От кого пошли татары происхождение. Татары — интересные обычаи, особенности быта

Татары – это этнос, проживающий на территории России и сопредельных государств. Основные районы расселения – Поволжье, Крым, Южный Урал, Западная и Восточная Сибирь, Казахстан, Дальний Восток и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Язык народа относится к тюркской семье наряду с турецким, азербайджанским, казахским, башкирским и другими. Большинство татар исповедует ислам суннитского толка.
Генетически народ очень разнообразен. Проведённые учёными-антропологами исследования указывают на различия в происхождении разных групп внутри татарского этноса. Доминирующими внешними типами оказались понтийский и сублапаноидный, с долями в 38,2 и 22,9% соответственно. Чуть менее распространены светлый европеоидный вид и южно-сибирский монголоидный, они составляют 19,4% каждый. Откуда взялось такое разнообразие генов, и в каких условиях сформировался народ? Существуют несколько теорий, описывающих этногенез татар: тюрко-татарская, булгаро-татарская и татаро-монгольская.

Краткое описание основных теорий

Самой поддерживаемой длительное время в историко-научной среде была булгаро-татарская концепция, основы которой были заложены Н. Н, Фирсовым и М. Г, Худяковым. Суть гипотезы в том, что полное формирование татар, как этноса произошло в период существования государства Волжская Булгария в X–XIII вв., последующие исторические события, завоевательные походы монголов и включение Поволжья в состав России не оказали серьёзного влияния на нацию, более того, во времена обособления Казанского ханства, булгарский генетический и культурный компонент смог ещё больше закрепиться.
Теория татаро-монгольского возникновения рассматривает Золотую орду и переселение кочевых народов Азии в степи Восточной Европы как источник зарождения татар. Этот взгляд зародился в зарубежной Европе, в Российской империи концепцию стали развивать во время миссионерской деятельности, проходившей во второй половине XIX века. Казанский учёный-востоковед и миссионер Н. И. Ильминский, опираясь на труды татарского историка Х. Фейсханова, даёт новую жизнь татаро-монгольской теории. Ключевым моментом, выгодным для миссионерской деятельности является предположение о различном происхождении чувашей и татар, первые считаются потомками коренного населения, а вторые – потомками монголов-завоевателей. Другое название теории – булгаро-чувашская концепция.
Наиболее сложной, учитывающей влияние разных народов и исторических событий на историю татар, является тюрко-татарская теория. В настоящее время она находит наибольшее подтверждение и благосклонность научного сообщества. Впервые на сложный характер этногенеза татар и их происхождение от смешения нескольких этнических групп указал М. Г. Сафаргалиев. В последствии его начинания были развиты в работах других авторов, в т. ч. Н. А. Баскакова, Г. С. Губайдуллина, Р. Г. Кузеева, Н. Давлета.

Этапы становления татарской нации.

Эпоха доминирования булгаров

В IV в. н. э. во время Великого переселения народов вместе с гуннами в прикаспийские степи пришли булгары. Они были одним из первых тюркских народов, попавших в Европу. Племена булгар осели на широкой площади близ Азовского моря. Здесь им удалось основать своё первое государство – Старую Великую Булгарию. На территории державы помимо титульной нации проживали сарматские племена, в т. ч. аланы. После смерти лидера булгаров, Кубрата и поражения от хазар. Большая часть племени была вынуждена эмигрировать. Расселение происходило в нескольких направлениях: на Балканы, где впоследствии возникнет Болгария, в Центральную Европу и в Среднее Поволжье, в т. ч. на территорию нынешнего Татарстана.
Отошедшие на север тюрки-булгары ассимилируют местное финно-угорское и, возможно, славяно-балтское, население. Постепенно возникший союз племён, начинает преобразовываться в новое государство. Оно станет известно в истории, как Волжская Булгария. В 922 г. балтавар Алмуш, ища союзников для противостояния Хазарскому каганату, налаживает связь с арабской династией Аббасидов. Из халифата на Волгу прибывают учёные и проповедники, а ислам становится государственной религией Волжской Булгарии. Данные события находят своё отражение в записях, одного из прибывших в страну учёных мужей, Ахмада Ибн-Фадлана. В пору становления ислама, часть булгар предпочла остаться язычниками и переселилась на запад в земли древнемарийских племён, от них берёт начало чувашский этнос. Получив союзников и, что немаловажно, торговых партнёров Волжская Булгария стремительно развивается, её молодые города становятся центрами торговли и ремёсел.

Время Золотой Орды

Конец существованию государства положили монголы. Население страны, героически сопротивлялось агрессии, война орд Батыя против булгар продлилась с 1223 по 1236 г. Города были разорены, а сумевшие сбежать люди переселились ближе к окраинам бывшей державы и в её ближайшие окрестности, в т. ч. земли удмуртов и башкир. Среднее Поволжье на сотни лет стало частью Золотой Орды.
Степь, простиравшуюся от берегов Днестра до Иртыша в Западной Сибири, занимали кочевники-кипчаки, также известные как куманы или половцы. Когда монголы покорили эти земли и основали новый улус Монгольской империи, т. е. удел, часть, под название Золотая Орда, они быстро нашли общий язык с местными степняками. Из-за своей относительной малочисленности пришельцы не смогли навязать свой язык и культуру в Орде, наоборот они впитывали их у окружающих, вскоре языком международного общения на просторах их державы стал кипчакский.
Ошибочным является и восприятие Улуса Джучи, как страны лишённой оседлого населения и городов. На самом же деле хан Батый и его приемники стремились получать как можно большую прибыль с завоёванных ими земель. Понимали они прибыльность коммерции и выгоды от контроля основных торговых путей, потому поддерживали существующие города и довольно активно основывали новые. С целью торговли и ремесленничества сюда приезжали люди из Хорезма, Русских княжеств, Итальянских городов-государств и Византийской империи. Естественно, проживали на территории орды и земледельцы.
Первоначально, монголы были язычниками и придерживались своей исконной религии, где во главе множества божеств стоял Тенгри. На новых землях монголам нужно было постоянно взаимодействовать с представителями других верований. В 1257 г. после смерти Батыя правителем становится хан Берке. Ещё до воцарения он принял ислам, что в итоге поможет ему получить поддержку от булгарских и среднеазиатских городов. Новая вера начала постепенно распространяться по Орде и окончательно закрепилась в качестве государственной в правление Узбека (1313–1341 гг.). Это усилило межплеменные и межэтнические связи в государстве и привело к формированию новой общности, именуемой историками «средневековый золотоордынский этнос».

Кризис ханства и последующий распад

Крупные проблемы начались в татарской державе в 1359 г. со смертью последнего законного хана из потомков Батыя. Как обычно бывает в таких случаях, родственные семьи стали оспаривать друг у друга верховенство в государстве. Из под контроля центральной власти начинают выходить дальние уделы и данники. Предпринимает попытку добиться независимости и Московское княжество, в 1380 г. разгромив татарского полководца Мамая на Куликовом поле. Правда, пришедший после этого к власти Орде хан Тохтамыш уже через два года захватывает Москву и вновь заставляет начать уплачивать подати. Удача окончательно отворачивается от Золотой орды во время войны с Тамерланом. Войска этого среднеазиатского правителя разрушили многие города в Золотой орде и подорвали экономические основы государства.
В этот период нестабильности и войн усилился отток населения в соседние страны. Часть татар осела в землях Литвы и Польши. Сейчас они известны как липки. Развивались сепаратистские настроения на окраинах. В начале 1420 гг. на востоке отделяется Сибирское ханство, затем Узбекское (1428), Казанское (1438), Крымское (1441), Ногайское (1440) и Казахское (1465). Из столицы – Сарая теперь управлялась небольшая, по сравнению с изначальной, территория в низовьях Волги, историки называют её Большой или Великой Ордой. Несмотря на статус приёмника Золотой Орды, правители этого государства уже не имели сил диктовать свою волю номинальным вассалам и данникам.

