О, сколько нам открытий чудных. "о, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух" Гений парадоксов друг и случай бог изобретатель

​Виталий СТРУГОВЩИКОВ, педагог дополнительного образования:

С детских лет у меня было желание знать, как сделано, устроено, работает: как устроены часы, как работают моторы, другие сложные механизмы. Я увлекся цифрами, конструированием, в дальнейшем - физическими явлениями и химическими превращениями: из деталей конструктора строил химические вещества, соединяя различные шары друг с другом, получал макеты молекул новых веществ с неизвестными мне свойствами, позже самостоятельно пытался изучить свойства получившихся веществ. Эти маленькие самостоятельные исследования были для меня открытием! В формировании своего мировоззрения я всегда опирался на знания старших учителей-наставников (повезло!). В дальнейшем пришел к мысли, что давать и помогать осваивать знания гораздо важнее и интереснее, чем только знать. Во время учебы в станкоинструментальном институте произошло мое становление как педагога: будучи студентом, помогал осваивать сложную науку - математику - сокурсникам.

Сегодня мой рабочий кабинет оснащен современным высокотехнологичным оборудованием, это адаптивно- и программно управляемые токарный, фрезерные, сверлильные, раскроечные станки; 3D-станки, компьютерная и мультимедийная техника, электрические и электронные малые станки и инструменты. Все эти средства помогают делать занятия насыщеннее, красочнее и интереснее, что повышает мотивацию учащихся к освоению новых знаний. Особый интерес при работе с детьми - создание конструкторско-проектных работ как в рамках занятия, так и в качестве дополнительной деятельности (проекты, связанные с конструированием скоростных автомобилей и летательных аппаратов, адаптированных под беспилотное перемещение). Знания в области (знать, как - know how) конструирования и новых технологий позволяет моим ученикам воспринять мир по-другому (они начинают понимать, как это работает, устроено, сконструировано), а некоторые из них смогут стать архитекторами (технологами, конструкторами) нового современного мира. С младшими школьниками мы создаем проекты простых стендовых моделей, позволяющих освоить технологию изготовления и увидеть конструкцию в целом, с учащимися средней ступени обучения создаем более сложные макеты, знакомим с технологией изготовления и финишной обработки, с учениками высшей ступени выстраиваем бизнес-проект. Ученики придумывают новый «продукт», составляют техническое обоснование, конструируют (создают конструкторско-технологическую документацию), разрабатывают и строят наглядный и действующие макеты, и, наконец, «продукт» готов в производство и для потребителя. Важное направление - работа с одаренными детьми, ведь именно они добиваются успехов на соревнованиях, конкурсах, выставках высокого уровня. Я создал методическую разработку по подготовке детей к соревнованиям по техническим видам спорта.

Звание учителя стало жизненным кредо, призванием. Для меня важно, чтобы занятия были интересными и эффективными, чтобы на каждом занятии ученики делали свои маленькие открытия.

Ирина РЕВЯКИНА, учитель русского языка и литературы:

Каждый из нас пришел в профессию разными дорогами, но школа не терпит «прохожих». Поработав год-два, человек навсегда остается в этой профессии или уходит, не возвращаясь.

Волшебником быть трудно: все время он сам творит чудеса и учит творить других, открывая книгу знаний, но не все имеют желание учиться, творить. Как мотивировать ученика, как помочь разобраться в себе, в науках? Как помочь не пройти мимо прекрасного? Как дать понять, что все эти знания необходимы ему. Слова часто проходят мимо, а дела запоминаются. Чтобы что-то открыть, надо приложить усилия. Спрашивая с детей, спроси сначала с себя. Учить надо не только словами, но и личным примером. Ведь учитель ежедневно находится под прицелом сотни глаз. Мы должны научить наших компьтеризованных учеников мечтать, ассоциативно думать, чаще смотреть в книгу, а не на экран; видеть, чувствовать, понимать тех, кто рядом с ними, сопереживать чужому горю и искренне радоваться победам других, научить реализовывать себя в этом информационном сумасшедшем потоке современной жизни. Любовь и знания помогают нам в просветительской деятельности.

