Главные герои детство никиты толстой для читательского. Исследовательская работа Формирование характера Никиты (по повести А

Повесть имеет автобио­гра­фический характер и основана на воспоминаниях автора о собственном детстве. Повествование ведётся от третьего лица.

Зимой Никите сделали скамейку для катания с горы, и мальчик с утра хотел убежать к крутым речным берегам, но его поймал учитель Аркадий Иванович, «удивительно расторопный и хитрый» человек. Никите пришлось умыться, позавтракать и заниматься сперва арифметикой, потом - чистописанием.

Во время чистописания Никите повезло - привезли почту. Аркадий Иванович, который ждал письма, отвлёкся, и мальчик улизнул. Подойдя к реке Чагре, Никита увидел своих приятелей - мальчишек с «нашего конца» деревни Сосновки. Чуть дальше виднелись их враги, «кончанские» - ребята с дальнего конца деревни.

Накататься вдосталь Никите не удалось - его быстро настиг Аркадий Иванович и сообщил, что пришло письмо от отца из Самары. Он обещал прислать Никите подарок настолько большой, что для него потребуется отдельная подвода, а на Рождество к ним приедет подруга матушки Анна Аполлосовна Бабкина с детьми. Аркадий Иванович тоже получил письмо от своей невесты - самарской учительницы.

Никита попытался разузнать о подарке у своего приятеля из людской. Мишка Коряшонок ничего не знал, зато сообщил о предстоящей битве между «нашими» и «кончанскими». Никита обещал участвовать.

Ночью Никите приснилось, что кот хочет остановить маятник больших часов, висевших в зале на летней половине дома. Мальчик знал: если маятник остановится, «всё треснет, расколется, зазвенит и, как пыль, исчезнет», но пошевелиться не мог. Вдруг Никита совершил отчаянное усилие воли и взлетел. Он увидел, что на футляре часов стоит бронзовая вазочка, и хотел взять то, что там лежит, но злая старушка с портрета схватила его худыми руками, а злой старичок с соседней картины ударил длинной курительной трубкой по спине.

Никита упал и проснулся - его разбудил Аркадий Иванович и сообщил, что с сегодняшнего дня начинаются рождественские каникулы.

В тот же день состоялся бой между «нашими» и «кончанскими». Под напором «кончанских» «наши» дрогнули и побежали. Никите стало обидно, и он изо всех сил ударил главаря «кончанских» Стёпку Карнаушкина, у которого, как утверждал Мишка, был заговорённый кулак.

Это переломило ход боя - «наши» кинулись на «кончанских» и гнали их пять дворов. Стёпка так зауважал Никиту, что предложил ему «дружиться», и бывшие неприятели обменялись ценными подарками.

Вечером было скучно. На чердаке выл ветер. Никита представлял, как Ветер, «мохнатый, весь в пыли и паутине, сидит смирно» и воет от скуки. Тоску прервал приезд Анны Аполлосовны с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и необычайно хорошенькой девятилетней дочкой Лилей.

Никита был очарован красотой Лили. Когда утром на гуляющих во дворе мальчиков напал бык Буян, Виктор упал от страха на землю, а Никита остановил свирепое животное. За этим подвигом в окно наблюдала Лиля, что очень обрадовало мальчика.

Через день в усадьбу пришёл обоз, в котором был обещанный Никите подарок - двухвёсельная лодка. Несколько вечеров перед Рождеством дети клеили из цветной бумаги украшения для ёлки. Потом в гостиной поставили огромное, до потолка, дерево и украсили его звёздами, пряниками, яблоками и свечами.

Вечером Никиту, Виктора, Лилю и детей из Сосновки впустили в гостиную к ёлке.

Дети разобрали подарки, и праздник начался. Никитина мама Александра Леонтьевна играла на рояле, а Аркадий Иванович водил с детьми хороводы вокруг ёлки. Во время этой суеты Никита ухитрился остаться с Лилей наедине и поцеловать её. После чая Никита пошёл провожать довольных и уставших гостей. На душе у него было легко и счастливо.

Никита предпочитал сидеть дома с Лилей, Виктор же сдружился с Мишкой Коряшонком. Они построили на канаве за прудом снежную крепость и вызвали «кончанских» на бой. Стены из снега не помогли: «кончанские» пошли на приступ, и вскоре «защитники крепости побежали через камыши по льду пруда».

Никита не понимал, почему ему скучно играть с мальчишками. Глядя на Лилю, он чувствовал счастье, «будто где-то внутри у него вертится, играет нежно и весело музыкальный ящичек».

Мальчик рассказал Лиле свой сон, и девочка захотела узнать, есть ли на самом деле на часах бронзовая вазочка, и что в ней лежит. На часах красного дерева в дедушкином кабинете действительно стояла вазочка, в которой Никита нашёл «тоненькое колечко с синеньким камешком». Мальчик немедленно надел это колечко на пальчик Лили.

Гости собрались уезжать. Лиля обещала писать, а Никите казалось, «что всему на свете конец», и он больше никогда не увидит тень от огромного Лилиного банта на стене комнаты.

После отъезда Бабкиных каникулы у Никиты кончились. Аркадий Иванович ввёл новый предмет - алгебру, которая оказалась скучнее и суше арифметики. Отец мальчика, Василий Никитьевич, ожидавший в Самаре получения наследства, написал, что дело задерживается, ему придётся «поехать в Москву хлопотать» и дома он будет только к великому посту.

Письмо расстроило Александру Леонтьевну. Василий Никитьевич давно не был дома, и она боялась, что Никита окончательно забудет отца. Никита же знал, что всегда будет помнить этого весёлого, краснощёкого человека, немного беспечного и легкомыс­ленного. Увлекаясь, Василий Никитьевич мог потратить последние деньги на совершенно ненужную вещь, чем иногда доводил жену до слёз.

Ударили сильные морозы. Никиту редко выпускали во двор. Мальчик ходил скучный и вспоминал о Лиле. Заметив это, Александра Леонтьевна решила, что сын болен. Никите отменили занятия по алгебре, стали давать касторку и пораньше отправлять спать. Повеселел Никита через три недели, когда с юга подул сильный сырой ветер.

Вслед за ветром к старым гнёздам прилетели грачи, и началась весна. Никита ходил сонный, одурелый от ветра и крика грачей, его мучили зловещие предчувствия. Однажды, забравшись в плугарскую будку, Никита начал просить Бога, чтобы всё было хорошо, а ему снова стало легко. Молитва помогла: матушка взглянула на него не строго, как в последние дни, а нежно и ласково, как раньше.

Ночью прошёл сильный ливень, а на следующее утро начался весенний паводок. Днём Никиту напугало известие, что Василий Никитьевич тонет в заполненном талыми водами овраге.

Вечером счастливо спасённый Василий Никитьевичь пил дома чай и рассказывал, как добирался до дома на только что купленном породистом жеребце, не смог перебраться через заполненный водой овраг и действительно чуть не утонул, да мужики вовремя подоспели - вытащили и его, и коня. Александра Леонтьевна была так счастлива, что даже не стала сердиться на мужа за совершенно ненужную покупку.

Три дня у Василия Никитьевича был жар, но долго болеть было некогда - надо было готовиться к севу. Александра Леонтьевна затеяла в доме большую весеннюю уборку. Затем в усадьбе красили яйца и пекли куличи. За неделю родители Никиты так устали, что не поехали стоять великую заутреню, да и Аркадий Иванович, не получивший письма от невесты, пребывал в мрачном настроении.

Никиту отпустили к заутрене в Колокольцево одного, велев остановиться у старинного отцовского приятеля Петра Петровича Девятова. Никита быстро раззнакомился с шестью сыновьями и дочерью Петра Петровича. Братья наперебой жаловались Никите на сестру Анну - страшную ябеду.

После заутрени и пасхального угощения Анна ходила за Никитой по пятам. Мальчику было неудобно и стыдно, да и братья Девятовы начали над ним посмеиваться. Наконец, Никита понял: Анна чувствовала к нему то же самое, что и он к Лиле, но всё равно отверг дружбу девочки.

Пришла весна, между деревьями забегали чёрные дрозды, а в лесу закуковала кукушка. Однажды Василий Никитьевич спросил сына, какая лошадь из табуна ему более по душе. Никита указал на кроткого, тёмно-рыжего мерина Клопика и подумал, что этот разговор был неспроста.

В день рождения Никиты, одиннадцатого мая, на воду пруда была спущена новая лодка. Потом Василий Никитьевич провозгласил Никиту «лягушиным адмиралом» и поднял на флагштоке адмиральский штандарт с изображением стоящей на задних лапах лягушки.

Однажды Никита нашёл желторотого скворчонка, выпавшего из гнезда, и забрал его в дом. Мальчик назвал птенца Желтухиным, смастерил ему домик, кормил его червяками и защищал от домашнего кота. Сначала Желтухин боялся Никиту и думал, что тот его непременно съест, потом привык, научился летать и стал членом семьи наравне с котом Василием Васильичем и ежом Ахилкой.

Желтухин прожил у Никиты до осени и научился говорить по-русски. Весь день скворец летал по саду, а вечером возвращался в свой домик на подоконнике. Осенью Желтухина сманили в стаю перелётные скворцы.

Настали свободные дни между весенними полевыми работами и покосом. Мишку Коряшонка поставили пасти лошадей, и Никита уходил к нему на целый день - учился ездить верхом. Александра Леонтьевна боялась, что сын переломает себе руки и ноги, но Василий Никитьевич не хотел, чтобы из сына вырос «какой-нибудь несчастный Слюнтяй Макароныч» и подарил ему Клопика. Никита научился ухаживать за лошадью и с этого дня ездил только верхом.

Когда настало время созревать хлебам, в поместье пришла засуха. Родители Никиты ходили с озабоченными лицами.

Аркадий Иванович тоже грустил - его невеста не смогла приехать в Сосновку из-за болезни матери и теперь увидится с женихом только осенью, в Самаре.

После обеда, когда родители Никиты прилегли отдохнуть, в комнату влетел Желтухин. Никита налил ему в блюдце воды, скворец напился, выкупался, а потом сел на барометр и сказал «нежным голосом»: «Бурря». И тут Никита увидел, как стрелка барометра с отметки «очень сухо» переместилась к надписи «буря». Вечером началась страшная гроза с проливным дождём. Урожай был спасён.

У Никиты появилась новая обязанность - ездить на Клопике в соседнее село за почтой. Злой пьяница-почмейстер никогда не отдавал газеты и журналы, пока сам их не прочтёт. Шесть раз в год он запивал, и тогда в почтовое отделение лучше было вовсе не входить.

В этот раз Никите снова достались только письма. Одно из них было от Лили. Девочка писала, что помнит Никиту и ещё не потеряла его колечко. На мальчика пахнуло воспоми­наниями о Рождестве и сердце его радостно забилось.

Уже три дня родители Никиты ссорились. Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку, чтобы продать норовистую кобылу, а Александра Леонтьевна не пускала мужа - боялась, что он потратит слишком много денег. Наконец, супруги пришли к соглашению: Василий Никитьевич пообещал жене «не тратить сумасшедших денег на ярмарке», для чего придумал продать там воз яблок.

В итоге яблоки так и остались непроданными, пришлось отдать их в придачу к кобыле. Василий Никитьевич, пряча глаза, сообщил Никите, что совершенно случайно и «страшно недорого» купил партию верблюдов, а завтра пойдёт смотреть тройку серых, в яблоках, лошадей - всё равно дома достанется на орехи.

Наступил август. Василий Никитьевич с сыном целые дни проводил на молотилке и сам подавал снопы в её «пыльные недра». Никите нравилось возвращаться домой на возу, полном свежей, золотистой соломы.

Пришла осень. Василий Никитьевич снова уехал в Самару и через неделю сообщил, что «дело с наследством... не продвинулось ни на шаг». Он не хотел жить вторую зиму врозь, просил Александру Леонтьевну переехать в город и грозился купить «две изумительные китайские вазы».

Александра Леонтьевна не любила город, но известие о покупке никому не нужных ваз побудило её собраться за три дня. Аркадий Иванович, напротив, был рад и предвкушал встречу с невестой.

В белом одноэтажном доме Александру Леонтьевну ожидали две китайские вазы и Анна Аполлосовна, а Никиту - разгневанная Лиля. Она потребовала назад своё письмо, и Никита с ужасом вспомнил, что так и не ответил на него. Мальчик начал оправдываться, и Лиля на первый раз простила его.

Для Никиты кончилось деревенское раздолье и началась городская жизнь в семи необжитых и тесноватых комнатах. Мальчик чувствовал себя пленником - таким же, как Желтухинн в первые дни. Через неделю Никита сдал экзамены и поступил во второй класс гимназии.

Год издания книги: 1922

Книга Алексея Толстого «Детство Никиты» впервые увидела свет в 1922 году и была посвящена сыну писателя. Произведение было достойно оценено как критиками, так и читателями. Это позволило произведению попасть в современную школьную программу, а также способствовало экранизации книги «Детство Никиты». Одноименный фильм был снят в 1992 году.

Повести «Детство Никиты» краткое содержание

Никита проснулся и вспомнил, что вчера один знакомый мужик по имени Пахом смастерил для него Специальную скамейку, на которой он может скатиться с горки. Мальчик очень обрадовался и уже было хотел побежать на улицу, как тут его перехватил учитель Аркадий Иванович. Поэтому Никите пришлось отправиться на завтрак, а после заняться уроками. Долго он сидел за математикой и чистописанием, как тут объявили, что Аркадию Ивановичу пришла почта. Мужчина вышел из комнаты, а Никита тут же прошмыгнул за ним и побежал к своим друзьям.

Главный герой произведения Толстого «Детство Никиты» мгновенно оказался во дворе, где его уже встретили товарищи с его конца деревни, а недалеко играли их враги – «кончанские» ребята, которые жили на краю села. Никита тут же принялся взбираться на горку, чтобы съехать с нее, как тут увидел, что за ним уже бежит учитель. Аркадий Иванович сказал ученику, что одно из писем, которые пришли утром, было от его отца. В нем говорилось о том, что тот готовит для Никиты огромный подарок. А также то, что на праздники к ним в гости приедет подруга мамы со своими детьми. Второе же письмо, полученное учителем, было от его невесты.

Когда Никита лег спать, ему приснился очень странный сон. Ему казалось, что кто-то хочет остановить настенные часы. Желая препятствовать этому, мальчик оттолкнулся и взлетел. На одной из верхних полок он увидел красивую вазу, заглянув в которую, хотел взять себе ее содержимое. Однако старая женщина с картины не дала ему это сделать. Тут сон мальчика оборвался. Открыв глаза, Никита увидел, что подле него стоит Аркадий Иванович.

Далее в повести Толстого «Детство Никиты» читать можем, что на следующий день после этого сна мальчика выпустили погулять, поскольку начались рождественские каникулы. На улице между товарищами Никиты и «кончанскими» ребятами начался бой. Вторые начали выигрывать, как тут главный герой накинулся на главаря противников по имени Степа. Тогда и другие мальчишки подключились. Они гнали «кончанских» еще несколько дворов. Степу поразила смелость Никиты, и ребята подружились.

Вечером приехали гости – Анна Аполлосовна со своими детьми – учащимся второго класса гимназии Виктором и девочкой девяти лет отроду по имени Лиля. Как в Никите очень понравилась девочка. Даже когда они гуляли во дворе, он замечал, что девочка наблюдает за ним из окна, и это придавало ему смелости. Так повесть «Детство Никиты» рассказывает, как однажды на глазах у Лили он даже сумел остановить свирепого быка. Чуть позже мальчик получил подарок от своего отца – большую лодку с двумя веслами. На протяжении нескольких дней вся семья усиленно готовилась к Рождеству – наряжали елку, готовили разные блюда. Праздник прошел очень душевно – дети водили хоровод под аккомпанемент мамы Никиты, Александры Леонтьевны. Все получили свои подарки и сели за большой стол. После ужина Никите удалось даже поцеловать Лилю.

