Методика обучения изо в школе. Методика преподавания ИЗО в начальных классах общеобразовательной школы: Методические указания

М.: 1999. – 368 с.

В пособии в доступной форме рассказывается об основах изобразительной деятельности. Оно включает в себя как теоретические сведения о материалах и техниках, так и подробные рекомендации для выполнения заданий по рисунку, живописи, дизайну, лепке и архитектуре. Материал изложен системно, доступно и наглядно. Текст сопровождается иллюстрациями, которые повышают информативность учебного пособия, помогают извлекать информацию не только из текста, но и визуально. Книга рекомендуется также для студентов педагогических колледжей.

Формат: pdf

Размер: 30,5 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 8
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ 8
§ 1. Рисунок - вид графики 9
§ 2. Из истории рисунка 17
§ 3. Восприятие и изображение формы 22
§ 4. Свет и тень 26
§ 5. Пропорции 30
§ 6. Перспектива 34
ШКОЛА РИСУНКА 47
§1. Практические советы 48
Графические художественные материалы и техники 48
Передача фактуры предметов 54
§ 2. Методика работы над рисованием отдельных предметов и гипсов 55
Последовательность рисования куба 57
Последовательность рисования шара 58
Последовательность рисования цилиндра 58
Последовательность рисования пирамиды 59
Последовательность рисования шестигранной призмы 59
Последовательность рисования кувшина. Карандаш 60
§ 3. Методика работы над рисованием складок драпировки 61
§ 4. Методика работы над рисованием гипсового орнамента 63
§ 5. Методика работы над рисованием натюрморта 65
Последовательность рисования натюрморта из геометрических тел 67
Последовательность рисования натюрморта из бытовых предметов 69
§ 6. Методика работы над рисованием головы человека 70
Последовательность рисования головы гипсовой модели 70
Последовательность рисования головы живой модели 72
§ 7. Методика работы над рисованием фигуры человека 74
Последовательность рисования фигуры человека 77
§ 8. Методика работы над рисованием природы 78
Рисование трав, цветов и ветвей 78
Рисование деревьев 82
Рисование пейзажа 86
Последовательность рисования пейзажа 89
Рисование зверей и птиц 89
Практические задания 97
Глава II . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ 98
§ 1. Живопись - искусство цвета 98
§ 2. Из истории живописи 104
§ 3. Многообразие жанров живописи 114
Портрет 114
Натюрморт 116
Пейзаж
Анималистический жанр
Исторический жанр
Батальный жанр
Мифологический жанр
Бытовой жанр
§ 4. Восприятие и символика цвета
§ 5. Цвет и синтез искусств
§ 6. Основы цветоведения
О природе цвета 137
Основные, составные и дополнительные цвета
Основные характеристики цвета
Локальиый цвет
Цветовые контрасты
Смешение цветов
Колорит
Типы цветовых гармоний
§ 7. Композиция в живописи
Правила, приемы и средства композиции
Ритм
Выделение сюжетно-композиционного центра
ШКОЛА ЖИВОПИСИ
§ I. Практические советы
Живописные художественные материалы"и "техники работы 163
последовательность выполнения живописного произведения 166
& I. Методика работы над живописным изображением натюрморта 168
Последовательность изображения натюрморта. Гризайль 172
Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Акварель
Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Гуашь
§ 3. Методика работы над живописным изображением головы человека
Последовательность выполнения живописного этюда головы живой модели
§ 4. Методика работы над живописным" изображением фигуры человека.
Последовательность выполнения живописного этюда фигуры человека
§ 5 Методика работы над живописным изображенинм пеизажа (пленэр)
Последовательность изображения пейзажа." Акварель по-сырому 179
Последовательность изображения пейзажа. Акварель 180
Последовательность изображения пейзажа. Гуашь
Практические задания
Глава III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 181
KW™T И дек°Ра™вн°-пРИкладное искусство в системе ценностей культуры
§ 2. Композиция в народном и декоративно-прикладном искусстве 192
§ -3. Искусство орнамента
Виды и структура орнаментов 196
Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран
и народов 199
Стилизация природных форм 204
§ 4. Народные художественные промыслы 207
Роспись по дереву 207
Хохлома 207
Городец 209
Росписи Северной Двины и Мезени 210
Керамика 213
Гжельская керамика 213
Скопинская керамика 215
Русская глиняная игрушка 216
Дымковская игрушка 216
Каргопольская игрушка 217
Филимоновская игрушка 217
Русская деревянная игрушка 218
Игрушка русского Севера 219
Нижегородская «топорщина» 220
Полхов-Майданские тарарушки 221
Сергиевопосадская игрушка 222
Богородская игрушка 223
Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан) 225
Русские художественные лаки 226
Федоскино 227
Палех, Мстера, Холуй 228
Жостово 229
Павлопосадские платки 230
§ 5. Народный костюм 232
ШКОЛА НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 235
§ 1. Методика освоения декоративной росписи 235
Хохломская роспись 236
Городецкая роспись 240
Полхов-майданская роспись 241
Мезенская роспись 241
Жостовская роспись 242
Гжельская роспись 244
§ 2. Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек 246
Дымковская игрушка 247
Каргопольская игрушка 249
Филимоновская игрушка 249
§ 3. Методика работы над тематической декоративной композицией 250
Практические задания 254
Глава IV. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ 256
§ 1. Дизайн - искусство организации целостной эстетической среды 257
§ 2. Из истории дизайна 272
§ 3. Основы формообразования 278
§ 4. Цвет в дизайне 283
§ 5. Композиция в дизайне 286
ШКОЛА ДИЗАЙНА 288
§ 1. Методика работы над заданиями по графическому дизайну 288
§ 2. Методика работы над проектированием и моделированием объектов дизайна 290
Практические задания 294
Часть II МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§ 1. Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в начальной школе 295
§ 2. Методика обучения изобразительному искусству в I-IV классах 312
Методика обучения рисунку, живописи, композиции в начальной школе
Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству 324
Методика обучения дизайну в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература 3S7

Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Как же научиться его понимать? Для этого необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.
Как известно, виды искусства можно объединить в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства - это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют в реальном пространстве.
К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.
Все виды искусства осваивают мир в образной форме. Произведения пластических искусств воспринимаются зрительно, а иногда и осязательно (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Этим они существенно отличаются от произведений временных видов искусства. Музыкальные произведения воспринимаются на слух. Для исполнения симфонии и чтения книги требуется определенное время.
Не следует относить к пластическим искусствам балет, в котором происходит слияние музыки и движения на основе пластики человеческого тела. Балет считают синтетическим видом искусства.
В пространственных искусствах пластика объемов, форм, линий имеет существенное значение, именно с этим и связано их название. Пластические искусства с XVIII в. называют прекрасными, изящными, этим подчеркивается их красота и совершенство образов.
Вместе с тем с глубокой древности пластические искусства особенно тесно связаны с материальным производством, обработкой и оформлением предметного мира, среды, окружающей человека, то есть с созданием материальной культуры. Тем самым художественная вещь воспринимается как овеществленное творчество, эстетическое освоение мира.
Искусство каждой эпохи воплощает ее ведущие философские идеи. Как род художественной деятельности пластические искусства занимают на всех ступенях истории развития человечества важное место в духовном освоении действительности, им доступен самый широкий круг тем.
Пластические искусства тяготеют к синтезу искусств, то есть к слиянию и взаимодействию архитектуры с монументальным искусством, скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством; живописи со скульптурой (в рельефах), живописи с декоративно-прикладным искусством (в керамических изделиях, вазах) и т. д.
Пластические искусства как один из художественных элементов являются составной частью многих синтетических искусств (театр, экранные искусства). Существуют попытки объединения живописи с музыкой.
В структуру образа пластических искусств (каллиграфия, плакат, карикатура) может входить материал языка (слово, буква, надпись). В искусстве книги графика объединяется с литературой. Пластические искусства могут
даже приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство). Но в основном образная структура произведения пластического искусства строится с помощью пространства, объема, формы, цвета и др.
Окружающий нас мир становится предметом изображения художника, фиксируется им в пластических образах. Основная их особенность заключается в том, что, материализуясь на плоской или иной поверхности, они дают нам художественное представление о многообразии предметов и их расположении в пространстве.
Художественность пластического изображения раскрывается в отборе тех качеств предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное.
При этом можно говорить о трех различных пластических системах. Следует отметить, что в изобразительном искусстве с давних времен существовали одновременно или сменяя друг друга различные системы художественного восприятия и отображения реального мира.

Развитие творческой личности, ее художественных способностей непосредственно связана с целью и задачами преподавания предмета искусства.

Его основная ЦЕЛЬ - приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческое и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Так, приобщаясь к духовной культуре, человек одновременно приобщается и к своей природной сущности, развивая свои базовые - универсальные - способности:К целостному, образному мышлению;К сопереживанию с окружающим миром;К творческой деятельности.

Реализацию данной цели осуществляет эстетическое воспитание человека средствами искусства и художественной педагогики. В их основе лежат художественное образование и художественная деятельность. Только в их совокупности мы можем представить себе осуществление целей эстетического воспитания. Это два различных способа развития сознания человека, не заменяющие, а дополняющие друг друга.