Поглощение осколков Золотой Орды Россией

В XVI веке молодое Российское государство совершает успешные завоевательные походы в Поволжье и Западную Сибирь, ликвидируя угрозу набегов на наиболее развитый и заселённый регион в центре царства.
Русские хронисты отмечают разнородный этнический состав присоединённых территорий, так про Казань пишут, что кроме татарского, там говорят ещё на пяти языках: мордовском, чувашском, черемисском, удмуртском и башкирском. После взятия этого города армией Ивана Грозного, центральная часть нынешней республики Татарстан стала осваиваться русскими переселенцами. За 100 лет до того, средневолжские татары устроили поход на Русь и основали Касимовское ханство, где и стали проживать касимовские татары, ставшие в итоге союзниками Москвы и помогавшие брать Казань.
Остатки Большой Орды были разбиты крымцами. Многие татары после этого переселились в Мещеру, перешли в подданство России. Ныне их потомки называются мишари, это самая большая группа поволжских татар после казанских. Ещё одна волна переселения из Большой Орды двинулась на юг в сторону Астрахани. Сейчас они известны как карагаши и составляют одну из групп астраханских татар.
Крымское ханство стала зависимым от Турции государством, в результате чего подверглось её культурному влиянию. По этой причине, а также большой генетической дистанции, о татарах Крыма принято говорить, как об отдельном от казанских татар этносе.
В 1585г., на момент завоевания Сибирского ханства, на его землях помимо татар проживало много переселенцев из Средней Азии, в частности из Бухары, и активно шёл процесс ассимиляции местных аборигенных племён, хантов, манси и других.

Российская империя. Окончательное формирование татарской нации

При содействии русских из татар выделились ещё две группы. Кряшены – потомки жителей Казанского ханства, принявшие православие. Обособление от мусульман привело к формированию своего языкового диалекта и локальных обычаев. Типтяри, напротив бежали подальше от миссионеров, в земли Башкирии, где влились в состав казачьего сословия.
Как ни странно, но нахождение татар в составе Российского государства способствовало формированию единого этноса. Теперь территориально отдалённые друг от друга группы, объединённые общей религией и языком, получили возможность более широкого культурного взаимодействия. Процесс завершается в царствование Екатерины Великой, когда в Казани строится первая каменная мечеть аль-Марджани, и татары получают торговые привилегии. В Татарстане зарождается национальная буржуазия.

История происхождения имени

Внимательный читатель может задаться вопросом, откуда всё-таки произошло название этого народа. Речь шла о монголах, кипчаках, булгарах, аланах и др., но не сказано, когда впервые стал использоваться термин «татары». История эта напрямую так же связана с монголами.
В степях к северу от Китая, в начале XIII века кочевало крупное племя татар, они были одними из злейших противников Чингисхана на заре становления его империи. После победы над ними Темучжин распорядился убить всех мужчин, кроме малолетних детей, которые стали частью объединённой монгольской орды. Повзрослев, эти воины, воспитанные в преданности хану, получили в управление отряды, набранные из числа покорённых народов, и за этой частью закрепилось название «татары». Вскоре она стала доминирующей по численности в монгольской армии.
Существует и другая версия. Словом «татары» в Китае обозначались дикие чужаки с севера, степняки, это понятие по торговым путям и при помощи путешественников распространилось далеко на запад.
История татарского этноса очень сложна и увлекательна. Он оказал большое влияние на формирование многих современных народов и государств, и так же постоянно испытывал на себе воздействие многочисленных соседей. Впитал в себя многие этносы и племена, жившие на землях Золотой Орды, принял ислам и выработал единую синтетическую культуру.

Введение

Глава 1. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар

Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В конце 19 – начале 20 в. в мире и в Российской империи развивалось общественное явление – национализм. Которое проводило идею, что человеку очень важно причислять себя к определенной социальной группе – нации (национальности). Под нацией понималась общность территории расселения, культуры (особенно, единого литературного языка), антропологических черт (строение тела, черты лица). На фоне этой идеи в каждой из социальных групп происходила борьба за сохранение культуры. Глашатаем идей национализма стала зародившаяся и развивающаяся буржуазия. В это время подобная борьба велась и на территории Татарстана – мировые социальные процессы не обошли стороной наш край.

В отличие от революционных выкриков первой четверти 20 в. и последнего десятилетия 20 в., которые использовали очень эмоциональные термины – нация, национальность, народ, в современной науке принято использовать более осторожный термин – этническая группа, этнос. Этот термин несет в себе все ту же общность языка и культуры, как и народ, и нация, и национальность, но не нуждается в уточнении характера или размера социальной группы. Однако принадлежность к какой-либо этнической группе все ещё важный социальный аспект для человека.

Если спросить у прохожего в России, какой он национальности, то, как правило, прохожий с гордостью ответить, что он русский или чуваш. И, безусловно, из тех, кто гордиться своим этническим происхождением, будет татарин. Но что будет означать это слово – «татарин» - в устах произносящего. В Татарстане далеко не каждый, кто причисляет себя к татарам, говорит и читает на татарском языке. Далеко не каждый выглядит как татарин с общепринятой точки зрения – смешение черт кавказского, монгольского и финно-угорского антропологических типов, например. Среди татар есть и христиане, и много атеистов, и далеко не каждый, кто считает себя мусульманином, читал Коран. Но все это не мешает татарской этнической группе сохраняться, развиваться и быть одной из самых самобытных в мире.

Развитие национальной культуры влечет за собой развитие истории нации, особенно если заниматься изучением этой истории долгое время мешали. В результате, негласный, а порой и гласный, запрет на изучение края, повлек за собой особенно бурный всплеск татарской исторической науки, который и наблюдается по сей день. Плюрализм мнений и недостаток фактического материала привели к складыванию нескольких теорий, пытающихся объединить в себе наибольшее количество известных фактов. Сформировались не просто исторические доктрины, а несколько исторических школ, которые ведут между собой научный спор. Сначала историки и публицисты разделились на «булгаристов», считавших татар произошедшими от волжских булгар, и «татаристов», считавших периодом складывания татарской нации период существования Казанского ханства и отрицавших участие в формировании нации булгар. Впоследствии появилась ещё одна теория, с одной стороны, противоречащая первым двум, а с другой – объединяющая все лучшее из имеющихся теорий. Её назвали «тюрко-татарской».

В результате, мы можем, опираясь на обозначенные выше ключевые моменты, сформулировать цель данной работы: отразить наибольший спектр точек зрения на происхождение татар.

Задачи можно разделить по рассматриваемым точкам зрения:

Рассмотреть булгаро-татарскую и татаро-монгольскую точки зрения на этногенез татар;

Рассмотреть тюрко-татарскую точку зрения на этногенез татар и ряд альтернативных точек зрения.

