Что такое колледж, техникум, училище. Виды профессионального образования в России

Отношение к профессионально-техническим училищам в СССР было неоднозначным. В то время как государство, выражаясь современным языком, всячески пиарило профтехобразование, старшеклассники не слишком стремились пополнять ряды «пэтэушников». Да и взрослые чаще пугали своих строптивых чад, нежели поощряли их желание овладеть рабочей специальностью: «Будешь плохо учиться в школе – пойдешь в ПТУ!» Каким же были советские ПТУ, и почему со временем учиться там стало непрестижным?

Немного истории

Спустя два года после того как в 1919 году декретом Совнаркома РСФСР было положено начало распространению профессионально-технических знаний, в стране появились первые ФЗУ – школы фабрично-заводского ученичества. В таком виде они просуществовали до 1940 года, когда после создания системы государственных трудовых резервов школы ФЗУ были переданы в новое ведомство и реорганизованы в ремесленные училища и школы ФЗО – фабрично-заводского обучения.

После преобразования в 1959 году Главного управления трудовых резервов в Госкомитет Совмина СССР по профтехобразованию ФЗО и ремесленные училища подверглись реформированию. Вместо них появились профессионально-технические училища – ПТУ, которые делились на три основных типа:


- городские и сельские ПТУ для получения рабочей специальности со сроком обучения 1-2 года;

СПТУ – средние профтехучилища, куда принимали молодежь с 8-летним образованием. Срок обучения в них составлял 3-4 года. За это время учащиеся получали общее 10-летнее образование и овладевали рабочей профессией;

ТУ – технические училища, где в течение от 1 до 1,5 лет обучали рабочим специальностям молодежь, окончившую полную среднюю школу.

В таком виде советские ПТУ просуществовали вплоть до развала СССР. Выпускникам выдавался аттестат о среднем образовании и присваивалась соответствующая квалификация.


Кто и почему шел учиться в ПТУ?


Если в довоенные и первые послевоенные годы учеба в профессионально-технических училищах была если не престижной, то хотя бы почетной (этому в немалой степени способствовала пропаганда: стране были нужны крепкие и умелые рабочие руки), то к 70-м годам ПТУ постепенно превратились в ту самую страшилку для нерадивых школьников, о которой мы говорили в начале статьи. Считалось, что в ПТУ шли те, кто был неспособен учиться в техникуме или в вузе: лентяи, двоечники и попросту недоумки. Не зря в то время аббревиатура «ПТУ» расшифровывалась некоторыми острословами как «помоги тупому устроиться».

С одной стороны, обидно. Но кое в чем все же верно. Для поступления в техникум, институт или университет требовались серьезные знания в объеме средней школы. Это сейчас диплом о высшем образовании можно купить в любом переходе, а в советское время подавляющее большинство молодежи получали дипломы исключительно благодаря собственным знаниям и стараниям. Тогда как в ПТУ поступали без экзаменов – проще говоря, перекладывали документы из одного учебного заведения в другое, и все. Это была одна из главных причин, по которой у двоечников в СССР была одна дорога: в ПТУ. Одна из главных, но не единственная.


С появлением дефицита в тех же 70-х годах понятие о престижной работе у большинства молодых людей сместилось от рабочих профессий в сторону тех, которые открывали доступ к дефицитным товарам. На этом фоне более способные выпускники средних школ стали чаще подавать документы в торговые и кулинарные техникумы и вузы, а их нерадивые одноклассники – в училища аналогичного профиля. Причем желающих обучиться профессии продавца, повара или кондитера было столько, что одно время в профильных училищах была введена система вступительных экзаменов. И все же поступить туда было гораздо проще, чем в техникум или институт. Да и учиться в ПТУ было легче.

К концу 70-х профтехучилища советская молодежь уже всерьез не воспринимала. Часто ими просто пользовались как промежуточным звеном для достижения более серьезных целей. Так, некоторые молодые люди использовали профтехучилища как трамплин для дальнейшего получения высшего образования, так как при поступлении в вузы для выпускников профильных ПТУ существовали льготы. Другие, кое-как окончив 8 классов, тянули время до армии, а заодно и получали профессию, которая может пригодиться в армейской службе. Третьих туда практически принудительно определяли органы правопорядка, дабы плохое поведение не привело юношу или девушку на скамью подсудимых.

