Психика и сознание человека. «Патриарх Варфоломей не совсем адекватно воспринимает окружающую действительность

Большинство из нас воспринимает окружающую действительность достаточно поверхностно, особенно когда окружающее пространство нам хорошо знакомо. Процесс нашего беспрерывного думания, отвлекая нас от чувственного восприятия действительности, навязывает нашему бессознательному некую привязку, определение, название интерпретирующие окружающее пространство по сравнительному принципу. Соответственно, мы, находясь в плену такого рода мыслеформ, пребываем в рамках достаточно примитивного, узкочастотного осознавания реальности.

Нам будет достаточно сложно пробудиться духовно, если мы не остановим эту навязчивую и неконтролируемую раздачу имен и названий.

Что требуется?

Для начала необходимо начать это осознавать, практически научиться наблюдать за собой со стороны в те моменты, когда происходят привязки. Когда раздача имен прекращается, появляется столь необходимое внутреннее пространство. Процесс объективно активируется, даже когда мы всего лишь начинаем все это осознавать..

Метод:

Выберите какой-нибудь, находящийся рядом, предмет - ручку, кресло, чашку, растение - и исследуйте его вербально, другими словами, проявив истинное любопытство, начните смотреть на него с бОльшим, чем обычно, интересом. Избегайте, по началу, предметы, вызывающие в вас сильные личные ассоциации, предметы с надписями - например, книги и т.п. - они, как правило, стимулируют появление мыслей.. оставаясь бдительными и расслабленными, обратите все свое внимание на детали.

Если будут приходить мысли - не акцентируйте на них внимание - пусть «текут» нас интересуют не они.

Через несколько минут окиньте взглядом окружающее вас пространство, и, поверьте, ваше бдительное (сконцентрированное) внимание более ярко высветит каждый предмет, на каком оно остановится.

А теперь прислушайтесь к звукам. Осознавайте их столь же внимательно и проникновенно. Они могут быть как естественными, природными (шум воды, ветра, голоса птиц), так и созданные человеком..могут быть как приятными, так и не совсем - не разделяйте их на плохие и хорошие. Позвольте каждому звуку быть таким, как он есть - не интерпретируйте.

Если вы привыкните смотреть и слушать таким образом, то сможете начать ощущать (осознавать) тонкие (поначалу, возможно, едва уловимые) чувства умиротворения, гармонии и спокойствия.

Пустая кушетка

Бодрого утра! Ловите ответы на вчерашний тест! ⠀ 💖...

Вчера, 6 июня, Синод Константинопольской Православной Церкви провел внеочередное заседание, посвященное подготовке «созванного и уже близящегося» Всеправославного Собора, на котором призвал все Поместные Православные Церкви участвовать в Соборе, так как «ни одна институциональная структура не может пересмотреть уже начавшийся соборный процесс», сообщает РИА Новости .

«Священный Синод, после неожиданного и удивительного выражения позиций и взглядов братских Православных Церквей, и после их оценки, подтверждает, что ни одна институциональная структура не может пересмотреть уже начавшийся соборный процесс», — говорится в заявлении.

«Таким образом, ожидается, что предстоятели святых православных церквей, в соответствии с Правилами организации и деятельности Всеправославного собора, должны будут обеспечить любые "предложения по поправкам, исправлениям или дополнениям в единогласно принятые тексты в рамках Предсоборной всеправославной конференции и сбора предстоятелей по пунктам повестки дня" (см. статью 11), для их окончательной формулировки и решений в ходе работы Всеправославного собора», — говорится в заявлении.

Константинопольский Патриархат, «как первенствующая Церкви по поддержанию единства православия», призывает быть на высоте ситуации и принять участие, в уже определенные сроки, в работе Всеправославного Собора, как было решено всеми православными и подписано как Предстоятелями, так и их уполномоченными, и в соответствии с этим решением шла длительная процедура подготовки Собора.

Клирик Иваново-Вознесенской епархии, церковный публицист, миссионер, автор многочисленных книг иеромонах Макарий (Маркиш) считает, что Константинопольская Православная Церковь пытается навязать православному миру папство, проявляя диктаторские замашки в организации Всеправославного Собора. Такое мнение он высказал в интервью ТАСС.

«Вопрос этот очень простой. В том и отличие Православной Церкви от Римско-католической, которая по тем или иным соображениям формируется вокруг первоиерарха в Риме, - это то, что мы называем папство», - сказал клирик. Он подчеркнул, что «Православию чуждо папство». «Папство - это один из принципов, который нас отделяет от римо-католицизма, этот принцип не пройдет в Православии», - отметил иеромонах Макарий.

