Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и травм. Социальное благополучие, социальная безопасность и социальная сплоченность как философско-аксиологические основы социальной раб

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней и индивидуально фрустирующих (выводящих из состояния внутреннего спокойствия) недостатков. Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком.




Что способствует сохранению и укреплению здоровья: правильное питание §соблюдение режима труда и отдыха §психическая и эмоциональная устойчивость §оптимальный уровень двигательной активности §безопасное поведение дома, на улице, на работе §отказ от саморазрушающего поведения §здоровое сексуальное поведение закаливание §личная гигиена


Вредные привычки могут: складываться стихийно Вредные привычки - это сложившиеся способы деструктивного (саморазрушающего) поведения, осуществление которого в определённых ситуациях приобретает характер потребности § быть побочным продуктом направленного воспитания и обучения § перерастать в устойчивые черты характера § приобретать черты автоматизма § быть социально обусловленными


Феномен адикции (пагубного пристрастия к чему-либо). Человек стремится благодаря использованию тех или иных средств (веществ) заместить естественные для конкретных социальных ситуаций чувства и эмоции, избежать стресса. Что лежит в основе процессов формирования вредных привычек?



Кроха – сын пришёл к отцу И спросила кроха: « Если я курить начну- Это очень плохо?» Видимо врасплох застал Сын отца вопросом Папа быстро с кресла встал, Бросил папиросу. И сказал отец тогда, Глядя сыну в очи: «Да, сынок, курить табак, Это плохо очень.» Сын, услышав сей ответ, Снова вопрошает: «Ты ведь куришь много лет И не умираешь?» Закурил я с юных лет, Чтоб казаться взрослым, Ну, а стал от сигарет Меньше нормы ростом. Я уже не побегу За тобой в припрыжку, Бегать быстро не могу, Мучает одышка. Сердце, лёгкие больны, В этом нет сомненья. Я здоровьем заплатил За своё куренье. Никотин- опасный яд Сердце поражает, А смола от сигарет В бронхах оседает, Я бросал курить раз 5 Может быть и боле, Да беда, курю опять- Не хватает воли.» «Ты мой папа, я- твой сын, Справимся с бедою. Ты бросал курить один, А теперь нас двое. Я и мама не хотим Мы курить пассивно К нам ведь тоже никотин Попадает с дымом. семейный наш бюджет Станет побогаче. Купим мне велосипед, Чтоб гонял на даче.» «Ну и кроха! Вот так сын- Хитрован ужасный. Все проблемы враз решил, Ладно. Я согласный. Но условия скорей Тоже выдвигаю - Ты и пробовать не смей. А я курить бросаю.»


Из каждых 100 человек, умерших от рака, 90 курили. Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили. Из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили. Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет, в 5 раз чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.








Здоровье, благополучие, счастье

В течение многих веков «здоровье» означало отсутствие болезней. В 1946 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла принципиально новое определение. Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Близко к этому определение, приведенное в английском медицинском словаре (Butterworths medical dictionary, 1976): «Здоровье – это нормальное физическое состояние, т. е. состояние целостности и свободы от физических и психических заболеваний или болезней». Многие исследователи включают в характеристики здоровья способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды – физической и социальной. Количество определений здоровья очень велико, но во всех отсутствуют важнейшие составляющие счастья и здоровья человека – сексуальное здоровье, благополучие, способность к адаптации (приспособлению) и нравственность.

Взяв за основу определение ВОЗ, считаем необходимым и оправданным добавить три фактора. Итак, здоровье – это состояние полного физического, душевного, сексуального, нравственного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов.

В этом определении есть слово «благополучие». Что же это? Термин происходит от старославянского «благая полука» – хорошая, добрая судьба. Благополучие – это спокойное, счастливое состояние. А счастье – это чувство и состояние высшего удовлетворения. Благополучие и счастье невозможны без здоровья. Очень важно отношение мужчины к жизни, оптимизм, установка на здоровье и благополучие.

Ранее (см. разд. «Головной мозг» главы 1) мы писали, что в гипоталамусе вырабатываются энкефалины и эндорфины – гормоны радости, которые участвуют в положительных эмоциональных реакциях (радость, удовольствие), регуляции поведения; они являются естественными противоболевыми факторами, значительно более мощными, чем морфин (морфин – синтетический препарат, оказывающий обезболивающее действие подобно опию). Опытный врач знает, что мужчины-оптимисты, чья жизнь подчинена принципу «Все хорошо!», живут дольше, быстрее выздоравливают, пребывают в хорошем эмоциональном, физическом и психическом состоянии. Оптимисты гораздо легче переносят операции, болезни, боль, чем пессимисты, быстрее выздоравливают и возвращаются к нормальной жизни. На это обратил внимание во время Второй мировой войны английский хирург Г. К. Бехер. Современные исследования подтверждают эти данные.

