Замок блуа - великолепный замок легендарной династии на берегу луары. Замки короля Людвига II Бавария

Замок Нойшванштайн — романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

История замка
Замок Нойшванштайн расположен в Германии, близ городка Фюссен. Он был построен в 1869—1891 гг. королем Людвигом II, Баварским. Замок представляет собой место паломничества туристов со всего мира. Это даже не столько замок в привычном понимании этого слова людей X-XIII веков — это дворец, «дворец мечты» его создателя, который ему так и не удалось увидеть в полном своем великолепии.
Людвиг II, Баварский , основатель замка, провел свое детство в замке Хоэшвангау, построенном в 1832 г. его отцом, Максимиллианом II, Баварским. Стены Хоэшвангау были украшены сценами из средневековых легенд, включая и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Максимиллиан II сделал лебедя лейтмотивом всего замка Хоэншвангау. Что касается Людвига, то в детстве он часто представлял себя на месте сказочных персонажей, особенно сильно будоражил его воображение Лоэнгрин. Людвиг II БаварскийЛюдвиг II БаварскийВ 1864 г. в возрасте 18 лет после неожиданной смерти отца Людвиг становится королем, не имея при этом никакого опыта как в жизни, так и в политике. В 1873 году он пишет: «Я стал королем слишком рано. Я еще многого не знал. Я только начал учить законы. Вдруг меня выдернули из-за моих книг и посадили на трон. Что ж я все еще продолжаю учиться… » Людвиг был одержим идеей святого царства Божей Милости. А в реальном мире он был конституционным монархом, правителем Баварии с правами и обязанностями и слишком малой свободой выбора.
В 1866 г. Бавария в союзе с Австрией терпит поражение в войне с Пруссией и вынуждена принять «оборонительный и оскорбительный союз», который отменяет право короля созывать армию в случае войны. С 1866 года Людвиг II перестает быть суверенным правителем. Людвиг начинает строить вокруг себя свой выдуманный мир, в котором он сможет чувствовать себя настоящим королем. В том числе начинается строительство замка Нойшванштайн. Чтобы укрыться от реальности он постепенно меняет свой режим и предпочитает спать днем, а бодрствовать ночью. «Прекраснейшее место, что можно найти , — писал Людвиг Рихарду Вагнеру, своему любимому композитору, — Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей… Моя крепость будет прекраснее и уютнее, чем Хоэншвангау ».
Раньше на выбранном месте строительства стоял замок Vorder-und-Hinterhohenschwangau, но к началу XIX в. от него остались одни руины.
Первый камень в основание «Нового Хоэшвангау» (имя «Нойшванштайн» замок получит после смерти Людвига) заложен 5 сентября 1869 года. Строительство замка шло не так быстро, как того хотелось королю. Разместить в горах столь сложный образец архитектуры было достаточно сложно. Огромное количество художников, архитекторов и мастеровых трудилось над воплощением идей и грез Людвига. Нереальные сроки, которые он порой ставил, требовали работы и днем и ночью. В ходе строительства король все более отдалялся от людей, поэтому план замка постоянно пересматривался. Например, была исключена комната для гостей и добавлен небольшой грот. Скромный зал для аудиенций превратился в Тронный зал. Уход от руководства Баварией не мог пройти незамеченным. Необдуманные поступки и плохое руководство землями привело к тому, что правительство объявило его сумасшедшим и сместило с должности в 1886 г. — хотя Баварская конституция того времени и не предполагала такой возможности. Людвиг был отправлен в Berg Palace. На следующий день после прибытия на место он погиб при загадочных обстоятельствах, утонув в озере Старнберг вместе со своим психиатром, который и объявил его сумасшедшим. В 1886 г. постройка замка еще не была завершена. Работа остановилась на главной башне, донжоне. Семь недель спустя смерти короля Людвига II, Баварского замок был открыт для посещения публики. Строительство замка Нойшванштайн было окончено лишь в 1891 г.
О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн
В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн - замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин - словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему “сказочный” замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии.
"Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других "
Эти слова будущий король Баварии Людвиг II сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Хохеншвангау, который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн. В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный. Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр. Рыцарские романы и германская мифология - вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд. Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему “старинного” рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии.
Не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели - воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником. Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.

