Написание частицы “не” с глаголами кажется одним из самых простых правил русского языка, однако действительно хорошо его усвоить очень важно. Тем более, что с ним не все так просто: как и из всякого правила, из него есть исключения, которые обязательно нужно запомнить, чтобы писать грамотно. Итак, как же пишется отрицательная частица со словами, которые обозначают действие и как запомнить ее правописание в разных случаях?
Правописание “не” с глаголами: правило и исключения
Основное правило звучит очень просто: “не” с глаголами пишется раздельно . Его помнят даже самые маленькие ученики, затвердив с первого класса. И в общем случае это действительно так: не прыгаю, не играть, не делаешь. Это простые примеры не с глаголами пишется раздельно. В любой своей форме – личной, инфинитиве или в качестве деепричастия – эта часть речи пишется с “не” раздельно. На первый взгляд, запомнить это достаточно и можно переходить к более сложным случаям правописания не с другими частями речи, которых в русском языке достаточно.
Но, как ни странно, есть случаи слитного написания этой отрицательной частицы с глаголом. Они являются исключениями из общего правила, к которым нужно отнестись очень внимательно, запомнить и грамотно использовать, не путаясь в них.
Лучше разобраться в исключениях поможет таблица, в которой они рассмотрены:
Чтобы не перепутать глагол со значением неполноты действия с обычным глаголом с приставкой до и частицей не, нужно попробовать подобрать к нему антоним с приставкой пере-. Если все получилось, значит, глагол с “недо” следует писать слитно. Например: недосолила – пересолила.
Кстати, также важно отличать слова с приставками и частицами от таких, где “недо” является частью корня. Примером такого слова является “недоумевать”. В таком случае не всегда пишется с глаголом слитно. В любом случае, “недо” – это исключение из всей глагольной лексики, поэтому связанные с ним правила настолько важно запомнить.
“Не” с глаголами пишется раздельно потому, что в очень редких случаях выступает в роли приставки или части корня, в большинстве случаев это действительно отрицательная частица – отсюда и правило о раздельности написания, ведь слитно пишется именно приставка в своей собственной роли или такая, которая в результате исторических процессов срослась с корнем, который без нее больше не может употребляться.
Что мы узнали?
Есть простое правило, которое касается написания частицы “не” с глаголами – она пишется с ними раздельно всегда и вне зависимости от той формы, которую принимает глагол – личную, инфинитива или деепричастия. Однако даже из такого правила есть исключения – это глаголы, которые не употребляются без “не”, а также глаголы с “недо”. Последние запомнить несложно: глагол с “недо” пишется слитно в том случае, когда он имеет значение недостаточного количества или неполноты действия, а также в тех случаях, когда частица “не” стала частью корня с приставкой “до”. Чтобы отличить глагол со значением неполноты действия от глагола с частицей “не” и приставкой “до”. Для этого достаточно подобрать к нему антоним с приставкой “пере” – если он есть, надо писать слитно, если нет – раздельно.
Роль частицы НЕ
Давайте познакомимся с частицей НЕ и узнаем, какую роль она играет в речи.
Прочитайте предложения.
На клумбе выросли цветы.
Рис. 1. Клумба с цветами ()
Добавим к глаголу частицу НЕ.
Прочитайте получившееся предложение.
На клумбе не выросли цветы.
Как изменился смысл глагола, когда перед ним появилась частица НЕ?
Глагол приобрел отрицательный смысл, действие не совершилось.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно
Итак, мы выяснили, что частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл. Теперь узнаем, как она пишется с глаголами.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Восстановим пословицы, добавив в них частицу НЕ. Как она пишется с глаголами?
Кто работает, тот ест.
С ложью правда дружит.
Без труда вытащишь и рыбку из пруда.
Волков бояться - в лес ходить.
Под лежачий камень вода течёт.
Проверим.
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Волков бояться - в лес не ходить.
Под лежачий камень вода не течёт.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Не выучил, не делай.
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
Прочитаем весёлое стихотворение и объясним, как пишется частица НЕ с глаголами.
- Слезь со стула!
- (Не) хочу!
- Упадёшь!
- (Не) упаду!
- Отойди!
-(Не) отойду!
- Приедешь?
- (Не) приеду!
- Придёшь?
- Нет,(не) приду!
- Услышишь?
- (Не) услышу!
- Найдёшь?
- Нет, (не) найду!
- Слезаешь?
- (Не) слезаю!
- Решаешь?
- (Не)решу!
- Мечтаешь?
- (Не)мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, (не) молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу!
Глаголы с частицей не пишутся раздельно.
- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадёшь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придёшь?
- Нет, не приду!
- Услышишь?
- Не услышу!
- Найдёшь?
- Нет, не найду!
- Слезаешь?
- Не слезаю!
- Решаешь?
- Не решу!
- Мечтаешь?
- Не мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу!
(А. Шибаев)
Итак, мы узнали, что частица НЕ пишется с глаголами раздельно.
Но в русском языке есть слова-исключения. О них нам расскажет сказка.
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «НЕ люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам…
Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
А теперь давайте познакомимся с глаголами, где частица НЕ пишется слитно.
