Звездная ночь над роной. Звёздная ночь над Роной Звезды в картинах

В феврале 1888 года по совету Тулуза-Лотрека Ван Гог переезжает в Арль. Позади два года парижской жизни, более двух тысяч работ, из которых ни одна так и не нашла своего покупателя. От полного отчаяния спасает только поддержка брата Тео, близкого друга, советчика и главного адресата его писем. Но здесь, на юге Франции, вдали от столичной суеты все меняется: измученная душа Винсента хотя бы на короткий срок вновь обретает покой и гармонию. Арль представляется художнику райским уголком, местом грез, страной «Утопией»: цветущие сады и старинные парки города, незабываемые поездки к морю, залитые солнцем окрестные поля и конечно же - пленительные южные ночи.

«Я часто думаю, что ночь более оживлена и более богата красками, чем день», - пишет Винсент брату. Во время долгих ночных прогулок все то, что казалось ушедшим, разрушенным, навсегда забытым, растаявшим вместе с юношескими мечтами, вновь оживает с прежней силой. Казалось, что уже никогда не вернуть годы, отданные служению Богу, когда будущий художник читал Библию рабочим, делился с ним последними одеждой и деньгами; никогда не воскресить и того страстного, почти религиозного пыла, с которым он, порвав с семьей, без оглядки отдался занятиям живописью. Казалось, что все ушло… Но звездное небо над Арлем напомнило Винсенту о чем-то важном, и вдруг стало ясно, что мистическое отношение к искусству никогда не покидало его сердца, оно лишь до времени укрылось от ударов судьбы в самых сокровенных уголках души, чтобы вновь прорваться наружу. «Временами я испытываю страшную потребность - как бы это сказать - в религии, - пишет он брату. - Тогда я выхожу ночью писать звезды».

Но как писать в темноте? Винсент непреклонен и верен себе: он не собирается, подобно товарищам по цеху, творить по памяти или создавая картину в воображении. Ему нужна натура, настоящие звезды и настоящее небо. И тогда он прикрепляет к своей соломенной шляпе свечу, собирает кисти, краски и выходит на берега Роны писать ночные пейзажи...

«Мне хотелось бы писать мужчин и женщин, вкладывая в них что-то от вечности…» А что может быть лучше для отражения вечности, чем ночь и звездное небо? Маленькие фигурки мужчины и женщины в углу картины незаметны и теряются в расплывающейся перспективе ночного города. Над ними - семь звезд Большой Медведицы, семь маленьких солнышек, оттеняющих своим сиянием глубину небесного свода. Звезды такие далекие, но такие доступные; они часть Вечности, поскольку были здесь всегда, в отличие от городских фонарей, льющих свой искусственный свет в темные воды Роны. Течение реки медленно, но верно растворяет в себе земные огни и уносит их прочь. Две лодки у причала приглашают отправиться следом, но люди не замечают земных знаков, их лица обращены вверх, к звездному небу.

«Всякий раз, когда я вижу звезды, я начинаю мечтать также непроизвольно, как я мечтаю, глядя на черные точки, которыми на карте обозначены города и деревни. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем черные точки на карте Франции? Подобно тому как нас везет поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звездам». Пророчеству скоро суждено было сбыться: до трагической смерти художника оставалось меньше двух лет…

Современник Ван Гога французский астроном Камиль Фламарион, размышляя о посмертной судьбе Галилея, Будды, Сократа, Конфуция и других великих людей, пришел к выводу, что «их звезды все еще сияют, они существуют где-то в других сферах и в этих иных мирах продолжают свою работу, прерванную на земле». Может быть, кто-то и сегодня, глядя на звездное небо, вдруг узнает в маленькой светящейся точке скромную звезду художника Винсента Ван Гога. Узнает и вспомнит о вечности…

на журнал "Человек без границ"

В музее представлено несколь картин известного больше французского, чем голландского художника, Винсента Ван Гога.

Звездная ночь над Роной

Автор начал работу над картиной в 1888 году, а в 1889 она впервые предстала перед зрителями, на выставке Салона Независимых художников. Картина была создана на ночном пленэре, когда художнику удалось захватить тот момент перехода яркого света фонарей Арля в мерцание синих вод Роны. Картина написана крупными мазками, с преобладанием в цветовой гамме синего и желтого тонов, переходящих то в зеленовато-бронзовый, то в бледно голубой, то в ярко-золотой.

Автопортрет, 1889 год, сентябрь

Сегодня известно 35 автопортретов художника, 28 из них были написаны в Париже в период 1886-1888 годов. В автопортрете 1889 года Винсент меняет технику письма, здесь появляются закрученные следы от кисти, такие же, как на картине «Дорога с кипарисом» и «Звездная ночь».

Автопортрет с кистями и палитрой, 1889 год, август

Этот автопортрет выделяется среди остальных автопортретов художника наличием художественных инструментов. Недавно выписавшись из больницы, на этом полотне художник передает свое внутреннее состояние. Контрастные цвета делают его лицо бледнее. Использованный в работе желто-зеленый цвет передает болезненное состояние.

