Постарайтесь нарисовать устный портрет ильи муромца. Тема: Сочинение-описание по картине "Богатыри"

1. Идеальные представления народа.
2. Гиперболическое описание.
3. Богатырские слабости.

Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
О. де Бальзак

В былинах перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются завоевать Русь. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо многих былин богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу русского человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку. Однако каждый их них имеет свои особенности, которые показывают одну из сторон их образа. Среди них такие, как самый сильный русский богатырь Илья Муромец, добрый и храбрый Добрыня Никитич, хитрый и смекалистый Алеша Попович. Но, несмотря на такое разнообразие, все эти качества являются обобщенной характеристикой, созданной русским народом, который в своих произведениях хотел показать противостояние любой силе, стремящейся его покорить.

При создании образа богатыря в произведении используется как идеализация, так и гиперболизация. Подобное описание касается не только главных героев, но и тех, кто им помогает, например верный конь. Таковым является Бурушка-косматушка Ильи Муромца в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: он «с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».

Но богатыри не только сражаются с темными вражескими силами. Они делают много полезных дел для блага самого народа. В своем стремлении они могут не только улучшать жизнь нуждающихся, но быть в какой-то степени сильнее самих животных. Илья Муромец «левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил — до сих пор по ней люди добрые ездят».

Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему. Например, образ Соловья-разбойника: «Сидит за рекой Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет». Но это не только не останавливает богатыря, но и заставляет его с удвоенной силой приняться за дело, чтобы обезвредить противника.

Образу богатыря также чужда любая корысть. Он не гонится за деньгами, тем более за теми, которые собраны благодаря человеческим страданиям. В этом тоже отражаются чаяния русского народа, который видит в богатыре не только сказочного спасителя, но и заступника. Поэтому Илья Муромец не берет тех денег, что предлагает ему жена Соловья-разбойника: «Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждою крестьянскою».

Во многих былинах главным героем становится не только богатырь, но и государь — князь Владимир. В разных текстах отношение к нему у богатырей складывается противоречивое. Например, они могут явиться по первому же зову для того, чтобы защитить Русь. С другой стороны, князь Владимир может обидеть богатыря, который таит в себе обиду, но потом, в минуту опасности, обязательно прощает упреки и поступки Владимира. Либо он сразу довольно-таки резко отвечает на любые нелестные высказывания в свой адрес. В былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представлен третий вариант отношений. Алеша Попович оскорбляет Илью Муромца, говоря, что тот не мог проехать через Соловья-разбойника. Но Владимир в такой ситуации поступает мудро. Он просит показать того, кого смог одолеть богатырь. В этот момент Соловей-разбойник пошел на хитрость и свистнул очень громко, что нанесло большой урон близ стоящим строениям. Тогда Илья доводит свое дело до конца: он срубает голову разбойнику, чтобы тот больше никому не мог принести вреда. В конце этой былины авторы обращаются еще к одной грани образа богатыря. Князь Владимир отметил для себя поведение Ильи, который не поддался на упреки в свой адрес со стороны Алеши Поповича. Поэтому он выбирает его старшим в дружину. Но Алеша Попович и в этот момент пытается «насолить» Илье Муромцу, говоря о том, что во главе не может стать «деверевенщина лесная неумытая». Но не социальное положение, а деяние богатырей определяют их статус и положение в этом обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.

Однако богатыри в произведении не всегда выражают только идеальное представление о жизни. Для них характерны определенные слабости, которые также находят отражения в произведениях. Например, в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» это представлено в поведении Алеши Поповича, который с первой встречи враждебно относится к богатырю. Сначала он обвиняет его во лжи, а потом в том, что тот не имеет соответствующего социального положения для того, чтобы возглавлять дружину. Но подобное поведение можно объяснить молодостью героя и в какой-то степени его неопытностью. Однако индивидуальные черты видны и в других образах героев таких произведений. В частности, в былине «На заставе богатырской».

