Русская культура серебряного века. Русская культура конца XIX — начала XX вв

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

«Конец века» - «fin de siecle» особое состояние мира и человека на рубеже XIX и XX веков. Изменение архетипов времени, пространства, места человека в мире..Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующего конец исторического цикла и начало совершенно новой эпохи.

Конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, - писал Н.А.Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. , Три направления интеллектуально-художественно творчества того времени: религиозная философия, символизм и авангард явились основными столпами культуры Серебряного века. Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900 - 22 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева, а конечная - с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Выражение и название "серебряный век" придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...".

Особым явлением этого периода стало появление большого количества художественных объединений, которые возникали вокруг каждой выставки, вырастали из кружков, группировались вокруг литературных, художественных публичных периодических изданий, меценатов.

Самыми крупными объединениями этого периода рубежа XIX - XX веков стали «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза» и «Бубновый валет». СИНТЕЗ ИСКУССТВ - органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.

Литература.Литературное развитие в России проходило сложно, противоречиво и бурно. Рождалось и развивалось множество литературных направлений. Не иссякала мощь литературы критического реализма в лице Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В произведениях этих писателей усиливается социальный протест (“После бала”, Хаджи-Мурат”, “Воскресение” Л.Н. Толстого), ожидание очищающей бури (“Вишневый сад” А.П.Чехова).

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупного писателя И.А. Бунина(1870-1953). Наиболее значительные произведения этого периода – повести “Деревня”(1910) и “Суходол”(1911).

Происходит зарождение и развитие пролетарской литературы, позже будут называть литературой социалистического реализма. В первую очередь это связанно с творческой деятельностью М. Горького. Его “Городок Окуров”, “Жизнь Матвея Кожемякина”, цепи рассказов “По Руси” несли в себе широкую жизненную правду.

Символизм. Русский символизм был тесно связан с общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий. Русский символизм пережил три волны. Выступления 80-90г. Н. Минского, Д.С. Мережковского, З.Н. Гипиус отразили декадентские тенденции времен кризиса либеральных и народнических идей. Символисты воспевали "чистое", таинственный мир нереального, им близка была тема “стихийного гения”. Внутренний мир личности являлся показателем общего трагического состояния мира, в том числе “страшного мира” российской действительности, обреченную на гибель; и в тоже время предощущением близкого обновления.

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Модернизм (авангардизм) в русской поэзии был представлен творчеством футуристов. В России футуризм как течение существовал как течение, примерно, с 1910 по 1915г.

Судьба русского футуризма похожа на судьбу символизма. Но были и особенности. Если для символистов одним из центральных моментов эстетики была музыка (на стихи Блока, Брюсова, Сологуба, Бальмонта композиторы Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Маяковский создавали многочисленные романсы), то для футуристов – линия и свет. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно почти все поэты-футуристы известны как неплохие художники – В.Хлебников, В.Маяковский, Е.Гуро, В.Каменский, А.Крученых.. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, В.Кандинский, Н.Гончарова и М.Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Театр . Театр в эти годы - общественная трибуна, где поднимались самые острые вопросы современности, и вместе с тем творческая лаборатория, широко открывавшая дверь эксперименту и творческим исканиям. К театру обращались крупные художники, стремившиеся к синтезу разных видов творчества. Работы выдающихся театральных режиссеров.(МХАТ во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко - основатели психологической актерской школы, считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения). В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Кино. Становление русского кино шло сложнее так, как в России не было собственного производства аппаратов, пользовались импортными, преимущественно из Франции. Балаганы сменялись стационарными кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт. Кинематограф пользовался популярностью всех, в зрительном зале можно было увидеть студентов и жандармов, офицеров и курсисток, интеллигентов и рабочих, приказчиков, торговцев, дам света, модисток, чиновников и т.д.

Скульптура Пути развития русской скульптуры конца 19-начала 20 века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время работает блестящая пплеяда скульпторов – П.П.Трубецкой, А.С.Голубкина, С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев.

