Картины о гражданской войне героях. Художник А.И.Шелоумов - баталист, кавалерист, участник двух Мировых и Гражданской войн

В Россия: реалии революции и гражданской войны глазами художника Ивана Владимирова (часть 2)

Россия: реалии революции и гражданской войны глазами художника Ивана Владимирова (часть 2)

Подборка картин Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне.
Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1920 годов.
В предыдущей части этой подборки были представлены наиболее известные картины Ивана Владимирова этого периода времени. На этот же раз пришла очередь выставить на всеобщее обозрение те из них, которые в силу разных причин не были широко представлены зрительской публике и во многом являются для нее новыми.
Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкой
В подвалах ЧК (1919)
Сжигание орлов и царских портретов (1917)



Петроград. Переезд выселенной семьи (1917 - 1922)



Русское духовенство на принудительных работах (1919)



Разделка павшей лошади (1919)



Поиски съедобного в помойной яме (1919)



Голод на улицах Петрограда (1918)



Бывшие царские чиновники на принудительных работах (1920)



Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1920)



Реквизиция церковного имущества в Петрограде (1922)


Иван Владимиров считается советским художником. Он имел правительственные награды, среди его работ есть и портрет "вождя". Но главное его наследие - иллюстрации Гражданской войны. Им даны "идеологически верные" названия, в цикл включено нсколько антибелых рисунков (кстати, заметно уступающих остальным - явно не от души их рисовал автор), но всё прочее - это такое обличение большевизма, что даже удивительно, насколько слепы были "товарищи". А обличение состоит в том, что Владимиров - художник-документалист - просто отображал, что видел, и большевики на его рисунках оказались теми, кем они и были - гопниками, измывавшимися над людьми. "Настоящий художник должен быть правдив". В этих рисунках Владимиров был правдив и, благодаря ему, мы имеем исключительную живописную летопись эпохи.


Россия: реалии революции и гражданской войны глазами художника Ивана Владимирова (часть 1)

Подборка картин Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне. Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1918 годов. В этот период он работал в Петроградской милиции, активно участвовал в ее повседневной деятельности и делал свои зарисовки не с чьих-то слов, а с самой что ни на есть живой натуры. Именно благодаря этому картины Владимирова данного периода времени поражают свой правдивостью и показом различных не очень приглядных сторон жизни той эпохи. К сожалению в последствии художник изменил своим принципам и превратился во вполне заурядного баталиста, который разменял свой талант и стал писать в стиле подражательного соцреализма (обслуживать интересы советских вождей). Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкой Погром винного магазина

Взятие Зимнего дворца

Долой орла

Арест генералов

Конвоирование заключенных

С насиженных мест (Крестьяне растаскивают имущество из барских поместий и отправляются в город в поисках лучшей жизни)

Агитатор

Продразверстка (реквизиция)

Допрос в комитете бедноты

Захват белогвардейских шпионов

Восстание крестьян в имении князя Шаховского

Расстрел крестьян белоказаками

Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой

Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году

В подвалах ЧК (1919)



Сжигание орлов и царских портретов (1917)



Петроград. Переезд выселенной семьи (1917 - 1922)



Русское духовенство на принудительных работах (1919)
Разделка павшей лошади (1919)



Поиски съедобного в помойной яме (1919)



Голод на улицах Петрограда (1918)



Бывшие царские чиновники на принудительных работах (1920)



Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922)



Реквизиция церковного имущества в Петрограде (1922)



В поисках сбежавшего кулака (1920)



Развлечения подростков в императорском саду Петрограда (1921)



Так, друзья, сегодня будет интересный пост о том, как на самом деле выглядел . Фотоснимков тех лет сохранилось не так и много, но зато осталось множество рисунков от художников документалистов.

Картины, которые я покажу вам в сегодняшнем посте, произвели на меня в своё время громадное впечатление. Еще удивительнее то, что художник, нарисовавший их, жил в — вполне успешно пережил сталинский террор 1930-х годов и его картины по какой-то причине не были уничтожены. Он много рисовал практически до последних дней жизни и даже в 1930-е продолжал время от времени троллить совок картинам вроде "Мордобой на пляже — культурное достижение по спорту!".

