Александр дюма биография. Основные даты жизни и творчества александра дюма

Александр Дюма - выдающийся французский драматург, романист, поэт, писатель, сказочник, биограф и журналист. Его приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых авторов в мире.

Биография
Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в маленьком городке Виллер-Котре, расположенном близ Парижа. Дед писателя, маркиз Дави де Ля Пайетри, был богатым колониальным помещиком, женившимся на своей рабыне-негритянке.
В двадцать лет Дюма отправился покорять Париж. Успех к Дюма приходит в 1829 году, когда ему удалось поставить на сцене театра "Одеон" свою первую романтическую драму - "Генрих III и его двор". Пьеса обличала кровавые преступления французского королевского двора XVI века; по своей идейной направленности была антимонархической и антиклерикальной, что вполне соответствовало предреволюционным настроениям французов. Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий, пользовавшихся в своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни».

В 1830-х годах Дюма проявляет интерес к России и пишет книгу "Записки учитель фехтования или Восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге". В жанре романа-фельетона Дюма становится популярным и признанным писателем, создавая в 1840-х годах свои наиболее известные произведения: "Три мушкетера" (1844) с двумя продолжениями - "Двадцать лет спустя" (1845) и "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя" (1848-1850), "Граф Монте-Кристо" (1844-1845), "Королева Марго", "Шевалье де Мезон-Руж" (1846), "Мадам де Монсоро" (1846), "Две Дианы" (1846), "Сорок пять" (1848).

В 1850-е годы Дюма отходит от своих былых романтических позиций и пишет ряд исторических романов, среди которых: "Исаак Лакедем" (1852), "Анж Питу" (1853), "Графиня де Шарки" (1853-1855), "Парижские могикане" (1854-1858).

Жизнь Дюма была полна приключений не менее чем жизни персонажей его произведений: постоянные путешествия, сотни молодых любовниц, преимущественно актрис, пятеро внебрачных детей (это только признанные, cкорее всего число его детей на много больше), огромные гонорары и ещё более огромные траты, приведшие Дюма в конце концов к банкротству.

Александр Дюма ушёл из жизни 5 декабря 1870 года, успев написать и выпустить более 500 томов произведений всевозможных жанров – поразительная, непревзойдённая плодовитость, порождённая гением и трудолюбием.

Интересные факты из жизни
Рассказывают, что путешествуя по России, Дюма посетил некий небольшой южный городок. Хозяин местной книжной лавки, зная о прибытии знаменитого писателя, решил подготовиться на случай, если вдруг Дюма, проходя мимо, решит зайти в лавку и подготовил ему сюрприз, убрав все книги других авторов с полок.
Так получилось, что Дюма действительно, проходя мимо, решил заглянуть в данную книжную лавку, и естественно, спросил, где все книги других авторов. Хозяин лавки уже собрался ответить заготовленной фразой, мол произведения других авторов не пользуются спросом с тех пор как местные жители открыли для себя Дюма и здесь не считают нужным читать ничего, кроме Дюма, но переволновался при виде знаменитости и почему-то произнёс: «Продали-с!».

Одним из его способов привлечь публику на свои спектакли было публикация объявлений типа: «придёт ли сегодня в театр господин, который смотрел на меня так пристально, что заставил покраснеть как-то вечером на представлении «Нельской башни»? Для него будет оставлена записка. Влюблённая.». В результате сотни парижан и гостей столицы приобретали билеты на пьесы Дюма надеясь, что именно их имеют ввиду.

Одному своему приятелю Дюма подарил свинку на день рождения. Тот был очарован подарком, и как-то сказал Дюма:
- Друг мой, Я так люблю свою свинку, что даже сплю вместе с ней!
- Отлично, ответил Дюма. Ваша свинка говорит о вас то же самое.

Alexandre Dumas

Французский писатель, драматург и журналист. Его труды были переведены почти на сто языков, он – один из самых читаемых французских авторов. Дюма был плодовит и работал во многих жанрах. Начал свою карьеру с написания пьес, ставших очень популярными с самого начала. Также он написал множество статей для журналов и книг о путешествиях. Его работы насчитывают 100 000 страниц.

Поскольку сын Дюма также носил имя Александр и также был писателем, для предотвращения путаницы при упоминании Дюма старшего часто добавляют уточнение «-отец».

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Дюма считался квартероном, так как его бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити.

Свою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации, когда восторжествовала монархия Бурбонов, пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции 1789-1794 годов.

К ниги

Г раф Мон­те-Крис­то – 1844 год.

Приключенческий роман Александра Дюма, классика французской литературы, написанный в 1844-1845 годах.

У щелье дьявола – 1855 год.

Дословный перевод романа «Адская бездна», но русскоязычным читателем роман в основном известен под названием «Ущелье дьявола». События романа разворачиваются в Германии 1810-1812 годах. Роман «Адская бездна» и его продолжение «Бог располагает!», составляют дилогию, своего рода «Преступление и наказание».

Т ри мушкетёра – 1844 год

Историко-приключенческий роман Александра Дюма-отца, написанный в 1844 году. Книга посвящена приключениям молодого человека по имени д’Артаньян, покинувшего дом, чтобы стать мушкетёром, и трёх его друзей-мушкетёров Атоса, Портоса и Арамиса. История д’Артаньяна продолжается в двух других романах трилогии: «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».

Г рафиня де Монсоро – 1846 год.

Роман Александра Дюма-отца и Огюста Маке, опубликованный в 1846 году. Это второй роман его трилогии о гугенотских войнах. История трагичной любви храбреца-красавца графа де Бюсси и очаровательной Дианы де Меридор, впоследствии де Монсоро, переплетённой с политическими интригами, происходящая во Франции во времена правления Генриха III, трон которого хотел заполучить его родной брат – Франсуа, а также де Гизы.

К оролева Марго – 1845 год.

Исторический роман Александра Дюма, образующий первую часть трилогии о гугенотских войнах, которую продолжают книги «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять».

