Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» для школьников. Сочинение по картине В.М

Виктор Васнецов - прекраснейший живописец рубежа веков, он успешно творил в конце 19 - в начале 20 веков, поэтому постоянно менялся тот жанр, который он выбирает. Сначала это были полотна, в которых их жанр больше относился к бытовому направлению, потом он перешел к портретам, и лишь только потом перешел к устному народному творчестве, которому и посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Это произошло после прочтения художником былин и сказок, которые настолько сильно поразили художника, что он решил все это воспроизвести в своих картинах.

Известно, что свою картину «Алёнушка» художник написал в 1881 году, в основу сюжета которого легли события русской народной сказки, которая известна всем. Виктор Васнецов был поражен образом молодой девушки, которая осталась одна, без родителей, продолжая воспитывать брата. Его поразило и ее трудолюбие, и чувство ответственности. Поэтому он и решил показать главную героиню русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Девушку художник поместил на центральное место в своей картине. На Аленушке надето простое, легкое и цветастое платье. Красивая и грустная героиня одиноко и печально сидит на большом камне серого цвета. Руками она крепко обхватила свои ноги. Обуви на ногах у нее нет. Свою голову девушка печально опустила на колени, волосы ее волнистые и светлые успели растрепаться и выбиться из косы. Выражение лица трудолюбивой героини доброе, но очень печальное, так как зритель видит и как широко и грустно раскрыты глаза, и чуть приоткрыт рот, и немного дрожат губы. Сильнейшая тоска и грусть читается во всем ее прелестном образе.

Скорее всего, в этот момент все ее мысли были о братике, который напился из лужи, не послушав сестру, и вот теперь он превратился в маленького и белоснежного козленочка. Из-за этого она так грустна и печальна, ведь девушка не знает, как ему помочь. И этот образ грусти и печали живописец изобразил на фоне прекрасной и ранней осени. Девушка сидит на берегу реки, поэтому на переднем плане изображена темноватая и неподвижная вода речки, по спокойной глади которой плывут небольшие желтые листочки. Девушка, сидящая на камне, прямо на берегу реки смотрит в воду и отчетливо видит свое изображение.

Рядом с Алёнушкой в воде растут высокие и стройные камыши, листья которых тонкие и ярко-зеленые. Они стоят в воде и кругом, куда не глянь, везде камыши. Видно, что на эту речку в лесу люди практически не приходят. И вот только девушка, которая переживает за своего братика, зашла сюда случайно.

На заднем плане картины, за девушкой, виден темный лес. В нем растут невысокие белоствольные березки и осинки с тонкими стволами. На деревьях листья уже начинают желтеть и они, словно пытаясь подержать девушку, тоже печальны и дрожат от легкого ветерка. На одной, более крепкой веткой, примостилась и стайка птиц. Но они тоже невеселы: сидят спокойно, не прыгают и не резвятся, как это обычно делают птицы, не слышно их веселых и задорных песен.

Чуть дальше виднеется густой и непроходимый лес. В этой чащобе уютно расположились ели, которые всегда зеленого цвета. И их темный цвет добавляет в картину Виктора Васнецова еще больше печали, грусти и даже мрачности. Вся лесная природа находиться в напряженном периоде увядания, словно она, как и героиня картины, грустит. Но не только мрачен лес на картине живописца. Неприглядное и серое небо пугает своими темными цветами. На нем не проглядывает солнышко и даже не выскользнет и не блеснет хотя бы один маленький лучик. Небесный свод мрачен и печален.

Вся композиция васнецовской картины поражает своим единым замыслом и тем, какую цветовую гамму подбирает художник, чтобы отобразить грусть и печаль в жизни девушки. Вся природа сопереживает ее горе и трагедию вместе с ней. Но тут же Виктор Михайлович пользуется и приемом контраста, так как на фоне всей этой мрачной и темной природы, где в основном используются различные оттенки зеленого цвета, выделяется девушка. Для изображения ее лица, светлого и нежного, живописец использовал лишь только светлые краски.

Настроение самого художника Васнецова прекрасно чувствуется: он сочувствует Аленушке и переживает за ее судьбу. Вся живописная васнецовская картина вызывает у любого зрителя сочувствие и сострадание к самой девушке с нелегкой судьбой. Грустно и печально смотреть на героиню картины, которая попала в такую трагическую ситуацию, поэтому хочется ей как-то помочь, убрать из ее жизни все невзгоды и неприятности. Художник, используя зеленые цвета, смог внести в свое полотно реалистичность. Кажется, вот еще одно мгновение и все оживет на картине: лес зашумит и начнет легко дрожать своими листочками, а девушка вдруг оживет, поднимает голову, посмотрит и попросит помощи. Эта картина художника Виктора Васнецова была признана самой лучшей его работой.

Картина Васнецова "Аленушка" - это работа, которую знает сегодня большинство наших соотечественников. Сочинение по ней входит в обязательную школьную программу. Рассказ по картине Васнецова "Аленушка", возможно, писали в свое время и вы. Однако мы все-таки напомним сюжет этого полотна.

Картина Васнецова "Аленушка" вкратце может быть описана следующим образом. Уставшая от бесполезных поисков своего брата, героиня сидит на большом камне в сиротливой позе у мрачного пруда. Голова склонена к коленям. Не покидают Аленушку тревожные мысли о брате. Она тоскует - не уследила за ним. Кажется, окружающая природа вокруг разделяет эти чувства... Картина Васнецова "Аленушка" подробнее будет описана в этой статье.

Как все начиналось?

Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием "О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке". Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка. Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова "Аленушка". Автопортрет художника представлен ниже.

Этапы работы над картиной

В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История создания картины "Аленушка" Васнецова следующая. Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это "Осока", "Аленушкин пруд", "Пруд в Ахтырке". Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне.

Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Зимой 1881 года была закончена работа, после чего отправил ее на проходившую в Москве выставку художников-передвижников Васнецов Виктор Михайлович. Картина "Аленушка", однако, сначала большой популярностью не пользовалась. Она приобрела ее несколько позже.

Как называлась картина "Аленушка" Васнецова первоначально?

Полотну было дано несколько другое имя - "Дурочка Аленушка". Словом "дурочка", по некоторым источникам, называли в то время юродивых или сирот. Не сразу Васнецов упомянул о том, что его работа имеет сказочный сюжет.

Как дорабатывалась картина?

История картины Васнецова "Аленушка" включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы. Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, "Аленушка" в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника. Портрет Васнецова работы Куинджи представлен ниже.

Где хранится "Аленушка" (художник Васнецов)?

Картина "Аленушка" выставлена в настоящее время в Третьяковской галерее. Но Третьяков во время первой выставки, на которой была представлена эта работа, не удостоил ее, несмотря на старания Васнецова, вниманием. За пятьсот рублей была куплена Мамонтовым эта картина.

Общее настроение полотна

Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является эта. Репродукция картины Васнецова "Аленушка" представлена ниже.

Сидящая на берегу реки на камне юная девушка привлекает естественной красотой и простотой. В грустных глазах героини можно прочесть глубокие переживания. Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату. Мастерски удалось художнику передать общее настроение в картине, печально-умиротворенное, усиленное образами природы - облаками, плывущими медленно над головой, неподвижными деревьями.

Роль фрагментов полотна

Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова "Аленушка" полностью сосредоточена на образе девушки. На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна.

В чем заключалась заслуга Васнецова?

Множество сказок, передаваемых из поколения в поколение, написано русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова - в том, что он создал с помощью средств живописи убедительные образы, которые пропитаны русским духом.

Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое. Видимо, Васнецов таким образом стремился вызвать в сердцах зрителей устойчивое щемление. Удачно использовал художник сказочный сюжет. Картина В.М. Васнецова "Аленушка" не случайно основана на нем. Хотя Васнецов не буквально следует сюжету - в сказке, по которой была написана картина, нет описания тоскующей у лесного омута босоногой девушки. Виктор Михайлович в своей работе стремился раскрыть эмоциональный характер и смысл фольклорного образа. Этот сюжет служит для того, чтобы раскрыть в полной мере сложный и неоднозначный русский характер.

Образ Аленушки

Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. У нее рыжие неубранные волосы, пухлый алый рот и темные глаза. В облике этой девушки на самом деле полностью отсутствует фантастическое и сказочное. В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета - группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы уравновесить образ главной героини, полный тоски, и привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо.

Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини, ее израненные ноги привлекают и завораживают. Это чистый девичий образ. Очень взрослая грусть у этой девочки. В ее глазах печаль граничит с отчаянием.