Критерии оценки творческого развития человека в области эстетического воспитания, раскрываются в соответствии с задачами формирования гармонично развитого человека. Три взаимосвязанных направления в нем:А) сохранение нравственной целостности личности;Б) развитие ее творческого потенциала;В) обеспечение гармонической соотнесенности в ней социальных и уникальных черт.

Все это естественно реализуется в художественной деятельности человека.

Ребенок в своей познавательно-творческой деятельности усваивается прежде всего ее смысл, связанный с эмоционально-оценочным отношением к жизни. Искусство - это средство накопления, концентрации того жизненного опыта человечества, которое связано с задачами развития нравственного и творческого потенциала людей. Поэтому одна из главных целей искусства - в опоре на универсальные силы человека развивать его нравственный идеал, творческие установки, эстетические эмоции, чувства.

Программой по изо в школе предусмотрены 4 основных вида работ - рисование с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование, беседы об изо, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

В задачи занятий изо входит: Развивать зрительное восприятие учащихся. Развивать способности наблюдения, устанавливать сходства и различия, классифицировать предметы по форме и фактуре. Воспитать эстетические и художественные способности, Научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки. Развивать умственное и абстрактное мышление.

Ведущий вид рисования-рис. с натуры кот. ведет к общему развитию человека-развивает воображение, умственное, пространственное и абстрактное мышление, глазомер, память.

Школьный курс изо. искусства ставит своей целью:

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества,

2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

3. Помочь детям познавать окружающий мир, разв. наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

4. Научить пользоваться рисунком в трудовой и общественной деятельности

5. Дать учащимся знание основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изо искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы.

6. Развить творческие и эстетические способности учащихся, Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.

7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изо. деятельности.

Предмет методика обучения ИЗО тесно связан со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами. Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Под методикой понимается совокупность рациональных приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебного процесса. Методика может быть общей, в ней рассматриваются приемы обучения, присущие всем предметам и частной - способы и приемы, применяемые при обучении какому-либо одному предмету.

Методика преподавания ИЗО как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Цель курса - формирование основ и профессионально-педагогического сознания учителя ИЗО. Задача курса - знание истории, теории, методов научных исследований в области методики преподавания ИЗО, приобретение интеллектуальных и практических навыков решать задачи преподавания ИЗО, создание основ для последующего формирования творческого подхода к деятельности учителя ИЗО, формирование устойчивого интереса к профессии учителя ИЗО. Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками при котором достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость.

Метод обучения складывается из отдельных приемов обучения:- по источнику получения знаний (наглядные, практические, словесные, игровые)- по способу получения знаний (репродуктивные, информационно-рециптивные, исследовательские, эврические)- по характеру деятельности (метод организации и осуществления учебно-позновательной деятельности, метод контроля и самоконтроля, метод стимулирования и мотивизации обучения)- по типу занятий

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда

Введение

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных методов и принципов обучения.

Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями ещё не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?»

Законы, или правила, действующие в любой науке, отражают объективные, существенные и устойчивые её связи, а также обозначают определенные тенденции их развития. Однако эти законы не содержат непосредственных указаний для практических действий: они являются лишь теоретической основой для выработки технологии практической деятельности.

Задача дидактики состоит в том, чтобы на основе знаний об объективном развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей его развития разрабатываются принципы и правила обучения, которыми руководствуется учитель в своей практической работе. Все это актуализирует тему исследования.

Объект исследования: уроки изобразительного искусства и художественного труда.

Предмет исследования: дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.

Гипотеза: правильно и умело организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках художественного труда и изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, а именно:

· Способствует повышению активности, заинтересованности учеников, что отражается на результатах труда.

· Способствует развитию любви к изобразительному искусству и художественному труду.

· Развивает такие качества, как: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль и д.р.

· Способствует быстрому и прочному усвоению знаний, которые перерастают в умения и навыки.

· Формирует умения применять полученные знания на практике.

Ц ель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Из цели вытекают следующие задачи :

1.Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения.

2.Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их взаимосвязи.

3.Определить основные методы и принципы обучения, используемые на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

4.Изучить особенности реализации основных методов и принципов, используемых на этих уроках.

5.Обосновать влияние дидактических принципов и методов обучения на активность школьников и эффективность учебно-воспитательного процесса.

При написании работы были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

1. Изучение методической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме.

2. Наблюдение за учащимися.

3. Анализ собственного опыта работы в школе.

4. Анализ уроков художественного труда и изобразительного искусства.

Практическая значимость работы: представленный материал можно использовать в результате подготовки к урокам изобразительного искусства и художественного труда.

