Главная мысль сказки корзина с еловыми шишками. Урок литературного чтения Паустовский К

Один из известнейших русских авторов — Константин Паустовский. Рассказы его многие помнят еще с детских лет. Они всегда ассоциируются с хрустом первого снега, красочной осенней листвой на деревьях или под ногами, звенящим морозным воздухом и манящей глубиной лесных озер. Легкая светлая грусть наблюдается во всех его произведениях, без нее счастье невозможно, как считал Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» полностью соответствует такому сюжету.

Творческий путь писателя

Свои первые произведения Георгиевич написал еще в школьные годы в гимназии, и они были изданы в 1912 году. Через четыре года, работая в котельной, берется за свой первый роман, который будет писать в течение семи лет, Константин Паустовский. Рассказы его в виде сборника выйдут гораздо раньше - в 1928 году, под названием «Встречные корабли».

Повесть «Кара-Бугаз» (1932) принесла известность писателю. По словам критиков того времени, это произведение сразу выдвинуло его в первые ряды советских писателей. Паустовский - один из тех русских писателей, которые известны не только в России, но и во всем мире. Так, когда первая его книга, изданная на английском («Повесть о жизни»), появилась 40 лет назад в США, известный на то время критик О. Прескотт писал, что это лучшая книга из прочитанных им в этом году.

Писательская зрелость Паустовского пришлась на эпоху жесткого сталинского тоталитаризма (1930-1950-е), — не самое лучшее время для писательской карьеры. Тем не менее, автор ни в одном из своих произведений не написал ни единого хвалебного слова, посвященного Сталину, как и не поступало от него никаких кляузных писем. Писатель смог найти свое место: он обращает взгляд на родной язык и природу страны. Постепенно природа становится постоянным источником для творчества Паустовского. Он описывает множество прекрасных мест из различных частей России: Юга и Причерноморья, средней полосы Окского края, Мещеры… Но видение природы у Паустовского совершенно особое. Именно через красоту природы он пытается показать красоту человеческой души, языка и национальной культуры.

Главной целью жизни Паустовского было написать две большие книги. Одна из них должна была быть посвящена различным неординарным людям, как прославленным, так и малоизвестным, а также незаслуженно забытым - тем, кем восхищался К. Г. Паустовский. Рассказы, посвященные некоторым из них, будут опубликованы. Это, например, живописные А. Грина, А. Чехова, и т. д. Все они отличались особым видением мира, особо ценимым Паустовским. Но, к сожалению, он не успел закончить этот труд.

Другая главная идея, на которую Паустовский потратил около двадцати лет - написание автобиографической повести, состоящей из шести книг: «Далекие годы» (1945), «Беспокойная юность» (1955), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960), «Книга скитаний» (1963). Паустовский умер в Москве в 1968 году и похоронен на кладбище Тарусы, на высоком холме, окруженном деревьями, на берегу небольшой речушки. Это место выбрал сам писатель.

Почему Норвегия?

Как уже упоминалось ранее, в 30-е годы двадцатого века Паустовский Константин Георгиевич обращается к теме природы. Появление известной миниатюры о кленовом листе становится своеобразным прологом к началу этого нового творческого этапа. Центральная идея произведений писателя — мысль о красоте и поэзии человеческой души. Паустовский старается пробудить в своих читателях самые прекрасные и нежные чувства.

Рассказ «Корзина с еловыми шишками» - вымысел. Однако в то же время это правдивая история о человеке, тонко чувствующем природу. Сказка «Корзина с еловыми шишками» - об известном норвежском композиторе Эдварде Григе.

Норвегия — страна удивительной природы: неприступных скал, густых лесов, извилистых морских заливов, омываемая холодным Северным Ледовитым океаном. Жители этой страны гордые и отважные: они привыкли подчинять стихию и управлять ею. Народное искусство этих людей так же своеобразно и прекрасно, как жизнь и природа, окружающая их. Норвегия богата песнями, преданиями, легендами и сказками о викингах и таинственных злобных духах, с которыми человеку приходится вступать в противодействие и которых он обязан побеждать. Богата Норвегия и музыкой. Местные жители верят, что самые красивые напевы были украдены смельчаками у злых духов. Такие напевы способны заставить плясать не только человека, но даже лес и горы. Самобытное искусство этой страны стало известно миру благодаря творчеству наиболее талантливых ее жителей, например, Генриха Юхана Ибсена (известного норвежского драматурга) или композитора Эдварда Грига. Этот композитор отразил в своем творчестве быт, нравы, обряды, предания своей родной страны и поведал о них всему миру.

Возможно, Григ и на самом деле был любимым композитором Паустовского, а возможно, ему просто были близки мотивы его творчества или он восхищался им как личностью... Так или иначе, но это о нем «Корзина с еловыми шишками». Автор, сделав норвежского композитора главным героем своего произведения, не мог обойти вниманием необыкновенную природу Норвегии. Это и понятно.