«Мы ни в коем случае не хотим ссориться с католиками, но мы и не хотим себя с ними отождествлять», - подчеркнул клирик. «Всеправославный Собор - дело хорошее, и никто не против этого Собора, но это дело внешнее по отношению к Церкви», - заметил он.

«Это некое заявление, которое хотят сделать православные люди всей планете Земля о том, что такое Православие, как смотрит Православие на внешние проблемы и несчастья, которые постигают планету Земля. Но планету Земля - не Церковь», - сказал иеромонах.

Он напомнил, что на протяжении всей истории Церкви соборы собирались для решения актуальных, назревших внутрицерковных проблем.

Иеромонах Макарий считает, что «патриарх (Константинопольский) Варфоломей не хочет общего православного свидетельства». «Мы, конечно, огорчаемся этим, но это не трагедия. Русская Православная и другие Церкви, православные деятели всего мира по-прежнему имеют эту возможность - заявить всему окружающему миру о том, что такое Православие, проповедовать слово Божье», - отметил он.

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора, религиовед Роман Силантьев считает, что Константинопольский Патриархат, находясь на территории Турции, зависит от политики ее властей, что затрудняет диалог между Поместными Православными Церквами; его решения свидетельствуют о желании провести Всеправославный Собор любой ценой и на своих условиях.

«Такое ощущение, что Константинополь любой ценой хочет провести Собор именно на своих условиях. Не все остальные этому рады. Много вопросов не урегулировано перед ним. Об этом открыто говорилось Русской Православной Церковью и другими Церквами. В общем, в очень напряженной и нервной обстановке проходит этот Собор, и если меры не будут приняты, он не состоится», — сказал Роман Силантьев РИА Новости .

Если Собор будет отменен, то, по мнению религиоведа, его должна провести Русская Церковь «на своей территории», так как Константинопольский Патриархат зависит от президента Турции Реджепа Эрдогана. Одно это обстоятельство, как отметил он, «уже сильно затрудняет нормальную беседу».

«Мне кажется, что Русская Православная Церковь, которая объединяет православных больше, чем все остальных вместе взятых, является церковью той страны, которая полностью независимо ведет политику. А в случае Константинопольского Патриархата об этом не приходится говорить», — пояснил эксперт, добавив, что Константинопольская Православная Церковь «имела приоритет» в православном мире во времена византийских Императоров, однако «наличие там союзника ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — РИА Новости) Эрдогана позволяет пересмотреть подобного рода вещи».

В свою очередь председатель Византийского клуба «Катехон» при Институте философии РАН, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, политолог Аркадий Малер считает, что Константинопольский Патриархат имеет возможность отложить проведение Всеправославного Собора, чтобы решить связанные с ним проблемы, однако позиционирует себя, вопреки канонам, выше остальных Поместных Церквей.

«Он (Константинопольский Патриархат - РИА Новости) отказал без объяснений. Их мотивация такова: "Мы не хотим тормозить эту встречу, так как будет неудобно перед внешним миром". Но стоит отметить, что внешний мир за этим подробно следит и тут нечего скрывать. Он именно проигнорировал требования Московского Патриархата, требования Болгарского Патриархата. В этом смысле, если называть вещи своими именами, это хамство. Так не делается нигде, тем более в Церкви», — сказал РИА Новости Малер.

Патриарх Варфоломей, как полагает эксперт, «видит себя не просто первым среди равных, а своего рода восточным папой». Хотя у Константинополя, заверил он, есть возможность отложить проведения Собора и «проговорить все вопросы с каждой Поместной Церковью» в различных форматах.

Позиция Русской Церкви в данной ситуации видится им как «очень конструктивная», хотя Русская Церковь не против проведения Собора. Но без учета мнения хотя бы одной Поместной Церкви Цэтот Всеправославный Собор в этом смысле будет неполным и даже ненужным».

«Тот факт, что патриарх Варфоломей откровенно гонит лошадей и требует, чтобы все собрались независимо от каких-либо вопросов и претензий, свидетельствует о том, что он не совсем адекватно воспринимает окружающую действительность и не понимает, что не является главой всей Православной Церкви. Он возглавляет иерархию одной из Поместных Православных Церквей, которая очень давно находится в тяжелом, плачевном состоянии - и в политическом, и в историческом», — отметил политолог.

Помимо этого Синод Болгарской Православной Церкви, прошедший на минувшей неделе в Софии под председательством Патриарха Неофита, констатировал невозможность проведения Собора в заявленные сроки (с 16 июня) в силу нерешенности ряда ключевых вопросов и, в случае невозможности переноса времени его проведения, постановил не направлять на встречу делегацию Болгарской Церкви.

Синод Русской Православной Церкви предложил созвать «экстренное Всеправославное предсоборное совещание» в связи с «чрезвычайным положением», сложившимся в ходе подготовки Всеправославного Собора. Созвать совещание предлагается не позднее 10 июня, а провести его предлагается также на Крите.

Обрушивающиеся на человека с самого раннего детства впечатления влияют на его отношение к окружающему миру. Отношение ребенка к жизни проявляется уже в первые месяцы после его рождения. Младенец ярко проявляет поведенческие установки, которые по мере взросления становятся лишь более выраженными.

То что человек существо социальное ярко прослеживается в поведении малыша, который в своем поиске любви стремится быть рядом со взрослыми. Желание быть среди людей сохраняется в течение всей жизни.

Когда ребенок впервые без посторонней помощи поднимается на ноги, он вступает в новый для себя мир и может ощущать враждебность этого мира. Учась ходить, он испытывает различные трудности, которые укрепляют или разрушают его надежды на лучшее будущее. Окружающий его мир производит на него впечатления, оказывающее огромное влияние на его психику, формируя его взгляды на жизнь.

Очень большое значение в познании мира и установлении взаимоотношений с ним имеют органы чувств. При помощи различных органов чувств человек создает свою картинку мира, свой внутренний космос.

Окружающий мир воспринимается, прежде всего, т.к. вниманием человека в первую очередь завладевает визуальный мир. Поэтому основной опыт складывается из зрительных впечатлений. Происходит это потому, что визуальная картина мира состоит из стабильных образов, в отличие от картин, которые человек рисует другими органами чувств – ухом, кожей, носом, языком.

Человек, ведущей системой восприятия, которого является , создает запас информации на основе акустических впечатлений. Есть люди, у которых ведущим органом чувств является обоняние или мышцы. В мировосприятии каждого есть свой ведущий орган чувств, который служит основным источником получения впечатлений из окружающей действительности.

Понять человека можно тогда, когда мы знаем его ведущий орган чувств, через который он воспринимает окружающий мир, т.к. это восприятие накладывает отпечаток на все его взаимоотношения.

Необходимость приспосабливаться к окружающей среде приводит к тому, что психика человека приобретает способность воспринимать большое количество впечатлений из внешнего мира. Психика воспринимает и объясняет мир так же и через усвоенные человеком в детстве поведенческие установки.

Для развития личности необходима цель. Умение ставить цели предполагает способность меняться.

Психологическая цель определяет выбор степени развития и функционирования тех способностей, которые придают смысл нашему восприятию мира. Этим объясняется то, что каждый человек познает через свой опыт лишь только ограниченную часть действительности или окружающего мира. Человек ценит то, что соответствует его цели и игнорирует целое, поэтому не может понять причины поступков других людей, если не понимает их цели и не осознает, что вся их деятельность подчинена этой цели.

На восприятие мира влияют индивидуальные особенности и качества личности. Два человека воспринимают одну и ту же картину по-разному. Большая часть людей воспринимает действительность посредством зрения, другая посредством слуха. Воспринятая таким образом информация не обязательно будет соответствовать реальности.

Каждый человек индивидуален в своем восприятии и способен устанавливать такие контакты с окружающим миром, которые соответствуют его жизненным установкам.

На основе оставленных впечатлениями и раздражителями, полученными через органы чувств, отпечатками возникает мир воображения и памяти.

Человеку необходимо не просто осознавать мир, но и развивать те способности, которые имеют значение для его самосохранения. Одной из таких способностей является память. Без воспоминаний прошлого опыта невозможно было бы предпринимать меры предосторожности в будущем. Можно сказать, что воспоминания несут либо поощрительную, либо предостерегающую информацию. Нет случайных или бессмысленных воспоминаний, но оценить воспоминание мы можем только тогда, когда понимаем его цель и назначение.

Человек помнит важные для себя события по конкретной психологической причине, т.к. эти воспоминания способствуют чему-то важному, хотя и не всегда понятном и забывает о тех событиях, которые отвлекают его от выполнения какой-то цели.

Прочно закрепившееся воспоминание, даже искаженное, может возникнуть в подсознании человека и предстать в качестве социальной установки, эмоционального отношения или даже философской точки зрения, если это необходимо для достижения желаемой цели.

Можно сказать, что и восприятие, и память, являются очень важными психологическими процессами, которые с самого рождения служат цели самосохранения и развития личности.

Год ратифицирования Конвенции о защите прав ребенка в России.