За долгие годы общения с пациентами я выработал ряд критериев, которые позволяют оценить наличие или отсутствие у мужчины установки на здоровье и благополучие. При первой встрече задаю банальный вопрос: «Как жизнь?» Примерно четверть отвечают: «Отлично!» У них такая установка имеется. Около 20 % дают ответ: «Пока живой…» и при этом горестно вздыхают. Около 20 % начинают жаловаться. В потоке жалоб отсутствуют какие-либо положительные эмоции. Примерно 10 % отвечают: «Плохо!» или «Бывает и хуже!» Эти последние три группы мужчин лишены установки на благополучие. Меня очень интересуют остальные – таких пациентов около 25 %. Их ответ обнадеживает: «Неплохо, но хотелось бы лучше». Такие мужчины при желании с помощью опытного врача могут принять установку на благополучие. Установка на здоровье и благополучие подразумевает, в первую очередь, ответственность за себя, за свою семью, за свой дом, умение и желание противостоять трудностям, бороться, любить.

Благополучие – это радость и удовольствие от каждого прожитого дня. Но этому надо учиться, над этим надо трудиться. Здоровье и благополучие дают человеку умственные и физические силы для любви, работы, отдыха, позволяют преодолевать трудности. Одна из важнейших особенностей человека разумного, отличающая его от всех животных, – свобода выбора. Выберите здоровье и благополучие. А значит: любите, мыслите, творите, создавайте вокруг себя атмосферу доброжелательности, любите людей – они ответят тем же. Не курите, не употребляйте наркотики (даже легкие!), питайтесь правильно, будьте активны: физически, психически и сексуально.

Обратите внимание! Здоровье каждого человека во многом зависит от самого человека. Даже самые квалифицированные врачи, обеспеченные современной аппаратурой и лекарствами, не могут дать человеку здоровье, благополучие и счастье. По данным ВОЗ состояние здоровья на 50 % зависит от образа жизни, на 20 % – от наследственности и лишь на 10 % – от уровня развития медицины и состояния медицинской помощи.

По мере развития биологии и медицины врачи все больше знают о болезнях и умеют лечить многие из них. Но, к сожалению, врачи очень мало знают о здоровье. Как остроумно заметила во второй половине XIX веке американская журналистка Прентис Мэлфорд: «Врачи в лучшем случае знают кое-что о болезнях, но в здоровье они совершенно не разбираются». Более того, очень многие врачи свои знания не используют на практике. В течение многих лет я проводил анонимное анкетирование 464 студентов медицинских факультетов и 111 врачей. Среди множества были вопросы о вреде курения и гиподинамии. Все ответили правильно. Но… курили 68 % студентов и 73 % врачей.

Для того чтобы вести здоровый образ жизни, мужчина должен знать, что это. Знание порождает мотивацию. С другой стороны, знание еще не гарантирует выполнение. Почти все знают, что такое здоровый образ жизни, но, увы, ведут его немногие. Особенно – мужчины.

Повторим: мужчина – слабый пол. Мужчины как дети. Мы часто (и неоправданно) себя жалеем, ленимся, «расслабляемся» (каждый по-своему). Поэтому следите за собой, проверяйте себя, ставьте перед собой определенные (но реальные!) цели. Вознаграждайте себя, придумывайте для себя награду – нечто, доставляющее удовольствие и радость. Например, за неделю регулярных занятий спортом подарите себе хороший спектакль, концерт вдвоем с любимой женщиной; за несколько месяцев здоровой жизни – интересную поездку; за отказ от бесцельного просмотра телевизора купите себе пару дисков любимой музыки и т. д.

Обратите внимание! В качестве награды не съедайте полторта или свиную отбивную.

Не ставьте перед собой нереальные задачи. Если у вас избыточная масса тела, не пытайтесь быстро похудеть на 10 кг, это вредно (см. разд. «Избыточная масса тела. Кто виноват? Что делать?» далее в этой главе). Ближайшая цель – сбросить 1–2 кг. Если вы давно не занимались спортом, начинайте постепенно, не стремитесь к рекордам. Нелегко добиться хороших результатов. Не стремитесь двигаться только вперед. Мудрая китайская пословица гласит: «Даже дорога в тысячу ли начинается с первого шага». Иногда полезно и отступить на шаг: после двух шагов вперед можно сделать шаг назад. Но – и это очень важно! – будьте оптимистом, не отступайте! Даже незначительное улучшение самочувствия – надежный признак того, что вы на правильном пути.

Достижение цели требует знаний, времени и настойчивости. Чтобы изменить свой образ жизни, надо знать, что нам грозит. К сожалению, большинство мужчин не знает или не хочет знать.

Для выяснения осведомленности населения о факторах риска сердечно-сосудистых заболеваний я провел опрос более 1200 человек, разделив их на три группы: студенты-медики 1-2-го курсов, студенты немедицинских факультетов и пациенты Центра мужского здоровья (табл. 2.1). Результаты говорят о том, что люди плохо осведомлены о подстерегающих их опасностях, а чаще всего не знают и не думают об этом.

Единственный путь, ведущий к здоровью и счастью каждого человека, нации, человечества, – изменение отношения человека к своему телу и здоровью. Следовательно, нужно знать свой организм, желать быть здоровым и прикладывать усилия. Иными словами, человек сам должен сделать выбор: здоровье или болезнь, он должен иметь четкую мотивацию на здоровье, ибо только здоровый человек может добиться высшей ступени в иерархии потребностей – самореализации.