Первая ошибка богатырей в этом повествовании заключается в том, что они были поставлены для охраны на заставу молодецкую, но в «недобрый час» разбрелись. Такое халатное отношение к своим обязанностям, могло привести к беде, так как в это время в сторону Киева проехал незнакомец, лошадь которого может отставлять след размером с полпечи.

В былине также появляется Алеша Попович, который получает нелестную характеристику от Ильи Муромца: «Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чужанине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря». Подобное описание не говорит том, что Алеша плохой богатырь, но в этом эпизоде представлены не только его слабые стороны, но мудрость и рассудительность Ильи Муромца. В этом описании Алеша Попович становится своеобразным контрастным образом по отношению к другому богатырю. И никто не говорит о том, что они оба слабые, просто они наделены различными человеческими пороками и достоинства.

Но и в образе Добрыни, который в этой былине едет наказать чужанина, проявляются свои слабости. Когда противник к нему начал приближаться, то богатырский конь упал на колени. Добрыня лишился своего основного помощника, поэтому он понял, что не может дать боя неприятелю: «Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив, ни мертв...». Тогда Илья Муромец решает сам наказать чужанина. В начале произведения говорилось только о следе лошади, который остался недалеко от заставы, и только перед битвой богатырей представлен портрет самого неприятеля. Главной отличительной его чертой становится не в описании внешности, а похвальба своей силой: «Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком». Увиденное не пугает Илью Муромца, он только просит своего коня помочь ему отстоять заставу богатырскую. Он въезжает на правое дело и наказывает чужанина не только за своевольное пересечение заставы, но и за похвальбу своей силой, которую тот выставлял напоказ.

В образе богатырей выразились нравственные представления народа о защитнике. Они могут сразиться с любым неприятелем. Чем страшнее и могущественнее описан противник в былине, тем сильнее кажется сам богатырь, так как смог победить его.

Появляющийся в произведении гиперболизированные образы отражают скорее не действительность, а чаяния народа о тех, кто может постоять за них и правое дело, которое они считают самым важным в своей жизни. Но при этом в образе каждого богатыря представлены отдельные черточки, говорящие об их характере. Подобное описание не умаляет силу и достоинства богатырей, но приближает образ к реальному человеку. Возможно, это один из приемов, позволяющих верить в то, что богатыри когда-то жили на Руси и могли защитить ее рубежи от любого врага, который хотел не только покорить ее, но и показать свою великую силу.

Современники о картине «Богатыри».

Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущения великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – не перекрёстках дорог…

В. М. Василенко. "Богатыри".


Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке голы.

Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их зарослей слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.

На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!

И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.

Ф. И. Шаляпин. "Маска и душа". 1932.


На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.

Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.

Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Я думаю, что Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве.

Я считаю, что художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.

 5.10.2012 01:38

Богатыри. Картина В.М. Васнецова (Илья Муромец — посередине)

Былинный герой Илья Муромец — был ли он в реальности, в какие годы жил, где служил, не его ли мощи находятся в пещерах Киево-Печёрской Лавры?
История умалчивает. Но есть информация о нём в ноосферном слое Земли. В этой статье она и представлена, полученная автором.

Илья Муромец — реальный герой древней Руси. Служил при дворе Владимирского князя с 1238 по 1255 годы. Родом был действительно из села Карачарово вблизи Мурома. В двадцать лет от роду был замечен рекрутёрами князя и приглашён на службу. Служил рядовым бойцом в специальном отряде, возглавляемым старшиной Добрыней Никитичем. Можно перевести на современный язык название этого отряда как княжеский спецназ. В функцию отряда входило охрана княжеской семьи, разведка позиций вражеских группировок и участие в ключевых сражениях не только в составе Владимирского войска, но и в составе отрядов других княжеств. Бойцы этого отряда проходили очень серьёзную боевую подготовку и были очень грозной силой в сражениях даже с превосходящим по численности противником.

Илья Муромец был самым сильным бойцом этого отряда. Прекрасно владел практически всеми типами оружия того времени, особенно кинжалом и мечом. Великолепные атлетические данные — рост 186 см и вес 112 кг, высокая координация, пластичность, сообразительность, смелость, скорость и совершенно фантастическая сила сделали его уже при жизни гением боевого искусства и любимцем Владимирского князя и русского народа.

Воины жили и тренировались в каменном двухэтажном здании во Владимире, стоящем напротив Княгинина монастыря. Во Владимире и в Киеве проходили среди воинов различных княжеств соревнования. При этом использовались деревянные макеты. Абсолютным чемпионом всегда становился Илья. Он был также великолепным борцом. Отличался аскетизмом и духовностью.

В один из дней к городу Владимиру подошёл наёмный вражеский отряд численностью 600 человек с целью разведки военных позиций города. Навстречу им вышел владимирский спецназ в количестве 130 воинов, возникла сразу же стычка и сильный бой. Вражеский отряд состоял также из сильных бойцов разных национальностей. Тем не менее, владимирцы оказались сильнее и после 20 минутного сражения обратили в бегство вражеский отряд. Результат боя 225 уничтоженных вражеских бойцов и 24 погибших спецназовцев, среди них оказался и Илья Муромец. Во время боя он успел уничтожить пятерых противников, чуть позже, глубоко вклинившись в стан врагов без поддержки своих товарищей (это было нарушение правил ведения боя, предписанных воинам владимирского отряда) попал в окружение, но продолжал успешно биться. Однако случилась непредвиденная ситуация. Один из врагов стал метать из пращи камни. Попадая в Илью, они не производили на него сильного действия. Но кольчуга у Ильи была короткой, едва закрывая нижнюю часть живота, чтобы не ограничивать его подвижность. И один из камней попал Илье в пах. Сильная боль заставила его согнуться на несколько секунд. Этого оказалось достаточным, чтобы получить удар дубинкой по голове. Рядом никого из дружинников не оказалось и потерявшего сознание Илью быстро добили.

Горе спецназовцев, всех владимирцев, княжеской семьи было огромным. Погибших хоронили этим же вечером на месте боя. В середине ставили из брёвен крест, вокруг него по кругу укладывали тела погибших головами к кресту, закрывали их тканью и засыпали землёй. До сих пор это возвышенное место сохранилось в пойме реки Клязьма, южнее Владимира, недалеко от посёлка Улыбышево. Траурная весть разнеслась по всем городам Руси. Илья Муромец стал русским национальным героем. Впоследствие некоторые воины русские брали себе в знак глубочайшего уважения и поклонения псевдоним Илья Муромец. Один из них монах и одновременно воин Киево — Печёрской Лавры. После его естественной смерти он был похоронен под именем Илья Муромец.

Позже на этом месте стали хоронить других погибших бойцов владимирского отряда. На поле возник некрополь. Была установлена деревянная часовня. На братской могиле стоял памятный камень.

Один знакомый, 80-летний владимирец, внук протоирея одного из владимирских храмов, рассказал интересную историю, передающуюся из поколения в поколение. Действительно, Илья Муромец служил во владимирском княжеском отряде и погиб недалеко от Владимира. Где-то за Клязьмой находится его могила. Его воинские доспехи хранились долгие годы в подвале одного из храмов города. Но в конце 18 века разом исчезла и могила, и его доспехи, а также вся информация о его жизни и доблести. Кому-то эти артефакты очень мешали. Лишить русских своей истории – значить лишить их патриотизма и любви к Родине!