Нойшванштайн
не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива. Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны. Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.
В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской. Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую.
Особенности архитектуры
Замок Нойшванштайн представляет собой симбиоз трех различных, в плане использования, частей: это центральное строение замка - Палас и отходящие от него крылья. Левое носит название Kemenate Building (вход в замок), правое - Дом рыцарей. Внутреннее убранство грандиозного здания выполнено в невероятном смешении и многообразии стилей, принадлежащих к различным временным эпохам. В помещениях соседствуют мавританские, готические и, одновременно, барочные элементы, но ощущения безвкусной эклектической мешанины, как ни странно, не возникает. Всего замок насчитывает около 360 комнат и залов, но поскольку строительство в полном объеме так и не было закончено, окончательная отделка проводилась только в некоторых из них. Внутреннее убранство уже упоминавшегося Зала Певцов, стены которого отделаны фресками на мотивы оперы любимого композитора Людвига II - Вагнера, «Тангейзер». Центральная, самая большая фреска увековечила рыцаря Парсифаля в тот момент, когда он впервые увидел Священный Грааль. Роскошный узорчатый потолок зала отделан деревянными панелями с изображениями знаков Зодиака на них. И потолок, и стены, и Певческая аркада сооружения украшены также богатой орнаментальной росписью. В настоящее время в Зале певцов проводятся концерты классической музыки. Этот зал занимает весь четвертый этаж пятиэтажного Паласа.
Прямо на третьем этаже, расположилось искусственное вкрапление рукотворной дикой природы, которое должно было вызывать удивление у посетителей - находившаяся внутри замка пещера со сталактитами и сталагмитами. Изначально, для оживления интерьера и придания большего сходства с природой, здесь бил настоящий каскад воды. В наше время система подачи воды то ли сломалась, то ли отключена, никаких фонтанов либо водопадов в гроте больше нет. Еще одними, оставляющими богатые впечатления у туристов, помещениями третьего этажа являются спальня и личная молельня короля. Обе они выполнены в готическом стиле, а в спальне разместилась, пожалуй, самая главная достопримечательность замка - резная кровать владельца апартаментов. Для того чтобы представить себе ее роскошь и великолепие узорной росписи, достаточно сказать, что над изготовлением этого сооружения без отдыха трудились 14 резчиков по дереву в течение 4,5 лет. Стены спальни увешаны картинами на тему жизни Тристана и Изольды - легендарных влюбленных из средневековых европейских легенд. Персональная молельня короля примыкает к его спальне. Она посвящена ангелу-хранителю хозяина - причисленному к лику святых французскому королю Людовику Святому, в честь которого баварский монарх и был назван.
Тронный зал Нойшванштайна выполнен архитекторами Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом в стиле византийской пресыщенной роскоши. Длинные ряды колонн идут через весь двухъярусный зал с украшениями из имитации порфира и лазурита. Заканчивается помещение полукруглой позолоченной апсидой - местом расположения королевского трона. Девять мраморных ступеней ведут к подножию помоста, на котором трон, украшенный золотом и слоновой костью, и должен был располагаться. История распорядилась иначе - монарх умер прежде, чем символ власти был изготовлен и установлен в предназначенном ему месте. Купол апсиды украшен росписями на теологические темы. Здесь изображен Иисус Христос в окружении богоматери Марии и апостола Иоанна, а ниже расположились фигуры королей, причисленных к лику святых, среди которых уже упоминавшийся небесный покровитель Людвига - Людовик Французский. Дополняет интерьер величественная люстра, выполненная в виде византийской короны. Люстра сделана из позолоченной меди, рассчитана на 96 свечей и весит почти 2 тонны - 18 центнеров.
Еще одним полностью достроенным сооружением замка стала расположенная на первом этаже королевская кухня. Несмотря на стилизацию под средневековье, замок был инженирован по последнему слову технологий XIX века. Здесь были смонтированы великолепные системы водоснабжения и водоотведения, а система воздушного обогрева была для своего времени передовой. Вода для замковых нужд доставлялась из расположенного двумястами метрами выше источника, и поступала в помещения, как в знаменитых фонтанах Петродворца, самотеком, используя принцип сообщающихся сосудов. Возвращаясь к кухне, следует отметить, что сюда вода не просто подавалась, а подразделялась на холодную и горячую. Кухня снабжена не только плитами, печами и жаровнями для приготовления пищи, но и специально сконструированным механизмом, функцией которого была подача приготовленных блюд в королевскую столовую, дабы не отвлекать Его величество мельтешением слуг от возвышенных дум. Сама столовая декорирована дубовыми
панелями, по стенам развешаны картины художников Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера, изображающими сцены легендарного песенного состязания миннезингеров в Вартбурге 1207 года.
Архитекторам Нойшванштайна великолепно удалось выполнить один из краеугольных задач архитектуры - привязать сооружение к окружающей местности, вписать отдельно стоящий замок в природу верхней Баварии. Возвышающийся на одинокой скале с крутыми склонами, Neuschwanstein выглядит тем, чем и должен казаться - неприступным средневековым оборонительным сооружением. Из окон замка открывается невероятно живописный вид на долину Хоэншвангау, который Людвиг планировал улучшить, выстроив выше в горах еще один псевдостаринный замок, предназначением которого было сделать вид из Нойшванштайна еще более живописным. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.
Замок в наши дни
Замок Нойшванштайн стал местом публичного посещения и достопримечательностью Баварии еще в 19 веке. С тех пор поток туристов в строение, предназначавшееся по замыслу заказчика для уединенных мечтаний и бегства от реалий мира, год от года становится все больше и больше. Ежегодно замок посещают более 1,3 миллиона туристов. По этому показателю «Лебединый камень» уступает только парижской Эйфелевой башне. Особенно велик приток посетителей в летнее время, когда через спальню мечтателя-одиночки проходит около 6000 посетителей в день. Труднодоступность и уединенное месторасположение сделали Нойшванштайн привлекательным для утилитарного его использования гитлеровской Германией. Здесь в конце второй мировой войны располагались золотые запасы Рейхсбанка, позже исчезнувшие в неизвестном направлении. Здесь же хранилась личная коллекция драгоценностей, произведений искусства и мебели, отобранных Адольфом Гитлером из общей массы ценностей, вывезенных захватчиками из Европы.