Таблица 2.1. Осведомленность о факторах риска сердечно-сосудистых заболеваний

Из книги Женское счастье. От мечты к реальности за один год автора Елена Михайловна Малышева

Фэн-шуй: любовь и благополучие Избавляемся от одиночестваВ фэн-шуй существует немало приемов, помогающих избавиться от одиночества. Для начала следует порвать все связи с прошлым, зачастую вызывающие у нас горькие воспоминания и отнимающие жизненную энергию.Если вы

Из книги Здоровье и счастье ребенка автора Николай Михайлович Амосов

Фэн-шуй: любовь и благополучие (продолжение) Дом, идеальный для любвиКак в любви, так и для создания семьи очень важна благоприятная окружающая обстановка. Обязательно уделите внимание месту, где живете или планируете жить со своим возлюбленным. В этом деле важно все –

Из книги Исцеляющая сила чувств автора Эмрика Падус

Фэн-шуй: материальное благополучие Денежное дерево (толстянка серебристая)Если вас беспокоит материальная сторона вашей жизни, попробуйте завести растение, которому фэн-шуй традиционно приписывает умение притягивать деньги. Даже внешний вид «денежного дерева», или

Из книги Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья автора Николай Михайлович Амосов

Амосов Н.М Здоровье и счастье ребенка Есть ли что-нибудь более важное, чем дети? Думаю, что все, кто имеет дело с маленькими, скажут «Нет!».Нет другой такой проблемы. Материальный базис необходим, но, во всяком случае, богатство не облегчает задачу воспитателей. Многие

Из книги Счастье есть! Худейте на здоровье! автора Дарья Тарикова

Глава 1 Не только физическое благополучие: новый взгляд на состояние здоровья Доктор медицины Наоми Ремен питает большие надежды в связи с будущими направлениями в медицине – и эти направления не имеют ничего общего с искусственными сердцами и технологическими

Из книги Многоликий вирус автора Виктор Абрамович Зуев

ЗДОРОВЬЕ И СЧАСТЬЕ РЕБЕНКА Есть ли что-нибудь более важное, чем дети? Думаю, что все, кто имеет дело с маленькими, скажут «Нет!».Нет другой такой проблемы. Материальный базис необходим, но во всяком случае богатство не облегчает задачу воспитателей. Многие граждане ставят

Из книги Мозг против лишнего веса автора Дэниел Амен

Дарья Тарикова Счастье есть! Худейте на здоровье!

Из книги Советы сибирского знахаря автора Ксения Разумовская

История одиннадцатая: Призрачное благополучие, или Лимфоцитарный хориоменингит А эту историю я расскажу вам для того, чтобы показать, как порой ловко маскируются медленные вирусные инфекции и как далеко не сразу ученым удается распознать их там, где, казалось бы, и

Из книги Совершенный мозг автора Дипак Чопра

Глава 8 Избавиться от негативных мыслей Они крадут ваше счастье, здоровье и память Избыточный вес и отсутствие ощущения счастья - это не только вопрос питания или эмоциональных расстройств, это своего рода «расстройство мышления». Приходящие человеку в голову

Из книги Победа разума над медициной. Революционная методика оздоровления без лекарств автора Лисса Рэнкин

Глава 5 Заговоры на благополучие в доме Кому из нас не хотелось бы, чтобы в доме всегда царили покой, уют и порядок? Но, к сожалению, счастье в семье далеко не всегда зависит от объективных причин. Порой самые несущественные, мелкие неприятности приводят к серьезным

Из книги Здоровый мужчина в вашем доме автора Елена Юрьевна Зигалова

Решения для супермозга. Благополучие Счастья достичь нелегко и еще труднее объяснить, что такое счастье. Но если вы хотите испытать состояние благополучия, которое определяется как общее состояние счастья и здоровья, то ваш мозг должен посылать вам позитивные сообщения,

Из книги Долой лишние килограммы! Быстро и навсегда! Метод Чопры, которым пользуются голливудские звезды автора Дипак Чопра

Часть первая Поверьте в свое благополучие

Из книги Я и мое сердце. Оригинальная методика реабилитации после инфаркта автора Анатолий Иванович Бабушкин

Эмоциональное здоровье и благополучие Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – психические переживания, душевные волнения (радость, счастье, страх, гнев и др.), возникающие в результате воздействия тех или иных стимулов внешней или внутренней среды. Эмоции бывают

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Душевное благополучие и телесная чистота Нет нужды доказывать, что этот принцип является главным, ведущим, а остальные лишь дополняют его.Мы точно знаем, что душа определяет существование человека на физическом уровне. В противном случае невозможно объяснить некоторые

Под понятием «здоровье» многие люди подразумевают лишь перечень конкретных физиологических особенностей человека. Такое понимание является ложным, на самом же деле его стоит рассматривать на нескольких уровнях. Только так можно дать ответ на вопрос о том, насколько здоров человек. Итак, разберем виды здоровья и остановимся подробнее на каждом из них.

Говоря о здоровье, нужно знать, что это психического и человека и общества в целом (не только отсутствие физиологических проблем и недостатков).

