Конспект урока "Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.".

Трудно бы нам пришлось отвечать на что-либо отказом, если бы не отрицательная частица. Как одна из самых употребляемых служебных частей речи, она помогает нам выражать свое отношение к той или иной ситуации. О ее роли в русском языке, а также о разновидностях поговорим в нашей статье.

Частицы

Все части речи принято делить на две большие группы. К первой относят самостоятельные слова. Они обладают собственным значением и являются основой нашей речи. Однако нам трудно было бы составлять текст, используя только эту группу. Поэтому им на помощь приходят так называемые служебные К ним относится и отрицательная частица. Однако это не единственная разновидность данной группы.

Существуют и следующие:

  • Образующие форму: пускай, бы, давай.
  • Вопросительные: ужель, разве, ли.
  • Восклицательные: как, что за.
  • Требование: то, ка, с.
  • Сомнение: ли.

Каждая из них имеет свою определенную цель и особую роль в русском языке. Трудно было бы выражать эмоции, не используя частиц.

"Ни"

В написании отрицательных частиц очень часто возникают трудности. Оказывается, «не» и «ни» имеют абсолютно разное значение. Каждое из правил имеет историческую основу.

Мы будем писать «ни»:

  • Когда хотим усилить существующее отрицание. Сравним два предложения:
  1. В озере не было рыбы. 2. Мы не увидели ни одной рыбы в озере.

Во втором предложении отрицание сильнее, чем в первом. Делается акцент на то, что в водоеме рыбаки вообще не наблюдали рыбы, абсолютно никакой.

  • В сложноподчиненных предложениях. Эта частица очень часто используется в зависимой части.

Например: Куда бы я ни пошел, везде думал о море.

Не получается у меня учить правила, как ни старайся.

  • При использовании однородных и перечисляющихся членов.

Ни математика, ни биология, ни физика не были сделаны Петей вовремя.

  • Отсутствует сказуемое. Очень часто к ним можно подставить слова «нельзя» или «нет».

Например: Ни огня, ни дыма (нет).

Ни прилечь, ни отдохнуть (нельзя).

Основной функцией, которая передает эта отрицательная частица, является усиление.

"Не"

Немного иное значение несет данная служебная часть речи. Обычно мы употребляем «не», когда хотим отказать в чем-то либо придать слову антонимичное значение. Рассмотрим и другие случаи, когда «не» является отрицательной частицей:

  • Двойное «не» произносится при утверждении.

Например: Не мог не сказать об этом. Я понимал, что нельзя не сознаться.

  • В некоторых восклицательных предложениях, обозначающих удивление тоже пишем «не»:

Как же не любоваться этим городом! Каким только цветом не мерцало небо во время грозы!

Стоит отличать правописание «не» и «ни» в местоимениях. В данной ситуации все зависит от ударения. В сильной позиции пишем «Е»: нЕкого, НЕ с кем, НЕ у кого. Без ударения употребляем «И»: Никак, НИ у какого, НИ про кого.

и деепричастиями

Непросто приходится школьникам запоминать правила правописания данной частицы с различными группами речи. Каждая из них имеет свои орфографические особенности. Как же пишется частица «Не» с деепричастиями? Ответ на этот вопрос прост: всегда раздельно. Сразу же вспоминаем ее аналогичное правописание с глаголом. Деепричастие образуется как раз от него. Отсюда и одинаковый принцип их написания. Например: не делать - не делая, не загорать - не загорая.

Однако бывают случаи, когда слово без этой важной частицы попросту не употребляется. В таком случае мы будем ее писать слитно. Рассмотрим пример: Негодовать по поводу дождя - кричать, негодуя по поводу дождя. Как с глаголом, так и с аналогичным деепричастием отрицательная частица пишется вместе.

Данное правило легче всего запоминается обучающимися, поскольку исключений у него совсем немного.

Частица «не» с существительными

Далеко не всегда правила правописания слов просты. К примеру, им.сущ, а также им.прил. и наречия имеют свою схему употребления их с частицей «не».