Сюжет

Итак, рассказ «Корзина с еловыми шишками» - это произведение об известном композиторе Эдварде Григе. Во время прогулки по осеннему лесу он встречает маленькую девочку Дагни с прекрасными зелеными глазами — дочь лесника. Эта маленькая девочка, чудесная природа и ясная погода действуют на него волшебным образом, и он обещает преподнести ей подарок, когда она повзрослеет. Григ выполнил своё обещание. Когда девушка достигла восемнадцати лет, она впервые посетила симфонический концерт. В какой-то момент Дагни вдруг услышала свое имя со сцены. Это и был подарок композитора — произведение, написанное к её восемнадцатилетию. Самого композитора к тому моменту уже не было в живых. Радость, слегка омраченная светлой грустью, - такова «Корзина с еловыми шишками».

Анализ произведения (кратко)

Как уже упоминалось, существует целый цикл произведений, посвященный знаменитым людям, который написал Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», очевидно, из того самого цикла. Это небольшое трогательное сочинение, написанное для детей. Научить своих маленьких читателей видеть красоту окружающей их природы и любить ее - вот чего хотел К. Г. Паустовский. Писатель показывает людям красоту, которую нельзя не заметить и которую особо следует ценить.

Неповторимое очарование лесов, рек, озер, полей, морей и океанов, естественности, молодости - главный мотив произведения. И чтобы увидеть, почувствовать эту красоту, автор показывает сразу два способа: с помощью слов и музыки. Музыке в этом рассказе вообще отводится центральная роль. Несмотря на то что автор описывает можно предположить, что это мог бы быть любой другой лес в любой точке мира. И даже композитором мог быть не Григ. Эти образы очень важны, но еще важнее чувства и эмоции персонажей, которые у них вызывает природа. Лейтмотивом этого рассказа, пожалуй, можно назвать любовь к жизни, которая неизменно пробуждается у главных героев. Автор пытается показать, как прекрасна жизнь. А понять это можно, наблюдая за натурой, общаясь с нею. И как символ взаимодействия природы и человека выступает корзина с еловыми шишками.

План рассказа

Чтобы разобраться во всех тонкостях чудесного повествования, попробуем выделить в нем отдельные части. Произведение «Корзина с еловыми шишками» можно разделить следующим образом:

  1. Леса около Бергена.
  2. Встреча композитора и девочки.
  3. Обещание Грига.
  4. Создание произведения.
  5. Первые слушатели.
  6. Первый поход молодой девушки на концерт.
  7. Неожиданное объявление.
  8. Восторг и благодарность.

Музыка в рассказе

По словам автора, музыка - это зеркало гения. Музыка в рассказе вторгается в жизнь героев и становится участницей событий. Читатель может слышать её с первых предложений произведения - это звуки осеннего леса. Встреча композитора с девочкой также наполнена своей музыкой, она словно бы раздается из корзины с еловыми шишками. Возможно, композитор в этот момент захотел, чтобы она была слышна не только ему, но и всему миру, а особенно маленькой девочке, которая и сама является частью мелодии. Может быть, это желание и подтолкнуло его подарить девочке с искрящимися зелеными глазами такой подарок. Григ больше месяца писал композицию, которую он собирался посвятить Дагни. Композитор верил, что через десять лет, услышав звуки мелодии, девушка узнает в них свой лес и родную природу, знакомую с детства. Он хотел осветить своей музыкой всю прелесть и радость девичества. Григ пытался передать через льющиеся звуки красоту юной девушки, которая может быть похожа и на белую ночь с загадочным светом, и на блеск зари. Той, которая станет чьим-то счастьем и от звука голоса которой вздрогнет чье-то сердце. В конце концов, он хотел показать своей музыкой всю красоту жизни. И у него получилось.

Это был по-настоящему ценный подарок. Ветер в осенних кронах, шуршащая золотая листва под ногами и большая корзина с еловыми шишками положили ему начало. у которого на момент встречи не оказалось в кармане ни кукол, с шевелящимися глазами, ни атласных лент, ни бархатных зайцев - ничего, что можно было бы подарить маленькой девочке, презентовал ей нечто большее. Когда Дагни услышала его музыку, она открыла для себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще неизведанную красоту. Эта музыка показала Дагни не только величие окружающего мира, но и ценность человеческой жизни. Особенную значимость этим мгновениям придает то, что автора подарка к тому моменту уже не было в живых.

Другим важным символом в этом рассказе является старый рояль - единственное украшение квартиры композитора. Он и белые стены квартиры позволяли увидеть человеку с воображением гораздо больше, чем мог бы показать изысканный интерьер: огромные волны Северного океана, катящиеся к берегам и бьющиеся о неприступные скалы, или, наоборот, маленькую девочку, поющую своей колыбельную, которую она услышала от матери. Старый рояль восхищается возвышенными человеческими стремлениями, горюет над его потерями, радуется его победам, смеется и плачет вместе с ним. Он может быть громким, воинственным, обвиняющим и негодующим или, наоборот, внезапно замолчать. Этот рояль является живым олицетворением музыки в рассказе.

