Тема и идея произведения матренин двор. Анализ рассказа "Матренин двор" Солженицына А

Тематика

Темой рассказа является описание жизни патриархального рос­сийского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищ­ность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской де­ревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть - из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит не­добросовестное отношение других к делу.

Идея

Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: рас­крыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растас­кивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные по­житки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумыва­ется, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрени- ного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.

Основные герои

Главной героиней рассказа, как это и обозначено в названии, является Матрена Васильевна Григорьева. Матрена - одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она по­теряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чу­жих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни - дом:«... не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего...».

Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способ­ности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: ис­кренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках.

Матрена - сосредоточие лучших черт национального характе­ра: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие доса­ждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заво­де, - не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, по­могая выживать и тем, кто находился рядом.

Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символиче­ский характер. Матрена у Солженицына - воплощение идеала рус­ской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик ге­роини подобен иконе, а жизнь - житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.

Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не все­гда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Мат­рену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добро­той и простодушием - и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, лю­бит ее и сын Фадцея, и ее воспитанница Кира.

«Магренип двор»


Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие города. Позже читатель поймет причины, по которым герой стремится в глубинку: он сидел в тюрьме и хочет спокойной жизни.

Герой едет учительствовать в небольшое местечко «Торф-продукт», из которого, как иронично замечает автор, было трудно уехать. Ни однообразные бараки, ни ветхие пятиэтажки не привлекают главного героя. Наконец, он находит себе жилье в деревне «Тальново». Так читатель знакомится с главной героиней произведения -- одинокой больной женщиной Матреной. Живет она в темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нельзя было ничего разглядеть, и двумя яркими плакатами о книжной торговле и урожае. Контраст этих деталей интерьера очевиден. В нем предугадывается одна из ключевых проблем, поднятых в произведении, - конфликт между показной бравадой официальной хроники событий и реальной жизнью обычных русских людей. В рассказе звучит глубокое понимание этого трагического несоответствия.

Другим, не менее ярким противоречием в рассказе выступает контраст между предельной нищетой крестьянского быта, среди которого проходит жизнь Матрены, и богатства ее глубокого внутреннего мира. Женщина всю жизнь проработала в колхозе, а теперь не получает даже пенсии ни за свой труд, ни по утере кормильца. И добиться этой пенсии из-за бюрократизма практически невозможно. Несмотря на это, она не утратила жалости, человечности, любви к природе: выращивает фикусы, подобрала колченогую кошку. Автор подчеркивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует.

Солженицын постоянно подчеркивает, что жизнь Матрены могла сложиться по-другому, ведь дом ее был построен для большой семьи: на табуретках вместо фикусов могли бы сидеть деги и внуки. Через описание жизни Матрены мы узнаем

о нелегком быте крестьянства. Из продуктов в деревне одна картошка да ячневая крупа. В магазине продают только маргарин да комбинированный жир. Лишь раз в году для пастуха покупает Матрена в сельпо местные «деликатесы», которые сама не ест: рыбные консервы, сахар да масло. А уж когда справила она пальто из ношеной железнодорожной шинели да пенсию начала получать, соседи ей стали даже завидовать. Эта деталь не только свидетельствует о нищенском положении всех жителей поселка, но и приоткрывает свет на неприглядные отношения между людьми.

Парадоксально, но в поселке с названием «Торфопродукт» у людей не хватает на зиму даже торфа. Торф, которого вокруг уйма, продавался только начальству да по одной машине - учителям, врачам, рабочим завода. Когда герой рассказывает об этом, у него щемит сердце: страшно подумать, до какой степени забитости и униженности можно довести в России простого человека. По такой же бестолковости хозяйственной жизни не может Матрена завести корову. Травы кругом - море, а косить ее без разрешения нельзя. Вот и приходится старой больной женщине выискивать траву для козы по островкам среди болота. А уж для коровы сена взять негде.

А.И. Солженицын последовательно показывает, с какими трудностями сопряжена жизнь обыкновенной работящей жен-щины-крестьянки. Если и попытается она поправить свое бедственное положение, всюду оказываются препоны и запреты.