Слитно будем писать ее в случаях:

  • Образования антонима с «не». Например: друг - недруг, погода - непогода, красивый - некрасивый, мало - немало.
  • Невозможности употребления слов без «не»: Неуклюжий, негодяй, неряха, неистово.

Раздельно «не» пишется, если:

  • Есть явное противопоставление. Обычно оно выражается союзом «а». Например: Мужчина оказался ему не другом, а врагом. Не удача, а полный крах и разочарование ожидали нас.
  • Подчеркивается отрицание: По телефону звонила не мама (а кто-то другой). Мы пришли не вечером, а ночью.
  • Есть усиление. Например: Наш сосед вовсе не высокого роста. Моя сестра отнюдь не ябеда.

Нами представлены основные случаи, когда частица «не» с существительными пишется как слитно, так и раздельно. Не стоит забывать, что под это правило попадают также и наречия с прилагательными. Если помнить об этой важной особенности, тогда не придется запоминать правописание «не» для каждой части речи в отдельности.

«Не» с причастиями

Еще один случай, когда пишется отрицательная частица «не», а не «ни» - это употребление ее с причастиями. Многие путают его правописание с деепричастиями. Эти части речи образовались от глаголов, но с «не» пишутся совершенно по-разному.

Всем известно, что причастия имеют способность образовывать обороты с помощью зависимых слов. В случае, когда оно употребляется именно в составе оборота, мы будем писать его раздельно с «не». Пример: Ученик, не выполнивший упражнение, получил двойку. Как видим, причастие «не выполнивший» пишется отдельно от «не», поскольку имеет при себе зависимое слово «упражнение». В данном случае оно входит в что объясняет его правописание с отрицательной частицей.

Однако есть и другая сторона этого правила. В случае, когда оборота нет, причастие меняет свое написание. Рассмотрим пример: Упражнение так и осталось невыполненным.

Казалось бы, смысл предложения не поменялся. Однако синтаксис в нем совершенно иной. Теперь причастие не имеет при себе никаких зависимых слов. Это означает, что нет оснований писать его с частицей раздельно.

Изменим данный пример лишь одним словом: Упражнение так и осталось не выполненным учениками. Отмечаем разницу: теперь появилось слово, которое образует причастный оборот (учениками). В такой ситуации мы уже напишем его отдельно от «не».

Ну, и, конечно, как в каждом правиле, здесь есть исключения. Если причастие без этой частицы не употребляется, то напишем его слитно, независимо от того, есть оборот или отсутствует. Например: Неистовствующий ветер не утихал до рассвета.

Вывод

В данной статье мы рассмотрели основные случаи, когда «не» является отрицательной частицей, а когда выполняет другие роли. Не стоит путать ее с «ни»: они имеют различные особенности правописания. Однако основной функцией «не» все же является отрицание. В некоторых вопросительно-восклицательных предложениях мы можем ее употребить как утвердительную. Также не стоит забывать, что с каждой частью речи она пишется по-разному.

7-й класс

Не и ни в отрицательных наречиях

Цели урока:

Познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях;

Закрепить навык по правописанию наречий;

Повторить правописание отрицательных местоимений;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Лексическая разминка.

Задание. Допишите нужное существительное, которое должно начинаться с не-.

1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, – это (невесомость) .

2) Вымысел, лживое сообщение – это (небылица).

3) Незнание, неосведомленность – это (неведение).

4) Невоспитанный, грубый человек – это (невежа) .

5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это (невежда) .

6) Простодушие, наивность – это (невинность).

7) Человек, настроенный к кому-либо неприязненно, – это (недоброжелатель) .

8) Слабость, болезнь – (немощь) .

2. Проблемный вопрос.

Задание. Какой частицей (не или ни ) можно заменить частицу даже и союз и?

Ответ. Частицей ни.

3. Наречия или местоимения?

Задание. Внимательно прочитайте данные предложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова – наречием или местоимением?

1) Нигде не видно жилья. (Наречие.)

2) Ничем не измерить просторы полей. (Местоимение.)

3) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. (Наречие.)

4) Некем тебя заменить. (Местоимение.)