На протяжении всего времени, пока Анна Аполлосовна гостила здесь со своими детьми, Никита проводил время с Лилей. Ему даже неинтересно было, чем там занимаются другие мальчишки. Виктору же наоборот, больше понравилось гулять с ребятами во дворе. Они строили баррикады и проводили разные бои. Но Никите почему-то было с ними неинтересно. Все свое внимание он сосредоточил на девочке. И вот однажды главный герой повести Толстого «Детство Никиты» рассказал Лиле о своем странном сне. Она поинтересовалась, есть ли у них дома такая ваза, которая приснилась мальчику. Подумав, Никита вспомнил, что что-то подобное находится в кабинете дедушки. Войдя в комнату, дети увидели, что в вазочке лежит кольцо с небольшим камушком. Никита тут же надел его Лиле на палец.

Когда гости уехали, Никита очень скучал по Лиле. Грусти ему добавляло еще и то, что каникулы закончились, а потому снова нужно садиться за уроки. Как в особенно не нравилась мальчику алгебра, но делать нечего – приходилось сидеть за учебниками. Отец Никиты Василий Никитьевич написал, что задержится и приедет домой только к Великому посту. Дело в том, что уже несколько месяцев он пытается получить наследство в Самаре, но дело продвигается ужасно медленно, и мужчине необходимо срочно отбыть в Москву. Александра Леонтьевна переживала по этому поводу. Ей казалось, что из-за того, что ее мужа так долго нет дома, Никита забудет отца. Но это не так – мальчик прекрасно помнил своего веселого и улыбчивого папу и ждал его.

Никита часто вспоминал Лилю. Он ходил грустный настолько, что Александра Леонтьевна подумала, что ее сын болен. Она отменила занятия и стала отпаивать его лекарствами. Как только на улице потеплело и прилетели грачи, Никите стало гораздо лучше.

Позже в повести «Детство Никиты» краткое содержание рассказывает, как однажды он услышал новость о том, что его отец тонет подо льдом. Мальчик очень испугался, однако все закончилось хорошо – уже к вечеру Василий Никитьевич был дома. Но происшествие не прошло бесследно – на протяжении нескольких дней мужчину мучал жар. Но болеть долго не было времени – дома кипела работа, все готовились к Пасхе. Родители главного героя так устали во время уборки и приготовления праздничных блюд, что не смогли поехать на службу. Аркадий Иванович также не горел желанием отправляться на заутреню, поскольку был расстроен отсутствием письма от невесты.

Поэтому на службу в соседнее село Никита отправился один. Там ему разрешили остановиться у товарища его отца Петра Девятова. Добравшись до места назначения, мальчик быстро подружился с шестью сыновьями Петра Петровича. Чуть позже он встретил его дочь Анну. Братья девочки жаловались на нее Никите и называли сестру ябедой. После службы Анна ни на шаг не отходила от Никиты. Он понял, что она испытывает к нему то же, что он чувствовал к Лиле. Но ответить взаимностью мальчик не мог.

И вот в произведении «Детство Никиты» наступил май. Месяц, когда Никита отмечал свой день рождения. По этому поводу Василий Никитьевич спустил на воду подаренную на Рождество лодку. Вместе они повесили на нее флаг, после чего отец объявил Никиту адмиралом. Настала теплая погода, и мальчику часто разрешали гулять целый день. В одну из таких прогулок он подобрал маленького скворца, которого позже назвал Желтухиным. Он забрал его к себе в дом и стал дрессировать. Занятия принесли свои плоды – спустя какое-то время птенчик узнавал Никиту, постоянно ночевал в своем домике и даже научился немного говорить. Так до осени Желтухин прожил в доме у мальчика. Но с наступлением холодов улетел в теплые края вместе с другими скворцами.

Пока осень еще не настала, Никита наслаждался свободным временем. Тем более, что родители приняли решение научить его кататься верхом. Сначала, Александра Леонтьевна, конечно, переживала за сына. Но Василий Никитьевич уговорил жену. Чуть позже отец подарил Никите собственную лошадь, которую назвали Клопик. Лето выдалось знойным настолько, что урожай хлеба был под угрозой. Это очень беспокоило родителей мальчика. Да еще и учитель ходил грустным из-за того, что его невеста не сможет приехать, и увидеться они смогут аж в Самаре. Как-то раз в дом залетел Желтухин и закричал: «Буря!». И правда, через несколько часов деревню накрыло густыми тучами и пошел дождь.

Но в произведении «Детство Никиты» автор рассказывает, что с появлением Клопика на Никиту легла и новая работа – он должен был ездить в соседнюю деревню, чтобы забрать свежую почту. Однажды он увидел, что ему пришло письмо от Лили. В нем девочка писала, что до сих пор помнит Никиту и хранит его подарок – колечко с синим камнем. Мальчику стало так тепло на душе. Он вспомнил рождественские каникулы и не смог сдержать улыбку.

Приехав домой, Никита увидел, что родители ссорятся. Дело в том, что Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку и продать там одну из кобыл. Но его жена была против такой задумки – она боялась, что мужчина потратит там слишком много денег и купит что-нибудь ненужное. Отец Никиты часто вел себя именно так. Они пришли к компромиссу, и Василий Никитьевич отправился в путь. После ярмарки он сообщил сыну, что все-таки совершил необдуманную покупку – приобрел несколько верблюдов.

С наступлением осени Василий Никитьевич снова отправился в Самару. Оттуда он написал своей жене, что дело с наследством так и не решилось. Поэтому ему снова придется провести зиму в городе. Но сейчас он уже не хотел жить отдельно от своей семьи. Мужчина предложил Александре Леонтьевне переехать в город и пообещал купить ей две вазы. Женщина нехотя согласилась. Аркадий Иванович тоже обрадовался такой новости – ведь в Самаре ему предстояла встреча с невестой.

В городе семью встретила подруга Александры Леонтьевны со своими детьми. Никита заметил, что Лиля по непонятным причинам сердится на него. Девочка сказала, что обиделась, поскольку не получила ответ на свое письмо. Никите было ужасно стыдно за то, что он забыл написать. Он попросил прощения, и Лиля простила его. С тех пор, как рассказывается в повести «Детство Никиты», герои начали новую жизнь. Мальчик не привык к жизни в городе и поначалу ему казалось, что он находиться в клетке. Но уже через неделю он смог хорошо сдать экзамены, и его приняли в гимназию.

Повесть «Детство Никиты» на сайте Топ книг

Повесть Толстого «Детство Никиты» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Это позволило книге занять высокое место среди . И хотя интерес к повести носит сезонный характер мы наверняка еще не раз увидим ее среди

«Детство Никиты» - повесть А. Н. Толстого, опубликованная в 1922 году. Повесть навеяна воспоминаниями писателя о далеком детстве. Главного героя он назвал в честь своего сына Никитой. Сыну же и посвящена эта повесть.

Сюжет повести

Можно отметить, что сюжета как такового в повести нет. Произведение автобиографичное, писатель вспоминает годы своего детства и делится этими воспоминаниями с читателями. Реальное название толстовской усадьбы, где он жил в детстве тоже Сосновка.

Образы матери и отца Никиты почти в точности повторяют реальных родителей самого А. Толстого. Так же друзья Никиты имеют сходство с реальными детьми, друзьями автора.

Повествование от третьего лица позволяет, немного отстранившись, оценить пору собственного детства. М автор оценивает его как абсолютно счастливое, безмятежное и спокойное время.

Восприимчивый и любознательный ребенок Никита с интересом исследует окружающий мир, не только мир усадьбы, но и деревню, лес, всю окружающую природу.

Он очень любил русскую природу, ее неброскую красоту, замечал любые изменения, смену времен года.

Много времени Никита проводил именно на природе: в лесу или у речки, наблюдая за живым окружающим миром. Но это в некотором роде мешало его учебе: Никите интереснее было гулять и бегать на природе, чем сидеть в комнате и заниматься уроками.

Дружил Никита с детьми из деревни, даже больше, чем с дворянскими. Вникал во все их дела и обычаи, прислушивался к их мнению.

Характеристика Никиты

  1. Никита был дружелюбным, общительным, веселым и счастливым человеком.
  2. Он был живым и любознательным ребенком, очень смышленым и сообразительным, с большим чувством прекрасного.
  3. Тем не менее Никита не был усидчивым учеником, потому что больше любил гулять на воздухе, с друзьями, чем сидеть за уроками.
  4. Однако он был достаточно здравомыслящим, чтобы понять пользу учения и оценить советы своего учителя.

Класс: 4

Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.

Задачи урока:

  • Учить определять учебную задачу;
  • Учить планировать выполнение учебной задачи;
  • Создать благоприятный эмоциональный настрой;
  • Вспомнить содержание рассказа;
  • Дать характеристику героям рассказа;
  • Формировать умение работать с текстом;
  • Проанализировать черты своего характера;
  • Продолжить работу по развитию речи, памяти, критического мышления;
  • Формировать умение работать в группе.

Перечень оборудования к уроку:

  • Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 158 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива);
  • Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 79 с. : ил. - (Перспектива);
  • Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
  • Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
  • Рабочие тетради в клетку по литературному чтению;
  • Полоски фраз из текста для организации работы в группах (по количеству групп).
  • Листочки для написания синквейна.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
  • Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока.
  • Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  • Осуществлять логическое действие обобщение.
  • Доносить свою позицию до других, аргументируя её.

Личностные:

  • Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
  • Оценивать черты своего характера;
  • Определять, какие черты являются главными и определяющими;
  • Мотивировать к учебной деятельности;
  • Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

2. Мотивация к активной учебно-познавательной деятельности (эмоциональный настрой).

Доска. Приложение 1

Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака.
- позвольте, я Вам прочитаю это стихотворение.

О какой стране идёт речь? Почему так решили?
- кто слышал выражение «остров детства»?
- как понимаете его?
- закройте глаза, сядьте поудобней. Я приглашаю Вас в путешествие к «острову детства».
Звучит 1 куплет и припев песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского.
- какие у Вас возникли эмоции?
- почему именно эту песню я предложила Вам послушать?

Читают стихотворение С.Маршака самостоятельно.
- слушают чтение стихотворения учителем.
- высказывают мнения, о какой стране пойдёт речь, объясняя свой выбор.

Объясняют смысл выражения «остров детства».
- прослушивают фонограмму; высказывают, какие эмоции возникли.
- объясняют, почему прозвучала именно эта песня.

3. Сообщение темы и формулировка целей урока.

Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока.

Знакомятся с темой урока.
- формулируют цели урока: анализируя произведение обсудить и сравнить характеры героев произведения А. Толстого «Детство Никиты».

4. Актуализация знаний.

Прочитайте…
- что можете сказать?
- какое может быть задание?
- кто не понял задание?
- кто может объяснить?
В 4-ах разложите полоски в нужном порядке.

Проверка (допущена ошибка) Приложение 3

Проверьте себя. Кто не согласен? Почему?
- зачем мы выполнили это задание?

Читают вслух по одному фразы на доске.
- делают вывод, что это фразы из текста.
- предлагают варианты заданий, останавливаются на том, что надо поставить эти фразы в том порядке, как они встречаются в тексте.
- образуют четвёрки, повторяют правила работы в группе и раскладывают полоски с фразами в нужном порядке.

Сверяют свою работу с образцом на доске.
- замечают на доске ошибку, доказывают своё мнение.
- подводят итог проделанной работе: вспомнить содержание текста и последовательность событий.

5. Проверка домашнего задания

Что надо было сделать дома?
- открываем рабочие тетради, стр. 45, таблица
- как зовут главного героя?
- почему автор выбрал именно это имя, Никита?
- какие черты характера Вы увидели у Никиты?
- похож ли он на Вас? Чем?
- на ваших друзей? Чем?
- кто такой Пахом?
- каким он был человеком?
- каким ценным качеством, по мнению автора, он обладал? Докажите текстом.
- кто такой Аркадий Иванович?
- найдите в тексте описание его внешности. Прочитайте.
- каким он показан в этом произведении?
- как он относится к главному герою?
- что означает выражение «держать ухо востро»?
- почему Никите приходилось «держать ухо востро»?
- какого героя нет в этой таблице?
- какой она показана в этом произведении?
- как Вы это поняли?

Открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу. Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали.
- вспоминают, что произведение автор посвятил сыну Никите.
- называют черты характера Никиты.
- сравнивают себя и своих друзей с Никитой.
- вспоминают, что Пахом - плотник. Называют черты характера Пахома. Опираясь на цитаты из текста, доказывают каким ценным качеством, по мнению автора, обладал Пахом (учебник, стр. 99).
- находят в тексте описание внешности Аркадия Ивановича (учебник, стр.100).
- обсуждают отношение Аркадия Ивановича к главному герою: заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения.
- объясняют значение фразеологизма «держать ухо востро» - остерегаться. Выясняют, почему Никите приходилось так себя вести.
- дают характеристику маме главного героя, объясняют, что позволило сделать такой вывод.

6. Физминутка

7. Организация познавательной деятельности

Работа в рабочей тетради, стр.46-47
- прочитайте опорные слова. Что это такое?
- прочитайте задание на стр.47. кто не понял задание? Кто может объяснить?
- выполните его. Кто сможет - продолжите ряд самостоятельно.
Обсуждение:
- какие черты характера для Вас являются главными? Почему?
- кто считает по-другому? Объясните своё мнение.
Идёт обсуждение.

Открывают рабочие тетради на стр.46-47.
- читают вслух опорные слова, делают вывод о том, что это разнообразные черты характера человека.
- самостоятельно знакомятся с заданием на стр. 47. Осмысливают его и выполняют.
- учащиеся, которые выполнят задание раньше, продолжают самостоятельно перечислять другие, известные им черты характера.
- высказывают своё мнение, какие черты характера для них являются главными и почему.
- высказываются разные мнения, обязательно с доказательством выбора.

8. Домашнее задание

Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число.
- ниже заголовок: сочинение-рассуждение, ниже тема «Какие черты характера я ценю в людях».
- что отличает текст - рассуждение от других типов текста?
Это будет домашнее задание. Откройте дневники. Запишите.

Открывают тонкие тетради по литературе.
- записывают число, тему сочинения
- объясняют, что в тексте - рассуждении сначала высказывается мысль, утверждение, а потом она доказывается, даётся пояснение, почему так.
- открывают дневники и записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

Попробуем написать синквейн. Что это такое? Какие правила написания? Какую предложите тему?
- кто хочет прочитать?

Вспоминают, что синквейн - это пятистишие и правила его написания
- предлагают свои темы, объясняя свой выбор.
- пишут самостоятельно синквейн по теме ХАРАКТЕР, зачитывают по желанию, обсуждают, что лучше удалось.

10. Подведение итогов

Подводя итог урока, закончите фразы:
«Работая над этим произведением, я понял…», «Главный герой Никита…»

Подводят итог урока, заканчивают предложенные фразы.

11. Самооценка.

Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки с синквейном.

Каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю

12. Эмоциональная рефлексия.

Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства? Какие цвета преобладали? Почему?
- кроме обязательного домашнего задания я предлагаю задание по желанию:
1. Изобразить своё детство в цвете.

2. Написать синквейн

Год написания: 1922

Жанр: рассказ

Главные герои: Никита - мальчик-первоклассник, Мишка и Степка - его друзья

Род Толстых подарил нам немало замечательных книг, краткое содержание рассказа «Детство Никиты» для читательского дневника - одна из них.

Сюжет

Никите трудно слушать своего учителя. Он смотрит в окно, и ему кажется, что солнце, зеленые луга, речка и вся природа задорно зовут его играться и развлекаться. Но учитель умный - он разговаривает с родителями мальчика так, что тому приходится слушать его уроки. Никита любит зиму - строить снежные норки, прятаться в них и играть. Еще он много играет в старом деревянном доме с Мишкой и Степкой. У него есть сестренка Лиля, к которой он испытывает невероятную любовь и нежность. С сестренкой они нашли кольцо своей прабабушки и восхитились находкой - ведь они столько слышали о большой любви прабабушки и прадедушки. Играм приходит конец, когда мальчику пора готовиться ко второму классу школы.

Вывод (моё мнение)

Детство - веселая и беззаботная пора. Она играет важную роль в формировании личности, мы вспоминаем детство, будучи взрослыми, и у нас приятно щемит в сердце. Только дети вправе находить развлечения во всем, никогда не скучают и видят это мир иначе.