В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины. Рассказчик часто любуется ее доброй улыбкой, замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с легкостью включалась: то копала картошку, то отправлялась по ягоды в дальний лес. 11е сразу, только во второй части рассказа, узнаем мы о прошлой жизни Матрены: было у нее шестеро детей. Одиннадцать лет ждала она с войны пропавшего без вести мужа, который и верен ей, как выяснилось, не был.

В рассказе А.И. Солженицына то и дело звучит резкая критика местных властей: на носу зима, а председатель колхоза говорит о чем угодно, кроме топлива. Секретаря сельсовета вообще на месте не сыщешь, а уж если и получишь какую-нибудь бумажку, то ее потом придется переделывать, так как работают все эти люди, призванные обеспечивать в стране законность и порядок, спустя рукава, а управы на них не найдешь. С возмущением пишет А.И. Солженицын о том, что новый председатель «первым делом обрезал всем инвалидам огороды», хоть обрезанные сотки все равно пустовали за забором.

Даже травы на колхозной земле не имела права накосить Матрена, а зато когда случалась в колхозе проблема, приходила к ней жена председателя и, не здороваясь, требовала выйти на работу, да еще и со своими вилами. Помогала Матрена не только колхозу, но и соседям.

Рядом художественных деталей А.И. Солженицын подчеркивает в рассказе, как далеки достижения цивилизации от реальной жизни крестьянина в российской глубинке. Об изобретении новых машин и искусственных спутников Земли слушают по радио как о чудесах света, от которых ни толку ни проку не прибавится. Все также вилами будут грузить крестьяне торф да есть пустую картошку или кашу.

Также попутно рассказывает А.И. Солженицын и о ситуации в школьном образовании: круглый двоечник Антошка Григорьев даже и не пытался что-либо учить: знал, что все равно переведут в следующий класс, так как главное для школы - не качество знаний учащихся, а борьба за «высокий процент успеваемости».

Трагический конец рассказа подготовлен в ходе развития сюжета примечательной деталью: у Матрены кто-то украл котелок со святой водой на водосвятии: «Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».

Помимо жестокости государственной власти и ее представителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближнему. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу. После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка- последняя отрада старой женщины.

Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матрены делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.

Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился - не помню, как умру - не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти. Пошли разговоры о том, что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как бесплатно людям огороды вскапывала, а своего имущества так и не нажила. Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
  4. Главные герои

    Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

    У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

    Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и проблемы

    Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

    Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

    Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

    Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

    Идея

    Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

    Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

    Народный характер в произведении

    Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

    Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ключевая тематика произведения заключается в изображении жизни и быта российской глубинки, размышления о взаимоотношениях человека и власти, раскрытие нравственных проблем.

Жанровая направленность произведения определяется в качестве монументального рассказа, отличающегося высоким духовным реалистическим стилем, выраженным в описании простой русской представительницы женского пола, которая является олицетворением общечеловеческих ценностей.

Композиционная структура произведения выстраивается посредством повествования от лица рассказчика, представленного в качестве стороннего наблюдателя. Композиция состоит из трех частей, в первой из которых рассказчик осуществляет поиск глухой деревушки с целью работы школьным преподавателем, попадая в дом главной героини. Во второй части повествуется о нелегкой судьбе главной героини, а в третьей части излагаются события, происходящие после смерти женщины, и раскрывается человеческое отношение к близким и родным людям.

Основных персонажей в произведении представляется трое. В первую очередь, это рассказчик Игнатьич, являющийся автобиографичным образом, изображенным в качестве простого, спокойного, терпеливого, неприхотливого, мудрого человека, отличающегося умением слушать и замечать важные вещи.

Главной героиней рассказа является Матрена, представленная в образе простой деревенской женщины, потерявшей всех своих шестерых детей в младенческом возрасте, а также мужа, не вернувшегося с войны. Женщина отличается неприхотливым образом жизни, характеризуясь автором в качестве глубокого, чистого, не озлобленного человека, радующегося каждому прожитому дню.

Так главным героем рассказа является Фаддей, представленный в образе высокого, крепкого старика, брата мужа Матрены, который в молодости планировал брак с главной героиней, однако судьба развела их в разные стороны. Именно данный персонаж становится причиной гибели Матрены.

Второстепенными персонажами рассказа являются Кира, представленная в образе приемной дочери Матрены, на самом деле являющаяся родной дочерью Фаддея, любящая свою приемную мать, а также сестры главной героини, представленные в качестве корыстных людей.

Вариант №2

«Матренин двор» - один из самых известных рассказов Александра Солженицына.

Суть произведения заключается в мысли о несправедливости человеческой судьбы. В итоге своей жизни человек не всегда получает то, чего заслуживает. События рассказа разворачиваются после смерти Сталина. По мнению автора, это самый подходящий период истории для раскрытия сути рассказа. Умер вождь и люди не знали как им теперь жить. Прошлая власть не всегда была справедлива, поэтому многие люди страдают от произвола.

В произведении действует множество героев. Повествование ведется от лица Игнатьича - бывшего заключенного, который теперь работает в учителем в сельской школе. Он решил отдохнуть от городской суеты, поэтому перебрался подальше от крупных населенных пунктов. В чем-то его образ автобиографичен. Игнатьич живет у Матрены. Матрена - простая сельская женщина, крестьянка. В молодости она любила одного мужчину, но он пропал без вести на войне. Тогда девушка вышла замуж за его брата, Фадея, которого она не любила. У него были дети, воспитанием которых занялась Матрена. После объявился жених Матрены, которого она любила. Он обиделся на возлюбленную и брата. Матрена всегда готова помочь друзьям и незнакомым людям. Она очень добрая и милосердная. Однако, ответного добра крестьянка не получает. Она завещает свою горницу Кире, дочери Фадея. Девушка настаивает на том, чтобы имущество было ей передано немедленно, до смерти Матрены. При переносе половины дома крестьянка погибает.

В произведении «Матренин двор» поднимаются прежде всего темы нравственности. Это, конечно же, вопрос превозношения материальных ценностей над духовными. Все родственники Матрены озабочены лишь своим материальным благополучием, в том числе и наследством. Это продолжает их занимать и после смерти женщины. Вторая важная тема - тема труда. Солженицын подчеркивает важность труда в жизни человека на примере Матрены. На примере данного образа также рассматривается проблема деятельной любви, которую женщина проявляла ко всем окружающим. Она стремилась сделать их жизнь лучше, заботилась о них, исполняла все их желания.

Идея рассказа состоит в том, что в течение всей своей жизни Матрена создавала особую уютную атмосферу в доме, заботилась об окружающих, а после ее смерти все, созданное ей, погибло. Ее родственники не стали поддерживать очаг, созданный усопшей. Таким образом, автор подчеркивает ничтожность материальных ценностей по сравнению с духовными, а также их бессмысленность по сравнению со смертью.

Данное произведение отличается национальным колоритом. Для Солженицына Матрена - народный идеал. Для него как человека и как гражданина, человек должен быть прежде всего деятельным, активным и трудолюбивым. Трудолюбие - отличительная черта русского народа, по мнению писателя, от которой зависит благополучие граждан и будущее страны.

  • Сочинение Описание картины Тихая обитель Левитана (4 класс)

    Левитан Исаак Ильич - талантливый и известный художник. Одна из его лучших работ является замечательная картина Тихая обитель. На полотне изображена настоящая русская природа. Очень метко нарисованы

  • История создания

    После окончательного освобождения из лагеря (1953 г.) и ссылки (1956 г.) А. И. Солженицын устроился в селе Мальцево Владимирской области. Писатель жил в доме М. В. Захаровой, ставшей прототипом художественного образа. Этому периоду своей жизни Солженицын и посвятил рассказ «Матренин двор».

    Рассказ был написан во второй половине 1959 г. В конце 1961 г. Солженицын отдал «Матренин двор» в редакцию «Нового мира». А. Твардовский (главный редактор) поначалу отказался от него. Однако после публикации «Одного дня Ивана Денисовича» редакция решила «пустить» «Матрену» (1963 г.).

    Смысл названия

    Авторское название произведения — «Не стоит село без праведника». Твардовский на редакционном обсуждении посчитал его слишком назидательным и предложил свой вариант — «Матренин двор». Солженицын был не против.

    Изменение названия рассказа немного снизило его смысловое значение. С другой стороны, «Матренин двор» концентрирует внимание на судьбе одинокой крестьянской женщины. Дом Матрены выступает символом уходящего в прошлое традиционного уклада жизни, основанного на добре и милосердии. В широком смысле он олицетворяет собой всю Россию, ставшую объектом для проведения «социалистического эксперимента».

    Тема

    Основная тема рассказа — разрушение русской деревни.

    Солженицын идеализировал дореволюционную патриархальную Русь. Он считал, что Советская власть нанесла непоправимый удар не только по крепкому крестьянскому хозяйству, но и по национальному самосознанию.

    Образ Матрены — чудом уцелевший осколок старого мира. Одинокая бедная женщина выглядит анахронизмом среди остальных жителей села, озабоченных лишь накоплением «добра». Односельчане откровенно посмеиваются над простодушием и безотказностью Матрены. Едва сводящая концы с концами крестьянка с радостью готова оказать любую помощь, не требуя за это платы.

    Рассказчик сразу же почувствовал симпатию к Матрене и ее скромному хозяйству: «пятнадцать соток песочка», фикусы, «колченогая кошка» и «грязно-белая коза». Матрена безропотно несет свой тяжелый крест. Не получая пенсию, она помогает колхозу. Единственный грех женщины состоит в воровстве торфа, но этим вынуждены заниматься все жители села.

    Еще при жизни Матрены на ее скромное имущество алчно поглядывают три сестры и Фаддей. «Ненасытный» старик вынуждает ее немедленно отдать отдельную горницу, что и становится причиной трагедии.

    Привычка Матрены мешаться в «мужичьи дела» (т. е. оказывать помощь всем без исключения) привела ее к страшной и нелепой гибели. Рассказчика поражает расчетливое «оплакивание» покойной, за которым скрывается материальный интерес. Даже единственная подруга Матрены, проплакавшись, не забывает об обещанной ей «вязаночке серой». Из всех собравшихся на поминки искренно плачет лишь приемная матренина дочь Кира.

    Только после смерти Матрены рассказчик осознает, что вся ее невероятно трудная, бескорыстная трудовая жизнь была доказательством истинной праведности. Вопреки презрительному отношению односельчан без таких праведников не сможет устоять ни село, «ни вся земля наша».

    Подобные Матрене праведники и в царской России выглядели «белыми воронами». Но в СССР они превратились в настоящих изгоев, которым нет места в четко регламентированной общественной системе. Официальное осуждение накопительства превратилось в пустой лозунг. В условиях массовой нищеты крестьянства жадность Фаддея уже не вызывает осуждения и одобряется односельчанами, так как терять имущество (добро) «перед людьми постыдно и глупо».

    Проблематика

    В раннем периоде творчества Солженицын по вполне понятным причинам еще не осмеливался открыто критиковать советскую власть. «Матренин двор» считается одним из первых произведений т. н. «деревенской прозы», поставившей проблему гибельного наступления новой эры под флагом научно-технического прогресса.

    После ссылки рассказчик хочет «затеряться в самой нутряной России», но с изумлением видит, что такой «тихий уголок» уже не просто найти в многострадальной стране. Издевкой над великим русским языком выглядит название станции — Торфопродукт (реальная станция и поселок во Владимирской области).

    Прогресс неуклонно вторгается и в самые глухие деревни: электричество, железная дорога, торфоразработки. Однако все это не облегчает крестьянскую жизнь, а налагает новые обязанности и создает трудности.