинение «народный заступник — гриша добросклонов» (по поэме «кому на руси жить хорошо» некрасова)

Великий русский поэт Н.А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после отмены крепостного права. Главной его целью при этом было показать, что ничего в жизни крестьян не изменилось. Как были они зависимы от помещиков, так и остались. Чтобы стать свободным, нужно было выплатить хозяину большие отступные деньги, а где их взять бедному крестьянину? Так и продолжали мужики и бабы ходить на барщину и платить непомерный оброк.

Николаю Алексеевичу было больно смотреть на униженное положение бедняков. Поэтому в своей поэме он вводит образ народного заступника Гриши Добросклонова.

Впервые с Добросклоновым мы встречаемся в главе «Доброе время – добрые песни». Это молодой человек, который «лет пятнадцати…твердо знал уже, что будет жить для счастия убитого и темного родного уголка». Даже фамилия этого героя говорит сама за себя: склонность к добру.

Создавая этот образ, поэт стремится показать в нем общественного деятеля с прогрессивными взглядами. Григорий Добросклонов близок простому народу тем, что также испытал голод и нужду, несправедливость и унижение.

В одной из песен, которые поет Гриша, говорится о двух путях переустройства общества. Одну дорогу, «просторную, страстей рабу», выбирает «к соблазну жадная толпа», другую, «тесную, дорогу честную», выбирают лишь «души сильные, любвеобильные, готовые защищать угнетенных». Здесь же звучит призыв ко всем прогрессивным людям:

Иди к униженным,

Иди к обиженным –

Будь первый там.

Но второй путь очень сложен. Его выбирают люди с твердым характером и упорной волей. Таков Григорий:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Несмотря ни на что юноша верит в светлое будущее России. Через песни он пытается воздействовать на интеллигенцию, с тем чтобы та проснулась и начала защищать простой народ.

А в песне «Русь» лирический герой обращается ко всем простым людям с надеждой, что те в скором будущем выберут более действенный путь искоренения поработителей и угнетателей:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

Сам Григорий называет эту песню благородным гимном, в котором воплотилось «народное счастье». Народ могуч и велик.

Когда он проснется, страна превратится в могучую державу. Именно в народе видит автору силу, способную изменить устоявшееся положение вещей:

Рать подымается-

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Следовательно, образом Гриши Добросклонова автор показывает пути к достижению счастья. Он считает, что счастлив может быть только тот, кто борется за интересы всего народа. Также Некрасов создает программу действий для тех, кто выбрал путь народных заступников.

Меню статьи:

Многие произведения не утратили своей актуальности и в наше время. Это, пожалуй, происходит потому, что большинство проблем и трудностей в жизни человека можно вынести за грани времени и развития человечества в целом. Людям всегда было сложно найти свое место в обществе, кому-то не хватало денег, чтобы получить должное образование, кому-то, чтобы выглядеть должным образом (человека в ветхом костюме общество не воспринимало ни в далекие нам времена, ни сейчас). Проблема обустройства быта, обеспечения продовольствием во все времена занимали умы людей, особенно низкого достатка. Как выйти из замкнутого круга таких проблем и можно ли сделать это честным способом? На этот вопрос пытается дать ответ Н.А. Некрасов в своей неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Многие образы могли бы послужить наглядным примером для раскрытия этой темы, но все же основной массив информации по данному вопросу приходится на образ Гриши Добросклонова.

Значение имени и прототипы

В литературе имена героев нередко носят символический характер. Их имена и фамилии в большинстве случаев являются краткой характеристикой литературной личности. Если вопрос о присвоении персонажам имен, в виду детализации их личностных качеств, спорный, то вопрос о значении фамилий практически всегда решается в пользу символичности. Авторы минувших веков брали в основу имена широко распространенные в обществе, в частности бралось во внимание описываемое сословие. Имя героя должно было быть близким и знакомым читателям. Фамилии персонажей же выдумывались авторами самостоятельно. Именно от ассоциаций с фамилией и заключалась дальнейшее развитие образа. Основывалось оно либо в игре на контрастах, либо на усилении эффекта личностных качеств личности.

