Тема любви и смерти в рассказе И. А

Детство - это пора, когда любое эмоциональное переживание чувствуется гораздо глубже, потому что все происходит впервые: первая улыбка, первый шаг, первое слово, первая нежность и любовь, первое несчастье, первая победа, первая обида, первое творчество, первое унижение, первое отчаяние от бессилия. Таких воспоминаний очень много: маленькие, коротенькие, иногда какие-то отпечатки отдельных образов, а порой помнишь лишь чувство, ощущение, оставшееся после события.

А что тогда произошло и с кем, скорее существует в мире фантазии и воображения, чем было в реальности. Этим наполнен человек на протяжении всей жизни. Это и дает ему силу и энергию, чтобы жить, любить весь мир.


Именно оттуда, из детства , у Л. Толстого взялись силы на тот многолетний труд и доброту, которые он отдавал людям. Толстой , будучи уже взрослым, вспоминает случай из детства , за который ему стыдно. Он размышляет над своим поступком, не находя себе оправдания и называя это "...темные пятна на страницах моих детских воспоминаний". Мы узнаем об этом из повести "Детство ", где Сережа Ивин предложил Иленьке встать на голову, как это сделал он сам: "Попробуйте сделать это; право, это нетрудно. Да что ж, в самом деле, отчего он ничего не хочет показывать? Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову!" Все мальчики схватили его и поставили на голову, ногами вверх. Все смеялись.

Автор рассказывает, что в ту минуту он даже не был убежден так, как прежде, "что все это очень смешно и весело". Когда, вырвавшись, Иленька замахнулся на Сережу лексиконом, тот предложил бросить его, "коли он шуток не понимает". Автор рассказывает, что он тогда и не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.

Автор решительно не может объяснить себе жестокости своего поступка: "Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставляющее меня, бывало плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа? Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом!"

Л. Толстой с благоговением вспоминает свой родной дом, брата. Атмосфера в доме Л. Толстого была наполнена любовью окружающих его близких людей друг к другу в отличие от наполненной "горячим туманом взаимной вражды всех со всеми" атмосферы у Максима Горького . Как сказал о ней сам Горький : "Слишком обильна жестокость ю темная жизнь неумного племени".

Объяснить жестокость в отношениях людей, которую Алексей наблюдал в детстве, можно только тем, что в это время, которое описывает автор, братья его матери настойчиво требовали от деда раздела имущества. "Они боялись, что моя мать потребует приданого, назначенного ей, но удержанного дедом, потому что она вышла замуж "самокруткой", против его воли", - говорит Горький .

Из повести М. Горького "Детство" мы узнаем о жестоком поступке деда в отношении автора в детстве. Когда Алексей окрасил край белой скатерти в синий, дед его высек до потери сознания. Он болел, лежа вверх спиною несколько дней в постели в маленькой комнате с одним окном и красной неугасимой лампадой в углу перед киотом со множеством икон. После этого жестокого наказания у Алексея "явилось беспокойное внимание к людям", "...точно содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой", он стал больше сопереживать, сочувствовать другим людям, жить чужой жизнью, как своей, чувствуя со слезой на глазах чужие страдания. Доброта, забота и понимание бабушки отогревало его сердце, заживляла раны, но "шрамы" всегда будут напоминать о прошлом и оставят отпечаток на дальнейшей жизни автора.

Из похожих ситуаций при столкновении добра и зла, встрече с жестокость ю одни люди выходят с желанием творить добро, а другие с ненавистью. Дед в произведении М. Горького объясняет свою жестокость жестоким отношением к нему его отца. Старшие девочки в произведении "Джен Эйр" Ш. Бронте, вчера ощущавшие на себе несправедливость, жестокость и грубость, сегодня творят то же самое с младшими девочками в приюте: отбирают хлеб, ненавидят окружающих. В отличие от Л. Толстого, М. Горький и Ш. Бронте на себе испытывают эти переживания, впервые сталкиваясь с жестокостью и несправедливостью в детстве. Эти события формируют их отношение к себе и миру: будут ли они ненавидеть весь мир или будут к нему снисходительны и милосердны, стремясь преумножить добро, чувствуя всякое горе и беду каждого, на чью долю оно выпало, как свое собственное, как то, которое никогда не сотрется в памяти, всегда напоминая о том, что оно с кем-то может быть. Но зная, что любое доброе слово, поддержка человека способны облегчить боль и страдание, сделать человека счастливым, дать ему силы, веру и надежду в будущее, в добро и справедливость. Отношение мисс Темпель и Элен Бернс помогает Джен Эйр не упасть духом и не впасть в отчаяние, возненавидев всех вокруг и саму себя. Она начинает жить своими интересами, увлечением к рисованию, раскрывает свой талант, способность к иностранным языкам. Открывая свой внутренний мир, она становится счастливой. Слова Элен Бернс становятся ее путеводной звездой: "Даже если весь мир будет ненавидеть тебя и считать тебя дурной, но ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдешь друзей".

"...может быть вы не поймете, что я вам скажу, потому что я говорю часто очень непонятно, но вы все-таки запомните и потом когда-нибудь согласитесь с моими словами. Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительсского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное из детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение" (Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы").


На страницах романа-эпопеи «Война и мир» можно встретить около 600 действующих лиц, каждое из которых имеет свое особое место в произведении. Роман создавался писателем практически семь лет и на сегодняшний день является величайшим достоянием русской литературы девятнадцатого века. По словам литературного критика П. Анненкова, роман «отличается мастерским изображением автором сцен военного быта и психологии человека на войне, сложностью композиции, органически сочетающей историческое повествование с рассказом о частной жизни героев».

В центре сюжета разворачиваются события, относящиеся к войне 1812 года. Параллельно с ними светскую жизнь общества девятнадцатого века. Читателю представлены основные действующие лица, принадлежавшие дворянским родам, важные исторические персоны а также малочисленные персонажи, сгруппированные по сословной принадлежности.

Среди этого многообразия фигурирующих героев хочется уделить внимание особенной личности, обладающей «красотой, очарованием и изяществом». толстой ростова роман

Речь пойдет о молодой княгине Наташе Ростовой, любимой героине Льва Николаевича Толстого.

Частичными прототипами Наташи послужили жена писателя Софья Толстая и его свояченица Татьяна Берс -- музыкальная, с редким по красоте голосом женщина. Толстому приписывается такой отзыв о «моделях» Наташи: «Я взял Таню, перетолок её с Соней, и вышла Наташа» .