Критерии здоровья человека

Сейчас, чтобы сделать вывод о состоянии людей, обращаются к пяти основным критериям:

  1. Наличие или отсутствие недугов, болезней.
  2. Нормальная работа в системе «окружающий мир - индивид».
  3. Благополучие в социальной жизни, духовной деятельности, физические способности человека.
  4. Умение приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
  5. Возможность качественно выполнять отведенные в социальной жизни.

Основные разновидности здоровья

Каждого человека рассматривают как взаимосвязанную систему и при исследовании выделяют виды здоровья: нравственное, физическое, социальное, психическое, психологическое. Из этого следует, что нельзя судить о нем по одной из перечисленных сфер, не рассмотрев многогранность личности.

На данный момент ученым не удалось выделить конкретную методику для изучения состояния по всем перечисленным критериям, поэтому остается лишь судить о нем, рассматривая уровни здоровья по отдельности. Итак, приступим.

Виды здоровья. Психологическое и психическое равновесие

Среди главных условий устойчивого психосоциального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружескую и приятную обстановку.

По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонение психического детского здоровья чаще всего зафиксировано в семьях, где царят разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками: находятся с ними в недоброжелательных отношениях или попросту не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.

Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический.

Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамическим или отклоняющимся выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире.

Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, находить к ним подход.

Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценке, веры в собственные силы, принятии или непринятии себя и своих особенностей, отношении к миру, обществу, происходящим событиям, представлении о жизни и мироздании.

Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-либо отклоняющиеся психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать происходящую действительность и регулировать свое поведение.

Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года в связи с данными ВОЗ, свидетельствующими о повышении стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирования стрессоустойчивости, терпения.

Социальное здоровье

Социальное здоровье напрямую зависит от способности личности адаптироваться в условиях окружающей среды, качеств и характеристик, позволяющих это сделать. Влияет и тяга к самовоспитанию и саморазвитию, возможность использования самообразования, реализации жизненных целей, преодоления и решения проблем, касающихся социальных отношений. Они могут быть связаны и с физическими отклонениями.

Человек, который социально здоров, ставит в качестве цели собственную реализацию, имеет стрессоустойчивость, он может спокойно и достойно преодолевать жизненные проблемы и трудности, не причиняя ущерба близким и другим окружающим людям. Этот уровень неразрывно связан и с духовностью, желанием постичь смысл жизни, ответить на вечные вопросы, найти нравственные ориентиры и ценности.

Показатели социального здоровья

При исследовании вышеперечисленных критериев используется несколько показателей, главные из них - адекватность и адаптивность действий и поступков человека в социальной среде.

Адекватностью считается прежде всего способность нормально реагировать на воздействия мира, адаптивностью - эффективно выполнять деятельность и развиваться в новых условиях, которые диктует среда и общество.

Выделяют главные критерии степень адаптации в обществе, степень активности деятельности в нем и эффективность применения разных социальных ролей.

Физическое здоровье

За оценку физического состояния принимается выявление разных биологических дефектов, болезней, устойчивости к влиянию отрицательных факторов, возможности работать в сложных условиях (в том числе при изменении окружающей среды). Одним словом, за основы здоровья принимаются адаптационные успехи индивида.

С точки зрения медицины под этим понятием отражают и состояние внутренних органов, систем организма, сплоченность их работы. - функциональные и морфологические резервы, благодаря которым происходят адаптации. Под внимание попадает не только отсутствие очевидных отклонений, болезней и жалоб пациента, но и диапазон приспособительных процессов, уровень возможностей организма, касающихся выполнения конкретных функций.

В педагогических материалах основа понятия «физическое здоровье человека» не трансформирована, т. е. её также характеризуют регулятивной способностью организма, равновесием физиологических процессов, адаптационными реакциями.

Духовно-нравственное здоровье

Под духовно-нравственным здоровьем подразумевают осознание человеком сущности добра и зла, способность самосовершенствоваться, проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, оказывать бескорыстную помощь, отстаивать законы морали, создавать благоприятную обстановку для ведения (понятие «культура здоровья» складывается благодаря этому критерию).

Главное условие достижения успехов на этом уровне - стремление жить в согласии с самим собой, близкими, друзьями и обществом в целом, умение грамотно ставить цели и добиваться их путем прогнозирования и моделирования событий, формулировки конкретных шагов.

Именно обеспечение развития нравственности, моральных качеств каждого - необходимая основа и условие социализации молодежи (касается всех типов современных обществ). Оно является главной целью функции воспитания социальных институтов, влияет на социализацию личности.

Нравственные качества входят в список приобретенных характеристик личности, они не могут быть присвоены человеку врожденно, и их формирование зависит от многих критериев: обстановки, социального окружения и т. п. Нравственно воспитанный человек должен обладать конкретными чертами характера (которые соответствуют общепринятым моральным нормам, обычаям и укладу в обществе).

Нравственное здоровье - перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде. Оно не существует без общечеловеческих представлений о добре, любви, красоте и милосердии.

Главные критерии нравственного воспитания

  • Положительное моральное направление индивида.
  • Степень нравственного сознания.
  • Глубина мыслей и моральных суждений.
  • Характеристика реальных поступков, способность следовать важным правилам общества, выполнение главных обязанностей

Таким образом, состояние человека действительно складывается из разных, но в то же время тесно взаимосвязанных между собой сфер, которые понимают как «виды здоровья». Поэтому заключение о нем можно сделать, только рассмотрев каждую из них по отдельности и проанализировав общую картину личности.

По определению ВОЗ, здоровье: «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 г.).

С тех пор дискуссии по определению понятия здоровья все еще про­должаются и существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определениях, что такое здоровье. В 1984 году рабочая группа ВОЗ обсуждая «Концепции и принципы обеспечения здоровья», составила итоговый документ, в котором была дана новая концепция здоровья как: «степениспособности индивида … с одной стороны реализовывать свои стремления и удовлетворять потребности, с другой – изменять или кооперироваться со средой. Здоровье поэтому рассматривается как ресурс каждодневной жизни, а не цель жизни. При этом не были определены потребности, которые здоровый человек должен быть способен удовлетворять.

2. НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ

Из определения ВОЗ, традиционно здоровье представляется тремя компонентами – физической, душевной и социальной. Физическое здоровье – это уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это способность сохранять и использовать тело. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физической формой, тренированностью, физической активностью.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения. Душевное или психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Оно определяет способность сохранять и использовать душу. Это способность контролировать свои эмоции и поведение. Способность справляться со стрессами и использовать их для повышения своего здоровья.

Социальная составляющая – способность сохранять и использовать отношения с другими людьми. Она отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество.

Можно выделить еще массу составляющих здоровья: генетическую, иммунную, рода, вида, биосферы, здоровье детей и т.д. Лищук В.А. и Мосткова Е.В. выделили три наиболее общих класса составляющих личного здоровья: физическое, социальное идуховное здоровье. Как правило,духовная составляющая здоровья остается в тени при разработке научных основ, программ здоровья, отчетов о состоянии здоровья народа.

В некоторых работах последних лет рассматривают духовную компоненту здоровья. Правда, большинство этих работ посвящено эзотерическим и оккультным методам лечения и повышения здоровья. Бездуховного человека нельзя признать здоровым. Духовное здоровье зависит от максимального раскрытия духовного, нравственного потенциала, сознательной устремленности человека к реализации высших, светлых свойств личности, приобщения к духовным ценностям. Представляется, что обычно рассматриваемое психическое (или душевное) здоровье является частью духовного. Оно часть духовности, обязательная для общества, с точки зрения обеспечения адекватного поведения.

В.А. Лищук и Е.В. Мосткова понимают поддуховной составляющей здоровья способность сохранять и использовать духовность, доброту, творчество. Они считают, чем больше свободы, чем большую часть себя и среды Вы осознаете и, наконец, чем обоснованнее выбор, тем выше уровень духовного здоровья и тем адекватнее поведение человека, он лучше осознает свою ответственность, соблюдает грань между правами, обязанностями и свободой. Поэтому нет большей ценности, более адекватной меры индивидуального и общественного благополучия, чем духовное здоровье.

Три наиболее общие компоненты здоровья: физическая, социальная и духовная, не имеют равной значимости. Акцент на примат духа над телом служит основанием того, что духовная составляющая является собственно человеческой компонентой здоровья, отличительной сущностью человека от иных живых существ. В нашем мире, где социальный детерминизм борется с личной свободой, именно духовная составляющая определяет индивидуальное здоровье человека как личности и как свободного субъекта.

Характеристика

Краткое содержание показателей

Физическое

Физические ограничения

Ограничения в самообслуживании, подвижности и физической активности

Нуждается в помощи при купании, одевании. Прикован к стулу, постели. Совсем не гуляет

Физическая активность

Возможность выполнять ежедневные нагрузки

Может гулять, подниматься по лестнице, заниматься спортом

Пребывание в постели

Необходимость постельного режима

Число дней в постели за месяц

Физическое благополучие

Личная оценка физической формы

Психическое

Беспокойство/ депрессия

Чувство беспокойства, нервозности, депрессии, уныние

В депрессии или очень несчастен. Беспокоен, плохое настроение

Психологическое благополучие

Частота и интенсивность общих положительных эмоций

Счастлив, удовлетворен жизнью, просыпается с ожиданием интересного дня

Поведенческий/ эмоциональный контроль

Контроль поведения, мыслей и чувств в течение определенных периодов

Ощущение эмоциональной стабильности. Теряет контроль над поведением, чувствами, мыслями. Беспричинный смех или плач

Познавательное функционирование

Ориентация в простран­стве, времени. Память, внимание, бдительность

Много забывает, делает больше ошибок, чем обычно

Социальное

Контакты с людьми

Частота посещений друзей, телефонных контактов с близкими за определенный период

Число контактов за пос­ледний месяц

Социальные ресурсы

Количество и качество социальных связей

Число близких друзей, людей, с кем поговорить

    ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ?

На какие факторы надо обратить внимание, как распределить между ними свое время и силы?