В середине 80-х система советского профессионально-технического образования начала деградировать и полностью «залегла на дно» к моменту развала СССР в 1991 году. Для этого были объективные причины: спад промышленности и производства спровоцировал невостребованность в рабочих кадрах. В результате число ПТУ сократилось в разы, а в оставшихся уже не обновлялись фонды. Ушли из профтехучилищ опытные преподаватели. А в 91-м система ПТУ рухнула вместе со страной. Поднимется ли когда-нибудь престиж рабочих профессий? Возможно. Но только при условии, если сдвинется вектор общественного сознания с бездумного потребления к позитивному созиданию. А на это нужно время.

Минобрнауки, которое своим реформаторством уже вконец извело школы и вузы, никак не доберется до профтехобразования, хотя именно в этой сфере наблюдаются самые большие проблемы. Учиться рабочим специальностям мало кто хочет - не очень престижно. Но как выходить из ситуации? Ведь высококвалифицированные рабочие - это основа промышленности, двигатели экономики.

Однако буквально в последние дни положение начало резко меняться. То ли, пардон, кто-то в одно место кого-то клюнул, то ли кризис и необходимость импортозамещения поставили перед фактом: в этой сфере надо что-то делать, причем срочно!

Окунемся для начала в историю вопроса. Вообще со времен СССР считалось, что профессиональное или профессионально-техническое училище или (ПУ или ПТУ) - это учебное заведение, где вместе с началами рабочей профессии "автоматом" дают и среднее образование. В России (да и в других странах бывшего СССР) здесь готовят квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного образовательного уровня.

Также к категории средних специальных учебных заведений относились техникумы, или, как сегодня говорят, колледжи. Своеобразными предшественниками ПТУ являлись фабрично-заводские и ремесленные училища, существовавшие еще аж со времен Российской империи. Считались эти учебные заведения не очень-то престижными. Помню со времен юности, как в свое время острословы расшифровывали аббревиатуру ПТУ - "помоги тупому устроиться"…

Обидно, конечно, но все-таки в чем-то верно. Туда нередко шли те молодые люди, которым не давалась учеба в старших классах, или те, которые просто не поступили в институт. Ну, или те, над которыми завис топор правосудия…

Еще пять процентов поступали учиться, "куда повыше" - выпускники профтеха при условии хорошей учебы имели льготы при поступлении в профильные вузы. 20 процентов шли из ПТУ прямиком в армию. Интересно, что в современной России перечень профессий, по которым готовят в системе профтеха, значительно расширился, хотя само количество ПТУ в России катастрофически упало - их осталось едва 20 процентов от "советского" количества.

По признанию экспертов, это самое слабое звено в системе образования, нуждающееся в реформировании. Советские ПТУ практически прекратили свое существование, а взамен, по сути, ничего равнозначного так и не было создано…

Собственно, деградация отечественной системы профессионально-технического образования началась в 80-х, уже при Горбачеве, по мере углубления застоя в промышленности. А в начале 90-х годов система окончательно "залегла на дно" вместе с российской промышленностью: число училищ и техникумов сократилось в несколько раз, а из оставшихся ушли наиболее квалифицированные преподаватели, основные фонды износились до предела. И самое главное, профобразование потеряло всякую связь с потребностями рынка труда.

В это время на предприятиях шел закономерный процесс старения кадров. Их обновления не происходило. И сейчас профессиональное образование во всех его компонентах - начальное, среднее, высшее, система повышения квалификации - стало фактором, сдерживающим развитие экономики в целом и отдельных ее отраслей.