Базовые и универсальные принципы работы психолога в образовании:

A) П.Я.Гальперин

6.Педагогическая психология – отрасль психологической науки, которая изучает

A) факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса

8. Переживаемое человеком состояние нужды в чем - либо - это:

A) Потребность.

10.Общность, добровольно объединенная на основе интересов и дружбы - это:

A) Референтная группа.

11.Свойство восприятия, когда воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл:

A) Осмысленность восприятия.

12.Мышление, непосредственно включенное в деятельность:

A) Наглядно-действенное мышление.

13.Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются:

A) Интеллектуальными

14. Типом темперамента является:

A) Флегматичный.

15. Свойством эмоций не является:

A) Идентификация.

Ж.Пиаже отделяет при изучении структуры интеллекта

A) Функции и содержание

A) Совокупность устойчивых мотивов и потребностей, опосредующих цели личности.

18. Дефицитарные потребности это:

A) Биологические потребности.

19. Выполняемая индивидом социальная функция, способ его поведения в системе межличностных отношений называется:

20. Относительная независимость параметров фигуры от изменения её фона это:

A) Константность

21. Какой из видов памяти развивается онтогенетически ранее:

A) Эмоциональная.

22. Использование специальных приемов улучшения запоминания называется:

A) Мнемотехникой.

23. Какая из нижеперечисленных не является стадией развития интеллекта в генетической теории Ж.Пиаже:

A) Стадия учебной деятельности

24. Речь, обычно сопровождающая игру дошкольника и обращенная, как правило, к самому себе:

A) Эгоцентрическая речь

25. Видами пассивного воображения являются:

A) Фантазии и грёзы.

26. Внимание, включающее волевую регуляцию, называется:

A) Интеллектуальным.

27. Волевое усилие это:

A) Форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека

28. Назовите понятие, которое не является типом темперамента:

A) Лептосоматик.

29. Неуправляемый тип акцентуации характера заключается в:

A) Импульсивности, конфликтности, нетерпимости к возражениям

30. Дж. Уотсон является основателем :

A) П.К. Анохин.

32. Речь, представляющая развернутое высказывание, предполагающая длительный путь по переводу смысла в значение это:



A) Монологическая речь

33.Каждый психический процесс связан:

A) С работой всей нервной системы

34. Уподобление себя другим - это:

A) Идентификация.

35.Не является механизмом социальной перцепции:

A) Стереотипизация.

Свойство восприятия, когда человек воспринимает окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов

A) Предметность восприятия.

37."Комплекс неполноценности" - этот термин, который был введен в психологию:

A) А.Адлером.

38.Состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий называется:

A) Аффектом.

39.Флегматик проявляется как:

A) сильный, уравновешенный, инертный.

40.Природные способности это:

A) Биологически обусловленные и связанные с врожденными задатками

41.Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:

A) Экспериментом.

42. Высшая форма направленности личности - это:

A) Убеждение.

43. Термин «защитные механизмы» был введён в психологию:

A) З.Фрейдом

44. Общественно-санкционированные способы реализации социальной функции личности называется:

A) Социальной ролью.

45. Рецепторы экстероцептивных ощущений находятся:

A) На поверхности тела.

46. Память, которая основана на повторении материала без его осмысления, называется:

A) Механической

47. Активность, избирательность, опосредованность деятельностью - характерные признаки памяти:

A) Человека.

48. Эгоцентричность детского мышления проявляется в:

A) В неспособности видеть мир не со своей точки зрения.

49. Функция речи, заключающаяся в обозначении тех или иных предметов, явлений, действий и т. д.:

A) Семантическая.

50. Сновидение это:

A) Пассивный вид воображения

51. Степень сосредоточенности сознания на объекте - это такой показатель внимания, как:

A) Концентрация.

52. Форма психического отражения, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий:

53. Характер это сочетание:

A) Индивидуального и типического

54. Сущность демонстративного типа акцентуации характера заключается в:

A) Аномальной способности к вытеснению

55. Основоположник первой научной психологической лаборатории в России:

A) Бехтерев

56. Термин "психология" в научный оборот ввел:

A) X. Вольф.

57. Афазией называется:

A) Нарушение речи

58.Система отрицательных эмоциональных переживаний, сопровождаемых соответствующими негативными психологическими симптомами: (низкая самооценка, заниженный уровень притязаний, повышенная тревожность и мотив избегания неудачи):

A) комплекс неполноценности

59. Процесс, направленный на достижение цели, называется:

A) Действием.

60.Связанные с удовлетворением определенных потребностей, побуждения к деятельности являются :

A) Мотивы.