С орок пять – 1848 год.

Роман Александра Дюма-отца, завершающий собой трилогию о гугенотских войнах, финал истории, которая была начата в романе «Королева Марго» и продолжена в «Графине де Монсоро».

Ц итаты и афоризмы

Только нелюбимые женщины никогда не опаздывают.

Кто мстит иногда жалеет о совершенном; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом.

В их обществе я бы умер от скуки, не будь там меня.

Бывают трагедии, которые люди постигают чувством, но не могут охватить разумом.

Вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться!

Бывают услуги настолько бесценные, что отплатить за них можно только неблагодарностью.

Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости.

Женщина становится полноценной личностью только тогда, когда ее кто-нибудь полюбит.

Мужчина действует, а женщина ждет - такова судьба. Но порою ждать куда тяжелее, чем действовать.

Почему нет окошечка в каждом человеческом сердце, чтобы всякий смог видеть, что там происходит!

Злословие и клевета не имели бы такой силы, если бы глупость не пролагала им пути.

Случайность в жизни - запасной фонд Господа Бога.

История - это гвоздь, на который я вешаю свою картину.

От всякой беды есть два лекарства - время и молчание.

Ф акты связанные с Дюма

В 1847 году Дюма основал в Париже Исторический Театр.

Дюма заработал свою репутацию благодаря двум самым известным романам французской литературы «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетёра».

Впервые 12-летний Дюма услышал русскую речь в 1814 году, когда русские войска, разгромив Наполеона, заняли север Франции. Родители стращали будущего писателя казаками. Но прошло много лет, и в феврале 1858 года, когда Дюма был в Дагестане, его избрали почетным казаком одного русского полка.

Дюма познакомил Францию с шашлыком! Именно он открыл в Париже первую шашлычную, привезя эту замечательную идею приготовления мяса из своего путешествия по Кавказу.

У Дюма было двое сыновей и две дочери. Один из его сыновей женился на русской. И две внучки у Дюма были русскими.

Однажды на одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески. Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине, Дюма решил написать на эту тему драму.

Еще в ноябре 1858 года Дюма написал, что в России произойдет революция, Польша и Финляндия отделятся, а из эмиграции вернется гениальный изгнанник, который установит федеративную республику.

В 1840 году женился на актрисе Иде Ферье, но продолжал связи с многими другими женщинами (Белль Крельсамер, Селестой Скриванек, Луизой Бодуэн, Анной Бауэр, Беатрис Пьерсон). Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен.

Дюма очень хорошо готовил. Это подтверждают не только многочисленные современники, но и приводимые им в своих произведениях описания разных блюд (например, в «Графе Монте-Кристо» рассказывается о приготовлении волжской рыбы).

Дюма написал о декабристах раньше, чем кто-либо из наших соотечественников: в 1840 году, через 15 лет после восстания, Дюма выпустил роман «Учитель фехтования».

Дюма пробыл в России рекордное для иноземного писателя время – 8 месяцев и 21 день. Из 456 написанных им книг три были сочинены в России и 19 – на русском материале.

В 1863 году Дюма посетил знаменитого кулинара Дени-Жозефа Вуилльмо, приготовившего для Александра и его друзей пышный банкет во «Французском ресторане» на площади Мадлен. Растроганный Дюма подарил кулинару свой портрет, сделанный в Тифлисе, а потом сочинил для его ресторана шутливое меню: «…вначале идет закуска, потом суп «по-букенгемски» или «из Могикан Парижа», к этому добавляются омары «а ля Портос», говяжье филе «а ля граф Монте-Кристо», пирожок «а ля королева Марго». Потом десерт, раки «а ля Д’Артаньян», сливки «а ля королева Кристина» и так далее».

Книги Дюма побили рекорд во всем мире по количеству изданий. В России в восьмидесятых годах прошлого столетия его произведения печатались в среднем по 4 миллиона в месяц.

Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы - романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственен эпохе Возрождения.

Три года участвовал в борьбе за объединённую Италию, был лично знаком и близок с Гарибальди. Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.

Дюма был учителем принца из самих Бонапартов. Писатель учил самого племянника Наполеона.

В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV-XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (1835). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара», «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.

Улица Дюма - в городе Ломоносове Петродворцового района Санкт-Петербурга, в историческом районе Мартышкино.

Во Франции, в частности в Париже о нем ходили легенды, как о герое-любовнике. Некоторые от нечего делать насчитали за его жизнь около пятисот любовниц.

Дюма много работал. В среднем писатель проводил время за написанием своих произведений по 16 часов в сутки. За свою жизнь он написал более 500 работ, все они были на самые разнообразные темы.

В сентябре 1860 Дюма направился в Неаполь. Был знаком с Гарибальди, мемуары которого перевел на французский язык. Борьбу итальянцев за возрождение единого государства поддержал своим личным участием, пожертвовав 50 000 франков для покупки оружия. В Неаполе Дюма получил от Гарибальди назначение на должность директора национальных музеев. После того, как Гарибальди пригласил короля Виктора-Эммануила для установления своего правления на завоеванных гарибальдийцами землях, писатель решил покинуть Неаполь и в апреле 1864 возвратился во Францию.

Александр Дюма (1802-1870) – Все самое интересное, книги, факты, цитаты и фото обновлено: Январь 18, 2017 автором: сайт

Был человеком, обладавшим не только невероятным талантом и творческим гением, но и удивительно трудолюбивым нравом. За свою жизнь (1802-1870 гг.) он подарил миру свыше полутысячи томов. Вклад в литературу этого человека воистину достоин восхищения.

Список произведений Александра Дюма - отца настолько велик, что завистники поговаривали о том, что для автора старается целая бригада «литературных рабов». Однако подтверждений этому никогда не было. А современники отзывались о нем как о невероятно работоспособном человеке.

Кроме количества изданных произведений, Дюма-отец сильно опередил большинство писателей и по качеству своих творений. А множество жанров, в которых работал автор, по-настоящему впечатляет.

