Почему картинка "портится" после трейса и как этого не допустить. CorelDRAW

#1 НЕ МЕЛЬЧИТЕ

Если вы привыкли рисовать на кусочке условно три на три сантиметра, а рисунки у вас довольно детальные, либо привыкайте рисовать в большем масштабе, либо выбирайте очень тонкие инструменты. Исходя из своего опыта могу сказать, что леттеринг, нарисованный на А5 линером Pigma Micron 03 трейсится нормально, но если отрисовать ту же картинку толстым Sharpie - ничего путного не выйдет. Для меня размер А5 - минимальный

Как вы уже поняли, этот пункт тесно связан с предыдущим. Если рисуете в маленьком масштабе - используйте тонкие инструменты, если на условном А3 - можно (и нужно) выбрать что-то потолще (трейс может получиться на айс, если рисовать на А3 тоненькой-претоненькой ручкой, линии растеряются).

#3 ИСПОЛЬЗУЙТЕ ХОРОШИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Хорошие - не значит топовые и супер-дорогие, значит удобные и профессиональные. Для трейса очень важно, чтобы картинка была максимально контрастной, поэтому лучше всего рисовать инструментом черного цвета, который хорошо покрывает поверхность листа и не прерывается там, где не надо. Мои любимчики - Pigma Micron, Sharpie, Pentel Brush, про инструменты писала .

#4 СКАНИРУЙТЕ В TIFF, С РАЗРЕШЕНИЕМ 300-600 DPI

Вообще даже самый простой сканер выдаст в десятки раз лучший результат, чем фотография с телефона. Но еще лучше - если в сканере есть дополнительные настройки. Попробуйте сделать скан, выбрав в настройках формат Tiff (вместо стандартного JPG) и выставив разрешение 300-600 (любое из значений, чем больше - тем лучше будет скан и в итоге трейс, но тем тяжелее = с большим количеством точек он будет). Уже рассказывала, что я сканирую на простейшем МФУ Canon MG2900 (умоляю, не гуглите конкретную модель и не пытайтесь ее купить, у меня именно она по одной причине - выбора не было:)).

#5 ОБРАБАТЫВАЙТЕ СКАН В ФОТОШОПЕ

Еще раз повторю: контрастные картинки трейсятся лучше и получаются более живыми и бодрыми, чем блеклые. Но даже если вы рисуете черной ручкой или линером, после скана линии не будут идеально черными, они будут серыми - где-то светлее, где-то - темнее. Поэтому, если хотите повысить качество трейса, перед тем, как запускать трассировку, засуньте скан в Фотошоп и сделайте минимальную обработку, сделав черное чернее, а белое - белее. Я делаю это через панель “уровни”. Подробный процесс и настройки трейса есть в моем платном (пусть название вас не смущает - применять информацию можно не только для леттеринга, но и для любых других направлений).

#6 НАСТРАИВАЙТЕ ПАРАМЕТРЫ ИНДИВИДУАЛЬНО ПОД КАРТИНКУ

Пользоваться стандартными настройками иллюстратора для трейса стоит только в самом начале, чтобы понять, как оно вообще работает. Как только поняли - учимся настраивать панель под свои задачи. Это нужно будет делать для каждой картинки (но это не сложно;)). Главное, что нужно контролировать и что влияет на результат - это ползунок со странным названием "Изогелия". Чем меньше число - тем меньше черного цвета остается на картинке, чем больше - тем, соответственно, больше. Если у вас выпадают какие-то куски и линии - нужно увеличить, если, наоборот, все сливается - уменьшить. Точного значения, которое бы подошло под все случаи, нет - каждый раз нужно чуть-чуть подстраивать. В этом, собственно, и кроется секрет - не надо ждать, что одни и те же параметры идеально подойдут под все картинки;)

В CorelDRAW можно выполнять трассировку растровых изображений, то есть преобразовывать их в векторную графику с возможностью предварительного просмотра и настройки результатов трассировки. Полученные в результате трассировки векторные рисунки представляют собой группу объектов. Разгруппировав объекты, вы можете удалить некоторые из них, поменять цвет и форму других объектов.

В этом уроке вы узнаете о способах трассировки изображений в программе CorelDRAW

Качественные векторные рисунки, полученные с помощью трассировки, могут содержать тысячи объектов и занимать в памяти и на диске больше места, чем исходный растровый рисунок.