Названия глав будут соответствовать обозначенным задачам.

точка зрение этногенез татар


Глава 1. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар


Надо отметить, что кроме языковой и культурной общности, а также общих антропологических черт, историки немалую роль уделяют происхождению государственности. Так, например, началом российской истории считают не археологические культуры дославянского периода и даже не племенные союзы переселившихся в 3-4 веках восточных славян, а Киевскую Русь, сложившуюся к 8 веку. Немалую роль в становлении культуры почему-то уделяют распространению (официальному принятию) монотеистической религии, что произошло в Киевской Руси в 988 г., а в Волжской Булгарии в 922 г. Вероятно, в первую очередь из таких предпосылок произошла булгаро-татарская теория.

Булгаро-татарская теория основывается на положении, что этнической основой татарского народа являлся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в. н. э. (в последнее время некоторые сторонники этой теории стали относить появление тюрко-булгарских племен в крае к VIII-VII вв. до н. э. и ранее). Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булгаро-татарского) народа сформировались в период Волжской Булгарии (X-XIII вв.), а в последующее время (золотоордынский, казанскоханский и русский периоды) они претерпевали лишь незначительные изменения в языке и культуре. Княжества (султанаты) волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), пользовались значительной политической и культурной автономией, а влияние ордынской этнополитической системы власти и культуры (в частности, литературы, искусства и архитектуры) носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на ряд владений, а единой булгарской народности - на две этнотерриториальные группы («булгаро-буртасы» улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств). В период Казанского ханства булгарский («булгаро-казанский») этнос упрочил ранние домонгольские этнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться (включая и самоназвание «булгары») вплоть до 1920-х гг., когда ему татарскими буржуазными националистами и советской властью был насильственно навязан этноним «татары».

Остановимся несколько подробнее. Во-первых, миграция племен из предгорий Северного Кавказа после распада государства Великая Булгария. Почему в настоящее время болгары – булгары, ассимилированные славянами, стали славянской народностью, а булгары волжские – тюркоязычная народность, поглотившая жившее до них в этой местности население? Возможно ли, что пришлых булгар было намного больше, чем местных племен? В этом случае постулат о том, что тюркоязычные племена проникли на эту территорию задолго до появления здесь булгар – во времена киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, хазар, выглядит гораздо логичнее. История Волжской Булгарии начинается не с того, что пришлые племена основали государство, а с объединения дверних городов – столиц племенных союзов – Булгара, Биляра и Сувара. Традиции государственности тоже не обязательно исходили от пришлых племен, так как местные племена соседствовали с мощными древними государствами – например, Скифским царством. Кроме того, положение о том, что булгары ассимилировали местные племена противоречит положению о том, что сами булгары не были ассимилированы татаро-монголами. В итоге, булгаро-татарская теория разбивается о то, что чувашский язык гораздо ближе древнебулгарскому, чем татарский. А татары сегодня говорят на тюрко-кипчакском наречии.

Однако не лишена теория и достоинств. Например, антропологический тип казанских татар, особенно мужчин, роднит их с народами Северного Кавказа и указывает на происхождение черт лица – нос с горбинкой, европеоидный тип – именно в гористой местности, а не в степной.

До начала 90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А. П. Смирнов, , Н. Ф. Калинин, Л. З. Заляй, Г. В. Юсупов, Т. А. Трофимова, , М. З. Закиев, А. Г. Каримуллин, С. Х. Алишев.

Теория татаро-монгольского происхождения татарского народа, основывается на факте переселения в Европу кочевых татаро-монгольских (центральноазиатских) этнических групп, которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Улуса Джучи (Золотой Орды) ислам, создали основу культуры современных татар. Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать в средневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, говорится в сказаниях о Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее.

Сторонники этой теории отрицают, либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в истории казанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством, без городской культуры и с поверхностно исламизированным населением.

В период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа.

Здесь опять же следует отметить, что по мнению многих историков кипчаки были непримиримыми врагами с татаро-монголами. Что оба похода татаро-монгольских войск – под руководством Субедея и Бату – была нацелена на разгром и уничтожение кипчакских племен. Иными словами, кипчакские племена в период татаро-монгольского нашествия были истреблены или вытеснены на окраины.

В первом случае, истребляемые кипчаки в принципе не могли стать причиной формирования народности в пределах Волжской Булгарии, во втором случае, теорию нелогично называть татаро-монгольской, поскольку кипчаки не относились к татаро-монголам и были совершенно иным племенем, хоть и тюркоязычным.

Татаро-монгольской теорию можно назвать, если учесть, что Волжская Булгария была покорена, а затем населена именно татарскими и монгольскими племенами, пришедшими из империи Чингис-хана.

Надо также отметить, что татаро-монголы в период завоеваний были преимущественно язычниками, а не мусульманами, чем обычно объясняется терпимость татаро-монгол к другим религиям.

Поэтому, скорее, булгарское население, узнавшее об исламе в X веке способствовало исламизации Улуса Джучи, а не наоборот.

Археологические данные дополняют фактическую сторону вопроса: на территории Татарстана имеются свидетельства о присутствии кочевых (кипчакских или татаро-монгольских) племен, но расселение таковых наблюдается в южной части района Татарии.

Нельзя однако отрицать, что Казанское ханство, возникшее на обломках Золотой Орды, венчало становление этнической группы татар.

Это крепкое и уже однозначно исламское, что имело для средневековья большое значение, государство способствовало развитию, а в период нахождения под властью России сохранению татарской культуры.

Есть аргумент и в пользу родства казанских татар с кипчаками – языковое наречие относится лингвистами к тюрко-кипчакской группе. Другой аргумент – название и самоназвание народа – «татары». Предположительно от китайского «да-дань», как китайские историки называли часть монгольских (или соседствовавших с монголами) племен на севере Китая

Татаро-монгольская теория возникла в начале XX в. (Н.И. Ашмарин, В.Ф.Смолин) и активно развивалась в трудах татарских (З. Валиди, Р. Рахмати, М.И. Ахметзянов, в последнее время Р.Г. Фахрутдинов), чувашских (В.Ф. Каховский, В.Д. Димитриев, Н.И. Егоров, М.Р. Федотов) и башкирских (Н.А. Мажитов) историков, археологов и лингвистов.


Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения


Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии.

Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г. С. Губайдуллина, А. Н. Курата, Н. А. Баскакова, Ш. Ф. Мухамедьярова, Р. Г. Кузеева, М. А. Усманова, Р. Г. Фахрутдинова, А. Г. Мухамадиева, Н. Давлета, Д. М. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др. Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса (характерную, впрочем, для всех крупных этносов), соединяет в себе лучшие достижения других теорий. Кроме того, встречается мнение, что одним из первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал в . После того, как в конце потерял актуальность негласный запрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946 года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу, данная теория была пополнена множеством отечественных публикаций. Сторонники теории выделяют несколько этапов формирования этноса.

Этап образования основных этнических компонентов. (середина VI - середина XIII вв.). Отмечается важная роль Волжской Булгарии, и государственных объединений в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики (после Х века), сменившая наиболее древнюю письменность - . На этом этапе булгары привязывали себя к территории – к земле, на которой селились. Территория расселения была главным критерием отождествления человека с народом.