Образ Эдварда Грига

Берген… Один из самых прекрасных и самых древних городов Западной Норвегии, омытый волнами Норвежского моря. Суровое величие горной природы сочетается с тихим покоем долин. Скалистые вершины гор, дополненные глубокими озерами и чистыми фьордами... Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Как и любой другой человек, он не мог остаться равнодушным к этим удивительным пейзажам. Если бы он родился художником, он писал бы прекрасные картины, отображавшие необыкновенную природу этого края, если бы он стал поэтом, он сочинял бы стихи, посвященные своей стране. Григ показал природу любимой родины при помощи музыки.

Автор изображает Грига человеком с глубокой душевной организацией, тонко чувствующим окружающих его природу и людей. Таким, возможно, и должен быть композитор. Григ воспринимает каждое мгновение своей жизни с восхищением, он везде находит красоту и радуется ей. Композитор открывает источники для своего вдохновения в звуках природы. Он пишет о простых человеческих чувствах: красоте, любви и доброте, поэтому она понятна каждому, даже самому простому человеку.

Представление автора о театре

В этом рассказе автор высказывает свое мнение о театре голосом Нильса, дяди Дагни, при помощи одной фразы: «В театре нужно верить всему, иначе людям не будут нужны никакие театры». Эта единственная емкая фраза говорит о многом. Театр способен многому научить человека и многое ему показать, но без веры зрителя это будет лишь пустой тратой времени.

Образ Нильса в рассказе

Нильс — это дядя девушки, немного мечтательный и чудаковатый мужчина, работающий в театре парикмахером. Он видит жизнь в необычном свете и учит Дагни смотреть на мир таким же образом. Его видение мира действительно довольно необычно. Этот мужчина любит говорить возвышенно и с легкой недосказанностью. Он сравнивает свою племянницу с первым аккордом увертюры, а тетю Магду наделяет колдовской властью над людьми, поскольку именно она шьет людям новые костюмы, а со сменой костюма, по его убеждению, меняется и сам человек. Он также советует девушке одеваться так, чтобы выделяться из окружающей среды: в черное, когда все вокруг белое, и наоборот. И дядя оказывается прав, в конечном счете. Возможно, он в какой-то степени показывает и мнение самого автора о театре, музыке и красоте. А внутренний мир Нильса и есть полная сюрпризов корзина с еловыми шишками.

Краткий пересказ произведения

Проводил осень в Бергене. Он особенно любил приморские леса за их туманность, принесенную с моря и изобилие мха, свисающего длинными прядями с деревьев. Во время одной из прогулок по такому лесу он встретил там Дагни Педерсен, дочь лесника. Она собирала еловые шишки в корзину. Маленькая девочка с двумя косичками очаровала его, и он решил подарить ей что-нибудь. Но у него не оказалось с собой ничего, способного очаровать зеленоглазого ребенка. Тогда он пообещал подарить ей нечто особенное, но не сейчас, а лет через десять. И в ответ на мольбы девочки подарить ей сейчас эту вещь он посоветовал ей набраться терпения. Затем композитор помог ей донести корзину, узнал имя её отца и они попрощались. К огорчению девочки, он не стал заходить к ним в дом на чай.

Григ решил написать музыку для нее, а на заглавном листе напечатать: «Дагни Педерсен - дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

Далее автор переносит читателей в дом композитора. В нем нет ничего из мебели, кроме старого дивана, и, по словам друзей Грига, его жилище было похоже на хижину дровосека. Единственное украшение этой квартиры, но, возможно, и самое лучшее из всех возможных, - старый черный рояль. Из-под его клавиш вылетают самые разные звуки: от очень радостных до весьма печальных. А когда он вдруг внезапно замолкает, в тишине еще долго звенит одна струна, словно плачущая золушка, обиженная сестрами.

Композитор создавал своё произведение больше месяца. Он писал его, представляя, как эта девушка бежит ему навстречу, задыхаясь от счастья. Как он говорит Дагни, что она похожа на солнце, и благодаря ей в его сердце расцвел нежный белый цветок. Композитор называет её счастьем и отблеском зари. В первый раз его произведение слушали самые лучшие зрители: синицы на деревьях, сверчок, снег, слетающий с ветвей, прачка из соседнего дома, невидимая золушка и загулявшие матросы.

Дагни окончила школу в 18 лет, она превратилась в стройную девушку с густыми русыми косами. Сразу после этого она поехала погостить к своим родственникам. Дядя Нильс работал парикмахером в театре, а тетя Магда - театральной портнихой. Их дом был заполнен разными предметами профессиональной атрибутики: париками, цыганскими шалями, шляпами, шпагами, веерами, ботфортами, серебряными туфлями и т. д. Благодаря их работе, Дагни смогла часто бывать в театре: спектакли глубоко волновали и трогали её.