    - (ПТУ) в РФ основное звено системы профессионально технического образования. ПТУ ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения составляет 1 3 года в зависимости от… …

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (ПТУ) - в РФ основное звено системы профессионально технического образования. ПТУ ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения составляет 1 3 года в зависимости от уровня… … Юридическая энциклопедия

    - (см. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    I Профессионально техническое образование форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально технических учебных заведениях; совокупность… … Большая советская энциклопедия

    Начальное профессиональное образование (НПО) начальный уровень профессионального образования. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное… … Википедия

    Московский государственный технический университет МАМИ (МГТУ «МАМИ») Девиз «Salus patriae suprema lex» («Благо отечества высший закон» лат.) Год основания … Википедия

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕС КИЙ, ая, ое. Относящийся к техническим профессиям. Профессионально техническое образование. Профессионально техническое училище (училище, дающее техническое образование, ПТУ). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЙ, ая, ое. Относящийся к техническим профессиям. Профессионально техническое образование. Профессионально техническое училище (училище, дающее техническое образование, ПТУ). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Романовы , Сидоров А.Н.. Александр Николаевич Сидоров родился 28 июля 1961 года в Тюмени. В 1976 году закончил 8 классов. В этом же году поступил в профессионально-техническое училище № 4 при судостроительном заводе
  • Романовы , Сидоров Александр Николаевич. Александр Николаевич Сидоров родился 28 июля 1961 года в Тюмени. В 1976 году закончил 8 классов. В этом же году поступил в профессионально-техническое училище 4 при судостроительном заводе по…

Спрос на обучение в среднеспециальных учебных заведениях действительно растет, подтверждают руководители техникумов и колледжей. Так, в московский промышленно-экономический колледж в этом году поступило на 20% человек больше, чем в предыдущем. В коммерческо-банковском колледже №6 «МН» рассказали, что в 2010 году с трудом удавалось набрать учащихся на бюджетные места. Однако уже в 2012 году был очень большой конкурс — 3,5-4 человека на место. Проректор по молодежной политике МФЮА Лилия Поддубная также подтвердила, что в колледж при академии в этом году пришло значительно больше учащихся, чем в предыдущем: «Студентов привлекает и уровень учебы (например, у нас бесплатно можно выучить китайский), и внеучебная активность». Но главное, отмечают руководители колледжей, растет число тех, кто после окончания ПТУ поступают в высшие учебные заведения.

«МН» встретились с учащимися ПТУ и спросили, в чем плюсы средне-специального образования.

Полина Губарева, 16 лет, специальность «Реклама», технологический колледж № 14

— Я всегда мечтала занимать рекламой и креативом. В девятом классе поняла, что глупо тратить два года на изучение школьной программы в последних классах. В колледж пошла после разговора с подругой, которая сама недавно его окончила и очень рекламировала. Я не считаю, что колледж по статусу ниже, чем школа. Просто сюда идут те, кто уже определился с профессией. Ну, может, не все здесь такие, но большинство.

Поступать было не сложно, хотя конкурс приличный — пять человек на место. Я много занималась, ходила на подготовительные курсы. Пока что я не заметила серьезных отличий колледжа от школы, учусь всего пару дней. У нас даже настоящих пар еще не было, только вводные занятия.

Думаю, что после колледжа мне легче будет поступить в институт. Возможно, это будет факультет арт-дизайна в РГГУ. Еще один плюс — сразу после колледжа я смогу устроиться на работу по специальности. Буду практиковаться и получу финансовую независимость от родителей.

Илья Травников, 16 лет, специальность «Автомеханика», технологический колледж № 2

Большую часть свободного времени я провожу в гараже, ковыряюсь в машине. Папа отдал мне свою старую «двенашку» (ВАЗ 2112). Мы с ним поставили на нее новые обвесы, расточили движок, сейчас меняем салон. Получается красиво.

Когда папа узнал, что я пойду в колледж, очень обрадовался. И друзья, которые остались в школе тоже не отговаривали. Это мое дело.

После колледжа я очень хочу поступить в МАДИ на автоконструктора. Параллельно буду работать в мастерской у папиных друзей. Нужно копить деньги на свой автосервис. Когда-нибудь я хочу стать владельцем крупной сети. Но для этого надо еще, наверное, на экономиста выучиться.