С помощью команды «Быстрая трассировка» трассировку растрового изображения можно выполнить в один прием:

Выберите Растровые изображения ® Быстрая трассировка .

Можно выбрать подходящий метод трассировки и заготовку стиля, а затем с помощью элементов управления утилиты PowerTRACE просмотреть и настроить результаты трассировки - сведения о количестве узлов, объектах и цветах в результатах трассировки. Эта информация обновляется при каждом изменении настройки параметров.

Готовый стиль представляет собой набор параметров, соответствующих определенному типу растрового изображения, трассировку которого необходимо выполнить (например, штриховой рисунок или фотоизображение высокого качества). Для каждого метода трассировки имеются определенные готовые стили.

CorelDRAW предлагает два метода трассировки растровых изображений:

Трассировка по центральной линии - используются замкнутые и незамкнутые кривые без заливки (мазки); этот метод подходит для трассировки технических иллюстраций, карт, штриховых рисунков и подписей (его называют также «трассировкой обводки»).

  1. Выделите растровое изображение.
  2. Выберите Растровые изображения ® Трассировка по центральной линии
    - Технические иллюстрации : трассировка черно-белых иллюстраций, выполненных тонкими нечеткими линиями.
    - Штриховой рисунок : трассировка черно-белых эскизов, выполненных жирными четкими линиями

Трассировка методом абриса - используются объекты кривой без абрисов. Этот метод подходит для трассировки картинок, логотипов и фотографий. Метод трассировки абрисом также называется «трассировка с заливкой» или «трассировка контуров».

  1. Выделите растровое изображение
  2. Выберите Растровые изображения ® Трассировка абрисом , затем выберите один из следующих параметров:
    - Штриховой рисунок : позволяет выполнять трассировку черно-белых эскизов и иллюстраций
    - Логотип : позволяет выполнять трассировку простых логотипов с низкой степенью детализации и небольшим количеством цветов.
    - Подробный логотип : позволяет выполнять трассировку логотипов с подробной детализацией и большим количеством цветов.
    - Картинки : позволяет выполнять трассировку готовой графики с разной степенью детализации и количеством цветов.
    - Изображение низкого качества : позволяет выполнять трассировку фотографий с низкой детализацией (или фотографий, детали которых желательно проигнорировать).
    - Изображение высокого качества : позволяет выполнять трассировку фотографий высокого качества с высокой детализацией.

Лучше всего трассируются изображения, имеющие минимум цветов (справа результат трассировки).

В этом уроке я расскажу Вам о том, как нарисовать реалистичное изображение сливы при помощи ручной трассировки. Что это такое? Вообще трассировкой называют переведение изображения из растра в вектор. Конечно, существует автоматическая трассировка, но если уж Вы решили изучить illustrator, то эта функция Вам не очень-то и нужна. Дело в том, что, например, подавляющее большинство стоков просто не принимают изображения с автотрассировкой: в результате нее образуется слишком много опорных точек, и отредактировать такое изображение просто нереально, да и размер документа существенно увеличивается.

Ручная же трассировка – это фактически урок рисования, когда Вам надо обвести изображение по контуру, а потом «раскрасить» его. Если Вы начинающий иллюстратор, то этот урок будет для Вас хорошей практикой по работе с пером, карандашом и инструментом MeshTool. А теперь перейдем непосредственно к уроку.

На рисунке 1 Вы видите картинку, которая является основой нашей будущей иллюстрации. Это эскиз, который я нарисовал несколько лет назад, и вот сейчас он нам пригодится. Открываем программу Adobe illustrator (у меня версия CS5), создаем новый документ и помещаем туда наш эскиз (File – Place – открываем нужное изображение на компьютере). Далее нам нужно сделать данный слой полупрозрачным, чтобы он был виден, но не мешал рисованию. Я делаю это так: выделяю изображение и на панели Transparency перемещаю ползунок Opacity на 30-40% (выберите для себя наиболее комфортное значение). На рисунке 2 — то, что должно получиться. Чтобы эскиз не мешал нам рисовать, блокируем его. На панели Layers возле названия слоя есть два квадратика: в одном нарисован глаз, а второй пустой. Вот на пустой мы и нажимаем; в нем появится замочек, говорящий о том, что слой заблокирован и никакие манипуляции с эскизом невозможны.