Список произведений Александра Дюма-отца можно разбить на несколько основных: циклы, исторические романы, путевые заметки, пьесы. Основное внимание автора было сосредоточено на написании исторических и приключенческих романов.

Циклы

Пожалуй, самым известным из списка произведений Дюма-отца можно по праву считать цикл «Три мушкетера» . Кто не зачитывался приключениями храбрых друзей Д"артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса?

Первая книга вышла в свет в 1844 году, а последняя - в 1847 году. Цикл состоит из трех произведений:

    1844 год - роман о приключениях друзей «Три мушкетера»;

    1845 год - продолжение романа «Двадцать лет спустя»;

    1847 год - последнее произведение Дюма-отца о храброй четверке «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».

История о Генрихе Наваррском является классической трилогией и включает:

    1845 год - первый роман «Королева Марго»;

    1846 год - вторая часть трилогии «Графиня де Монсоро»;

    1847 год - заключительная часть цикла «Сорок пять».

Цикл, который поклонники окрестили «Регентство» , состоит из двух романов:

    1842 год - «Шевалье Д"Арманталь;

    1845 год - «Дочь регента».

Список произведений Дюма продолжается циклом «Французская революция» , или как его еще называют, «Воспоминания лекаря» . Он состоит из следующих романов:

    «Жозеф Бальзамо», выходил в свет в 1846-48 гг.;

    «Ожерелье для королевы» (предположительно 1849-50 гг.);

    «Графиня де Шарни» (выходил с 1853 по 1855 гг.);

    «Анж Питу» (увидел мир в 1853 году);

    «Шевалье де Мезон-Руж» вышел в 1845 году и является заключительным в цикле.

    роман «Паж герцога Савойского» появился в 1852 году;

    произведение «Две Дианы» вышло в свет в далеком 1846 году;

    «Предсказание» оканчивает список произведений Дюма-отца из цикла «16 век».

Серия о Великой французской революции была начата автором как историческая. Дюма питал слабость к великим свершениям и людям, и просто не мог обойти своим вниманием революционное движение.

    1867 год - «Белые и синие»;

    1863 год - «Волонтер девяносто второго года»;

    1858 год - «Заговор»;

    1859 год - «Волчицы из Машкуля».

Историко-приключенческие романы

Каждое из произведений Дюма - это литературная жемчужина. Наиболее известные:

  • "Актея";
  • "Ашборнский пастор";
  • "Блэк";
  • "Последний платеж";
  • "Бог располагает";
  • "Голубка";
  • "Сильвандир";
  • "Графиня Солсбери";
  • "Карл Великий";
  • "Джованна Неаполитанская";
  • "Княгиня Монако";
  • "Капитан Поль";
  • "Дон Бернардо де Суньига";
  • "Дочь маркиза";
  • "Женитьбы папаши Олифуса";
  • "Женская война";
  • "Габриэль Ламбер";
  • "Замок Эпштейнов";
  • "Яков Безухий";
  • "Изабелла Баварская";
  • "Царица сладострастия";
  • "Исаак Лакедем";
  • "Две королевы";
  • "Исповедь фаворитки";
  • "Воды Экса";
  • "Капитан Арена";
  • "Ночь во Флоренции";
  • "Капитан Ла Жонкьер";
  • "Таинственный врач";
  • "Капитан Памфил";
  • "Записки полицейского";
  • "Катилина";
  • "Черный тюльпан";
  • "Луиза Сан-Феличе";
  • "История моих животных";
  • "Инженю";
  • "Мадам де Шамбле";
  • "Монсеньер Гастон Феб";
  • "Могикане из Парижа";
  • "Последней умирает надежда";
  • "Огненный остров";
  • "Яд ревности";
  • "Олимпия Клевская";
  • "Мадам Лафарг";
  • "Отон-лучник";
  • "Предводитель волков";
  • "Охотник на водоплавающую дичь";
  • "Красный сфинкс";
  • "Паскаль Бруно";
  • "Исповедь маркизы";
  • "Эмма Лионна";
  • "Приглашение на вальс";
  • "Тысячи";
  • "Приключения капитана Мариона";
  • "Полина";
  • "Пьер де Жиак";
  • "Парижане и провинциалы";
  • "Молодые мушкетеры";
  • "Сесиль";
  • "Консьянс Блаженный";
  • "Сын каторжника";
  • "Маркиза д"Эскоман";
  • "Пипин Короткий";
  • "Фернанда";
  • "Роман о Виолетте";
  • "Папаша";
  • "Эдуард Третий";
  • "Корсиканские братья";
  • "Прусский террор";
  • "Ричард Дарлингтон";
  • "Бастард де Молеон";
  • и Ришелье";
  • "Приключения Лидерика";
  • "Гарибальдийцы";
  • "Робин Гуд — Король разбойников".

Хронологические работы

Список произведений Дюма-отца богат хронологическими работами об исторических событиях Франции. Автор увлеченно исследовал историю и роль человека в ней. Особенно его увлекали важные политические деятели.

Среди работ можно найти научные исследования, такие как:

  • "Карл Смелый";
  • "Последний король французов";
  • "Галлия и Франция";
  • "Людовик XIV и его век";
  • "Генрих IV";
  • "Дорога в Варенн";
  • "Драма 93-го года";
  • "Жанна д"Арк";
  • и революция";
  • "Медичи";
  • "Робин Гуд в изгнании";
  • "Стюарты";
  • "Цезарь";
  • "Робин Гуд";
  • "Наполеон";
  • "Людовик XV и его двор";
  • "Регентство".

Путевые заметки

В списке произведений Дюма читатели часто игнорируют великолепные произведения автора о путешествиях. Но именно эти истории кажутся особенно живыми, ведь написаны они автором под впечатлением от собственных странствий.

Произведения из серии путевых заметок представлены ниже:

  • «В России»;
  • «Счастливая Аравия»;
  • «Пятнадцать дней на Синае»;
  • «Быстрый»;
  • «Из Парижа в Кадис»;
  • «Корриколо»;
  • «Сперонара»;
  • «В Швейцарии»;
  • «Юг Франции»;
  • «Валахия»;
  • «Вила Пальмьери»;
  • «Кавказ»;
  • «Год во Флоренции»;
  • «Прогулки по берегу Рейна».

Как упоминалось ранее, автор не останавливался на конкретном жанре. Из воспоминаний современников становится понятно, что писатель находился в непрерывном творческом поиске. Достойное место в списке произведений Дюма занимают пьесы:

  • "Анжела";
  • "Антони";
  • "Воспитанницы дома Сен-Сир";
  • "Кин, гений и беспутство";
  • "Лесничие";
  • "Мушкетеры";
  • "Наполеон, или 30 лет истории Франции";
  • "Нельская башня";
  • "Охота и любовь";
  • "Кристина";
  • "Тереза Teresa";
  • "Калигула".

Александр Дюма-сын

Список произведений Дюма-сына несколько меньше его знаменитого предка. Однако стоит заметить, что он не менее ценен своим вкладом в мировую, и в особенности французскую литературу.

Младший Александр Дюма в раннем возрасте начинает свою писательскую карьеру, и уже в 18 лет в свет выходит его знаменитый сборник стихов, получивший название «Грехи юности». В начале карьеры он хотел отличаться от отца. Но позже он возвращается к его творчеству, и это влияние прослеживается в прозе.

Рассказы и пьесы

Однако позже молодой человек выпускает серию небольших пьес, рассказов, повестей и романов в прозе:

  • «Роман одной женщины»;
  • «Врач Серван»;
  • «Приключения 4 женщин и попугая»;
  • «Дама с жемчугами».

Но настоящая популярность пришла к молодому автору, когда список произведений Дюма-сына пополнился знаменитой работой «Дама с камелиями».

Изначально произведение задумывалось как роман, но в процессе стало знаменитой пьесой. Она имела ошеломительный успех, после которого другие подобные творения Дюма иначе, как психологическими и социальными не называли.

На сцене «Дама с камелиями» смогла появиться не скоро. Встретив жаркий отпор со стороны цензуры, Александр Дюма-сын вынужден был отстаивать пьесу перед целым собранием цензоров. Ее называли безнравственной, не отвечающей высоким стандартам общественных норм и морали.

В 1852 году Александру Дюма все же удается одержать верх, и пьеса впервые становится театральной постановкой, снискавшей аплодисменты и успех зрителей. Джузеппе Верди по ее мотивам пишет свою знаменитую оперу, «Травиату». Также известно, что характер главной героини был взят Александром Дюма из жизни, прототипом выступила его возлюбленная Мари.

Известные произведения

После ошеломительного успеха «Дамы с камелиями» в свет выходят не менее известные и популярные пьесы Александра Дюма-сына:

  • «Диана де Лис»;
  • «Полусвет»;
  • «Денежный вопрос»;
  • «Внебрачный сын»;
  • «Блудный отец»;
  • «Друг женщин»;
  • «Взгляды госпожи Обрэ»;
  • «Княгиня Жорж»;
  • «Жена Клавдия»;
  • «Господин Альфонс»;
  • «Багдадская принцесса»;
  • «Дениза»;
  • «Маркиз де Вильмер».

Две пьесы А. Дюма, к великому сожалению многочисленных поклонников, не успел дописать, и они остались неоконченными.

Публицистика

Также Александра Дюма-сына сильно увлекала область публицистики и социальные проблемы в обществе. Под впечатлением от происходящего вокруг он издает свои знаменитые брошюры и памфлеты:

  • «Развод»;
  • «Письма на злобу дня»;
  • «Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют» и другие.

Так, широкую огласку получил памфлет, в котором Дюма поддерживал молодого аристократа, избившего свою жену после того, как она изменила ему с любовником. Автор выразил позицию о необходимости наказания неверных супруг.

фр. Alexandre Dumas

выдающийся французский писатель, драматург и журналист; один из самых читаемых французских авторов

Александр Дюма отец

Краткая биография

Александр Дюма (отец) - французский писатель, журналист, драматург, автор популярных приключенческих романов, выдвинувших его в число наиболее известных и читаемых в мире французских литераторов. К его имени добавляют слово «отец», т.к. сына тоже звали Александром, и он тоже снискал известность на литературном поприще. Родиной Александра Дюма был небольшой городок Виллер-Котре неподалеку от Парижа, где он 24 июля 1802 г. родился в семействе известного кавалерийского генерала наполеоновской армии. Александр по линии отца был квартеронцем: его бабушка была чернокожей. Отец в 1806 г. умер, оставив семью в достаточно плачевном положении, во всяком случае, на качественное образование у матери денег не хватило, и Александр пополнял багаж знаний, много читая.

В родном городке Дюма встретил юность. Друг Александра, который любил бывать в парижских театрах, укрепил его в намерении стать драматургом. У их семьи благодаря отцу остались кое-какие связи в Париже, и перебравшийся в столицу в 1822 г. молодой человек смог устроиться в канцелярию при герцоге Орлеанском и параллельно принялся восполнять пробелы в образовании.

Первыми опубликованными сочинениями Александра Дюма-отца были водевили, пьесы и журнальные статьи. Дебютный водевиль «Охота на любовь» сразу приняли к постановке, что вдохновило на написание драмы. «Генрих III и его двор» была встречена публикой очень тепло, успех имели и последующие его драматические произведения, благодаря чему творчество превратилось для Дюма в источник неплохих доходов. Назвать его пьесы совершенными с художественной точки зрения было бы преувеличением, но молодой драматург обладал даром удержания внимания до конца представления, даже откровенно слабые пьесы при его соавторстве обретали новую, успешную жизнь, собирали полные залы.

Июльская революция 1830 г. вовлекла Дюма в активную общественную деятельность. Став на сторону оппозиции, он из-за угрозы ареста вынужден был бежать в Швейцарию. 1835 г. ознаменовался в его биографии выходом первого исторического романа - «Изабелла Баварская», который, по задумке писателя, должен был положить начало крупному циклу произведений, освещавших большой период жизни его страны. В 1840 г. он вступил в брак с актрисой Идой Ферьер, но это не мешало ему иметь романы на стороне. В 1844 г. супруги, не оформляя в дальнейшем развода, фактически прекратили отношения.

Вдохновленный успехом «Изабеллы Баварской», в 40-ые гг. Александр Дюма публикует в газетах историко-приключенческие романы, благодаря которым он стал писателем с мировым именем: «Три мушкетера» (1844) и два продолжения трилогии – «Двадцать лет спустя» (1845), «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1848-1850), «Граф Монте-Кристо» (1844-1845), «Королева Марго», (1846), «Мадам де Монсоро» (1846), «Две Дианы» (1846), «Сорок пять» (1848). Литературная деятельность приносила Дюма очень хорошие доходы, однако писатель тратил все деньги, не желая отказывать себе в роскоши. В 1851 г. ему даже пришлось скрываться от кредиторов в Бельгию.

На протяжении 1858-1859 гг. Дюма путешествовал по России, и впечатления от поездок легли в основу пятитомника путевых заметок «Из Парижа в Астрахань». Будучи знакомым с Гарибальди, Дюма-отец в течение трех лет был участником итальянского национально-освободительного движения, в 1860 г. ходил в поход на Сицилию. Когда между Австрией и Пруссией шла война, в 1866 г. он был военным корреспондентом. В последние годы жизни был на грани нищеты и существовал за счет поддержки детей. На его смерть 6 декабря 1870 г. в г. Пюи практически не обратили внимания: в это время прусские войска оккупировали Францию. В 2002 г. прах Дюма-отца перезахоронили в парижском Пантеоне.

Литературное наследие писателя поражает воображение: в полное собрание его сочинений вошло более тысячи томов. В связи с этим часто говорят о работавших под «брендом Дюма» соавторах, помощниках, литературных неграх, хотя и сам писатель славился очень высокой работоспособностью и огромным трудолюбием. Как бы там ни было, его имя пока никто не смог потеснить с первой строчки мирового рейтинга наиболее плодовитых литераторов.

Биография из Википедии

Алекса́ндр Дюма́, отец (фр. Alexandre Dumas, père; 24 июля 1802, Вилле-Котре - 5 декабря 1870, Пюи) - французский писатель, драматург и журналист. Один из самых читаемых французских авторов. Работал во многих жанрах: пьесы, романы, статьи и книги о путешествиях. Его работы насчитывают 100 000 страниц. В 1847 году Дюма основал в Париже Исторический Театр. Дюма - автор двух известных романов французской литературы «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетёра» (оба написаны в 1844-1845).

Поскольку сын Дюма также носил имя Александр и также был писателем, для предотвращения путаницы при упоминании Дюма-старшего часто добавляют уточнение «-отец ».

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Дюма считался квартероном, так как его бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити.

Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном, своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском, которую помог получить генерал Фуа. Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Левеном, считавшим, что успеха легче добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.

Однажды на одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески. Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине, Дюма решил написать на эту тему драму. Сначала он предложил сотрудничество Сулье, однако в конце концов каждый решил написать свою «Кристину». Пьеса Дюма понравилась королевскому комиссару при Комеди Франсез барону Тейлору, с его помощью «Кристину» приняли при условии, что Дюма её доработает. Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс, коньком которой был классический репертуар. Когда же молодой автор наотрез отказался внести по её просьбе исправления в пьесу, мадемуазель Марс сделала всё, чтобы «Кристина» не появилась на сцене Комеди Франсез.

Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорождённого сына Александра, за два месяца написал пьесу на новую тему - драму «Генрих III и его двор». Актёры Комеди Франсез после читки пьесы в салоне Мелани Вальдор, попросили принять ее к постановке вне очереди.

Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года, и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма.

Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы - романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственен эпохе Возрождения.

Его пьеса «Антони» была основана на обстоятельствах личной жизни - в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в пьесе в образе Адель д’Эрве. Премьера драмы состоялась 3 мая 1831 года в театре Порт-Сен-Мартен с Дорваль и Бокажем в главных ролях и «наделала не меньше шуму, чем премьера „Эрнани“»

Пьесы Дюма не отличались художественным совершенством, но он, как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы.

В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри. Впоследствии в своих «Мемуарах» он писал:

Я видел тех, которые совершали революцию 1830 года, и они видели меня в своих рядах… Люди, совершившие революцию 1830 года, олицетворяли собой пылкую юность героического пролетариата; они не только разжигали пожар, но и тушили пламя своей кровью.

С первых же дней революции Александр Дюма принял деятельное участие в общественной жизни и выполнил несколько важных поручений генерала Лафайета, стоявшего тогда во главе национальной гвардии.

5 июня 1832 года в Париже хоронили генерала Ламарка. Дюма был лично знаком с ним, и по просьбе родственников покойного генерала возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Когда полиция стала разгонять толпу, произошло то, чего и следовало ожидать: траурное шествие послужило началом революционного восстания. Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян. В действительности, конечно, этого не было, но Дюма угрожал арест. По совету друзей он покинул Францию и отправился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция» (1833).

В 1840 году женился на актрисе Иде Ферье, продолжая при этом быть в связи со многими другими женщинами (Белль Крельсамер, от которой он официально имел дочь Мари Александрин, Селестой Скриванек, Луизой Бодуэн, Анной Бауэр, Беатрис Пьерсон). Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен.

Дюма много зарабатывал, но много и тратил, чтобы вести роскошный образ жизни.

В 1847 году им был построен замок около Порт-Марли, названный Монте-Кристо. Издавал журналы и создал свой театр (Исторический театр) - оба эти его предприятия закончилось неудачно.

После переворота 1851 года оказался в опале, от кредиторов бежал в Брюссель (Бельгия), где начал писать «Мемуары», которые по своим художественным достоинствам не уступают его лучшим беллетристическим сочинениям.

В 1853 году, вернувшись в Париж, основал газету «Мушкетёр» (просуществовавшую до 1857 года), в которой печатал свои «Мемуары». Выпустил романы «Парижские могикане», «Братья Иегу».

В 1858-1859 годах писатель совершил поездку в Россию, проследовав из Санкт-Петербурга до Астрахани и дальше на Кавказ. Вернувшись в Париж и желая ознакомить соотечественников со своими впечатлениями от этого путешествия, Дюма открывает собственное издательство и уже с апреля 1859 года начинает публиковать газету «Кавказ. Газета путешествий и романов, издающаяся ежедневно». В тот же год «Кавказ» выходит в Париже и отдельной книгой.

Впечатления от путешествия легли в основу книги «Кавказ», которая была издана в 1859 году в Париже, в 1861 году на русском языке в Тифлисе, в 1862 году на английском языке в Нью-Йорке. Во французском издании Le voyage au Caucase («Путешествие на Кавказ») 2002 года впервые напечатаны чёрно-белые иллюстрации сопровождавшего А. Дюма в его путешествии Жан-Пьера Муане и князя Г. Гагарина.

Дюма провёл год в России (1858-1859), посетил Петербург, достопримечательности Карелии, остров Валаам, Углич, Москву, Царицын, Астрахань, Закавказье. О своём путешествии в России Дюма написал книгу Путевые впечатления. В России.

Дюма участвовал в борьбе за объединённую Италию, был лично знаком и близок с Гарибальди.Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.

В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон.

Его произведения были переведены на множество языков и служат материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.

Творчество

Свою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации, когда восторжествовала монархия Бурбонов, пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции 1789-1794 годов. Король Людовик XVIII, не имея возможности полностью восстановить дореволюционные порядки, был вынужден ввести конституцию. Новый французский парламент состоял из двух палат: в палате пэров заседали назначенные королём высокопоставленные лица, а палата депутатов избиралась самыми богатыми слоями населения Франции. Наиболее консервативные круги дворянства в ту пору добивались восстановления былых привилегий и боролись за полное торжество монархического деспотизма. Здесь же будущий автор «Графа Монте-Кристо» достаточно осмысленно воспринял курс государственной политики, дав о нём представление уже в первых главах своего произведения.

В начале 1820-х годов во Франции происходили бурные споры о формах и содержании нарождавшейся романтической литературы, соответствовавшей духовным запросам XIX века. Сравнительно небольшая группа поэтов и прозаиков во главе с Виктором Гюго объявила себя приверженцами нового направления во французской литературе. Прогрессивное течение романтизма выражало собой оппозицию передового французского общества феодально-дворянской реакции времён Реставрации.

Среди романтиков оказался и Александр Дюма, который первым добился большого успеха и полного признания своего драматургического таланта как автор исторической драмы «Генрих III и его двор» .

«Генрих III» - историческая драма, в которой автор развенчал культ монархической власти, была поставлена в 1829 году на сцене театра Французской Комедии. О значении этой драмы Андре Моруа писал:

Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы Вальтера Скотта. История полна тайн. У Дюма всё оказалось ясным и определённым. Екатерина Медичи держала в руках нити всех интриг. Генрих III расстраивал планы герцога де Гиза. Впрочем, Дюма и сам отлично понимал, что в действительности все эти приключения были куда более сложными. Но какое это имело для него значение? Он хотел лишь одного - бурного действия. Эпоха Генриха III с её дуэлями, заговорами, оргиями, с разгулом политических страстей напоминала ему наполеоновскую эпоху. История в обработке Дюма была такой, какой её хотели видеть французы: весёлой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, Зло - по другую. Публика 1829 года, наполнявшая партер, состояла из тех самых людей, которые совершили великую революцию и сражались в войсках империи. Ей нравилось, когда королей и их дела представляли в «картинках героических, полных драматизма и поэтому хорошо им знакомых».

Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий, пользовавшихся в своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина» , «Антони» , «Кин, гений и беспутство» , «Тайны Нельской башни» .

Д"Артаньян на постаменте памятника Дюма в 17-м округе Парижа

Александр Дюма расширил круг знаний благодаря изучению трудов известных французских историков П.Баранта, О.Тьерри, Ж.Мишле. Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, он разделял во многом взгляды Огюстэна Тьерри, который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, призванных стать подлинной историей страны.

Книга Дюма «Галлия и Франция» (1833) свидетельствовала об осведомлённости автора в вопросах национальной истории. Рассказывая о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками, Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа. Он написал, что при новом короле трон поддерживает элита фабрикантов, землевладельцев, финансистов, предсказывал, что во Франции в будущем возникнет Республика как форма широкого народного представительства. Положительный отзыв об этом произведении Тьерри окрылил автора, и он с ещё большим усердием принялся за изучение многих трудов французских историков.

В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV-XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (1835). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара» , «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.

Историю Франции он также показал в двух исторических романах-жизнеописаниях: «Людовик XIV» и «Наполеон».

Соавторы

В конце 30-х годов XIX века французские газеты для увеличения числа подписчиков практиковали публикацию романов с продолжением. Дюма был одним из самых желанных писателей для издателей газет: его книги пользовались огромной популярностью, его имя привлекало массу читателей. Один из сотрудников Дюма, Жерар де Нерваль, познакомил его с малоизвестным литератором Огюстом Маке и под его влиянием Дюма решил обратиться к жанру историко-авантюрного романа, в котором реалии минувших эпох служат фоном для приключений героев. Дюма переделал пьесу Маке «Карнавальный вечер» («Батильда»), отвергнутую Антенором Жоли, и она была принята к постановке театром Ренессанс. Молодой автор был в восторге от своего успеха и предложил Дюма проект романа из времен регентства «Добряк Бюва».

Огюст Маке.
Литография С. Фабера, 1847

Дюма участвовал в его переработке, в окончательном варианте роман получил название «Шевалье д’Арманталь». Он был принят к публикации газетой «Ля Пресс», скупившей все будущие произведения Дюма. Однако против того, чтобы «Шевалье…» был подписан обоими авторами, резко возразил Эмиль де Жирарден: в его глазах книгу обесценивало имя Маке, - читатель желал видеть только романы Дюма. «Шевалье…» вышел за подписью одного Дюма, Маке получил большие отступные - восемь тысяч франков и впоследствии продолжил сотрудничество. Вместе с Дюма Маке работал над «Тремя мушкетёрами», «Графом Монте-Кристо», «Королевой Марго», «Женской войной». Переписка Дюма и Маке свидетельствует, что вклад последнего в романы был значителен. Историк литературы Альбер Тибоде предлагал называть их Дюма-Маке, считая, что по примеру Эркмана-Шатриана, авторство романов должно обозначаться двойным именем.

Плодовитость Дюма вызывала изумление, а оглушительный успех его книг порождал зависть и многочисленных врагов. В 1845 году вышел памфлет Эжена де Мирекура «Фабрика романов „Торговый дом Александр Дюма и Ко“», где автор не только обвинял Дюма в том, что он безжалостно эксплуатирует литературных негров, но и коснулся его частной жизни. Дюма подал на Мирекура в суд и выиграл процесс, однако ему не удалось пресечь распространение порочащих его слухов. В связи с выходом памфлета, он просил Маке написать письмо, где тот отказывался от своих прав на переиздание книг, созданных вместе с Дюма. Маке, в частности, писал:

Доброй дружбы и честного слова нам всегда было достаточно; так что мы, написав почти полмиллиона строк о делах других людей, ни разу не подумали о том, чтобы написать хоть одну строчку о наших делах. Но однажды вы нарушили молчание. Вы поступили так, чтобы оградить нас от низкой и нелепой клеветы … вы поступили так, чтобы публично объявить, что я написал в сотрудничестве с вами ряд произведений. Вы были даже слишком великодушны, дорогой друг, вы могли трижды отречься от меня, но вы этого не сделали - и прославили меня. Разве вы уже не расплатились со мной сполна за все те книги, что мы написали вместе?

Позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, Маке утверждал, что написал письмо под нажимом. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании 18 романов, но проиграл один за другим три процесса. В последние дни жизни Дюма, уже будучи тяжело больным, говорил сыну о «тайных счётах» между ним и Маке. Сообщая Маке о смерти отца, Дюма-сын спрашивал, не было ли у соавторов особого соглашения. В письме от 26 сентября 1871 года тот уверял, что никаких «таинственных счётов» не было.

Награды Автограф Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Алекса́ндр Дюма́, отец (фр. Alexandre Dumas, père ; 24 июля , Вилле-Котре - 5 декабря , Пюи) - выдающийся французский писатель , драматург и журналист . Один из самых читаемых французских авторов. Его книги переведены более чем на 100 языков. Работал во многих жанрах: пьесы, романы, статьи и книги о путешествиях. Его работы насчитывают 100 000 страниц . В 1847 году Дюма основал в Париже Исторический Театр. Дюма - автор двух самых известных романов французской литературы «Граф Монте-Кристо » и «Три мушкетёра » (оба написаны в 1844-1845).

Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном , своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж . Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском , которую помог получить генерал Фуа . Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье . Вместе с Левеном, считавшим, что успеха легче добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.

Однажды на одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески . Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине , Дюма решил написать на эту тему драму. Сначала он предложил сотрудничество Сулье , однако в конце концов каждый решил написать свою «Кристину». Пьеса Дюма понравилась королевскому комиссару при Комеди Франсез барону Тейлору , с его помощью «Кристину» приняли при условии, что Дюма её доработает. Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс , коньком которой был классический репертуар. Когда же молодой автор наотрез отказался внести по её просьбе исправления в пьесу, мадемуазель Марс сделала всё, чтобы «Кристина» не появилась на сцене Комеди Франсез.

Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорождённого сына Александра , за два месяца написал пьесу на новую тему - драму «Генрих III и его двор». Актёры Комеди Франсез после читки пьесы в салоне Мелани Вальдор , попросили принять ее к постановке вне очереди.

Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года, и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма.

Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы - романтизма . Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственен эпохе Возрождения.

Пьесы Дюма не отличались художественным совершенством , но он, как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы.

Дюма участвовал в борьбе за объединённую Италию , был лично знаком и близок с Гарибальди . Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар . Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.

В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон .

Его произведения были переведены на множество языков и служат материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.

Творчество

Свою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации , когда восторжествовала монархия Бурбонов , пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции -1794 годов . Король Людовик XVIII , не имея возможности полностью восстановить дореволюционные порядки, был вынужден ввести конституцию. Новый французский парламент состоял из двух палат: в палате пэров заседали назначенные королём высокопоставленные лица, а палата депутатов избиралась самыми богатыми слоями населения Франции. Наиболее консервативные круги дворянства в ту пору добивались восстановления былых привилегий и боролись за полное торжество монархического деспотизма. Здесь же будущий автор «Графа Монте-Кристо» достаточно осмысленно воспринял курс государственной политики, дав о нём представление уже в первых главах своего произведения.

Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы Вальтера Скотта. История полна тайн. У Дюма всё оказалось ясным и определённым. Екатерина Медичи держала в руках нити всех интриг. Генрих III расстраивал планы герцога де Гиза. Впрочем, Дюма и сам отлично понимал, что в действительности все эти приключения были куда более сложными. Но какое это имело для него значение? Он хотел лишь одного - бурного действия. Эпоха Генриха III с её дуэлями, заговорами, оргиями, с разгулом политических страстей напоминала ему наполеоновскую эпоху. История в обработке Дюма была такой, какой её хотели видеть французы: весёлой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, Зло - по другую. Публика 1829 года, наполнявшая партер, состояла из тех самых людей, которые совершили великую революцию и сражались в войсках империи. Ей нравилось, когда королей и их дела представляли в «картинках героических, полных драматизма и поэтому хорошо им знакомых».

Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий , пользовавшихся в своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина» , «Антони» , «Кин, гений и беспутство» , «Тайны Нельской башни » .

Александр Дюма расширил круг знаний благодаря изучению трудов известных французских историков П.Баранта , О.Тьерри, Ж.Мишле . Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, он разделял во многом взгляды Огюстэна Тьерри , который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, призванных стать подлинной историей страны.

Книга Дюма «Галлия и Франция» () свидетельствовала об осведомлённости автора в вопросах национальной истории. Рассказывая о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками , Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа. Он написал, что при новом короле трон поддерживает элита фабрикантов, землевладельцев, финансистов, предсказывал, что во Франции в будущем возникнет Республика как форма широкого народного представительства. Положительный отзыв об этом произведении Тьерри окрылил автора, и он с ещё большим усердием принялся за изучение многих трудов французских историков.

В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции -XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара» , «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.

Историю Франции он также показал в двух исторических романах-жизнеописаниях: «Людовик XIV» и «Наполеон».

Соавторы

Позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, Маке утверждал, что написал письмо под нажимом. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании 18 романов, но проиграл один за другим три процесса. В последние дни жизни Дюма, уже будучи тяжело больным, говорил сыну о «тайных счётах» между ним и Маке. Сообщая Маке о смерти отца, Дюма-сын спрашивал, не было ли у соавторов особого соглашения. В письме от 26 сентября 1871 года тот уверял, что никаких «таинственных счётов» не было:

В самом деле, дорогой Александр, Вы лучше кого бы то ни было знаете, сколько труда, таланта и преданности предоставил я в распоряжение Вашего отца за долгие годы нашего сотрудничества, поглотившего моё состояние и моё имя. Знайте также, что ещё больше вложил я в это дело деликатности и великодушия. Знайте также, что между Вашим отцом и мною никогда не было денежных недоразумений…

Вклад Маке (и других соавторов) в романы, подписанные Дюма, остаётся предметом дискуссий и в настоящее время. В первую очередь Маке претендовал на соавторство «Трёх мушкетеров». Современные литературоведы эти претензии отвергают: главным аргументом служит тот факт, что Маке самостоятельно не сумел даже приблизиться к уровню этого шедевра исторической прозы. Но существование «фабрики» не вызывает сомнений: литературное наследие Дюма составляет сотни томов, и написать столько в одиночку (и даже продиктовать) физически было невозможно даже самому трудолюбивому и работоспособному автору, тем более за ту сравнительно недолгую жизнь, что прожил Дюма. И сегодня, в XXI веке, Дюма по прежнему держит первенство среди самых плодовитых писателей в мире.

В 2010 году вышел фильм «Другой Дюма» про его соавторство с Маке и начало их соперничества.

Экранизации произведений

  • «Дюма на Кавказе » - советский фильм 1979 года , в юмористической форме повествующий о приключениях Александра Дюма на Кавказе в 1850-е годы.
  • Дюма был квартероном , чем гордился. Однажды он ответил пытавшемуся задеть его этим недоброжелателю:

На самом же деле у Дюма никогда не было деда-негра, негритянкой была его бабка по отцу, рабыня и любовница его деда, маркиза де ла Пайетри.

  • В книге Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье » рассказывается о соавторе Дюма (по некоторым источникам, «литературном негре») Огюсте Маке .

Память

Именем Александра Дюма-отца названы:

  • Улица Дюма - в городе Ломоносов Петродворцового района Санкт-Петербурга, в историческом районе Мартышкино.
  • Улица и станция метро в Париже

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118528068 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  3. M. Br. Dumas, Alexandre // 1911 Encyclopædia Britannica - 11 - New York City : 1911. - Vol. 8. - P. 654–656. - ISBN 0-671-76747-X
  4. Internet Speculative Fiction Database - 1995.
  5. Квебекец обнаруживает неопубликованной рукописи Александра Дюма
  6. Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  7. // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . - М. : Советская энциклопедия , 1926-1947.
  8. А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 114
  9. После читки «Марион Делорм » Гюго , Дюма сказал: «Ах, если б, в придачу к моему умению писать драмы, я бы ещё умел так писать стихи!» Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 130
  10. Он предложил привезти в Париж порох, которого недоставало. Дюма отправился в Суассон и потребовал у коменданта гарнизона виконта де Линьера передать порох революционерам. Линьер впоследствии утверждал, что ещё за несколько дней до приезда Дюма, он самостоятельно принял это решение. А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 105
  11. Анна Краморова. Гости города на Волге (рус.) . volgograd.ru (7 февраля 2011). Дата обращения 27 августа 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  12. А. Дюма. Путевые впечатления. В России. - Ладомир, 1993. - 1340 с. - ISBN 5-86218-038-9 .
  13. А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 84-85
  14. Мерикур сам предлагал Дюма сотрудничество, потерпев неудачу, жаловался в «Общество литераторов», требовал у Эмиля де Жирардена, чтобы «Ля Пресс» отказалась от публикации Дюма. Позднее самого де Мирекура обвинили в сокрытии имён соавторов: памфлет одного из «литературных негров» Рошфора «Торговый дом Эжен де Мирекур и Ко» вышел в 1857 году. См. А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 196-197
  15. Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 198
  16. Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, т. 2. с. 55-56
  17. Предисловие Леона-Франсуа Гоффмана «Дюма и чернокожие» к роману Александра Дюма «Жорж», Paris, Gallimard, Folio, 1974, pp. 7-23
  18. Даниель Циммерман. Александр Дюма великий. Биография. Книга 2

Ссылки