Однажды тётушка настояла на том, что ради разнообразия необходимо пойти на концерт в городском парке, проходящий под открытым небом. Дагни надела черное платье по настоянию дядюшки и была так хороша, словно собралась на первое свидание.

Услышанная ею в первый раз, произвела странное впечатление. Перед её глазами мелькали странные картины, похожие на сон. Потом ей вдруг почудилось, что на сцене произнесли её имя. Потом объявление повторили, и оказалось, что сейчас будут играть произведение, посвящённое ей.

Музыка унесла Дагни в знакомый лес, на ее родину, где играли и шумело море. Девушка слышала, как плывут стеклянные корабли, свист птиц, летающих над ними, аукающих в лесу детей, песню девушки, посвященную любимому. Она слушала зов музыки, и слезы благодарности катились из её глаз. А в воздухе гремело: «Ты мое счастье, ты моя радость, ты блеск зари».

Когда последние звуки композиции стихли, Дагни не оглядываясь ушла из парка. Она сожалела, что автор музыки умер, и представляла, как побежала бы ему навстречу, чтобы поблагодарить.

Девушка долго гуляла по пустым улицам города, не замечая никого, даже Нильса, который брел за нею следом. Со временем она вышла к морю, и ее охватило новое, ранее неведомое чувство. Здесь Дагни поняла, как сильно она любит жизнь. А ее дядя проникся уверенностью, что девушка проживет свою жизнь не зря.

Цели урока:

  • продолжить знакомить детей с творчеством К.Г.Паустовского;
  • формировать у детей положительные мотивы учебно-познавательной
  • деятельности, творческие инициативы и активность;
  • развивать речь детей, словарный запас;

Планируемые достижения на уроке:

Демонстрационный материал: портрет писателя, портрет композитора Э.Грига, иллюстрации детей, запись пьесы Э.Грига "Утро", "Песня Сольвейг",корзина с еловыми шишками.

Ход урока

"Волшебник и великий музыкант" (эпиграф написан на доске) К.Г.Паустовский

I. Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г.Паустовского. И на примере рассказа "Корзина с еловыми шишками" попробуем в конце урока ответить на вопрос " Чем же должен жить человек"?

Посмотрите, на доске эпиграф. Откуда эти слова? Кому они посвящены?

II. Проверка домашнего задания

О чём прочитанный вами рассказ? Что вы знаете о Григе?

Что говорят нам слова первого ряда: Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген. (Место действия рассказа)

Что говорят слова второго ряда: Эдвард Григ, Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс (герои рассказа).

На сколько частей вы разделили рассказ? Что вы знаете о Григе? (Выбор лучших заголовков)

III. Работа над анализом рассказа.

Анализ 1 части рассказа.

Что делал в лесу композитор Э.Григ? Зачем они приходил сюда не однажды? Зачем сюда пришла дочь лесника Дагни? Для чего она собирала еловые шишки?

Как выглядел осенний лес? (пересказ близко к тексту)

Какие приёмы использует автор? (олицетворения - эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо. Эпитеты - весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд. Метафоры - зелёные пряди, буйно разрастается. Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.)

Посмотрите на рисунок. Какой эпизод он изображает? О чём разговаривали Дагни и Григ?

Выразительное чтение диалога Дагни и композитора (по ролям)

Что в разговоре самое главное? (Композитор захотел сделать подарок )

О каком подарке идёи речь в диалоге?

Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни? (Прямо на этот вопрос автор не отвечает, но мы можем догадаться, она понравилась Григу .

Какой предстала Дагни перед композитором и перед нами? (Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках. Она мила, красива: у неё большие, как у куклы зелёные глаза, тихий от смущения голос. Она чуткая: нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему. А главное у неё доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.)

Что надеялась получить Дагни в подарок?

Почему Григ отсрочил подарок? (Подарок материальный - это вещи. игрушки. А Григ задумал духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают музыку, поэтому композитор обещает её через 10 лет. Ей тогда исполнится 18 лет)

Анализ второй части рассказа

О чём может рассказать внимательному читателю описание дома композитора?

Что было украшением дома?

Музыку не передать словами. Но в чём мастерство писателя? (Он использует приём олицетворения, и мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.

Прочитайте описание зимы. Чем это место похоже на стихотворение? (Автор использует олицетворения: зима закутала, пароходы приходили, дремали, посапывая. )

Зачем Паустовский включил описание зимнего города в это место рассказа? (Композитор должен черпать вдохновение не только в природе, но и в окружающей его обстановке, ведь он в произведениях отражает всю окружающую жизнь)

О чём была написанная Григом музыка?(прочитайте предложение, в котором словами выражено главное настроение мелодии, сочинённой для Дагни?

Кто был первым слушателем? Какие чувства пробуждала музыка в них? Давайте и мы попробуем услышать как композитор рисует природу, как меняется музыка(Звучит грамзапись "Утро" Э.Григ)

Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком? Найдите в тексте слова, подтверждающее это.("Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни."