Внешность Наташи в начале романа описывается так:

Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстренькие ножки. Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках…»

Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры. Наташа -- любимая героиня Толстого. Мир Наташи исполнен живости и очарования молодости, но и ограничен.

Пьер говорит, что Наташа «не удостаивает быть умной». Её отличительные черты -- эмоциональность, естественность, непосредственность, отзывчивость вплоть до самозабвения, интуитивное и внерациональное понимание жизни «умом сердца».

Об уме же героини судить сложно. Ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, возрождая их к жизни. Эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни.

Во многих сценах романа она помогает окружающим, знакомым и незнакомым, представляя собой пример действенной любви к ближнему. «Сущность её жизни -- любовь» -- так характеризует свою героиню Толстой. Писатель подчеркивает, что то истинное понимание жизненных ценностей, причастность к народному чувству, которое достигается Пьером Безуховым и Андреем Болконским в результате сложнейших нравственных исканий, для Наташи является врожденным, естественным; в романе она служит его воплощением.

Самые точные характеристики других героев зачастую исходят именно от Наташи. В то же время Наташе, как и другим героям Толстого, свойственно ошибаться. Её естественное, инстинктивное стремление к счастью делает Наташу эгоистичной, что выражается в увлечении Анатолем Курагиным.

В эстетике Толстого сложность испытаний сама придает духовные силы героям. На примере Наташи, описывая её духовный кризис после смерти князя Андрея, Толстой описывал силу её переживаний как причину её нравственного выздоровления:

«И все три причины упадка её духа носили в себе причины возрождения ».

В характере Наташи Толстым показана большая внутренняя сила. Внутренний мир героини Толстого открывается нам уже через отдельные штрихи к ее портрету. Достаточно обратить внимание на описание её глаз: “любопытные”, “умоляющие”, “сияющие”, “несколько насмешливые” или “печально-вопросительные”.

В конце романа Наташа показана как жена и мать семейства, полностью погруженная в его заботы.

Наташа выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, где не было лицемерия, притворства. В общении Наташа ведет себя легко и непринужденно, использует простые, понятные слова. Её речь эмоциональна, выразительна. Во время, когда «когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка», маленькая княгиня вела себя несдержанно, высказывала внешнюю грубость манеры, была «чутка и ловка».

С матерью она была добра и ласкова, умела найти к ней подход, когда та была недовольна:

«…Как бы она не обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно,ни неприятно, ни неловко.»

В мысленных монологах Наташа выражает все свои эмоции, переживания и искренние чувства. Читая ее мысли, мы как будто слышим каждое ее слово, произносимое ею шепотом, выражающее искренность и неподдельные чувства:

«Иначе разве все это могло бы быть? -- думала она. -- Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, могла улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?»

Эпизод первого бала Наташи раскрывает для читателя всю сущность героини, ее мысли, ее характер, темперамент. Вместе с ней мы переживаем самые волнительные моменты:

«Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины?...»

В минуты наивысшего счастья душа ее открыта для всех, она готова подарить свою любовь и князю Андрею, она всей душой хочет помочь Пьеру «передать ему излишек своего счастья», дарит счастливые улыбки отцу.

Наташа обладает чувствительностью и внимательностью ко всему окружающему. Ее манеры, настроение и поступки характеризуют скорее маленькую девочку, наивного ребенка, который всегда останется внутри, помогая смотреть на мир добрыми, доверчивыми глазами.

В эпизоде первого бала автор всячески подчеркивает по-детски возбужденное состояние Наташи, используя в его описании слово «девочка» и изображая ее с «благодарной детской улыбкой». Кажется, что даже будучи хранительницей домашнего очага, являясь женой и матерью она до конца этой истории остается ребенком в душе.

Хочется отметить склонность героини к завышенной самооценке. Вероятно, это обусловлено воспитанием истинной, благородной дамы, которая всегда должна держать себя уверенно и чувствовать себя на высоте.

А может быть это связано с той же детской наивностью и желанием быть замеченной и вызывать восхищение. Курагин говорит о ней:

-Очень мила!

«Наташа знала, что он говорил про нее и это доставляло ей удовольствие»

На протяжении всего произведения подобные мысли часто повторяются:

«Наташа несомненно знала, что он восхищается ею…»

Образ Наташи напрямую связан с образом одухотворенной, чистой и милосердной русской женщины. Об этом говорит ее отношение к природе, ко всему живому. Писатель отмечает поэтичность своей героини. Находясь в Отрадном, Наташа созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало”, - говорит она.

"Соня! Соня! -- послышался опять первый голос.

--...Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда, душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки... и полетела бы. Вот так!"

Этот момент передает истинную сущность героини. В этом проявляется близость героини к природе.В своей речи она использует такие выразительные средства как междометия, что подчеркивает ее простоту и искренность её слов.

В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты она с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который «пел так, как поет народ», а затем танцует “Барыню”. Все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке.

Дни, проведенные в Отрадном были полны радостных событий: скачки на тройках святочной морозной ночью, пляски с ряжеными, игры, пение.

В этом эпизоде мы снова встречаем подтверждение того, что Наташа способна понять каждого человека, готова выслушать его и поддержать:

«Она умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери,и во всяком русском человеке».

Она понимает чувства Николеньки, когда тот проиграл почти все состояние. В тот вечер Наташа пела только для брата, и он, слушая ее голос, забыл обо всех неприятностях. Она понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал».

Обладая способностью к состраданию, Наташа начинает плакать вместе с Соней, даже не зная причины слез подруги, а «только оттого, что Соня плакала».

Обращая внимание на имя Наташи Ростовой можно сделать следующие выводы.

Полное имя - Наталья Ильинична Ростова. Имя Наташа, в переводе с греческого означает «родная».

Она могла быть и Наталией, и Натали, но Толстой представляет героиню с нежно произносимым именем- Наташа. Вариации этого имени могли быть самыми разнообразными, однако автор не случайно выбирает из всего множества именно это. Благозвучность и мягкость несет за собой имя Ростовой. Носящая его героиня представляется светлой и доброй, живущей с радостью и легкостью. В произведении можно отметить такую черту классицизма в литературе, как говорящие имена и фамилии. Например, как уже было сказано, Наташа Ростова - добрая, мягкая натура. Сочетание имени и фамилии очень приятно слуху. Фамилия говорит о духовном «росте» персонажа. Личность Наташи на протяжении всего произведения действительно «растет» и развивается.