Этап средневековой татарской этнополитической общности (середина XIII - первая четверть XV вв.). В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве - Улусе Джучи (Золотой Орде); средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали свое государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в на основе огузо-кыпчакского языка происходило утверждение норм литературного языка (литературный старотатарский язык). Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на нём (поэма «Кыйса-и Йосыф») написан в XIII в. Этап завершился с распадом Золотой Орды (XV в.) в результате феодальной раздробленности. В образовавшихся , началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, касимовские, крымские, сибирские, темниковские татары и др. В этот период о сложившейся культурной общности татар может свидетельствовать то, что пока ещё существовала центральная орда (Большая Орда, Ногайская Орда) большинство наместников на окраинах стремились занять этот главный трон, или имели с центральной ордой тесные связи.

После середины XVI века и до XVIII века выделяют этап консолидации локальных этногрупп в составе Русского государства. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татар (так известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавших этногруппы. Отмечается общеконфессиональное самосознание - «мусульман». Часть локальных этногрупп, вошедших в это время в другие государства (в первую очередь ) далее развивались самостоятельно.

Период с XVIII до начала XX века, сторонниками теории определяется как становление татарской нации. Как раз тот самый период, о котором упомянуто во введении к данной работе. Выделяют такие этапы формирования нации: 1) С XVIII до середины XIX века - этап «мусульманской» нации, на котором объединяющим фактором выступала религия. 2) С середины XIX века до 1905 года - этап «этнокультурной» нации. 3) С 1905 до конца 1920 гг. - этап «политической» нации.

На первом этапе во благо сыграли попытки различных правителей провести христианизации. Политика христианизации вместо реального перевода населения Казанской губернии из одной конфессии в другую своей непродуманностью способствовала цементированию ислама в сознании местного населения.

На втором этапе, после реформ 1860-х годов началось развитие буржуазных отношений, которые способствовали бурному развитию культуры. В свою очередь её составляющие (система образования, литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) завершили утверждение в самосознании всех основных этнотерриториальных и этносословных групп татар представления о принадлежности к единой татарской нации. Именно этому этапу татарский народ обязан появлением Истории Татарстана. За указанный промежуток времени татарская культура успела не только восстановиться, но и достигла определенного прогресса.

Со второй половины XIX в., начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м годам полностью вытеснивший старотатарский. На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона.

Третий этап с 1905 до конца 1920 гг. - это этап «политической» нации. Первым проявлением были требования , высказанные во время революции 1905-1907 гг. В дальнейшем были идеи , Татаро-Башкирской СР, создание Татарской АССР. После переписи 1926 года исчезают остатки этносословного самоопределения, то есть исчезает социальная прослойка «татарская знать».

Отметим, что тюрко-татарская теория – самая обширная и структурированная из рассмотренных теорий. Она действительно охватывает множество аспектов складывания этноса в целом и татарского этноса в частности.

Кроме основных теорий этногенеза татар, существуют ещё альтернативные. Одна из самых интересных - чувашская теория происхождения казанских татар .

Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а где-то далеко за пределами территории нынешнего Татарстана. Точно также возникновение их и оформление, как самобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам. В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, то есть область Татарской Республики на левобережье Волги между рекой Казанкой и рекой Камой.

Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размножились за исторический период, продолжительность которого охватывает эпоху от основания Казанского татарского царства ханом Золотой Орды Улу-Магометом в 1437 г. и вплоть до Революции 1917 года. Причем предками их были не пришлые «татары», а местные народности: чуваши (они же волжские булгары), удмурты, марийцы, и возможно также не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая говоривших на языке, близком к языку казанских татар.
Все эти народности и племена видимо обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично возможно также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монгол и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса, до возникновения Казанского ханства во всяком случае, мало отличалась друг от друга. Точно также и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощь – киреметий – мест молений с жертвоприношениями. В этом убеждает то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 г. сохранились в той же Татарской Республике, например, около с. Кукмор, селение удмуртов и марийцев, которых не коснулось ни христианство, ни мусульманство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своего племени. Кроме того, в Апастовском же районе Татарской Республики, на стыке с Чувашской АССР есть девять кряшенских селений и в их числе д. Суринское и д. Стар. Тябердино, где часть жителей еще до Революции 1917 г. была «некрещеными» кряшенами, дожив, таким образом, до Революции вне как христианской, так и мусульманской религий. Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в ней только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени.

Попутно отметим, что существование почти в наше время «некрещеных» кряшенов ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христианизации татар мусульман.

Приведенные выше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве, Золотой Орде и в значительной степени Казанском ханстве мусульманство было религией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, или большая часть его: чуваши, марийцы, удмурты и пр. жила по старинным дедовским обычаям.
Теперь посмотрим, как при тех исторических условиях могла возникнуть и размножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX и начале XX веков.

В середине ХV в., как уже упоминалось, на левом берегу Волги появился свергнутый с трона и сбежавший из Золотой Орды, хан Улу-Магомет с сравнительно небольшим отрядом своих татар. Он покорил и подчинил себе местное чувашское племя и создал феодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированным сословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародием - покоренные чуваши.

В последнем издании Большой Советской Энциклопедии более подробно о внутреннем устройстве государства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее: «Казанское ханство, феодальное государство в Среднем Поволжии (1438-1552 г.), образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории Волжско-Камской Булгарии. Основателем династии Казанских ханов был Улу-Мухаммед.»

Высшая государственная власть принадлежала хану, но направлялась советом крупных феодалов (диваном). Верхушку феодальной знати составляли карачи, представители четырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их - мурзы, уланы и воины. Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширными вакуфными землями. Основная масса, населения состояла из «черных людей»: свободных крестьян, плативших ясак и другие подати государству, феодально-зависимых крестьян, крепостных из военнопленных и рабов. Татарские дворяне (эмиры, беки, мурзы и пр.) едва ли были очень милостивы к своему крепостному люду, к тому же иноплеменному и иноверному. Добровольно или же преследуя цели, связанные с какой-то выгодой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегированного сословия его религию, что было связано с отказом от своей национальной самобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требования новой «татарской» веры – ислама. Этот переход чуваш в магометанство было началом формирования народности казанских татар.

Возникшее на Волге новое государство просуществовало всего только около ста лет, в течение которых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства. Во внутренней государственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и на ханском троне оказывались ставленники: то Турции (Крым), то Москвы, то Ногайской Орды и т.п.
Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашского, а отчасти и из других, народностей Поволжья происходил в течение всего периода существования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани к Московскому государству и продолжался до начала ХХ в., т.е. почти до нашего времени. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других народностей края.

Приведем еще один довольно интересный довод в пользу чувашского происхождения казанских татар. Оказывается луговые мари и теперь называют татар «суас». Луговые мари испокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в тех местах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческим сведениям и писцовым записям Московского государства их там было много. Марийцы не замечали, особенно в начале, каких либо изменений у соседей в результате появления у них еще одного бога – Аллаха и навсегда сохранили в своем языке для них былое название. А вот для далеких соседей – русских с самого начала образования Казанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары это те же, оставившие о себе у русских печальную память, татаро-монголы.