База исследования: средняя школа №165 г. Минска.

Объем работы: введение, основная часть и заключение.


1. Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда

1.1 Понятие дидактических принципов обучения и их классификация

Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это происходит потому, что деятельность педагога, во время процесса, обучения может преломляться через различные формы и приемы.

Принципы обучения – руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

Принципы – основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.

Педагогические принципы – это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал, подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги – гуманисты, пример, Томас Мор, характеризуя обучение на острове «утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но это было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский.

Он понимал наглядность широко, не только как зрительное восприятие, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, а с конкретных наблюдений над ними.

Следует наблюдать, что возможно, в натуре; а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов: он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. Он считал, что в обучении надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать – так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.

Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться «в связи». Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.

Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала. Сообщив новый учебный материал учащимся, учитель требует, чтобы вызванный им ученик изложил, повторил то, что было сказано им; вызывает и другого ученика сделать то же. Благодаря такому упражнению и повторению учитель ясно видит, что осталось непонятым учениками из его изложения. Повторенное несколько раз прочно запоминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет развитие умения выразить то, что усвоил, да и самое усвоение становится более отчетливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других.

«Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле», – говорит Коменский, давая правила, по которым следует организовать упражнения. «Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить – упражняясь в речи, петь – упражняясь в пении, умозаключениям – упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».

Для правильного обучения навыкам надо учащимся дать определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при рисовании и т.п.) показать на деле, а не только рассказать, как инструменты употреблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы), и к рисованию (выполнение упражнений на рисование отдельных форм), и к художественному труду (сначала знакомство с видами швов, а потом изготовление игрушки), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Показав учащимся, образец для подражания, учитель вначале должен требовать строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляет ссылкой на правила. При обучении надо сочетать синтез с анализом.

Коменский стремился, возможно, сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

«У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении» – писал он.

· Методика обучения как система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части программы.

· Понятия методов и приемов, дидактических принципов, средств и форм обучения.

Методика - совокупность эффективных приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. В этом смысле методика может быть общей, рассматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам, и частной, имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

Методика может быть общей, в ней рассматриваются приемы обучения, присущие всем предметам и частной - способы и приемы, применяемые при обучении какому-либо одному предмету.

Методика обучения предмету включает в себя:

Метод обучения - способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала. Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижение к истине, к ожидаемому результату. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.

Прием обучения – это отдельный момент, из нескольких приемов складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.

Цели обучения - заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.

Образовательные цели - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;

Развивающие цели - развитие способностей (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

Воспитывающие цели - воспитание чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

Практическая цель обучения связана с его направленностью, с тем, какой навык формируется в результате процесса обучения

Принципы обучения - дидактические принципы:

· Принцип сознательности и активности - осознанное, осмысленное, целенаправленное обучение (с точки зрения обучаемого).

· Принцип наглядности – использование педагогом зрительного канала восприятия, который позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала и значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения.

· Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения

· Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний.

· Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых.

· Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения. Ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания.

· Принцип связи теории с практикой, т.к. практика – основной материал для познания.

Средства обучения - совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения.

Формы обучения - это способ взаимодействия участников обучения, способ его существования. Обычно выделяются три группы форм обучения:

Фронтальные (коллективные),

Групповые,

Индивидуальные.

Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обучения, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога складывается своя методика работы, однако она должна строиться в соответствии с общими целями и задачами современного преподавания изобразительного искусства, которые были выработаны не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития.

Методика преподавания ИЗО как науки обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты.

Методика преподавания изобразительного искусства – живая развивающаяся наука, впитывающая в себя все новации. Но для того чтобы новые технологии успешно реализовывались в практику необходимо знать исторический опыт и направления развития преподавания изобразительного искусства.

Методика преподавания изобразительного искусства в школе .

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

В 2014 году в документе "Стратегии модернизации содержания образования" были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность. Было подчеркнуто, что это "понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает в себя следующее: не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую". 1

Современная школа уже работает в условиях действия новых образовательных стандартов, которые помимо привычного обязательного минимума содержания включают в себя «общеучебные умения, навыки и способы деятельности», а также требования к уровню подготовки выпускников, заданные в деятельностной форме.

Одними из ключевых компетенций определены компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, способность жить с людьми других культур, языков и религий. Овладение знаковой системой изобразительного искусства, как универсальным "языком" позволяет человеку понимать другого и быть понятым. Кроме того, искусство, являясь носителем культурных норм, накопленных человечеством за весь период своего существования, позволяет ему, овладевая этими нормами, приобщаться к прекрасному наследию и творить свои предметы искусства, грамотно и творчески оперируя знаковыми системами, создавать миры, которых ранее не было.

