На военно-морском флоте россии отмечают день моряка-подводника. День подводника в России: когда отмечают, история и традиции праздника

19 марта отмечается 112-я годовщина со дня создания в России подводных сил ВМФ. За эти годы подводные силы показали свою эффективность и надежность при решении задач обороны нашего государства. 19 Март 2018, 08:40

В этот день проходят торжественные мероприятия на всех флотах Военно-Морского Флота России, встречи с ветеранами-подводниками в военно-морских образовательных учреждениях.

Накануне подводников поздравил Главнокомандующий ВМФ России Адмирал Владимир Королёв. Телеграмма Главкома ВМФ была направлена в соединения атомных и неатомных подводных лодок, а также была адресована тем, кто посвятил свою жизнь службе в Подводных силах Военно-Морского Флота.

19 марта 1906 года в соответствии с Указом императора Николая II подводные корабли, были выделены в отдельный класс – подводные лодки. В том же году Государственным Советом было утверждено положение о создании отряда подводного плавания. Первыми звания «офицер подводного плавания» приказом Главного морского штаба были удостоены 68 офицеров, сдавшие специальный экзамен. Россия была одной из первых среди стран, применивших подводные лодки в вооруженной борьбе на море.

Справочно:

В 1904-1905 гг. во время русско-японской войны, во Владивостоке был сформирован отряд подводных лодок. Этот отряд под командованием лейтенанта А.В. Плотто боевых столкновений с противником не имел. Тем не менее, получив известие о том, что на подступах к заливу Петра Великого несут дозор русские подводные лодки, японские адмиралы решили воздержаться от ударов по Владивостоку с моря.

На Балтийском флоте первое соединение – бригада подводных лодок – было сформировано в 1911 году и базировалось в городе Либава (Лиепая).

После выделения подводных лодок в самостоятельный класс боевых кораблей подводные силы получили значительный импульс для своего развития. К началу первой мировой войны это был уже сложившийся род сил, способный решать разнообразные задачи. К сожалению, наша история во второй половине минувшего столетия повернулась так, что мы редко вспоминали о действиях флота в первую мировую войну. Теперь этот пробел восполняется. Главное командование ВМФ считает справедливым, чтобы рядом с именами подводников, покрывших себя славой в годы Великой Отечественной, стояли имена командиров «Волка», «Тюленя», подводного минного заградителя «Краб».

Великая Отечественная война навсегда останется одним из главных событий российской истории. Свой вклад в победу над врагом внесли все рода сил ВМФ, а подводные силы – один из самых существенных. За годы войны подводники совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак, выпустили 1542 торпед, в активных минных заграждениях поставили 1736 мин. В итоге ими было потоплено около 100 боевых кораблей и более 200 транспортов противника.

В средине 50-х годов прошлого столетия в ответ на создание Соединенными Штатами Америки подводной лодки с атомной энергетической установкой в Советском Союзе были развернуты работы, направленные на обеспечение паритета в этом направлении. Российские ученые и конструкторы справились с этой сложной задачей практически в два раза быстрее. Был точно выбран путь от первого в мире атомного реактора, использованного в Обнинске, к главной энергоустановке подводной лодки, а также за 6 лет проведены огромные исследования и разработки, выполненные 135 организациями. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой в России атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол». 4 июля 1958 года академик Анатолий Петрович Александров сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта ГЭУ: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». Это великое событие в истории нашей страны. Россия стала одной из немногих мировых держав способных строить и эксплуатировать атомные подводные лодки.

Навеки в летопись ВМФ России вошли имена руководителей проекта - академика Анатолия Петровича Александрова, главного конструктора лодки Владимира Николаевича Перегудова и конструктора ядерного реактора Николая Антоновича Доллежаля.

К 1961 году Советский Союз уже имел 9 атомных лодок – 4 ракетных и 5 торпедных. Всего за время существования в СССР было построено более 250 атомных подводных лодок различных классов.

В 1965 году на учении Северного флота в море было развернуто 48 подводных лодок, на учении “Океан-80” в Атлантике действовали более 50 подводных лодок, в том числе 21 ракетный подводный крейсер стратегического назначения.

60 лет прошло с тех пор, а Россия по-прежнему является лидером в этом направлении, одной из немногих стран обладающих способностью осуществлять полный цикл строительства кораблей таких классов.

Атомный подводный флот – это национальная гордость, он является существенным фактором сдерживания любых агрессивных устремлений с морских и океанских направлений.

Определившись в самостоятельный класс кораблей, подводные лодки прошли длительный путь развития и в настоящее время составляют основу боевой мощи российского ВМФ,а ракетные подводные лодки стратегического назначения, всходящие в состав Морских стратегических ядерных сил, являются важнейшей составляющей стратегической триады, обеспечивающей военную безопасность Российской Федерации.

Организационно подводные лодки входят в состав всех флотов. Наиболее мощными группировками подводных сил обладают Северный и Тихоокеанский флоты. Подводные силы с момента формирования в качестве самостоятельного рода сил ВМФ, всегда были на острие процессов сдерживания вероятных противников от агрессии с морских и океанских направлений.