Мифы и факты

Вдали от шумных городов, почти у самой границы с Австрией, в 1869 году началось строительство под руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. Но из-за экстравагантных вкусов и причуд Людвига, этот процесс продвигался очень медленно. Так например, только над резьбой по дереву в одной лишь спальне короля 14 плотников работали 4,5 года.
Строительство замка было остановлено, когда Людвига удалили от власти из-за интриг в его собственном кабинете. Король редко касался государственных вопросов лично, и своими выходками заслужил славу безумца. К тому же страдал от галлюцинаций - к примеру, обедал с духом Людовика XIV. По баварским законам, король может быть отстранен от власти, если признан непригодным к управлению. И после доклада его кабинета в 1886 году, был свергнут. Людвига перевезли в замок Берг, где вскоре тот утонул в Штарнбергском озере. Однако, относительно этой таинственной смерти, признанной в то время самоубийством, предполагают, что кабинет не был доволен простым отстранением Людвига от власти.
В отличие от многих средневековых замков, где стены увешаны картинами, отображающими сцены охоты, родовые поместья, а также облики предыдущих властелинов замка, в Нойшванштайне в залах висят панно с мифическими героями, персонажами из древних легенд и скандинавского эпоса. Каждое панно при этом будто дополняет друг друга, создавая единое впечатление сумрака и ужаса. Такой интерьер замка породил немало легенд и мифов, которые приписывают сумасшествию Людвигу II, воздвигшему это несравненное по красоте и великолепию строение.
Добавляет ореол загадочности, нереальности замку и самоубийство короля, а также его лечащего врача после того как правитель был свергнут с трона. Утопленник будто решил навсегда остаться в творении своей буйной фантазии.

Страстями короля Людвига II были архитектура и музыка. Он строил один дворец за другим, замкнулся в себе и многие называли его безумным.

О своём собственном чудо-замке Людвиг II начал мечтать ещё в детстве. С раннего возраста он любил участвовать в театральных представлениях и наряжаться. Лето королевская семья проводила в Хохеншвангау, родовом имении Швангау, которое отец Людвига Максимилиан II приобрел в 1833 году.