Со всех сторон обступил ее лес и не хочет выпускать из плена. Прямо в пруд падают слезы Аленушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Аленушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козленочка ее брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины...

Пейзаж картины Васнецова

Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает "пейзаж настроения" М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

Атмосфера тишины и грусти

Описание картины Виктора Васнецова "Аленушка" было бы неполным, если бы мы не отметили общую атмосферу полотна. Мастерски наполнил художник пейзаж тишиной и грустью. Васнецову отлично удалось в своей работе изобразить неподвижную водную гладь пруда, ели и осоку. Спокойствие и тишина присутствуют во всем - даже пруд лишь едва заметно отражает главную героиню. Молодые деревца слегка трепещут, немного хмурится небо. С нежным румянцем на лице девушки контрастируют темно-зеленые оттенки окружающего пейзажа, а осенняя печаль - с выписанными художником яркими цветами на стареньком сарафане Аленушки. Согласно преданиям русского народа, на исходе дня природа оживает и обретает удивительную способность переживать синхронно с человеком. Такой волшебный талант существовать в резонансе с ней присущ был и самому Васнецову. Поэтому чувства Аленушки в картине так согласованы с состоянием леса, окружающего ее. У всматривающегося в полотно зрителя возникает ощущение, что сказка продолжится через мгновение... Таково описание картины Васнецова "Аленушка", основанное на общем впечатлении от картины.

"Аленушка" сегодня

Художника побудил к созданию этого шедевра лирический образ русской девушки из народа с печальным взглядом. Простотой и душевностью отличается эта работа. Сегодня она очень известна. Поисковая система Google в 2013 году на главной странице в честь юбилея Васнецова (165 лет) изменила свой обычный логотип на дудл, который основан на сюжете "Аленушки". На заднем фоне кусты пребразованы были таким образом, чтобы название компании складывалось из них.

На этой странице учителя найдут разработку урока развития речи по картине В. М. Васнецова "Алёнушка". Его я провожу в 5 классе на уроках литературы после изучения темы "Русские народные сказки". Кроме конспекта урока, здесь вы найдёте презентацию, иллюстрации, образец сочинения.

В. М. Васнецов - замечательный художник конца 19 века. С детства он полюбил русские народные сказки, и когда стал художником, то сделал предметом изображения своих картин сюжеты русских народных сказок и былин.

Его картины словно их продолжение. Вот скачет на сером волке Иван царевич, прижимая к своей груди Елену Прекрасную.

А вот царевна-лягушка танцует перед царём и его гостями.

Героями полотен В. М. Васнецова стали и Спящая царевна, и Царевна Несмеяна, и ковёр-самолёт.

Но, пожалуй, самой знаменитой сказочной картиной художника стала "Алёнушка".

Сегодня мы с вами попытаемся написать сочинение-описание по этому полотну, но прежде посмотрим диафильм (мультфильм) "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

  • Кто главные действующие лица сказки?
  • Какие ещё действующие лица есть в сказке?
  • Какие черты характера присущи Алёнушке?
  • Какой момент сказки изображён на полотне?
  • Что делает Алёнушка? (она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову)
  • Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)
  • Во что она одета? (На ней выцветшая рваная голубая рубашка и цветастая юбка. Ноги её босые. Из-под юбки виден край белой сорочки)
  • Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый взгляд)
  • Как вы считаете, о чём она задумалась?
  • Опишите её волосы (Её золотисто-каштановые волосы волнами спадают на её скрещенные руки, наполовину закрывая её лицо)
  • Что вы видите на переднем плане полотна? (На переднем плане полотна мы видим застывшую чёрную воду лесного пруда, на глади которого покоятся золотые опавшие листья. Зелёная осока стрелами вытягивается из воды)
  • Что вы видите на заднем плане полотна? (Густой ельник со всех сторон стеной обступил героиню, загораживая лучи заходящего солнца)
  • Попробуйте описать осинки (Тонкие осинки шелестят на ветру своими сухими продрогшими листочками, как бы сочувствуя Алёнушке и нашёптывая ей советы.)

Перед тем как начать писать сочинение, надо собрать материалы к нему. Этим мы сейчас и займёмся.

  • Чтобы не повторяться в сочинении, слово "картина" какими близкими по смыслу можно заменить? (Картина - полотно, шедевр, произведение искусства)
  • Как можно заменить слово "художник"? (Художник - автор полотна, мастер)

Я хочу вам сообщить, что картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении "нарисовал". Он её написал.

  • Как можно заменить слово "написал"? (Написал - изобразил, создал, представил)
  • Для чего мы подбираем эти слова? (чтобы не допускать повторов в сочинении)

Следующий этап урока - заполнении таблицы материалами к сочинению. Ребята вместе с учителем записывают словосочетания.

В сочинении можно использовать сказочные элементы: зачин, концовку, присказку, оговорку, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Приведите примеры таких средств, которые подходят к данному сочинению. (Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И будет она жить-поживать да добра наживать. Красна девица, косы длинные, руки белые, ножки быстрые, тёмный лес, рубашечка, глазоньки, рученьки, братец).

  1. Зачин
  2. Каким образом оказалась Алёнушка у пруда?
  3. Описание картины
  • фигура и поза
  • одежда
  • выражение лица
  • волосы
  • вода, осока, листья на воде
  • враждебный лес
  • дружеские осинки
  1. Что же будет потом?
  2. Алёнушка - замечательная героиня русской народной сказки
  3. Васнецов - создатель знаменитого полотна.

Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

Послушайте теперь образец сочинения.

Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Однажды Иванушка не послушался своей сестрицы и превратился в козлёночка.

Это вступление-зачин. Обратите внимание, какой он короткий - всего 2 предложения. Не надо пересказывать всю сказку, достаточно двух предложений.

Сидит Алёнушка у чёрной лесной водицы и оплакивает своего непослушного братца. Вся её фигура выражает скорбь и печаль. Босые ножки поджаты под себя. Белые рученьки обвили колени. Красивая головка склонилась на скрещенные руки.

Видите, о каждом предмете изображения составляется отдельное предложение.

На ней выцветшая рубашка, пёстрая юбка, из-под которой виден край белой сорочки.

Теперь необходимо связать одежду с выражением лица. Как это сделать?

Её бедная одежда вызывает чувство сострадания и жалости. Столь же жалко и её лицо. Оно выражает грусть, задумчивый взгляд устремлён на стоячую гладь лесного пруда.

Видите, как от взгляда можно перейти к пруду.

На чистой водице медленно плывут, как маленькие лебеди, золотистые листочки. Зелёная тонкая осока вытягивается из воды.

Мы ещё не писали о золотых волосах Алёнушки. Как к ним перейти? Лучше от золотистых листочков.

Необыкновенно гармонируют с золотой листвой каштановые рассыпавшиеся волосы Алёнушки. Они волнами спадают на её колени, наполовину закрывая лицо героини.

Густой зелёный ельник враждебно надвинулся на красную девицу, заслоняя лучи заходящего солнца, но тонкие озябшие осинки, дрожа своими листочками, словно две подружки, нашёптывают девушке свои советы.

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Посмотрите, как хорошо использовать оговорку для перехода к 4 пункту плана.

Найдёт Алёнушка выход из создавшегося положения и снова будет вместе со своим братцем Иванушкой жить-поживать да добра наживать.

Не зря В. М. Васнецов изобразил её на своём замечательном полотне. Алёнушка обладает необыкновенными качествами русского человека: умением любить, заботиться, сопереживать, быть кроткой и терпеливой.

  • #1
  • #2

Творчество выдающегося живописца конца XIX - начала XX века Виктора Михайловича Васнецова очень разнообразно. В начале своей творческой дея­тельности художник писал картины бытового жанра: «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», затем работал в жанре портрета, занимался орнаменталь­ным искусством, был архитектором. Но основным направлением в его творчестве стало былинно-историческое. Живописец создал такие полотна, как: «Иван-царевич на Сером Волке», «Спящая царевна», «Ковёр - самолёт» и другие. Все они проникнуты глубокой любовью к фольклору и традициям родного русского народа. Впоследствии критики стали назы­вать В. М. Васнецова «истинным богатырём русской живописи».

Картину «Алёнушка» В. М. Васнецов написал в 1881 году по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Живопис­ца не оставил равнодушным образ бедной трудолюби­вой девушки, оставшейся сиротой вместе с маленьким братом. Героиня живописного произведения распо­ложена в самом центре картины. Одетая в простое старое цветастое платье, она одиноко сидит на сером большом камне, обхватив руками свои босые ноги. Её голова с растрепавшимися светлыми волнистыми волосами опущена на колени. У девушки доброе, но печальное выражение лица, широко раскрыты глаза, приоткрыт рот. Необъятная тоска читается во всём её виде. Наверное, главная героиня в этот момент ду­мает о своём братике, превратившемся в козлёночка, не знает, как помочь ему в этом безутешном горе, её сердце переполняется печалью и тревогой.

Алёнушка изображена живописцем на фоне пей­зажа ранней осени. На переднем плане картины - неподвижная водная гладь, по которой, как лодоч­ки, плывут жёлтые листья. В зеркале реки видно отражение Алёнушки, сидящей на камне.

Высокие стебли камыша с тонкими листьями жи­вописно расположились в озере и покрыли почти весь берег. За девушкой виднеются невысокие берёз­ки и осинки, листья которых уже начали покрываться жёлтой краской и дрожат на ветру. На одной из веток сидит стайка птиц. Они не перелетают с ветки на ветку и не поют весёлых песен. На заднем плане густой стеной расположились вечнозелёные лесные красавицы - ели. Тёмная лесная чаща добавляет мрачности. Вся природа предчувствует начинающееся увядание и грустит вместе с Алёнушкой.

Серый неприветливый небосвод, лишённый лу­чей яркого солнца, дополняет грустью композицию, составленную В. М. Васнецовым.

Живописное полотно написано художником в кон­трастных тонах. Автор намеренно привлекает внима­ние к лицу героини. Оно выполнено в светлых тонах на тёмном фоне. Чувствуется, что живописец сочув­ствует горю Алёнушки и сопереживает ей. Во всей композиции В. М. Васнецов использует холодные, блёклые тона, которые помогают создать печальное настроение.

При просмотре картины В. М. Васнецова «Алёнуш­ка» возникает грусть, печаль, появляется сочувствие и сострадание к бедной сироте, хочется разделить с ней все невзгоды и помочь.

Здесь искали:

  • сочинение по картине аленушка
  • сочинение по картине васнецова аленушка
  • сочинение по картине васнецова аленушка 5 класс по плану

Цели: формировать умение составлять текст – описания по картине, умение использовать в сочинении образные средства, сравнения, эпитеты, олицетворения; научить читать картину, выделять микротемы в описании; учить составлять план и придерживаться его при написании связного текста.

Материал к уроку: картина В.М. Васнецова “Аленушка”; у каждого ученика стихотворение М. Пожаровой “ Девочка в лесу”; толковые словари; портрет самого художника В.М. Васнецова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовительная работа.

– Ребята, недавно мы с вами побывали в Государственной Третьяковской галерее. Давайте вспомним с творчеством какого художника мы познакомились? (В.М.Васнецова)

– Что нового узнали о художнике? (Написал много картин на исторические темы и сказочные сюжеты, художник – передвижник.)

– Кто помнит, какие картины он написал? (Баба-Яга, Богатыри, Иван царевич на сером волке, Аленушка)

– Перед вами на партах лежит стихотворение. Прочитайте его.

(Один ученик читает вслух.)

Девочка в лесу.

“О чем ты плачешь, девочка,
В задумчивой глуши,
У озера, где зыблются
Седые камыши?

Зачем слезинки вспыхнули
И льются на траву!” –
“Я жду к себе русалочку,
Зову ее, зову!

Никто не откликается, –
И скучно мне одной!
Вокруг так неприветливо
И лес такой пустой.

М. Пожарова

– Какие слова по лексическому значению вызывают трудности? (Глушь, зыблются.)

– К какому словарю обратимся, чтобы найти значение этого слова? (К толковому.)

(Два человека зачитывают значение этих слов по словарю.)

– К героине какой русской народной сказки можно отнести эти строки стихотворения? (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.)

– На уроках чтения мы читали эту сказку. И как все сказки – эта сказка с благополучным концом. Добро победило зло. Дома вы нарисовали портрет Аленушки. (Оформлена выставка детских рисунков.)

– Какой вы себе представляете Аленушку из сказки? Выберите из всех рисунков те, которые соответствуют словесной характеристике героини.

– Как вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?

3. Рассматривание картины. Беседа о картине.

– А вот художник В.М.Васнецов по-своему увидел эту героиню.

И сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине “Аленушка”, наша задача описать главную героиню картины и передать ее настроение.

– Давайте внимательно рассмотрим эту репродукцию. (Дети смотрят.)

– Кого мы видим в центре картины? Почему художник изобразил героиню на переднем плане картины?

– Где находится наша героиня? (Она сидит у озера на камне.)

– Опишите ее внешний вид. (Худенькая, босая, волосы сбились в беспорядке и т.д.)

– В какой позе изобразил ее художник? Почему? (Сидит сжавшись в комочек, обхватив колени руками, опустив голову.)

– Как вы думаете, о чем грустит героиня? (О братце, который превратился в козленочка.)

– Аленушка – сиротка. У нее нет родных, никто ее не пожалеет и никто ей не поможет. Вот она и пришла сюда в лес к озеру, посидеть и погоревать в одиночестве. Художник показывает душевную красоту Аленушки. Люди не жалеют сиротку, а вот природа ей словно сочувствует и грустит вместе с ней.

4. Выявление основных микротем.

– Опишите, что вы видите на заднем плане картины? (Лес.)

– Какой лес? (Густой, темный, таинственный, загадочный)

– Что изобразил художник на переднем плане? (Озеро.)

– Какое озеро? (Темное, глубокое, печальное, холодное.)

– А какое время года изобразил художник? (Осень.)

– Как вы догадались? (По воде плавают желтые листья, c деревьев опадает листва.)

– Виктор Михайлович не случайно выбрал это время года. Ведь осень – грустная пора. Природа грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает нам понять состояние девушки. Лес темный и на душе Аленушки темно. В лесу нет, ни единого лучика и на душе Аленушки нет ничего радостного и светлого.

– Посмотрите, внимательно, кто-то еще грустит вместе с Аленушкой? (Это птички.)

– На березке сидят ласточки, смотрят на Аленушку, сочувствуют ей, но ничем помочь не могут, скоро они должны покинуть родные края. Ласточка – это символ дружелюбия к добрым людям.

– Какое настроение вызывает картина? (Грустное, печальное.)

– Мы с вами уже не раз писали сочинения – описания, какие признаки его вы знаете?

5. Составление плана сочинения.

– Давайте подумаем о чем будем писать в каждой части. С чего начнем сочинение?

– Что будем описывать в основной части?

– О чем напишем в концовке?

(На доске появляется план:

  1. Вступление.
    Художник В.М.Васнецов и картина “Аленушка”.
  2. Основная часть.
    Образ Аленушки. Описание леса. Описание озера и т.д.
  3. Заключение.
    Наше отношение и отношение художника к героине.)

6. Составление устного рассказа по плану.

– Какие слова можно использовать при описании леса?

– А подойдет ли выражение: “Лес, точно терем расписной, зеленый, золотой, багряный?” (Нет. Изображена не яркая золотая осень, а серый осенний вечер.)

– Какие слова будете использовать при описании неба? (Серое, осеннее, пасмурное.)

– При описании озера? (Холодное, темное, печальное.)

– Вы знаете, что сочинение можно начать с эпиграфа. Им могут быть слова из песни, стихотворения, пословицы.

Посмотрите на стихотворение М. Пожаровой, какие строки подойдут к эпиграфу?

– Что отражает эпиграф? (Главную мысль.)

(Дети зачитывают строки, которые подойдут к эпиграфу.)

– На доске слова, которые помогут вам при написании сочинения.

Слова для справок: замечательный русский художник, передо мной, не подвижно, сж авшись в ко мочек, о бня ла ко лени, пе чалится , спутанн ые, свеши ваются , си рота, порванн ое, со чув ствуют, на стро ение, мрачное, пе чальное.

– Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

– Назовите словарные слова.

– Найдите и назовите слова с удвоенной согласной.

7. Письменное сочинение по картине.

(После окончания работы дети перечитывают сочинение по слогам. Около понравившейся части ставят (!). Несколько ребят зачитывают свои работы.)

8. Итог работы.

Понравилась ли картина, какие она вызвала чувства?

Молодцы! Хорошо потрудились! На уроках русского языка мы проходили тему “ Местоимение”. Дома из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” выписать 3 местоимения и разобрать их как часть речи.