Л н толстой рано остался без. Лев толстой рано остался без

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого с отрывками из произведения Л.Н. Толстого «Детство»; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.

Планируемые результаты : предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения Л.Н. Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге, понимание главной мысли, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные:

Формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей басни, характеристика героев произведения, понимание главной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, диафильм «Детство Льва Толстого» (можно найти в Интернете).

Ход урока 1

I. Организационный момент

(Выразительное чтение стихотворения «Бородино».)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Добрые умирают, да дела их живут.

Добрый человек всегда правдой живет.

Мудрым никто не родился, а научился.

Учение образует ум, воспитание — нравы.

— Расшифруйте, что здесь написано. (Лев Николаевич Толстой.)

LЛGEWB SHIVKOWЛSAEGBSLИЧI WTSOLЛSCTVOЙSV

— Как вы считаете, как имя Льва Николаевича Толстого может быть связано с этими пословицами? (Предположения учащихся.)

IV. Работа по теме урока

— Ребята, мы сейчас работали с пословицами. По моему мнению, их можно отнести к писателю, с жизнью и творчеством которого мы знакомы, но на следующих уроках будем узнавать еще больше. Рассмотрите фотографии, данные в учебнике на с. 112, вспомните все, что вы знаете о Толстом, расскажите. (Ответы детей.)

— Посмотрим диафильм «Детство Льва Толстого».

— Итак, подведем итог. Что нового вы узнали об этом писателе?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Выполните задание на с. 71 творческой тетради. Запишите названия рассказов Льва Николаевича, которые вы читали.

(Самостоятельная работа обучающихся. Затем проводится проверка выполненной работы.)

— Используя полученные знания на уроке, дополните предложения.

Лев Николаевич Толстой родился... (в 1828 г.), а умер... (в 1910г.).

Всю свою жизнь он посвятил... (литературе).

Полное собрание сочинений составляет... (90 томов).

Родился и жил он в основном в... (Ясной Поляне).

Там он открыл... (школу для крестьянских детей).

Он сам написал для них... (учебник).

Лев Николаевич рано остался без... (родителей).

В 16 лет он поступил в один из лучших университетов того времени — ... (в Казанский).

Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к... (иностранным языкам), занимался... (историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал).

Всю свою жизнь Толстой пополнял знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

VII. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н. Толстого вы сегодня узнали?

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какие произведения Л.Н. Толстого вы читаете или прочитали? Расскажите о них.

III. Актуализация знаний

— Прочитайте отрывок из стихотворения «Берегите матерей».

Хлынул дождь — и все в горах намокло,

Разбежались по воде круги...

Слышу: через крышу, через стекла

Молят капли:

— Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:

«Мать — весь мир, и рощи, и поля».

Яростно бушует непогода,

В черном небе не видать ни зги...

Просит каждый час любого года:

«Душу мира, маму, береги!»

Р. Гамзатов

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, с веселой интонацией, выразительно).

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать. («Детство».)

— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения учащихся.)

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?

Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии JI.H. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

(Чтение рассказа «Маman» учителем.)

— Ваши впечатления?

— Кто герой этого произведения? (Описывая свою жизнь, Лев Николаевич сделал героем произведения Николеньку Иртеньева, т. е. он называет себя в произведении Николенькой.)

(Словарная работа.)

— В тексте вам встретились непонятные слова. Попробуйте объяснить их.

IV. Физкультминутка

(Повторное чтение текста по частям с анализом.)

— Какое событие описывает Л.H. Толстой?

— Назовите действующих лиц.

— Какой представляется мама в воображении ее сына? Прочитайте.

— «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». Объясните эту мысль. Согласны ли вы с этими словами?

— Как вы понимаете выражение воскресить в воображении черты любимого существа?

— Справедливо ли утверждение о том, что воспоминание о маме, ее улыбке может скрасить жизнь человека? Перечитайте нужный отрывок. Что сказано в нем о чертах ее лица?

— Составьте несколько предложений о самом дорогом для вас человеке.

(Дети рассказывают о маме.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Прочитаем еще раз стихотворение Р. Гамзатова.

Сегодня мы прочитали замечательный отрывок из произведения Льва Николаевича. Его герой - Николенька - был таким же ребенком, как и вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно. Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил, потому что не хотел заниматься. Но потом он раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья. Умейте и вы попросить прошения, если кого-то обидели. Берегите своих близких, заботьтесь о них.