Романтический замок Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей, переднего и заднего Швангау. Король Людвиг II приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать там место для постройки «сказочного дворца». Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II провёл четверть всего времени за последние два года до смерти.

Попасть туда можно, пройдя по тропинке, начинающейся у подножия другого живописного замка - Хоэншвангау. Дорога поднимается вверх и из леса внезапно возникает скала.

В повозке


Если от верхней остановки автобуса пойти направо, то подойдем к обзорному мостику, который парит над пропастью. Но какие восхитительные виды открываются на замок!

Вид с моста в пропасть

После смерти короля все строительные работы были приостановлены вследствие чего третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены, а главная 90-метровая башня замка с церковью в готическом стиле, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.

Видом Нойшванштайна был некогда очарован Чайковский, именно здесь, как полагают некоторые историки, у него родился замысел балета “Лебединое озеро”.

Также замок Нойшванштайн стал источником вдохновения при строительстве замка Спящей красавицы в Парижском Диснейленде.

Замок Линдерхоф

В красивой долине на юге Баварии, в 8 км от альпийской деревушки Обераммергау, в окружении чудесного парка с сотней красочных аллей и позолоченных скульптур, находится другой изящный замок Линдерхоф, только этот замок был закончен при жизни Людвига.

Замок Линдерхоф до мельчайших деталей подчеркивает элегантную французскую роскошь. Строителей и скульпторов неоднократно посылали во Францию для детального изучения Версальского дворца. Подражая своему кумиру Королю-Солнцу (Людовик XIV, король Франции), баварский король построил Линдерхоф как храм солнцу, символом которого стал павлин. Статуи павлина украшают залы, павильоны и аллеи комплекса. В центре этой роскоши – портреты, бюсты и статуи французского короля.

Замок Херренкимзее

Замок -дворец Херренкимзее находится на острове Херренинзель на Кимзе — самом большом озере Баварии в 60 км к востоку от Мюнхена, между городами Розенхайм и Зальцбург (Австрия). В средние века здесь были построены монастыри на двух крупнейших островах озера: мужской монастырь Херренинзель («мужской остров») и женский монастырь Фрауэнинзель («женский остров»).

Место, где прошлое оживает

Любители Франции, а также поклонники романов Александра Дюма, конечно, слышали об этом знаменитом замке. Он не раз упоминался в литературе в качестве места самых романтичных и самых трагичных событий.

На этом удивительно красивом по природе месте люди жили еще в эпоху неолита. Высокий скалистый утес и полноводная Луара обеспечивали жившим здесь людям надежную защиту. Однако в текстах рассказы о здешних местах встречаются лишь с IX века.

История самого замка начинается с середины Х века, когда хозяевами Блуа и его окрестностей стали влиятельные феодалы — графы де Блуа. От мощной крепости, воздвигнутой в XIII веке, сохранились лишь угловая башня, часть крепостной стены, а также большой зал графов де Блуа, предназначавшийся для собраний и празднеств.

В конце XIV века графство Блуа было продано сыну французского короля Карла V принцу Людовику Орлеанскому. Однако в основном история Блуа связана с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году стал королем Франции под именем Людовика XII . Уроженец Блуа, Людовик XII, велел обосновать здесь свою резиденцию. Это стало началом «звездного часа» для Блуа .

ЗАМОК ВРЕМЕН ЛЮДОВИКА XII

Город и его окрестности находились тогда в пышном расцвете. Новый король тотчас же начинает реконструкцию замка своих предков. Всего за три года по трем сторонам двора «выросли» новые корпуса замка. Теперь Блуа по-настоящему стал замком, а не крепостью – исчезли защитные башни и бойницы, появились широкие окна, изящно украшенные балконы, люкарны, прогулочные галереи, которые пропускали в здание больше света и воздуха. Блуа стал для короля парадной резиденцией – этим жестом Людовик XII как бы обозначил новую манеру королевского правления – открытую дипломатию.

Постройки Людовика XII были глубоко готическими. В его крыле отсутствавало равновесие, в планировке и в распределении окон было много гармоничной асимметрии, тонкая, кружевная лепнина, много каменного декора с фантастическими персонажами.