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Беседа по вопросам 3 части рассказа.

Изменилось ли что-то в жизни Дагни? Какой она стала?

Что можно сказать о родственниках девочки? Что было особенного в комнате тётушки Магды?

Анализ 4 части рассказа.

Куда любила ходить Дагни в городе? Почему она плакала после спектаклей?(Она осталась такой же чуткой и впечатлительной, какой была в детстве)

Вот она собирается на концерт с дядей и тётей. Опишите портрет Дагни.(Стройная девушка с тяжёлыми русыми длинными косами цвета старого золота, красивая, с сияющими большими глазами, одетое в длинное театральное чёрное платье из таинственного бархата)

В какой необычной обстановке проходил концерт?

Какое чудо случилось в жизни Дагни? Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение?

Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыки? (Звучит музыка.)

Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе: изумление, восхищение, благодарность, радость,восторг, сожаление?

Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

IV. Обобщающая беседа.

Чем вам понравилась музыка Грига?(Она прекрасна, потому что композитор прославлял свою отчизну, обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека: его мужество, верность и чистоту.

Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек.)

V. Итог урока.

Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе К.Г.Паустовского? (Мы говорили о красоте природы, о прекрасных людях. У них милая внешность, благородные поступки, мы говорили о внутренней и внешней красоте человека. О хорошей жизни (мы должны верить, что она удивительна и прекрасна. О духовных подарках. О музыке, литературе, театре, о видах искусства, которые учат видеть прекрасное.)

О чём прочитанный рассказ? (О красоте мира и человека, о том как прекрасно искусство, отражающее жизнь

Можно ли слова "Волшебник и великий музыкант" отнести к К.Г.Паустовскому?

Мы должны быть благодарны К.Г.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о Э.Григе - этом добром волшебнике и великом музыканте. Оба они мастера своего дела. Один словами, другой чувствами пробуждает в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времён благодарны им за это.

VI. Рефлексия.

Ученики, говоря свои отзывы о рассказе, наполняют корзину еловыми шишками.

VII. Домашнее задание.

Оформить рассказ в читательский дневник. Составить вопросы викторины по тексту для развития наблюдательности при чтении.

Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали хорошее настроение, улыбку, душу? Расскажите о них. Рекомендация книг для внеклассного чтения. (Представление учителем книг К.Г.Паустовского о красоте родной природы и хороших поступках людей.)

Дополнительные задания (вопросы викторины.)

В каком месте рассказа названа страна, где происходят события?

Как долго Э.Григ писал музыку для Дагни?

Как в портовом городе узнавали о заходе солнца?

Какой секрет девичьей красоты подсказал добрый дядюшка Нильс?

Паустовский К., рассказ "Корзина с еловыми шишками"

Жанр: рассказ

Главные герои рассказа "Корзина с еловыми шишками" и их характеристика

  1. Эдвард Григ. Великий норвежский композитор, человек влюбленный в музыку и красоту природы и человека.
  2. Дагни Педерсен. Сперва маленькая девочка, потом девушка. Романтичная, веселая, красивая.
  3. Магда. Тетка Дагни. Театральная портниха. Суетливая и заботливая.
  4. Нильс, муж Магды, парикмахер. Романтик и фантазер.
План пересказа рассказа "Корзина с еловыми шишками"
  1. Осенний лес в горах
  2. Девочка с шишками
  3. Разговор с Григом
  4. Обещание подарка
  5. Дом Грига
  6. Старый рояль
  7. Как Григ писал музыку
  8. Слушатели Грига
  9. Дагни в Христиании
  10. Магда и Нильс
  11. Театру надо верить
  12. Черное платье
  13. Симфонический концерт
  14. Человек во фраке
  15. Подарок
  16. Родной лес и горы
  17. Слезы Дагни
  18. Радость Дагни
  19. Смех Дагни.
Кратчайшее содержание рассказа "Корзина с еловыми шишками" для читательского дневника в 6 предложений
  1. В осеннем лесу Эдвард Григ встретил девочку Дагни Педерсен и пообещал сделать ей подарок.
  2. Дома Григ начал писать музыку для Дагни и старался вложить в нее все, что он знал о жизни.
  3. Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет, она поехала в Христианию.
  4. Дагни жила у тети Магды и дяди Нильса и часто бывала в театре.
  5. Однажды Дагни пошла на симфонический концерт и услышала музыку, которую Григ посвятил ей.
  6. Дагни плакала и смеялась, она была счастлива и знала, что ее жизнь не пройдет зря.
Главная мысль рассказа "Корзина с еловыми шишками"
Жизнь прекрасна и удивительна.

Чему учит рассказ "Корзина с еловыми шишками"
Рассказ учит любить природу, любить музыку, любить красоту этого мира. Учит верить в то, что жизнь дана человеку не напрасно. Учит верить в лучшее. Учит верить в чудо. Учит тому, что все самое лучшее скрыто в нас самих, в нашей душе.

Отзыв на рассказ "Корзина с еловыми шишками"
Мне очень понравился этот рассказ. Он трогательный и красивый. Мне понравился Эдвард Григ, потому что у него было большое и доброе сердце. Мне понравилась наивная, но очень хорошая девушка Дагни, которая поняла, что мир такой прекрасный, а жизнь такая удивительная.

Пословицы к рассказу "Корзина с еловыми шишками"
Каждому свой край сладок.
Всякому мила своя сторона.
Не дорог подарок, дорога любовь.
От счастья не бегут, счастье догоняют.
Доброе дело питает и душу и тело.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Корзина с еловыми шишками"
***
Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах возле города Берген. Он любил бродить по усыпанным золотом листвы горным лесам и слушать красивое эхо.
Однажды он встретил в лесу маленькую девочку, которая несла корзину с еловыми шишками. Девочка сказала, что ее зовут Дагни Педерсен и она дочь лесника Хагерупа. Она была такой красивой, с такими зелеными глазами, что Григ пообещал подарить ей одну вещь, только не сейчас, а через десять лет, когда девочке исполнится восемнадцать.
Дагни просила сразу отдать ей подарок, убеждая, что не разобьет и не сломает его, но Григ сказал, что такие подарки не дарят детям.
Он решил, что напишет для Дагни музыку.
***
Дом композитора Грига в Бергене, по словам его друзей, был похож на жилище дровосека. В нем стоял только рояль. Но этот рояль мог петь обо всем на свете.
Больше месяца Григ писал музыку для Дагни, он писал о красоте девушки с зелеными глазами, сравнивал ее с белыми ночами и блеском зари. Он словно говорил девочке, что жизнь прекрасна и удивительна.
Музыку Грига слушали синичка, матросы, сверчок и Золушка. И этих слушателей Григ ценил больше всех на свете.
***
В восемнадцать лет Дагни закончила школу и отец отправил ее в Христианию, к своей сестре Магде. Магда была театральной портнихой, а Нильс, ее муж, служил в театре парикмахером. Поэтому в доме Магды всегда было много театральных вещей, которые приходилось подшивать, чинить и гладить. А в открытые окна проникал шум далеких пароходов.
***
Дагни часто ходила в театр, но после спектакля долго не могла заснуть и даже плакала. Магда убеждала ее, что нельзя верить всему, что происходит на сцене, но ее муж считал иначе. Нильс напротив говорил, что всему в театре надо верить. Нильс говорил, что Магда имеет колдовскую власть над людьми, ведь она шьет костюмы, в которых актеры преображаются. Сегодня актер был убийцей, а завтра народным героем.
Как-то в июне Дагни вместе с Магдой и Нильсом пошла в театр. По этому поводу она надела красивое черное платье, которое Магда принесла из костюмерной. В этом платье Дагни была чудо как хороша.
Концерт начался сразу после захода солнца и Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она производила на нее странное впечатление.
Вдруг Дагни показалось, что мужчина во фраке назвал ее имя. Она посмотрела на Нильса. Нильс глядел на нее с каким-то суеверным восхищением, а Магда зажимала рот платком.
Дагни спросила, что случилось, и Магда схватила ее за руку и велела слушать.
Дагни услышала, как человек во фраке повторил, что сейчас будет исполнена музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Дагни Педерсен. У Дагни от волнения выступили слезы и она закрыла лицо руками.
Некоторое время она ничего не слышала, но потом пастуший рожок запел словно ранним утром и ему тихонько вторил оркестр. Дагни услышала свой лес, горы, море. Ветер трубил в снастях кораблей, в лесу перекликались колокольчики и пели птицы, где-то аукали дети, и чей-то голос пел о любимой девушке.
Дагни плакала. Она понимала, кто был тот незнакомец в лесу и какой подарок он пообещал сделать ей. А музыка все росла и вдруг незнакомый голос отчетливо сказал Дагни, что она счастье, она - блеск зари.
Музыка кончилась и Дагни пошла к выходу. На нее оглядывались, но вряд ли кто знал, что это она была той девушкой, которой была посвящена музыка.
Дагни шла и думала о том, что Григ умер. Она жалела, что не может подбежать к нему, прижаться и сказать спасибо.
По пустынным улицам Дагни вышла к морю, не замечая, что следом шел Нильс, покачиваясь как пьяный и бормоча о каком-то чуде.
Дагни почувствовала всю красоту лежащего перед ней мира и крикнула ему, что любит жизнь. Она засмеялась.
А Нильс, услышав ее смех, развернулся и пошел домой. Он был спокоен за Дагни и знал, что ее жизнь теперь не пройдет напрасно.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Корзина с еловыми шишками"

В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением. Читая это легкое жизнеутверждающее произведение, понимаешь, что самые лучшие в жизни вещи даются человеку бесплатно.