Архитектура в России, в условиях монополистического развития капитализма она стала сосредоточением острых противоречий, что привело к стихийной застройке городов, что нанесло ущерб градостроительству и превратило крупные города в монстры цивилизации. Высокие здания превратили внутренние дворы в плохоосвещаемые и проветриваемые колодцы. В тоже время появляются промышленные архитектурные сооружения – заводы, фабрики, вокзалы, пассажи, банки, кинематографы. На ретроспективно-электрическом фоне возникли новые течения – модерн и неоклассицизм . Первые проявления модерна относятся к последнему десятилетию 19 века, неоклассицизм формируется в 1900-х г. Модерн в России принципиально не отличается от западного. Однако, четко прослеживалась тенденция к смешению модерна с историческими стилями: Ренесанса, Барокко, Рококо, а также древнерусских архитектурных форм (Ярославский вокзал в Москве). В Петербурге были распространены вариации скандинавского модерна. В Москве архитектор модерна Федор Осипович Шехтель (1859-1926), он построил здание МХАТа и особняк Рябушинского (1900-1902) – произведения наиболее типичные для чистого модерна.

Музыка В конце 19-начале 20 века (до 1917) – период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделен от предыдущего каким-либо резким переломом: в это время продолжают творить М.А Балакирев, Ц.А.Кюи, лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся к 90-м годам 19в. и первому десятилетию 20в. На смену им приходят наследники и продолжатели традиций: С.Танев, А.Глазунов, С.Рахманинов. В их творчестве чувствуются новые времена, новые вкусы. Произошли изменения и в жанровых приоритетах. Так, опера, занимавшая более 100 лет главное место в русской музыке, отошла на второй план. А роль балета, наоборот, выросла. Дело П.И.Чайковского – создание прекрасных балетов продолжил Александр Глазунов (1865-1936) – автор замечательной “Раймонды” (1897), “Барышни-крестьянки” (1898).

Широкое развитие получили симфонические и камерные жанры. Глазунов создал восемь симфоний и симфоническую поэму “Степан Разин” (1885)1. Сергей Иванович Танеев (1856-1915) сочиняет симфонии, фортепианые трио и квинтеты. А фортепианные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства.


Образование . В обстановке революционных событий 1905г Министерство народного просвещения внесло во 2 ГД проект закона «О введении всеобщего начального образования в Российской империи» Однако этот вопрос так и не был решен в дореволюционной России. На рубеже 19-20 в России только начался переход ко всеобщему неполному среднему образованию молодежи в объеме 7-8 классов. В Западной Европе в конце 19 в было обеспечена всеобщая грамотность населения. Грамотность же в России составляла 40%, т.е. большинство населения оставалось безграмотным, особенно крестьяне.

Число университетов практически не изменилось, в 1909 появился только 1 университет в Саратове. Количество студентов увеличилось с 14 тыс до 35 тыс в 1907г.

Распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В. Бехтерева, Вольная высшая школа П. Лесгафта. В них преподавали видные ученые И. Павлов, М. Ковалевский, В. Семевский, Е. Тарле. Многие из них работали безвозмездно. Открывались педагогические заведения. Женский педагогический институт в Петербурге 1903г.

Значительно расширилось женское образование. 30 высших женских учебных заведений. В 1900г вновь открываются Высшие женские курсы В. Герье, закрытые в годы реакции 1888г. в 1908 начали работать высшие женские сельскохозяйственные курсы, которыми руководил Д. Прянишников. Все они содержались на частные или общественные средства. Правительство вынуждено было признать право женщин на высшее образование – закон 1911г в 1912 состоялся первый Всероссийский съезд по женскому образованию, который, в частности, принял резолюцию ос совместном обучении в высших учебных заведениях.

Появляются и внешкольные образования. Кроме воскресных школ, появляются рабочие курсы. Наибольшую известность получили Пречистенские рабочие курсы в Москве 1897г на средства В. Морозовой, владелицы Тверской мануфактуры. Преподаватели – И. Сеченов, В. Волгин, В. Пичета.

Возникали народные университеты и просветительские рабочие общества. 1096г созданы народные университеты. В Москве народный университет открыт на деньги либерала А. Шанявского. Университет имени Шанявского сыграл большую роль в демократизации высшего образования. В него мог поступить каждый с 16лет. Обучение осуществлялось по вечерам на 2 отделениях – научно-популярном (в объеме гимназии) и академическом. Окончившие последнее получали диплот о высшем образовании. В 1913-1914г в Университете Шанявского учился С. Есенин.

Книгоиздание. Главные центы книгоиздания в Москве и С-П. Россия занимает 3 место в мире после Германии и Японии. Среди журналов особое значение приобрели ежедневники: «Нива» А. Маркса 1870г. Лучшим педагогическим журналом стал «Вестник воспитания».1907 в России выходит библиографический журнал «Книжная летопись», в котором учитывалась вся выходившая в свет литература.