Для начала немного истории. Автор картин, которые размещены ниже — художник Иван Владимиров (1869-1947). Как видно по годам жизни художника — в годы Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны Иван был уже достаточно зрелым человеком и состоявшимся художником, до этого уже получившего некоторую известность.

В начале XX века Владимиров позиционировал себя как художника-документалиста — он работал т.н. "художественным корреспондентом" в русско-японской (1904-905), балканских (1912-13) и Первой мировой войнах. О сюжетах его картин тех лет можно судить по названиям — "Орудие в опасности", "Артеллерийский бой", "Вернулся с войны", "Разведка в ливень", "Допрос пленного", "Усиленная рекогносцировка".

В 1917-1918 году Владимиров работал в Петроградской милиции, где рисовал фотопортреты разыскиваемых преступников со слов потерпевших (аналог художественного "фоторобота"). Во время переворота 1917 года Владимиров сделал множество зарисовок, которые стали потом в сюжеты его картин — на которых хорошо показаны реалии тех дней и истинное лицо большевиков.

Это удивительно, но Ивана Владимирова по какой-то причине не репрессировали в 1930-х — он пережил репрессии и блокаду в Ленинграде, во время которой рисовал плакаты и вёл дневник блокады. Ещё удивительнее то, что многие его работы выставлялись даже во времена СССР в Третьяковской галерее.

А теперь давайте посмотрим на картины.

02. Взятие Зимнего дворца осенью 1917 года. Лица и типажи красноармецев далеки от тех "волевых и целеустремлённых товарищей", которые потом рисовали во всех советских учебниках. Далеки от идеала и их действия — банда красноармейцев ведет себя как обычные пьяные погромщики, стреляя в картины и уничтожая античные статуи. 22 годами позже дети этих красноармейцев будут вести себя также во время "присоединения Западной Беларуси" — с тупой злобой рубя саблями паркет в замке Радзивиллов в Несвиже.

03. А на этой картине изображены большевики на улицах "революционного Петрограда". Как видите, красноармейцы не только ходили строем под бравурные песни про Буденного, но и не гнушались банальными грабежами — на картине запечатлено, как доблестные "красногвардецы Ильича" разгромили винный магазин и напиваются прямо у входа.

04. Внесудебная расправа над "идеологическими противниками-беляками". Обратите внимание на лица красноармецев — это самые настоящие Шариковы. Не вызывает сомнений, что художник на стороне расстреливаемых, и для меня большая загадка — как ему удалось пережить террор 1930-х. Может быть, всё дело в том, что советские власти не видели в картинах никаких противоречий — "а что, всё похоже! Вот это с винтовкой вылитый я, а вот это — мой кореш Коля!".

05. А это — расстрелы в подвалах, которые начались, фактически, сразу после переворота. Лица тоже очень характерные; как позже скажет Иосиф Бродский — "после переворота 1917 года и репрессий в России произошел антропологический сдвиг, от которого она будет оправляться несколько столетий".

06. Реалии 1918 года. На картине вроде бы не происходит ничего особенного, если не знать её название — "Разграбление вагона с помощью от Красного Креста". Скорее всего, вагон грабят те же самые "красноармейцы", которые охранятю железную дорогу — присвоив себе продукты, которые были предназначены для голодающих.

07. Тоже грабеж — на сей раз банковских ячеек, под заумным названием "изъятие награбленного добра". То, что в этих ячейках хранили свои вклады и ценности обычные горожане — никого не интересовало. Имеешь что-то большее, чем драные лапти? Значит враг.

08. Картина под названием "Развлечение подростков в императорском саду".Тут, как говорится, без комментариев — искусство после революции стало "доступно всем". В том числе, и для того, чтобы бросать в него камнями.

09. А вот просто потрясающая картина под названием "Некому защитить" — так сказать, торжество победителей. Два бугая-"красноармейца" подсаживаются к интеллигентной даме в кафе, один из красных бандитов крепко держит её за руку, и можно понять, что ничем хорошим эта встреча не закончится.