II. Объяснение нового материала.

1. Не и ни в отрицательных наречиях. (Работа с материалом учебника или материалом презентации, выполненной в программе PowerPoint.)

Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно:

не"где – ни где", не" когда – ни когда".

Под ударением пишется не, в безударном положении – ни:

не"сколько – ни ско"лько.

2. Проблемный вопрос.

Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный отв ет.

1) Местоимение.

2) Имя прилагательное.

3) Имя существительное.

Ответ: местоимение.

III. Закрепление нового материала.

Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и?

Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принужденно, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, н_когда н_ предполагал, н_чего н_ пойму, н_ с чем н_ соглашусь, н_как н_ удавалось преодолеть, н_откуда взять.

Ответ. Никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал, ничего не пойму, ни с чем не соглашусь, никак не удавалось преодолеть, неоткуда взять.

Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий предложения. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?

Негде – нигде.

Некуда – никуда.

Неоткуда – ниоткуда.

Некогда – никогда.

Незачем – …

… – никак.

… – нисколько.

Задание 3. Пишем словарный диктант. Какое правило нужно вспомнить?

Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить, смущенно улыбаться.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Запоминаем правило.

Задание. Закончите предложения.

1) В отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка… (не).

2) В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка… (ни).

2. Не с разными частями речи.

Задание. Вставьте пропущенные буквы (е или и ), раскройте скобки.

(Н_) за что (н_) берусь.

(Н_)чего (н_) хочу.

(Н_)чуть (н_) боюсь.

(Н_)сколько (н_) страшно.

(Н_) о чем заботиться.

(Н_)где играть.

(Н_) с кем дружить.

(Н_) у кого (н_) был.

(Н_)как (н_) пойму.

(Н_)откуда взять.

3. Не или ни?

Задание. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.

1) (Не,ни)где не видно жилья.

2) (Не,ни)чем не измерить простора полей.

3) (Не,ни)когда не предполагал, что (не,ни)чего (не,ни)испугаюсь, (не,ни)с чем не соглашусь.

4) (Не,ни)как (не,ни)удавалось стронуться с места.

5) Писем ждать было (не,ни)откуда.

V. Творческое задание.

Задание. Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.

1) Ум – одежда, которая (никогда) не износится, знание – родник, который (никогда) не исчерпаешь.

2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится (никуда) .

3) Приходится вертеться, если (некуда) деться.

4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было (неоткуда) .

5) Но (никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.

6) Она (никак) не походила на свою сестру.

7. Вот отец выбежал на просеку, которую (некогда) сам прорубил.

VI. Задание повышенной трудности.

Не с разными частями речи.

Задание. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи.

1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.

2) На чужбине чувству_шь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.

3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.

4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.

5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить.

VII. Занимательный материал к уроку.

Задание 1. Из набора букв составьте два слова.

н е н е д о л я р г о к о

Задание 2. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему? Подберите однокоренные слова к выделенному слову.

Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.

Ответ. Лебедь у Пушкина женского рода (послала). Это связано с тем, что она – заколдованная царевна. Дозор – обзор, позор, кругозор, подзорная, взор, взирать, зрение и т.п.

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Москва

НЕ И НИ В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЯХ

не- и ни- . Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.

Приставка не- всегда ударная, приставка ни- безударная.

Отрицательные местоимения изменяются по падежам. Местоимения не́кого, не́чего не имеют именительного падежа.

1 . Запишите по образцу ничей - чей, как образованы данные слова.

Составьте 2-3 предложения с любыми из этих слов.

Некого, никакой, никто, нечего, ничто, ничей.

2 . Как вы понимаете смысл стихотворения, которое называется «Ничего»? Как произносится это слово?

Ничего

- Что купили?
- Ничего!
- Что сварили?
- Ничего!
- Что жуёте?
- Ничего?
- Как живёте?
- Ничего!

- Непонятно,
Для чего
Нужно столько
Ничего!
- Если много Ничего,
То не жалко Ничего!

чего́ [во]
ничего́ [во]
никого́ [во]
не́кого [в] о
не́чего [в] о

В отрицательных местоимениях приставка ни- безударная. В ней пишется буква и .