По традиции повсюду в замке встречаются выгравированные из камня инициалы и эмблемы владельцев замка: цветки лилий — символы короля, горностай – символ королевы Анны Бретонской; парадную лестницу украшают дикобразы – эмблема герцогов Орлеанских: «De pres comme de loin, je suis redoutable!» («Вблизи, как и вдали, я опасен!»). Над главным входом в замок возвышается конная статуя короля.

В ЭПОХУ ФРАНЦИСКА I

Вступив на престол, Франциск I предпринял активные действия к перестройке старых и возведению новых частей замка. Строительство началось в 1515 и закончилось в 1524 году, то есть с начала правления Франциска до смерти его супруги, королевы Клод де Франс. Эмблемы и различные символы короля (саламандра) и королевы (буква «С» и горностай) встречаются повсюду в этом крыле.

Крыло Франциска I было построено всего через 15 лет после крыла Людовика XII, но они так отличаются друг от друга, что порой трудно поверить, что они принадлежат одному замку. Итальянское искусство за этот период так повлияло на французское, что крыло Франциска I считают первым шедевром Ренессанса во Франции.

Фасад со стороны двора дышит готикой – он ассиметричен, его крыша украшена высокими каминными трубами, оригинальными мансардными окнами-люкарнами и многочисленными барельефами. Но есть в этом фасаде и новинки, не свойственные готике – окна обрамлены пилястрами, видно строгое деление на этажи. Вертикальные обрамления окон и горизонтальные межэтажные перекрытия образуют на фасаде узор в виде квадратной сетки, которая быстро вошла в моду и повторялась потом на многих других замках Луары. Эмблему Франциска I – саламандру – пропустить невозможно, этот рельеф повторяется на фасаде крыла одиннадцать раз. Возможно, король выбрал своим символом саламандру за то, что это мифическое существо способно жить в огне. Девиз Франциска I: «J’encourage le bien et j’etouffe le mal!» — «Я поощряю добро, но я душу зло!»

Основной достопримечательностью крыла Франциска I является парадная лестница. Она также представляет собой симбиоз двух эпох: от предыдущей эпохи, типичной для готической Франции, она унаследовала спиральную структуру, а от новой – заметное деление на этажи. Лестница построена винтом в восьмигранной выступающей башне и особое очарование ей придают открытые марши между угловыми контрфорсами, ажурно украшенные каменной резьбой. С нее открывается прекрасный вид на двор, откуда король мог наблюдать за своими придворными, праздничными действами, а также проводить королевские церемонии.

Интерьер крыла Франциска I

В течение пятнадцати последних лет интерьер крыла Франциска I постоянно переделывался и заново обставлялся мебелью: столы в итальянском стиле, фламандские гобелены, кресла с высокими спинками и, особенно, лари, которые в эпоху Ренессанса, как и в средние века, продолжали оставаться основным видом мебели.

В Зале Гвардейцев обязательно стоит обратить внимание на огромных размеров вышивку на религиозный сюжет. Также привлекает внимание деревянная панель второй половины XVI века, которая точно воспроизводит атмосферу бала при дворе Валуа. Персонажи исполняют модный итальянский танец, ввезенный во Францию Екатериной Медичи.

Наибольшая достопримечательность корпуса Франциска I — его рабочий кабинет, так как он сохранил свой оригинальный декор: 237 деревянных резных панелей, каждая из которых своеобразна в своем роде – арабески, рога изобилия, маскароны, дельфины и т.д. По версии Дюма среди этих панелей спрятаны 4 тайника, где королева Екатерина Медичи хранила свои страшные яды, а, по мнению других историков, берегла от посторонних глаз драгоценности и важные документы.

Историческую ценность представляют помещения на третьем этаже корпуса Франциска I – немые свидетели убийства герцога де Гиза . Это важное событие в истории Франции произошло 23 декабря 1588 года. Герцог Гиз был генерал-лейтенантом королевства, одним из вдохновителей Варфоломеевской ночи, а также главой сильной католической Лиги, созданной для борьбы с протестантами и ограничения абсолютной власти короля Генриха III . Де Гиз, зная свое сильное влияние на королевский двор, заставил Генриха III собрать в Блуа Генеральные штаты, надеясь свергнуть с их помощью короля и самому взойти на трон. Однако Генрих был предусмотрительнее. Почувствовав угрозу, он организовал убийство герцога, а затем и его брата, кардинала де Лоррена. Эти убийства положили конец религиозным войнам, раздиравшим Францию во времена правления сыновей Екатерины Медичи.

Картины XIX века, выставленные в Зале Совета и в Королевских покоях , иллюстрируют это трагическое событие.

Спустившись на второй этаж, можно попасть в Зал Генеральных Штатов . Это самый большой зал крепости графов де Блуа. Именно в этом огромном зале — одном из самых старинных, сохранившихся в готическом замке, граф де Блуа осуществлял свое правление, судил, принимал почести от своих верных вассалов.

Во времена обоих королей – Людовика XII и Франциска I – город Блуа пережил блестящий взлет, но после смерти королевы Клод де Франс и жестокого поражения при Павии в 1525 г. Франциск I больше не возвращался в Блуа, а его преемники останавливались здесь лишь на короткое время.

КРЫЛО ГАСТОНА ОРЛЕАНСКОГО

В XVII веке город вновь был оживлен благодаря младшему брату Людовика XIII — Гастону Орлеанскому , который прожил в здесь 26 лет.

Корпус, расположенный в глубине двора, был возведен в 1635-1638 гг. Гастоном Орлеанским, братом Людовика XIII, сосланным в Блуа из-за его бесконечных интриг против короля.

Строгий классический стиль этого здания плохо согласуется с обильным фантазийным декором ренессансных корпусов. Архитектор Франсуа Мансар задумал возвести грандиозный дворец вокруг четырехугольного двора, и благоустроить прилегающую территорию с садами, ступенями спускающимися к Луаре, и с монументальным передним двором, окруженным портиками… Этот честолюбивый замысел был похоронен в 1638 году. Было построено только крыло в глубине двора, и то не окончательно. Остаток своей жизни Гастон Орлеанский провел в корпусе Франциска I, напротив своего незавершенного шедевра.

В корпусе Гастона Орлеанского сегодня размещается Муниципальная библиотека и два больших зала, используемых для концертов, конференций, выставок.

Но в XVIII веке замок Блуа снова был покинут королями. Он был разделен на небольшие жилые помещения и содержался в плачевном состоянии, сады были запущены… Король Людовик XVI в 1788 году приказал либо продать замок, либо разрушить его, если покупатели не найдутся. И лишь переоборудование замка в казарму спасло его от гибели.

Во время и после Революции Блуа был сильно поврежден. Замок пострадал от вандализма: все эмблемы и изображения, напоминавшие о королевской семье, были уничтожены. Печальная участь замка длилась всю первую половину XIX века. Он претерпел множество переделок во время военной оккупации, и лишь начиная с 1845 года архитектором Дюбаном была предпринята обширная реставрация, осужденная в настоящее время как чрезмерная.

Фотографии: Анастасия Миркус,
Алена Голик

© При копировании информации активная гиперссылка на обязательна!


Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.

Блуа
Замок Блуа горделиво высится на высоком скалистом утесе над Луарой. Самые древние его постройки относятся к VIII столетию. В X в. граф Тибо Тришор выстроил здесь новую крепость, использовав для этого часть старых сооружений. Основные же строительные работы в Блуа велись в XIII столетии, в результате чего замок приобрел готический облик. До конца XIV в. он оставался во владении графов Блуа, пока не был в 1391 г. куплен герцогом Луи Орлеанским, братом французского короля Карла VI.

Расцвет Блуа связан с именем короля Людовика XII (1498-1515). Именно при нем началась перестройка замка, в результате которой он приобрел облик, подобающий королевской резиденции. В отличие от своего предшественника, короля Карла VIII. Людовик не любил Амбуаз и вместо этого пожелал построить собственный замок, который, по его замыслу, должен был если не превзойти, то по крайней мере ни в чем не уступать замку Карла VIII. Впрочем, замыслы Людовика осуществились лишь отчасти: при его жизни было построено лишь одно крыло королевского дворца, которое сегодня носит название «крыло Людовика XII».