Я очень люблю свою профессию. Когда вижу детские глаза, растворяюсь в них, неся разумное, доброе, вечное, забывая обо всем. Мы погружаемся в тайны орфографии и пунктуации русского языка, в тайны слов художественной литературы. Объясняя правила, я всегда привожу примеры из жизни, говорю, где бы они могли их применить. Зачем надо знать эти приставки, суффиксы, части речи? Надо! Необходимо знать все: фонетику и орфоэпию, морфемику и словообразование, морфологию и лексику, а иначе грамотно ни писать, ни говорить дети не научатся. Так витает дух просвещения на уроках, помогая создавать чудеса.

Уроки литературы - это истинное волшебство. То мы на неведомых дорожках изучаем следы невиданных зверей, то на метле, как бабки-ешки, летим за тридевять земель, то, размышляя, плачем: почему так Герасим поступил с Муму? А когда уже став постарше, мы собираемся на первый бал, восхищаемся очарованием летней ночи, задумываемся над вопросами: можно ли убить одного ради спасения нескольких? Кто я - тварь ли дрожащая или право имею? Как много в этом мире «зачем?» и «почему?»! И все ведь это в книгах откроется тому, кто внимательно и терпеливо не просто прочитает, а пристально изучит все скрытое, зашифрованное автором.

Свои уроки я строю так, чтобы детям было комфортно, чтобы они умели не только получать необходимую информацию из разных источников, но и самостоятельно ее находить, правильно использовать, чтобы дети не боялись ошибаться, ведь ошибаются все, а вот признают и исправляют свои ошибки немногие. Теоретический материал я связываю с практикой реальной жизни, события давних лет сопоставляю с сегодняшним днем.

Наша профессия такова, что мы не сразу видим результат своего труда. Мы даем детям не только знания, но и часть своей души, частички нашего сердца, тепла, а они порой не учат, не знают, не умеют, не делают, не слушают, да и просто не хотят. Наши слова и дела дают всходы через годы. Как радуется сердце, когда встречаешь выпускников или слышишь по телефону: «Спасибо вам за ваши уроки!», «Спасибо, мы сдали все экзамены и поступили в институт!» (За многие годы педагогической деятельности у меня не было ни одной двойки за экзамен, хотя ученики были разные, даже классы коррекции.) «Мы часто вспоминаем ваши уроки!», «А вы были правы, когда говорили...», «Мы столько книг прочитали. Так, как вы нас учили!», «А помните наши экскурсии, походы?», «Мы приглашаем вас на нашу свадьбу». ...Действительно, «сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух».

Сегодня педагог не только учит, но и сам учится посто­янно.

Современный учитель - это виртуоз своего дела, коммуникабельный, мобильный, креативно мыслящий, хорошо владеющий компьютерными технологиями, уважающий личность, стильный. Учитель готовит будущее.

Я горжусь тем, что я учитель. Эти правила мне помогают подготовить детей к «открытиям чудным»: старайся сделать обучение увлекательным, обучай энергично, заставляй ученика правильно устно и письменно излагать учебный материал, следи за его речью, никогда не останавливайся!

Работа в школе помогла мне реализовать многие возможности: психолог, актер, режиссер, оператор, экскурсовод, модельер, визажист... И своим ученикам я помогаю раскрыться и почувствовать себя, может быть, и гениями.

Надежда ВОРОБЬЕВА, воспитатель:

Как далеко шагнула вперед наука, с какой неумолимой скоростью движется она дальше благодаря гению ученых, талантливому мастерству тысяч людей! Этот процесс коснулся всех областей нашей жизни, в том числе и образования. Не утихает дискуссия о том, что такое педагогика - наука или искусство. Мне близка мысль, что педагогика - наука, которая сотворчество мудрого взрослого и ребенка превращает в искусство. Приобретать опыт на основе знаний, замечать «удивительное рядом» и совершать открытия, быть ответственным за свои поступки - это ли не философия новых стандартов образования?!

Мы, как педагоги, учим будущему, то есть тому, чего еще нет, жить в условиях, которые мы сейчас только можем предположить... В этом нам помогают такой гений, как мастерство педагога, и такой гений, как любознательность ребенка, опыт взрослого и желание нового эксперимента ребенка... Взрослый и ребенок... Рука в руке... Вперед и вперед...