Н ик ого́.

45.

3 . Не или ни ? Спишите. Обозначьте условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в рамке). Укажите падежи отрицательных местоимений.

1. Н..чего тому страши(т, ть)ся, кто н..чего (не)бои(т, ть)ся. 2. Хоть в ш..лк одень (не)ряху, а всё гл..деть не на что. 3. Если за день н..чему (не)научился, зря прожил день. 4. За напрасный труд н..кто спасибо (не)скажет. 4 5. Н..чьими похвалами (не)в..зносись.

(Пословицы.)

Если при сказуемом есть частица не , то отрицательное местоимение с ни усиливает отрицательный смысл предложения.

4 . Вставьте отрицательные местоимения для усиления отрицания. Подчеркните дополнения. Обозначьте их падеж.

Образец:

    Валек - - (не)ответил.

    Маруся - - (не)узн..вала.

    Отец - - ещё (не)знал.

    И ты до сих пор - - ещё (не)ра..болтал, куда ходишь?

(По В. Короленко.)

5 . Спишите, обозначая условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях.

1. Рядился-рядился, а н.. к чему н.. пр..годился. 2. Друг - це(н, нн)ый клад, (не)другу (ни)кто (не)рад. 3. Обид..ть-то каждый мож..т, а пож..леть-то н..кому. 4. Любят того, кто н.. обид..т н..кого.

(Пословицы.)

Рассмотрите примеры. В каком случае в отрицательных местоимениях есть раздельные написания?

И.- ничто
Р.- ничего, ни от чего
Д.- ничему, ни к чему
В.- ничто, ни на что, ни за что
Т.- ничем, ни с чем, ни перед чем
П.- ни о чём, ни на чём

Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.

Н и у к ого. Н е с к ем.

46.

6 . Запишите отрицательные местоимения с предлогами. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в рамке). Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.

Некем (с). Ничто (во). Некого (у). Ничего (для). Никого (от). Ничем (перед).

7 . Выпишите отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны, в две колонки: в первую - слитные написания, во вторую - раздельные написания. В выписанных словосочетаниях обозначьте главное слово.

1. (Н..)чем (н..)чего (не)сдела..шь. 2. Кто оторвался от друзей и товарищей, тому (не) (на)кого рассчитывать в беде. 3. Глуп 3 совсем, кто (н..)знается (н..) (с)кем. 4. Скучен 3 день до вечера, коли делать (н..)чего. 5. (Н..) (в)чём так свободно (не)проявля..тся народный характер, как в песн.. и в пляск.. . 6. Родную мать (н..)кем (не)замен..шь. 7. (Не) (с)кого спрашивать, когда сам виноват.

8 . Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + отрицательное местоимение с предлогом». Обозначьте падеж местоимений. Подберите однокоренные слова к выделенному слову и запишите их по образцу (см. упр. 112).

(Не) разоч..ровался - -. (Не)прик..сался - -. (Не)разб..рается - -. (Не)ра..спрашивает - -. (Не)ра..считывает - -. (Не) уча(?)ствуете - -. (Не)пр..выкнет - -.

9 . Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания не и ни.

1. (Ни)кому (не)об..ять (не)об..ятного. 2. Кто пр..вык бранит(?)ся, тому н.. с кем н.. ужит(?)ся. 3. Кто поз(?)но приход..т, тот (ни)чего (не)наход..т.

(Пословицы.)

10 . Слитно или раздельно? Не или ни? Спишите, обозначая орфограмму «Слитное и раздельное написания не и ни в отрицательных местоимениях».

    (Н..)спеши хватать руками (н..)чего, что лежит в тарелке.

    (Н..)толкай (н..)кого, кто сидит с тобой рядом, под локоть.

    (Н..) с кем громко (н..)разговаривай, (н..)старайся (н..)кого перекричать.

Цели урока:

  • знать условия выбора на письме буквы е в приставке не- и буквы и в приставке ни- .
  • уметь использовать опознавательный признак данной орфограммы – наличие не- и ни- и безударной гласной – для правильного выбора орфограммы
  • развивать речьпри составлении связного рассказа на лингвистическую тему.
  • повторитьправописание отрицательных местоимений, знаки препинания при деепричастном обороте,
  • создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умения работать во времени.