На сегодняшний день существует противоречие между потребностью формирования у учащихся художественных компетенций и доминирующей ролью педагога в проектировании и выполнении творческих заданий, ограничивающей их самостоятельность. Необходимость разрешения этого противоречия поставила перед автором проблему : увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении творческих заданий (учитель в роли консультанта).

Всё это определило цель : создание условий для формирования художественной компетенции на уроках изобразительного искусства.

Анализ учебно-методической литературы, научных исследований в области педагогики позволил сформулировать гипотезу исследования: увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении творческих заданий позволит сформировать художественную компетенцию учащихся

Объект исследования – процесс обучения изобразительному искусству.

Предмет : художественная деятельность на уроках изобразительного искусства.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

    выявить умения, входящие в художественную компетентность;

    определить возможности предмета изобразительное искусство в формировании художественной компетентности;

    скорректировать программу предмета изобразительное искусство с учетом требований компетентностного подхода в образовании;

    разработать систему заданий, направленных на формирование художественных компетенций на уроках изобразительного искусства;

    проанализировать уровень сформированности художественной компетенции на уроках изобразительного искусства.

Понятие «компетенция » в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает широкими познаниями и богатым опытом в какой - либо области знаний. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной, продуктивной деятельности к ним.

К ключевым образовательным компетенциям относятся ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные, художественные и другие.

Художественная компетентность (обучающегося) – сформированность понимания и эстетической оценки произведений искусства и развитость практической художественно – творческой деятельности.

Художественная компетенция (обучающегося) достижение ребёнком оптимального уровня креативности посредством включения его в изобразительную творческую деятельность и формирование у него творческого потенциала.

Что же касается словосочетания художественная компетенция, то здесь можно выделить сле­дующие подвиды которые рассматривал

    знание определенного минимума художественных терми­нов, их значений и умение грамотно использовать их в разговоре и обсуждении произведений искусства;

    образно-стилевая компетенция - знание основных стилевых направлений в искусстве, сово­купности признаков дающих право утверждать о принадлежности исследуемого объекта к оп­ределенному стилю, умение при необходимости создавать объекты с заданными стилевыми характеристиками;

    стратегическая компетенция - любознательность, свежесть взгляда, способность выбирать в хаосе повседневных впечатлений наиболее яркие, позволяющие и требующие своего воплоще­ния;

    способность не только репродуцировать образ, но и подходить к его созданию творчески, каждый раз решая задачу заново.

Основной формой формирования художественной компетенции (подкомпетенций) является урочная система.

Отличия урока в современной модели обучения и урока с учетом требований компетентностного подхода в образовании

Государственный стандарт

Компетентностный подход в образовании

1.Цели обучения

Формирование ЗУН (знаний, умений, навыков)

Выращивание функционально гра­мотной личности, т.е. личности, способной и готовой с помощью ЗУН решать различные жизненные задачи

2.Участники процесса обучения

Учитель - субъект с функцией транслятора знаний.

Ученик - объект с качествами хорошего исполнителя.

Родители - объекты воздействия учителя, классного руководителя, администрации школы

Учитель - организатор процесса познания.

Ученик - субъект поисково-исследо­вательской деятельности.

Родители - активные помощники учителя

3.Способы работы

Заучивание, запоминание. Традици­онные методы обучения

«Открытие» нового знания, поисково-исследовательская деятельность, образовательные технологии (проблемно-диалоговая, проектная, информационно-коммуникативная технология формирования типа правильной читательской деятельности)

Из этого следует, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. В свою очередь, это отразилось на структуре школьного урока. На уроке целью учителя становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Таким образом, на первый план выходит формирование навыков самостоятельного обучения, т.е. увеличение степени самостоятельности ученика на уроке, учитель становится помощником, консультантом. Однако это требует изменения в преподавании предметов.

Для того, чтобы уроки изобразительного искусства были результативными, действенными, имеющими непосредственное отношение к интересам учащегося, его родителей, общества автор изменил отношение к деятельности учащихся на уроке. На первое место при этом выходит не формальное следование устоявшимся стереотипам (обязательные проверка домашнего за­дания, объяснение и закрепление, контроль и выставление отметок), а ор­ганизация самостоятельной деятельности учащихся , в которой учитель высту­пает в роли организатора, координатора, консультанта, направляющего.

Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие под ходы к организации урока.

Виды деятельности

Традиционный подход

Компетентностный подход

1. Усиление коммуникативной направленности.