В течение всей сравнительно короткой истории этого «ханства» продолжались непрерывные набеги «татар» на окраины Московского государства, причем первый хан Улу-Магомет в этих набегах провел весь остаток жизни. Эти набеги сопровождались опустошением края, грабежами мирного населения и угоном его «в полон», т.е. происходило все в стиле татаро-монголов.

Таким образом, чувашская теория тоже не лишена своих оснований, хотя и представляет нам этногенез татар в самом оригинальном виде.


Заключение


Как мы заключаем из рассмотренного материала, на данный момент даже самая развитая из имеющихся теорий – тюрко-татарская – не является идеальной. Много вопросов она оставляет по одной простой причине: историческая наука Татарстана все ещё исключительно молода. Ещё не изучена масса исторических источников, ведутся активные раскопки на территории Татарии. Все это позволяет надеяться, что в ближайшие годы теории пополнятся фактами и приобретут новый ещё более объективный оттенок.

Рассмотренный материал также позволяет отметить, что все теории едины в одном: татарский народ имеет сложную историю происхождения и сложную этнокультурную структуру.

В усиливающемся процессе мировой интеграции уже стремяться к созданию единого государства и общего культурного пространства европейские государства. Возможно, не избежать этого и Татарстану. Тенденции последних (свободных) десятилетий свидетельствуют о попытках интеграции татарского народа в современный исламский мир. Но интеграция – это процесс добровольный, он позволяет сохранить самоназвание народа, язык, культурные достижения. Пока хоть один человек будет говорить, и читать по-татарски, татарская нация будет существовать.


Список использованной литературы


1. Р.Г.Фахрутдинов. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. - Казань: Магариф, 2000.- 255 с.

2. Сабирова Д.К. История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней: учебник/ Д.К. Сабирова, Я.Ш. Шарапов. – М.: КНОРУС, 2009. – 352 с.

3. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003. – 463 с.

4. Рашитов Ф.А. История татарского народа. – М.: Детская книга, 2001. – 285 с.

5. Мустафина Г.М., Муньков Н.П., Свердлова Л.М. История Татарстана XIX век - Казань, Магариф, 2003. – 256c.

6. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана - Казань, 2000. – 327c.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

История Сарматии - это важнейший вопрос истории Руси. С самых первобытных времен в центре Евразии было три царства Белая Русь, Синяя Русь (или Сарматия) и Красная Русь (или Золотая Скифия). Заселены они были всегда единым народом. Да и сегодня мы имеем то же самое - Белоруссия, Россия (Сарматия) и Украина (Скифия). Булгарское царство, это одна из форм существования в начале нашей эры Синей Руси. А из нее следует выводить родословную многих народов, которые сегодня живут в разных уголках мира: татар, евреев, грузин, армян, болгар, поляков, турков, басков и, конечно, русских.

Откуда взялись булгары?
Византийские историки часто не различают булгар и гуннов. Но следует обратить внимание, что многие греческие и латинские авторы, например: Kosmas Indikopeustes, Ioannes Malalas, Georgius Pisides, Theophanes, по разному относятся к булгарам и гуннам. Это говорит о том, что их не следует совсем отождествлять.
Античные авторы называют проживавших по берегам Дуная «варваров» общим словом гунны, хотя среди них было множество различных племен. Эти племена, называемые гуннами, на самом деле имеют собственные имена. То, что греческие и латинские авторы рассматривали булгаров как гуннов, говорит о том, что булгары и другие племена гуннов были одинаковы или схожи по обычаям, языкам, расе. Наши исследования показывают, что булгары относились к арийской расе, говорили на одном из воинских русских жаргонов (варианте тюркских языков). Хотя не исключено, что в воинских коллективах гуннов присутствовали и люди монголоидного типа.
Что касается самых ранних упоминаний о булгарах, то это 354 год, «Римские хроники» неизвестного автора (Th.Mommsen Chronographus Anni CCCLIV, MAN, AA, IX, Liber Generations,), а также труд Moise de Khorene. Согласно этим записям уже до того, как в середине IV века гунны появились в Европе, на Северном Кавказе наблюдалось присутствие булгар. Во 2-й пол. IV века какая-то часть булгар проникла в Армению. Исходя из этого можно решить, что булгары вовсе не гунны. По нашей версии гунны - это религиозно-военное образование, по типу сегодняшних талибов Афганистана. С той лишь разницей, что это явление возникло тогда в арийских ведийских монастырях Сарматии на берегах Волги, Северной Двины и Дона.

Синяя Русь (или Сарматия) после многочисленных периодов упадка и рассвета, в четвертом веке нашей эры начала новое перерождение в Великую Булгарию, которая занимала территорию от Кавказа до Северного Урала. Так что появление булгар в середине IV века в регионе Северного Кавказа более чем возможно. А причина того, что их не называли гуннами очевидно в том, что в то время булгары сами себя не называли гуннами, и западные люди, естественно, не могли использовать слово «гунны» для общего обозначения пришедших с востока народов. Гуннами называли себя определенное сословие военных-монахов, которые были хранителями особой ведийской философии и религии, знатоками боевых искусств и носителями особого кодекса чести, который позднее лег в основу кодекса чести рыцарских орденов Европы. Но так как все гуннские племена пришли в Европу по одному пути, очевидно, что они пришли не одновременно, а поочередно, партиями. Появление гуннов - это закономерный процесс, реакция на деградацию античного мира. Как сегодня талибы являются ответом на процессы деградации западного мира, так в начале эры гунны стали ответом на разложение Рима и Византии. Похоже, что этот процесс является объективной закономерностью развития социальных систем.
Некоторые считают, что работам Paulus Diaconus, Historia Langobardorum можно верить. Это значит, что в начале V века на северо-западе Карпатского региона между булгарами (Vulgars) и Langobards дважды возникали войны. В то время все Карпаты и Паннония были под властью гуннов. Но это свидетельствует, что булгары были частью союза гуннских племен и что они вместе с гуннами пришли в Европу. Карпатские Vulgars начала V века - это те же булгары с Кавказа середины IV века. Родина этих булгар - Поволжье, реки Кама и Дон. Собственно булгары - это осколки Гуннской империи, в свое время уничтожившей античный мир, которые остались в степях Руси. Большинство из «людей длинной воли», религиозных воинов, которые формировали непобедимый религиозный дух гуннов, ушли на Запад и после возникновения средневековой Европы растворились в рыцарских замках и орденах. Но породившие их общины остались на берегах Дона и Днепра.
К концу V века известны два основных булгарских племени: кутригуры и утигуры. Последние расселяются по берегам Азовского моря в районе Таманского полуостроваа. Кутригуры жили между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем, контролируя степи Крыма вплоть до стен греческих городов.