Домашнее задание

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои небольшие сочинения о маме.

III. Работа по теме урока

— Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы. Попробуйте узнать их по первым строчкам.

. «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек».)

. «Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу». («Филипок».)

. «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел». («Правда всего дороже».)

. «Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». («Котенок».)

. «Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». («Косточка».)

. «Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело». («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».)

. «Сын приехал из города к отцу в деревню». («Ученый сын».)

. «В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям». («Лев и собачка».)

. «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой». («Прыжок».)

— Какие еще произведения знаете и помните?

— На какие группы можно разделить эти произведения? (Рассказы и басни.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

(Знакомство с текстом главы «Ивины».)

— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как вы думаете, о чем этот текст? (Прогнозирование содержания текста.)

(Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.)

— Какие чувства вы испытали во время чтения?

— Какие слова и выражения были непонятны?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Характеристика героев произведения.)

— Пользуясь текстом, ответьте на вопросы.

— Кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях? (Повествование ведется от имени мальчика, от имени автора.)

— Дайте его характеристику. (Главный герой, Николенька Иртеньев, рассказывает о происходящих событиях. Он очень близок самому автору.)

Верно, это так. Л.Н. Толстой вел свои дневники в течение 19 лет. Повесть «Детство» — это тоже дневник, поскольку в нем рассказывается о жизни мальчика, его семьи, друзей, родственников день за днем. Автор специально наделил героя такими чертами характера, которые были свойственны ему самому.

— Какие важные черты характера имеет его герой? (Это добрый, искренний человек, способный на сочувствие.)

— К кому из героев повести Николенька относится с особым чувством любви, привязанности? Почему? (К Сергею Ивину. Он считает Сергея необыкновенно красивым человеком.)

— Что особенно привлекло Николеньку в Сергее? (Сергеи отличался находчивостью, организаторскими способностями, смелостью. Именно таким видел Николенька Сергея.)

— Какое событие позволило Николеньке посмотреть на своего приятеля по-другому? (Когда в гости пришел Иленька Грап, то Сергей решил подшутить над ним. Эта шутка не оказалась безобидной. Иленька чувствовал, что все ребята восстали против него. Сергей поступил жестоко. Николенька даже и не подумал в тот момент, что ребята вместе с ним обижают слабого человека. Осознал он это позже.)

— Как вы думаете, почему Николенька и другие дети не заступились за Иленьку Грапа? (Они и не предполагали, что Сергей может быть неправ, да и сами были увлечены игрой.)

— Какова была реакция детей на то, что сделал Сергей по отношению к Иленьке? (Дети чего-то боялись. Может быть, сами не хотели оказаться в смешном положении, поддерживая Иленьку, сочувствуя ему.)

— Какое впечатление произвел на вас Сергей в начале произведения?

— Изменилось ли ваше отношение к нему? Почему это произошло?

— Как вы думаете, почему Иленька Грап не мог противостоять натиску и нападкам на него со стороны мальчиков?

Последние три абзаца — особые слова, в которых голос автора присоединяется к голосу рассказчика. Автор как бы сквозь призму времени оценивает поступок Николеньки. Его мнение — это мнение взрослого, мудрого человека, который не сумел понять всю неприятную сторону произошедшего события. Он ругает себя и недоумевает, потому что не смог в тот момент защитить слабого человека, не сумел приглушить в себе чувства любви к Сергею.

— Как герой-рассказчик оценивает свое поведение? Изменил ли он свое отношение к Сергею? (В повести сказано: «Я с участием посмотрел на бедняжку...» Николеньке было жаль мальчика. Он первым спросил Сергея о том, зачем тот это сделал. Но, когда Сергей сказал о своей больной ноге, Николенька вмиг изменил свое мнение. Он стал оправдывать Сергея и осуждать Иленьку за плаксивость.)

— Объясните смысл двух последних абзацев повести. Какую главную мысль хотел до нас донести автор?

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— Чему учат произведения Л.Н. Толстого?

— В чем смысл прочитанного произведения?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста Л.Н. Толстого.

Лев Толстой — русский классик, один из наиболее почитаемых на мировой литературной сцене писателей, создатель масштабного эпического романа «Война и мир», лауреат Нобелевской премии, участник военных действий на Кавказе и под Севастополем, мыслитель и просветитель.

Лев Толстой — известный русский писатель.

Его литературные и публицистические работы насчитывают 90 томов, а жизнь и творчество Толстого послужили основой для этического и религиозного течения — толстовства, которое имеет множество последователей по всему миру..

Краткая справка

Лев Толстой уже при жизни был признанной литературной величиной. Его творчеством открывается новый этап русского и мирового реализма. По его романам и повестям многократно снимались художественные фильмы и ставились спектакли по всему миру. Он был самым читаемым писателем в советское время. За период 1918-1986 гг. общий тираж его произведений составил 436,261 млн экземпляров.

Краткая биография Толстого

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1928 г. в дворянской усадьбе Ясная Поляна. Расцвет его литературной деятельности пришелся на 1960-1970-е годы. В это время он создает романы «Война и мир», «Анна Каренина». В общей сложности он написал 174 литературных произведения и более 300 публицистических статей.

Во главу своего творчества и жизненного уклада Толстой ставил нравственное служение. Литератор всю свою жизнь посвятил просветительской работе и благотворительности. Открыл школу для детей из крестьянских семей, помогал бедным во время голода.

Был женат на одной из сестер Бернс — Софье Андреевне. У супругов было 13 детей. Был предан анафеме за свои радикальные взгляды, подвергался негласному надсмотру со стороны государства. Умер в 82 года от продолжительной тяжелой болезни в доме у железнодорожной станции Астапово 20 ноября 1910 г. Похоронен возле своей усадьбы.

Родители и первые годы жизни

Лев Николаевич родился 9 сентября 1928 г. в 14 км от Тулы в родовом имении Ясная поляна. Основной вклад в обустройство усадьбы внес дед писателя Н. С. Волконский. Лев Николаевич был 4-м ребенком в семье. Его отец — граф Толстой — принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать — Мария Николаевна Толстая, в девичестве княжна Волконская, была потомком Рюриков.

Толстой имел родственные связи со многими русскими аристократами и даже общего предка с Пушкиным — адмирала Ивана Головина. Некоторые из именитых родственников автора впоследствии стали прототипами для персонажей его романов.

Родители писателя умерли рано, и он вместе с другими детьми графа Толстого остался на попечении родственницы Т. А. Ергольской, а затем графини А. И. Остен-Сакен. Когда последней не стало в 1841 г., дети переселились к своей тете П. И. Юшковой в Казань.

Домашним обучением юного Толстого занимался Сен-Тома — гувернер, образ которого нашел свое отражение в автобиографической повести «Детство», а затем немец Ресельман. После того как молодой Лев поселился в семье Юшковых, он задался целью поступить в Императорский Казанский университет, считавшийся престижным в те годы.

Лев так и не получил высшее образование.

В 1844 г. Толстой сдал вступительные экзамены и был зачислен на факультет восточной словесности. В конце учебного года по итогам экзамена он не прошел на следующий курс, поэтому перевелся на юридическое отделение, где учился еще 2 года и затем бросил университет, так и не получив ученой степени.

В 1847 г. писатель вернулся в семейную усадьбу, где занялся самообразованием. Многие факты из жизни литератора до сих пор остаются загадкой. Достоверно неизвестно, сколько языков знал Толстой, но, по свидетельствам современников, их было более 15.

В это время он начинает переосмысливать отношения между помещиком и крестьянами. Толстой занялся благотворительностью и открыл свою первую школу для крестьянских детей, где часто вел занятия самостоятельно.

Увлечения и военная служба

В 1848 г. будущий писатель отправился в Москву. Там он намеревался готовиться к сдаче кандидатского экзамена, но вместо этого с головой окунулся в светскую жизнь и увлекся карточными играми. Лев Николаевич был азартным человеком и часто проигрывал. Зимой 1849 г он уехал в Петербург, где проводил время в непрерывных кутежах и развлечениях вместе с приятелем К. А. Иславиным.

В эти же годы его захватило увлечение музыкой. Он посещал концерты, с удовольствием слушал произведения Баха, Шопена и Генделя. Литератор любил играть на рояле и поселил у себя в усадьбе музыканта по имени Рудольф, с которым играл в 4 руки. В соавторстве с приятелем Зыбиным сочинил вальс, нотную запись которого в начале 1900-х сделал композитор С. И. Танеев.

Для того чтобы расплатиться с карточными долгами, весной 1851 г. Толстой уезжает на Кавказ. Там по настоянию старшего брата Николая Толстого он поступил на военную службу. Осенью он сдал экзамен и получил звание юнкера. В течение 2 лет участвовал в военных стычках на Кавказе.Затем перевелся в Дунайскую армию в Крым. В 1854-1855 гг. участвовал в сражениях под Севастополем, за оборону которого был награжден орденом Святой Анны 4-й степени и медалями.

Вдохновленный военной службой, Толстой пишет трилогию «Севастопольские рассказы». Первую часть из трилогии он отправляет на публикацию в журнал «Современник». Это произведение было высоко оценено императором Александром. В эти же годы Толстой начинает работу над повестями «Детство» и «Отрочество», которые затем вошли в автобиографическую трилогию.

Пишет рассказ «Рубка леса», начинает работу над повестью «Казаки». В 1856 г. писатель окончил службу в звании поручика и погрузился в литературное творчество.

Путешествия по Европе

После окончания службы Толстой уже был принят в литературной среде Петербурга, кружках и светских салонах. Там он знакомится и начинает дружить с именитыми литераторами Н. А. Некрасовым, И. С. Гончаровым, А. В. Дружининым, В. А. Соллогубом. В это время он заканчивает работу на последней частью из трилогии «Юность», пишет «Метель» и «Два гусара».

Несмотря на насыщенную светскую жизнь в 1857 г. у Толстого случился внутренний передом и разлад с писательским кружком. Он оставляет Петербург и отправляется в путешествие по Европе.

Во время поездок по Франции, Швейцарии, Германии, Италии и Англии он разочаровывается в европейской жизни. Толстой замечает пропасть между богатыми и бедными, которая был спрятана под напыщенным покровом европейской культуры. Свои критические мысли о европейском укладе жизни он высказал в рассказе «Люцерн».

Педагогическая деятельность

В 1859 г. Толстой возвращается в родную усадьбу и основывает крестьянские школы в Ясной Поляне. И через год после этого снова отправляется в 9-месячное путешествие по Европе для того, чтобы узнать о народном образовании в других странах. Вернувшись, он упраздняет дисциплинарные правила и программы в созданных им школах. С 1862 г. он начинает издавать журнал о педагогике «Ясная Поляна».

Лев Толстой в Николаеве.

Позднее Толстой создает «Азбуку» и «Новую азбуку», в которых присутствуют как его собственные рассказы для детей начальных классов, так и переложения народных сказок и басен.

Ранние публикации

Свои первые литературные шаги Толстой делает еще до службы на Кавказе. В 1847 г. он начинает вести дневник, который будет дополнять до конца жизни, изредка пишет стихотворения. Одно из них было нанесено на памятник на могиле его тети и опекунши А. И. Остен-Сакен. В период 1850-1851 гг. начинает писать повесть «Детство», но активно берется за творчество лишь после во время военной службы.

В 1852 г. он оправляет «Детство» на публикацию в передовой журнал «Современник», которой издавал Н. А. Некрасов. После публикации своего дебюта он сразу же получает признание в литературных кругах.

В эти годы Толстой создает:

  • «Севастопольские рассказы» (1855-1856 гг.);
  • «Детство. Отрочество. Юность» (1852-1857 гг.);
  • «Набег» (1653 г.);
  • «Рубка леса» (1855 г.);
  • «Метель» (1856 г.);
  • «Два гусара» (1856 г);
  • «Люцерн» (1857 г.).

После того как писатель покинул Париж, литературная элита охладела к Толстому. Он и сам не стремится к общению, его единственным приятелем в этот период жизни становится А. Фет.

В дневниковых записях этих лет он выражает недовольство жизнью и описывает творческий кризис: «Нерешительность, праздность, тоска, мысль о смерти. Надо выйти из этого. Одно средство. Усилие над собой, чтобы работать». В 1862 г. Толстой женится на 18-летней Софье Бернс. Женитьбой ознаменован период расцвета его творчества.

Основные романы

После женитьбы у писателя начинается творческий подъем. Он пишет романы «Война и мир», «Анна Каренина». Первый отрывок из романа- эпопеи «Война и мир» был опубликован в 1865 г. в журнале «Русский вестник». К моменту окончания работы над произведением в 1869 г. книга имела большой успех.

В 1870-х Толстой становится признанным литератором. Его называют величайшим русским автором. Лев Николаевич был доволен своей работой, но при этом в письме к Фету отзывается о романе, как о «многословной дребедени».

В 1873 г. Лев Николаевич отправляется в Самарскую губернию вместе с семьей и там начинает работу над «Анной Карениной». Этот роман считается переходом к драматическому периоду его творчества. В нем нет простоты и идиллии, а характеры героев усложнены.

Обращение в веру

Лев Николаевич со своей женой Софьей Андреевной.

В начале 1880-х у писателя начинается период духовного и нравственного поиска. В эти годы он пишет философские трактаты, в которых задается вопросами о религии, искусстве и жизни.

Во время работы над «Исповедью» его начинают волновать вопросы о нравственности, смысле существования. В его дневниковых записях проскальзывают мысли о самоубийстве.

В поисках ответа Толстой обращается к богословию. Он читает религиозные трактаты, общается с монахами из Оптиной Пустыни, беседует со старцами, посещает множество храмов.

В эти годы литератор изучает древнееврейский и древнегреческий языки, чтобы читать христианские первоисточники. Сближается с московским евреем Шломо Минором. Одновременно с этим он начинает общаться со старообрядцами, крестьянскими проповедниками, мусульманами.

Со временем Толстой разочаровывается в христианстве и в 1880-1881 гг. пишет «Четвероевангелие», в котором переписывает священные тексты и удаляет из них то, что считает избыточным и неверным.

По причине его радикальных взглядов некоторые из его произведений этих лет были запрещены духовной и государственной цензурой. 24 февраля (по старому стилю) 1901 г. синод опубликовал заявление об отлучении от церкви Толстого. В своем тексте «Ответ синоду» литератор подробно рассказывает о расхождении своих взглядов на учение Христа с догмами Православной церкви.

Итогом его духовных поисков становится отказ от удобств и благ богатой жизни. Он все больше занимается физическим трудом, становится вегетарианцем, носит простую одежду, отказывается от авторских прав на свои работы. Многие из его поступков считались чудачеством и послужили поводом для анекдотов. Так, у Даниила Хармса есть цикл стихотворений, в которых он высмеивает пристрастия Толстого.

Этим аскетизмом и стремлением к нравственности открывается третий этап его творчества. Отличительной чертой этапа является отрицание большинства устоев государственной и светской жизни. С сентября 1882 г. император Александр 3 устанавливает за писателем негласный надзор. Идеи Толстого постепенно начинают проникать в общественную жизнь России. Из них формируется новое религиозно-этическое течение — толстовство.

Поздняя художественная литература

Перелом в сознании Толстого и религиозно-нравственные искания отразились на его поздних произведениях.

В эти годы он пишет:

  • «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886 гг.);
  • «Исповедь» (1879-1880 гг.);
  • «Записки сумасшедшего» (1884-1903 гг.);
  • «Крейцерова соната» (1887-1889 гг.);
  • роман «Воскресение» (1889-1899 гг.);
  • повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904 гг.).

Отношение к поздним работам автора было двояким. Поклонники считали, что в эти годы он достиг вершины своего творчества. Другие же упрекали Толстого в том, что он превратился из писателя в проповедника. Противоречивые отзывы вызвала и «Крейцерова соната», произведение чуть было полностью не попало под цензуру, но было напечатано в урезанном виде усилиями жены литератора, добившейся встречи с императором.

Последним крупной литературной работой Толстого стал роман «Воскресение», в котором он подвергает критике систему правосудия, светский быт и сближение духовенства с государственной властью. В поздних дневниковых записях Толстой сетует на то, что его последние произведения недооценены публикой и критиками.

Он пишет: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся важными». Сам же литератор придавал большее значение своим нехудожественным текстам.

Личная жизнь

Лев Толстой со своей семьей.

С юношеских лет Лев Толстой дружил с Любовью Александровной Иславиной, в замужестве Берс, и часто проводил время в кругу ее семьи. Когда дочери Берсов выросли, он решил жениться на старшей Лизе, но не смог найти с ней общий язык и сделал выбор в пользу средней сестры Софьи. 23 сентября 1962 г. 34-летний писатель женился на своей 18-летней избраннице.

Жена становится помощницей литератора. Она не только ведет хозяйство, но и выполняет функцию личного секретаря, переписывая черновики литератора. Со временем взаимоотношения супругов ухудшаются, между ними случаются размолвки. Одной из причин разлада стала ревность. Толстой ревновал жену к композитору Танееву, который часто бывал в их доме.

Другой причиной для ссор послужило желание Толстого избавиться от обременяющего его имущества. Он отдавал часть дохода бедным или на нужды деревенской школы, раздавал то, что считал избыточным: фортепьяно, мебель, экипаж и пр. Под давлением супруги в 1892 г. писатель подписал акт о передаче недвижимости жене и детям.

От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 9 сыновей и 4 дочери, 5 детей умерли в детстве. Кроме этого, Толстой имел внебрачного сына от яснополянской крестьянки Аксинии Базыкиной. Самые доверительные отношения у Толстого сложились с младшей дочерью Сашей. В 16 лет она стала маленькой подружкой Льва Николаевича.

Она освоила машинопись, выполняла роль секретаря, переписывала работы отца. Дочь была единственным человеком, которому Толстой сообщил о своих планах и местоположении, когда принял решение уйти из дома.

Старость писателя

Всю жизнь Толстой посвятил поиску нравственных идеалов и следованию им. С годами его взгляды оформились в религиозно-этическое учение, названное толстовством. Главными постулатами этого учения становятся нравственное самосовершенствование, любовь к миру, равенство религий и национальностей, опрощенье (термин ввел сам Толстой).

Лев Николаевич в старости вел аскетичную жизнь. Он ходил босиком, носил льняную рубаху, не ел мясо, отказывался от предметов роскоши, сам работал в поле, общался с крестьянами и старался помогать им в трудные годы.

На почве фанатичного следования идее опрощенья у Толстого обострились отношения с женой. Софья Андреевна не поддерживала мужа в желании отказаться от авторских прав, земли и имения. В конечном счете конфликт писателя с семьей стал причиной его ухода из дома.

Смерть и наследие

Аскетичный образ жизни с годами все больше захватывал Толстого. Ему опостылел помещичий быт, он считал его слишком роскошным. 13 ноября 1910 г. он собрал вещи и покинул Ясную Поляну вместе со своим врачом Д. П. Маковецким. Он начал свое путешествие со станции Щекино и отправился от туда в Шамординский монастырь.

Попутчики свидетельствовали, что плана поездки у Толстого не было, а его путешествие больше напоминало бегство. По пути Лев Николаевич почувствовал себя плохо, у него обнаружилось воспаление легких. Сопровождающие вынесли Толстого на станции Астапово, где после тяжелой болезни он скончался в доме начальника станции 20 ноября 1910 г.

Могила Льва Николаевича Толстого.

В день погребения в Ясную Поляну пришло несколько тысяч человек. Кроме родственников и друзей, в имении собрались крестьяне и государственные деятели.

Это были первые в России публичные похороны, проводимые не по церковному обряду. Власти опасались, что они могут превратиться в демонстрацию. Но вопреки опасениям все прошло тихо и без инцидентов.

Лев Николаевич Толстой погребен на поляне возле леса в усадьбе Ясная Поляна 10 ноября 1910 г. Когда гроб с телом писателя опускали в могилу, все присутствующие опустились на колени.

После смерти усадьба была превращена в дом-музей. Ежегодно в день рождения Толстого здесь проводится праздник, во время которого проходят литературные чтения, спектакли по произведениям Льва Николаевича. Книги, дневники и публицистические статьи Толстого издаются по всему миру большим тиражом. Педагогическое и философское наследие продолжается в работах его последователей.

Цитаты Льва Толстого

Вот основные из них:

  1. «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».
  2. «Величайшие истины — самые простые».
  3. «Разумное и нравственное всегда совпадают».
  4. «Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни».
  5. «Люди живы любовью; любовь к себе — начало смерти, любовь к Богу и людям — начало жизни».

Во время своих лекций по литературе В. Набоков любил демонстрировать величие Толстого. Он закрывал шторы, выключал свет, произносил имена русских писателей и одновременно с этим зажигал лампочку, словно звезду на небосклоне. Когда Набоков доходил до имени Льва Толстого он поднимал все шторы и свет, олицетворяющий величие писателя, заливал всю аудиторию.

Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П.И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г.» был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д.П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И.И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.


Лев Николаевич Толстой родился 28.8(9.9).1828 года в Ясной Поляне, ныне Щёкинского района Тульской области, в аристократической графской семье.

Рано остался без родителей и жил у родственников. В 1844 поступил на восточный факультет Казанского университета, но фактически не занимался и, не имея возможности сдать экзамены, перевелся на юридический факультет, где продолжал вести светский образ жизни.

В 1847 он оставил университет и, возвратившись в Ясную Поляну, занимался самообразованием; в 1848 уехал в Москву, где, по его собственным словам, жил "очень безалаберно". Но все это время в нем проходила напряженная духовная работа: Толстой пытался понять мир и свое место в нем. В 1851 поступил на военную службу на Кавказе и начал серьезно заниматься литературой: были написаны "Детство", "Отрочество", рассказы. В 1854 Толстой участвовал в обороне Севастополя. В 1856 в чине поручика оставил военную службу, путешествовал по Западной Европе. Вернувшись в Россию, стал мировым посредником, приняв участие в проведении крестьянской реформы, но вызвал неприязнь помещиков защитой крестьянских интересов и был освобожден от должности.

В 60-х гг. открыл у себя в уезде ряд школ, главным центром которых стала первая в России экспериментальная яснополянская школа, ставшая для Толстого "поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться". Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику, не потерявшую своего значения.

В 1862 Толстой женился на С.А. Берс и поселился в Ясной Поляне, где написал романы "Война и мир", "Анна Каренина" и др. В 1884 переехал в Москву, где участвовал в переписи населения. Социально-религиозные и философские искания привели Толстого к созданию собственной религиозно-философской системы (толстовства), изложенной им в статьях "Критика догматического богословия", "В чем моя вера" и др. Толстой проповедовал в жизни и художественных произведениях ("Воскресение", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната" и др.) необходимость нравственного усовершенствования, всеобщую любовь, непротивление злу насилием, за что подвергался нападкам как со стороны революционно-демократических деятелей, так и со стороны церкви, от которой Толстой был отлучен решением Синода в 1901. Никогда не оставаясь равнодушным к страданиям людей, он боролся с голодом в 1891, выступил со статьей "Не могу молчать", протестуя против смертных казней в 1908, и др.

Мучаясь своей принадлежностью к высшему обществу, возможностью жить лучше, чем рядом находившиеся крестьяне, Толстой в октябре 1910, выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от "круга богатых и ученых". Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне.

Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся с вами в гости в Тульскую область, в имение Ясная Поляна. В 1828 году здесь родился известный во всём мире русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он знаком вам по рассказу «Филиппок», циклу повестей «Детство», «Отрочество», «Юность», а ребятам постарше известны его «Севастопольские рассказы», романы «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресение» и многие, многие другие. А для детей Толстой написал множество басен, сказок, былей, рассказов.

Родился Лев Николаевич в дворянской семье, получил прекрасное образование: знал несколько иностранных языков, любил музыку и хорошо играл на фортепиано. Был молчаливым и застенчивым ребёнком. Рано остался без родителей: мама умерла, когда Льву не было и 2 лет, отец - когда ему исполнилось 9. У него было три старших брата и сестра. Осиротевших детей забрала к себе родная тётка отца Льва. Она была человеком добрым и очень любила своих племянников.

Прошли годы, и Лев вырос в красивого, статного мужчину. Поступил в Казанский университет на восточную (арабско-турецкую) словесность, но не доучился, поскольку не принимал знания, которые ему навязывают. Он любил доходить до сути вещей сам, считая, что «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Оставив университет, Лев уехал в Санкт-Петербург - тогдашнюю столицу Российской империи. Образ жизни его был самым различным: то сутками готовился к экзаменам, то увлечённо предавался занятиям музыкой, то намеревался начать карьеру чиновника. Также начал играть в карты, кутить с молодёжью. Именно в эти годы он переживал период активного самоанализа и борьбы с самим собой, что нашло отражение в дневнике, который Лев вёл всю свою жизнь. Одновременно стал пробовать себя в литературном творчестве. Появилась его первая повесть, которая получила название «Детство».

Лев Николаевич принимает решение ехать на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. В то время там было неспокойно: шли боевые действия, и он принимал в них самое активное участие. Но внутреннее отторжение насилия (а тем более убийств) заставило его принять решение об увольнении с военной службы. Толстой много путешествует за рубежом, пишет небольшие произведения, ищет смысл жизни.

Вернувшись в Россию, он принимает решение связать себя узами брака. Его супругой становится прекрасная девушка из дворянского сословия Софья Андреевна Берс, с которой он в итоге прожил около 50 лет. В браке родилось 13 детей, но 5 из них умерли в раннем возрасте.

После женитьбы Толстой стал всё больше и больше погружаться в сельскую жизнь. В его владении было множество крестьян, которых он не считал низшим сословием. Лев Николаевич всё больше задумывается о смысле жизни, о предназначении человека.

«Какая польза от дворян и помещиков, которые живут только для себя? Никакой, - рассуждает он, - каждый человек должен приносить пользу, он должен быть полезен обществу».

Толстой своим примером учил делать добрые дела для простых людей. В своём уезде он открыл бесплатную школу для крестьянских детей.

Перед Рождеством Лев Николаевич с женой и детьми делали своими руками подарки крестьянским детям и с радостью дарили их. Много средств уходило у него на благотворительность.

Во время голода 1891-1892 годов Толстой открыл 187 столовых, в которых кормилось 10 тысяч человек, организовал выдачу дров, семян и картофеля для посева, покупал и раздавал земледельцам лошадей (почти все хозяйства обезлошадели в голодный год).

«Вера есть знание смысла человеческой жизни».
Л. Н. Толстой

«Каждый человек - алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный Свет. Стало быть, дело человека - не стараться светить, но стараться очищать себя».
Л. Н. Толстой

Будучи дворянином, Лев Николаевич не испытывал тяги к богатой, роскошной жизни. В плане одежды, еды, обстановки дома он максимально упростил свою жизнь и жизнь семьи. Был вегетарианцем, ходил в простой длинной рубахе из грубого материала, которую в народе потом назвали «толстовкой».

Вставал Лев Николаевич в 6.00 утра, до обеда работал над очередным литературным произведением. После обеда до позднего вечера занимался физическим трудом - сажал деревья, пахал землю, поскольку считал, что «освобождение себя от труда есть преступление», а также ездил верхом на лошади, катался на коньках, много ходил пешком, играл в теннис.

В конце жизни Лев Николаевич отказался от авторских прав на все свои произведения в пользу государства. Всё имущество передал членам семьи. Поскольку искренно верил в то, что «цель человечества не есть материальный прогресс, прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна - благо всех людей».

Толстой сформулировал пять заповедей, которые, как он считал, были истинными заветами Христа и которыми человек должен руководствоваться в своей жизни: не впадай в гнев; не поддавайся похоти; не связывай себя клятвами; не противься злому (не отвечай на зло злом, только добро и любовь победят зло); будь равно хорош с праведными и неправедными.

Вот так он формулировал смысл и цель жизни человека: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого».

Инна БАКАНОВА

А теперь, дорогие ребята, мы познакомим вас с творчеством великого писателя, произведения которого вошли в золотой фонд нашего Отечества. Эти небольшие рассказы очень мудрые и глубокие. Прочитайте их, поразмышляйте над тем, что хотел сказать автор, какую мысль в них заложил и чему хотел научить вас.
Приятного вам чтения, дорогие.

Мужик и водяной

Мужик уронил топор в реку; с горя сел на берег и стал плакать. Водяной услыхал, пожалел мужика, вынес ему из реки золотой топор и говорит: «Твой это топор?» Мужик говорит: «Нет, не мой». Водяной вынес другой, серебряный топор. Мужик опять говорит: «Не мой топор». Тогда водяной вынес настоящий топор. Мужик говорит: «Вот это мой топор».

Водяной подарил мужику все три топора за его правду. Дома мужик показал товарищам топоры и рассказал, что с ним было. Вот один мужик задумал то же сделать: пошёл к реке, нарочно бросил свой топор в воду, сел на берег и заплакал. Водяной вынес золотой топор и спросил: «Твой это топор?» Мужик обрадовался и закричал: «Мой, мой!»

Водяной не дал ему золотого топора и его собственного назад не отдал - за его неправду.

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.

Царь и рубашка

ОДИН царь был болен и сказал:

Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.

Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал:

Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя - царь выздоровеет.

Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши - все на что-нибудь да жалуются.

Один раз идет поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему - кто-то говорит:

Вот, слава Богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне ещё нужно?

Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю.

Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нём не было даже рубашки.

Усадьбы великих: Ясная поляна