НЕ пишется слитно в словах:
ненавидеть
негодовать
недоумевать
недомогать
Дадим толкование словам-исключениям.
Ненавидеть -
Негодовать -
Недоумевать -
Недомогать -
Проверим:
Ненавидеть - чувствовать отвращение.
Негодовать - испытывать гнев.
Недоумевать - испытывать сомнения.
Недомогать - болеть.
Как вы думаете, почему в русском языке появились слова, в которых частица не пишется слитно? Рассмотрим примеры.
Не бежать - бежать
Не писать - писать
Не лететь - лететь
Частица НЕ пишется раздельно, потому эти глаголы без НЕ употребляются.
Нездоровиться
Ненавидеть
Негодовать
Частица НЕ пишется слитно, потому что эти глаголы без НЕ не употребляются.
Рис. 3. Слова-исключения ()
Закрепление знаний на практике
Прочитаем предложения. Объясним правописание частицы НЕ с глаголами.
Снег в лесу ещё (не)растаял.
Щенку всё ещё (не)здоровилось.
Маша (не)доела кашу.
Сегодня самолёты (не)летают.
Он (не)навидел своих врагов.
Проверим:
Снег в лесу ещё не растаял.
Не растаял растаял .
Щенку всё ещё нездоровилось.
Нездоровилось
Маша не доела кашу.
Не доела - пишется раздельно. Без НЕ употребляется - доела .
Сегодня самолёты не летают.
Не летают - пишется раздельно. Без НЕ употребляется - летают .
Он ненавидел своих врагов.
Ненавидел - пишется слитно. Без НЕ не употребляется.
На этом уроке мы узнали, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Есть слова-исключения, которые необходимо запомнить. Более подробно с частицей вы познакомитесь в старших классах.
Рис. 4. Правописание НЕ с глаголами ()
На следующем уроке мы узнаем о такой части речи, как прилагательное, закрепим полученные знания на практике, выполнив множество интересных заданий.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
- Vio.uchim.info ().
- Lingvotech.com ().
- Составь 4 теста с тремя вариантами ответа по теме урока.
- Запиши слова, раскрывая скобки: (не)волить, (не)знать, (не)ленись, (не)нездоровится, (не)хочется, (не)смотри, (не)берут . Поясни написание глаголов.
- * Используя полученные на уроке знания, придумай сказку о частице НЕ и глаголе.
"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:
Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется раздельно: – с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет); – со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица); – с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше); – в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах). |
Не пишется слитно: – в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый); – в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен); – в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый); – в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который); – в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать). |
Этот же принцип написания относится и к причастиям:
Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть – зависимое слово: не погашенные никем огни; – противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни. Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы. |
Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане. С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены. |
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с различными частями речи |
||
Часть речи |
Слитно |
Раздельно |
Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е | 1. Не употребляется без не-: неженка, нелепый, нелепо 2. Можно заменить синонимом без не-: не скромно (хвастливо) не глупый(умный) 3. В отрицательных наречиях: не куда, не где |
1. Есть противопоставление: не правда, а ложь 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда: далеко не глупый 3. С наречиями не на -о, -е: не по-товарищески |
Местоимение | После не и ни нет предлога: ни кого, не кого |
После не и ни есть предлог: не у кого, ни у кого |
Глагол, деепричастие |
не домогать (не употр. без -не ) не домогая (не употр. без -не ) |
не заметил (глагол), не замечая (деепричастие) |
Причастие | Нет зависимого слова или противопоставления: не законченная работа |
1. Есть зависимое слово: не законченная вовремя работа 2. Есть противопоставление: не законченная, а начатая работа 3. С краткими причастиями: работа не закончена |
III. Слова, которые без не не употребляются.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
незнакомка неистовство невежа, невежда нелепица, нелепость ненависть ненастье непоседа неприязнь нержавейка (сталь) неряха, неряшливость нескладеха Несмеяна (царевна) несмышленыш несуразица неуклюжесть неустойка нехватка нечистоты неясыть (трава) |
неистовый неказистый нелюдимый ненавистный ненастный непоседливый непроглядный (мрак) неприглядный (поступок) неприязненный непутевый неряшливый несметное (количество) несуразный неуклюжий нещадная (ругань) |
негодовать недоумевать недоставать (чего-л.) недосмотреть (за ребенком) невзвидеть (света) невзлюбить ненавидеть неистовствовать мне нездоровится ему неймется тебе несдобровать |
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
2) лес не хвойный;
3) негодующий взгляд;
4) окна не вымыты;
5) не рад встрече;
6) не было;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
9) нелегко решить;
10) далеко не легкое дело;
11) очень небрежно;
12) некошеный луг;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
2) неторопливый;
3) неказистый;
4) непричастный;
5) небрежный;
6) незрелый;
7) неуклюжий;
8) необратимый.
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
2) неряха;
3) немощь;
4) ненависть;
6) нектар.
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.
5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в предложениях:
Мне не хватает 100 рублей
Мне недостает 100 тысяч?
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
(По И.А. Гончарову)
VIII. Напишите диктант.
МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
О.П. ЭХИНА,
г. Москва