Наташа - очаровательна, мила и способна к чистой, бескорыстной и светлой любви. Первой влюбленностью девушки стал Борис Друбецкой-друг семейства, человек, стремящийся к высокому положению в обществе, заботящийся о своей карьере и статусе. Наташа не испытывала к нему пылких чувств. Рядом с ним, она игриво кокетничала и смеялась, как дитя и чувствовала себя свободно. Борис создавал впечатление “дипломата” и серьезного, делового человека совершенно не подходящего юной барышне, которая стремится любить всем сердцем.

Пройдя это первое испытание в жизни молодой девушки, Наташа вновь влюбляется. Вторым её избранником становится князь Андрей Болконский. Их первая встреча состоялась в 1809-м году в Отрадном, где жил граф Илья Андреевич. Болконского привлекает Наташа буквально с первой встречи. «Болконский увидел бегущую толпу девушек. Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, черноглазая девушка.»

В дальнейшем мы видим насколько эта встреча переменила жизнь Андрея, помогла забыть тяжелое горе-потерю жены и воспрянуть духом вновь, снова жить для любви. Его поражает невероятная чуткость и близость Наташи с природой, её доброта и чувствительность. Он слышит её слова о красоте той ночи и это заставляет его снова испытывать сильные чувства:

«Старый дуб, весь преображенный… млел, чуть колтыхаясь в лучах вечернего солнца». «В душе князя Андрея вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни.»

Эпизод первого бала, на котором Наташа и Андрей танцуют вдвоем, становится предисловием к их истории любви. На этом балу присутствует и Борис Друбецкой, которого Наташа больше не воспринимает,как любовное увлечение. Это становится символичным эпизодом произведения, ведь именно в этот момент Наташа будто «отпускает» детскую влюбленность и предчувствует новую встречу:

"То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты…»

Этим новым и необыкновенным в жизни девушки становится князь Андрей. Когда князь Андрей танцует с Наташей «один из веселых котильонов перед ужином», он напоминает ей об их встрече в Отрадном. Эта взаимосвязь объединяет молодых людей и они чувствуют друг к другу некое притяжение. «Давно я ждала тебя»,- думает Наташа. Танцуя с ней, князь чувствует себя «ожившим и помолодевшим», а сама Наташа находится «на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия, горя». Наташа привлекает князя Андрея своей молодостью и естественностью. Сама Наташа чувствует, насколько сильно влюблена в князя.

После происходит важный момент, отделяющий её прекрасную юность, наполненную сильным, искренним чувством любви, от беспечного детства озорной девицы.

Князь Андрей решается признаться девушке в своих чувствах. В этом эпизоде переданы самые яркие эмоции, подтверждающие готовность Наташи «жить ради любви».

Когда князь Андрей уехал к отцу за благословлением, девушка три недели ходила «как тень, праздная и унылая…вечером тайком от всех плакала и не являлась по вечерам к матери».

Когда же ее возлюбленный вернулся, она не помнила себя от счастья, не понимала ничего, что он говорил во время объяснения с ней:

«Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза. «Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?» …Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, что нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь?»

Они втайне помолвились. За долгий год ожидания Андрея со службы, Наташа увлекается Анатолем Курагиным, соблазнившим её на предательство и позволившим забыться и даже попытаться сбежать с ним. Этот период в жизни Наташи изображен особенно ярко, переданы все чувства героини, выражавшее её забвение и душевные муки, муки совести перед любовью. В тексте произведения слова и мысли героини как нельзя близко выражают внутреннюю борьбу молодой девушки.

Автор через реплики героини показать всю ее тревогу, волнения, стыд и искреннее раскаяние. В диалогах с Соней Наташа смело заявляет, что её любит Анатоль и она готова ответить ему взаимностью. Она твердо убеждена в своем мнении:

«Да, да я люблю его!» думала Наташа, перечитывая в двадцатый раз письмо и отыскивая какой-то особенный глубокий смысл в каждом его слове.»

Писатель старается подчеркнуть явное чувство стыда героини перед собой и перед князем Андреем. В сценах близости с Анатолем, Наташа опускает глаза, « ничего не понимая и не говоря.»

Вскоре, вернувшись со службы, будучи раненым, Андрей погибает буквально на руках у Наташи. Автор очень точно показывает страдания первой юношеской любви, подчеркивая состояние депрессии героини, сопереживая вместе с ней и как можно ближе передавая её чувства.

Эпизод объяснения в любви Пьера Наташе является решающим в любовной сюжетной линии романа. Трогательный момент признания подкрепляется искренними, добрыми словами, выражающими принятие и прощение. Наташа испытывает теплые чувства к Пьеру сама того не ожидая от себя.

По мере развития событий романа Наташа Ростова превращается из живущей в атмосфере постоянной влюбленности непосредственной девочки, в обаятельную и чутко реагирующую на все происходящее девушку. Её естественное обаяние, проживание полноты жизни, внутренняя красота, -- противопоставляется в романе холодной красоте светских дам. В молодой Наташе, Толстой воплотил свое понимание идеальной женской натуры, как гармонии духовного и телесного.

Толстой описывает жизнь Наташи, будто ставя себя на её место. С поразительной точностью и проницательностью он показывает всё чувства героини, наполняя каждое особой искренностью, сочетая с самыми смелыми действиями и сопровождая глубокими мыслями. Он удивительно близко передает истинные женские чувства. Наташа «вырастает» на глазах читателя с помощью описания перемен в её душе. Автор с трепетом и будто заботой пишет о её мыслях в моменты самых напряженных событий. Он «прощает» её сам прежде, чем прощает её Андрей и Пьер. Он дает ей возможность почувствовать угрызения совести, передавая через множество деталей самые важные мысли.

Автор будто ведет под руку свою героиню, сопровождая её на всем жизненном пути и страницах произведения. Он преподносит нам описание её образа, с любовью описывая самые мельчайшие детали, показывая и раскрывая весь смысл существования персонажа с первых страниц. Писатель ведет её через множество препятствий, на каждом подводя итог в контексте произведения. Эти жизненные уроки и делают героиню еще более привлекательной в глазах читателя. Мы видим, с каким вниманием Толстой следит за описанием всех перемен в душе Наташи. И то, что упомянуто в начале романа - Наташа живет ради любви, в конце его подтверждается и становится будто наградой за все испытания судьбой. Счастливый конец и долгожданный “мир” характеризуют произведение,как надежду на светлое будущее для каждого человека. Через образ Наташи Ростовой Толстой рассказывает какими чертами характера и внешности должна обладать истинная женщина того времени. Способная к самопожертвованию, честная, искренняя, милосердная, внимательная и умеющая по-настоящему любить - такой рисует нам Толстой очаровательную Наташу. И именно за её простоту, доброе сердце и умение радоваться жизни, посвящая всю себя любви Толстой любит свою героиню.