Общение

Учитель - Ученик

Создание ситуаций, провоцирующих диалог, общение со сверстниками и взрослыми в самых различных жизненных и учебных ситуациях.

2. Увеличение информационной составляющей урока.

Источник для поиска информации – учебник.

Увеличивается количество источников информации за счет ресурсов сети Интернет, дополнительной литературы по предмету, в том числе, периодических изданий, энциклопедической и справочной литературы.

3. Усиление значимости технологической составляющей урока.

Традиционная система оценивания.

Изменение системы оценивания учебных успехов (достаточный, выше достаточного) Оценку определяют учитель и ученик сообща.

Использование традиционных материалов и техник.

Расширение спектра технологий, используемых на уроках: технология работы с текстом (работа с дополнительным материалом), проектная технология, технология освоения нетрадиционных материалов и техник.

Формирование знаний, умений, навыков.

Формирование ключевых навыков, направленных на развитие практических художественных компетенций учащихся.

4. Увеличение доли самостоятельной работы школьников.

Незначительная доля самостоятельности ученика, ученик выполняет задания учителя, учитель контролирует.

Ученик активен при получении нового знания, используются проблемная технология обучения, проектная и исследовательская деятельность ученика на уроке. Ученик определяет область своего незнания и направление работы, учитель – направляет и консультирует.

Таким образом, через организацию самостоятельной деятельности учащихся на уроке учитель получает возможность развивать их художественную компетентность.

Для того чтобы создать условия для формирования художественной компетенции на уроках изобразительного искусства автором были применены:

    Различные виды деятельности учащихся на уроке с нетрадиционными материалами и техниками позволяющими формировать подвиды художественной компетенции через язык изобразительного искусства (форма, цвет и композиция).

Так, например, возможность использования сложных техник, таких как граттаж, монотипия, изонить, ставит ребенка в ситуацию выбора, заставляет его проявлять активность при освоении техник. Это позволяет с одной стороны, усилить интерес ребенка к предмету, с другой стороны – глубже раскрыть образ, композицию, делает работу интересней и ярче. При этом необходимо обеспечить постоянную поддержку со стороны учителя, чтобы сложность техники не стала препятствием для ребенка, причем помощь должна быть необходима и достаточна, ребенок должен постоянно чувствовать уверенность, что он может выполнить работу самостоятельно.

Определенная автором система взаимосвязи видов деятельности учащихся на уроке с нетрадиционными материалами и техниками через язык изобразительного искусства (форма, цвет и композиция) для формирования подвидов художественных компетенций.

    Условия для формирования художественных компетенций на уроках изобразительного искусства.

При внесении корректив в рабочую программу автор выделил в рамках каждого блока занятия, на которых дети работают самостоятельно, расширил спектр форм работы на уроке, определил время и форму проведения мониторинга.

Для эффективности достижения цели учащимися на уроке при выполнении творческой работы применялись различные формы организации их деятельности :

    коллективная форма обучения, внутри которой, дети учатся взаимодействовать друг с другом. Такое обучение приводит к более полному развитию возможностей каждого ребенка, увеличивает его самостоятельность в учебном процессе;

    работа в паре. Хорошим вариантом коллективной формы обучения является работа в так называемых гомогенных парах (т.е. в парах, не делимых на «учителя» и «ученика», а равноправных по отношению к выполняемой работе). При этом не нужно определять состав групп: каждая из них определяется сама собой - это пара детей, сидящих за одной партой;

    индивидуальная деятельность.

При разработке творческих заданий автор учитывал, что задания должны быть направлены на концентрацию внимания школьников, развитие памяти и эмоционально чув­ственной сферы, на умение сопоставлять, соотносить знания из разных областей искусства, науки в решении конкретной творческой задачи. В отличие от привычных учебных заданий по предмету, такие задания ориентированы на развитие творческого потенциала ученика и связаны не столько с закреп­лением материала или действия, сколько с проявлением способности школьников индивидуально выражать себя в творческой деятельности; направлены на развитие способностей детей быстро пе­реключать внимание с одного вида деятельности на другой, на создание нового (в форме, слове, действии).

Так, например, при проведении урока «Линия и её выразительные возможности» в 6-ом классе, автор дает следующее задание: «На отдельном листе бумаги подобрать характерные линии для изображения перехода от спокойного состояния до яркого выражения порыва ветра (через образы трав, деревьев, птиц, ткани, листьев, облака)».