10. И ещё одна потрясающая картина из этой же серии, с лицами "победителей" в ложе оперы либо театра. Типажи подмечены просто отлично.

11. Ещё немного "послереволюционных реалий". Голод в Петрограде — люди отрезают куски мяса от трупа павшей лошади, в то время как на заднем плане идут бравурные митинги под красными флагами.

12. И ещё немного о быте тех лет:

13. Картины деревенской жизни тех лет у Ивана Владимирова тоже встречаются. Давайте посмотрим, что изображено на них — может быть, хотя бы в деревне жизнь была получше? Нет, там был всё тот же грабеж. На этой картине показано, как подстрекаемые комиссарами крестьяне разворовывают богатое поместье:

14. А вот те же крестьяне волокут домой награбленные вещи. Так и хочется спросить — "ну что, обогатились? Сильно свою жизнь улучшили?"

15. Впрочем, награбленному "добру" крестьяне радовались недолго — вскоре к ним в дома приехали отряды продразверстки, которые выгребали из амбаров все запасы зерна, обрекая людей на голод.

16. А это — работа в селе так называемого "комбеда", в который набирали всяких сельских алкоголиков — чем более деклассирован был человек и чем более асоциальный образ жизни он вел, тем вероятнее он мог получить место в "комбеде" — считалось, что он "революционный борцун" и вообще молодец, "не работал на царя".

Вчерашние алкоголики и люмпены получили полную власть над судьбами людей, которые советская власть посчитала своими врагами. Хозяйственные крестьяне, работящие зажиточные люди, священники, чиновники — были судимы "комбедами" и часто приговаривались к смерти.

17. Грабеж ценностей из сельской церкви. Большая часть добра, что отняли в церквях и у бывших богатых людей — продавалась на Запад, а средства от этого шли на "советскую индустриализацию". Это и есть реальное лицо , которого так любят восхвалять сталинисты, в 1920-30-е годы он занимался ровно тем же, чем занимался до революции — грабил людей и тратил деньги на свои прожекты.

Вот такие картины. По-моему, очень сильная серия. Мне кажется, если бы с советских публиковали их, а не пафосные картинки с "революционными матросами", то отношение к событиям 1917 года у людей было бы совсем иное.

А что вы думаете по этому поводу?

Первая миро­вая война оста­вила след в куль­туре России, хотя, безусловно, собы­тия рево­лю­ции, Граж­дан­ской войны и после­ду­ю­щей совет­ской исто­рии сделали «Вели­кую войну» факти­че­ски полу­за­бы­той. У нас прак­ти­че­ски нет выда­ю­щихся лите­ра­тур­ных произ­ве­де­ний напо­до­бие «Прощай, оружие!» или «На Запад­ном фронте без пере­мен», в кине­ма­то­графе к тема­тике Первой миро­вой стали активно обра­щаться лишь в пост­со­вет­ское время.

Тем инте­рес­нее посмот­реть, как воспри­ни­ма­лась война в немно­гих, но любо­пыт­ных автор­ских произ­ве­де­ниях. Говоря о живо­писи Первой миро­вой, чаще и лубок, но были и свое­об­раз­ные картины ориги­наль­ных авто­ров, многие из кото­рых сего­дня воспри­ни­ма­ются как шедевры и выстав­ля­ются в глав­ных картин­ных гале­реях. Пред­став­ляем неболь­шую тема­ти­че­скую подборку с неко­то­рыми коммен­та­ри­ями.

Марк Шагал. Раненый солдат (1914)

Один из самых извест­ных пред­ста­ви­те­лей русского и миро­вого аван­гарда Марк Шагал в годы миро­вой войны только начи­нал свой твор­че­ский путь. В 1914 году он напи­сал серию работ, связан­ную с начав­шейся войной, и централь­ной фигу­рой в них, как и в данной картине, был солдат. Изло­ман­ные фигуры пере­дают физи­че­ские и душев­ные стра­да­ния и совсем не похожи на подтя­ну­тых строй­ных краси­вых воинов, идущих на фронт.