Теперь создаем новый слой (на панели Layers кнопка CreateNewLayer), и начинаем рисовать. Можно инструментом PenTool или PencilTool. Я выбираю карандаш, поскольку планшетом пока не обзавелся, а когда рисуешь мышью, рука немного дрожит и линии получаются нечеткими. Когда же контур создан и я отпускаю кнопку мыши, путь немного сглаживается (параметры сглаживания можно задать в меню карандаша, щелкнув дважды по этому инструменту).

Для начала нарисуем веточку. Наша задача – создать контур. Поэтому мы обводим веточку, видимую на нижнем слое, замыкая контур. Получился своего рода прямоугольник неправильной формы. Если Вы работаете без графического планшета, то Ваш контур в той или иной степени будет неровным. Чтобы выровнять его, максимально приблизив к контуру эскиза, мы воспользуемся инструментом DirectSelectionTool (Частичное выделение). Выбрав его, выделяем по одной нужные опорные точки, которые «выбиваются» из общей картины, удерживая клавишу Shift, и тащим их на место. Очень удобно использовать и направляющие. Словом, Вам нужно максимально приблизить копию к оригиналу. Примерно вот так (рисунок 3).

Я не стремлюсь к идеально ровному контуру – в случае со сливами и прочими плодами, ягодами и цветочками это не имеет особого смысла. Если же Вы трассируете человеческое лицо – вот тогда точность Вам необходима. Таким же образом обведем и остальные элементы – листик, две сливы и два черешка. Итого получаем шесть замкнутых контуров (рисунок 4).

Дам Вам несколько полезных советов. Во-первых, когда Вы редактируете контуры, то уже нарисованные могут Вам мешать при работе со следующим. Рекомендую блокировать все пересекающиеся и находящиеся рядом объекты, чтобы не возникало путаницы. Чтобы заблокировать объект, нажмите на название слоя, и он «развернется», показывая все объекты, которые находятся на нем. Выберите нужные и заблокируйте их.

Во-вторых, у Вас могут возникнуть проблемы с краями нарисованных контуров. Моя рекомендация по этому поводу – можете не заморачиваться с четким вырисовыванием краев, а просто сделать контуры чуть длиннее и спрятать их под лежащими выше объектами. Исключением будет только самый верхний объект – его нужно рисовать четко. Чтобы Вам было понятно, объясню на нашем примере. Самый верхний объект у нас – это слива, находящаяся справа. Левая слива находится словно бы под правой, поэтому ее правый (уж извините за тавтологию) край можно рисовать не четко – все равно он спрячется за верхней сливой. Так же можно поступить и с нижними краями черешков (они спрячутся за сливами), и с краем листика (он спрячется за веточкой). Надеюсь, я понятно объяснил.

Третий совет – по поводу рисования слив. Вместо карандаша здесь уместно будет воспользоваться инструментом «EllipseTool» (Эллипс). Зажав клавишу Alt, нарисуйте в районе сливы овал, приблизительно напоминающий ее контур, и отредактируйте, придав немного неровностей. Перед следующим шагом не забудьте разблокировать все объекты.

Теперь нам предстоит не менее важная задача – раскрасить наш рисунок. Я люблю использовать для этого инструмент MeshTool. Это не самый легкий в использовании инструмент, но если использовать его умеючи, то можно создавать очень эффектные изображения. Главный же его плюс – в том, что Mesh позволяет создавать эффект трехмерного изображения в двухмерном пространстве. Для начала нужно задать нашим объектам основные цвета. Создайте заливку каждого объекта: лист и черешки пусть будут зелеными, веточка – коричневой, а сливы – фиолетовыми. Выбирайте цвета, которые будут преобладать в объекте (смотрите рисунок 5). Затем разблокируйте слой с эскизом и переместите его в сторону, чтобы видеть его. Можете также сделать его ярче (Opacity = 100%) (смотрите рисунок 6).

Итак, инструмент MeshTool – это, собственно, есть градиентная сетка, то есть сеть, на пересечении осей которой есть узловые точки. В этих точках, равно как и в ячейках сетки, мы имеем возможность задавать любой цвет, и общая картина объекта, преобразованного в градиентную сетку, выглядит как такой вот сложный градиент.