В конце 19в в России началась деятельность крупнейших книгоиздателей России – А. Суворина, И. Сытина. С 80г выходит Суворинская «Дешевая библиотека». Сытин выпустил серию «Библиотека для самообразования». Сытин стал крупнейшим монополистом в издательском деле. Через офеней миллионы букварей, учебников, библиотек для самообразования, популярных календарей, детских книг расходились по России.

Много для развития библиотек сделали земства. Из 10тыс библиотек в 1904г 4,5 тыс были организованы земствами. Общедоступные или публичные библиотеки существовали в виде коммерческих, народных библиотек, кабинетов для чтения.

Наука. Академия наук с разветвленной системой научных институтов, университеты с многочисленными научными обществами, всероссийские съезды ученых представляли центры научных сил страны. Издания научно-популярной литературы, периодики («Вокруг света», «Природа», «Наука и жизнь»), публичные лекции известных ученых содействовали развитию наук и распространению научных знаний.

В начале столетия авиационной промышленности практически не существовало. Несмотря на то, что еще в конце 19 в сконструирован русский самолет. Правительство предпочитало покупать иностранные. Только в 1913г в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые самолеты русской конструкции «Русский Витязь» и «Илья Муромец». Успехи авиации связаны с именами конструкторов конструктора И. Сикорского, летчиков П. Нестерова и С. Уточкина. 1911г Г. Котельников создал ранцевый парашют.

В 1903 г в журнале «Научное обозрение» К. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой изложил теорию движения ракет. Таким образом, в своих последующих работах заложил теоретические основы космических полетов, обосновал возможность использования ракет для межпланетных полетов. Он является основоположником современной космонавтики.

В физике обнаружены рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома, открыт теоретический синтез, появились новые науки, относительно таких понятий как пространство и время (теория относительности), новые концепции наследственности, лежавшие в основе генетики.

П. Лебедев, создатель русской научной школы физики, доказал существование давления света. Б. Голицын считается основоположником сейсмологии как науки.

Трудами В. Вернадского заложены основы таких наук как геохимия, биогеохимия, радиогеология. Русский ученый физиолог И. Павлов создал учение об условных рефлексах. 1904г за исследования в области физиологии пищеварения Павлову первому их русских ученых - присуждена Нобелевская премия. В 1908г И. Мечников был удостоен этой высшей награды за исследование иммунологии и инфекционных заболеваний.

В области гуманитарных наук работали экономист, историк Туган – Барановский, историк С. Платонов, В. Семевский, литературоведы С. Венгеров, А. Пыпин, библиограф Н. Рубакин.

В анчале 20в в России распространяется марксизм. Ленин. Русская религиозная философия – В. Соловьев, С. Булкаков, П. Флоренский.

Декадентство понятие мировоззренческое явилось как реакция против материализма. Модернизм – новое направление, рожденное в 20в, новое по сравнению с реализмом предшествующего столетия.

Литература. Л Толстой 1899г опубликовал свой последний роман «Воскресение» - протест против общественного зла и социальной несправедливости. Толстой не поддержал модернизм. Развивается символизм . Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Мережковский, А. Блок. Основоположники акмеизма _от греческого – цветущая пора, Н. Гумилев, С. Городецкий, А Ахматова, О. Мандельштам (культ реального земного бытия в отличие от символистов). Футуризм (абсолютная свобода)В. Каменсикй, В. Маяковский, Северянин, Асеев, Пастернак

Лучшие свои произведения создали А. Чехов «Моя жизнь» «Дама с собачкой» «Дом с мезонином», «Вишневый сад», «Чайка». Начинался творческий путь Горького. Свой первый роман «Макар Чудра» он опубликовал в 1892г «Песнь о соколе», «Буревестник».

В литературу пришли молодые писатели: 1893г первый роман И. Бунина «Танька», А. Куприн «Олеся». Они представители реализма.

Новым явление стала пролетарская поэзия – социальный оптимизм и романтический пафос. 1906г М Горький «Мать». Новокрестьянские поэты С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков).