Подводные лодки - это главная ударная сила флота. Они обладают высокой мобильностью, скрытностью, способностью участвовать в решении оперативно-стратегических и стратегических задач.

Для безусловного выполнения задач стратегического сдерживания в Военно-Морском Флоте проводится плановая работа по поддержанию группировки морских стратегических ядерных сил за счет строительства новых атомных ракетных крейсеров типа «Борей» с ракетным комплексом «Булава», а также обеспечения технической готовности ракетных подводных лодок стратегического назначения РПЛСН третьего поколения с ракетным комплексом «Синева».

Сегодня, Главное командование ВМФ продолжает плановое развитие подводных лодок с высокоточными крылатыми ракетами морского базирования. Развитие этого оружия идет по пути возрастания их возможностей, а также точности поражения как морских, так и береговых целей. Завершено создание группировки из 6-ти подводных лодок проекта 636.3 на Черноморском флоте. Эти лодки уже прошли боевое крещение, успешно выполнив задачи в специальной операции в Сирии. Планируется, что аналогичная группировка будет создана и на восточных рубежах нашей Родины, на Тихоокеанском флоте. Наиболее эффективной по своему ударному потенциалу в ближайшей перспективе должна стать группировка атомных многоцелевых подводных лодок «Ясень» и «Ясень-М».

В 2017 году продолжилось развитие атомной составляющей Подводных сил ВМФ и, в частности состава, ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, за счет строительства атомных подводных лодок проекта «Борей», а также многоцелевых АПЛ за счет строительства атомных подводных крейсеров проекта «Ясень». Спущены на воду многоцелевая АПЛ «Казань» (проекта «Ясень»), ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» (проекта «Борей – А»). В состав ВМФ приняты, выполняют задачи боевой службы и боевого дежурства крейсера «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В разной стадии строительства находятся другие корабли этой серии, которые составят полноценные группировки ракетных подводных лодок стратегического назначения РПЛСН на Северном и Тихоокеанском флотах уже в ближайшей перспективе. Начато строительство новейших дизель-электрических подводных лодок для Тихоокеанского флота. Продолжается строительство дизель-электрических подводных лодок проекта 677 (типа «Лада») «Кронштадт» и «Великие Луки».

В настоящее время, основные задачи подводными лодками выполняются в форме боевых служб в Мировом океане. Это боевое патрулирование ракетных подводных лодок стратегического назначения, действия многоцелевых подводных лодок по поиску подводных лодок и корабельных группировок условного противника, отработка задач по слежению за ними, а также выполнение океанографических исследований.

За истекший год экипажами подводных лодок выполнено более 150 боевых упражнений с практическим применением ракетного, торпедного и минного оружия. В отработке этих упражнений принимали участие подводные лодки новых поколений, которыми оснащается Военно-Морской Флот.

Немаловажна роль подводных лодок в Арктической зоне. Эта роль определяется, прежде всего, участием атомных подводных лодок в стратегическом сдерживании от развязывания агрессии против Российской Федерации на арктическом региональном направлении и в реализации национальной морской политики государства. Кроме задач патрулирования подводные лодки Военно-Морского Флота в Арктической зоне решают и другие, не менее важные задачи. К ним относятся исследования мирового океана, в том числе в интересах решения исключительно важного политического вопроса - в сборе доказательной базы по обоснованию исключительной экономической зоны Российской Федерации на континентальном шельфе в Арктике, проводят промеры глубин и исследование льда.

За последние годы 60-летняя история Атомного подводного флота России получила дальнейшее развитие. Военно-Морской Флот возобновил межфлотские переходы подо льдами Арктики атомных подводных лодок с Северного на Тихоокеанский флот. Это стало достойным продолженим традиций атомной составляющей Подводных сил и доказательство того, что отечественная школа подледного плавания в Арктических районах сохранилась полностью и обогащается новым опытом.

С включением в состав Военно-Морского Флота подводных лодок новых проектов, оснащенных сложнейшими системами оружия и вооружения возросли требования к уровню подготовки подводников.

В настоящее время в учебных центрах ВМФ ежегодно проходят подготовку свыше 30 экипажей подводных лодок различных проектов. Главным направлением деятельности учебных центров является подготовка командиров и корабельных боевых расчетов к боевому применению ракетного и торпедного оружия, овладение основами тактики морского боя, умением принимать быстрые и грамотные решения в любых условиях обстановки. Это основа успешного решения всех задач стоящих перед экипажами подводных лодок ВМФ.

Наиболее наглядным показателем возросшего уровня профессиональной подготовки экипажей подводных лодок Военно-Морского Флота, считаю, является так называемая «наплаванность» – суммарное время нахождения всех подводных лодок в течение года в море. Для сравнения, еще пять лет назад этот показатель составлял 1105 суток, тогда как в 2017 году он был уже втрое больше – 3360 суток.

С момента начала строительства подводных лодок нового поколения в Военно-Морском Флоте проводится работа по совершенствованию системы их базирования, обеспечивающей все требования к безопасной стоянке и эксплуатации в условиях военно-морских баз.