Давайте начнем работать со сливой, находящейся справа (ту, что слева, заблокируйте). Выделите ее контур, который Вы нарисовали, и нажмите Object – CreateGradientMesh. Вы увидите диалоговое окно, в котором Вам будет предложено выбрать количество рядов и колонок (Rows и Columns). Поставьте в обоих полях значение «4», а в поле Appearance – значение «ToCenter», Highlight=20%.

Теперь следует подчеркнуть цветом блики и светотени, создать иллюзию трехмерного объекта. Для этого выберите DirectSelectionTool и выделяете узловую точку, цвет в которой Вы хотите изменить. Она выделится (станет закрашенной, в то время как остальные останутся неокрашенными), как на рисунке 7. Теперь можно применить к ней цвет. Я беру бледно-розовый, почти белый цвет. То же самое делаю узловой точкой внизу справа (смотрите рисунок 8). Это наши блики.

Затем таким же образом, ориентируясь на первоначальный эскиз, обозначим тени. Добавим тёмно-синих оттенков в те места, которые должны быть затенены, создаем плавные переходы цвета (смотрите рисунок 9).

Рисунок 9

В сегодняшней статье я расскажу о своем способе трассировки (перевода растрового изображения в векторный формат), а также объясню, почему я предпочитаю не применять векторизацию к своим работам.

Современные версии программ векторной графики, такие, как Adobe Illustrator, стали настолько умными, что порой трассированное векторное изображение сложно отличить от базового растрового. Таким образом, бумажный рисунок приобретает одно из наиболее выгодных свойств векторной графики - масштабируемость без потери качества. Однако, когда речь заходит о детализированных рисунках большого формата, возможности программной трассировки могут показать весьма посредственный результат. Периодически я получаю запросы на создание принтов именно в вектроном формате, но в 100% случаев я отклоняю подобные предложения. Единственное исключение, которое я делаю, это трассировка тушевых набросков для Creative Market. В последнее время я эпизодически пополняю свою коллекцию новыми наборами.

Таким образом, сегодняшний пост будет наполовину возможностью подсмотреть мой процесс трассировки, наполовину - наглядным тветом на вопрос, почему я избегаю эту процедуру в отношении сложных работ.

Как же превратить растровое изображение в векторную форму?

Вот рисунок, на примере которого я продемонстрирую свой процесс. Эти наброски "живут" на листе бумаги форматом А4, который был отсканирован в разрешении 600 dpi, а затем немного откедактирован в Adobe Photoshop (Яркость-Контрастность и удаление визуального мусора с помощью непрозрачной кисти белого цвета). Оговорюсь, что это не строгая необходимость - сканировать все рисунки в разрешении 600 точек на дюйм. 300 dpi будет вполне достаточно. Тем более, с разрешением 300 dpi снижается вероятность, что Ваш компьютер задумается и наотрез откажется работать дальше.

Я помещаю это изображение в Adobe Illustrator (я использую именно эту программу, потому что она своего рода эталон в своей отрасли, да и по части трассировки очень хороша).
Это - панель Image Trace (ее можно найти в меню Window ). У меня на скриншоте эта панель находится в развернутом виде, с открытыми расширенными настройками. Я специально пометила красными точками самые важные для нас настройки, поскольку, если у Вы не знакомы с этой программой, так будет легче и проще ориентироваться в том, о чем я пишу.

Строго говоря, нам ни к чему знать в деталях, за что отвечает каждая из настроек, поскольку по-настоящиму важными являются лишь несколько из них. Я расскажу о них, и дальше можно будет браться за дело, если Вы планируете попробовать оттрассировать какое-то свое изображение вместе со мной.

Первая опция, это Preset. Тут множество вариантов, от High Fidelity Photo до Black and White Logo, в зависимости от того, что нужно превратить в вектор. Поскольку наш пример - тушевый набросок, лучшим вариантом будет выбрать Sketched Art .

Следующая важная настройка - Threshold . Говоря просто, чем ближе слайдер к правому краю (more), тем темнее будет векторный результат, тем интенсивнее будут все тени в Вашей работе. И наоборот, если речь о близости слайдера к левому краю (less).