В колледже лучше. Тут другие учителя, другие порядки. Всегда можно уйти с пар, сходить в магазин, если надо, или покурить. Тут сам за себя отвечаешь.

Андрей Астафуров, 16 лет, специальность «Логистика», технологический колледж № 14

— У меня был серьезный разговор с родителями. Я рассказал им, что хочу пойти в колледж после девятого класса, объяснил, что это моя жизнь и мне выбирать, какой она будет. Они не спорили. Только спросили, не хочу ли я пойти на телеоператора. Но я твердо решил стать логистом. Одноклассники, узнав, что я ухожу из школы, отреагировали нормально, но через пару месяцев я потерял общение с некоторыми из них. Не знаю, почему это произошло. Вроде всего два месяца не виделись, но они как-то от меня отстранились. Но я не расстраиваюсь, здесь тоже много хороших ребят. Мне нравится в колледже. Я когда только зашел сюда сразу понял, что буду учиться именно здесь.

Среди школьников, да и среди взрослых есть стереотип, что в колледж идут одни неудачники. Это не так. Вот, скажем, я хочу стать логистом. На первом курсе в институте я уже буду гораздо лучше разбираться в профессии, чем мои сверстники из школы. Последние два года в школе натаскивают на ЕГЭ, а не учат. Зачем тратить на это время.

После колледжа я постараюсь поступить в академию Плеханова на эту же специальность. Мне очень хочется получить высшее образование и очень не хочется идти в армию. Но главное это, конечно, образование. Вообще-то, изначально я хотел стать актером кино. Мне нравится Джейсон Стэтхэм. Слышали? Он снимался в «Неудержимых» и в «Адреналине». Но в театральные вузы берут только после 11 класса, я узнавал.

В идеале мне хотелось бы стать предпринимателем. Продавать товары, одежду или продукты. Я не стремлюсь к карьерному росту, мне просто хочется зарабатывать на хорошую жизнь.

Татьяна Свердовская, 15 лет, специальность «Документоведение», технологический колледж № 2

— Я плохо училась в школе, многое не получалось. В колледж я пошла за вторым шансом. Здесь люди чуть добрее, сознательнее, можно заново себя поставить. В школе мне не давали раскрыться — страхи и комплексы… Я, например, страшно боялась выйти к доске, потому что все смеются. Даже не знаю, что со мной было бы, если бы я осталась там. Когда ушла, почувствовала, что гора с плеч свалилась.

В школе нам всегда говорили: мы, что могли, объяснили на уроке, дальше нанимайте репетиторов. Было ощущение, что учителям на нас наплевать. Здесь по-другому. Всегда можно задать вопрос или остаться после урока, чтобы все «разжевали».

Мне хочется стать делопроизводителем в крупной компании, вести бумаги и архив, работать в каком-нибудь красивом офисе в центре Москвы. Сразу после колледжа я попытаюсь поступить в институт. В какой, еще не решила. А еще на днях я записалась в театральный кружок, тоже при колледже. Может быть когда-нибудь стану актрисой. Но, это так, мечты.

Алексей Минаев, 17 лет, специальность «Логистика», технологический колледж № 2

— Логист — это сейчас очень престижная профессия. Логистам много платят, и на данный момент в этой сфере очень мало хороших специалистов. Они работают на складах, в перевозках и, как правило, занимают руководящие должности.

Многие мои одноклассники, как и я, ушли из школы в девятом. Многие так сделали, потому что не хотели сдавать ЕГЭ. Кому-то просто надоело и захотелось попробовать чего-то нового. Я пошел в колледж, потому что здесь все по-взрослому. Здесь я не школьник, я — студент. Ко мне совершенно по-другому относятся преподаватели. Без снисхождения и непредвзято. Конечно, многие считают студентов колледжа дураками и пэтэушниками. А мне кажется, что любое образование — это образование. И если не задвигать учебу, можно легко потом поступить в институт. Сам я собираюсь в МАДИ на ту же специальность.

Нам сказали, что колледж, в котором мы учимся, второй в Москве своей специализации и что учиться здесь престижно, но я не особенно об этом думаю, просто учусь и учусь.