Могила Ильи Муромца во Владимирщине — окрестности села Улыбышево (точное место отмечено стрелкой)

В связи с этим, автор предпринял попытку этим летом найти могилу Ильи Муромца. Провидение привело на поле действительно недалеко от посёлка Улыбышево, расположенного в 3 км от дороги Владимир – Улыбышево и в 18 км от Владимира. Большое заболоченное поле с множеством обводных каналов. Рядом находится песчаный карьер, который начал функционировать в 80-е годы. Пустые выработки карьера заполнились водой и поле заболотилось. Трава по грудь. Преодолеть последние метры к предполагаемому месту захоронения Ильи Муромца не удалось. Путь преградил широкий топкий канал (около 7 метров шириной, глубиной до 1,5 метров), заросший кустарником и ряской. Преодолеть его одному без снаряжения не удалось. Однако на пустом, относительно ровном поле было отмечено небольшое возвышение округлой формы. Местоположение холмика совпадает с ноосферной информацией. К сожалению, из-за плохой погоды сделать качественное фото не удалось (см.фото). Дело осталось за специалистами.

Если с местом захоронения Ильи есть какая-то ясность, то с портретом героя, конечно, не было шансов. Изучение различных картин и портретов Ильи уже художников 19-20 веков, которые конечно представляли собой фантазии, привело к удивительному результату. При рассмотрении одного портрета была получена информация, что портрет очень близок к оригиналу. Только борода и волосы были короче, а их цвет был более серый. Лицо было мужественее, более выразительный взгляд. Форма носа и глаз очень совпадают (см. рис.). Удивительно! Вероятно, художник настолько проникся образом, что он подключился или его подключили к ноосферному слою и он увидел образ Ильи Муромца.

В любом случае это место необходимо обследовать, и если будет подтверждение захоронения, поставить скромный памятник героям.

Владимирская земля имеет богатейшую историю, уходящая корнями далеко вглубь древних времён. И как бы не старались «переписчики» истории Руси исказить её, историческая правда восторжествует!


Ход урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Оргмомент

–Здравствуйте, садитесь!

Прочитайте поговорку «Славна богатырями земля русская».

–Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово.

Тема: Древнерусские воины-защитники.

– Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.

^ 2. Работа по теме:

–Кто же такие богатыри?

Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

– Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?

Каких богатырей вы знаете?

– Много богатырей на Руси. Невозможно сразу о всех рассказать.

Защита Родины есть защита и своего достоинства. (Н. Рерих).

– Герои нашего сегодняшнего урока очень необычные персонажи. Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.

(На слайде картина В.Васнецова «Три богатыря»).

– Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника.

^ Добрыня Никитич.

Алёша Попович.

Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля– матушка носить его не могла. Даже Илья Муромец оказывается перед ним беспомощным настолько, что Святогор его не замечает.

Святогор – огромный великан; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Дайте словесный портрет богатыря. Что можно сказать о характере воинов?

А теперь, познакомимся с доспехами древнерусских воинов.

Какая у них внешность?

Сравните богатырей на картинах.

Где жили воины?

– А теперь познакомимся с доспехами древнерусских воинов.

Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило оберегом.

– Рассказ о «Княжеском муже»;

Кольчуга;

Вопросы о доспехах дружинника.

Фото детей в исторических костюмах воинов.

Рассказ о памятнике Минину и Пожарскому.

Спасибо за внимание! Принимайтесь за работу!

Богатыри.

Ответы детей.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри».

– отважный, непоколебимый, сильный духом.

Крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода.

Рассматривают репродукции: М.В. Васнецова. Богатырь (1870) и П. Д. Корин. Александр Невский. (1942).

Ответы уч-ся.

Смотрят презентацию.

Дети слушают и смотрят презентацию.

^ 3.Практическая часть

Предлагаю попробовать себя в роли художников, изобразить образ богатыря, передавая его характер.

Самостоятельная работа по плану под руководством учителя по своему воображению.

Выполняют рисунки.

4.Анализ и оценка итогов работы

Выставка работ на доске. Выставление оценок.

– Кому удалось передать характерный образ?

Мнения детей.

5.Итог урока

Чему научились? Что нового узнали?

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.