Paths , Corners и Noise .
Paths - чем выше этот процент, тем больше будет точек в вектрном изображении. Corners - чем ниже это значение, тем более сглаженным будет результат. Noise - чем выше значение, тем больше деталей исчезнет, т.к. они будут восприниматься программой как вредный мусор. Эти три функции требуют постоянного эксперимента, потому что невозможно для любой работы, даже выполненной в одной и той же технике, найти абсолютно подходящую, идеальную комбинацию. Только индивидуальный подход.

И наконец, я очень рекомендую включать чекбокс Ignore White при трассировке черно-белых тушевых иллюстраций. Таким образом Иллюстратор понимает, что не нужно тратить ресурсы на белое пространство, и получается только черная тушь в векторном формате.

Как только я выбираю Sketched Art preset, программа начинает колдовать над миоим изображением. На данном этапе я еще ничего не настраивала, только Preset и Ignore White.

Я не в восторге от получившегося результата, потерялось много деталей. Поэтому я начинаю подкручивать те опции, о которых рассказала пару абзацев назад:
- Threshold было решено оставить по умолчанию, на 128, потому что сдвиг в ту или иную сторону нарушал светотеневой баланс моего изображения,
- значение Paths увеличено аж до 90%
- Corners - небольшое увеличение, лишь на 6%
- Noise - слайдер ушел почти до упора влево.

Наконец, последний шаг, который нужно сделать, чтоб изображение стало действительно векторным, это нажать кнопку Expand на верхней панели инструментов.

А можно ли лучше?

Только что мы рассмотрели быстрый путь трассировки изображения со сравнительно большим количеством деталей (ведь у нас тут целых три наброска на одном листе бумаги). Если у Вас похожая ситуация с количеством объектов, Вы можете использовать подобный алгоритм действий, или же, если позволяет время и хочется достичь лучшего результата, применить другую стратегию, и трассировать каждый рисунок по отдельности. В моем случае это значит, что я выделяю поодиночке каждый набросок, и повторяю уже знакомые Вам шаги.

Давайте сравним два результата. Слева тот, что получился в результате трассировки сразу трех набросков, а слева - тот, что я отдельно выделила в Фотошопе и затем оттрасировала по предложенному ранее принципу, настроив все опции конкретно под этот рисунок мороженого.
Мне кажется, что вариант справа сохранил гораздо больше деталей и выглядит более похожим на оригинальную тушевую работу. Как видно, Иллюстратор показывает лучший разультат, когда не перегружается большим количеством объектов, которые нужно обработать.

Таким образом, главное преимущество трассировки каждого небольшого рисунка по отдельности - возможность получить более высокое качество изображения и проконтроллировать этот процесс, что дает уверенность в том, что сделано все от себя зависящее для отличного результата.

Плюсы и минусы трассировки тушевой графики, или всегда ли можно положиться на возможности программы

А теперь я хотела бы вернуться к вопросу, почему я не трассирую масштабные детализированные работы. Вот мой принт (читатели наверняка его помнят), который я сейчас попробую превратить в образец векторной графики. Это большой рисунок, формат бумаги А3, со множеством крошечных деталей, выполненных линерами 0.03 и 0.05 мм. Я помещаю эту картинку в Иллюстратор.


Выбираю Sketched Art preset...

И получается нечто совершенно разочаровывающее, лишенное деталей и какой-либо внятности. Плохая новость в том, что как бы я ни пыталась выправить это изображение, оно не станет похожим на оригинал. Можно достичь лишь небольших, практически незаметных, изменений к лучшему.

Вот почему я не перевожу свои принты и сложные иллюстрации в вектор. Я также не рисую в векторных программах с нуля, не обрисовываю эскизы. Таким образом, думаю, становится понятно, почему я говорю "нет" каждому, кто интересуется "принтом как этот, только векторным" :)
Как правило, в свои наборы графики на Creative Market я вкладываю растровые варианты, сделанные именно с оригинальных рисунков, а не растровые версии векторного изображения. Все дело в том, насколько оцифрованная версия сохраняет связь со своим источником, важно, чтобы она была "живой". Я хочу, чтобы даже от небольших превью моих рисунков создавалось ощущение, будто эти работы помнят мое прикосновение.

Порой растровые форматы вызывают беспокойство, мол, файлы будут не масштабируемы. Но ведь растровое изображение тоже можно увеличивать, главное, чтобы оно было изначально нарисовано на достаточном размере бумаги и отсканировано в высоком разрешении.