Спальня в Арле

Идея нарисовать свою спальню пришла к художнику вовремя болезни, когда он был прикован к постели. Картина была написана в трех вариантах. Первая версия была написана в 1888 году, и отправлена брату Тео. Однако во время наводнения это полотно было повреждено. Тогда Винсент нарисовал второй вариант картины, в которой несколько изменил цветовую гамму. В 1889 году он создал третий вариант, взявший самое лучшее от двух предыдущих. Эту версию он подарил сестре. Именно эта версия и находиться сейчас в Орсэ.

Винсент ван Гог (1853-1890)

Знаменитый художник родился в Голландии,в семье пастора. Первое знакомство с картинами Винсент получил в 16 летнем возрасте, когда с помощью дяди поступил на службу в фирму «Гуниль и Ко», торговавшей картинами.

В 1876 году Винсент покидает службу и увлекается религией. В это время он делает некоторые наброски. С 1878 года он начинает проповедовать, но слишком близко к сердцу принимает страдания простых людей, отказывает себе во всем ради помощи ближнему. Казалось бы правильное религиозное направление пришлось не по нраву церкви, и Винсенту пришлоь оставить эту деятельность.

С 1880 года Ван Гог посещает художественные академии, пишет картины. В 1886 году он едет к брату Тео в Париж. В это время он знакомиться со многими импрессионистами, высветляет свою цветовую палитру. Именно здесь художник становиться одним из самых ярких представителей парижского авангарда, его новаторство разрывает все условности.

В 1888 году он перебирается на юг Франции, в Арль, находит здесь друзей, черпает идеи для творчества. Но психическое здоровье Ван Гога ухудшается, этому способствует и ссора с близким другом Гогеном. После этой ссоры он и отрезает себе часть уха.

В 1889 году психическое состояние Винсента еще сильнее обостряется, он все чаще страдает от душевных растройств, появляются суицидальные наклонности. И в 1890 году он оканчивает жизнь пистолетным выстрелом. Следует отметить, что при жизни художник был не понят и не признан, почти все время находился на содержании брата Тео. Ходит легенда, что при жизни было продана только одна работа художника «Красные виноградники в Арле». В этой легенде только часть истины. Красные виноградники явились лишь прорывом в стоимости. Есть документальные подтверждения минимум 14 сделок по продаже картин, скорее всего, что их было больше.

Ван Гог изобразил вид на набережную восточного берега Роны, расположенную на изгибе реки, прямо напротив западного берега. Беря своё начало на севере, здесь, в Арле, в районе восточной набережной, Рона поворачивает направо, окружая скалистый выступ, на котором расположен центр Арля.
Винсент описал свою задумку и композицию картины в письме к Тео: «Включая небольшой эскиз на холсте - вкратце: звёздное небо, разрисованное ночью; и, разумеется, газовые рожки фонарей. Небо - аквамариновое, вода - ярко-синяя, земля - розовато-лиловая. Город - синий и фиолетовый. Сам газ светится жёлтым, а его отражение - ярко-золотое, плавно переходящее в зелёно-бронзовый. На аквамариновом поле неба Большая медведица сверкает зелёным и розовым, чья бледная скромность служит контрастом для грубого золотого фонарей. И две разноцветные фигуры влюблённых на переднем плане».
Стоит отметить, что передний план картины указывает на тяжёлую переработку алла прима, как только первая прописка была закончена. Эскизы из письма, сделанные в то время, основывались, вероятнее всего, на первоначальной композиции.

Картина изображает место на реке в двух минутах ходьбы от Жёлтого дома на площади Ламартен, который Ван Гог арендовал некоторое время. Ночное небо и эффекты звёздного света и света фонарей роднят эту картину с иными шедеврами художника - «Ночной террасой кафе» (написанной за месяц до работы над «Звёздной ночью над Роной») и более поздней «Звёздной ночью» .

Винсент Ван Гог
Звёздная ночь над Роной .
фр. Nuit étoilée sur le Rhône
холст , масло . 72,5 × 92 см
Музей д"Орсе , Париж
(инв. RF 1975 19 )
Медиафайлы на Викискладе

История картины

Набросок картины Ван Гог отправил вместе с письмом своему другу Эжену Бошу 2 октября 1888 года.

Впервые полотно выставлялось в 1889 году на ежегодной выставке Салона Независимых художников в Париже вместе с картиной «Ирисы ». На выставлении последней настаивал Тео , брат Ван Гога.

Описание

Ван Гог изобразил вид на набережную восточного берега Роны , расположенную на изгибе реки, прямо напротив западного берега. Беря своё начало на севере, здесь, в Арле, в районе восточной набережной, Рона поворачивает направо, окружая скалистый выступ, на котором расположен центр Арля.

Происхождение

Винсент описал свою задумку и композицию картины в письме к Тео: «Включая небольшой эскиз на холсте - вкратце: звёздное небо, разрисованное ночью; и, разумеется, газовые рожки фонарей. Небо - аквамариновое, вода - ярко-синяя, земля - розовато-лиловая. Город - синий и фиолетовый. Сам газ светится жёлтым, а его отражение - ярко-золотое, плавно переходящее в зелёно-бронзовый. На аквамариновом поле неба Большая медведица сверкает зелёным и розовым, чья бледная скромность служит контрастом для грубого золотого фонарей. И две разноцветные фигуры влюблённых на переднем плане».