Прототипом Гриши Добросклонова стал поэт и публицист Николай Алексеевич Добролюбов. В обществе он слыл человеком уникального трудолюбия и одаренности – в 13 лет он уже занимался переводами Горация, успешно писал литературно-критические статьи. Объединяет Добросклонова с Добролюбовым трагедия детства – смерть матери, которая нанесла неизгладимые впечатления как для первого, так и для второго. Сродные качества также возникают у них в социальной позиции – стремлении сделать мир добрее и лучше.

Как видим, Некрасов взял за основу фамилию литературного деятеля, видоизменив ее, но при этом нельзя отвергать факт ее символичности. Фамилия персонажа также отображает его личностные качества. В ее основе положено имя существительное «добро», что соответствует общей характеристике Гриши. Он действительно добрый человек по своей натуре, полон благих стремлений и мечтаний. Вторая часть его фамилии образована от глагола «склонять». То есть,

Возраст, внешность и род деятельности Григория Добросклонова

С образом Григория Добросклонова читатель знакомится в последних частях поэмы – частично в «Пире на весь мир» и, более детально, в эпилоге поэмы.

О точном возрасте героя мы не знаем, тот факт, что на момент рассказа он учиться в семинарии, дает право предположить, что его возраст около 15 лет, эту же догадку и подтверждает автор, говоря, что мальчик «лет пятнадцати».


Мать Григория звали Домной, она рано умерла:

Домнушка
Была куда заботлива,
Зато и долговечности
Бог не дал ей.

Отца его зовут Трифоном, он был дьяком, другими словами находился на нижней ступени карьерной лестницы церковнослужителей. Доходы семьи никогда не были высокими – мать старалась изо всех сил изменить эту ситуацию и дать должное образование своим детям – Грише и Савве. Женщине часто помогали односельчане прокормить детей, поэтому она

Батрачка безответная
На каждого, кто чем-нибудь
Помог ей в черный день.

Естественно, что тяжелый физический труд и плохие условия жизни крайне неблагоприятно влияли на здоровье женщины и вскоре она умирает. Григорий тяжело переживает утрату матери – она была доброй, хорошей и заботливой, поэтому по ночам мальчик «тужил о матушке» и тихонечко пел ее песню о соли.

Жизнь после смерти матери

После смерти Домны жизнь семьи значительно ухудшилась – «Беднее захудалого/Последнего крестьянина/ Жил Трифон». В их доме никогда не было достаточно еды:

Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Григория с Саввой часто подкармливают односельчане. Братья очень благодарны мужикам за это и стараются не оставаться в долгу – как-то помочь им:

Платили им молодчики.
По мере сил, работою,
По их делишкам хлопоты
Справляли в городу.

Некрасов подает скудное описание Гриши. У него «кость широкая», но сам он по виду не похож на богатыря – «лицо его слишком исхудалое». Это потому, что он всегда полуголодный. Будучи в семинарии он просыпался посреди ночи от голода и ждал завтрака. Отец их тоже не барствует – он такой же вечно голодный, как и его сыновья.


Григорий как и его брат « обозначены Божьей печатью» – способностями к наукам и умением вести за собой толпы, поэтому «дьячок хвалился детками».

Учеба в семинарии для Григория не радостна там, «темно, холодно и голодно», но отступать молодой человек не собирается, в его планах есть еще обучение в университете.

Со временем образ матери и малой родины слились воедино, вскоре они определились в стремление служить простому народу, делать жизнь простых мужиков лучше:

Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Григорий мечтает не о личном богатстве или благах. Он хочет, чтобы все люди жили в добре и достатке:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.

И молодой человек готов сделать все, что возможно, чтобы приблизится к исполнению своей мечты.

Добросклонов оптимистично настроен, это особенно заметно в текстах его песен, где он старается воспеть любовь к жизни, очертить прекрасное, жизнерадостное будущее.

Судьба Григория типична – нерадостное, голодное детство, печальные воспоминания об обучении в семинарии. Что будет дальше? Это вполне предсказуемо, судьба таких людей всегда одинакова:

Ему судьба готовила
Путь славный, Имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Подведем итог. Образ Григория Добросклонова оптимистичный. Молодой человек полон прекрасных стремлений – он будущий революционер, готовый пожертвовать собой ради блага других людей. Движет Григорием благое намерение улучшить жить простых людей, таких же, как он сам, обеспечить им достойную, а не нищенскую жизнь.