Театр . 1898г открывается Художественный театр в Москве. У истоков его стояли К. Станиславский и В. Немирович- Данченко. 1898г на сцене «Эрмитажа» состоялось первое представление пьесы А. Толстого «Царь Федор Иванович». Подлинное рождение художественного театра произошло в декабре 1898 постановки чеховской «Чайки». В 1902 на средства российского мецената С. Морозова было выстроено здание Художественного театра в Москве (арх. Ф. Шехтель)

Кинематограф. В 90г в России появляется кинематограф, одновременно с изобретением его во Франции братьями Люмьер. Первые хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896г с начала в Петербурге в увеселительном саду «Аквариум», и через несколько дней в Москве. Первый русский кинопредприниматель А. Ханжонков в 1907-8г начал производство игровых фильмов, построил кинофабрику, ряд кинотеатров, в том числе «Художественный» и «Москва». Первыми игровым фильмами были «Пиковая дама» и «Отец Сергий» (реж. Я. Протазанов).

Музыка. 1 906г в Москве при содействии С. Танеева открыта народная консерватория. «Знаменем времени» стало усиление лирического начала в музыке. Н. Римский – Корсаков – основной хранитель традиций «Могучей кучки» - написал полную лиризма и драматизма оперу «Царская невеста» 1898г.

Музыкальные новации связаны с творчеством С. Рахманинова и А. Скрябина. Центрами музыкальной жизни были Мариинский и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства связаны с деятельностью частной оперы в Москве - С. Мамонтов, С. Зимин. На сцене частной оперы Мамонтова раскрылся талант Ф. Шаляпина.

Русские сезоны в Париже организованы С. Дягилевым. Русское искусство получило мировое признание.

Живопись. Постепенно уходит в прошлое передвижничество. Развивается модернизм и импрессионизм. Появляются новые имена М. Врубель (фантастический сказочный мир, тяготевший к символике), К. Коровин (импрессионизм – «У балкона»), М. Нестеров (религиозно – мистические настроения «Видение отроку Варфоломею»), В. Серов(поэзия прекрасной человеческой личности – «Девочка с персиками»). Знамениты портреты Серова – Ф. Шаляпин И. Морозов Николай Второй. Для художников и композиторов этого времени характерен повышенный интерес к Древней Руси (В. Васнецов, Н. Рерих, И. Стравинский).

1899г появилось широкое культурно- эстетическое движение «Мир искусства». Оно открыло для современников Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова, Ф. Толстого

Почта. Сложилось управление почтового обслуживания. 35 постовых округов. В столицах появляются почтамты, в губерниях и уездах – почтовые конторы во главе с почтмейстерами. Через почту распространяются газеты и журналы. Новым стало появление открытого письма – открытки 1871г

Телеграф, Телефон . Опыт по устройству телеграфа связан с П. Шиллингом и Б.Якоби. 1832 Шиллинг изобрел телеграф. Первая линия телеграфа между Москвой и Петербургом в 50г 19в. 1881 телефон в Нижнем Новгороде. 1916г в Москве появились телефоны-автоматы.

В канун революционных событий 1917г Россия обладала богатейшим культурным наследием, культурными ценностями мирового уровня.

Культура конца 19 века.

Особенности. Культура этого периода отразила всю сложность и противоречивость эпохи. Это время русского серебряного века или русского духовного ренессанса, взлета духовности. Настроение стабильности 80г сменяется состоянием психической напряженности, ожиданием «великого переворота» – Л. Толстой. Огромное влияние оказала революция 1905-7г. Особенностью является развитие различных форм объединения деятелей культуры, идея синтеза культуры – «Мир искусства», журнал «Весы» (редактор В. Брюсов), «Золотое руно» (Н. Рябушинский)

Это время – начало Религиозно-философских собраний. Цель – создание открытого общества людей религии и философии для обсуждения вопросов церкви и культуры. Период после революции породил новое направление – богоискательство Д. Мережковский, Вл Соловьев. Некоторые авторы (А. Луначарский В. Базаров) пытались соединить социализм с религией. 1908 Луначарский выпустил книгу «Религия и социализм» 1908г. С критикой богоискательства выступал В. Плеханов и В. Ленин. Важной проблемой была проблема отношения интеллигенции и народа.

Для того чтобы хорошо понимать особенности русской культуры на рубеже XIX-XX вв., нужно иметь представление о характере отечественного права, экономики и политики этого периода. Это имеет ключевое значение. Роль русской культуры невозможно переоценить. Благодаря петровским реформам в империи утвердилась а также законодательное оформление бюрократии. В особенности это отразилось на "золотом веке" Екатерины II.