61.К основным свойствам восприятия, как психического процесса относятся:

A) Предметность, целостность, константность

Психика человека — это системное качество, которое реализуется через многоуровневые системы головного мозга. Психика не дается человеку от рождения и не развивается сама по себе, она формируется в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми. Специфические человеческие качества формируются у человека только в процессе усвоения культуры предшествующих поколений.

Функции психики

Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Они непросто взаимосвязаны между собой, а обуславливают друг друга. Так отражение регулируется, а процесс регулирования основан на информации, которая получается в процессе отражения.

Функции отражения и регулирования обеспечивают выживание организма в существующем мире. Поведение регулируется на основе отражения событий окружающего мира.

Психическое отражение нельзя сравнивать с зеркальным (механическим) отражением. Психическое отражение действительности всегда подвергает обработке поступающую информацию. Другими словами, психическое отражение является активным, так как связано с какой-то необходимостью и потребностями. Психическое отражение всегда субъективно, то есть принадлежит какому-либо субъекту. Психическое отражение действительности является преобразующим.

Формула психического отражения:

Таким образом, очевидно, что реальный мир не равен психическому отражению. В свою очередь, психическое отражение имеет ряд особенностей:

  1. Дает возможность правильно воспринимать окружающую действительность (без искажений).
  2. Психический образ совершенствуется и углубляется в результате активной психической деятельности человека.
  3. Отражение обеспечивает выбор поведения и деятельности.
  4. Отражение носит индивидуальный характер, так как преломляется через индивидуальные особенности человека.
  5. Отражение носит опережающий характер.

Объективная реальность существует вокруг нас независимо от человека или другого живого существа. Но как только она отражается нашей психикой, так сразу превращается в субъективную реальность, так как отражается конкретным субъектом. Мы уже говорили, что отражение является правильным, но немеханическим.

Дело в nом что одну и ту же информацию люди воспринимают совершенно по-своему. Причем на ракурс (особенности) восприятия влияют психические процессы и способность к эмоциям. Классический вариант различий в восприятии в примере со стаканом воды, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон. В отражение вмешивается эмоциональная оценка, то есть отражение происходит через эмоции и чувства.

Другим примером субъективного восприятия может быть восприятие осенней природы: разные люди видят пейзаж в разных оттенках. Одни называют основным цветом зеленый, другие – желтый третьи – коричневый. Даже один и тот же человек может отражать одну и ту же картину мира по-разному, в зависимости от условий: состояние здоровья, общее настроение и т.д. Также погоду по-разному воспринимает человек при условии наличия или отсутствия теплой одежды.

Внешний мир можно воспринимать по-разному:

  • репродуктивно (как факт), основываясь только на ощущениях;
  • созидательно, включая процессы мышления и воображения (додумывая ситуации, наделяя окружающее воображаемыми деталями).

Иногда один из видов восприятия вытесняет другой, и в жизни можно столкнуться с людьми весьма «приземленными» (реалистами) или теми, кто живет практически в придуманном мире. В норме человек владеет обоими способами восприятия действительности, сочетая или чередуя их. Высшим уровнем психического отражение является сознание.

Сознание можно представить как совокупность чувственных и умственных образов, предстоящих во внутреннем опыте субъекта. Суть понятия «сознание» в сочетании слогов: «со-знание», что означает знание о самом себе, понимание себя.

Казалось бы, что может быть проще, чем понимание себя, но, по сути, это отражение внутренних образов. Человек отличается от животных тем, что он не просто живет инстинктами, он осознает себя как личность со всеми потребностями и желаниями. Мы не только испытываем боль, но и оцениваем высшие чувства, такие как любовь, дружба, патриотизм и мн. др.

Сознание любого индивида уникально. Оно обуславливается внешними факторами и внутренними составляющими. Другими словами, сознание не только отражает окружающее и собственные внутренние составляющие, но и отражает отражение окружающего другими субъектами.

Это сложное понятие можно проиллюстрировать примером: человек, находясь среди других людей, отражает:

  • окружающую действительность: природу, здания, погодные условия, время суток и т. д.;
  • других людей: их внешний вид, поведение, речь и т. д.;
  • самого себя, свои ощущения и состояние;
  • восприятие окружающими людьми пространства: что им нравится, как они реагируют на погоду и др.;
  • восприятие окружающими людьми самого человека: ощущение приветливости, негатива или пренебрежения по отношению к себе.

Все это проходит через сознание человека, обогащая его внутренний опыт, обрастая отношениями и оценочными суждениями. Это происходит благодаря взаимодействию высших психических функций (память, мышление, восприятие и т.д.), которые в общем-то и образуют сознание.