Оборудование: ИКТ (компьютер и проектор с презентацией учебного материала), таблица “Не и ни в наречиях”, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Постановка целей. Тема нашего урока “Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий”. Сегодня на уроке мы будем работать над формированием навыка написания букв е и и в приставках не и ни в отрицательных наречиях. <Приложение 3 >

Слайд № 2

2. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Проверка домашней работы.

Уплотнённый опрос.

1. Один ученик выполняет задание на доске.

2. Рассказ ученика на лингвистическую тему “Слитное и раздельное написание не в наречиях”.

3. На компьютере ученик выполняет задание по теме “Слитное и раздельное написание не в наречиях”. <Приложение 1 >

Слайд № 3

Дополнительные вопросы отвечающему:

  1. Что называется наречием?
  2. Назовите смысловые группы наречий?
  3. Обобщение и систематизация знаний и способов действий.

3. Синтаксический разбор предложения.

Я неторопливо брожу по берегу небольшой степной речки, оставляя за собой след на мокрой траве.

Частичный фонетический разбор: назвать последнюю букву и последний звук деепричастия оставляя.

Наречие неторопливо разобрать по составу.

Вопросы ученице: к какой смысловой группе относится наречие?

Назови текстообразующую роль наречий. (Наречие как одно из средств связи предложения)

4. Редактирование текста.

Слайд № 4

Учитель: Замените в тексте повторы наречиями, местоимениями и синонимами, определив, что они соединяют.

Маресьев очутился на вырубке. На вырубке на миг потерял сознание. Вдруг в кустах треснула ветка. Из кустов донесся какой-то шорох, Маресьеву почудилось, что в кустах люди.

Заменяющие слова: здесь, он, оттуда, летчик, там. Учитель: Вспомните условия слитного и раздельного написания не с наречием на -о и -е .

Один ученик отвечает правило.

Слайд № 5

5. Образование наречий с приставкой не-.

Учитель: От данных слов образуйте наречия с не .

Учитель называет слово, записывать нужно только полученное наречие, объясняя написание.

Решительно, совсем хорошо, обдуманно, уверенно, глубоко – мелко.

(Пишу нерешительно слитно, так как это слово можно заменить близким по смыслу выражением без уверенности. Пишу не хорошо раздельно, так как слово вовсе усиливает утверждение)

Учитель: Чем может быть не в наречии? (Частицей, частью корня, приставкой)

Приведите примеры наречий, в которых не является частью корня. (Небрежно, нелепо)

6. Объяснение новой темы.

1. Актуализация знаний: правописание отрицательных местоимений и наречий.

Слайд № 6

Беседа об образовании отрицательных местоимений.

Физкультминутка для глаз.

2. Анализ языковых явлений [Отвопросительных наречий (где, куда, откуда и др.) с помощью приставок не- и ни- образуются отрицательные наречия, например: где - нЕгде и нигдЕ. В этих наречиях приставка не - ударная (нЕоткуда), а ни безударная (нИоткуда)

Слайд № 7

7. Тренировочные задания.

1. Выборочная работа.

Слайд № 7

Выписать в составе словосочетаний сначала местоимения, затем наречия.

1. Нигде не видно жилья. 2. Ничем не измерить простора полей. 3. Никогда не предполагал, что ничего не пойму, ни с чем не соглашусь. 4. Никак не удавалось преодолеть эту вершину

Проверка работы.

Вывод. Что общего в написании ни и не в отрицательных местоимениях и наречиях?

8. Проверочная работа.

9. Работа по группам:

Группа 1. Тест “Наречие”.

Слайды № 9–12

Группа 2. Индивидуальные карточки <Приложение 2 >

Подведение итогово написании букв е и и в отрицательных наречиях.

10. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

11. Выставление и комментирование оценок.

12. Объяснение домашнего задания.

1 группа – упражнение 229, §37.

2 группа – упражнение 231.