Вот, собственно, и всё, что я хотела рассказать сегодня. Спасибо за внимание!

14.06.2012

Сегодня мы рассмотрим новый механизм трассировки в Adobe Illustrator CS6 и поговорим о его новых функциях. Для начала мы отрисуем фотографию, набросок и текстуру, а затем сравним результаты, полученные в Adobe Illustrator CS5 и Adobe Illustrator CS6. Итак, начнем!

Шаг 1

В Adobe Illustrator CS6 параметры трассировки теперь в новой палитре — Трассировка Изображений (Окно > Трассировка).

Появление этой палитры позволит нам во время трассировки использовать другие палитры и инструменты. В Adobe Illustrator CS5, а также более ранних версиях программы, таких возможностей не было. Параметры трассировки задавались в диалоговом окне Настройки Трассировки. И нельзя было работать с другими объектами и интерфейсами.

Шаг 2

Также есть изменения в пресетах.


В Adobe Illustrator CS6 появился новый пресет «Силуэты», который позволяет быстро создать векторный силуэт.


После применения команды Разобрать (Expand) мы получим векторный объект с оптимальным количеством опорных точек.


Шаг 3

Давайте сравним качество трассировки в Adobe Illustrator CS5 и Adobe Illustrator CS6 после применения пресета Фотография высокого качества (High Fidelity Photo).

Заметьте, что в Adobe Illustrator CS6 в списке Палитра есть несколько вариантов на выбор. Этот параметр задается, если для изображения выбран режим — Цветное или Серая шкала. Как видите, новый механизм трассировки в Adobe Illustrator CS6 дает лучшие результаты.


В Adobe Illustrator появилась новая функция, которая позволяет мгновенно увидеть исходное изображение. Нажмите и держите «глазик» возле опции Просмотр.


Шаг 4

Есть некоторые изменения в настойке Максимальное число цветов. Этот параметр задает количество цветов, из которых будет состоять конечное изображение. В Adobe Illustrator CS5 максимальное количество цветов можно задать числом, а в Adobe Illustrator CS6 — в процентах с высокой точностью.

Шаг 5

Раскрыв в палитре Трассировка вкладку Дополнительно можно задать дополнительные настройки. В Adobe Illustrator CS6 появилась возможность выбрать метод трассировки. Метод Стыкования контуров (Abutting) создает вырезанные контуры. Контуры объектов стыкуются.


Метод Наложение контуров (Overlapping) создает контуры один над другим, контуры объектов накладываются.


Шаг 6

Опция Подгонка контура определяет точность трассировки исходного растрового изображения. В Adobe Illustrator CS5 чем меньше значение, тем точнее контур, чем больше значение, тем грубее контур. В Adobe Illustrator CS6 все наоборот: чем больше число,тем точнее контур мы получим.

Опция Минимальна Площадь в Adobe Illustrator CS5 соответствует опции Шум в Adobe Illustrator CS6. Эта опция определяет размер самых маленьких деталей исходного изображения, которые будут учитываться при трассировке.

Опция Минимальный Угол в Abode Illustrator CS5 соответствует опции Углы в Adobe Illustrator CS6 и задается в процентах. Чем больше число мы установим, тем больше углов будет в конечном изображении.


В Adobe Illustrator CS6 нет таких настроек трассировки как Размытие и Изменение разрешения. В Adobe Illustrator CS5 настройка Размытие служит для уменьшения количества мелких деталей и смягчения границ результирующего изображения. Настройка Изменение разрешения позволяет ускорить процесс трассировки больших изображений и уменьшить потерю качества конечного изображения.

Шаг 7

Посмотрим как новый механизм трассировки работает с набросками. Примените пресет Черно-белая картинка. Трассировка наброска в Adobe Illustrator CS5 дает хорошие результаты.

Если мы применим этот же пресет в Adobe Illustrator CS6 большинство мелких деталей исчезнет.

К сожалению, чтобы добиться в Adobe Illustrator CS6 таких же результатов как в Adobe Illustrator CS5 нужно менять параметры трассировки вручную.

Шаг 8

Попробуем выполнить трассировку текстуры. Применим тот же пресет Черно-белая картинка. Как видите, результат трассировки в Adobe Illustrator CS5 выглядит лучше чем в Adobe Illustrator CS6.