Стоит отметить, что передний план картины указывает на тяжёлую переработку алла прима , как только первая прописка была закончена. Эскизы из письма, сделанные в то время, основывались, вероятнее всего, на первоначальной композиции.

Цвета ночи

Рисование на пленере ночью очаровывало Ван Гога. Удачно выбранное положение, выбранное им для «Звёздной ночи над Роной», позволило ему захватить момент превращения яркого света фонарей Арля в тусклое мерцание синих вод Роны. На переднем плане влюблённая пара прогуливается вдоль берега реки.

Изображение цвета имело первостепенную важность для Винсента: даже в письмах к своему брату Тео он часто описывает предметы при помощи различных цветов. Ночной пейзаж в живописи Ван Гога, включая «Звёздную ночь над Роной», подчёркивает важность, с которой он относился к передаче в картинах сверкающих оттенков ночного неба и искусственного освещения, бывшего в то время в новинку.

Источники

  • Boime, Albert: Vincent van Gogh: Starry Night. A history of matter, a matter of history
  • Dorn, Roland: Décoration: Vincent van Gogh’s Werkreihe für das Gelbe Haus in Arles, Georg Olms Verlag, Hildesheim, Zürich & New York 1990

Сюжет

Ночь окутала воображаемый город. На переднем плане — кипарисы. Эти деревья, с их мрачной тёмно-зелёной листвой, в античной традиции символизировали печаль, смерть. (Не случайно кипарисы часто сажают на кладбищах.) В христианской же традиции кипарис — символ вечной жизни. (Это дерево росло в райском саду и, предположительно, из него был построен Ноев ковчег.) У Ван Гога кипарис исполняет обе роли: это и печаль художника, который вскоре покончит с собой, и вечность бега Вселенной.

Автопортрет. Сен-Реми, сентябрь 1889

Чтобы показать движение, придать динамику застывшей ночи, Ван Гог придумал специальную технику — рисуя луну, звезды, небо, он клал мазки по кругу. Это в сочетании с цветовыми переходами создает впечатление, что свет разливается.

Контекст

Винсент писал картину в 1889 году в больнице для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс. Это был период ремиссии, поэтому Ван Гог просился в свою мастерскую в Арле. Но жители города подписали петицию с требованием выгнать художника из города. «Уважаемый мэр, — говорится в документе, — мы нижеподписавшиеся, хотим обратить ваше внимание на то, что этот голландский художник (Винсент Ван Гог) потерял рассудок и пьет слишком много. А когда он напьется, то пристает к женщинам и детям». В Арль Ван Гог больше не вернется.

Рисование на пленере ночью очаровывало художника. Изображение цвета имело первостепенную важность для Винсента: даже в письмах к своему брату Тео он часто описывает предметы при помощи различных цветов. Менее чем за год до «Звездной ночи» он написал «Звездную ночь над Роной», где экспериментировал с передачей оттенков ночного неба и искусственного освещения, бывшего в то время в новинку.


«Звездная ночь над Роной», 1888

Судьба художника

37 неспокойных и трагичных лет прожил Ван Гог. Выросший недолюбленным ребенком, которого воспринимали как сына, родившегося вместо старшего брата, скончавшегося за год до рождения мальчика, строгость отца-пастора, бедность — все это сказалось на психике Ван Гога.

Не зная, чему посвятить себя, Винсент нигде не мог доучиться: либо сам бросал, либо его выгоняли за буйные выходки и неряшливый вид. Живопись была бегством от депрессии, с которой Ван Гог столкнулся после неудач с женщинами и провальных попыток построить карьеру дилера и миссионера.

На художника Ван Гог тоже отказывался учиться, полагая, что может самостоятельно освоить все. Однако это было не так легко — рисовать человека Винсент так и не научился. Картины его привлекали внимание, но спросом не пользовались. Разочарованный и опечаленный, Винсент уехал в Арль с намерением создать «Мастерскую Юга» — некое братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Тогда-то и оформился стиль Ван Гога, который известен сегодня и самим художником описывался так: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».


, 1890

В Арле художник жил запоем во всех смыслах. Он много писал и много пил. Пьяные дебоши пугали местных жителей, которые в итоге даже попросили изгнать художника из города. В Арле же произошел и знаменитый инцидент с Гогеном, когда после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках, а затем то ли в знак раскаяния, то ли в очередном приступе, отрезал себе мочку уха. Все обстоятельства до сих пор неизвестны. Однако на следующий день после этого происшествия Винсента отвезли в лечебницу, а Гоген уехал. Больше они не встречались.

Последние 2,5 месяца своей растерзанной жизни Ван Гог написал 80 картин. А врач и вовсе считал, что с Винсентом все в порядке. Но одним вечером он закрылся у себя и долго не выходил. Соседи, заподозрившие неладное, вскрыли дверь и обнаружили Ван Гога с простреленной грудью. Помочь ему не удалось — 37-летний художник умер.