Пушкин, будучи гениальным писателем и поэтом, очевидно, был еще и гениальным педагогом. Подтверждение - его многочисленные детские произведения (в том числе и такие познавательно-поучительные сказки, как, например, «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»). Стихотворение «О, сколько нам открытий чудных...» можно даже считать программным произведением, в котором Пушкин, заглянув вперед, показал нам, к чему должны стремиться в воспитательно-образовательном процессе педагоги будущего, как ныне считается, инноваторы. Дочитав стихотворение до конца, как мне кажется, в этих строках можно рассмотреть практически все выделенные области развития ребенка, сформулированные в федеральных государственных образовательных стандартах.

С первых же строчек «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...» мы окунаемся в чувство предвкушения, что любой наш полезный труд, работа, проведенная не только с детьми, с родителями, с коллективом, в окружающем мире, а также в первую очередь над собой (любую деятельность необходимо начинать с себя), обязательно приведет к положительному результату и откроет и перед тобой, и перед твоим окружением что-то новое, необыкновенное и неожиданно прекрасное.

Следуя за мыслью Александра Сергеевича «и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг...», мы приходим к осознанию того, что, вкладывая в каждого ребенка максимально возможные знания, умения, навыки, любовь, мы испытываем трудности, бывает, ошибаемся, но всегда стремимся к лучшему и получаем этот результат, возможно, и кратковременный, потому что вся наша жизнь состоит из случаев и парадоксов. Но на протяжении всей нашей деятельности как мы, педагоги, так и все объекты образовательно-воспитательного процесса приобретаем опыт, который нельзя заменить никакой научной литературой, никаким высшим образованием.

Читая стихотворение, мы подходим к описанию тех областей, которые необходимо развивать человеку для достижения своих самых лучших качеств, положительного результата, прогресса, того, к чему нас призывают современные требования, отраженные во ФГОС. Александр Сергеевич советует развивать в человеке такие качества, как способность к изобретательству, созиданию, развитию воображения, независимо от того, кем является человек по своей сути («один - алмаз, другой - бриллиант»). ФГОС диктуют нам абсолютно те же требования к развитию личности ребенка, но через определенные образовательные области: способность к изобретательству - познание, музыка, изобразительное творчество, чтение художественной литературы, труд; созидание - музыка, здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, художественное творчество; воображение - музыка, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество.

В итоге мы приходим к мысли, что достигнуть просвещения, открытий, добиться вообще чего-либо в нашей жизни независимо от того, в какой стране, регионе, городе мы живем, какой век за окном, можно только ежедневно, ежечасно, ежесекундно трудясь и работая над собой, окружающим миром. Через века звучат напутствием потомкам слова гениального Александра Сергеевича Пушкина: «Все достигается чрез труд».

А.С. ПУШКИН:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

В советское время четыре строки пушкинского стиха служили заставкой в телепередаче С.Капицы «Очевидное - невероятное», а пятая строка была опущена, как не вписывающаяся во временной контекст - из-за слова ли «бог» или по другой причине. Эта самая пятая нерифмованная строка наводит на размышления…

Чудные отКРЫТия (новые знания, откровения) готовят:

- Просвещенья дух
Про-свещ(Ч)енье - то, что просвечивает, озаряет. Дух света. Волна света. Дух света подменили на "святой дух". Слово "сва" на санскрите означает "СВой", «собственный». Свети сам, просвещайся, не жди чудес от "святости", и результат не замедлит!

- Опыт, сын ошибок трудных
О-пыт (поПЫТка) всегда связан с трудностью преодоления - ошибаться могли предки, и ты - не исключение, прежде чем усвоить урок, набьешь себе множество шишек (о-шибка, у-шиб). Совместный опыт предыдущих поколений, прежних воплощений идет параллельно с духом просвещенья.

- Гений, парадоксов друг
Среди русских слов у Пушкина только одно греческого происхождения - ПАРАДОКС (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь). То, что может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Приставка «пара» означает «вне», «за пределами», «докс» - «доктрина» (ср. с лат. doctrina учение — научная, философская, религиозная и пр. система воззрений). Если «ортодоксия» есть «правильное мнение, учение, что я исповедую, славлю» (ὀρθός - «прямой», «правильный» +δόξα - «мнение», «слава»), то парадоксы - вне-доктрины. Вот им-то ГЕНИЙ и друг!

Но вот что при этом бросается в глаза: единственное "иноземное" слово ПАРАДОКС сильно напоминает русское слово ПОРЯ-ДОК (ну и производное от него «парад»). ПО РА ДОК. (Латинский алфавит, как известно, происходит от этрусского).
Что же получаем?
По РА учен (по РА мни (мысли) по РА славь).

Гений - это дух дома, гены Рода, наследие прежних жизней и воплощений. Гений дружит с парадоксами. Гений живет ПО РА ДОКсально, ему открывается Космос (порядок вещей в РЯДу, Золотой цепи жизни).

- Случай, бог изобретатель
Из-Обретатель не тот, кто при-Обретает, а тот, кто получает знание ИЗвне - (к примеру, изучив крыло птицы, строит летательный аппарат). Изобретают часто благодаря подсказкам извне (во сне приходит решение).

Что же такое СЛУ ЧАЙ? (Слухал чай? Слышал чай? Слово чай!)
Слово «случай» относится к Древу слов, стоящих на корне СЛ: (прежде всего, глагол СЛыть (от него - СЛава, СЛышать (СЛУх), СЛово, СЛог, СЛуЧай, мыСЛь, СеЛо, вСеЛенная и пр.)

Вторая часть слова - ЧАЙ (см. Словарь Фасмера: от др.-русск. ЧАЯТИ "ожидать, надеяться", ст.-слав. чаѩти, чаѭ (ср. с болг. ча́ям се "глазею, иду куда глаза глядят», сербохорв. чаjати, чаjем "ждать", словен. čаj "подожди", польск. przyczaić się, др.-польск. czaić się "устроить засаду, притаиться, подкрадываться". Праслав. *čаjаti родственно др.-инд. сā́уаti "наблюдает, опасается".
В словаре Ушакова интересны примеры: «Не чаяла я, глупая, остаться сиротой» (Некрасов). «Уж не чаяла, как и дождаться-то такой радости!» (А.Островский). «И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?» (Крылов). «Души не чаять» (простонародн. выражение). «Подымаясь по узкой тропинке к Елизаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин статских и военных, которые, как я узнал после, составляли особенный класс людей между чающими движения воды» (Лермонтов).

Что получаем в итоге? СЛуЧАЙ - это чаять СЛОВУЩЕЕ (слово вещее), то, что СЛывет (звучит во вселенной). Слух связан со звуком, со словом. На то человек и СЛовек, обладающий даром слова и слышания. Он чает (ждет) от Вселенной подсказки и бог изобретений СЛУЧАЙ тут как тут!

Ничего сверхъестественного. Имей только развитый слух, чутье, терпение. Ошибешься, поймешь искаженно, - можешь выбросить свое неудачное изобретение, свой велосипед на квадратных колесах. Поймешь подсказку верно - обретешь удачу, и, благодаря случаю, совершишь открытие, приобретешь полезное для развития, станешь помощником Жизни, участником Вселенской игры, да еще и других приобщишь к ней!

Гений Пушкин начинает с О, открывая бесконечный простор для открытий...

Дополнение:

А.С, Пушкин:

«Провидение не алгебра. Ум ч<еловеческий>, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая —мощного мгновенного орудия Провидения".

Согласно Фасмеру СЛУЧАЙ происходит от глагола ЛУЧИТЬ

I др.-русск. лучити (укр. лучи́ти "метить, попадать", блр. лучы́ць "случиться, попасть", ст.-слав. лоучити τυγχάνειν , болг. луча́ "целюсь", сербохорв. слу́чити се "случиться, очутиться", словен. lučíti, lučī́m "бросать, кидать", чеш. lučiti "бросать, попадать", польск. ɫuczyć "метить, попадать".
Первонач. "смотреть за чем-либо, выжидать ", отсюда "метить, попадать, бросать, получать"; родственно лит. láukiu, láukti "ждать", suláukti "дождаться, дожить, получить", susiláukti - то же, др.-прусск. laukīt "искать"; с другой ступенью чередования гласного: лит. lūkiù, lūkė́ti "поджидать", лтш. lũkât "глядеть, пытаться", nùolũks "цель, намерение", др.-инд. lṓсаtē "видит, замечает", lōсаnаm "глаз", греч. λεύσσω "вижу, замечаю ";
II лучи́ть
лучу́ I., напр. отлучи́ть, разлучи́ть, случи́ть, укр. лучи́ти "соединять", блр. лучы́ць - то же, ст.-слав. лѫчити χωριζειν, болг. лъ́ча "отделяю, разлучаю", сербохорв. лу́чити, лу̑чи̑м "отделять", словен. lǫ́čiti "разделять, разлучать", чеш. loučiti, слвц. lúčit᾽ "разлучать", польск. ɫączyć "соединять".
Праслав. *lǫčiti, первонач., вероятно, "гнуть, связывать", получило в сложениях с приставками оtъ (см. отлучить), *оrzзнач. "разделять"; ср. лит. lankýti, lankaũ "посещать", lánkioti "обходить", lankúoti "гнуть, делать гибким", лтш. lùocît, lùoku "наклонять, направлять".

Л.Ф. Котов А может, стих не закончен?

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

Наука в творчестве Пушкина

Вкрапления "научной" тематики в поэтических произведениях Пушкина довольно часты. Но это пятистишие можно назвать квинтэссенцией темы "Наука в творчестве Пушкина".

Всего пять строк, а какой охват — просвещение, опыт, гений, случай — все составляющие, определяющие прогресс человечества.

Интерес Пушкина к совремённой ему науке был весьма глубок и разностороннен (как, впрочем, и к другим сторонам человеческой деятельности). Подтверждение этому — его библиотека, в которой есть работы по теории вероятностей, труды современника Пушкина, академика В.В.Петрова — русского физика-экспериментатора по исследованию электрических явлений и другие (на русском и иностранных языках).

Библиотека Пушкина в его в музее-квартире, включает немало книг по естественнонаучной тематике: философские труды Платона, Канта, Фихте, работы Паскаля, Бюффона, Кювье по естествознанию, сочинения Лейбница по математическому анализу, труды Гершеля по астрономии, исследования по физике и механике Араго и Даламбера, работы Лапласа по теории вероятности и др.

Пушкин, являясь редактором и издателем журнала "Современник", регулярно размещал в нём статьи ученых, отражающие научную и техническую тематику.

О достижениях физики того времени Пушкин мог узнавать и из общения со знаменитым учёным, изобретателем П.Л.Шиллингом, создателем первого электромагнитного телеграфного аппарата, электрической мины. Его Пушкин знал очень хорошо и изобретения Шиллинга вполне мог видеть в действии.

Интерес Поэта к творчеству Ломоносова можно оценить из того факта, что он, прочитав журнале "Московский телеграф" "Послужной список М.В. Ломоносова за 1751-1756 гг.", поразился многогранностью, глубиной исследований. Свое восхищение поэт выразил так: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…". А позже добавляет: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

теперь посмотрите, каким примерно могло быть это стихотворение, если бы Поэт попытался дописать строку с недостающей рифмой.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

И праздный фантазёр-мечтатель.

Это пушкинское пятистишие было обнаружено после гибели поэта, при разборе его рабочих тетрадей. В четырёх первых строках рифмовка смежная, а пятая строка осталась без пары. Можно предположить, что Пушкин не закончил это стихотворение.

Читаю эти строки и видится мне, как поэт наскоро набрасывает экспромт, созревавший в подсознании, и вдруг излившийся в готовом виде при чтении в газете или журнале сообщения об очередном научном открытии. Я представил — "наскоро", но как-то не вяжется это слово с писанием гусиным пером; более правдоподобно, что писал Пушкин довольно медленно, что способствовало рождению в его подсознании этих гениальных строк, включающих в себя все "двигатели прогресса" — просвещение, опыт, гений, случай — уже в готовом виде. Мне представляется, что экспромтом были написаны первые 4 строки, а 5-ю, после перечтения написанного, поэт добавил после некоторого раздумья. Добавил и откложил для последующего прочтения и возможного использования в каком-либо из будущих произведений. Но… не случилось и фрагмент так и остался не опубликованным при жизни автора.

Конечно, это только мои личные представления, не на чём не основанные, но и пишу-то я их под заголовком "Заметки на полях".

А потому продолжу. Мне представляется, что поэт отложил этот фрагмент, так как чувствовал некоторую неполноту охвата в этом стихотворении явления рождения новых открытий. Отложил, чтобы в последствии додумать. Но… не случилось.

Невозможно быть молодым и опытным. Опыт – есть знания накопленные при прохождении жизненного пути. Приобретается он не только с прожитыми годами, но и с событиями, которыми эти годы были наполнены. Причём события эти должны сопровождаться применением практических навыков. Как правило, преодоление жизненных трудностей. Другими словами – опыт это то знание, которое человек приобретает, исправляя последствия собственных ошибок.

Новое восприятие фразы “Опыт – сын ошибок трудных”

Если бы не задание написать сочинение по русскому языку и литературе на заданную тему, то наверное не скоро появилось бы такое восприятие понятий “опыт” и “ошибка”. Размышления на эту тему немного по другому заставили смотреть на эту тему, что тоже является классическим примером приобретения житейской мудрости.

Нельзя ли учиться как-нибудь по другому

Наиболее ценной будет наука приобретённая на собственных ожогах. Другими словами если не знакомо чувство боли от последствий той или иной ошибки, то довольно сложно не допустить её, как только представится такая возможность. Не просто устоять перед соблазном самоуговоров: “Со мной такого никогда не случится”.

Главное предназначение и ценность ошибочных действий

Самостоятельные ошибки дают базу знаний о том как их избежать, или от том, как преодолеть сложности, которые они вызвали. Такие знания есть опыт. Опыт – это бесценный багаж, который в умелых руках превращается в мощный жизненный инструмент, помогающий не только в личных делах, но и даёт право направлять и наставлять людей, таких знаний не имеющих.

Как правильно использовать ошибку, чтобы она превратилась в опыт

Прежде всего нужно не позволить ошибке убить собственные жизненные устремления. Чтобы она не заставила опустить руки и потерять жизненные ориентиры. Отношение к ошибке только как к важной, неизбежной образовательной жизненной вехе, поможет выйти из ситуации, которую она повлекла с достоинством. Таково моё личное мнение.

Мысли навеянные сочинением

С одной стороны не хотелось бы допускать критических жизненных ошибок. С другой стороны, написав и проанализировав это сочинение начинаешь понимать, что тщательное избегание ошибок приносит страдание – достичь этого всё равно не удастся. А вот полезный и важный опыт, которые они приносят может оказать однажды добрую услугу. Следует, наверное, просто соблюдать баланс между их качеством и количеством.

Стихотворение Пушкина «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух…» много лет предваряло телевизионную передачу «Очевидное – невероятное», посвященную научным исследованиям и открытиям. Александр Сергеевич был разносторонней личностью. Он интересовался не только литературой. В библиотеке поэта хранились:

  • Книги по философии Платона, Канта,
  • По естествознанию и математике – работы Бюффона,
  • По астрономии и палеонтологии – труды Кювье,
  • По математике – Лейбница,
  • По физике и механике – исследования Араго, Даламбера, русского исследователя В. В. Петрова и др.

В своем журнале «Современник» Пушкин публиковал сообщения о научных открытиях, статьи на темы науки.

Это пятистишие датировано 1829 годом. Можно сколь угодно рассуждать о том, как родились эти строки. Судя по черновикам – не экспромтом. Пушкин тщательно продумывал каждое слово, каждую строку. Должно было это произведение стать отдельным стихотворением –размышлением о пути науки, или это было отражением восторга от какого-либо научного открытия, о котором Пушкин прочитал в очередном журнале – для потомков осталось тайной.

Мы имеем 5 пушкинских строк удивительных по значимости, наполненных философским смыслом. Было оно не закончено, потому что кто-то, или что-то отвлекло поэта, или таковым был его замысел, мы уже никогда не узнаем.

Читайте полностью текст стихотворения Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,