Состояние здоровья зависит от множества внутренних и внешних факторов (см. рис.). Это, прежде всего – биологические и психологические свойства личности: наследственность, темперамент, тип высшей нервной деятельности. Эти практически не поддающиеся переделке факторы определяют здоровье на 15–20%.

Социально-экономические, политические условия

Физическая (природная) среда

Условия труда

Условия быта

Факторы, обусловливающие здоровье (по Ю.П.Лисицину, 1992)

Конечно, влияет на здоровье и здравоохранение, состояние его служб, кадров, доступность лекарств, уровень медицинской науки. Социально-экономические и политические факторы действуют обычно через условия труда и жизни. На все эти факторы мы почти не можем оказать влияния. Все это вместе определяет здоровье еще процентов на 10–15. Максимум, что мы можем здесь сделать – выбирать политиков, которые будут правильно решать проблемы здравоохранения, управления и экономики.

Сила влияния на здоровье окружающей нас среды от 15 до 25% по разным оценкам. Если разделить окружающую среду на физическую (состояние воздуха, воды, пищи, шум и т.д.) и социальную (среда, в которой растут дети, наши отношения в семье и на работе, телевидение, темпы социальных перемен в обществе и т.д.). При таком разделении, можно увидеть, что мы способны в какой-то мере повлиять на эти факторы. Мы можем бороться за сохранение природы и на уровне всей планеты и, особенно, на уровне собственного дома: использовать фильтры для воды и воздуха, тщательно выбирать средства бытовой химии, убрать подальше источники радиации в доме, максимально обезопасить себя от несчастных случаев, сменить место, где мы живем. Мы можем изменять и социальную среду: выбирать себе друзей, место учебы, работу, выбирать, какие передачи смотреть по TV, какие театры посещать, какие газеты читать.

На 50% (некоторые говорят, что даже на 70%) здоровье определяется образом жизни. И мы можем здесь изменить и улучшить многое. Есть масса способов улучшить наши физические способности, способности общения, научиться справляться со стрессами и добиваться своих целей. Достаточно изучено влияние на здоровье курения, питания, движения, алкоголя. Но, как правило, среди факторов, вредящих здоровью, не рассматривают недостаток духовности. Однако во многом именно духовное нездоровье, деформация нравственных ценностей – причина злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков, занятия проституцией. Большие возможности повышения здоровья заложены в переходе к духовной деятельности для получения власти не над природой и другими людьми, а над самим собой, своим телом и духом и в использовании этой власти для помощи себе и другим.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение здоровья?

2. Перечислите основные компоненты здоровья и дайте им краткую характеристику?

3. Перечислите факторы, влияющие на Ваше здоровье?

4. Как влияет на жизнь человека состояние его здоровья и его психофизический потенциал?

5. Что такое болезнь?

6. Что необходимо делать для повышения жизнестойкости организма человека?

7. Что такое адаптация?

Давайте влезем в шкуру компрачикоса и прикинем, как мы сможем использовать будущий закон от Минздавсоцразвития в своих гнусных целях. Вообще, в этом законопроекте много всего интересного, типа введения принудительного лечения насморка для взрослых людей. Но я сейчас буду писать только о том, что может заинтересовать любящего денежки детозащитника.

При исследовании законопроекта я руководствовался разбором от kassidi (ссылка). Полный текст законопроекта лежит вон там (ссылка). Под законопроектом красуется подпись законно избранного президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Итак, начнём строить хищные планы.

Статья 2 законопроекта. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».

Статья 77 Семейного Кодекса РФ. «При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

Комбинируем эти нормы. «Если ребёнок не находится в состоянии полного физического, душевного и социального благополучия, орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребёнка у родителей».

Уже неплохо, да? Детей, которые находятся в состоянии «полного физического, душевного и социального благополучия» не бывает в принципе. Следовательно, можно будет смело забирать в детский дом любого абсолютно ребёнка. Если, разумеется, родители не сумеют при помощи пухлой пачки денег убедить сотрудницу службы опеки оставить ребёнка с ними.

Обратите внимание - компрачикосам не надо будет ни вымогать деньги, ни подделывать документы. Законопроект даёт им полное право отбирать детей. Прямо таки идеальная ситуация для стрижки денег с населения. А ведь всего-то понадобилось составителям законопроекта - залезть в ВикиПедию и взять определение здоровья оттуда (пруфлинк).

План, кстати, компрачикосы будут выполнять на бедных семьях. Во-первых, бедная семья - это семья социально неблагополучная. Ребёнок, находящийся в такой семье, согласно определению юристов из Минсоцздравразвития, нездоров. А во-вторых, ну какую взятку смогут предложить компрачикосу бедные семьи? Двадцать тысяч рублей? Смешно. С нормальных семей за разрешение оставить детей можно будет срубить тысяч двести как нечего делать…

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) прохождение профилактических медицинских осмотров (диспансеризации), диспансерное наблюдение, оказание медицинской помощи в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров при поступлении в образовательное учреждение, а также оказание медицинской помощи в образовательном учреждении в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров при занятиях физической культурой и спортом в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Чем эта статья полезна для компрачикоса? Тем, что родители теперь обязаны беспрекословно подчиняться всем, кто имеет какое-то отношение к медицине. Хочет женщина из поликлиники, чтобы вы купили ребёнку какие-нибудь витамины за полторы тысячи рублей? Выполняйте. Предлагает уставшая дама в белом халате забрать вашего ребёнка в инфекционную больницу, где он гарантированно заразится чем-нибудь от других детей? Заварите ваш рот и молча отдавайте ребёнка.

Иначе вы нарушите его право на оказание медицинской помощи, предусмотренное статьёй 50 обсуждаемого законопроекта. А нарушение прав ребёнка - дело серьёзное, это прямой повод для вмешательства служб опеки и даже милиции… Я уже представляю себе диалог с врачихой:

«- Знаете, я подозреваю, что у вашего ребёнка что-то инфекционное. Давайте-ка отправим его полежать в инфекционное отделение городской больницы…
- Но ведь мы же сказали, что ребёнок просто выпил несвежего сока!
- А вдруг это всё же инфекция? Отправим на инфекционное, полежит там пару недель… Вы понимаете, у меня инструкция, я не могу её нарушить…
- Вот эта тысяча рублей, возможно, будет достаточной компенсацией за нарушение инструкции?
- Добавьте ещё пятьсот и лечите ребёнка дома».

Проще говоря, законопроект Минсоцздравразвития лишает ребёнка права отказаться от некачественной медицинской помощи. Заодно, кстати, компрачикосы наносят богатырский удар по антипрививочникам. Теперь антипрививочникам, которые за последние годы попортили немало крови нечистым на руку чиновникам от медицины, придётся или быть как все, или уезжать из страны.

Ещё одна возможность срубить лёгких денег на детях. Цитирую статью 47:

«Статья 47. Права семьи.

4. Одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи предоставляется право совместного нахождения с ребенком в возрасте до трех лет включительно в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях на протяжении всего периода лечения, а с ребенком старше трех лет - при наличии медицинских показаний».

Сейчас, для справки, родитель имеет право находиться в больнице вместе с ребёнком любого возраста… Давайте отрепетируем ещё один диалог:

«- Доктор, я хотела бы находиться вместе с ребёнком.
- Зачем? У нас только дети до трёх лет с родителями лежат. Которые постарше уже одни. Я понимаю, конечно, всякое бывает. Вот, в 2009-м году, в Челябинске дети лежали в палате без взрослых. Так одного четвероклассника сначала его сверстники избивали, а потом и вовсе изнасиловали (пруфлинк). Но вы не волнуйтесь, у нас больница хорошая, такого не бывает.
- Доктор! Неужели ничего нельзя сделать?
- Ну, если бы у вас были медицинские показания… Но у вас таких показаний нет…
- А трёх тысяч рублей хватит, чтобы медицинские показания появились?»

Статья 50. Права несовершеннолетних.

3. Дети-сироты и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до четырех лет включительно могут содержаться в государственных и муниципальных медицинских организациях в порядке и на условиях, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Что такое ребёнок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации? Смотрим ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, статью 1:

«дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи»

Ну, вы поняли. У вас ребёнок-инвалид? Привозите его к нам, будет теперь жить в интернате. У вас ребёнок-хулиган и на его поведение жалуются в школе? Теперь он будет жить в детском доме. У вас малоимущая семья? В детдоме вашему ребёнку будет лучше. Вы говорите, что нормально зарабатываете, просто работаете на рынке без оформления? Не надо пудрить мне мозги. С точки зрения государства вы безработный, равно как и ваша жена. Собирайте ребёнка, машина ждёт уже.

Ладно, пожалуй, хватит. Уже понятно, что компрачикосам следует всячески поддеживать этот закон, благо он даёт чиновникам практически неограниченные возможности для безопасного изьятия денег у родителей.

Теперь о том, что с этим законом делать.

Во-первых, тем, кто хочет изучить всё подробнее. Материалы для этой статьи я взял из разбора межрегиональной общественной организации «За права семьи», скачать их разбор, 22 листа в Ворде, можно в посте kassidi (ссылка).

Выношу оттуда адреса, по которым можно слать тёплые слова чиновникам, имеющим возможность повлиять на превращение законопроекта в полноценный закон:

Адреса для обращений граждан :

Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23
(электронная приемная: http://letters.kremlin.ru)

В Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3
(электронная приемная: http://www.minzdravsoc.ru/reception/form)

В Комитет Государственной Думы РФ по охране здоровья

(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «по охране здоровья»)

В Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «по вопросам семьи, женщин и детей»)

В Общественную палату РФ
125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1
(электронная приемная: http://eis.oprf.ru/treatments/send)

Что именно писать чиновникам? Конечно, было бы здорово, чтобы всех юристов Минсоцздравразвития выгнали на мороз калёным сапогом и лишили их права заниматься юридической деятельностью в течение ближайших пятнадцати лет… Однако будем таки реалистами.