Дворец проектировал архитектор Франциск Понтбриан, строительными работами руководили Колен Бриар и Симон Гишар. Красный кирпич, белый камень и синий сланец были применены при постройке дворца - комбинация этих материалов создана причудливую игру красок на его стенах. Замок был украшен прекрасной мебелью, гобеленами, золотом, серебром. Дворцовый сад, разбитый по регулярному плану, стат самым прекрасным во Франции. Садовники буквально ткали здесь ковры из живых цветов.
Сегодня над входом во дворец установлена конная статуя Людовика XII - фактического создателя Блуа. Она представляет собой копию XIX в., изготовленную скульптором О. Сеюре. Оригинал статуи был уничтожен революционерами в 1792 г. Под статуей помещена геральдическая эмблема с фигурой дикобраза - символом короля.

В Блуа часто бывал король Франциск I, а для его супруги королевы Клод и шести их детей это было любимое место жительства. Поскольку королевский двор стат все чаще посещать Блуа. замок пришлось расширять.
Был выстроен еще один корпус, весь второй этаж которого, украшенный мраморными статуями и гобеленами, был отведен под покои короля Франциска I. Первый этаж занимали помещения для гостей. Двери замка были всегда гостеприимно распахнуты перед живописцами, поэтами, учеными, которым покровительствовала королевская семья. Среди гостей Блуа были выдающиеся мастера эпохи Возрождения Делла Роббия и Бенвенуто Челлини.

В 1576 и 1588 гг. в Блуа состоялись заседания Генеральных штатов - первого в истории Франции представительного собрания всех сословий. Старинный зал, где заседали Генеральные штаты, сохранился до сих пор. Его размеры составляют 30 x 18 м. При графах Блуа он служил главным залом замка, но последующие перестройки мало что оставили от его первоначального убранства.

В регулярном саду, разбитом вокруг замка, можно видеть небольшой восьмигранный павильон, носящий имя королевы Анны Бретонской. жены Карла VIII. Первоначально это была часовня, где бесплодная королева молилась, чтобы Бог даровал ей потомство. Екатерина Медичи, супруга короля Генриха II. обратила молельню в свою личную купальню, а во времена революции здесь был устроен арсенал.

С королевой Екатериной Медичи, легендарной злодейкой и отравительницей, в Блуа связано очень многое. На втором этаже корпуса Франциска I сохранился так называемый «кабинет Екатерины Медичи». Его стены украшают двести деревянных панно, за которыми скрывались потайные шкафчики для драгоценностей, ядов и государственных бумаг. Эти шкафчики открывались с помощью хитроумно усвоенной системы рычагов и педалей.
Замок хранит память и о других видных деятелях той эпохи. В «Королевском кабинете», который называется еще «черной комнатой», в ночь с 12 на 13 декабря 1588 г. был убит герцог Генрих Гиз, признанный лидер гугенотов. Его заманил в Блуа король Гёнрих III. боявшийся растущего авторитета Гиза.

После Варфоломеевской ночи Блуа был на три года оставлен королевской семьей. Впоследствии здесь жил опальный герцог Гастон Орлеанский, брат Людовика XIII. Он мечтал восстановить пришедший в запустение замок, но не имел для этого достаточных средств. Тем не менее по его заказу архитектор Франсуа Мансар создал проект юго-западного крыла замка, строительство которого было завершено в 1638 г. В 1668 г. здесь давал большой прием король Людовик XIV. Это стало последним крупным событием в истории Блуа. После этого приема замок был фактически заброшен.

Сегодня основу замка составляют четыре корпуса, построенные в разное время и образующие замкнутый четырехугольный двор. Каждый корпус носит свое название, напоминающее о строителях замка и его обитателях: «галерея Карла Орлеанского» (середина XII в.; это самая старая часть замка); «крыло Людовика XII» (1498-1503), «корпус Франциска 1» (1515-1524), «галерея Гастона Орлеанского» (1635-1638). Фасады и интерьеры замка оформлены в ренессансном стиле, но относятся к разным временам. Фасад корпуса Франциска I, выходящий во внутренний двор, украшает чрезвычайно эффектная трехъярусная лестничная башня, которую Оноре де Бальзак называл «китайской пагодой».
Пострадавшие в годы революции постройки Блуа были реставрированы в 1840-х гг. В наши дни замок является историческим центром и главной архитектурной доминантой одноименного города, раскинувшегося у подножия его стен.