Использованные источники

  • 1. wikipedia.org
  • 2. http://citaty.info
  • 3. wikiquote.org
  • 4. http://loveread.ws

МОУ «Яйская СОШ№2»

Женские образы в жизни героя романа И.А.Гончаров «Обломов»

Работа на XIII Всероссийскую научно-практическую конференцию

«Научное творчество молодёжи»

Выполнила работу:

Некрасова А.Г.

10 Б класс.

Руководитель:

Черкашина Г. Г.,

учитель литературы и русского языка

МОУ «СОШ №2» в п.г.т.Яя.

I.ВВЕДЕНИЕ.

2. Задача.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Первая встреча.

2. Сходства и отличия двух героинь романа.

3.Признание Ольги Ильинской

4. Признание Агафьи Пшеницыной

5.Образы в произведении

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение.

Поразительное свойство классической литературы в том, что каждый раз, перечитывая её заново, открываешь что-то новое и удивляешься: «Как я не увидела? Почему не отозвалось?»

Вот и с Обломовым так же. Прочитав его раз, лишь потому что проходят в школе, мало понимаешь тонкий смысл, спрятанный между строк, заботливым автором. Лишь прочитав его ещё раз во второй, в третий начинаешь вникать и понимать подтекстную суть произведения.

Безусловно: в истории «добряка-ленивца Обломова отразилась русская жизнь, в ней предстаёт живой современный русский тип». Выделив это определение, я имею в виду не XIX век, а наше настоящее, нашу эпоху.

Да, Обломов современен, потому что он, по-моему, выражение одной из национальных черт русского характера . В нас до сих пор живёт вера в сказки о том, какая прекрасная жизнь ждёт нас в будущем. Но стоит столкнуться с действительностью, наступает социальная апатия, страх перемен, то есть обломовское лежание, как способ ухода от реальности.

Обломов помогает нам понять себя. Поэтому чувство, охватывающее нас, когда прочитана последняя страница,- жалость. И это нам не Обломова жалко, а себя. Об этом рассуждает и автор книги об «Обломове»: « Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича слабости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, молоизвиняемые или неизвиняемые. В целокупном образе органично сочетались с ними и многие благие задатки, милые и симпатичные свойства, также присущие всякому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека.»

Более всего в жизни этого героя мне стало интересно его детство и эпизоды из личной жизни. Ничто не раскрывает человека так, как испытание любовью. Очень интересны в этом случае его поступки, действия, слова, ощущения переживания, да и многое другое, что сопутствует герою в этом нелёгком испытании. Именно поэтому я взяла эту тему для исследования.

Цель моей работы сопоставление образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной и их роли в жизни Обломова.

Задачи:

Проанализировать 1 главу 4 части и 6 главу 2 части романа Гончарова И. А. «Обломов»;

Сопоставить образы героинь Гончарова Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной;

Сделать выводы о роли героинь и их участие в судьбе Ильи Обломова.

В своей работе я руководствовалась сравнительно-сопоставительным методом.

Основная часть(сопоставление).

Общеизвестно, что Гончаров большое значение придавал чувству любви. Устами Штольца в романе он говорил о том, что «любовь силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может измениться внутренне, обрести цель в жизни, в любви он черпает энергию. Без любви жизнь теряет смысл, любовь наполняет её поэзией 6 . Значимость этой темы в произведение и определили выбор двух последующих эпизодов: объяснения с Ольгой Ильинской и объяснение с Агафьей Пшеницыной. Анализ эпизодов помогает осмыслить художественные особенности, символику романа, понять героя и оценить его натуру.

Итак, начнём, прежде всего, с момента встречи Обломова и двух героинь . Сначала Обломов встречается с Ольгой Ильинской- натурой деятельной и динамичной.Его друг детства- Штольц, уезжая, поручает ей следить за другом, чтобы он не лежал целый день напролёт. Ольга воодушевилась этим и уже предвкушала свою победу над леностью Ильи. Она видела несомненные перемены героя, когда он был с ней рядом: апатия сменилась активностью, и она, возможно, понимала, что такая перемена исходит из влюблённости Обломова к ней. Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «..Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами» 4 . Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина» 4 .

Что касается Агафьи Пшеницыной, то с ней Обломов знакомится тоже по средством другого человека и это уже теперь кум Агафьи- Тарантьев, человек бесцеремонный и неопрятный, который за плату обещает Обломову сменить квартиру. Агафья видит в герое приятного барина и старается всеми возможными способами улучшить его жизнь. Она видела, что Обломов во всём противоположен её покойному мужу - коллежскому секретарю Пшеницыну; глядит на всех «смело и свободно, как будто требует покорности к себе»; лицо у него белое и нежное; руки белые и небольшие; Манеры его покойны и красивы; разговор умён и прекрасен; бельё он носит тонкое, меняет его каждый день; моется душистым мылом, ногти чистит. В представлении героини: «Он барин! Он сияет и блещет! Притом, он так добр: как мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки - как бархат….. И глядит он, и говорит так же мягко, с такой добротой…».

Сходства и отличия

Таким герой представляется героиням, а какими же они представляются читателю и герою? Для начала выделим сходства героинь, так как их меньше чем отличий. Сходственным в этих женщинах будет то, что они обе были влюблены в Обломова и были им любимы, обе по самой своей сущности не случайны в его жизни и сыграли в ней значимые роли. В остальном же, прослеживаются их явные отличия друг от друга. Они

антиподы, если Ольга сильная, деятельная натура, её облик удивительно гармоничен: она похожа на античную статую, воплощение грации ума, с полной гармонией души и тела, то Агафья полная, круглая с мягким характером женщина, прикреплённая к очагу.