За последние годы усилиями Минобороны России проведено обустройство основных гидротехнических сооружений причального фронта и несколько десятковобъектов береговой инфраструктуры пунктов базирования подводных лодокСеверного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов.

К настоящему времени в целомзавершено строительство первоочередных объектов системы базирования атомных подводных лодок нового поколения на Севере (пос. Гаджиево) и на Тихом океане в Вилючинске. Оставшиеся объекты строительства, не оказывающие значительного влияния на безопасную стоянку и эксплуатацию подводных лодок, имеют высокую степень готовности и будут введены в эксплуатацию в самое ближайшее время.

Главное командование ВМФ уверено в том, что существующие темпы строительства позволят в установленные сроки выполнить поручения Верховного Главнокомандующего ВС РФ и Министра обороны РФ по созданию к 2020 году комплексной системы базирования подводных лодок нового поколения. (РПЛСН проекта 955, 955а «Борей» и 885 «Ясень»).

Продолжаются работы по строительству основного пункта базирования «Геопорт» на Черноморском флоте в городе Новороссийск. Эти работы ведутся в рамках реализации Федеральной целевой программы «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации».

После завершения строительства в акватории Геопорта смогут базироваться более 60-ти единиц боевых и специальных кораблей, в том числе подводных лодок, судов обеспечения.

Также, в настоящее время Военно-Морским Флотом проводится комплекс мероприятий по ремонту и модернизации различных проектов атомных и дизельных подводных лодок в рамках государственной программы вооружения на 2018-2027 годы. Данная программа в полной мере обеспечивает поддержание на заданном уровне технической готовности атомных и дизельных подводных лодок, а также повышение доли современных образцов вооружений в Военно-Морском Флоте.

Судоремонтными предприятиями оборонно-промышленного комплекса с привлечением широкого круга кооперации проводятся сложнейшие с технологической точки зрения работы по ремонту и модернизации атомных и дизельных подводных лодок 2 и 3-го поколений. Это должно позволить поддерживать на заданном уровне состав группировок многоцелевых атомных подводных лодок, добиваться существенного улучшения их ударного потенциала в условиях длительного строительства серий подводных кораблей новых проектов. В текущем году спланировано завершение ремонтов, в том числе ремонтов с отдельными модернизационными работами, и передача в состав ВМФ трех атомных и одной дизельной подводных лодок.

А к 2021 году Военно-Морской Флот получит от предприятий промышленности из ремонта с глубокой модернизацией головные подводные лодки проектов 971М и 949АМ. Глубокая модернизация позволяет получить корабли качественно нового облика с улучшенными, по сравнению с базовыми проектами, тактико-техническими характеристиками, с расширенной номенклатурой оружия.

Параллельно со строительством подводных лодок новых поколений развивается система поисково-спасательного обеспечения действий Подводных сил ВМФ России. Задача по оказанию помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте является приоритетной задачей системы поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота, которая решается спасательными судами-носителями спасательных глубоководных аппаратов состоящими на вооружении каждого из флотов.

Министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К.Шойгу 14 декабря 2014 г. утверждена Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота на период до 2025 года.

Одним из основных направлений развития сил поисково-спасательного обеспечения является создание серий современных многофункциональных спасательных судов и катеров при одновременном сокращении их существующего типоряда.

В период с 2014 по 2017 годы в состав аварийно-спасательных отрядов флотов поступило несколько десятков современных спасательных судов, катеров и глубоководных аппаратов. С 2009 года прошли ремонтно-модернизационные работы, с продлением сроков службы на 15 лет, на всех спасательных глубоководных аппаратах.

Доля оснащенности аварийно-спасательных отрядов флотов современными судами, катерами и глубоководными аппаратами к 2020 году составит более 70% от их общего количества. В декабре 2015 г. в состав Тихоокеанского флота принято спасательное судно нового поколения «Игорь Белоусов» со спасательным подводным аппаратом «АС-40», позволяющим осуществлять спасание личного состава аварийной подводной лодки во всем диапазоне рабочих глубин подводных лодок. Проведенные учения подтверждают заложенные конструктивные решения и технические характеристики спасательного судна «Игорь Белоусов», которое по своим возможностям превосходит аналогичные зарубежные спасательные суда подводных лодок. В настоящее время на судне проходит апробация отечественных методик отработки водолазов-глубоководников. Выполняемые мероприятия направлены на уточнение облика первого серийного спасательного судна такого класса, который станет продолжением развития проекта 21300. В соответствии с Программой кораблестроения до 2050 года, предусмотрено проектирование строительство судов, подобных по своим задачам «Игорю Белоусову». Для этого анализируется опыт использования спасателя«Игорь Белоусов», как головного судна.

В целях обеспечения самостоятельного выхода подводников из отсеков аварийной подводной лодки специалистами промышленности совместно разработано и прошло испытания в лабораторных и морских условиях (осуществлено более 500 спусков) современное спасательное снаряжение подводника ССП-М позволяющее обеспечивать спасание с глубин до 220 метров методом свободного всплытия. В целях развития международного сотрудничества в области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок специалистами Военно-Морского Флота ведется активная работа по разработке межправительственных соглашений с рядом стран в области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок.