Они периодически (в союзе со славянскими племенами) совершают набеги на границы Византийской империи. Так, в 539-540 годах булгары проводят рейды по Фракии и по Иллирии до Адриатического моря. В то же время много булгар поступает на службу к императору Византии. В 537 году отряд булгар сражается на стороне осажденного Рима с готами. Известны и случаи вражды между племенами булгар, которую умело разжигала византийская дипломатия.
Около 558 года булгары (в основном кутригуры) под предводительством хана Забергана вторгаются во Фракию и Македонию, подходят к стенам Константинополя. И только ценой больших усилий византийцы остановили Забергана. Булгары возвращаются в степи. Главная причина - известия о появлении к востоку от Дона неизвестной воинственной орды. Это были авары хана Баяна.
Византийские дипломаты незамедлительно используют авар для борьбы против булгар. Новым союзникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия насчитывает всего около 20 тыс. всадников, она несет собой все тот же непобедимый дух ведийских монастырей и, естественно, оказывается сильнее многочисленных булгар. Этому способствует и то, что вслед за ними движется еще одна орда, теперь тюрков. Первыми подвергаются нападению утигуры, затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшая судьба кутригуров тесно связана с аварами.
В 566 году передовые отряды тюрков достигают берегов Черного моря в районе устья Кубани. Утигуры признают над собой власть тюркского кагана Истеми.
Объединив войско, они захватывают самую древнюю столицу античного мира Боспор на берегу Керченского пролива, а в 581году появляются под стенами Херсонеса.

Возрождение под знаком Христа
После ухода войска авар в Паннонию и начала междуусобиц в Тюркском каганате, булгарские племена вновь объединились под властью хана Кубрата. Станция Курбатово в Воронежской области - это древняя ставка легендарного хана. Этот правитель, возглавлявший племя Онногуров, в детстве воспитывался при императорском дворе в Константинополе и в 12 лет был крещен. В 632 году он провозгласил независимость от авар и встал во главе объединения, получившего в византийских источниках название Великая Болгария.
Она занимала юг современной Украины и России от Днепра до Кубани. В 634-641 годах христианский хан Кубрат заключил союз с византийским императором Ираклием.

Возникновение Болгарии и расселение булгар по миру
Однако после смерти Кубрата (665 год) империя распалась, поскольку была разделена между его сыновьями. Старший сын Батбаян стал жить в Приазовье в статусе данника хазар. Другой сын - Котраг - переселился на правобережье Дона и тоже попал под власть евреев из Хазарии. Третий сын - Аспарух - под хазарским давлением ушел на Дунай, где, подчинив славянское население, положил начало современной Болгарии.
В 865 году болгарский хан Борис принял христианство. Смешение булгар со славянами привело к возникновению современных болгар.

Еще двое сыновей Кубрата - Кувер (Кубер) и Альцеком (Алцеком) ушли в Паннонию к аварам. В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешел на сторону Византии, поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа вошла в состав дунайских болгар. Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагоберта (629-639 гг.) в Баварии, а потом поселиться в Италии близ Равенны.
Большая группа булгар вернулась на свою историческую родину Поволжье и Прикамье, откуда их предков в свое время унес вихрь пассионарного порыва гуннов. Впрочем население, которое они здесь встретили, мало чем отличалось от них самих.

В конце VIII в. булгарские племена на Средней Волге создали государство Волжскую Болгарию. На основе этих племен впоследствии возникло Казанское ханство.
В 922 г. правитель волжских булгар Альмус принял ислам. К тому времени жизнь в ведийских монастырях, когда-то расположенных в этих местах, практически угасла. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие ряд других тюркских и угро-финнских племен, являются чуваши и казанские татары. Ислам с самого начала укрепился только в городах. Сын царя Альмуса отправился в паломничество в Мекку, и заехал в Багдад. После этого возник союз между Булгарией с Багдадом.
Подданные Булгарии платили царю подать лошадьми, кожами и др. Существовала таможня. В царскую казну поступала и пошлина (десятая часть товаров) с купеческих судов. Из царей Булгарии арабские писатели упоминают только Силка и Альмуса; на монетах Френу удалось прочесть еще три имени: Ахмед, Талеб и Мумен. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, относится к 338 г.
Кроме того, византийско-русские договоры X в. упоминают орду черных болгар, живших около Крыма.

Волжская Булгария
Булгария Волжско-Камская, государство волжско-камских, финно-угорских народов в X-XV вв. Столицы: город Булгар, а с XII в. город Биляр. К X веку Сарматия (Синяя Русь) была разделена на два каганата: Северную Булгарию и южную Хазарию.
Самые крупные города - Болгар и Биляр - по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени.
Булгария сыграла важную роль в процессе этногенеза современных казанских татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари и коми.

Булгарии ко времени становления булгарского государства (нач. X в.) , центром которого стал город Булгар (ныне с. Болгары Татарии) былb в зависимости от Хазарского каганата, управляемого иудеями.
Булгарский царь Альмус обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии. Распад Хазарского каганата после его разгрома русским князем Святославом I Игоревичем в 965 году закрепил фактическую независимость Булгарии.

Булгария становится самым сильным государством в Синей Руси, Пересечение торговых путей и обилие черноземов - в отсутствии войн делало этот край процветающим. Булгария стала центром производства. Отсюда вывозилась пшеница, меха, скот, рыб, мед, изделия ремесел (шапки, сапоги, известные на Востоке как «булгари», кожи). Но основной доход приносил торговый транзит между Востоком и Западом. Здесь с X в. чеканилась собственная монета - дирхем.
Помимо Булгара, были известны и другие города, такие, как Сувар, Биляр, Ошель и др.
Города были мощными крепостями. Было множество укрепленных усадеб булгарской знати.
Грамотность среди населения была повсеместной. В Булгарии живут юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Поэтом Кул-Гали была создана поэма «Кысса и Йусуф», широко известная в тюркской литературе своего времени. После принятия ислама в 986 году некоторые булгарские проповедники посетили Киев и Ладогу предлагали великому русскому князю Владимиру I Святославичу принять ислам. Русские летописи с Х века и различают булгар: волжских, серебреных или нукратских (по Каме), тимтюзей, черемшанских и хвалисских.
Естественно велась непрерывная борьба за лидерство на Руси. Столкновения с князьями из Белой Руси и Киева было обычным делом. В 969 г. они подверглись нападению русского князя Святослава, который разорил их земли, по сказанию араба Ибн Хаукаля, в отмщение за то, что они в 913 году помогали хазарам уничтожить дружину русских, предпринявших поход на южные берега Каспийского моря. В 985 князь Владимир тоже совершил поход на Булгарию. В XII веке с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя частями Руси обострилась. Военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу вглубь страны - в город Биляр (ныне с. Билярск Татарии). Но и булгарские князья не оставались в долгу. Булгарам удалось в 1219 году захватить и разграбить город Устюг на Северной Двине. Это была принципиальная победа, - так как здесь с самых первобытных времен находились древние библиотеки ведийских книг и древние монастыри, покровительствуемые, как считали древние, богом Гермесом. Именно в этих монастырях были скрыты знания о древнейшей истории мира. Вероятнее всего именно в них возникло военно-религиозное сословие гуннов и был выработан свод законов рыцарской чести. Однако князья Белой Руси вскоре отомстили за поражение. В 1220 году русскими дружинами был взят Ошель и др. камские города. Лишь богатый откуп предотвратил разорениt столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229 обменом военнопленных. Военные столкновения между Белыми Русами и Булгарами случались в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 годах. Булгары во время вторжений доходили до Мурома (1088 и 1184 гг.) и Устюга (1218 г.). При этом во все трех частях Руси проживал единый народ, зачастую говорящий на наречьях одного языка и происходящий от общих предков. Это не могло не накладывать отпечаток на характер отношений между братскими народами. Так русский летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в этом году в Суздале свирепствовал голод и что Булгары снабдили русских большим количеством хлеба.