Главные герои этого произведения, композитор Эдвард Григ и маленькая девочка Дагни, дочь лесника, знакомятся в лесу. Композитор просто гуляет, любуясь неповторимым осенним пейзажем, а девочка собирает еловые шишки. Обычный разговор, обыкновенная осень. Однако все вокруг будто пропитано сказкой: удивительно тонкие и восприимчивые к каждому шороху осиновые листья, нахнущие тяжелой пахучей смолой еловые шишки, хрупкая и необычайно красивая стеклянная лодка…

Григ настолько впечатлен общением с маленькой незнакомкой, что решает посвятить ей музыкальное произведение. Конечно, ребенок не в состоянии глубоко оценить силу и красоту классической музыки, поэтому Григ говорит, что Дагни получит подарок через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Девочка в растерянности, она хочет получить подарок сейчас, но ей остается только смириться.

Создавая произведение, посвященное Дагни, композитор с нежностью думает о своей маленькой музе. Он знает, что впереди у нее такая увлекательная, такая яркая и прекрасная жизнь, полная открытий и любви. Григ желает девочке большого и настоящего счастья, и все свои переживания вкладывает в музыку.

Проходят годы, Дагни превращается в стройную красавицу с длинными косами. По случаю окончания школы девушка едет погостить к своим дяде и тете, а те решают сводить ее на концерт. Каково же всеобщее удивление, когда со сцены звучит непередаваемо прекрасная музыка, посвященная ей, дочери лесника.

В душе у Дагни все переворачивается, ей вспомнилось все: и прекрасный осенний лес, и человек со смеющимися глазами, обещавший подарить ей необычный подарок. Этот подарок — действительно лучшее, что можно пожелать, потому что это больше, чем музыка, это дар любви к жизни.

Жизнь состоит из множества больших и мелких событий, ежеминутно человека окружают сотни вещей, и как же важно помнить, что все это прекрасно, и любить жизнь во всех ее проявлениях. «Корзина с еловыми шишками» — небольшой, но впечатляющий рассказ, заставляющий читателя задуматься об истинных ценностях.

    • Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываешь, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное. Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского «Телеграмма». Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Настя родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучила и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что в деревню она не приезжает годами. Жизнь не стоит […]
    • Как часто в жизни мы, не задумываясь, раним других. Как много может спасти одно доброе слово, один сострадательный поступок. Возможно, именно эту идею хотел донести до читателя Паустовский рассказом «Теплый хлеб». Главный герой рассказа, Филька по прозвищу «Ну тебя!», - мальчишка с очень непростым характером. Филька недоверчив, несговорчив, всем грубит, даже старенькой бабушке. До поры до времени его грубости сходят ему с рук, но только до тех пор, пока мальчик не обидел раненого коня, любимца всей […]
    • Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
    • Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» - именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
    • Прекрасна и добра небольшая "сказка" Константина Паустовского под уютным домашним названием "Теплый хлеб". Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость сюжета, несколько народный язык, короткие, но красочные описания природных явлений, - это настоящее произведение литературы художественной. И оно, наравне с многотомными романами, заставляет читателя остановиться, задуматься, что-то для себя решить. Над чем задуматься? Что именно решить? Об этом - ниже. Пойдем от меньшего - к большему. Главную идею оставим […]
    • Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе, это слово казалось ей унижающим, она была именно «поэтом» наравне с другими. Ахматова принадлежала к лагерю акмеистов, но во многом только потому, что главой и теоретиком […]
    • В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Плюсы компьютера: при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […]
    • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя‑идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. Группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных Гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти […]
    • Крылов Иван Андреевич - знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений - это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях. Так, известное произведение Ивана Андреевича "Квартет" учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема была вовсе не в том, как были рассажены звери, а в том, что они не владели необходимыми талантами. "Стрекоза и муравей" заставляет […]
    • Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал «певцом сердечным утра». По натуре своей Жуковский не был борцом, его «жалобы» никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью: О милый гость, святое прежде, Зачем в мою теснишься грудь? Могу ль сказать: живи, надежде? Скажу ль тому, что было: […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
    • Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов. Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими […]
    • Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной жизни. В ней Некрасов создал многоплановый сюжет и ввел большое количество действующих лиц. Как в произведениях фольклора, повествование строится в форме пути, путешествия, но главный вопрос – один: выяснить представление о счастье русского человека. Счастье – понятие сложное. Сюда входят социальное […]
    • Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта. Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В […]
    • В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • Замечательный русский поэт Борис Леонидович Пастернак долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Пастернак намеревался «дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие…». Первые наброски романа относятся к 1918 году. Автор дал им рабочее название […]
    • Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе. Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного […]
    • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
  • Интегрированный урок чтения и музыки в 4 классе по теме: «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (обобщающий урок)

    Образовательная цель:

    Показать прекрасные души художников слова и музыки - писателя и композитора. Раскрыть то прекрасное, ради чего стоит жить. Формировать речевые навыки и умения выражать свои мысли в устной форме.