Для Обломова Ольга совершенная женщина, наделённая талантами мужчины. Она небесное создание, прекрасный цветок, нечто недосягаемое для него. Агафья же, более земная, обыкновенная, всегда находящаяся рядом, готовая угодить. Между тем называя нам Ольгу Ильинскую, автор указывает прямую её причастность к Обломову. Она, во-первых, носит фамилию, образованную от его имени, во –вторых, имя её означает «факел» 6 , «святая» 7 , нечто излучающее свет и сияние. Имя Илья указывает на то, что герою родственна огненная стихия. По ветхозаветным мотивам, Илья связан с небесным огнём. 4 В народных представлениях Илья-пророк, громовик, бог-громовержец- «могучий, седой старик», который разъезжает на огненной колеснице и сыплет огненными стрелами. 5 Планета, которой принадлежит Ольга Луна 8 , источник света, одно из обожествляемых славянами небесных светил 9 . Ольга является постоянным двигателем для героя, тем самым Пигмалионом, который наставлял Галатею. Все поступки Ильи были напрямую связаны с Ольгой- от того, что делала она зависело то, что делал он.

На Выборгской же стороне мечта и жизнь совпали. В доме Агафьи Матвеевны, которая для героя является «доброй» «Божьим даром» (именно так прочитывается её имя), горит очаг, и сама она его хранит. Служение огню и служение Обломову сливаются воедино. За опрятность любит и ценит Обломов Агафью Матвеевну, называет её: «Сама опрятность!» В её доме жизнь движется по кругу, и она счастлива этой жизнью. Живущие в солнечном круге герои сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела и покруглела Агафья, даже предметы на кухне и то круглые: пузатые и миниатюрные чайники, кастрюльки, чашки, банки, судки.

Ещё известен тот факт, что Илья-пророк осмыслен славянами и как Бог,творящий урожай. « С Ильи начинали жатву и заканчивали уборку. «Петр с колоском, Илья с пирогом»,- говорит народ». 24 А потому важным в контексте является то, что Агафья печёт пироги, ватрушки, пирожные. Она носит «хлебную» фамилию Пшеницына. Она почитает героя и теплица в его лучах.

Узнав героинь, их сходства и принципиальные отличия можно перейти, непосредственно к сопоставлению их признаний с Обломовым.

Признание Ольги

И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба они нарисованы автором с большой симпатией. Гончаров показывает Обломова, способным глубоко переживать и поэтизировать события жизни. Душе героя с детства была подвластна поэзии: его захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него настал счастливый….момент жизни, расцветания сил,… желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слёз. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности». 4

И хотя пора юности давно позади, в душе Обломов остаётся юношей, Штольц называет его «поэтом». Во время пения Ольги герой «вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было ему душить радостный, готовый вырваться из души крик. Давно он не чувствовал такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг» 4 . Но автор знает о мимолётности этого явления и иронически замечает: «Он в эту минуту даже уехал бы за границу, если б ему оставалось только сесть и поехать». 4

Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «..Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами» 4 . Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными и думами и чувствами, устанавливается понятное, только им двоим, душевное общение, воспетое в творчестве Жуковского В. А., других поэтов-романтиков: «Да, я что-то добываю из неё, думал он,- из неё что-то переходит в меня!» Она: « Не смотрите же, так на меня …. мне неловко! Как будто что-то добываете из моей души!» Любовь Ольги и Ильи – огонь, который горит в их душах, сближающий их: «Оба она, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, дрожали одинаковым трепетом, в глазах стояли слёзы, вызванные одинаковым настроением» 4 . Активная, динамичная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости души.

Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина» 4 .

Герои по-разному понимают любовь. Обломов - весь чувство. В каждом шаге он предельно искренен. Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живёт разум. Но после нечаянного признания Ильи они оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама должна быть сдержана и в рамках приличия. Обломов знает, что нужен будет решительный поступок: либо подтвердить признание, либо опровергнуть,- но он не готов, ни к тому, ни к другому. Идя в парк, он так и не решил, что сделать, хотя точно знал, что встретит Ольгу.

Гончаров великий мастер-психолог- самое начало сцены объяснения героев в конце 6-й главы 2-й части романа строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «Вдруг кто-то идёт, слышит она. «Идёт кто-то…»-подумал Обломов. И сошлись лицом к лицу.

  1. Женские образы в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин (1)

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Читала сентиментальные романы , искренне сопереживая их героям , восхищаясь высоким... жизни женских характера. Разумеется, характер Ольги встречается чаще, но и с образом ... и различие двух женских характеров в романе И. А. Гончаров : “...характер положительный...

  2. Образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого Война и мир

    Реферат >> Литература и русский язык

    ... Гончаров . У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские , потому что его герои , как и герои До... психологом. В созданных им образах , особенно в образах главных героев романа , обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый...

  3. Слово о полку Игореве. Основные образы . Идея патриотизма

    Реферат >> Литература и русский язык

    К мужу наполнена женской самоотверженностью, преданностью, ... основные принципы социалистического образа жизни ; «В спальне... И. А. Гончаров оценивает финал пьесы... героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа . Рисуя образ ...

Разделы: Литература

Цели урока:

Обучающая:

  • Проверить знания учащихся фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Воспитательная:

  • Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого.
  • Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.
  • Формировать умение ценить прекрасное.

Развивающая:

    азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.
  • Умение выделять главное из второстепенного.
  • Развивать культуру общения.
  • Развивать интерес к театральному искусству.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации.

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, стенд “Толстой – это целый мир”, иллюстрации Д.Шмаринова, учащихся; аудиозаписи оперы

С. Прокофьева “Война и мир”, Л.В.Бетховена “Лунная соната”.

Ход урока

Урок начинается с чтения наизусть сонета № 130 Вильяма Шекспира. (Читает ученик под музыку Л.В.Бетховена)

Её глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк,
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней современных линий,
Особенного света на челе…

Это сонет великого Шекспира. Его называли певцом любви. Но не с меньшим основанием можно и Льва Толстого назвать певцом возвышенной любви. Сегодня на уроке вместе с автором “Войны и мира” мы отправимся в Москву, заглянем в гости к дядюшке, побываем на именинах у Ростовых, в вихре вальса закружимся на первом балу, испытаем тяготы и невзгоды военного времени 1812 года. И это всё мы увидим глазами любимой героини Л. Толстого – Наташи Ростовой.

“Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой” назвал Наташу князь Андрей. “Волшебницей” казалась она Денисову.

“Она обворожительна”, - говорил о ней Пьер. Так почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она любимая героиня писателя?