Потеря независимости
В 1223 году ордынцы Чингисхана, пришедшие из глубины Евразии, разгромили на юге рать Красной Руси (киевско-половецкое войско) в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. Известно, что Чингисхан, когда еще был обычным пастухом, повстречался с булгарским буяном, бродячим философом из Синей Руси, который предрек ему великую судьбу. Похоже, что он передал Чингисхану ту же самую философию и религию, которая в свое время породила Гуннов. Теперь возникла новая Орда. Это явление возникает в Евразии с завидной регулярностью, как ответ на деградацию общественного уклада. И всякий раз, через разрушение, оно порождает новую жизнь Руси и Европы.

В 1229 и 1232 годах булгарам удается вновь отразить набеги ордынцев. В 1236 внук Чингисхана Батый начинает новый поход на Запад. Весной 1236 года ордынский хан Субутай взял столицу Булгар Осенью того же года Биляр и другие города Синей Руси были разорены. Булгария была вынуждена покориться; но едва ордынское войско ушло, булгары вышли из союза. Тогда хан Субутай в 1240 году вынужден был вторично вторгаться, сопровождая поход кровопролитием и разорением.
В 1243 году Батый основал в Поволжье государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Она пользовалась некоторой автономией, ее князья стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.
Прекращение войны помогло возродить экономику. Наивысшего расцвета в этом регионе Руси она достигла в первой половине XIV в. К этому времени ислам утвердился в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится резиденцией хана. Булгар привлекал множеством дворцов, мечетей, караван-сараев. Здесь были общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод. Здесь первыми в Европе освоили плавку чугуна. Украшения, керамика из этих мест продавались в средневековой Европе и Азии.

Гибель Волжской Булгарии
С середины XIV в. начинается борьба за ханский престол, усиливаются сепаратистские тенденции. В 1361 году князь Булат-Темир отторг от Золотой Орды обширную территорию в Поволжье, включая Булгарию. Ханам Золотой Орды лишь на короткое время удается вновь объединить государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления. Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества - Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин. После начала междуусобиц в Золотой Орде в 1359 году войско Новгородцев овладела Булгарским городом Жукотиным. Особенно много пострадала Булгария от русских князей Дмитрия Иоанновича и Василия Дмитриевича, которые овладевали городами Булгарии и ставили в них своих «таможенников».
Во второй половине XIV - начале XV века Булгария испытывает на себе постоянное военное давление Белой Руси. Окончательно Булгария потеряла самостоятельность в 1431 году, когда московское войско князя Федора Пестрого завоевало южные земли, которые перешли в подчинение Москвы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье Казанского ханства и перерождение этноса древних жителей Синей Руси (а еще раньше арийцев страны семи огней и лунных культов) в казанских татар. В это время Булгария уже окончательно подпала под власть русских царей, но когда именно - сказать нельзя; по всей вероятности, это произошло при Иоанне Грозном, одновременно с падением Казани в 1552 г. Однако титул «государя Болгарии» носил еще его дед, Иоанн III.
Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря. Князь Святослав - самый выдающийся полководец Древней Руси. Русские летописи посвящают ему, его походам удивительно возвышенные слова. В них он предстает как истинный русский витязь - бесстрашный в бою, неутомимый в походах, искренний с врагами, верный раз данному слову, простой в быту.
С пяти лет князь Святослав на боевом коне и, как положено князю, первым начинает бой с врагом. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мясо, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас итти» ([I], с. 244).
Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии.
В 964 г. князь Святослав «идя на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем: «Кому дань даете?» Они же реша: «Козаром по щьлягу от рола даем».
В 965 г. «идя Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем своим Каганом, и сыпупишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаром и град их и Белу Вежю взя. И ясы победи и косогы» ([I], с. 47).
После похода Святослава Хазария прекращает свое существование. Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния. Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге.
Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром и не смогли организовать серьезную оборону. Достигнув хазарской столицы - Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти ее войско кагана и в жестокой битве разбил его. Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар - крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество.
После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост - крепость Саркел. Таким образом Святослав, совершив беспрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния на Северном Кавказе -Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил свое существование на рубеже X-XI вв. В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток.

Ведущую группу татарского этноса составляют казанские татары. И сейчас мало кто сомневается в том, что их предками были булгары. Как же так случилось, что булгары стали татарами? Версии происхождения этого этнонима очень любопытны.

Тюркское происхождение этнонима

В первый раз название «татар» встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата - государства тюрков, находившегося на территории современной Монголии, но имевшего бо́льшую площадь. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

В X-XII веках этноним «татары» распространился в Китае, в Средней Азии и в Иране. Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство между Северным Китаем и Восточным Туркестаном.

Возможно, поэтому в начале XIII века так стали именовать и монголов, которые к этому времени победили татарские племена и захватили их земли.

Тюркско-персидское происхождение

Ученый антрополог Алексей Сухарев в работе «Казанские татары», опубликованной с Санкт-Петербурге в 1902 году заметил, что этноним татары происходит от тюркского слова «тат», которое означает не что иное, как горы, и слова персидского происхождения «ар» или «ир», что означает человек, мужчина, житель. Это слово встречается у многих народов: болгар, мадьяр, хазар. Встречается оно и у тюрков.

Персидское происхождение

Советская исследовательница Ольга Белозерская связывала происхождение этнонима с персидским словом «тептер» или «дэфтэр», которое трактуется как «колонист». Однако отмечают, что этноним «типтяр» более позднего происхождения. Скорее всего, он возник в XVI-XVII веках, когда так начали называть булгар, переселившихся со своих земель на Урал или в Башкирию.

Древнеперсидское происхождение

Существует гипотеза о том, что название «татары» произошло от древнеперсидского слова «тат» - так в старину называли персов. Исследователи ссылаются на ученого XI века Махмута Кашгари, который писал о том, что «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси».

Однако татами тюрки называли и китайцев, и даже уйгуров. И вполне могло статься, что тат означало «чужестранец», «иноязычный». Впрочем, одно другому не противоречит. Ведь тюрки могли называть татами сначала ираноговорящих, а потом название могло распространиться и на других чужаков. Между прочим, русское слово «тать» тоже, может быть, позаимствовано у персов.

Греческое происхождение

Все мы знаем, что у древних греков слово «тартар» означало потусторонний мир, ад. Таким образом «тартарин» был обитателем подземных глубин. Название это возникло еще до нашествия войска Батыя на Европу. Возможно, его завезли сюда путешественники и купцы, но уже тогда слово «татары» ассоциировалось у европейцев с восточными варварами. После нашествия Бату-хана европейцы стали воспринимать их исключительно как народ, вышедший из ада и несущий ужасы войны и смерть. Людвига IX прозвали святым, потому что он молился сам и призвал свой народ молиться, чтобы избежать нашествия Батыя. Как мы помним, в это время умер хан Удэгей. Монголы повернули назад. Это уверило европейцев в их правоте.

Отныне у народов Европы татары стали обобщением всех варварских народов, живущих на востоке.

Справедливости ради надо сказать, что на некоторых старых картах Европы Татария начиналась сразу за российской границей. Империя монголов распалась в XV веке, но европейские историки вплоть до XVIII века продолжали назвать татарами все восточные народы от Волги до Китая. Между прочим, Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили «татары» - орочи и удэгейцы. Во всяком случае, так считал Жан Франсуа Лаперуз, который и дал название проливу.

Китайское происхождение

Некоторые ученые считают, что этноним «татары» имеет китайское происхождение. Еще в V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии жило племя, которое китайцы называли «та-та», «да-да» или «татан». А на некоторых диалектах китайского название звучало именно как «татар» или «тартар» из-за носового дифтонга. Племя было воинственным и постоянно тревожило соседей. Возможно, позже название тартар распространилось и на другие народы, недружелюбные к китайцам.

Скорее всего, именно из Китая название «татары» проникло в арабские и персидские литературные источники.

Согласно преданиям, само воинственное племя было уничтожено Чингисханом. Вот что писал об этом монголовед Евгений Кычанов: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на Западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: „Татары!“, мало было среди надвигавшихся завоевателей настоящих татар, осталось лишь грозное имя их, а сами они давно лежали в земле родного улуса» («Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир»). Сам же Чингисхан категорически запрещал называть монголов татарами. Кстати, есть версия, что название племени могло произойти и от тунгусского слова «та-та» - тянуть тетиву.

Тохарское происхождение

Возникновение названия могло быть связано и с народом тохары (тагары, тугары), которые жили в Средней Азии, начиная с III века до н.э. Тохары разгромили великую Бактрию, бывшую когда-то великим государством и основали Тохаристан, который располагался на юге современных Узбекистана и Таджикистана и на севере Афганистана. С I по IV века н.э. Тохаристан входил в состав Кушанского царства, а позже распался на отдельные владения.

В начале VII века Тохаристан состоял из 27 княжеств, которые подчинялись тюркам. Скорее всего, местное население смешивалось с ними.

Все тот же Махмуд Кашгари называл огромный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном Татарской степью. Для монголов тохары были чужаками, «татарами». Возможно, через какое-то время значение слов «тохары» и «татары» слилось, и так стали называть большую группу народов. Покоренные монголами народы приняли имя родственных им чужаков-тохар. Так этноним татары мог перейти и на волжских булгар.

Ведущую группу татарского этноса составляют казанские татары. И сейчас мало кто сомневается в том, что их предками были булгары. Как же так случилось, что булгары стали татарами? Версии происхождения этого этнонима очень любопытны.

Тюркское происхождение этнонима

В первый раз название «татар» встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков, находившегося на территории современной Монголии, но имевшего бо́льшую площадь. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

В X-XII веках этноним «татары» распространился в Китае, в Средней Азии и в Иране. Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство между Северным Китаем и Восточным Туркестаном.

Возможно, поэтому в начале XIII века так стали именовать и монголов, которые к этому времени победили татарские племена и захватили их земли.

Тюркско-персидское происхождение

Ученый антрополог Алексей Сухарев в работе «Казанские татары», опубликованной с Санкт-Петербурге в 1902 году заметил, что этноним татары происходит от тюркского слова «тат», которое означает не что иное, как горы, и слова персидского происхождения «ар» или «ир», что означает человек, мужчина, житель. Это слово встречается у многих народов: болгар, мадьяр, хазар. Встречается оно и у тюрков.

Персидское происхождение

Советская исследовательница Ольга Белозерская связывала происхождение этнонима с персидским словом «тептер» или «дэфтэр», которое трактуется как «колонист». Однако отмечают, что этноним «типтяр» более позднего происхождения. Скорее всего, он возник в XVI-XVII веках, когда так начали называть булгар, переселившихся со своих земель на Урал или в Башкирию.

Древнеперсидское происхождение

Существует гипотеза о том, что название «татары» произошло от древнеперсидского слова «тат» - так в старину называли персов. Исследователи ссылаются на ученого XI века Махмута Кашгари, который писал о том, что

«татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси».

Однако татами тюрки называли и китайцев, и даже уйгуров. И вполне могло статься, что тат означало «чужестранец», «иноязычный». Впрочем, одно другому не противоречит. Ведь тюрки могли называть татами сначала ираноговорящих, а потом название могло распространиться и на других чужаков.
Между прочим, русское слово «тать» тоже, может быть, позаимствовано у персов.

Греческое происхождение

Все мы знаем, что у древних греков слово «тартар» означало потусторонний мир, ад. Таким образом «тартарин» был обитателем подземных глубин. Название это возникло еще до нашествия войска Батыя на Европу. Возможно, его завезли сюда путешественники и купцы, но уже тогда слово «татары» ассоциировалось у европейцев с восточными варварами.
После нашествия Бату-хана европейцы стали воспринимать их исключительно как народ, вышедший из ада и несущий ужасы войны и смерть. Людвига IX прозвали святым, потому что он молился сам и призвал свой народ молиться, чтобы избежать нашествия Батыя. Как мы помним, в это время умер хан Удэгей. Монголы повернули назад. Это уверило европейцев в их правоте.

Отныне у народов Европы татары стали обобщением всех варварских народов, живущих на востоке.

Справедливости ради надо сказать, что на некоторых старых картах Европы Татария начиналась сразу за российской границей. Империя монголов распалась в XV веке, но европейские историки вплоть до XVIII века продолжали назвать татарами все восточные народы от Волги до Китая.
Между прочим, Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили «татары» - орочи и удэгейцы. Во всяком случае, так считал Жан Франсуа Лаперуз, который и дал название проливу.

Китайское происхождение

Некоторые ученые считают, что этноним «татары» имеет китайское происхождение. Еще в V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии жило племя, которое китайцы называли «та-та», «да-да» или «татан». А на некоторых диалектах китайского название звучало именно как «татар» или «тартар» из-за носового дифтонга.
Племя было воинственным и постоянно тревожило соседей. Возможно, позже название тартар распространилось и на другие народы, недружелюбные к китайцам.

Скорее всего, именно из Китая название «татары» проникло в арабские и персидские литературные источники.

Согласно преданиям, само воинственное племя было уничтожено Чингисханом. Вот что писал об этом монголовед Евгений Кычанов: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на Западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары!», мало было среди надвигавшихся завоевателей настоящих татар, осталось лишь грозное имя их, а сами они давно лежали в земле родного улуса» («Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир»).
Сам же Чингисхан категорически запрещал называть монголов татарами.
Кстати, есть версия, что название племени могло произойти и от тунгусского слова «та-та» - тянуть тетиву.

Тохарское происхождение

Возникновение названия могло быть связано и с народом тохары (тагары, тугары), которые жили в Средней Азии, начиная с III века до н.э.
Тохары разгромили великую Бактрию, бывшую когда-то великим государством и основали Тохаристан, который располагался на юге современных Узбекистана и Таджикистана и на севере Афганистана. С I по IV века н.э. Тохаристан входил в состав Кушанского царства, а позже распался на отдельные владения.

В начале VII века Тохаристан состоял из 27 княжеств, которые подчинялись тюркам. Скорее всего, местное население смешивалось с ними.

Все тот же Махмуд Кашгари называл огромный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном Татарской степью.
Для монголов тохары были чужаками, «татарами». Возможно, через какое-то время значение слов «тохары» и «татары» слилось, и так стали называть большую группу народов. Покоренные монголами народы приняли имя родственных им чужаков-тохар.
Так этноним татары мог перейти и на волжских булгар.