Предлагаю написать по этим адресам, что законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» - негодный законопроект, так как открывает огромные возможности для коррупции. И что из этого законопроекта должны быть исключены:

1. Иезуитское определение здоровья, позволяющее отбирать детей из любых семей, а особенно - из бедных семей.
2. Норма, согласно которой дети старше трёх лет лишаются права на поддержку родителей в больнице.
3. Статья, по которой детей, находящихся в «трудной жизненной ситуации» можно забирать в детский дом без их согласия и согласия их родителей.
4. Статья, лишающая родителей ребёнка права отказаться от некачественной медицинской помощи.

Для тех, кто не любит писать своими словами, готовые шаблоны писем против законопроекта есть, опять-таки, в посте у kassidi (ссылка).

Совсем же ленивым я предлагаю заглянуть в блог президента Медведева blog_medvedev и обратить внимание нашего гаранта на ту гнусь, под которой он неосмотрительно поставил свою подпись.

Теперь немного о других новостях с фронта ЮЮ.

1. Когда неделю назад мы обсуждали историю Побежника (), некоторые наивные души отписались в том ключе, будто карательная психиатрия - это, якобы, дела давно минувших лет.

Вот карательная психиатрия в Комсомольске-на-Амуре, февраль 2010:
http://www.newsru.com/russia/04feb2010/psyamur.html

Вот карательная психиатрия в городе Тула, май 2009:
http://www.rg.ru/2009/05/21/siroty.html

Ну и ролик из начала поста, что как, рассказывает про карательную психиатрию в Подмосковье.

2. Недавно при пожаре нашли в кабинете у директора школы гей-порнографию. Директор школы был моментально за это уволен. Цитирую Бэтмана ():

«Тайные увлечения - это тайные увлечения, хотя для педагога это вещь несовместимая. Во-первых, это не должно находиться в школе. Во-вторых, человек, который этим занимается, не может работать с детьми».

Лично я вижу тут однозначную дискриминацию сексуальных меньшинств. С нетерпением жду, когда толерасты напомнят Астахову о его обязательствах перед Западом ().

На всякий случай. Я считаю, что если человек тихо смотрит у себя в кабинете порнографию - он имеет на это полное право. А вот ханжество и фарисейство, которыми насквозь пропитаны борцы за нравственность типа Астахова, наносят детской психике реальный вред.

Для справки, прочесть, что говорят об уволенном директоре его ученики, можно вот здесь (ссылка).

3. Г-н Фурсенко считает, что у нас слишком много учителей: как минимум, на двести тысяч человек больше, чем нужно ().

Надо отметить, что г-н Фурсенко сильно лукавит, когда заявляет, будто на каждого учителя приходится десять учеников. Дело в том, что подавляющее большинство школ работает у нас по убогой и неэффективной классно-урочной системе, из-за чего реальный размер классов - вовсе не десять, а, скорее, тридцать человек.

Но это, в общем, мелочи. Гораздо важнее другое. Г-н Фурсенко предлагает направлять уволенных учителей… в службу опеки! Цитирую ():

«Есть и другая сторона, - сказал Андрей Фурсенко. - Когда у учителя нет полной нагрузки, у него и квалификация теряется». Как считает министр, учителя могут быть востребованы в таких сферах, как попечительство, опека и патронат. «Это тоже педагогическая работа, - отметил министр, - И для кого-то такая работа была бы альтернативой работы в школе».

А теперь представьте - несколько сотен тысяч бедолаг, которые оказались недостаточно компетентны даже для работы в школе… Лично меня такая перспектива не вдохновляет.

4. Неделю назад в одном из интернатов под Одессой недосчитались ста детей ().

5. Ювенальная заказуха в Комсомольской Правде (ссылка).

Если вкратце: сначала пишут про полную импотенцию чиновников, потом заканчивают выводом - а давайте назначим в каждую семью куратора. Дескать, пусть ходит каждые три месяца, проверяет - хорошо ли ребёнку, не пора ли его забирать в детский дом не надо ли ему как-то помочь.

Надо отметить, что «Комсомольская Правда» вообще часто пишет последнее время про родителей-садистов (пример).

6. Пользуясь случаем, поздравляю Павла Астахова с днём рождения его младшего сына: Арсению исполнился год. Закрытое семейное торжество проводилось в Монте-Карло, в присутствии ряда знаменитостей (ссылка).

В общем, теперь я понимаю, почему Астахов с высоты своего положения не видит разницы между просто бедной семьёй в коммуналке и живущими на помойке алкоголиками.

7. «Наши органы опеки и попечительства способны сделать из „домашнего“ нормального социально адаптированного ребенка за несколько лет педагогически запущенного, на которого потом навесят ярлык психически больного и умственного отсталого… ().

8. Любопытный и успешный опыт безшкольного обучения (ссылка):

«Один раз в неделю ребенок приходит на занятие в ЦСО, где проходят обычные уроки, как в школе - дают новый материал, смотрят, как ребенок усвоил материал, с которым работал дома. Но разница в том, что в классах - не более 5-7 человек, преподаватели - люди неслучайные, а которые любят свой предмет и любят детей, подача материала максимально адаптирована под способности детей…

…Маленькое, но приятное дополнение: согласно действующему законодательству, родители, переводящие ребенка на семейное образование, получают от школы „учительскую зарплату“ - на сегодняшний день по Москве эта выплата составляет 8 000 рублей».