Перед вами сочинение по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Сочинение посвящено анализу образа Гриши Добросклонова.

Народный заступник - Гриша Добросклонов

Созданная в середине 70-х годов поэма «Кому на Руси жить хорошо» отразила период демократического подъема России, оказавшейся на пороге революции. Началось массовое движение интеллигенции в народ с целью революционной пропаганды. Все надежды возлагались на “революционное” крестьянство, однако крестьянские массы остались “глухи” к проповеди народников и их «хождение в народ» не увенчалось успехом. Споры о формах и методах пропаганды в деревне, о внедрении революционного сознания в народные массы, о том, как направить их на путь активной борьбы, то и дело возникали в народнической среде в то время. Автор, в образе Гриши Добросклонова , включается в этот спор.

Некрасов верил в необходимость “живой” пропаганды среди крестьян, в единение интеллигенции и народа, в ее действенность, даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу. Борцом- агитатором, ушедшим в народ, в крестьянство — является Гриша Добросклонов — сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина », и «батрачки безответной », слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь.

… лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Чертами характера Гриша напоминает Добролюбова, даже фамилии их созвучны. Как и Добролюбов, Добросклонов - борец за крестьянские интересы, за всех обиженных и униженных. Он хочет быть там, «…где трудно дышится, где горе слышится ». Ему не нужно ни богатство, ни личное благополучие, он готов отдать свою жизнь за то, «чтоб… каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси! ».

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Григория не пугают испытания, он верит в торжество дела, которому посвятил жизнь, ощущая, как многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Мысль об этом наполняет его душу радостью и уверенностью. Сильное действие оказывают на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, они заражают верой в будущее счастье для всей Руси.

Григорий Добросклонов - будущий вожак крестьянства, тяжел его путь, но и славен, «лишь души сильные, любвеобильные » вступают на него потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос, в котором заключается смысл поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» - автор отвечает: борцам за счастье народа.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного.

Поэт связывает соединение крестьянства и интеллигенции с судьбой всего народа, предлагая свое решение вопроса — как установить контакт и взаимопонимание, как ликвидировать существующий между ними разрыв. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести Россию на широкую дорогу свободы и счастья.

Надеюсь, данное сочинение помогло вам лучше понять образ Гриши Добросклонова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» уже в своем названии содержит вопрос, ответ на который волновал во времена Некрасова любого просвещенного человека. И хотя герои произведения не находят того, кто живет хорошо, однако читателю автор все-таки дает понять, кого же он считает счастливым. Ответ на это вопрос скрыт в образе Гриши Добросклонова, героя, появляющегося в последней части поэмы, но далеко не последнего в идейном плане.

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе «Доброе время – добрые песни», во время пира, благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье. Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники». Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина».

Даже кошка с собакой предпочли сбежать из семьи, не выдержав голода. Все это из-за того, что у дьячка «легкий нрав»: он вечно голоден и вечно ищет, где бы выпить. В начале главы сыновья ведут его, пьяненького, домой. Он же хвалится детьми, но о том, сыты ли они, и думать забыл.

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно».

И тоска по матери приводит его к самоотверженному решению посвятить свою жизнь другим, столь же обделенным.

Отметим, что песни очень важны для характеристики Гриши в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. В них кратко и точно раскрывается суть идей и устремлений героя, четко видны его основные жизненные приоритеты.

Первая из песен, звучащих из уст Гриши, передает его отношение к Руси. Видно, что он отлично понимает все проблемы, раздиравшие страну: рабство, невежество и позор крестьян – все это Гриша видит без прикрас. Он легко подбирает слова, способные ужаснуть любого, самого бесчувственного слушателя, и в этом проявляется его боль за родную страну. И в то же время в песне звучит надежда на грядущее счастье, вера в то, что желанная воля уже близится: «Но ты не погибнешь, я знаю!»…

Следующая песня Гриши – о бурлаке – усиливает впечатление от первой, детально изображая судьбу честного труженика, спускающего в кабаке «честно нажитые гроши». От частных судеб герой переходит к изображению «всей Руси загадочной» – так рождается песня «Русь». Это полный искренней любви гимн своей страны, в котором слышится вера в будущее: «Рать подымается – неисчислимая». Однако нужен кто-то, кто бы стал во главе этой рати, и судьба эта предназначена Добросклонову.

Есть два пути, – так считает Гриша, – один из них широкий, торный, но по нему идет жадная до соблазнов толпа. Там идет вечная борьба за «блага бренные». Именно по ней, к сожалению, направляются вначале и странники-главные герои поэмы. Они видят счастье в сугубо практичных вещах: богатстве, почете и власти. Поэтому неудивительно, что им не удается встретиться с Гришей, выбравшим для себя другой путь, «тесный, но честный». По этому пути идут только сильные и любвеобильные души, желающие заступиться за обиженных. Среди них – и будущий народный заступник Гриша Добросклонов, которому судьба готовит «путь славный, … чахотку и Сибирь». Эта дорога нелегка и не приносит личного счастья, и все же, по мнению Некрасова, только так – в единении со всем народом – и можно стать по-настоящему счастливым. Высказанная в песне Гриши Добросклонова «правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, «прыгая» от счастья и ощущая в себе «необъятные силы». Дома же его восторг подтверждает и разделяет брат, отозвавшийся о Гришиной песне как о «божественной» – т.е. окончательно признав, что на его стороне правда.

Тест по произведению

Один из спорных для некрасоведов вопросов - роль Григория Добросклонова и смысл этого образа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» : создавал ли Некрасов образ «заступника народного», борца за народное счастье, «разночинца, революционера 60-х гг. и революционного народника 70-х гг.», или просветителя, воспитателя народа. В черновой редакции главы, как отмечают исследователи, был «яснее истинный смысл образа Гриши Добросклонова - народного заступника. Именно здесь Некрасов сравнивал его с Ломоносовым и предрекал ему тяжкую судьбу: «чахотку и Сибирь». «Чахотка» и «Сибирь» были, безусловно, точными указаниями на революционную, противоправительственную деятельность Гриши Добросклонова. Но Некрасов еще на начальном (доцензурном) этапе работы зачеркнул строки: «Ему судьба готовила / Путь громкий, имя славное / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь». Только по воле издателей поэмы уже в советское время эти строки были включены в текст. Но вопрос, почему автор отказался от этих строк, напрямую указывающих на революционную деятельность героя, - остается. Сделал ли это Некрасов в результате автоцензуры, т.е. заранее зная, что строки не будут пропущены? Или это было вызвано изменением концепции образа Гриши?

Возможное объяснение отказа Некрасова от указаний на трагическую судьбу Гриши Добросклонова нашел Н.Н. Скатов, который увидел причину в стремлении создать обобщенный образ представителя молодого поколения. «С одной стороны, - пишет исследователь, - он (Гриша Добросклонов) человек совершенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него. Но Гриша - и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед, надеющейся и верующей. Он весь в будущем, отсюда некоторая его неопределенность, только намеченность. Потому-то Некрасов, очевидно, не только из цензурных соображений, зачеркнул уже на первом этапе работы стихи».

Споры вызывает и место героя в повествовании. К.И. Чуковский склонен был отводить этому герою ключевую роль. Собственно, появление такого героя, как Гриша Добросклонов, и стало для исследователя важнейшим аргументом в определении композиции поэмы. «Счастье» народного заступника Гриши Добросклонова и должно венчать, по мнению К.И. Чуковского, поэму, а не восторженный гимн «благодетельнице»-губернаторше, который звучит в «Крестьянке». Как итоговый в размышлениях Некрасова о «счастье» воспринимают образ Гриши Добросклонова и другие исследователи. По предположению Л.А. Евстигнеевой, «в следующих главах центральной фигурой поэмы должен был стать Гриша Добросклонов, образ которого только намечен в «Пире...».

Но есть и иная точка зрения, согласно которой Гриша Добросклонов - не кульминация поэмы, не ее венец, а всего лишь один из эпизодов в поисках крестьян. «Встреча с Григорием Добросклоновым, - полагают исследователи, - была одним из эпизодов путешествия странников - важным, знаменательным, принципиальным и т.д., но все же лишь эпизодом, который вовсе не означал окончания их поисков». Эту же позицию разделяет и В.В. Жданов, автор книги «Жизнь Некрасова»: «Маловероятно, что все линии пути многосложного повествования, все многообразие образов и характеров можно свести к Грише Добросклонову, - утверждает он, - вероятно, что это один из этапов на пути к завершению всего труда». Ту же мысль высказывает и Н.Н. Скатов: «Сам по себе образ Гриши не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце». Исследователь мотивирует свои слова тем, что «счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) еще не разрешение вопроса, так как поэма выводит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «пире на весь мир».

Для такого понимания роли героя есть все основания: путешествие мужиков, действительно, не должно было заканчиваться на Вахлачине. И в то же время, трудно согласиться и с тем, что Гриша Добросклонов - всего лишь один из многочисленных героев. Не случайно в образе Гриши Добросклонова явственны черты столь дорогих некрасовскому сердцу людей - Добролюбова и Чернышевского.

Но проблема заключается не только в определении места героя в поэме. Спорным представляется вопрос о том, принимал ли Некрасов «счастье» Григория Добросклонова как высшее представление о счастье? Обращаясь к этой проблеме, К.И. Чуковский утверждает, что в своем творчестве Некрасов соотносил с представлением о счастье жизнь только богатых и влиятельных людей, например, счастливым был назван «владелец роскошных палат» из стихотворения «Размышление у парадного подъезда». Но это утверждение не совсем точно. У Некрасова было и другое понимание счастья. И оно тоже выразилось в его лирике. Счастливцем, например, он называл И.С. Тургенева:

Счастливец! из доступных миру
Ты наслаждений взять умел
Все, чем прекрасен наш удел:
Бог дал тебе свободу, лиру
И женской любящей душой
Благословил твой путь земной.

Несомненным слагаемым «счастья» для Некрасова была не праздность, а труд. И потому, рисуя картины счастливого будущего в поэме «Горе старого Наума», Некрасов воспевает «вечный бодрый труд над вечною рекою». Известно и такое некрасовское признание. В мае 1876 г. сельская учительница Малоземова написала ему письмо - отклик на прочитанную поэму, которая завершалась главой «Крестьянка». Учительнице казалось, что поэт не верит «в существование счастливых людей», и она старалась разубедить его: «Я уже стара и очень некрасива, - писала она, - но очень счастлива. Сижу у окна в школе, любуюсь природой и наслаждаюсь сознанием своего счастья... В прошлом моем много горя, но я считаю его благом-счастьем, оно выучило меня жить, и без него я не знала бы наслаждения в жизни...». Некрасов ответил ей много позднее - его письмо датировано 2 апреля 1877 г.: «Счастие, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться». Означают ли эти слова, что в дальнейшем автор хотел продолжить рассказ о жизни Гриши Добросклонова? Ответить на этот вопрос невозможно. Но нельзя не заметить, что Гришино понимание счастья действительно близко счастью сельской учительницы. Так, когда благодарный Грише за добрые слова, за помощь, Влас желает ему счастья, как он его понимает, счастья крестьянского:

Дай Бог тебе и серебра,
И золотца, дай умную,
Здоровую жену! -

Гриша Добросклонов отвечает несогласием с таким пониманием счастья, противопоставляет ему свое:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Исследователями давно отмечена близость судьбы и образа Гриши Добросклонова с судьбами и личностями Николая Чернышевского и Николая Добролюбова. Семинаристское прошлое, происхождение Чернышевского, черты личности Добролюбова и даже его фамилия - становятся непосредственными источниками образа. Известно и то, как Некрасов воспринимал своих сотрудников по «Современнику»: в стихотворениях, посвященных Добролюбову и Чернышевскому, их судьбы утверждаются как воплощение идеальной судьбы. Но можно отметить еще целый ряд деталей, которые свидетельствуют об особенной значимости для автора образа Гриши Добросклонова. Некрасов явно сакрализирует образ Гриши: представляя Гришу как «посланца Божьего», отмеченного «печатью дара Божьего». На путь, избираемый им, - «дорогу тесную», «честную», призывает ангел милосердия. Песня «Средь мира дольнего», которую поет ангел милосердия, в черновой редакции называлась «Куда идти?» Исследователи видят в этом названии явную аналогию с названием романа Чернышевского «Что делать?» Но можно предположить и другой источник этих слов: они перекликаются со словами апостола Петра, вопрошавшего, как свидетельствуют древние апокрифы, Христа о цели его пути: «Куда идешь?» Отвечая на вопрос Петра, Христос сказал: «В Рим, чтобы снова принять распятие». «После этого Христос возносится на небо, а Петр, видя в словах Христа провозвестие своей мученической смерти, возвращается в Ром, где его распинают вниз головой». Эта аналогия также позволяет увидеть высший смысл Гришиного пути. Интересно отметить, что первоначально имя некрасовского героя было - Петр.

Но автор не случайно отказывается от этой прямой аналогии с судьбой последователя Христа, как отказывается и от прямых указаний на революционную деятельность Гриши Добросклонова. Гриша предстает как просветитель, «сеятель знанья на ниву народную», который и призван «сеять разумное, доброе, вечное». Характерно, что стихотворение, призывающее «сеятелей знанья на ниву народную», было написано одновременно с главой «Пир на весь мир». Но если в стихотворении «Сеятелям» Некрасов сетовал на «робость» и «слабость» сеятелей, то в поэме он создает образ героя, наделенного и целеустремленностью, и нравственной силой, и пониманием народной души. Рожденный в народной среде, испытавший все его горести и печали, он знает и народную душу, и пути к народному сердцу. Он знает, что может «оживить» Русь. Жизнь, отданная возрождению народной души, просвещению народа, и мыслится Некрасовым как счастье. Именно поэтому Некрасов и заканчивает свою поэму словами:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного!..

Следует согласиться с В.И. Мельником, который пишет о том, что поэт воспевал «всякую жертву человека, всякий подвиг - лишь бы он делался во имя других людей. Такое самопожертвование стало как бы религией Некрасова».

Наделяя своего героя истинно «счастливой» судьбой, Некрасов тем не менее не завершает главу возвращением странников в родные деревни. Их путешествие должно было продолжиться. Почему? Ведь заключительные строки указывали не только на согласие автора с таким пониманием счастья, но и на то, что странники уже были готовы его разделить. Один из возможных ответов на этот вопрос дал Г.В. Плеханов, известный революционный деятель. Он увидел причину такой концовки в том, что народ и «народные заступники» не были едины в своих стремлениях. «В том-то и дело, что странники-крестьяне разных деревень, порешившие не возвращаться домой, пока не решат, кому живется весело, вольготно на Руси, - не знали того, что творилось с Гришею, и не могли знать. Стремления нашей радикальной интеллигенции оставались неизвестны и непонятны народу. Ее лучшие представители, не задумываясь, приносили себя в жертву его освобождению, а он оставался глух к их призывам и иногда готов был побивать их камнями, видя в их замыслах лишь новые козни своего наследственного врага - дворянства».

Это замечание, отражающее действительные реалии русской жизни, все же не совсем справедливо по отношению к некрасовской поэме: Гриша не предстает как борец-одиночка в поэме, «вахлаки» и слушают его, и прислушиваются к его мнению. И все же Некрасов не хотел завершить искания своих героев в Вахлачине. Странствие должно продолжиться, и, как справедливо пишет один из исследователей, «неизвестно, к чему оно может привести мужиков. Ведь поэма строится на основе развития авторской идеи, а Некрасову очень важно показать, чему учатся странники во время путешествия, что, в частности, они почерпнули из тех новых встреч, о которых рассказывается в «Пире...». Поэтому события, изображенные в «Пире...», вовсе не должны быть концовкой поэмы, напротив, они становились новым стимулом в дальнейших поисках семи мужиков, дальнейшем росте их самосознания».