В ходе выполнения данного задания у учащихся развиваются изобразительно-языковая компетенция ( продуктивно-образная компетенция (

На уроке «Натюрморт в графике» в 6-ом классе задание: скомпоновать предложенные предметы в композицию и выполнить её по трафарету с применением чёрной гуаши и пастели. Это упражнение развивает у учащихся любознательность, свежесть взгляда, способность выбирать в хаосе предметов необходимые и нужные, позволяющие воплотить замысел, т.е. способствует развитию стратегической компетенции.

    Система мониторинга уровня сформированности художественной компетенции .

Аналогичные задания используются автором для оценки уровня сформированности художественной компетенции.

Так, например, на уроке «Основы языка изображения» в 6-ом классе задание: создать скульптурный образ на основе каркаса по теме: «Мои одноклассники». Данная творческая самостоятельная тема используется для проведения мониторинга и позволяет оценить степень развития изобразительно-языковой ( способность грамотно пользоваться средствами художественной выразительности) и продуктивно-образной компетенции ( способность подходить к созданию образа творчески).

Кроме того, автором были разработаны контрольно-измерительные материалы в виде тестов, кроссвордов, викторин, позволяющие оценить уровень сформированности художественной компетенции. Примеры заданий приведены в Приложении 3.

На основе системы творческих заданий была скорректирована рабочая программа с включением в графу «мониторинг» обозначения проведения самостоятельных творческих работ для проведения анализа усвоенности определённых компетенций (изобразительно-языковая компетенция - способность понимать и создавать самому художе­ственные произведения, грамотно пользуясь средствами художественной выразительности, языком изобразительного искусства (техничность и способность создавать образ); продуктивно-образная компетенция - способность не только репродуцировать образ, но и подходить к его созданию творчески, каждый раз решая задачу заново; вербально-образная компетенция - знание определенного минимума художественных терми­ нов, их значений и умение грамотно использовать их в разговоре и обсуждении произведений искусства.

    Критерии оценки и уровней успешности учащихся в формировании художественных компетенций.

Любая выполненная на уроке работа может быть оценена с точки зрения сформированности художественной компетенции. Однако фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение творческой задачи).

Художественная компетенция ученика не включает в себя (по причине объемности) весь багаж знаний, имеющийся в искусстве отображения мира. Однако она должна опираться на основы ключевых знаний, умений и навыков, а так же на умение ими импровизировать для получения собственного неповторимого результата (элементы творческой деятельности), строящегося на основе творческого восприятия действительности.

Ключевые художественные умения, которые должны быть отработаны у учащихся:

    Выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов, проводить анализ результатов сравнения.

    Уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы, разыгрывать воображаемые ситуации.

    Уметь мотивированно отказываться от образца.

    Самостоятельно выбирать материалы и техники исполнения.

    Находить ошибки в работе, исправлять их.

    Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

    Определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; предвидение трудностей.

    Определять способы контроля и оценки деятельности.

    Овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

    Участвовать в проектной деятельности.

Для проведения мониторинга успешности учащихся в формировании художественных компетенций автором разработаны критерии оценки художественных компетенций и соответствующие им уровни успешности. Рассмотрим их на примере критерии оценивания уровней успешности умения решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций.

Таблица 4

Уровни

Критерии оценки творческой работы

Замысел

Рисунок

Уровень фрагментарной выразительности (достаточный - Д)

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности.

Может хорошо передавать пропорции пространство, светотень, но нет перспективы и схематичность отдельных элементов

Уровень художественной выразительности

(выше достаточного – ВД)

Замысел оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение.

Разнообразие графических средств выразительности, отображены пропорции, пространство, светотень

Анализ и оценка результатов деятельности за период 2013 – 2015 годы

Компетенция

изобразительно-языковая

продуктивно-образная

Д, %

ВД, %

Д, %

ВД, %

4 класс

2012 – 2013 г.г.

36,8%

63,2%

42,1%

57,9%

5 класс

2013-2014 г.г.

25,0%

75,0%

30,0%

70,0%

6 класс

2014– 2015 г.г.

10,0%

90,0%

10,0%

90,0%

Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что проведенная автором работа по формированию художественной компетенции на уроках изобразительного искусства эффективна и способствует формированию у учащихся подвидов творческих компетенций, входящих в состав художественной компетенции.

Кроме того, показателем сформированности художественной компетенции учащихся являются:

    результаты обученности класса, поскольку художественная компетенция проявляется в любой деятельности учащегося на уроке изобразительного искусства.

Использование современных технологий обучения, а также наличие системы мониторинга индивидуальных учебных достижений позволило обеспечить стабильные результаты достижений обучающихся, причем значительно превышающие средний балл по школе.

Это можно проследить по таблице, показывающей позитивную динамику общей успеваемости и «качества знаний» учащихся за последние три года.