Это будет загадка нашего урока, которую мы должны разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним Катюшу Маслову из романа “Воскресенье”; умную, с “лучистыми глазами” Марью Болконскую; Анну Каренину, красивейшую женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина, ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

Тема урока: Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого.

Прежде, чем перейдем к теме, проведем литературоведческую разминку:

роман-эпопея
антитеза
композиция
прототип
народность
конфликт
эпилог
прекрасное в искусстве
безобразное в искусстве

А что же означает имя Наташа? (На факультативе мы не раз проводили исследовательскую работу).

В книге Г. Успенского “Ты и твоё имя” мы читаем: “Наталия (Наталья) – от лат. “наталист” – родной, но также от латинского названия праздника Рождества: диэс натали – день рождества, рождения. Существует и иное толкование, возводящее это имя к тому же европейскому корню, что и в имени Натан (дарованный)”.

А кто же послужил прототипом для Наташи Ростовой? (сообщение

учащихся).

Используя алгоритм “Образ героя в литературном произведении”, мы видим, что изучение литературного героя начинается с портретной характеристики:

    1. Имя героя (“говорящие фамилии”)
    2. Возможный прототип героя
    3. Портретная характеристика:
    4. Цельность портрета или противоречивость;
      -типологизм портрета;
      -социальный портрет;

    5. Самохарактеристика героя
    6. Авторская характеристика героя
    7. Характеристика другими персонажами
    8. Художественные детали, характеризующие героя литературного произведения
    9. Речевые особенности персонажа
    10. Пейзаж (эмоциональная окраска внутреннего состояния героя)
    11. Значение образа для раскрытия идеи и проблематики произведения

Вспомните, какой предстает перед нами Наташа-девочка? Зачитайте, пожалуйста. (“Бег… Несколько мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула”, - и вот она: “В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…”).

Лев Толстой неисчерпаем. Многие художники иллюстрировали произведения великого мастера. Назовите, пожалуйста, кто из великих живописцев обращался к произведениям Толстого? (А.Н.Николаев, Н.Ге, Д.Кардовский, М.С.Башилов, И.Репин, Л.О.Пастернак, И.Н.Крамской, В.А.Серов, П.М.Боклевский).

Сегодня мы обратимся к творчеству Дементия Алексеевича Шмаринова, народному художнику, которому удалось в своих иллюстрациях раскрыть образы бессмертной эпопеи Л.Н. Толстого, исторически верно воссоздать колорит эпохи. (Сообщение учащихся).

Один из самых поэтических образов русской литературы – образ Наташи Ростовой – также воссоздан Д.А.Шмариновым с большим мастерством. Д.А.Шмаринов иллюстрирует образ любимой героини Толстого в отдельных портретах и в жанровых сценах, выделяя на первый план не обстановку, а внутренний мир героини.

Вот групповой портрет: молодежь дома Ростовых выбегает из задних комнат в гостиную. (Рисунок1) Остановимся только на портрете Наташи, чтобы показать эволюцию характера героини.

Посмотрите внимательно на рисунок, в рисунке есть небольшое отступление от текста. Какое? Назовите, пожалуйста. (Нет куклы Мими ).

Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках…” Этот рисунок позволяет представить внешний облик Наташи, ее яркий душевный мир, ее живую непосредственность. Как мы видим, портреты художника насыщены глубоким психологическим содержанием и раскрывают внутренний мир действующих лиц.

Л.Н. Толстой беспощадно подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива; она не Элен; она бывает просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего огня оживления, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и Петю. В 13 лет Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в 13 лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, ей хочется любить.

А какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном? (В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи, даже слезы слышатся в её голосе. Она тонко чувствует прелесть природы, живо воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”. Происходит первый своеобразный дуэт этих героев, когда их объединяет, сближает именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью) .

Обратимся к портрету художника Д.А.Шмаринова. (Рисунок 2)

Наташа изображена сидящей на окне в лунную ночь в Отрадном. Она смотрит в сад, освещенной луной. На лице её застыла улыбка счастья, она мечтает. Мы видим поэтичность героини, её любовь к природе.

Литературовед и педагог Н.Г. Долинина, написавшая книгу о романе

Л.Н. Толстого “По страницам “Войны и мира”, заканчивает её так: “И снова я открываю “Войну и мир” - и перечитываю много раз читанные страницы… Но каждый раз в них открывается новое, неизведанное, их нельзя исчерпать, их можно только читать снова и снова…”

Так давайте же еще раз попробуем пережить, почувствовать лунную ночь в Отрадном. (Инсценировка). (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3)

Так велики в Наташе любовь к жизни, к природе, что князь Андрей оказался во власти её веры в жизнь. “Нет, жизнь в 31 год ещё не кончена”, - окончательно решает князь Андрей. Появилась вера в свою нужность людям, желания общения с ними – этому он обязан Наташе.

Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Почему князь Андрей захотел еще раз увидеть Наташу, не потерять её, найти её? (В Петербурге на балу, он второй раз встречается с Наташей. Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью, полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, увидев в нем замечательного человека, почувствовав его внутреннюю чистоту, силу и благородство. И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” - убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность, чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”. Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”).

Так началась эта большая любовь, которую никогда не мог понять старый князь Болконский и так хорошо понял Пьер Безухов. Так началась эта странная любовь двух очень, очень разных людей, - может, потому они и полюбили друг друга, что такие разные. Вся жизнь Наташи до встречи с князем Андреем оказалась только ожиданием чуда любви. Весь свой свет, всю радость, все добро, всю чуткость она копила для него. Она взяла на себя ответственность за человека, которого полюбила.

Почему же тогда Наташа изменила Андрею, если она его так любила? Чем можно объяснить её увлечение Анатолием? (В одном своём письме Л. Толстой сказал, что “так же, как узнаешь людей, живя с ними, так писатель узнает своих героев, живя с ним”. Л. Н. Толстой с волнением писал эти страницы “Войны и мира”, дорожил ими и беспокоился, чтобы они были понятны. Л. Толстой говорил даже, что здесь “узел всего романа” ). (Главное для Наташи - чувство. Ей нужно счастье сейчас же, немедленно, чтобы он был всегда рядом. Князь Андрей уезжает за границу, свадьбу откладывают на год. Для Наташи это условие ужасно. Кто виноват в том, что произошло ? Наташа, которая не дождалась; старый князь со своим жестоким упрямством; Андрей, подчинившийся отцу? Никто не виноват , - все жили, согласно своим характерам, и это не могло кончиться благополучно. Если бы князь Андрей не уехал… Если бы княжна Марья и старый князь приветливо приняли Наташу! Если бы не вмешалась Элен и не стала сводить брата с Наташей. Если бы не Анатоль… И ничего они не знают, эти “если бы”: князь Андрей выбрал эту девушку с жаждой жизни, эту девушку, понимавшую его, как никто до сих пор, - и он не понял, что её - то нельзя заставлять ждать и мучиться).

“Князь Андрей не понял, что значит каждое данное мгновенье для Наташи ” - писал В. Ермилов. А ведь целый год наполнен такими мгновениями. Минуты проходят без оправдания, без целеустремленности, пусто, даром. Но именно Наташа различает жизнь по минутам, каждая из которых сама по себе, имеет неповторимую цену и должна быть прожита полно, максимально, насыщенно. Вся вина в том, что князь Андрей много думал о своей любви и мало о том, что чувствует она. А в любви нельзя думать только о себе, это неоспоримый закон. В Наташе преобладают чувства, ей надо кого-то любить, кому-то нравиться. На вопрос матери: “Что ты ходишь как бесприютная?” Наташа, блестя глазами и не улыбаясь, сказала: “Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо”. При этом голос её оборвался, слезы брызнули из глаз”.

Как всегда у Л. Толстого, подлинным зеркалом души его героев служат глаза. Именно глаза Наташи сделали её неузнаваемой.

Русский композитор Сергей Прокофьев создал оперу “Война и мир”. Сейчас прозвучит фрагмент из этой оперы. Ваша задача - записать, какой предстает перед нами в любви Наташа Ростова. (Нежной, взволнованной, мечтательной, бурной, страстной, неудержимой) . Этот материал вы сможете использовать в сочинении.

Л.Н. Толстой писал: “Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди . Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставляя все между тем одним и самим собою”. Мастерство художника-психолога, отмеченное Н.Г.Чернышевским еще при появлении первых произведений Л. Толстого, в романе “Война и мир” достигло совершенства. Изображение психологического процесса и едва уловимых явлений внутренней жизни – “диалектика души” с особенной яркостью проявилась в раскрытии характеров героев. Любимые герои Л.Н. Толстого ищут свой путь в жизни, ее глубинный смысл, путаются, ошибаются и начинают сначала. И на этом пути нет предела.

Всегда ли Наташа была такой? Назовите, пожалуйста, эпизоды из жизни Наташи Ростовой, где мы видим другую Наташу? (Смерть Андрея, гибель брата Пети, война 1812 года) . Испытания жизни смертью – излюбленная сюжетная ситуация у Л. Толстого. “Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта рана – потеря любимого брата для Наташи – вызвала её к жизни”. Только новая рана – известие о гибели Пети и забота о матери, обезумевшей от этого горя, – вернули Наташу к жизни. “Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.

Иллюстрируя III том романа, Д. Шмаринов раскрывает образ Наташи на фоне грозных событий Отечественной войны. В облике героини появляются новые стороны характера: сострадание и горячая, бескорыстная любовь к людям. В рисунке “Наташа пускает раненых во двор своего дома” героиня показана в новой обстановке. Иными стали глаза Наташи: если раньше мы видели в них детский задор и оживление, а в сцене в Лунную ночь в Отрадном мечтательность, то теперь они полны боли и сострадания. Наташа смотрит, как одна за другой въезжают телеги с ранеными во двор. Создается впечатление непрерывного движения. (Рисунок 3)

Почему Л.Н. Толстой поступки Наташи во время войны 1812 года считает такими же важными, как и действия солдат? (Из жалости к солдатам, от желания помочь людям она отдает подводы. В этом эпизоде мы видим патриотизм Наташи. Война 1812 года потребовала от Наташи, как и от других людей, огромного напряжения, нравственных и физических сил. “Мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Все это наполняло сердце Наташи новым глубоким и сильным чувством тревоги за родину, за судьбу людей, сражающихся с врагом, таким чувством, перед которым померкли пережитые личные невзгоды. Прилив душевных сил, жизнедеятельность Наташи связаны автором с её патриотическим чувством, наполнявшим её жизнь новым большим содержанием). Очень характерно для душевного состояния Наташи переосмысление слов молитвы, которую она слышала в церкви. “Миром все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа.)

Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? Нашла ли она свое счастье? (Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась. Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам семьи. “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности” ). И разве не то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу 3 – год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже… И материалы, из которых построено это счастье самые некрасивые – дети, которые кричат и мараются; жена, которая кормит одного, водит другого…”. У Л. Толстого свой особый взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в высоком назначении быть женой и матерью. (Ограничены взгляды на роль женщины в обществе, но эпоха большего не давала).

Перед вами опорный конспект. Озвучить его.

В центре сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте – все гнилое нездоровое отталкивает к берегу: Берга сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но и он обречен … Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки - и не смог; брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь; она приятна Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому и орбита стрелки, обозначающей её предполагается больше, у Николая – меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми… Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и её родничку окрепнуть. По – настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Путь её с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.

Так почему же Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого? “Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвышает к жизни убитую горем – после гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”.

Любовь помогает её найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

Образ Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель.

А что такое любовь? Как вы понимаете значение этого слова? Дома я попросила вас найти значение этого слова в словарях. Зачитайте, пожалуйста.

На доске записаны цитаты, прочитайте, пожалуйста, ту цитату, которая послужит эпиграфом к уроку

  • Сущность её жизни – любовь.

Л.Н. Толстой

  • Эта девушка такое сокровище…

Это редкая девушка.

  • Все любовались ею…

Л.Н. Толстой

  • У неё и характер плохой, и ума нет, и эдакое…

Домашнее задание: написать письмо

“Ах, Наташа Ростова, Наташа Ростова…”

Итоги урока.

  • Почему Наташа Ростова нравится сегодня?
  • Почему её любят сегодня?
  • Почему образ Наташи Ростовой является классическим?
  • Есть ли сегодня Наташи Ростовы?

На фоне музыки Л.В.Бетховена “Лунная соната” звучит заключительное слово учителя.

Живут, размножаются, продолжают свой род тысячи живых существ, но любит только Человек! Это вечная красота и сила человеческая. Поколения людей сменяют друг друга. Каждому из нас доведется превратиться в горсть праха, но живой, не отцветающей связью рода человеческого остается любовь! И, собственно, когда человек умеет любить по-человечески, он и Человек!

Если же любить не умеет, не смог возвыситься до этой вершины человеческой красоты, значит, он лишь существо, способное стать Человеком, но ещё не ставшее таковым.

Ходит темной аллеей
Болконский,
Задумчивый, бледный.
У Наташи Ростовой
Распахнуто в полночь окно.
И никто не тревожит
Колокольчик на дереве бедных,
Словно граф – правдолюб
Из усадьбы уехал давно…
Вместе с солнцем встает
Этот пахарь –
Писатель России,
И, как солнце, несет нам
И свет,
И тепло,
И добро.

Конспект урока по литературе в 10 классе.

Тема: « Был ли иной путь у Катерины?»

Цель: проанализировать образ героини, понять, почему Катерина решается на самоубийство, раскрыть душевную трагедию Катерины.

Задачи:

Обучающая :

осмыслить название произведения в сопоставление с образом главной героини,

объяснить необходимость беседы с критиком.

Воспитательная

Интерес к историческому, культурному наследию своего народа, бережное отношение к своей и чужой жизни.

Развивающая

мышление, речь, умение рассматривать происходящее с разных сторон, обосновывать свое мнение.

Оборудование:

Тексты пьесы

Иллюстрации, нарисованные детьми

Иллюстрации из журнала

Отрывки из критических статей (ксерокопии)

Распечатки заданий для групп

Ход урока:

Орг. Момент

У. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами в очередной раз окунёмся в мир жизни и нравов героев драмы Островского « Гроза». Поподробнее на сегодняшнем уроке поговорим об образе Катерины, итогом двух сегодняшних уроков будет написание эссе дома.

Итак, открыли тетради и записали число, тему « Был ли иной путь у Катерины?»

Индуктор

У. Вы когда – нибудь попадали под сильный дождь в грозу, когда изо всех сил гремит гром, сверкают молнии. Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие у вас в этот момент.

Дети работают каждый самостоятельно

У. А сейчас каждый из вас прочтет то, что записал.

Каждый ребенок зачитывает свое мнение

У. Да, сегодня на уроке мы поговорим с вами о судьбе Катерины, о том, какую роль в её жизни сыграла ГРОЗА?

Как вы знаете, помните, слово гроза в 19 веке у писателей имело значение СВОБОДЫ, СЧАСТЬЯ, МИРА, ОБНОВЛЕНИЯ.

Гроза – это своеобразная кульминация в жизни и Катерины.

Основное содержание урока

У. -Какими событиями наполнена жизнь Катерины?

Кто из героев драмы сыграл важную роль в её жизни? Беседа по

Д. Борис, Тихон, Кабаниха, Варвара

У. Какую роль сыграл каждый персонаж в её судьбе?

У. Давайте подумаем, уточним, какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

У. Обратимся к Д. 2, явление 3, 4, 5 « Проводы Тихона»

Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

У. Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Д. До крайности доходит деспотизм Кабанихи, неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. После этого Катерина решается пойти на свидание с Борисом.

У. Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

Д. Мечтает освободиться от матери, пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна.

Цель Кабанихи- привести к полной покорности домашних и прежде всего Катерину.

У. Обратимся к Д. 2, явление 10 (монолог с ключом) Задание для групп. (1)

Каково значение этой сцены?

Д. какой- либо группы выступают, остальные добавляют.

(победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких отрывистых фраз, ?, ! предложений, повторов, сравнений.

После вступления идут раздумья героев. Заканчивается монолог сильным порывом чувства.)

У. Спасибо, Катерина отправляется на свидание. Но в драме мы наблюдаем встречи ещё одной пары молодых Варвары и Кудряша. (2)

Задание в группах. Д. 3, явление 6,7,8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы.

Д. Построены на основе контраста, отношения Бориса и варвары ограничены, контраст автор показывает в ремарках //// зачитываются примеры из текста.

Наблюдается эволюция душевного состояния героя – от растерянности к утверждению права на любовь.

У. Что случилось с Катериной после приезда мужа? При помощи каких слов автор создаёт чувство тревоги, смятения?

Д. Сама не своя сделалась…

Дрожит, глаза, как у помешенной

Глаголы - действие

У. Следующее задание в группах

№1 Д. 4, явление 4, 5

Д (надвигается гроза, по мнению горожан, в наказание им, мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами… реплики отрывисты у Катерины, передают ее потрясение, её ранят и намеки кабанихи, и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты, а теперь безоружна, ласка мужа, перед которым она испытывает чувство вины, для нее пытка., появляется Борис, Катерина просит защиты, прислоняется к ВАРВАРЕ…..

№3 Прочитайте Д.4, явление 6. какие чувства теперь испытывает Катерина?

(если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности)

(Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться, то это бы значило, что она приспособилась к окружающему её миру, примирилась бы к устоям и деспотизму)

Дети выступают от групп, другие могут дополнять

У. Следующее задание для групп. Перед вами отрывки из критических статей, в них рассматривается образ Катерины. Прочтите, определите, какая оценка вам ближе и почему?

Дети высказывают своё мнение.

У. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту – психологу. Какие бы рекомендации она могла получить?

Составим список « Для будущей жизни» Катерины, основываясь на текст пьесы. Составим таблицу, используя цитаты:

Позитивные стороны

Негативные стороны

Дети выступают от групп.

У. Итак, оказывается позитивного в жизни Катерины больше. Если закрыть колонку негативного, то получится, что жизнь героини будет наполнена ожиданиями и надеждами, с которыми можно будет построить новую жизнь

Подведем итоги, почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Д. (узы брака священны, выросла в патриархальной среде, если она уйдет из дома, то нарушит домостроевские порядки, получив отказ Бориса, у нее было два пути – вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее, никто не смог оказать Катерине в тот момент психологической поддержки…)

У. Спасибо, вы сегодня замечательно поработали на уроке, хочется отметить…………..

…………………………………………………………………………………………

Запишем домашнее задание , мы много сегодня говорили о Катерине, дома вы напишите эссе на тему: « Сильные и слабые стороны поведения Катерины.»

Приложение к уроку

№1 Д. 4, явление 4, 5

Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

В чем разница в душевном состоянии Катерины?

№3 Прочитайте Д.4, явление 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

Позитивные стороны

Негативные стороны

1. Обратимся к Д. 2, явление 10 (монолог с ключом) Задание для групп.

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в её речи?

Каково значение этой сцены?

2. Задание в группах. Д. 3, явление 6,7,8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы.