Обломов начинается. Обломов и "другие"

Роман в четырех частях

Часть первая

I

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов. Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой. Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте. Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха. Илья Ильич проснулся, против обыкновения, очень рано, часов в восемь. Он чем-то сильно озабочен. На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь. Дело в том, что Обломов накануне получил из деревни, от своего старосты, письмо неприятного содержания. Известно, о каких неприятностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода и т. п. Хотя староста и в прошлом и в третьем году писал к своему барину точно такие же письма, но и это последнее письмо подействовало так же сильно, как всякий неприятный сюрприз. Легко ли? Предстояло думать о средствах к принятию каких-нибудь мер. Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением. По этому плану предполагалось ввести разные новые экономические, полицейские и другие меры. Но план был еще далеко не весь обдуман, а неприятные письма старосты ежегодно повторялись, побуждали его к деятельности и, следовательно, нарушали покой. Обломов сознавал необходимость до окончания плана предпринять что-нибудь решительное. Он, как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить, записать и вообще заняться этим делом как следует. С полчаса он все лежал, мучась этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более, что ничто не мешает думать и лежа. Так и сделал. После чаю он уже приподнялся с своего ложа и чуть было не встал; поглядывая на туфли, он даже начал спускать к ним одну ногу с постели, но тотчас же опять подобрал ее. Пробило половина десятого, Илья Ильич встрепенулся. — Что ж это я в самом деле? — сказал он вслух с досадой. — Надо совесть знать: пора за дело! Дай только волю себе, так и... — Захар! — закричал он. В комнате, которая отделялась только небольшим коридором от кабинета Ильи Ильича, послышалось сначала точно ворчанье цепной собаки, потом стук спрыгнувших откуда-то ног. Это Захар спрыгнул с лежанки, на которой обыкновенно проводил время, сидя погруженный в дремоту. В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды. Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых. Более ничто не напоминало старику барского широкого и покойного быта в глуши деревни. Старые господа умерли, фамильные портреты остались дома и, чай, валяются где-нибудь на чердаке; предания о старинном быте и важности фамилии всё глохнут или живут только в памяти немногих, оставшихся в деревне же стариков. Поэтому для Захара дорог был серый сюртук: в нем да еще в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие. Без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно, и преданий об этом старинном доме, единственной хроники, веденной старыми слугами, няньками, мамками и передаваемой из рода в род. Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и наконец незаметно потерялся между не старыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею. Вот отчего Захар так любил свой серый сюртук. Может быть, и бакенбардами своими он дорожил потому, что видел в детстве своем много старых слуг с этим старинным, аристократическим украшением. Илья Ильич, погруженный в задумчивость, долго не замечал Захара. Захар стоял перед ним молча. Наконец он кашлянул. — Что ты? — спросил Илья Ильич. — Ведь вы звали? — Звал? Зачем же это я звал — не помню! — отвечал он потягиваясь. — Поди пока к себе, а я вспомню. Захар ушел, а Илья Ильич продолжал лежать и думать о проклятом письме. Прошло с четверть часа. — Ну, полно лежать! — сказал он, — надо же встать... А впрочем, дай-ка я прочту еще раз со вниманием письмо старосты, а потом уж и встану. — Захар! Опять тот же прыжок и ворчанье сильнее. Захар вошел, а Обломов опять погрузился в задумчивость. Захар стоял минуты две, неблагосклонно, немного стороной посматривая на барина, и наконец пошел к дверям. — Куда же ты? — вдруг спросил Обломов. — Вы ничего не говорите, так что ж тут стоять-то даром? — захрипел Захар, за неимением другого голоса, который, по словам его, он потерял на охоте с собаками, когда ездил с старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло. Он стоял вполуоборот среди комнаты и глядел все стороной на Обломова. — А у тебя разве ноги отсохли, что ты не можешь постоять? Ты видишь, я озабочен — так и подожди! Не залежался еще там? Сыщи письмо, что я вчера от старосты получил. Куда ты его дел? — Какое письмо? Я никакого письма не видал, — сказал Захар. — Ты же от почтальона принял его: грязное такое! — Куда ж его положили — почему мне знать? — говорил Захар, похлопывая рукой по бумагам и по разным вещам, лежавшим на столе. — Ты никогда ничего не знаешь. Там, в корзине, посмотри! Или не завалилось ли за диван? Вот спинка-то у дивана до сих пор не починена; что б тебе призвать столяра да починить? Ведь ты же изломал. Ни о чем не подумаешь! — Я не ломал, — отвечал Захар, — она сама изломалась; не век же ей быть: надо когда-нибудь изломаться. Илья Ильич не счел за нужное доказывать противное. — Нашел, что ли? — спросил он только. — Вот какие-то письма. — Не те. — Ну, так нет больше, — говорил Захар. — Ну хорошо, поди! — с нетерпением сказал Илья Ильич. — Я встану, сам найду. Захар пошел к себе, но только он уперся было руками о лежанку, чтоб прыгнуть на нее, как опять послышался торопливый крик: «Захар, Захар!» — Ах ты, господи! — ворчал Захар, отправляясь опять в кабинет. — Что это за мученье? Хоть бы смерть скорее пришла! — Чего вам? — сказал он, придерживаясь одной рукой за дверь кабинета и глядя на Обломова, в знак неблаговоления, до того стороной, что ему приходилось видеть барина вполглаза, а барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой, так и ждешь, что вылетят две-три птицы. — Носовой платок, скорей! Сам бы ты мог догадаться: не видишь! — строго заметил Илья Ильич. Захар не обнаружил никакого особенного неудовольствия, или удивления при этом приказании и упреке барина, находя, вероятно, с своей стороны и то и другое весьма естественным. — А кто его знает, где платок? — ворчал он, обходя вокруг комнату и ощупывая каждый стул, хотя и так можно было видеть, что на стульях ничего не лежит. — Всё теряете! — заметил он, отворяя дверь в гостиную, чтоб посмотреть, нет ли там. — Куда? Здесь ищи! Я с третьего дня там не был. Да скорее же! — говорил Илья Ильич. — Где платок? Нету платка! — говорил Захар, разводя руками и озираясь во все углы. — Да вон он, — вдруг сердито захрипел он, — под вами! Вон конец торчит. Сами лежите на нем, а спрашиваете платка! И, не дожидаясь ответа, Захар пошел было вон. Обломову стало немного неловко от собственного промаха. Он быстро нашел другой повод сделать Захара виноватым. — Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, боже мой! Вон, вон, погляди-ка в углах-то — ничего не делаешь! — Уж коли я ничего не делаю... — заговорил Захар обиженным голосом, — стараюсь, жизни не жалею! И пыль-то стираю и мету-то почти каждый день... Он указал на середину пола и на стол, на котором Обломов обедал. — Вон, вон, — говорил он, — все подметено, прибрано, словно к свадьбе... Чего еще? — А это что? — прервал Илья Ильич, указывая на стены и на потолок. — А это? А это? — Он указал и на брошенное со вчерашнего дня полотенце и на забытую, на столе тарелку с ломтем хлеба. — Ну, это, пожалуй, уберу, — сказал Захар снисходительно, взяв тарелку. — Только это! А пыль по стенам, а паутина?.. — говорил Обломов, указывая на стены. — Это я к святой неделе убираю: тогда образа чищу и паутину снимаю... — А книги, картины обмести?.. — Книги и картины перед рождеством: тогда с Анисьей все шкафы переберем. А теперь когда станешь убирать? Вы все дома сидите. — Я иногда в театр хожу да в гости: вот бы... — Что за уборка ночью! Обломов с упреком поглядел на него, покачал головой и вздохнул, а Захар равнодушно поглядел в окно и тоже вздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет». — Понимаешь ли ты, — сказал Илья Ильич, — что от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене! — У меня и блохи есть! — равнодушно отозвался Захар. — Разве это хорошо? Ведь это гадость! — заметил Обломов. Захар усмехнулся во все лицо, так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды, которые от этого раздвинулись в стороны, и по всему лицу до самого лба расплылось красное пятно. — Чем же я виноват, что клопы на свете есть? — сказал он с наивным удивлением. — Разве я их выдумал? — Это от нечистоты, — перебил Обломов. — Что ты все врешь! — И нечистоту не я выдумал. — У тебя вот там мыши бегают по ночам — я слышу. — И мышей не я выдумал. Этой твари, что мышей, что кошек, что клопов, везде много. — Как же у других не бывает ни моли, ни клопов? На лице Захара выразилась недоверчивость, или, лучше сказать, покойная уверенность, что этого не бывает. — У меня всего много, — сказал он упрямо, — за всяким клопом не усмотришь, в щелку к нему не влезешь. А сам, кажется, думал: «Да и что за спанье без клопа?» — Ты мети, выбирай сор из углов — и не будет ничего, — учил Обломов. — Уберешь, а завтра опять наберется, — говорил Захар. — Не наберется, — перебил барин, — не должно. — Наберется — я знаю, — твердил слуга. — А наберется, так опять вымети. — Как это? Всякий день перебирай все углы? — спросил Захар. — Да что ж это за жизнь? Лучше бог по душу пошли! — Отчего ж у других чисто? — возразил Обломов. — Посмотри напротив, у настройщика: любо взглянуть, а всего одна девка... — А где немцы сору возьмут, — вдруг возразил Захар. — Вы поглядите-ко, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни... Где им сору взять? У них нет этого вот, как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого, изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму... У них и корка зря не валяется: наделают сухариков, да с пивом и выпьют! Захар даже сквозь зубы плюнул, рассуждая о таком скаредном житье. — Нечего разговаривать! — возразил Илья Ильич, ты лучше убирай. — Иной раз и убрал бы, да вы же сами не даете, — сказал Захар. — Пошел свое! Все, видишь, я мешаю. — Конечно, вы; все дома сидите: как при вас станешь убирать? Уйдите на целый день, так и уберу. — Вот еще выдумал что — уйти! Поди-ка ты лучше к себе. — Да право! — настаивал Захар. — Вот, хоть бы сегодня ушли, мы бы с Анисьей и убрали все. И то не управимся вдвоем-то: надо еще баб нанять, перемыть все. — Э! какие затеи — баб! Ступай себе, — говорил Илья Ильич. Он уж был не рад, что вызвал Захара на этот разговор. Он все забывал, что чуть тронешь этот деликатный предмет, как и не оберешься хлопот. Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он бы желал, чтоб это сделалось как-нибудь так, незаметно, само собой; а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов и т.п. Он в таком случае станет доказывать необходимость громадной возни в доме, зная очень хорошо, что одна мысль об этом приводила барина его в ужас. Захар ушел, а Обломов погрузился в размышления. Через несколько минут пробило еще полчаса. — Что это? — почти с ужасом сказал Илья Ильич. — Одиннадцать часов скоро, а я еще не встал, не умылся до сих пор? Захар, Захар! — Ах ты, боже мой! Ну! — послышалось из передней, и потом известный прыжок. — Умыться готово? — спросил Обломов. — Готово давно! — отвечал Захар. — Чего вы не встаете? — Что ж ты не скажешь, что готово? Я бы уж и встал давно. Поди же, я сейчас иду вслед за тобою. Мне надо заниматься, я сяду писать. Захар ушел, но чрез минуту воротился с исписанной и замасленной тетрадкой и клочками бумаги. — Вот, коли будете писать, так уж кстати извольте и счеты поверить: надо деньги заплатить. — Какие счеты? Какие деньги? — с неудовольствием спросил Илья Ильич. — От мясника, от зеленщика, от прачки, от хлебника: все денег просят. — Только о деньгах и забота! — ворчал Илья Ильич. — А ты что понемногу не подаешь счеты, а все вдруг? — Вы же ведь все прогоняли меня: завтра да завтра... — Ну, так и теперь разве нельзя до завтра? — Нет! Уж очень пристают: больше не дают в долг. Нынче первое число. — Ах! — с тоской сказал Обломов. — Новая забота! Ну, что стоишь? Положи на стол. Я сейчас встану, умоюсь и посмотрю, — сказал Илья Ильич. — Так умыться-то готово? — Готово! — сказал Захар. — Ну, теперь... Он начал было, кряхтя, приподниматься на постели, чтоб встать. — Я забыл вам сказать, — начал Захар, — давеча, как вы еще почивали, управляющий дворника прислал: говорит, что непременно надо съехать... квартира нужна. — Ну, что ж такое? Если нужна, так, разумеется, съедем. Что ты пристаешь ко мне? Уж ты третий раз говоришь мне об этом. — Ко мне пристают тоже. — Скажи, что съедем. — Они говорят: вы уж с месяц, говорят, обещали, а все не съезжаете; мы, говорят, полиции дадим знать. — Пусть дают знать! — сказал решительно Обломов. — Мы и сами переедем, как потеплее будет, недели через три. — Куда недели через три! Управляющий говорит, что чрез две недели рабочие придут: ломать все будут... «Съезжайте, говорит, завтра или послезавтра...» — Э-э-э! слишком проворно! Видишь, еще что! Не сейчас ли прикажете? А ты мне не смей и напоминать о квартире. Я уж тебе запретил раз; а ты опять. Смотри! — Что ж мне делать-то? — отозвался Захар. — Что ж делать? — вот он чем отделывается от меня! — отвечал Илья Ильич. — Он меня спрашивает! Мне что за дело? Ты не беспокой меня, а там как хочешь, так и распорядись, только чтоб не переезжать. Не может постараться для барина! — Да как же, батюшка, Илья Ильич, я распоряжусь? — начал мягким сипеньем Захар. — Дом-то не мой: как же из чужого дома не переезжать, коли гонят? Кабы мой дом был, так я бы с великим моим удовольствием... — Нельзя ли их уговорить как-нибудь. «Мы, дескать, живем давно, платим исправно». — Говорил, — сказал Захар. — Ну, что ж они? — Что! Наладили свое: «Переезжайте, говорят, нам нужно квартиру переделывать». Хотят из докторской и из этой одну большую квартиру сделать, к свадьбе хозяйского сына. — Ах ты, боже мой! — с досадой сказал Обломов. — Ведь есть же этакие ослы, что женятся! Он повернулся на спину. — Вы бы написали, сударь, к хозяину, — сказал Захар, — так, может быть, он бы вас не тронул, а велел бы сначала вон ту квартиру ломать. Захар при этом показал рукой куда-то направо. — Ну хорошо, как встану, напишу... Ты ступай к себе, а я подумаю. Ничего ты не умеешь сделать, — добавил он, — мне и об этой дряни надо самому хлопотать. Захар ушел, а Обломов стал думать. Но он был в затруднении, о чем думать: о письме ли старосты, о переезде ли на новую квартиру, приняться ли сводить счеты? Он терялся в приливе житейских забот и все лежал, ворочаясь с боку на бок. По временам только слышались отрывистые восклицания: «Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде достает». Неизвестно, долго ли бы еще пробыл он в этой нерешительности, но в передней раздался звонок. — Уж кто-то и пришел! — сказал Обломов, кутаясь в халат. — А я еще не вставал — срам да и только! Кто бы это так рано? И он, лежа, с любопытством глядел на двери.

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году, когда в российском обществе особой остроты обрели вопросы выбора между старыми, феодальными, исконно русскими устоями и новыми, буржуазными, проевропейскими идеями. Неоднозначное изображение персонажей, отсутствие точно сформулированного мнения автора и тонкий психологизм повествования делают затруднительным уяснение идейного наполнения романа, однако понимание сути «Обломова» возможно через анализ центральных героев произведения – Обломова и Штольца.

Обломов изображен в романе как ленивый, апатичный, нежелающий что-либо делать, рефлексирующий персонаж. Для героя выйти из «зоны комфорта» равнозначно не шагу вперед, а жизненной катастрофе. Даже когда Штольц на некоторое время возит его по гостям и светским мероприятиям, для Ильи Ильича это тяжело даже в физическом плане – ему не удобно ходить весь день в сапогах. Обломов суть своей жизни видит в далеком, почти недостижимом будущем, подобном его детству в Обломовке, где все было тихо, спокойно, наполнено обрядами и бездействием. Родная деревня для Ильи Ильича в философских масштабах становится символом всего исконно русского, о чем мечтает каждая тонкая натура с российской ментальностью.

Полной противоположностью Обломову является Штольц. Андрей Иванович – активный, целеустремленный, постоянно двигающийся вперед человек. Если для Обломова страшно выйти за грани своего мирка, то для Штольца страшно остаться в какой-то одной точке, не развиваясь далее. На первый взгляд, на фоне Ильи Ильича Андрей Иванович вызывает симпатию, как человек, знающий чего хочет и к чему стремится. Однако это не так – не зря многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным механизмом, который работает ради работы. Он не видит конечной цели своей жизни и для чего живет, поэтому и возвращается к Обломову как к носителю начал и коренных истин, которых ему не хватает.

Обломов и Штольц в романе являются не просто противопоставленными друг другу персонажами, они органично дополняют друг друга – именно поэтому их дружба продолжается с самых ранних лет. Гончаров показал, что выбирать один из путей – старый либо новый – в корне неправильно. Человек, идущий только одно, лишает себя полноценной жизни, проживая ее словно наполовину – в полусне как Обломов либо в бешеной гонке как Штольц. Сутью романа «Обломов» становится цель автора донести до читателя важность гармонизации в себе мудрости предков со скоростью и изменчивостью современного мира.

1. Главный герой романа Гончарова «Обломов».
2. Вопрос о смысле жизни.
3. Мечтательность и деятельность Обломова.
4. Деградация Ильи Ильича.

Роман А. А. Гончарова «Обломов» остается актуальным и для нас. современных читателей несмотря на то что с момента его создания прошло очень много времени. Главный герой романа Илья Ильич Обломов не может не вызывать интереса. Невольно начинаешь задумываться о смысле жизни и пытаешься ответить на вопрос, кто же такой Обломов? Был ли он прежде всего лентяем. Или проблема главного героя романа намного глубже? Видел ли Обломов какой-либо смысл в жизни? Или ему не было свойственно задумываться об этом? Едва в начале произведения мы знакомимся с Обломовым, как понимаем всю абсурдность ситуации. Из-за дня в день Ильи Ильича лишен новых впечатлений, следующий похож на предыдущий. Дни идут, не украшенные абсолютно ничем. Обломов ведет почти растительное существование, он ничем не интересуется, ничем не увлекается. Главным в жизни становится уютный диван, на котором Обломов лежит целыми днями. Мир вокруг кажется Илье Ильичу враждебным и опасным. В жизни Обломова не было каких-либо потрясений, которые могли бы повлиять на его мировоззрение. Нет, все было весьма благополучно. С детства Илья Ильич был окружен заботой и вниманием родных. И никогда ему не приходилось заботиться о хлебе насущном. Обломову удобно жить, ни о чем не думая, ни о чем не заботясь. У него нет абсолютно никаких стремлений и желаний. Дни и ночи напролет лежит Обломов на диване в одном и том же халате из персидской материи. «... Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью. как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием...».

Человеку всегда свойственно задумываться о смысле жизни. Но даже если счесть вопрос о смысле жизни абстрактной философской категорией, нельзя не признзть, что бездействие никогда и никого не делало счастливым. Ощущение полноты жизни возможно только в случае постоянного движения, активного поиска новых впечатлений. Пусть человек не в состоянии изменить мир или совершить что-нибудь значительное. Но сделать свою собственную жизнь более яркой и интересной он может. И не последнюю роль в этом играет повседневная жизнь с ее делами и заботами. Повседневность не всегда бывает унылой и неинтересной. При желании повседневные дела могут быть яркими, впечатляющими. Но все это никак не относится к Илье Ильичу Обломову. Он лежит в неубранной, пыльной комнате. Здесь грязно и неуютно. Но у героя романа нет желания изменить хотя бы эту комнату, сделать свою жизнь чуть более комфортной. Вот как писатель говорит о комнате Обломова: «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною... Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание только кое-как соблюсти dekorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них... По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память... Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки».

Обстановка, которая окружает главного героя, достаточно неприятна. Обломов пытается упрекнуть своего слугу Захара за неряшливость. Но слуга оказывается под стать своему хозяину. Он говорит о пыли и грязи: «... чего ее убирать, если она снова наберется». Захар так же считает, что «клопов и тараканов не он выдумал, они есть у всех».

У Обломова нет сил и желания заставить своего слугу навести порядок в комнате. Не под силу ему и сделать хоть что-нибудь в родной деревне. Но Илья Ильич с удовольствием строит планы, продолжая лежать на диване. Обломов мечтает о переустройстве в деревне. Конечно, его мечты не имеют ничего общего с реальностью. Осуществить их в принципе невозможно. И уж, конечно, никогда не сможет их осуществить сам Обломов. Мечтательность у Обломова приобретает какой-то чудовищный размах. Он живет этими мечтами, отказываясь тем самым от настоящей жизни. Писатель дает нам возможность понаблюдать за Ильей Ильичем, когда тот мечтает: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности...».

Обломов не задумывается о собственной жизни. С одной стороны, он может показаться счастливым. Его не беспокоит завтрашний день, он не думает о каких бы то ни было проблемах и неприятностях. Но с другой стороны, жизнь его лишена очень важных составляющих - движения, новых впечатлений, активных действий. Обломов практически не общается с людьми, ему достаточно полного уединения от людей и забот.

Надо сказать, что внутренний мир Обломова весьма богат. Ведь Илья Ильич способен чувствовать и понимать искусство. Кроме того, он находит удовольствие в общении с некоторыми людьми, например, с другом Штольцем, Ольгой Ильинской. Однако этого явно недостаточно для ощущения полноты жизни. И в глубине души Обломов это понимает. Он пытается создать мнимую гармонию между своим внутренним миром и миром внешним. Но это сделать не так-то просто. Ведь реальная жизнь вступает в противоречие с миром грез и мечтаний. Пусть Обломов вполне доволен своим существованием. Но вместе с тем он несчастен, потому что заменил реальную жизнь полусном. Не случайно ничего не радует Илью Ильича, яркие переживания, чувства и эмоции не знакомы ему. Инертность Обломова и безразличие к жизни становятся его трагедией.

Обломов считает, что все его устраивает. На самом деле он не знает иной жизни, ему чужда деятельность, стремления и активность. Все проходит мимо главного героя. А он по-прежнему живет своими иллюзиями. И единственное, что видит перед собой, это неубранную комнату. Мир сузился для Обломова до размеров собственного дивана. Илья Ильич отказывается от любви, карьеры, семейного счастья ради того, чтобы спокойно лежать на диване. На самом деле узость мышления Обломова становится причиной его трагедии. Илья Ильич не смог разглядеть все преимущества реальной жизни. Деградация Обломова стала вполне оправданной. Он не уделяет внимание даже собственному внешнему виду. Зачем? Ему и так хорошо. Неважно, что было и что будет. Главная и единственная реальность - это тот самый диван, на котором он спал столько времени и на котором главный герой предпочитает остаться.

В жизни Обломова нет смысла. Ведь нельзя назвать смыслом бездействие, пустоту, лень, апатию. Жизнь становится тягостной, ведь человеку не свойственно вести растительное существование. Роман «Обломов» заставляет читателей задуматься о том, что человек способен сам стать своим врагом, если решает подменить реальную жизнь на

Для Добролюбова Обломов - выдающееся в художественном отношении явление, в плане общественном Обломов – разоблачение "лишнего человека", воплощение "косности и пассивности".

В последние десятилетия на первый план выдвинулись проблемы поэтики: своеобразие предметной детали, быт и бытие у Гончарова, особенности речи автора и т.д.

Мы возвращаемся к образу главного героя как к одной из вариаций, может быть, главной, русского национального характера и попытаемся уточнить его психологическое наполнение.

Как и другие русские классические романы 19 века, "Обломов" – "история души" героя, причем в данном случае "история души" и история жизни в хронологическом плане, по сути дела, совпадают. Судьбу главного героя мы прослеживаем с семилетнего возраста до смерти.

"Обломов" очень отличается, например, от романа "Отцы и дети" И.С. Тургенева, который по смерти главного героя заканчивается; о других его героях после смерти Базарова мы узнаем много нового, но узнаем, так сказать, "за скобками", в эпилоге.

Роман же Гончарова вбирает смерть главного героя как одно из своих важных слагаемых, продолжается и заканчивается сценой, которая в большей мере заставляет говорить об "открытом" финале произведения, чем о его логическом завершении. Гончаров воссоздает широкое течение жизни, в котором след жизни Обломова становится все слабее, пока не обрывается совсем, но рядом – много других героев, которые продолжают свой путь или тех, кто только готовится вступить в жизнь...

До Обломова примерно так же ушли из жизни отец и мать – незаметно "истончился" их след, и ниточка оборвалась. Мы не знаем, как и когда, во всяком случае, в жизни Обломова это событие не выделено.

Обломов духовно прочно связан с Обломовкой, хотя прожил в ней значительно меньшую часть жизни. Уже в Обломовке он уезжал в школу к отцу Штольца, затем он и его друг учились в Москве у "сорока профессоров"; вскоре после этого Обломов вслед за Штольцем отправляется в Петербург, как оказывается, навсегда.

В Обломовке мы видим Илюшу с семи лет – в кругу родителей, многочисленных домочадцев и дворовых. Стремление к семейственному кругу родных лиц осталось в нем навсегда. Он не создан для того, чтобы жить одному, и не только потому, что Захар одевает его, натягивает ему чулки. Обломов не может вынести груза одинокого существования, и не может представить круг общения вне дома, хотя это не исключает того, что он с кем-то встречается, бывает в гостях, правда, к началу повествования все реже и реже.

Мир Обломовки – замкнутый, густо заселенный, где у каждого своя роль, простая и ясная, в том числе и у самих хозяев. Они ограничили свой круг деятельности присмотром за тем, что протекает в усадьбе. Все, что кроме того, осуществляется само собой: крестьяне работают на помещика и его семейство, сознавая, что он есть, что он рядом – в усадьбе, и этого достаточно, чтобы жизнь текла по положенному ей руслу – до какого-то предела. Когда новый хозяин Обломовки не обеспечивает, так сказать, даже своего присутствия в имении, жизнь пошатнулась: староста врет, крестьяне разбредаются на заработки, всюду запустенье, беспорядок, удобный для злоупотреблений.

Матушка Илюши при участии всего дома была занята главным образом распоряжениями по поводу еды. "Меню" составлялось всем домом, решение принималось после долгого обсуждения. Приготовление пищи, обед, чаепитие, ужин – ключевые моменты в жизни обломовцев. Гончаров подробно описывает суету приготовлений, общее оживление, множество поручений дворне... затем обед, а после – многочасовой сон. Сон "гомерический", сказочный: не только хозяева, домочадцы, но и дворовые – все спят, спят всюду: на лавках, на полу, кого где застал сон, спят крепко, с наслаждением, с тем же, с каким готовился и съедался обед. А затем – чаепитие – до двенадцати чашек зараз, а там – ужин...

Объективный, неспешно повествующий писатель не считает нужным добавлять в эту картину едких, сатирических красок. Но нет в них и идеализации, поэтического флера. Обломовцы благодарят Бога за каждый прожитый день и надеются, что и другие будут такие же. Они не очень религиозны. В молитвах и посещениях церкви больше привычной обрядности, чем глубоко проникающего в сознание религиозного духа. Вся их жизнь – исполнение привычного, общепринятого, исполнение естественное, инстинктивное, искреннее. И отношение их друг к другу простое, без какой-либо задней мысли, открытое. Умысла в их жизни нет, а это значит, что нет, например, воровства. Когда пропало что-то из птицы, это обсуждалось долго, и все пришли к выводу, что виноват проезжавший мимо обоз, виноваты "другие", люди из далекой, "внешней" жизни. Там много странного и опасного. Обломовцы, например, обнаружив в канаве чужого, неподвижно лежащего человека, ходили вокруг него, но не приближались – боялись. Обломовский мужик – по инстинкту – долго не соглашался взять от служащего почты в городе письмо, а хозяин его еще дольше не распечатывал, домочадцы же упрашивали его не делать этого вовсе.

В ожидании будущих чинов они согласились отдать Илюшу в школу, но относились к учебе тоже как к чему-то чуждому, "внешнему", поэтому даже не подозревали о вреде Илюшиных длительных отлучек, предпринимавшихся по их разумению.

В Илюше были очень хорошие задатки. Инстинкт вел его по пути любознательности, стремления к общению, активного движения. Но все это было задавлено заботой взрослых о нем, их "жирными ласками", как говорит сам писатель. Илюша мягко спал, обильно ел, одевали его няня и Захар, никаких занятий взрослые ему не предлагали, обрекая на неподвижность и бездеятельность. Конечно же, они стремились к тому, чтобы их детищу жилось еще лучше, чем им: видимо, чтобы потом даже по комнатам не ходить, а уж о таком "подвиге", как поднять упавший забор, и не мечтать в самом страшном сне.

То, что Обломов 1 мая... года не может подняться с дивана, даже для того, чтобы умыться, и, истерзавшись "двумя несчастьями", вновь засыпает до прихода Штольца, это даже не лень, а, как справедливо говорит доктор, болезнь.

Добролюбов, как мы помним, усматривал корни этой болезни в крепостничестве, в том, что жизнь Обломова обеспечена усилиями крестьян, "трехсот Захаров". На наш взгляд, ссылки на крепостное право не являются исчерпывающими. Крепостное право имело множество конкретных обличий. Что касается Обломовки, то это патриархальный рай, и не только для родителей Обломова, многочисленных домочадцев, но и для крестьян, о которых хозяин просто забыл, да и дворня особенных тягот не испытывает. Среди дворни, например, совершенный бездельник Захар, каковым он и остался навсегда. Няня, которая присматривает за Илюшей, как ни крепится, тоже впадает в послеобеденный сон, вместе со всеми другими, и никто не взыскивает за это... Но само положение хозяев и зависящих от них людей, конечно, влияло на психику ребенка...

Инерция каких-то привычных действий, движений исчерпала себя и превратилась в Обломове в инерцию бездействия. Обломовское лежание на диване – явление, как все же думается, в большей степени психологическое, чем социальное. Оно - одно из слагаемых русского национального характера, в котором пассивность и мечтательность не исчезли по сей день, не исчезнут и далее, но с середины 19 века появилось что-то другое, и это "другое" потеснило простые, первозданные нравы Обломовки.

В них обратим еще внимание на то, что рассказывала Илюше няня: о чудищах, нечистой силе, рассказывала сказки, сообщала различные приметы и т.д. Все это не имело никакого отношения к реальной жизни, но волновало, потрясало душу ребенка. Он формировался под влиянием этих двух начал: повседневности, в центре которой – обильные семейные обеды и послеобеденный сон, и сказочных фантастических историй, в которых действовали страшные, заставлявшие сильнее биться сердце персонажи русского фольклора.

Неподвижность – с бьющимся сердцем... Это же мы видим в лежащем на диване Обломове вначале повествования, когда ему уже за тридцать.

Обломов разочарован в жизни "других" и тех, которые суетятся, добываются чинов, выезжают в свет, занимаются пустой болтовней или язвительно обличают. Он "работает над планом" преобразования своего поместья. Но эта работа сводится к мечтаниям на диване о жизни покойной, красивой, жизни, в которой есть прекрасная женщина, дети, друзья, совместные обеды, чаепития, пикники, тихие прогулки, музыка и книги. В этой жизни нет места труду, напряжению. В картинах мечтаний нет движения, они все одни и те же. Когда Обломов встретил Ольгу Ильинскую, он пытался представить ее на месте прекрасной женщины из его мечтаний. Но это не вполне удавалось, вернее, удавалось лишь в начале отношений. Ольга во взаимоотношениях с Обломовым идет вперед, а он когда-то давно представил себе картины своих мечтаний и удовлетворился ими, ничего другого в его планах на жизнь нет.

Он вне жизни, в которой "другие" активны, предприимчивы, а некоторые и не чисты на руку. "Другие же переезжают", - говорит Обломову Захар в ответ на соображения своего барина о том, как трудно, по сути дела, невозможно переехать. В ответ по поводу "других" на Захара обрушилась масса "жалких" слов. Обломов "позиционирует" себя как барина и вкладывает в это слово, на наш взгляд, не столько то, что он, будучи барином, не должен суетиться, мельтешить, быть вечно озабоченным и не иметь ни минуты покоя. Статус барина для Обломова важен, чтобы отгородиться от "других".

Если для родителей "другие" были где-то далеко, то Обломов живет среди "других". Кроме того, он человек, получивший образование, склонный к размышлениям, со слабым, но стремлением к личностному самоопределению, с рефлексией, что совершенно было не присуще его родителям. Отсутствие рефлексии родители не ощущали, она не подтачивала окончательно их жизнеспособность, как в Обломове, в его жизни возникли ослаблявшие его мечтания и размышления, жизнеспособность исчерпала себя очень быстро – в начале четвертого десятка жизни. На какое-то время способность к жизни продлила в нем Агафья Матвеевна, в которой Обломов обрел родное, обломовское движение без цели, вернее, с ближайшей целью – еда, сон, семейственное общение, центром которого вновь стал Илья Ильич, бывший центром жизни семьи родителей. Обломов не может жить иначе: он не может не быть объектом внимания и заботы; он не смог отделить службу от себя, себя от службы, представлял службу как что-то лично с ним связанное, а сослуживцев хотел воспринимать как членов семьи. Объективный мир для Обломова, по сути дела, не существует. Это детское мировосприятие исключительно сквозь призму собственного "я", причем делается это бессознательно и весьма поэтично, иначе мы вряд ли смогли бы одолеть столь объемное произведение. Он общается и ладит с самыми разными людьми – от Штольца до Тарантьева, но не может стать на точку зрения "другого", понять его, отстранившись от себя. Он просто создан для того, чтобы с ним возились, как с ребенком, или же, как ребенка, легко, без усилий, обманывали. Но в возрасте за тридцать он все же способен к рефлексии, как уже говорилось выше. После разговора о "других" с Захаром через некоторое время он все больше мучится тем, что, может быть, "другие" стоят чего-то большего, чем его представления о них, он разочарован в себе, ворочается с боку на бок. Но ровного расположения духа все же не теряет и, как младенец, засыпает до прихода Штольца.

Единственный человек, который трижды (как в детской сказке) лишает Обломова по-детски ровного расположения духа, это Ольга Ильинская.

Прежде чем обратиться к анализу их взаимоотношений, скажем несколько слов о Штольце, которого принято считать неудачей Обломова. На наш взгляд, роман выдержан в едином ключе, объемлется единой художественной концепцией, и считать образ Штольца неудачей или меньшей удачей, чем главный герой, нам не представляется возможным. Штольц и Тарантьев и К- два полюса среди "других", и воплощены они по тем же законам художественного мира, что и главный герой.

Деятельное в Штольце, унаследованное от отца – немецкого бюргера, обогащено тем, что он унаследовал от матери – русской дворянки, бывшей гувернанткой в богатом доме. Она презирала все некрасивое, практическую пользу, стремилась приобщить сына к музыке, книгам, хорошим манерам. Андрей то, что исходило от матери, усвоил, но ничем не пренебрег из наставлений отца. Не без материнского влияния в нем выработалась способность волноваться, искать в каких-то ситуациях непрямые ответы, видеть явления объемно, многосторонне.

Штольц говорит, что смыслом жизни является сама жизнь и труд, постоянное движение. Труд для Штольца, его отца, для немецкой семьи напротив дома, где живет Обломов, является потребностью.

Вспоминается: " то, что немцу хорошо, для русского – смерть". К стати ли это вспомнилось?..

Нельзя не отметить, что для родителей Обломова, для него самого, для домочадцев, дворовых труд – наказание. Нельзя обойтись без еды – нужно хлопотать, суетиться. Нельзя не исполнить обряды рождения, свадеб, смерти – следует делать все, что необходимо. Но что-то помимо того – от лукавого. В Обломове родилось новое представление о труде как о чтении, писании, "составление плана". Но в его обиходе это эфемерные занятия, так что ему легко уговорить себя и представить все это осуществляющимся. Внутренней потребности трудиться над чтением и писанием нет, хотя при необходимости он читает и пишет так, что у него не сталкиваются два "который" и два "что". И вопрос здесь не столько в том, что из деревни все равно что-то до пришлют – зачем трудиться... Когда "братец" и К отбирают эти доходы, Обломов приспосабливается и к новой ситуации, она не вынуждает его изменить что-либо в своей жизни (но заставляет Агафью Матвеевну – по ее разумению).

Оглянувшись вокруг, мы обязательно найдем тех, кто, даже, не будучи уверен, что завтра будет сыт, надеется на "авось", но не предпринимает ничего, чтобы изменить свое положение. Нынешняя наша жизненная ситуация заставляет каждого двигаться, искать, бороться, а если не можешь преодолеть в себе "родовое", обломовское, если не повзрослеешь, то беда не заставит себя долго ждать. При этом нельзя забывать, что в "родовом", обломовском заключено много хорошего, доброго, мягкого, поэтичного...

Впрочем, почему добр в нашем представлении именно Обломов, а не Штольц? Ведь Обломов – это "всего лишь" нежелание зла другому, а Штольц – деятельная помощь другу детства и, скорее всего, кому-то еще. При этом ему приходится изгонять Тарантьева из окружения Обломова, разрушать его козни, "братца" и Затертого. То есть быть "недобрым"?...

Добрый Обломов, не умея преодолеть себя, обрекает Ольгу на слезы, болезнь, грустные воспоминанья...

Ольга Ильинская – единственный персонаж, с которым Обломов вступает в, так сказать, не созерцательные, а деятельные отношения. В Штольце деятельное – от отца-немца, в Ольге Ильинской стремление к развитию, нежелание стоять на месте, возможно, связано с ее сиротством, с отсутствием той мягкой родительской колыбели, в которой дитя, и вырастая, продолжает качаться и слышать убаюкивающие песни. Ольга рядом с теткой многое должна была выбирать, решать сама, хотя и под присмотром, но присмотром неназойливым и неглубоким.

В первые встречи Ольга наблюдает за Обломовым доброжелательно, но немного насмешливо, и насмешка эта почти детская. Это волнует Обломова, он хочет в ее глазах выглядеть "приличнее", стыдится огромной горки кренделей, которые съел от волнения, стыдится того, что Ольге известно его лежание на диване, его разные чулки, надетые на него Захаром. Ее открытость, естественность, чудное пение взволновали Обломова настолько, что он впервые не спал ночь, все бродил по городу.

Для Ольги взаимоотношения с Обломовым очень важны: она надеется на то, что сумеет его перевоспитать, то есть отучит от лежания на диване, и тогда им суждено семейное счастье.

В Обломове ее привлекают естественность, простота. Она умиляется его нежности, ощущает отсутствие в нем цинизма. Но во взаимоотношениях с этим взрослым дитятею ее подстерегают свои неожиданности, испытания.

Инстинктивно Обломов, на наш взгляд, чувствует, что не сможет поставить перед собой цель и идти к ее осуществлению, то есть не сможет просить руки Ольги и устроить их семейную жизнь. Он поглощен самими переживаниями, все новыми поворотами их взаимоотношений, которые его волнуют, будоражат, а то и лишают сна. Но еще сильнее они воздействуют на Ольгу. Например, сцены с веткой сирени, главное в которых то, что Обломов дал понять Ольге: она его любит, он это знает, но не признается в этом никогда. Ольга поняла эту игру его душевных движений, и это был первый момент, который ее смутил, задел ее гордость, взволновал. Из этой ситуации она вышла повзрослевшей и более сдержанной. Дальнейшая история их отношений – взаимная влюбленность и сомнения Обломова, достоин ли он любви, не по ошибке ли Ольга его любит. Он говорит себе, что любят “других”... Так разыгрывается их любовная "поэма": прогулки наедине, разговоры, сомнения, колебания, восторги, грусть, разочарование и вновь - очарованность..."Господи! в какой я омут попал!" – восклицает Обломов, имея в виду омут переживаний. Кульминацией их взаимоотношений на даче становится объяснения после получения письма, которое Обломов писал ночью и в котором он излил тревогу за Ольгу, за ее выбор, предостерегая от ошибки и полагал, что видеться им больше не нужно.

Он взволнован, беспокоится о том, что Ольга прочитает письмо наедине и он не сможет ее поддержать в этот момент. Но сильно в нем и что-то похожее на любопытство: будет ли она плакать и как именно? Он бежит – невидимый для Ольги – за нею и из кустов наблюдает, как она, со слезами на глазах проходит мимо. Это, конечно, не жестокость, но – незрелость, непонимание своей ответственности за уже пережитое. Позже Обломов признается, что совсем не хочет расставаться и не знает, зачем написал письмо. Замечательно "ставит диагноз" героиня Гончарова: "Да... вчера вам нужно было мое "люблю", сегодня понадобились слезы, а завтра, может быть, вы захотите видеть, как я умираю". Но эта реплика вовсе не стала итоговой, она промелькнула в еще большем количестве трогательных слов и вздохов.

Обломов живет напряженной внутренней жизнью. Она, так сказать, расцвела во время их прогулок наедине. Но для него стало происшествием, и неприятным, когда им встретился экипаж с подругой Ольги Сонечкой и ее спутниками "Что скажут, когда узнают, когда разнесется..." – сетует Обломов. Он, с трудом преодолевая внутреннюю борьбу, делает Ольге предложение стать его женой. Просит помощи, теряется, колеблется. Он ждет от Ольги слез и восторгов и очень разочарован, когда их не последовало. Как бы провоцируя слезы и страсть, он говорит о "другом пути" для женщины, которая не ждет замужества...

В сознании Обломова немало готовых клише о романтичных юношах и падших женщинах, о страсти и "охмеляющем счастье" женщины, которой сделали предложение; все это книжное, отнюдь не пережитое в жизни, вычитанное в пору дружбы с двумя сестрами. Эмоции в Обломове сумбурны, переменчивы, разнообразны, но они мало созвучны в нем логике жизни, разуму, значительно уступающему эмоциям. Это эмоции юноши, а не взрослого человека.

Попутно заметим, что в Обломове готовые клише распространяются и на ту единственную сферу общественной жизни, которая его задевает, - на крестьян. Свои мечтания об имении он в какой-то момент воспринимает как усилия во имя их блага. Если бы он не был так беспомощен и добродушен, эти слова воспринимались бы как пародия.

Вернемся к словам Обломова "Что скажут, когда узнают..."

Он инстинктивно чувствует, что когда любовные отношения становятся известными, это мгновенно налагает обязательства, ответственность. Невольно в отношениях двух человек вступают родственники, знакомые, соседи, слуги – весь, так сказать, социум вокруг влюбленной пары. Вот как это представляется Обломову: "Человек перестает называться Ильей Ильичем или Петром Петровичем, а называется "жених". Вчера на него никто и смотреть не хотел, а завтра все глаза пучат, как на шельму какую-нибудь. Ни в театре, ни на улице прохода не дадут... А ты езди каждый день, как окаянный, с утра к невесте, да все в палевых перчатках, чтоб у тебя платье с иголочки было, чтоб ты не глядел скучно, чтоб не ел, не пил как следует, обстоятельно, а так, ветром бы жил да букетами!.." Обломов "обмирает" , "мечется от беспокойства" у него "поднимается тревога со дна души" . Он боится "других", отгораживается от них. А желудок между тем предъявляет свои права!..

Этот испуг усугубило свидание в Летнем саду, которое Обломов пережил чуть ли не как катастрофу. Страх подточил его силы, и он все реже стал бывать у Ольги.

Обломов – человек совестливый. Он все ждал утешительного – почему-то такого – письма из деревни, он даже думал о том, что "другие" могли бы одолжить денег и отремонтировать дом в деревне. Но все это его пугает, вносит смятение в душу, он отступает, не попытавшись преодолеть трудности. Сама необходимость в будущем жить среди "других" парализует его волю, и он хочет замереть, исчезнуть, затаиться на диване в доме Агафьи Матвеевны. Жить среди "других" – это значит быть постоянно оцениваемым, чужим для кого-то. Вспомним, как ранил его нечаянно подслушанный разговор в театре. "Какой-то" Обломов!.. Друг Штольца!".. И только? Нет, он "сам по себе", он барин Илья Ильич Обломов, что в его подсознании значит "объект внимания, ласки, центр семейственного круга". Он не переносит, когда к нему относятся "со стороны", "извне", как к чужому, просто заболевает, как ребенок, которого взрослые долго ласкали, а потом вдруг отвлеклись на что-то другое. Ребенок ощущает холод, заброшенность, обиду...

Интересны в этом отношении "жалкие слова" Обломова во взаимоотношениях с Захаром: они, пожалуй, являются своеобразной психологической компенсацией "ущерба", который наносит ему Захар, прибегая к примерам из жизни "других" и мысленно включая своего барина в аналогичные ситуации. Обломов тратит много сил, называет себя "несчастным", "страдающим". Он педалирует эмоции, сам приходит в волнение и волнует Захара своими монологами в ходе их бессобытийной жизни. Роль "жалких слов" похожа на сказки и предания няни, которые заставляли сильнее биться сердце ребенка, отвлекали его от того, чтобы он бегал и лазал, играл с крестьянскими детьми. Взрослый человек волнует свою душу сам, отстаивая в глазах Захара свою исключительность и невозможность действия, хотя "другие" в подобных ситуациях что-то предпринимают.

Итак, это роман о том, как лежащего на диване Обломова Штольц поднял и вовлек в ситуацию, в которой главный герой влюбился, был любим, сделал предложение, получил согласие и... не женился. У Обломова болит душа об Ольге, он стыдится, но и только... Сцена последнего объяснения удивительна...

Но роман продолжается. Болезнь, восстановление сил, симпатия к хозяйке, Агафье Матвеевне, прочное вхождение в быт ее дома, который стал для Обломова родным... Не выделяется как событие женитьба, не акцентируется как событие и рождение ребенка.

Обломов идеально "совпал" с Агафьей Матвеевной, с ее простотой, детской "первозданностью", безмятежностью. В их взаимоотношениях царит покой, один день похож на другой. Простодушные обломовцы благодарили Бога за это. Но и Обломов совершенно удовлетворен, хотя "не озвучивает" это. По поводу каждого из гостей в день, когда начинается повествование, Обломов размышлял с сожалением, их суету воспринимая как пустую и спрашивал себя "Когда же жить?" Теперь он живет, он особенно добр, мягок, спокоен. Наконец-то "жизнь" не "трогает", если не принимать во внимание козни "братца" и К, которые Обломов не сознает, а значит, и не терзается ими. Надо отметить, что жизнь с ним благотворно сказалась на Агафье Матвеевне, на ее детях и его собственном ребенке, которого он ничем никогда не выделяет. Ольга вспоминает о нем с грустью, но очень тепло и с воодушевлением принимает в свою семью сына Обломова.

Обломов умеет только "жить", и ничего больше, и жизнь ему подарила судьбу, в которой больше ничего и не нужно уметь. Чувство ответственности за кого-либо, за что-либо в нем не развито, он инстинктивно стремится быть объектом внимания, заботы, ласки. Он дитя, мягкое, доброе, не циничное, легко входящее в сложившейся круг и замыкающееся в нем. Он эмоционален, чувства развиты, но сознание пользуется обычно чем-то привычным, вычитанным когда-то из книг. Но выдуманная в книгах жизнь все же волнует, требует работы души. Лучше употребить силы на доброе слово, добрый взгляд, обращенный на домашних, на вкусный обед и сон.

Гончаров говорит о том, что больше всего человек любит сам себя, безоглядно, по-детски. Но одни (гости Обломова) чего-то ждут, требуют от других, пользуются другими. Обломов же, который просто "живет", на этом фоне лучше своих гостей, тоже наивных, но, в отличие от Обломовых, наивных самолюбиво и "деятельно". А деятельность, так сказать, расширяет пространство самолюбия. Обломов по-своему тоже самолюбив (сравнение с "другими"), но его пространство сужается, и самолюбие его незаметно, а более выпукло представляются нашему взгляду его добродушие, нежелание зла кому-либо, его способность стыдиться себя.

Все мы рано или поздно задумываемся о смысле жизни. Несмотря на глубину этого философского вопроса, почти каждый человек даёт себе на него простой ответ, руководствуясь своими ценностями. Смысл жизни человека отражает то, что для него действительно важно.

Главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» сначала с трудом вызывает у читателя симпатию. Он бездеятелен, лишён стремлений… Особых потрясений и проблем он на своём веку не встретил, чему виной его чересчур заботливые родители и барское происхождение. Жизнь Ильи Ильича протекает спокойно, и он к этому слишком привык, чтобы менять что-либо. При всей бездеятельности Обломов не пуст: у него живая душа и богатое воображение, чем он всерьёз заинтересовал Ольгу Ильинскую.

В чём смысл жизни такого человека? Обломов мечтает обрести покой, он не нуждается в кипучей энергии повседневности. Его идеал – спокойная и размеренная семейная жизнь, окружённая любимой женой и детьми. Любовь – его наивысшая ценность. Именно поэтому любовь к Ольге подняла героя с дивана. Он увидел в ней то, о чём мечтал, то, в чём видел смысл своей жизни.

Но обрёл покой он не с Ольгой, а Агафьей Пшеницыной. Именно Агафья смогла окружить Илью материнской любовью и заботой, как в детстве. Обломов смог вернуться к своему естественному бездеятельному состоянию и уделить всего себя жене и детям.

Далеко не каждому понятны и приемлемы идеалы Ильи Ильича. Для кого-то он покажется ленивым и угасающим человеком. Да, Обломов прожил недолгую и незаметную для мира жизнь, но он был счастлив, прожив свои последние дни в кругу родных и близких людей. Он умер, искренне оплаканный любимой женой…

Образ жизни Андрея Ивановича Штольца резкоконтрастирует с образом жизни его друга. Андрей не представляет свои дни без постоянной работы. При этом на протяжении всего романа Гончаров не пишет о том, чем именно этот герой занимается. Смысл его жизни – деятельность, реализация себя. Как и Обломову, этот идеал привили Штольцу ещё в детстве его родители. Отец научил его самостоятельно добиваться всего и к чему-либо стремиться.

Несмотря на огромную разницу в мировосприятии, оба героя искренне уважают и ценят друг друга. И они поступают правильно, ведь все люди разные и имеют разные идеалы, но этим они интересны и уникальны.

В чем смысл жизни? Это вопрос, на который сложно найти ответ.

Рано или поздно, в жизни каждого человека наступает момент, когда он спрашивает себя, есть ли в жизни смысл. Невзирая на глобальность этого риторического вопроса, почти каждый житель планеты даёт себе на него простой ответ: смысл жизни в том, что ты живешь. Смысл жизни в том, что жизнь важна.

Роман «Обломов» написал Иван Александрович Гончаров. Главный герой этого произведения мало у кого вызывает симпатию. Он, человек прожигающий жизнь, не имеет цели. Проблемы и переживания редко встречались на его жизненном пути, чему виной чрезмерная опека родителей и дворянское происхождение. Жизнь Ильи протекает размеренно. Многие читатели могли бы сказать, что он пуст, но на самом деле у него был богатый внутренний мир. Мир фантазий, убеждений и планов. Планов земных.

Обломов жаждет найти покой и равновесие. Ему нравится его тихая, незаметная жизнь. Его не особенно заботит то, что происходит вокруг. Его цель – спокойствие и размеренность. Для него была важна семья. Семейные ценности и жизнь, окружённая любящей женой и здоровыми детьми. Любовь для него – смысл жизни. Именно поэтому влечение к Ольге заставляет его очнуться. Он увидел в ней идеальную женщину.

Но «его женщиной» оказалась не Ольга, а Агафья. Только с ней он смог обрести душевный покой и почувствовал себя действительно счастливым. Семейная жизнь, любящая жена, дети… В этом он видел смысл своей жизни. Банально, скажите вы. Возможно, но большинство людей на планете земля живут именно такими мечтами.

Далеко не каждому импонируют идеалы Обломова. Бездействие – его главный недостаток. В его жизни практически ничего не происходит, она стоит на месте, но Обломова это не гнетет, а более того, устраивает. В нем не было огня и жажды жизни. В нем не было той страстности, что присутствует у людей, которые ведут активный образ жизни. Жизнь Обломова была недолгой. Она была незаметной и скучной, но он был счастлив в своем мирке, прожив последние дни в кругу людей, которые его любят.

Когда он умер, близкие искренне оплакивали его кончину, скорбели о нем. Потом долгие годы вспоминали.

А вот образ жизни Андея Штольца абсолютная противоположность Обломова. Деятельный. Целеустремленный. В нем бурлила жизнь. Штольц был трудоголиком. Он очень трепетно относился к своей работе. Смысл его жизни было движение. Движение вперед. Гончаров в своем произведении не уточняет род деятельности Штольца, но это и не так важно. Сам факт его занятости уже характеризует этого героя. Этот герой занимается самореализацией и безусловно вызывает симпатию.

Их мировоззрение было разным, но оба героя искренне ценят друг друга и уважают. Их союз можно назвать настоящей дружбой. Уникальность их дружбы заключается в том, что, несмотря на то, что ни разные, их дружба была крепка и нерушима.

Несколько интересных сочинений

  • Суть и смысл комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Сначала комедия считается простым повседневным произведением – главная мысль линейна и централизована на замужестве Софьи. Она еще ребенком осталась без родителей и живет в помещичьей семье Простаковых.

  • Галина Четвертак – это одна из главных героинь повести «А зори здесь тихие …» известного советского писателя, фронтовика и потомственного офицера Бориса Львовича Васильева. Из всех девушек-зенитчиц - она самая молодая.

  • Примеры памяти из литературы (аргументы для сочинения)

    Вопрос сохранения памяти стоит очень остро. Память – это то, что помогает нам жить правильно. В истории было много разных жизненных ситуаций, которые повторяются из года в год. Так устроена человеческая жизнь

  • Сочинение Тургеневская девушка в Асе Тургенева

    Главная героиня повести «Ася» дана через восприятие Н.Н, с которым девушка познакомилась в Германии и которого полюбила взаимно. Однако, любовь не принесла им счастья, так как Н.Н не мог отдаться этой любви

  • О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе сочинение

    Нравственность – это понятия, объясняющее стремление человека соответствовать каким-либо нормам, порядкам, или же, стандартам. Человек по своей природе существо, зависимое от мнения и оценки людей, которые его окружают