Главное командование ВМФ России продолжит работу по внедрению роботизированных систем в состав поисково-спасательных сил Военно-Морского Флота. Планируется, что в ближайшие 3 года в состав службы поисковых и аварийно-спасательных работ поступит свыше 40 роботизированных комплексов, позволяющих без риска для человека осуществлять обследование и оказание помощи аварийным кораблям и подводным лодкам. В настоящее время в составе поисково-спасательных сил ВМФ России уже эксплуатируется свыше 150 телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов, способных выполнять задачи по обследованию аварийных объектов на глубине и оказанию помощи. Также, ведутся опытно-конструкторские работы по созданию новых поколений спуско-подъемных устройств для подводных аппаратов поисково-спасательного назначения.

Морская пучина - холодная, волнующая и окруженная неизвестностью. Если открыть учебник по истории, то можно убедиться, что вода не только порождает жизнь на нашей земле, но и кишит угрозами. Только воистину отважные мужчины, которые любят Родину и готовы её защищать, могли пойти на такой решительный шаг и соединить свою судьбу с кораблем. Особенно это касается тех, кто отважился служить на подводной лодке. Каждый день эти не известные никому герои рискуют своей жизнью, чтобы мы могли спокойно спать и не переживать о том, что на нашу страну нападет враг.

19 марта - День моряка-подводника. Почему именно эта дата стала основанием для торжества? Для того чтобы это узнать, следует окунуться в прошлые столетия, ведь насчитывает более двухсот лет. И за это время наши моряки успели прославиться даже в самых отдаленных уголках мира.

В глубину истории

Первым, кто предложил идею создания судна, был, как ни странно, великий творец в области культуры Леонардо да Винчи. Он презентовал модель боевой лодки, но вскоре её уничтожил, так как опасался военного положения.

Решительными действиями отличился голландец Корнелиус Дребелль в 1620-м. Он спроектировал судно для английского короля Якова I, после чего план был воплощен в реальность на судостроительном заводе в Лондоне.

В России же попытки создать такое морское чудо предпринимались при Петре Великом. За этот нелегкий объект взялся самоучка из народа Ефим Никонов. Но после смерти царя дело закрыли, и проект остался невоплощенным.

Возрождение морского флота России

Только лишь в 1906 году, 19 марта, был принят указ Николая II, в котором говорилось про формирование войск на После этого началось активное сооружение подводных лодок. Все силы ученых в данной области были направлены на усовершенствование боевых возможностей таких судов, ведь в случае опасности они должны по максимуму устоять в сражении.

Военный период

В 1912 году на Балтийском судостроительном заводе был спроектирован корабль модернизированного типа на дизельном топливе. Уже тогда власть готовилась к нападению и предчувствовала наступление войны.

В начале Первой мировой силы морского флота России включали в себя бригаду подводных лодок (восемь кораблей) и учебный отряд (три корабля). В 1917-м уже была сформирована целая морская военная база под названием «Тосна». Она включала по семь дивизионов, которые содержали 4-5 кораблей.

Пристального и особого внимания заслужила крейсерская подводная лодка, которая была спроектирована в 1935 году, накануне Второй мировой.

К ВМФ имел в своем арсенале 212 кораблей. Их команды отличались хорошей морской выучкой.

В наши дни вооружена мощнейшими реактивными подводными лодками, которые без труда решают любые боевые задачи.

Море рифмуется

В День моряка-подводника стихи сыплются отовсюду. Ведь наши соотечественники склоняются перед великими подвигами героев.

Множество народных изложений было написано с того времени, как праздник обрел популярность в обществе. Вот одно из них:

На водном глянце их не видно,

И лишь радар увидеть может.

Они скрываются в глубинах -

Под толщей вод их курс проложен.

Исследуя морей просторы,

Границы бережет подводник.

Защита наша и опора,

Мы поздравляем вас сегодня!

Также подобным поздравлениям уделяют немало внимания на традиционных концертах, которые проводятся 19 марта. День моряка-подводника каждый год отличается какими-то новыми презентациями творческих наработок. Самые лучшие и эксклюзивные работы представляют на суд общественности и самим виновникам торжества.

Почтение труда моряков

Каждый год в День моряка-подводника поздравления принимают все мужчины, чья трудовая деятельность связана с ВМФ. Это в том числе конструкторы, работники проектных организаций и судостроительных заводов.

Чествование ознаменовывается не только митингами и праздничными концертами, но и организацией бесплатных туров в различные музеи, связанные с кораблями и открытыми водами.

В день 19 марта мероприятия осуществляются во многих городах России в независимости от того, есть там порт или нет.

Прямые трансляции парадов и митингов доступны в любой точке страны, а вручение наград и медалей проводят по месту жительства черноморцев или в столице.

ВМФ в Петербурге

День моряка-подводника в России всегда отмечается с большим размахом. Каждый служитель флота не обделен вниманием: столько песен, стихов и поздравлений слышится ото всюду.

В 2014 году в День моряка-подводника поздравления в Санкт-Петербурге принимали все, кто причастен к этому торжеству. На праздничной церемонии российские корабельщики почтили память героев ВМФ и воздали им славу.

У монумента «100-летие подводных сил России» встретились ветераны флота, курсанты, сотрудники верфей, конструкторы и инженеры.

Этот мемориал открыли в 2008 году по инициативе ветеранов и работников «Адмиралтейских верфей». Основная составляющая произведения представляет собой конструкцию подводного судна. В это сооружение была помещена оболочка с посланием к морякам и судостроителям 21 века.

«Тайна трех океанов»

Также накануне 19 марта праздник прочувствовали во Владивостоке. Там был представлен фильм, посвященный всем подводникам СНГ. Над его созданием работали два года, главным организатором данного проекта стал «Тайна трех океанов» - такое название получил документальный фильм. Съемки проводились в разных местностях и за пределами России: в США, Исландии, Норвегии и Панамском канале.

Режиссер старался наполнить атмосферу фильма реалистичными образами и картинками, но все же не обошлось без компьютерной графики, которая помогла в реконструкции исторических событий.

Главная цель экранизации - показать обычным гражданам, насколько флот был значимым в период Великой Отечественной войны.

С тех пор День моряка-подводника в России не обходится без трансляции этого фильма. Ведь знание истории - основа всех основ для состоявшегося гражданина.

Реконструкция морского боя

В 2015 году праздник отличился весомыми событиями. Торжество уже по традиции проходило в Санкт-Петербурге, на «Адмиралтейских верфях» была заложена очередная подводная лодка проекта 677 «Великие Луки», и тем же временем на «Семваше» состоялась презентация пятой атомной субмарины «Архангельск».

Также 19 марта (День моряка-подводника) был сформирован полноценный совет ветеранов Сестрорецка, была организована реконструкция боя на озере Разлив. А Клуб сотрудников ВМФ провел праздничный вечер уже в Зале революции знаменитого корпуса Петра Великого.

Благодаря этим мероприятиям 19 марта праздник выдался очень динамичным и полным эмоций, возрастная категория посетителей торжества очень различалась. Это демонстрирует то, что любому поколению нашей страны небезразлична судьба действующих моряков и ветеранов военных действий, которые бороздили и бороздят глубинные просторы, несмотря на сложность ситуаций.

История подводных сил Военно-Морского Флота необычайно интересна. По сути, ее отсчет можно вести с 1718 года, когда простой русский плотник Ефим Никонов разработал чертежи так называемого «потаенного судна», которое может плавать под водой, и преподнес их в дар Петру I. Царь настолько воодушевился этой идеей, что приказал немедленно воплотить ее в жизнь. Спустя 6 лет первая российская деревянная подводная лодка была построена, но... в самом начале ходовых испытаний она затонула, а сам Ефим Никонов чуть не погиб.

После смерти Петра, по приказу Адмиралтейской коллегии, работа над созданием потаенных судов была остановлена. Хотя интерес к лодкам, которые могут плавать под водой, в России никогда не ослабевал. Лучшее доказательство этому - архивы Адмиралтейства, в которых хранится более 135 проектов подводных лодок с чертежами и полными расчетами.

Первая подводная лодка, которая хоть отдаленно напоминает современные модели, была построена в 1834 году (за 30 лет до того как Жюль Верн написал свой знаменитый роман «20 тысяч лье под водой»). Честь ее создания принадлежит русскому инженеру К. А. Шильдеру. Правда, в дальнейшем ее конструкция была признана неудачной, впрочем, как и конструкция подводной лодки инженера И.Ф. Александровского (1866 год). Особого внимания заслуживают подводные лодки, сконструированные в конце 19-го века видным русским инженером С.К. Двежецким.

Только в 1904 году усилия российских инженеров увенчались успехом. На Балтийском заводе была построена первая действующая подводная лодка, которая успешно прошла испытания. 19 марта 1906 года император Николай II издал указ о создании нового класса боевых судов - подводных лодок. Буквально спустя 10 дней, 27 марта 1906 был сформирован первый Учебный отряд подводного плавания. Одновременно с этим, в России появился и новый праздник - День моряка-подводника, который ежегодно отмечался до 1917 года 19 марта.

День моряка-подводника в современной России

К сожалению, в советское время о существовании праздника просто-напросто забыли, хотя подводный флот всегда играл, и будет играть, огромную роль в защите национальных интересов России. Спустя почти 80 лет, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий ВМФ России Ф.Н. Громов подписал указ о возрождении праздника День моряка-подводника. Дата торжеств осталась неизменной - 19 марта, в честь подводного флота России.

Традиции дня моряка-подводника

День моряка-подводника отмечается 19 марта на самом высоком уровне. Каждый год Главнокомандующий ВМФ адресует морякам-подводникам праздничные обращения, в которых благодарит их за мужественный и нелегкий труд, безупречный профессионализм и самоотверженное служение Родине. 19 марта традиционно проходят торжественные собрания, концерты, приемы. За особые заслуги моряки-подводники награждаются орденами, почетными грамотами и ценными подарками.

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это праздник одной из самых сложных и уважаемых военных профессий. Двадцать лет назад, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник - День моряка-подводника. В качестве даты праздника было выбрано 19 марта - именно в этот день в 1906 году император Российской империи Николай II ввел в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей - подводные лодки. Таким образом, 19 марта 2016 г. отмечается 110 лет российскому подводному флоту. За более чем вековую подводный флот превратился в один из важнейших компонентов военно-морских сил страны. Сегодня моряки-подводники - это элита Военно-Морского Флота России. Вряд ли тогда, свыше ста лет тому назад, кто-то из руководителей страны и даже военно-морского флота, мог себе представить, какого уровня развития достигнет за ХХ век подводный флот.


Россия стала одной из первых стран мира, обзаведшихся собственным подводным флотом. Хотя официально подводный флот в Российской империи был создан в 1906 году, в действительности разработки отечественных изобретателей в сфере подводного кораблестроения начались гораздо раньше. История сохранила имя мастера Ефима Прокофьевича Никонова, еще в 1718 г. обратившегося к Петру I с челобитной, в которой он предлагал построить «потаенное судно». Экспериментальный экземпляр «потаенного судна» даже удалось построить, но при испытаниях лодка получила пробоину. За время ремонта судна умер Петр I, Никонова разжаловали в простые работники верфи, поэтому задумка так и не была доведена до конца. В 1834 г. под руководством генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера (1785-1854) была построена первая в мире металлическая подводная лодка. Это был первый в истории подводный корабль, построенный целиком из железа и вооруженный шестовой миной с пороховым зарядом в 16 кг. Однако и этот проект был остановлен из-за отказа правительства в его финансировании.

Лишь во второй половине 70-х годов XIX в. российское военное руководство более-менее серьезно отнеслось к проектам создания подводных судов. В 1878 г. свою подводную лодку презентовал Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) - российский изобретатель польского происхождения. Первая модель Джевецкого была одноместной, а вторая модель, презентованная в 1879 г., включала экипаж из четырех человек и приводилась в движение силой ног матросов - с помощью педалей они вращали гребной винт. После этого был дан государственный заказ на постройку пятидесяти аналогичных подводных лодок. Их распределили по крепостям, но реального применения лодки не имели. В 1885 году Джевецкий построил первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем.

Однако подлинным «автором» российского подводного флота с уверенностью можно назвать Ивана Григорьевича Бубнова (1872-1919) - русского морского инженера, конструктора опытных моделей подводных лодок, которые уже могли быть пригодными для выполнения боевых задач. Под руководством Бубнова, лейтенанта М.Н. Беклемишева и инженера-механика И.С. Горюнова была разработана и построена на Балтийском заводе подводная лодка «Дельфин» дальностью плавания 240 миль и скоростью 10 узлов. Она в выгодную сторону отличалась от лучших образцов зарубежного подводного кораблестроения. С этим согласилось и морское ведомство, принявшее решение заказать 10 подводных лодок типа «Дельфин». Но вскоре началась русско-японская война, из-за чего строительство подводных лодок пришлось осуществлять ускоренными темпами. К началу боевых действий на Дальнем Востоке, на Тихом океане базировалось уже тринадцать подводных лодок, однако в боевых действиях они практически не участвовали. В 1903 г. Иван Бубнов был назначен начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, оставаясь в этой должности до 1908 г. Бубнов руководил разработкой проектов подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула», типов «Барс», «Морж» («Нерпа»).

27 марта 1906 г. был создан Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве. В его задачи входила, в первую очередь, подготовка командиров подводных лодок, младших специалистов и рядового состава. Только за первые два года своего существования, с 1907 по 1909 гг., Либавский учебный отряд подготовил 103 офицера и 525 специалистов. Сюда же поступали и все построенные подводные лодки. Именно в Либаве они укомплектовывались экипажами, после чего распределялись на Балтийский и Черноморский флоты. Что касается собственно подводных лодок, то наиболее успешными проектами стали «Морж» и «Барс». Лодки типа «Морж» имели водоизмещение: надводное - 630 т., подводное - 758 т., а двигатель мощностью 1200 л.с. позволял развить скорость до 11 уз. Подводные лодки типа «Барс» были еще более мощными. Они имели мощность 3000 л.с., скорость 11,5 уз., дальность плавания - 2500 миль. Во время подводного плавания использовались два электродвигателя мощностью 600 л.с. Лодка «Барс» была вооружена четырьмя трубчатыми торпедными аппаратами (по два аппарата были установлены на носу и на корме), восемью торпедными аппаратами системы Джевецкого, двумя артиллерийскими орудиями и одним пулеметом. Экипаж подводной лодки «Барс» насчитывал до 33 человек.

Ко времени начала Первой мировой войны Российская империя располагала подводным флотом в 58 лодок, из которых 24 лодки относились к типу «Барс». Основные подводные силы российского императорского флота были сосредоточены на Балтийском море. Здесь базировались учебный отряд подводного плавания и бригада подводных лодок, включавшая в свой состав два дивизиона подводных лодок. Несмотря на непродолжительный срок существования, уже в годы Первой мировой войны российский подводный флот проявил себя очень достойно. Только в 1915 г. российские подводники захватили и потопили 16 германских транспортных судов с ценными грузами на борту. В 1915-1916 гг. в бригаду подводных лодок Балтийского флота поступили еще 7 лодок типа «Барс» и 5 лодок типа «АГ», приобретенных у Соединенных Штатов Америки. Великобритания направила для усиления российского флота в Балтийском море 10 подводных лодок типов Е и С (две из них, правда, погибли во время пути). После увеличения количества кораблей, бригада подводных лодок Балтийского флота была реорганизована в дивизию подводных лодок. К 1917 г. дивизия подводных лодок состояла из семи дивизионов, в каждом из которых было по 4-5 подводных лодок, и это - без английских подводных кораблей. Первые три дивизиона дивизии подводных лодок полностью укомплектовали лодками типа «Барс», еще один дивизион - лодками «АГ», а остальные три дивизиона имели смешанный состав. Кроме того, в состав дивизии входила плавучая база «Тосна». За время войны Россия потеряла 24 подводные лодки, но лишь 4 из них относились к типу «Барс». Остальные «Барсы» продолжили службу уже в советском военно-морском флоте, последняя из лодок этого типа была разобрана в 1937 году - спустя тридцать лет после создания в России подводного флота.

События первых месяцев революции стали трагическими для российского подводного флота, как и для вооруженных сил страны в целом. Однако советская власть быстро осознала необходимость сохранения военно-морской мощи страны, в том числе и подводного флота. Именно советский период отечественной истории стал определяющим в развитии подводного кораблестроения страны и превращения подводного флота в одну из основ ВМФ. Первое время советский военно-морской флот использовал доставшиеся от императорского флота и переименованные старые подводные лодки. Однако, уже в середине 1920-х гг. началось строительство советских подводных лодок. Фактически советский подводный флот начался с шести подводных лодок типа «Декабрист», строительство которых было включено в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32 гг. На вооружении лодок «Декабрист» находились восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудия. Службу на лодке проходил экипаж из 53 человек.

Практически сразу же после революции и создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ), была упорядочена и система подготовки личного состава советского подводного флота. Примечательно, что преемственность с дореволюционным подводным флотом практически не разрывалась. Так, еще в годы Первой мировой войны из Либавы в Петроград и Ревель был переведен Учебный отряд подводного плавания. Революцию преподаватели и слушатели отряда встречали в Петрограде. К этому времени в отряде проходили службу командиры, преподаватели и 56 слушателей. Уже 22 марта 1919 г. был объявлен набор 125 курсантов отряда, начавшего подготовку специалистов для Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1925 г. Школа подводного плавания была переведена в Новоморские казармы. К началу Великой Отечественной войны в отряде было подготовлено не менее 14 тысяч офицеров, старшин и краснофлотцев подводного плавания. На вооружении РККФ к 1941 г. находилось 212 подводных лодок. Начавшаяся война стала главным испытанием советского подводного флота «на прочность». О героизме советских моряков-подводников написано огромное количество литературы. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота стали Гвардейскими и Краснознаменными. Двадцать моряков советского подводного флота за подвиги в годы Великой Отечественной войны получили высокие звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Победа в Великой Отечественной войне ознаменовала начало новой, послевоенной эпохи в истории советского подводного флота. Учитывая, что практически сразу же после окончания войны наметилось резкое ухудшение отношений между Советским Союзом с одной стороны, США, Великобританией и другими странами Запада - с другой стороны, возросла потребность в дальнейшем наращивании вооружений и укреплении военно-морской мощи страны. Началось строительство атомных подводных лодок, получивших ракетно-ядерное . Соответственно, вырос и спрос подводного флота на большое количество прекрасно подготовленных офицеров - специалистов высокой квалификации. Для улучшения системы подготовки офицерских кадров подводного флота было решено создать на базе 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, готовившего вахтенных офицеров для флота, нового военно-учебного заведения подводного флота. В 1954 г. 1-е Балтийское высшее военно-морское училище было преобразовано в 1-е Высшее военно-морское училище подводного плавания. После присвоения в 1958 г. училищу имени Ленинского комсомола, оно стало официально называться «Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола». Под этим названием училище просуществовало до 1998 г., когда в рамках реформирования системы военного образования было объединено с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе и вошло в состав Санкт-Петербургского военно-морского института. Кроме того, в Севастополе в 1951 г. было создано 3-е Высшее военно-морское инженерное училище, в 1954-1960 гг. называвшееся Высшим военно-морским инженерным училищем подводного плавания. Оно осуществляло подготовку инженерных кадров для океанского атомного флота, в том числе - и для подводных лодок.

Развитие атомной энергетики и совершенствование ракетно-ядерного оружия превратило подводный флот не просто в один из важных компонентов военно-морских сил страны, а в часть ядерного щита страны, имеющую стратегическое значение для обеспечения обороноспособности государства. Нелегкие для армии и флота времена первого постсоветского десятилетия, когда на флоте происходили сокращения офицеров, а продолжавшие службу моряки буквально совершали подвиг чести, сменились с началом нового тысячелетия периодом постепенного подъема военной сферы, в том числе - и военно-морского флота.

Сегодня обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении страна. В настоящее время на вооружении ВМФ РФ находятся многоцелевые атомные подводные лодки, дизель-электрические подводные лодки, ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Подводный флот вновь становится гордостью российского государства. Стоит ли говорить о том, что сегодня растет и престиж службы на подводных кораблях. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной квалификации. На ракетных подводных крейсерах типа «Борей» из 107 человек экипажа 55 человек - офицеры. Это - вполне понятно, так как справиться со сложнейшими техническими системами, установленными на подводных лодках последнего поколения, под силу лишь специалистам экстра-класса. В День моряка-подводника остается пожелать всем адмиралам, офицерам, мичманам, старшинам и матросам подводного флота - как действующим, так и ветеранам, - мирных глубин, спокойной службы и крепкого здоровья.

Подводный флот – мощнейшее средство защиты страны. Опасная, но в то же время, самая уважаемая военная профессия – моряк-подводник. Приказ по флоту об учреждении профессионального праздника подводников был подписан в 1996 году.

У всех воинских праздников даты имеют историческую основу. 19 марта 1906 года последний русский император вводит в состав ВМФ подводные лодки. Более чем вековая история превратила эти подразделения в важный компонент военно-морского флота. Моряки-подводники стали элитой. На заре истории подводного флота никто не мог представить уровень развития субмарин в 21 веке.

Российская империя одной из первых поставила в строй новый вид кораблей. Отечественные разработки подводной техники велись задолго до официальной даты введения в строй. Смерть Петра I помешала провести испытания потаенного судна. Разработчика разжаловали, и реализация планов по созданию подводных кораблей надолго отложилась. В следующий раз опытный экземпляр был построен в 1834 году. Первый в мире металлический подводный корабль был вооружён миной весом в 16 кг, которая крепилась на шесте. Закулисная борьба в правительстве не позволила осуществиться планам покорения морских глубин.

Первые действующие экземпляры стали появляться лишь в 70-е годы 19 века. Руководство страны стало понимать важность разработок по созданию субмарин. Лодки Джевецкого двигались за счёт мускульной силы моряков, которая вращала винт. Пятьдесят подводных лодок были распределены по крепостям, но в боевых действиях не применялись.

Отцом отечественного подвода флота стал морской инженер Иван Бубнов. Под его руководством разработали и ввели в строй субмарину «Дельфин». Судно имело дальность хода в 240 миль и развивало скорость 10 узлов. Это был настоящий прорыв. Лучшие зарубежные аналоги не могли соперничать с «Дельфином». Русско-японская война заставляет ускорить производство субмарин. Команда Бубнова разработала проекты «Касатка», «Минога», «Акула».
Самыми успешными разработками стали проекты «Морж» и «Барс». Дальность хода до 2500 миль, четыре торпедных трубчатых аппарата, восемь аппаратов Джевецкого, пушка, пулемёт – субмарины типа «Барс» становятся реальной боевой силой.

К началу Первой мировой основная часть подводного флота базировалась на Балтике.
Успешные операции показали превосходство русских лодок над зарубежными аналогами. За время войны балтийский флот потерял двадцать четыре лодки, но только четыре из них были отечественными. Остальные погибшие корабли относились к американским и британским проектам, приданным в качестве союзной помощи.
Советская власть быстро поняла важность подводного флота. Советский период стал основой развития этой составляющей ВМФ. К началу Второй мировой на вооружении стояло 212 субмарин и около 14 тысяч личного состава.

Великая Отечественная стала трагическим испытанием моряков-подводников. Сложность боевых действий усугублялась невозможностью спастись в случаях повреждений на глубине. Героизм наших подводников описан в огромном количестве книг и журналов, сняты фильмы.
23 лодки получили ордена Красного Знамена, 12 стали Гвардейскими, 4 – Гвардейскими и Краснознамёнными. За совершённые подвиги 20 подводников награждены высшей наградой – Звездой Героя. Тысячи матросов и офицеров были представлены к орденам и медалям.

Послевоенная история подводников проходит в жесточайшем противостоянии Холодной войны. Развитие атомной энергетики послужило толчком к созданию атомных субмарин с ядерными ракетами на вооружении. Быстрыми темпами идёт наращивание военно-морского потенциала. Создаются учебные заведения, которые готовят высокопрофессиональные офицерские кадры по всем специальностям.

Сложное время 90-х не смогло разрушить элиту флота. Нисколько не приукрасив, можно сказать, что несшие службу офицеры совершили подвиг чести, работая в голодное безденежное время. Новое тысячелетие становится периодом восстановления боеспособности подводного флота.

В современных реалиях иметь мощный высокотехнологичный подводный флот может только крупная технически развитая страна. Сейчас на боевом дежурстве ВМФ стоят атомные и дизель-электрические подлодки, ракетные подводные крейсера. Служба моряка-подводника престижна. Они обладают отменным здоровьем, высоким интеллектом и хорошим образованием. Управлять современными подводными крейсерами под силу только специалистам экстра-класса.

В этот замечательный профессиональный праздник хочется пожелать всем офицерам и матросам, как действующим, так и ветеранам, мирной глубины, крепкого здоровья и спокойных дежурств.