    Воспитательная цель:

    Воспитать чувство прекрасного, эстетический вкус, научить видеть прекрасное в самом обыкновенном. Прививать любовь к искусству, воспитать понимание классической музыки.

    Развивающая цель:

    Развивать воображение, мышление, творческие способности.

    Оборудование: учебник «Любимые страницы», презентация.

    Ход урока.

      Организационный момент. Сообщение темы урока.

    Начнём наш урок. Прошу вас принять позу внимательного слушателя. Сегодня на уроке мы вместе постараемся показать всё то, что узнали из рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Должны будем продемонстрировать свои творческие способности: артистизм, умение говорить правильно, умение слушать и понимать классическую музыку.

      Сообщение о писателе. ( 2 слайд)

    Вы уже не раз встречались с произведениями К.Г.Паустовского. Назовите их. (3 слайд).

    Викторина : « Откуда взяты эти строки?»

      «Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей» («Заботливый цветок»)

      «…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…» («Стальное колечко»)

      «…Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами…» («Барсучий нос»)

      «…Ваня вытер слёзы и пошёл домой на Урженское озеро. Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера…» («Заячьи лапы»)

      «Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья, по имени Пашка. Жизнь для воробьёв пришла трудная.» («Растрёпанный воробей»)

      «…кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел» («Кот – ворюга»)

    Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное.

    К.Г.Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы познакомились, ведёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э.Грига.

      Краткое сообщение о Норвегии, об Э. Григе . (слайды 4 – 8)

    Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э. Григе, мне хотелось бы сказать несколько слов о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

    (Звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец №2»)

    Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.

    Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.

    IV . Игра «Синквейн» (слайд 9) Звучит музыка Э.Грига «Танец Анитры»

    Сейчас попробуем порассуждать на тему «Музыка» (работа в группах)

      Запишите существительное – музыка

      На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это сущ. и раскрывающих тему

      На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия

      Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию

      Запишите синоним к этому слову

    Вот какая может быть музыка.

      Мозговой штурм (работа в группах)

    1. - У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается? (с описания осеннего горного леса) Подчеркните сочетания слов, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?

    Дети выписывают сочетания слов под негромко звучащую музыку Грига «Утро»

    Затем зачитываются выбранные слова (слайд 10)

    Грибной воздух

    Осенний наряд


    Лес


    Зелёные пряди мха

    Шелест листьев


    Золото и медь листьев

    Шум прибоя

    Раздаётся эхо

    Дрожат листья


    Какое настроение они создают? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень -поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

    2. Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное. (сценка «Встреча в лесу»)

    Как тебя зовут, девочка?

      Дагни Педерсен.

      Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

      У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

      Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

      Ой, как долго!

      Понимаешь мне нужно её ёщё сделать.

      А что это такое?

      Узнаешь потом.

      Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

      Да нет это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

      Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка

    (Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»).

      Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. (Григ берёт у девочки корзину, и они уходят)

    Как вы думаете , почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

    К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались?

    Выслушиваются предположения детей (слайд 11)

    (1.Эта девочка живёт в лесу-она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки. 2.Дагни - девочка из народа. А Григ черпал из народа. 3. И, наконец, девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.)

    Что надеялась получить Дагни в подарок? Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Сколько лет будет Дагни?

    3. -Перенесёмся в дом композитора. Расскажите, каким он был?

    Пометьте в тексте слова, рассказывающие о слушателях музыки. (работа в группах) Слайд 12 (Звучит музыка Э.Грига концерт ч.2)

    - Какое настроение композитора в момент творчества? (Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)

    4. В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

    Что изменилось в жизни Дагни?

    Какой она стала?

    Кем были родственники девушки?

    5. - Куда любила ходить Дагни в городе?

    Почему Дагни плакала после театральных спектаклей?

    - Случалось ли такое с вами после просмотра фильмов, пьес? Почему такое бывает?

    Выслушиваются рассуждения детей.

    Дагни осталась такой же милой, чуткой, впечатлительной, какой была в детстве. Только теперь она взрослая девушка.

    Попробуйте составить портрет Дагни. (работа в группах) Слайд 13

      Какое чудо происходит на концерте?

      Какие чувства испытывает Дагни? (Она очень волнуется, она тронута вниманием, оказанным ей таким великим человеком, как композитор Григ, Дагни плакала, не скрываясь слезами благодарности)

      Что представляла Дагни, слушая музыку Грига?

    (Звучит музыка концерт ч.3)

    6. – Как вы считаете, счастливый конец у рассказа или нет?

    Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку?

    Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом. Как вы поняли, о чём этот рассказ? (о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном)

      Итог урока.

    Мы познакомились с произведениями двух мастеров. К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают в душе люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Недаром сказаны строки «жизнь коротка – искусство вечно»

    ГБОУ Школа №224

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

    ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ

    «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

    Подготовила и провела: Павленко Е.В. ,

    учитель начальных классов

    Москва,2016