Павел Филонов. Германская война (1915)

Полотно Фило­нова пере­даёт ощуще­ние хаоса войны, в кото­ром смеша­лись фраг­менты чело­ве­че­ских тел - рук, ног, лиц. Их единая масса бесси­стемна и словно пребы­вает в какой-то бездне. Настро­е­ние у картины крайне напря­жён­ное и совсем не торже­ствен­ное - должно быть, именно такой разру­ши­тель­ной и безум­ной пред­став­ля­лась худож­нику эта война. Инте­ресно, что уже после напи­са­ния картины, в 1916 году Фило­нов будет моби­ли­зо­ван и отпра­вится на фронт.

Кузьма Петров-Водкин. На линии огня (1916)

Об этой картине мы уже писали в нашей . Возможно, это одна из самых узна­ва­е­мых русских картин о Первой миро­вой войне, хотя изоб­ра­жён­ный пейзаж не имеет отно­ше­ния к какой-то конкрет­ной лока­ции фронта. Холмы очень напо­ми­нают родные для худож­ника хвалын­ские волж­ские просторы, и потому сюжет гибели прапор­щика немного отвле­чён, в нём не стоит искать конкрет­ную битву Первой миро­вой.

Василий Шухаев. Полк на позициях (1917)

Эта картина, скорее всего, явля­ется офици­аль­ным зака­зом, кото­рый худож­ник начал выпол­нять на Рижском фронте в 1916 году, во время зати­шья боевых действий. На ней изоб­ра­жены офицеры 4-го гусар­ского Мари­у­поль­ского полка. Картина не была завер­шена, да и в целом немного стран­ный неоклас­си­че­ский стиль остав­ляет двоя­кое впечат­ле­ние, будто полотно напи­сано не в начале XX века, а пере­шло к нам с эпохи Возрож­де­ния.

Пётр Карягин. Ужас войны. Дошли! (1918)

Картина также имеет подза­го­ло­вок: «Атака русской пехоты на герман­ские окопы». В отли­чие от Петрова-Водкина и Шагала, имя Петра Каря­гина редко вспо­ми­на­ется искус­ство­ве­дами. А между тем его картина, пожа­луй, явля­ется одной из самых реали­стич­ных работ, напи­сан­ных прямо во время войны. В этот год Россия подпи­сала Брест­ский мир, сосре­до­то­чив­шись на внут­рен­них конфлик­тах.

Пётр Лихин. Жертвы империалистической войны (1922)

Прак­ти­че­ски неиз­вест­ная картина курского худож­ника Петра Лихина нынче хранится в одном из крае­вед­че­ских музеев Курской обла­сти. Худож­ник рабо­тал над полот­ном несколько лет, и, пусть оно нам неиз­вестно, картина инте­ресна как пример после­во­ен­ной рефлек­сии, когда война стала воспри­ни­маться исклю­чи­тельно как бессмыс­лен­ная «импе­ри­а­ли­сти­че­ская» бойня.

Израиль Лизак. Человек на тумбе (Инвалид империалистической войны) (1925)

Худож­ник Изра­иль Лизак застал войну в детском возрасте, и лишь в начале 1920-х годов начал свою карьеру худож­ника. Его картина пере­даёт не ужасы воен­ного времени, а уже после­во­ен­ное поло­же­ние вете­ра­нов и инва­ли­дов, кото­рые нико­гда не смогут вернуться к преж­ней полно­цен­ной жизни.

Юрий Пименов. Инвалиды войны (1926)

К тому же поко­ле­нию, что и Лизак, принад­ле­жал моло­дой живо­пи­сец Юрий Пиме­нов. Его картину «Инва­лиды войны» можно назвать «русским „Криком“», но влия­ние зару­беж­ного экспрес­си­о­низма на Пиме­нова, в общем, никто не отри­цает. Эта картина была даже не соци­ально-поли­ти­че­ским выска­зы­ва­нием против старой войны, а криком ужаса, насто­я­щим приго­во­ром миро­вому ката­клизму, к кото­рому оказа­лась причастна старая Россия.