Учебные годы

Класс

ИЗО

«4 - 5», %

Успеваемость, %

2012-2013

5а, 5б, 6а,

7а,7б

от 92 до100

100

2013-2014

5а,5б,

6а,6б,7а

от 95 до100

100

2014-2015

5а,5б,6а,6б,

7а,7б

от 99 ,4 до100

100

Из таблиц видно, что учащиеся освоили определенные подвиды художественной компетенции, качество обучения по предмету на протяжении трёх лет оставалось стабильно высоким и наблюдался рост показателей.

    результаты участия в творческих конкурсах различного уровня, поскольку именно развитие художественной компетентности учащихся определяет успешность участия в конкурсах, выставках и т.д.

Данная деятельность реализуется в дополнительном образовании. Результаты были представлены раньше.

Опыт автора в организации художественной творческой деятельности показал, как важно помочь ребёнку, прикоснувшемуся к красоте, самому стать её творцом. В этом и заключается роль педагога, открывающего перед своими учениками дверь в удивительный мир искусства.

Таким образом, художественно – эстетическое воспитание учащихся имеет большие перспективы развития как эффективное средство при формировании художественной компетенции обучающихся на уроках изобразительного искусства.

Литература

    Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: из опыта работы. М.: Просвеще­ние, 1983.

    Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском воз­расте, 2-е изд. М., 1967.

    Горяева Н. А. и др. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для нач. шк. / под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2001 (серия «Школа России»),

    Изобразительное искусство в школе: сб. материалов и до­кументов/ сост. Г.Г.Виноградова. М.: Просвещение, 1990 (серия «Библиотека учителя ИЗО»).

    Коликина В. И. Методика организации уроков коллективно­го творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искус­ства. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

    Корзинкова Г.Г., Коровин Р.А., Горева И.Ю., Залецкая А.В. Внедрение программы «Одаренный ребенок» в учебно-воспитательный процесс гимназии.- Екатеринбург, 2001.

    Неменский Б. М. Мудрость красоты. М., 1987. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие иг­ры. М.: Просвещение, 1988.

    Неменский Б. М. Культура – Искусство – Образование (Цикл бесед), М., 1993, М., Московский центр художественной культуры.

    Развитие творческой активности школьников / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1991.

    Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопр. психологии. 1996. №3.

    Чиндяева О. В. «Начальная школа плюс До и После» №5 стр 3, Москва.: ОООБалас, 2006.

    Савенкова Л.Г. фрагмент статьи в электронном научном журнале «Педагогика и искусства», .

Приложение





Самостоятельные работы в 6 классе по изобразительному искусству

Цель: обогащение арсенала творческих заданий направленных на диагностику и актуализацию художественных компетенций.

Урок 3. Тема: «Линия и её выразительные возможности»

Задание: На отдельном листе бумаги подобрать характерные линии для изображения перехода от спокойного состояния до яркого выражения порыва ветра (через образы трав, деревьев, птиц, ткани, листьев, облака).

Урок 8. Тема: «Основы языка изображения»

Цель: Провести мониторинг умений и анализировать результаты своей работы по компетентностному развитию учащихся.

Задание: Создать скульптурный образ на основе каркаса по темам: «Моя будущая профессия», «Моё любимое занятие».

Урок15. Тема: «Натюрморт в графике»

Цель: Провести мониторинг умений и анализировать результаты своей работы по компетентностному развитию учащихся.

Задание: Скомпоновать предложенные предметы в композицию, и выполнить её по трафарету с применением чёрной гуаши и пастели.

Урок 30. Тема урока: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека»

Цель: Провести мониторинг умений и анализировать результаты своей работы по компетентностному развитию учащихся.

Задание: Изобразить портрет одноклассника, друга, любимого литературного героя.

Пояснительная записка по изобразительному искусству VI класс

Учащиеся в VI классе знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.

Без зрительных образов нет изобразительного искусства, но без них не могут существовать и театр, балет, кино.

Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.

Одной наблюдательности мало, чтобы обладать способностью замечать красоту рассматриваемого или описываемого. Нужно хотя бы немного рисовать самому и при этом необходимо понимать и любить изобразительное искусство.

Грамотно нарисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И даже если человек не ставит перед собой цель стать профессиональным художником, он узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудоемка работа художника. Кроме того, элементарное умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни.

Поэтому цель курса: обучать шестиклассников грамоте рисования, основам теории и истории изобразительного искусства, через организацию самостоятельной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства формирование художественных компетенций.

Главной задачей учителя изобразительного искусства ставится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов, исключить схемы построения художественных образов.

Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, карандашей, самой хорошей бумаги. Учащиеся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.

Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе - залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств.