Подготовка к егэ по литературе. Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения Какие четыре солнца хотят прикрыть черные тучи

КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Первые строки «Слова о полку Игореве» начинаются со слов Бояна:

…Ибо Боян вещий,

если хотел кому песнь воспеть,

то растекался мыслию по древу,

серым волком по земле,

сизым орлом под облаками

В «Слове…» очень много сравнений с различными птицами и зверями. Русские войны - соколы; половцы - вороны, галки, выводок пардусов. Всеслав Полоцкий неоднократно сравнивается с волком, Ярославна - с кукушкой, Игорь - с соколом, горностаем, волком. Всеволод, брат Игоря, носит прозвище «буй тур». Святослав Киевский сам себя сравнивает с перелинявшим соколом. Гзак бежит серым волком. Храбрые дружины Рюрика и Давыда «рыкают, как раненые туры», Роман летит на подвид подобно парящему соколу и т.д. Эти сравнения из области животного мира очень характерны для народной поэзии.

Сюжетное же повествование начинается с описания пророческого затмения. О нем в произведении говорится дважды: после вступления:

…Тогда Игорь взглянул

на светлое солнце

и увидел воинов своих тьмою прикрытых…

и после обращения к Бояну и речи Всеволода:

…Князь вступил в золотое стремя

И поехал по чистому полю

Солнце тьмою дорогу ему заступило

Ночь громовыми стонами птиц пробудила,

Свист звериный поднялся.

Див кличет с вершины древа,

Велит послушать - земле незнаемой,

И Поморию, и Посулию,

И Сурожу, и Корсунию,

И тебе, тмутороканский болван.

Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и «воины тьмою покрыты». С одной стороны - радость, а с другой - печаль и страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга.

Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце», обращение Всеволода к Игорю - «свет светлый». Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя, привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует слова, рисующие ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность: «тьмою», «перегородило», «ночь стоном угрожала земле незнаемой». Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса - все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний.

Сюжетное повествование продолжается описанием ночи накануне битвы русских и половцев:

…Долго ночь меркнет.

Заря свет уронила,

Мгла поля покрыла.

Щекот соловьиный уснул,

Говор галок пробудился.

«…Долго ночь меркнет…» Войско Игоря ожидало сражения на следующее утро и провело тревожную ночь. Автор «Слова…» верно подметил, что бессонная ночь накануне решающего дня всегда кажется томительной и долгой. После этих слов описывается, как постепенно спустилась ночь, а затем утро. Этим повествовательным описанием того, как наступала ночь, а затем утро, передается ощущение длительности ночи. Русские войны не спали и могли наблюдать смену ночных явлений - от вечерних до утренних:

…Щекот соловьиный уснул, говор галок пробудился.

Соловей - ночная птица, галка - дневная. Здесь, следовательно, образно говорится о том, что ночь сменилась утром. Интересно подобраны в этом месте метафоры. О соловьином щекоте говорится, что он «уснул», а о «говоре» галок - что он «пробудился»: речь ведь идет о смене ночи и утра, именно об этом и напоминают метафоры.

Другим грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предыдущий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, например: «кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.

На другой день спозаранок

Кровавые зори свет возвещают;

Черные тучи идут,

Хотят прикрыть четыре солнца,

А в них трепещут синие молнии.

Быть грому великому,

Пойти дождю стрелами с Дона великого!

Тут копьям изломиться,

Тут саблям побиться

О шлемы половецкие

На реке Каяле,

У Дона великого!

Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева, «грандиозностью отличается пейзаж «Слова о полку Игореве», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется».

Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, подобным этому он уже справился, значит, справится и со вторым. С другой стороны, его страх еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.

Для автора очень важно обратить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую очередь, прилагательные, передающие цветовые ощущения: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Таким образом, выбраны прилагательные, называющие насыщенные, мрачные цвета. Это помогает создать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании читателя тьма уже победила. Гибель уже грозит войску Игоря.

Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть грому», «тучи черные хотят затмить четыре солнца». Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли не только вопреки разуму, воле дружины, но и против воли самой Природы.

Природа сочувствует и сопереживает русским войскам:

Никнет трава от жалости,

А дерево с горем к земле приклонилось…

И застонал, братья, Киев от горя,

А Чернигов от напастей…

Тоска разлилась по Русской земле;

Печаль обильная потекла посреди земли Русской.

Грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предшествующий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, к примеру: «кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.

И в другой день полосой кровавой

Повещают день кровавой зори…

Идут тучи темные от моря,

Тьмой затмить желают четыре солнца…

Синие в них молнии трепещут…

Грому быть, великому быть грому!

Лить дождю калеными стрелами!

Поломаться копьям о кольчуги,

Потупиться саблям о шеломы,

О шеломы половчан поганых!

(Перевод Майкова А.)

Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева, «грандиозностью различается пейзаж «Слова о полку Игореве», постоянно конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, темные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, останки над полями несется».

Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, схожим этому он уже справился, означает, управится и со вторым. С другой стороны, его ужас еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.

Для автора совсем принципиально направить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую очередь, прилагательные, передающие цветовые чувства: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Таким образом, выбраны прилагательные, называющие насыщенные, сумрачные цвета. Это помогает сделать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании читателя тьма уже победила. Смерть уже грозит войску Игоря.

Описывая надвигающуюся грозу, автор указывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть грому», «тучи темные желают затмить четыре солнца». Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли не лишь вопреки разуму, воле дружины, но и против воли самой Природы.

Когда же он столкнулся в бою с половцами, дружина его на столько обессилела, что просто не смогла биться с великими половцами и пала в бою. А Игорь был захвачен в плен.

совсем другой представлена нам природа в самом конце поэмы. Заключительным пейзажем, который противопоставляется солнечному затмению и грозе, является описание природы при возвращении Игоря из плена. Она состоит из трех частей: ночное бегство, разговор с рекой и удовлетворённое возвращение.

И прыснуло море в полуночи.

Смерчи нагнали мглу.

Погасли вечерние зори.

Застучала земля, зашумела травка,

Половецкие вежи задвигались.

В этом эпизоде автор не рисует столь красочной картины, как, к примеру, в солнечном затмении либо грозе. Ему принципиально поведать о действиях природы, её помощи Игорю при побеге. Поэтому писатель употребляет разнообразные глаголы: «прыснуло», «нагнали», «погасли», «застучала», «зашумела», «задвигались». То есть, природа охраняет Игоря от половцев.

И произнёс Донец:

«Здравствуй, Игорь-князь.

Много тебе - славы,

российской земле - веселья,

А Кончаку - досады».

И ответил реке беглец:

О Донец! И тебе много славы.

Князя ты на волнах лелеял,

травку подстилал зеленоватую

На собственных серебряных берегах,

Одевал его теплою мглою,

Тенью зеленоватого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

В этом эпизоде Игорь благодарит Донец. Говорит, что не лишь он выручил Русскую землю от половцев, но и Донец тоже сыграл в этом необыкновенную роль.

В этом пейзаже автор употребляет огромное количество прилагательных, чтоб выделить всю красоту реки: «траву зеленую», «серебряных берегах», «теплою мглою», «тенью зеленоватого дерева» и т.Д. Писатель ведает о её помощи князю, благодарит её за это. Тут описываются деяния природы, благодарится за них.

Солнце тьмой заслоняет путь князю, предупреждает его об угрозы. Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленоватую постель на собственных серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками», - по словам Д.С. Лихачева.

То есть всё вокруг: природа, Ярило, Сварог, Перун, птицы, звери - все помогает Игорю возвратиться домой.

А где Игорь проедет,

там вороны не каркают,

там сороки стихают,

там галки молчат.

лишь поползни ползают.

лишь дятлы стучат -

путь к реке кажут.

Да радостные песни

соловьи распевают,

свет-зарю возвещают.

солнце светит на небесах -

Игорь князь в российской земле.

В этом эпизоде мы ощущаем веселье, удовлетворенность, торжество. На Русскую землю возвратилось счастье, удовлетворенность. Автор подчеркивает это сменой символики: вороны больше не каркают, стихли сороки, замолчали галки. То есть, все нехорошее исчезло, ведь эти птицы, олицетворявшие зло замолчали, настало время пению соловьев. Читая произведение, мы сами радуемся за Игоря и счастливы за него. Произведение заканчивается воспеванием славы князьям.

Таким образом, анализ картин природы показал, что природа живая и она событийна, она участвует в жизни отдельных героев. Природа на стороне русского народа. Она сопереживает ему и поддерживает его. Эти отношения похожи на отношения между матерью и ребенком. Природа, как мать, предостерегает русский народ, сопереживает ему.

Julio Guerrero, штат Иллинойс, февраль 2016

Это гало можно было наблюдать в течение часа - примерно от 8 до 9 часов утра.
Такое гало образуется, когда солнечный свет преломляется в кристаллах льда, имеющих форму карандаша. Свет проходит через одну из боковых граней этих кристаллов и отклоняется на 22 градуса перед альтернативным выходом через другую боковую поверхность.


Гало может быть разным: это и радужные полосы, и пятна, и дуги, и круги на небосводе. И это такое же атмосферное оптическое явление, как радуга или северное сияние. Его природа – в преломлении света в кристаллах льда или капельках воды.

В отличие от воды ледяные кристаллы бывают разной формы и могут летать разными способами: парить, вращаться, медленно падать и т. д. Вот почему летняя радуга располагается всегда в одном месте на небе, а зимние гало – в разных, разнообразие их видов составляет около сотни.

Зимой, при установившейся морозной погоде, появление гало предвещает снижение морозов, потепление в связи со снижением и уплотнением облаков и выпадение осадков обложного характера: дождя, снега или мокрого снега.


Рерих. Поход князя Игоря.

С гало связаны также различные суеверия. Дуги и световые столбы далекие предки называли огненными мечами ангелов. Историки находят в архивах массу свидетельств наблюдения гало.

Князь Игорь

Как только князь Игорь с войском выступил 1 мая 1185 г., произошло солнечное затмение. «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что оно тьмою воинов его прикрыло». Но гордые князья не повернули коней. Первое сражение с половцами было победным. А затем бились еще три дня. Превосходящие по численности половцы начали одолевать русских. И тут четыре солнца появились на небе. «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца... Быть грому великому...» Дух воинов упал, войско русское все полегло, а Игорь был взят в плен.


Иван Грозный

Рассказ о том, как великий князь московский воспринял увиденное на небе: «...Дрожащей рукой царь Иван отодвинул занавес. Испуганными глазами взглянул на небо. Лицо его перекосилось от ужаса: на небе, в темной вышине застыло крестообразное небесное знамение ...
Опираясь на посох, вышел царь на Красное крыльцо наблюдать дивное видение, о котором только что сказала ему царица.
Долго молча смотрел он на небо, усеянное густой звездной россыпью, и на этот таинственный крест, смутно проступавший в небесной глубине, и вдруг, зашатавшись от слабости... прошептал:
– Вот знамение моей смерти. Вот оно...»


Наполеон

После падения Наполеона во Франции наблюдали, как над солнцем появилось светлое пятно , напоминавшее многим треугольную шляпу императора. И люди расценили это как знак его возвращения из ссылки, с острова Святой Елены.

Добрый всем день! Что-то с настроением не то... То ли весна, то ли обстановка в мире, действует...Не хочется уже натюрмортов, любовной лирики и всего прочего, как-то надоело... На улице штормовое предупреждение, хотя, вроде только дождь, который смывает все следы... Солнца не видно. Хотя я хочу вам рассказать, что когда-то, а было это в седьмом классе моей школьной жизни, я видела своими глазами не одно солнце , а целых ЧЕТЫРЕ !

У нас была контрольная по математике. Я, и еще три моих подруги: две Надежды и Фатима, все сидели за партами так, что у всех был первый вариант. Мы дружили с первого класса, а Фатима приехала позже, но речь не об этом. Фатима была необыкновенно начитана, умница, с потрясающими способностями по математике и другим предметам. Про нее даже в то время сняли фильм, но я его не видела, почему-то. Ее способностям и яркому уму поражались даже учителя. Она была высокомерна, давила нас своими знаниями и авторитетом, Конечно, мы ее даже побаивались. Росла она в многодетной семье, была второй по старшинству. Уроки учила между делом, когда пеленала, кормила, стирала и т.д. Мы приходили к ней, видели одну и ту же картину. Она, снующая туда-сюда, и ее вечно беременная мать, которая восседала на подушках с каким-нибудь очередным грудничком.

И вот, после контрольной мы шли домой, размахивая портфелями и сменной обувью. На улице было так хорошо и солнечно. Обсуждали кто и как, решил все задания. Каждый рассказал, какую формулу или теорему применил и свои ответы. Выяснилось, что Фатима неправильно решила задачу. Для нас это было маленьким потрясением. Все замолчали и продолжили путь. Фатима, особенно придирчиво, посмотрела на меня и, увидев на мне маленькие золотые серьги, сказала, что такие носят только мещанки. В то же время она зажмурилась и сделала ладонью, как бы козырек от солнца. Я, почувствовав, что она оскорбилась, повернулась к ней, но заметила, что солнце меня ослепляет и тоже закрылась ладонью. Две Нади-Надежды сделали то же самое. ...Мы, сквозь размеженные пальцы увидели над головами каждой... по солнцу!!! .... ЭТО, было невероятное ослепление и странное явление. Мы побежали от этого места быстрее к дому.


(Жаль, не нашла подобных фотографий)

Почему-то дома... я об этом никому не сказала. Вечером мы вышли погулять, все встретились, все, как обычно. Смотрели в небо, вспомнили свои ощущения от увиденного. Хотели спросить учителей об этом явлении. Но, на следующий день, Фатима не пришла на занятия. А мы с подружками так и не решились спросить о четырех солнцах. Ведь все молчали и никто об этом не говорил, значит больше никто их не видел.

История странная и явление четырех солнц, тоже. Фатима стала плохо учиться, изменилась до неузнаваемости. Ее перевели в школу-интернат. Две Надежды живут и работают в Новосибирске. Если они узнали этот эпизод и меня, то вам девчонки большой привет!

А вам, приходилось видеть, что-то подобное?

Нашла в интернете объяснение такого явления.

3 февраля жители Читы могли наблюдать в небе над городом четыре солнца и огромную радугу. Ученые поясняют, что это "вполне обычное" явление возникает из-за наличия в атмосфере кристаллических облаков. Чаще всего оно происходит поздней осенью, ранней весной и в тёплые дни зимы. http://cursorinfo.co.il/news/mivzakim/2009/02/03/15-51 (Но,... был месяц сентябрь! )

"Четыре солнца и два солнца с лунами-месяцами, это не вымышленная аллегория, символ, метафора, а реальное событие, имевшее место в 1185 г. перед битвой на Каяле. ..Появление на небе четырех, трех, двух солнц или же двух солнц и лун, либо двух лун и солнца вполне реальное метеорологическое явление и в атмосферной оптике известно под наименованием «ложных» или «побочных» солнц и лун. В специальной литературе появление ложных солнц и лун называется парелиями и параселенами, а сложные световые отображения в виде кругов, столпов и различных фигур — гало. Эти явления происходят от настоящего солнца на расстоянии 22° вследствие преломления лучей в мельчайших ледяных кристаллах, иногда скопляющихся в огромном количестве в воздухе, а также вследствие отражения их от граней этих кристаллов. Они бывают красного, желтого и зеленоватого цвета и похожи на настоящее солнце. Подобные атмосферно-оптические явления исторически неоднократно имели место начиная с античных эпох вплоть до наших дней. И именно эпоха «Слова о полку Игореве» памятна изобилием ложных солнц и лун, огненных столпов, различных фигур, пятен и кругов. Первый случай появления трех солнц зафиксирован в 636 г. от основания Рима перед началом югуртинской битвы, до вторжения тевтонов. В 680 г. в том же городе видели три солнца, сверкавших над храмом Сатурна. То же повторилось в 710, 721-х годах. Что касается непосредственно эпохи написания "Слова", то 1104 г. известен затмением солнца и луны, падением звезд, огненными столпами, различными фигурами и кругами и т. д. В 1118 г. в царствование Генриха I было явление двух лун, в 1120 г. были замечены странные огненные фигуры и кровавые дожди, в 1156 г. , наряду со многими оптическими чудесами, было явление трех солнц, повторившееся и в следующем году. Нужно отметить, что и русскими летописями в 1185 г. было описано появление четырех солнц, а затем и двух солнц с луною.

Довольно редкое оптическое явление - сразу три солнца на небе - удалось заснять жителям столицы в Крещение. Фотографии паргелия - так называется появление ложных солнц - читатели прислали в редакцию M24.ru.

Существует множество типов паргелиев, но все они вызваны преломлением света в ледяных кристаллах в верхних слоях атмосферы Земли. Подобное явление иногда возникает в морозную погоду.

Несмотря на полностью "земной" характер, подобные явления в старину часто трактовали как зловещее предзнаменование. Упоминание о гало (еще одно название явления) содержится даже в "Слове о полку Игореве", где написано, что перед наступлением половцев "четыре солнца засияли над русской землей".

Разделы: Литература

Слайд № 1.

Название темы.

Цели:

  • Обучающая: прививать интерес к древнерусской литературе; показать художественные особенности произведения, определив роль главных героев «Слова…» в раскрытии идейного замысла автора; обозначить проблемы, поднятые автором в произведении, актуальность произведения, способствовать пониманию обучающимися неоднозначности оценки исторической личности.
  • Развивающая: создать условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций, развивать аналитические умения и навыки обучающихся, определить взаимосвязь между литературным произведением, историей Киевской Руси, расширять знания о древнерусской литературе, проследить связь литературы и живописи.
  • Воспитывающая: формировать положительные нравственные ориентации, воспитывать любовь к родному краю.

Методические приёмы: использование технологий критического мышления, интерактивных форм обучения; индивидуальная и групповая работа, создание проекта, словарная работа, аналитическая беседа.

Оборудование: выставка книг с переводами «Слова о полку Игореве» Д.С. Лихачёва, В.А. Жуковского и других русских поэтов, презентация , мультфильм (отрывок) .

Слайд № 2.

«Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
Д.С.Лихачев

Ход урока

Введение в тему (слово учителя).

Слайд № 3. Солнце? Что для Вас значит Солнце? Ответы обучающихся.(Повторили написание синквейна). Солнце.

Теплое, золотое.
Согревает, будит, ласкает.
Солнце – это жизнь!
Звезда.

Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьба земли тесно связана с солнцем. Издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом. Богом солнца финикиян был Геракл, египтян - Озирис, Ра; греков - Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов - Один; славян - Даждь-бог, Хорс. Славянские праздники - Коляда, Масленица, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу.

Тема сегодняшнего урока «Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения. Постарайтесь определить цели нашего урока . (Ответы обучающихся). Сегодня мы, исследуя солнечную символику «Слова...», на примере главных героев произведения должны разобраться, как влияет природа на судьбы и характеры людей, насколько они связаны с солнцем, определить роль солнечной символики в понимании идейно-эстетической сущности литературного памятника.

I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить обучающихся к активной деятельности на уроке.

Какие вопросы можно поставить к теме нашего урока до её изучения ? (Ответы обучающихся). Почему 4 солнца? Кто эти 4 солнца? Символом чего является солнце в «Слове…»? Влияет ли солнце на судьбы героев? Как? и др.)

Вот на эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся с Вами ответить.

Слайд № 4. Сколько раз в «Слове…» упомянуто солнце? (7 раз). Подтвердите текстом.

- Тогда Игорь воззрел на светлое солнце, Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых (с. 5);

- Тогда вступил князь Игорь в златое стремя И поехал по чистому полю. Солнце дорогу ему тьмой заступило (с. 8);

- Но уже для Игоря-князя солнце свет свой утратило (с. 32);

- Ты, светлое, тресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей, Что в безводной степи луки им сжало жаждой И заточило им тулы печалию?" (с. 39);

- «Солнце светится на небеси - Игорь князь в Русской земли» (с. 44).

А в каком еще значении в поэме упоминается Солнце? (Подтвердите текстом).

В поэме солнце упоминается дважды в сугубо символическом значении (обозначение князей):

- Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, И в них трепещут синие молнии. (С. 12);

- Два солнца померкли, Два багряных столпа угасли, А с ними и два молодые месяца, Олег и Святослав, Тьмою подернулись. На реке на Каяле свет темнотою покрылся (с. 25).

ВЫВОД: Используя яркие изобразительные средства, образ солнца, автор рассказывает о реальных событиях 1185 г., которые описаны в двух летописях (Лаврентьевской и Ипатьевской).

Слайд № 5. Солнечное затмение застало младших князей Ольговичей (Игоря с родственниками) на берегу Донца. (?) Это было предостережение для выступившего в поход князя Игоря, который, невзирая на затмение, решает продолжить поход (Игорь «въступи... въ златъ стремень и поѣха по чистому полю»).

Слайд № 6. Сколько раз автор описывает солнечное затмение в "Слове"? Дважды: в начале описания похода Игоря и после его встречи со Всеволодом.

Почему так происходит? Описание двух затмений имеет чрезвычайную символическую значимость. Чтение текста. От Игорь "<...> наведе своя <…> плъкы на землю Половѣцькую... Тогда Игорь възрѣ на <...> солнце и видѣ отъ него тьмою <...>", а затем "Игорь <...> пoѣxa по... полю. Солнце ему тъмою <...>" Сначала солнце предупредило Игоря, только прикрыв "тьмою" его войско, а затем оно преградило путь ("заступаше") ему самому. И тогда уже исход нападения "русичей" на "сватов" был предрешен. Игорь как бы дважды пренебрег роковым для его предков солнечным символом.

Вывод . Ошибка, совершенная Игорем, как бы удваивается.

Слайд № 7. Итак, Игорь, получив предостережение, что противопоставляет ему? Чтение текста. «Хочу, - сказал, - копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

Слайд № 8. Как это характеризует Игоря? С одной стороны, поступок предосудительный, а с другой - геройский.

В чем парадокс природного явления, описанного в «Слове…»? Солнце - источник тьмы.

В Киевской Руси предвестниками чего считались солнечные и лунные затмения? Это недобрые предзнаменования, предвестники беды, отрицательные знамения.

Историческая справка (сообщение обучающегося). Солнечное затмение в Древней Руси было знаковым явлением. Поэтому все солнечные затмения попадали в летописи. В том числе и солнечное затмение 1 мая 1185 г. во время похода Игоря Святославича на половцев. В судьбах черниговских князей "солнечного рода" Ольговичей затмение играло особую роль. За сто лет, предшествовавших походу Игоря Святославича, было 12 солнечных затмений, которые совпали с годами смерти 13 черниговских князей.

Вывод. Образ Солнца играет в произведении важную роль, являясь едва ли не основным символом. Мотив борьбы света с тьмою - лейтмотив всего повествования. Метафора «князь-солнце» лежит в основе композиции, реализуясь на протяжении всего произведения.

Слайд № 9. В «Слове…» уподобляются солнцу все князья. ПОЧЕМУ? Солнце – символ княжеской власти. Князья называются в «Слове…» потомками бога солнца, Даждь-Бога, в те времена считалось, что каждый княжеский род ведет свою родословную от того или иного небесного светила; также в «Слове…» используется эпитет «златой» (золото - устойчивый символ солнца), который применяется в «Слове…» только к предметам, принадлежащим князьям.

Слайд № 10,11. Кто же из князей, изображенных в «Слове…», является самым ярким Солнцем? Великий киевский князь Святослав. Эта запись станет центральной в "кластере". Обосновать свое размещение князей в кластере .(Кластер (гроздь)-это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке. В центре находится «звезда» - это главное, вокруг нее - «планеты» (крупные смысловые единицы).

Слайд № 12. Сообщение группы исследователей. Автор назвал в «Слове…» более тридцати князей, собирательно семь или восемь, намеками еще троих; всего же сорок князей и четыре княгини, а если подсчитать и суммировать повторительные упоминания (Игорь назван, например, тридцать три раза), то получим следующий результат: в поэме представлено восемь поколений княжеского сословия около ста раз! И ни одной генеалогической ошибки, ни одного невпопад упомянутого имени почти за двести лет истории Руси!

Слайд № 13. Вспомните сюжет «Слова…». (Ответы обучающихся, работа с картой). Князь Игорь вместе с братом Всеволодом (НАШИМ ЗЕМЛЯКОМ!) князем курско-трубчевским, племянником Святославом Олеговичем князем Рыльским, сыном Владимиром Игоревичем и дружиной, насчитывавшей около 5000 ковуев, двинулись к берегам Дона.

Слайд № 14. Первая встреча с половцами окончилась победой русских воинов. Вторая – поражением. На берегах Каялы Игорь был окружен нахлынувшими со всех сторон ордами половцев. Большая часть воинов легла на поле битвы, а князья с остатками дружин (15 человек) взяты в плен. Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира.

II стадия – осмысление, ее цель – продолжить аналитическое чтение научных (исторических) текстов, получение новой информации.

Слайд № 15.

Проследим по тексту. Автор говорит: «Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца…», почему четыре? Работа в группах. Обучающиеся рассказывают о выступивших в поход четырех князьях-светилах, которые в «Слове…» уподоблены Солнцу.

Игорь Святославич (1151 - 1202), из рода князей Черниговских, сын Святослава Олеговича - князь Новгород-Северский. Известен походом в половецкую землю (1185 год). Участвовал в ополчении одиннадцати русских князей, против Мстислава Изяславича, великого князя киевского. Ходил со своими северскими дружинами воевать на землю половецкую и одержал недалеко от р.Ворсклы знаменитую победу над ханами половецкими Кобяком и Кончаком. В 1198 г. Игорь занял черниговский престол. Оставил после себя пятерых сыновей.

Слайд № 16.

Всеволод Святославич - князь Трубчевский и Курский (история родного края ) младший брат Игоря Святославича был женат на внучке Юрия Долгорукого Ольге Глебовне. Курск впервые упомянут в летописях в 1095 г., возник он в том месте, где ручей Кур впадает в реку Тускарь. Первоначально Курск был городом Переяславского княжества, но позже примкнул к Новгород-Северскому. В конце XI в. Курск уже был мощной крепостью, один из пограничных форпостов Киевской Руси. Опасность нападения врагов возникала внезапно, поэтому возле Курска располагались сторожевые посты, куряне действительно не знали поражения и не пускали степняков к городу.

Слайд № 17.

Во время похода в половецкую степь в 1185 г. Всеволод командовал курско-трубчевским полком и проявил необычайное мужество в бою на р. Каяле, за что автором «Слова» назван был Буй Туром и Яр Туром, который сыплет на врагов стрелы и гремит о шлемы неприятелей мечом булатным; "где сверкнет золотой шлем его, там лежат головы половецкие". Таковы же были и его куряне, которые "под звуком труб повиты, концом копья вскормлены, - пути им сведомы, овраги знаемы, луки у них натянуты, колчаны открыты; рыщут они в поле, как серые волки, ищут самим себе чести, а князю - славы".

Слайд № 18.

Личное бесстрашие Всеволода вдохновлявшее всех курских воинов-дружинников и ополченцев, которые были окружены половцами после того, как черниговские ратники дрогнули, открыв брешь в обороне русских, было подтверждено в первую очередь Игорем Северским: ведь это он устремился на помощь брату, но в этот момент был ранен в руку и схвачен половцами; Всеволод также попал в плен к врагам. Он был «во Олговичех всих удалее рожаемь и воспитаемь и возрастом и всею добротою и мужественою доблестью». Это был человек могучего телосложения и большой физической силы. Всеволод умер в 1196 г.

Многократно в «Слове» Всеволода называют Буй Туром («ярым туром»). Почему? В те древние времена турами звали диких быков - зубров. С ними связывалось образное представление о необыкновенной силе и смелости - говорили: «храбрый, как тур». Применительно к Всеволоду это, видимо, еще означало и самозабвение в бою, яростный настрой на победу, неукротимость богатыря.

Слайд № 19.

Владимир Игоревич, (Владимир Новгород-Северский (род. 8 октября 1170). Сын Новгород-Северского князя Игоря и его жены Евфросиньи Ярославны. В крещении назван Петром. Вместе с отцом, неполных пятнадцати лет от роду, в 1185 году во время битвы, описанной в «Слове…», попал в плен к половцам. Вернулся на Русь через 2 года после побега отца из плена, уже будучи женатым на дочери своего «тюремщика» - половецкого хана Кончака, Свободе, и с маленьким сыном Изяславом.

Слайд № 20.

Святослав Рыльский Святослав Ольгович (1166г.-?) - князь Рыльский, в крещении Борис, сын Олега Святославича Новгород-Северского, племянник Игоря Святославича Новгород-Северского. Он уже в юные годы был воинственным и храбрым воином. С шестнадцати лет участвовал в походах на половцев, совершавших разбойничьи набеги на русские земли и, в частности, на Рыльское княжество, лежавшее на границе с половецкими кочевьями. В 1185 году Святослав Ольгович возглавлял рыльскую дружину в знаменитом походе Игоря Святославича на половцев, после поражения войска, возглавляемого Игорем Святославичем, попал в плен. Дальнейшая судьба неясна. По некоторым предположениям он умер в 1186 году в плену, по другой версии вернулся на Русь и был Курским князем c 1196 года, после смерти Всеволода Святославича. В 1152 г.Рыльск был центром волости Новгород-Северского княжества, которая была населена постоянными жителями-земледельцами.

Слайд № 21.

Каковы были взаимоотношения между кн. Игорем и Буй Тур Всеволодом? Подтвердите текстом. Братья крепко любили друг друга, обращения братьев друг к другу исполнены самых высоких чувств: "Игорь ждет милого брата Всеволода. И сказал ему буй тур Всеволод: "Один брат, один свет светлый ты, Игорь, оба мы Святославичи!"

Игорь любуется храброй удалью брата, гордится его подвигами в бою с половцами. Автор наделяет его чертами былинного богатыря: "Ярый тур Всеволод! Стоишь ты на поле брани, осыпаешь стрелами вражеских воинов, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шеломом, там лежат поганые головы половецкие".

Взаимовыручка и взаимоподмога - неотъемлемые черты во взаимоотношениях с братом, которые выделяет автор. В тяжелые минуты боя, когда Всеволоду было трудно справляться с превосходящими силами врага, Игорь спешит ему на помощь: "Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода".

Составьте синквейны о князе Игоре и князе Всеволоде. Например:

Князь Игорь

Храбрый, недальновидный.

Любит, заботится, хочет прославиться.

«С вами, русичи, хочу … голову свою сложить…»

Сын своей эпохи.

Буй Тур Всеволод

Доблестный, самоотверженный.

Сражается, ранен, пленен.

"Где сверкнет золотой шлем его, там лежат головы половецкие".

Русский богатырь.

Беседа после услышанного:

– Что вы уже знали, о чем мы говорили на предыдущих уроках о князьях? Что новое узнали? Что удивило, взволновало? (Ответы обучающихся).

Слайд № 22.

В «Слове..» после поражения князя Игоря звучит «золотое слово». Кто же его «изронил»? Почему «золотое»? Текст. (Ответы обучающихся). Святослав – киевский князь, государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства. Золотой цвет – символ солнца, княжеский цвет.

Слайд № 23.

В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? "На врага не вовремя напали", "ваше сердце: закалилось в буйстве самочинном".

- К чему призывает Святослав русских князей? К объединению. Постоять " за Русскую землю, за Игоревы раны". Себя он сравнивает со старым соколом, который "никому не даст гнезда в обиду".

ВЫВОД: Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «черным вороном» - символами врагов-половцев. Образы князей в поэме, с одной стороны, идеализированы, но с другой, автор «Слова...» осуждает тех из них, кто разжигал междоусобные конфликты, стремился к личной власти и славе, забывая о том, что главной заботой князя должна стать независимость и безопасность его земель от внешнего врага. Пламенный призыв автора «Слова…»: «Загородите полю ворота!», обращенный к русским князьям, оставался актуальным на протяжении долгих лет после 1185 года.

Слайд № 24.

Когда и при каких обстоятельствах в тексте «Слова…» снова возникает образ Солнца? (Подготовленное чтение наизусть). Жена Игоря Ярославна обращается к трем силам для нее - живым "господам": к ветру, Днепру Словутичю и, наконец, к могущественнейшему из них - "Светлое и тресветлое солнце!»

Почему тре светлое? В словосочетании «тресветлое солнце» отразилось народное (языческое) представление о солнце, имеющем три разных света: утренний, дневной и вечерний.

Слайд № 25,26.

"Ярославна – юная жена Игоря - оплакивает не только пленение своего мужа, она скорбит обо всех павших русских воинах. Её речь, обращённая к природным силам, по литературной форме (Вопрос-ответ) – плач-заклинание, рождённое поэтической силой славян, столетиями поклонявшихся Солнцу.

Слайд № 27

Ярославна не может понять, почему же солнце, для всех такое благодатное, жестоко наказало Игоревы войска: "Всѣмъ тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладѣ вои?" Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.

Отрывок из мультфильма.

Слайд № 28.

Сразу после того, как Ярославна произносит заповедные обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу (Как?) Игорь бежал из плена.

Слайд № 29.

Какое же теперь Солнце, как оно встречает князя Игоря ? Подтвердите текстом. (Ранее - "тьмою", теперь - "горячюю лучю"), ("свѣтлое" - "свѣтится"). Русская земля, русские князья ассоциируются у автора с солнцем, светом. Для автора солнце всегда светлое, независимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце».

Слайд № 29. Автор показывает связь солнца с главными героями «Слова». Как и при первом своем появлении в виде знамения, солнце продолжает влиять на события. В конце произведения возвращение Игоря из плена сопоставляется с сиянием на небе солнца. Борьба солнца с тьмою завершена "княжеская судьба" Игоря снова встречается с солнцем, но теперь: "Солнцѣ свѣтится на небесѣ - Игорь князь въ Рускои земли".

Вывод . В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Рассмотренная система образа-символа Солнца позволяет яснее видеть в «Слове» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы рисует живой, потрясающий образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова» как призыв к ее защите от внешних врагов». Через символику в произведении мы узнаем мир героев, их восприятие окружающей среды, их мировоззрение и веру. Образы-символы «Слова…» подчинены основной идее –

Слайд № 30.

Какой? - идее единства Руси : Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели.

“Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России.

Слайд № 31. В чем актуальность «Слова…»? Прошло почти тысячелетие после написания "Слова…", но оно не теряет своей свежести, мудрости, пленительности и значимости. Это бессмертное произведение русской литературы. Его можно сравнить с египетскими пирамидами, о которых говорят: все боится времени, и только время боится пирамид.

Обращение к эпиграфу урока. “Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова…”. Вот почему значение “Слова…” так безмерно выросло в наши дни. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей Родине” (Д.С. Лихачёв)

Слайд № 32. А знаете ли Вы? (О строительстве памятника в Курске).

Слайд № 33. Д/З: Написать сочинение «Мое золотое слово» или станьте участником Игорева похода «Иду в поход с Игорем» (Напр. «Что мне шумит, что мне звенит рано-рано перед зорями? Скоро, видимо, забрезжит рассвет. Звезды меркнут, и ветер сдувает с черной тверди светила - одно за другим. По небу несутся тревожные облака. Мне нынче опять видятся…»)

Итоги урока: Оценка деятельности обучающихся.

Слайд № 34. Рефлексия

  1. СЧИТАЮ СВОЮ РАБОТУ УДАЧНОЙ. Что мне позволило добиться удачи? Как новое знание (умение) изменило меня, как я буду применять его в жизни?
  2. МОЯ РАБОТА БЫЛА НЕДОСТАТОЧНО УДАЧНОЙ. Что надо изменить для того, чтобы работа была удачной? Чему меня научила моя ошибка? Как я этот опыт буду использовать в жизни?
  3. ЕСЛИ НЕИНТЕРЕСНО. Как бы я хотел изучать материал так, чтобы мне было интересно?

Слово о полках князя Игоря, которые шли к Христу, а пришли к Богу.

Другаго дни велми рано
кровавыя зори светъ поведаютъ;
чръныя тучя с моря идутъ,
хотятъ прикрыти 4 солнца,
а въ нихъ трепещуть синии млънии.

Что это за 4 солнца?

До сих пор это никому разгадать не удалось, хотя думают, что разгадали.

При этом у тех, кто считал эти солнца, есть только две версии.

Основная версия ученых историков основана на Ипатьевской летописи.

Там сказано, что князей при Игоре было трое: Всеволод-брат, Владимир

Игорьевич-сын и Святослав Ольгович, племянник Игоря и Всеволода из Рыльска.

Плюс сам князь Игорь получилось четыре, вот они то и считаются этой солнечной

четверкой.

Вторая версия так себе, физическая и более современная, мол, это такой очень

редкий эффект, когда на Небе Солнце и еще четыре его отражения рядом же.

При этом чтобы из пяти получить четыре, они говорят, что одно отражение(пятое)

находится за горизонтом.

По-моему, они сами за горизонтом здравого смысла из блохи голенище кроят.

Солнце встает быстро, и эта версия сразу лопнет, если пятое отражение Солнца

появится до того, как тучи прикроют Солнце в их воображаемых фантазиях.

И потом здесь нет поэзии и логики, а в отгадке есть.

Бог Слово написал об этом очень поэтично.

То же самое и с первой версией.

Я уже говорил, что сначала появилось Слово о полку и Карамзин его прочёл, а уже

затем появилась Ипатьевская летопись, которую он сам и "нашел" и в которой Гзак

и Кончак это половецкие ханы, а это задница и конец-смех Христов над половцами и

этими учеными, более похожими на деревянных солдат Урфин-Джюса.

Вот в этой летописи ученые и откопали четвертое Солнце-Святослава Ольговича,

которого нет у Христа и которого и вовсе не было.

Кто такой «Святослав Ольгович» по истории урфин-джюсов?

«Сын Олега Святославича Новгород-Северского»

А кто такой «Олег Святославич» по истории урфин-джюсов,-старший брат Игоря

Святославича Новгород-Северского.

Но дело в том, что у Христа в Слове –Игорь Святославич и Всеволод Святославич это

дети Святослава Грозного в Слове, который жив и находится на Киевском троне.

А этого братка, Святослава Ольговича, хотят им приделать совсем от другого

«папаши».

При этом настоящего их отца, Святослава Грозного, считают их дядей, фу ты, запутаешься в их буреломе, двоюродным братом

он считается, кажется.

И всё это против очевидной истины и против Христа, который неоднократно называет

Игоря и Всеволода сыновьями Святослава Грозного, а его их отцом.

Не говоря уже о том, что ни в Ипатьевской, ни у этих ученых нет Самого Христа-

Поэтому и пишут.

Черные тучи с моря идут,
хотят прикрыть четыре солнца,
а в них трепещут синие молнии.

Для него и так всё ясно.

Заболоцкий.

Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра.
Чтоб четыре солнца не сверкали,
Освещая Игореву рать

Четыре Солнца это у него четыре шатра.

Про само Солнце он забыл.

Янка Купала

Хмары чорныя йдуць з мора.
Сонцы два прыкрыці хочуць,
Як дзве ясныя заранкі,
А во ў хмарах гэных чорных
Ззяюць сінія маланкі.

Солнца всего два и две хмары.

Евтушенко

Тучи движутся,
черные,
безмолвные,
и трепещут в тучах
синие молнии.

Тучи не безмолвные, потому что это не только тучи.

Что на самом деле?

чръныя тучя с моря идутъ-

это идут тучи на Небе со стороны Днепра, который Христос называет

морем, потому что Днепр в этом месте широк, как море.

И эти же черные тучи это- половцы, которые идут от туда же.

хотятъ прикрыти 4 солнца-

Тучи на Небе хотят прикрыть Солнце на Небе, а тучи половцев, оставшиеся 3 Солнца.

Князь Игорь, князь Всеволод, князь Владимир Игорьевич.

Кроме всего прочего, у князей шлемы будут сверкать на Солнце, потому что обиты

орнаментом из позолоченной меди.

Потом в поэме появятся и два месяца.

Темно бо бе въ 3 день:
два солнца померкоста,
оба багряная стлъпа погасоста
и съ ними молодая месяца,
Олегъ и Святъславъ

Теперь два Солнца это-Христос и князь Игорь, они в крови.

Христос на Кресте, Игорь раненый в плену.

Слово «Стлъпа»-центральное для произведения, по количеству слов до него и после,

что конечно, Христос сделал не случайно.

Христос на Кресте-это Центральное Событие для всего человечества.

Молодые месяцы Олег и Святослав-это малые детки Игоря, которые в бою участия не

принимали.

А нам принять надо, чтобы повоевать на стороне Христа!