Почему роман герой нашего времени считают психологическим. Сочинения

М. Ю. Лермонтов был не только великий поэт, но и прозаик, в творчестве которого нашли свое отражение мрак реакции, изменения в психологии людей. Главной целью молодого гения было желание глубоко раскрыть сложную натуру своего современника. Роман «Герой нашего времени» стал зеркалом жизни России 30-х годов XX века, первым русским, социально-психологическим романом.

Замысел автора обусловил своеобразное построение романа. Лермонтов сознательно нарушил хронологическую последовательность, чтобы внимание читателя сместилось от событий к внутреннему миру героев, к миру чувств и переживаний.

Главное внимание в романе уделено Печорину. Лермонтов вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам. Белинский сказал о герое романа: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени». Печорин был пред-ставителем своей эпохи, его судьба более трагична, чем судьба Онегина. Печорин живет в другое время. Молодой дворянин должен был либо вести жизнь светского бездельника, либо скучать и ждать смерти. Эпоха реакции наложила свой отпечаток на поведение людей. Трагическая судьба героя- это трагедия всего поколения, поколения нереализованных возможностей.

Влияние света сказывалось в поведении Печорина. Личность незаурядная, он скоро убедился, что в этом обществе человек не сможет добиться ни счастья, ни славы. Жизнь обесценилась в его глазах, (им овладели тоска и скука - верные спутники разочарования. Герой задыхается в душной атмосфере николаевского режима. Сам Печорин говорит: «Во мне душа испорчена светом». Это слова человека 30-х гадов XX века, героя своего времени.

Печорин - одаренный человек. У него глубокий ум, способный анализировать, стальная воля, силь-ный характер. Герой наделен чувством собственного достоинства. Лермонтов говорит о его «крепком сложении, способном переносить все трудности кочевой жизни». Однако автор отмечает странность, противоречивость характера героя. Глаза его, которые «не смеялись, когда он смеялся», подсказывают, как глубоко герой разуверился во всех обольще-ниях мира, с какой безнадежностью смотрит на свои собственные жизненные перспективы.

Эта обреченность развилась в нем еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была «нервическая слабость». Бесстрашный Печорин пугался стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боялся простуды. Эта противоречивость характеризует «болезнь» целого поколения. В Печорине как бы живут два человека, борются рассудочность и чувство, ум и сердце. Герой утверждает: «Я давно уж живу не сердцем, а головою». Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

Отношение героя к Вере показывает Печорина человеком, способным на сильное чувство. Но и Вере, и Мери, и черкешенке Бэле Печорин приносит несчастье. Трагедия героя в том, что он желает де-лать добро, а приносит людям только зло. Печорин мечтает о судьбе человека, способного на великие дела, и совершает поступки, которые расходятся с представлениями о высоких стремлениях.

Печорин жаждет полноты жизни, ищет идеал, который в то время был недостижим. И не вина героя, а его беда, что жизнь прошла бесплодно, силы израсходованы впустую. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли», - с горечью говорит Печорин.

В романе главному герою противопоставлены все остальные персонажи. Добрый Максим Максимыч благороден, честен и порядочен, но он не может понять душу Печорина в силу своей необразованности. На фоне подлеца Грушницкого еще сильнее проявляется богатство печоринской натуры, сила характера главного героя. Только доктор Вернер чем-то схож с Печориным. Но доктор не до конца последователен, у него нет смелости, которая отличает Печорина. Поддерживая героя перед дуэлью с Грушницким, Вернер после дуэли даже не подал Печорину руки, отказался от дружбы с тем, кто «имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».

Печорин - личность, которую отличает упорство воли. Психологический портрет героя полностью раскрывается в романе, отражая социально-политичес-кие условия, формирующие «героя времени». Лермонтова мало интересует бытовая, внешняя сторо-на жизни людей, а волнует их внутренний мир, психология поступков персонажей романа.

«Герой нашего времени» явился предшественником психологических романов Достоевского, а Печорин стал закономерным звеном в ряду «лишних людей», «младшим братом Онегина». Можно по-разному относиться к герою романа, осуждать его или жалеть истерзанную обществом человеческую душу, но нельзя не восторгаться мастерством великого русского писателя, подарившего нам этот образ, психологический портрет героя своего времени.

«Герой нашего времени» впервые увидел свет в журнале «Отечественные записки», где он печатался по главам. Литературный критик Белинский высоко оценил роман, он первый понял, что это не отдельные повести, а единое произведение, замысел которого становится ясен только тогда, когда читатель ознакомится со всеми повестями.

Повести романа как портрет Печорина

Глава «Княжна Мери» является основной, так как в ней наиболее ярко раскрываются специфические черты характера Печорина, по причине чего роман можно назвать психологическим произведением. Здесь герой пишет сам о себе, что дает возможность ему наиболее полно излить душевные волнения. Неспроста автор указал в предисловии к «Журналу Печорина», что тут перед читателем встает история души человека.

Дневниковые записи дают возможность герою рассказать о том, что он чувствует и думает, а также обвинять себя в своих грехах. В этих строках заключаются ключи к его характеру и объяснение странностей его поведения.

Неоднозначность личности главного персонажа

Сказать, что Григорий Печорин только черный или только белый нельзя. Его характер многогранен, неоднозначен. Читая об отношениях с Бэлой или Максимом Максимычем, мы видим перед собой эгоиста, однако это умный, образованный, храбрый эгоист. Он не умеет дружить или любить, однако критически воспринимает сам себя, не обеляя своих поступков.

Григорий чувствует, что его личность состоит из двух человек, и один осуждает другого за плохие поступки. Эгоцентризм сочетается с трезвой самокритикой, скептицизм по отношению к общечеловеческим ценностям - с сильным умом, энергичность - с бесцельным существованием.

Холодность чувств как продукт эпохи

Книга показывает нам отношения Печорина в любви и дружбе. То это любовь страстная, следующая рука об руку со смертью, погонями, войной, обманом («Бэла»), то романтичная и таинственная («Тамань»), то трагичная («Княжна Мери»). Дружба показана со своими ровесниками - например, с Грушницким, или со старым офицером. Но каждая история демонстрирует его не на высоте.

Григорий не порочен, он всего лишь продукт своей эпохи, результат воспитания в том удушающем социальном и психологическом климате окружающего социума. Здесь взращиваются люди не умеющие ценить чувства других, не знающие, что такое живая жизнь. Лермонтов не осуждает главного персонажа, это делает сам Григорий.

Социально-психологическая злободневность романа

Чернышевский говорил о том, что эта книга направлена против пороков общества - она показывает, как замечательные люди под давлением окружения превращаются в ничтожества.

Бессмысленное, лживое, глупое - таким предстает общество аристократов по описаниям Печорина. Здесь не выживет ни одно живое и искреннее чувство, здесь невежество и злоба, спесивость и хамство дворянского круга выжигают саму жизнь. Тут не могут зародиться герои, а те, которые имеются, со временем становятся неотличимыми от прочих членов общества - без чувств, стремлений, целей, любви и привязанностей.

Автор показывает, что даже умнейшие личности опустошаются в этой гнилой среде. Попытка Печорина отстраниться от общества превращает его в тоскующего, мятущегося индивидуалиста, с повышенным эгоизмом, от чего страдают не только окружающие, но и он сам. Лермонтов умело рисует психологический портрет представителя той эпохи, реалистично изображает общество и бичует его пороки, создав глубокое произведение социально-психологической направленности.

Весь роман воспринимался как глубоко реалистическое произведение. Сам Лермонтов подчеркивал именно такой характер своего романа, противопоставляя его героя «романтическим злодеям» и отмечая, что в нем «больше правды». Реалистичность замысла Лермонтова подкрепляется иронической трактовкой выспреннего романтика Грушницкого. Самое слово «романтический», несколько раз встречающееся в тексте романа, всегда употребляется автором с ироническим оттенком.

Реализм романа Лермонтова отличается от пушкинского, ему присущи свои особенности. Лермонтов сосредоточивает внимание читателя на психике героев, на их внутренней борьбе. Жанр накладывает отпечаток и на композицию произведения - именно поэтому Лермонтов нарушил хронологию событий, чтобы глубоко раскрыть внутренний мир Печорина. Поэтому Печорин сначала нам показан таким, каким его видел Максим Максимыч, кругозор которого предопределил неполное раскрытие облика героя («Бэла»). Затем о Печорине нам кратко повествует автор («Максим Максимыч»). После этого повествование уже ведется от лица самого Печорина.

Сначала он записывает в свой дневник приключение, произошедшее с ним в Тамани, Только тогда образ, с каждой повестью все более интриговавший нас, делается понятным («Княжна Мери»). Последняя из повестей вносит уточняющие штрихи в волевой образ персонажа(«Фаталист»). В этой главе Лермонтов рассуждает о существовании предопределения судьбы человека.

Эта проблема после событий 14 декабря волновала многих представителей русской интеллигенции как вопрос об общественно-политической борьбе или пассивном подчинении обстоятельствам. Лермонтов в «Фаталисте» своеобразно обосновывает убеждение, что «человек должен быть деятелен, горд, силен, смел в борьбе и опасности, неподвластен и непокорен обстоятельствам». «Это - позиция вызова, непримиримости, безустанного отрицания». В итоге «Фаталист» не только более рельефно раскрывает волевой характер Печорина, но и более отчетливо определяет прогрессивное значение всего романа.

Эта своеобразная композиция находится в связи с основными принципами раскрытия характера героя. Лермонтов сознательно ограничивается самыми скупыми данными о прошлом Печорина, Почти совсем устраненной оказывается и бытовая живопись: Печорин чрезвычайно мало говорит об условиях своей жизни, предметах, его окружающих, привычках, ему присущих. Эта манера изображения существенно отличается от той, к которой приучил читателей Пушкин.

Все внимание сосредоточивается на внутреннем мире персонажа. Даже портретная зарисовка его при всей своей обстоятельности не столько стремится дать полное изображение внешности героя, сколько через эту внешность показать противоречия его внутреннего мира.
Большой глубиной отличаются портретные характеристики, данные от лица героя. Особенным богатством и разнообразием отличается описание внешности, игры глаз, характеристичности движений Мери Литовской. Словно предчувствуя портретную живопись Л. Толстого, Лермонтов через посредство своего героя показывает внутренний мир бедной княжны, которая старается скрыть свою любовь напускной холодностью.

Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется вообще вся центральная часть романа - «Дневник Печорина».
Роман впервые за историю русской литературы так глубоко своей личности. Переживания его квалифицируются со «строгостью судьи и гражданина». Единый поток ощущений разлагается на составные части: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипели тогда в груди моей: то была и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба».

Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения над окружающими. Все взаимодействия Печорина с другими персонажанми романа являются только психологическими экспериментами, которые забавляют героя своей сложностью.


Роман «Герой нашего времени» можно назвать первым психологическим романом, потому что образ Печорина - типичный образ человека 1830-х гг - раскрыт как с внешней, так и с внутренней, психологической, стороны.

М. Ю. Лермонтов ставил вопрос, почему именно такие герои появились в те годы, почему безрадостной была их жизнь, кто виноват в трагической судьбе целого поколения. Роман создан в эпоху правительственной реакции после Восстания декабристов.

Изображая героя, автор следовал правде жизни, он показывал «болезнь» века не в прямых обвинительных речах в адрес николаевского режима, а в художественных образах, и, прежде всего, через изображение судьбы и жизни Печорина. Да, Лермонтов был тонким психологом, ценителем человеческих душ. В предисловии к роману он пишет, что его роман - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», а не портрет одного человека.

Лермонтовский роман отличается от других произведений этого же жанра тем, что в нем нет одного сюжета, ему свойственна «эпизодическая отрывочность». Все «эпизоды» связаны образом одного героя - Григория Александровича Печорина. Все повести расположены не в хронологическом порядке. Зачем же Лермонтову потребовалось прибегать к такой композиции?

Прежде всего, для того, чтобы с наибольшей объективностью и полнотой раскрыть характер своего героя, его цель - «раскрыть историю одной души, хотя бы и самой мелкой», «поведать о мечтах, делах и приключениях» героя. Автор представляет нам героя в различных обстоятельствах, сталкивает его с разными людьми, и в каждой повести раскрывается та или иная черта характера Печорина.

Печорин - человек незаурядный, с самобытным характером, натура одаренная. Он отличается от других глубоким аналитическим умом. Речь его полна афоризмов, решительных и конкретных: «Зло порождает зло», «Без дураков было бы на свете очень скучно». И все же Печорин не находит применения своим незаурядным способностям.

Он ищет применения своим силам, хочет найти себе дело, создавая условия для борьбы: Для него «жизнь скучна, когда боренья нет». Однако, что бы он ни делал, это приносит окружающим его людям неприятности и страдания.

Там, где Печорин, - разрушение. По словам Максима Максимыча, он человек, с которым обязательно должны случаться «разные необыкновенные вещи»: «... наделал он мне хлопот, не тем будь помянут! Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»

Печорин, по его собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», но его самокритичность не приносит никакого облегчения ни ему, ни сталкивающимся с ним людям, оказавшимся игрушками в его руках. Он стал причиной гибели Бэлы, разрушил жизнь «мирных контрабандистов», добился любви Мери и отказался от нее, любил Веру, но не сделал ее счастливой, обидел невниманием Максима Максимыча.

Печорин - нравственный калека. Его активность бесплодна, Печорин глубоко несчастлив. Даже такие положительные и ценные качества и стороны его характера, как сила воли, мужество, находчивость, решительность, не приносят герою радости, так как у него нет высокой цели, ради достижения которой они нужны.

Печорин - индивидуалист и эгоист. Он живет для себя, ничем не жертвуя для других. Печорин не способен на любовь и дружбу. Но назвать Печорина просто эгоистом нельзя, он, по определению В. Г. Белинского, «страдающий эгоист». «... Это не эгоизм, - пишет критик. - Эгоизм не страдает, не обвиняет себя...» Печорин - герой своего времени, времени поиска и сомнений, и это не могло не отразиться на его характере.

Его сердце и рассудок в разладе между собой, он критикует и анализирует себя: «Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин.

У него нет нравственных принципов в привычном для нас понимании, нет общественных идеалов. «Из двух друзей всегда один раб другого», - говорит он. Отсюда его неспособность к настоящей дружбе. Эгоист и равнодушный человек, Печорин смотрит на «страдания и радости других только в отношении к себе».

Он не верит в судьбу, а творит ее сам как в отношении других, так и в отношении себя. В дневнике героя очень часто можно встретить слова о скуке, готовности умереть, хотя в душе его таится огромная жажда жизни.

Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «... зачем я жил? Для какой цели я родился?» Этот вечный вопрос рано или поздно задает себе каждый человек и не всегда сразу может найти ответ.

Печорин - жертва общества, где одаренные личности задыхаются, поэтому Лермонтов не осуждает своего героя, предлагая ему сделать это самому.

Печорин судит не только себя, но и свое поколение: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...»

«Герой вашего времени» - первый реалистический социально-психологический роман. По словам Н. Г. Чернышевского, в этом романе «разработан и очерчен» характер Печорина.

Образ Печорина, действительно, портрет всего поколения 30-х гг. Роман актуален и сейчас, так как заставляет задуматься о смысле жизни.

    Как хитро в деве простодушной Я грёзы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она... Что ж грудь теперь моя полна Тоской и скукой ненавистной?... А.С.Пушкин В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед собой...

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия...

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина». (Данный материал поможет грамотно написать...

    Бэла - черкесская княжна, дочь мирно\"го князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Макси-мыч, но его восприятие...

    Роман \"Герой нашего времени\" (1840) создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею образов, долгие годы привычно называемых критиками \"лишними людьми\". Печорин - это \"Онегин своего...