События начала XIX столетия

Век ознаменовала министерская реформа Александра I. На практике проводилась она для того, чтобы укрепить феодально-абсолютистский порядок. В то же время необходимо учитывать влияние нового "духа времени". Прежде всего, прослеживается отражение Великой французской революции на всей русской культуре. Любовь к свободе является одним из ее архетипов. Она воспевается всей русской поэзией, начиная от Цветаевой и заканчивая Пушкиным. После того как были учреждены министерства, произошла дальнейшая бюрократизация управления. Кроме того, усовершенствовался центральный аппарат Российской империи. Учреждение Государственного совета - важнейший элемент европеизации и модернизации всей системы. Его главными функциями являются: обеспечение единообразия юридических норм и централизация законодательного дела.

Золотой период

Русская культура конца 19 - начала 20 века развивалась весьма интенсивно. Сильное воздействие на этот процесс оказали передовые западноевропейские мысли и мировой революционный прогресс. Также сказалась тесная взаимосвязь русской культуры с другими. Это был период, когда развивались французский и Данные идеи стали очень популярными на территории государства. Русская культура начала 19 века испытывала сильное влияние наследия, оставшегося от предыдущих поколений. Новые ростки творчества в литературе взошли именно благодаря ему. Это также относится к сферам культуры, живописи и поэзии. Произведения Ф. Достоевского, П. Мельникова-Печерского, Н. Лескова и Н. Гоголя пронизаны традициями древнерусской религиозной культуры. Также нельзя не отметить творчество других литературных гениев, чье отношение к православным течениям было более противоречивым. Речь идет о А. Блоке, Л. Толстом, А. Пушкине и так далее. В их творчестве прослеживается неизгладимая печать, которая свидетельствует об их православных корнях. Также нельзя забывать скептического И. Тургенева. В его произведении "Живые мощи" представлен образ народной святости. Также огромный интерес вызывает русская художественная культура того времени. Речь идет о картинах К. Петрова-Водкина, М. Врубеля, М. Нестерова. Истоки их творчества кроются в православном иконописании. Древнее церковное пение стало ярким явлением истории музыкальной культуры. Сюда также можно причислить позднейшие опыты С. Рахманинова, П. Чайковского и Д. Бортнянского.

Основные вклады

Русская культура конца 19 - начала 20 века впитывала в себя лучшие достижения других народов и стран. При этом она не теряла свою самобытность. Кроме того, оказывалось существенное влияние на развитие других культур. Что касается истории европейских народов, то она оставила немалый след. Прежде всего, речь идет о религиозной русской мысли. Она формировалась под влиянием Запада. В свою очередь, западноевропейская культура испытывала влияние богословия и философии. В особенности это прослеживается в первой половине XX века. Весомый вклад в развитие русской культуры внесли труды М. Бакунина, Н. Бердяева, П. Флоренского, В. Соловьева, а также многих других. Нельзя забывать и о "грозе двенадцатого года". Речь идет о сильном толчке к развитию русской культуры. Отечественная война неразрывно связана с ростом и формированием "декабризма". Также это повлияло на традиции русской культуры. В. Белинский писал о том, что тот год потряс всю страну, при этом возбудил народную гордость и сознание.

Особенности исторического процесса

Его темп был заметно ускоренным. Это обусловлено вышеописанными факторами. Полным ходом шла дифференциация разных областей культурной деятельности. В особенности это прослеживается в науке. Также усложнялся сам культурный процесс. Отмечалось большее взаимовлияние различных сфер. В частности, это относится к музыке, литературе, философии и так далее. Также нельзя не отметить того, что усилились процессы взаимодействия между составляющими элементами национальной культуры. Это официальная ее часть, которая опекалась государством, и область народных масс (то есть фольклорный пласт). Последняя является выходцем из недр восточнославянских родоплеменных союзов. Этот пласт сформировался еще в Древней Руси. Он полноценно существовал в течение всей отечественной истории. Что касается недр официально-государственной культуры, то здесь прослеживается наличие "элитарной" прослойки. Она обслуживала господствующий класс. В первую очередь это относится к царскому двору и аристократии. Данная прослойка была довольно восприимчива к иноземным новшествам. В этом случае целесообразно упоминание романтической живописи А. Иванова, К. Брюллова, В. Тропинина, О. Кипренского и остальных известных художников XIX столетия.

Влияние XVIII столетия

В первой его половине появились интеллигенты-разночинцы. К концу века выделилась особая социальная группа. Речь идет о крепостной интеллигенции. Туда входили поэты, музыканты, архитекторы и живописцы. Если в начале столетия ведущие роли принадлежали дворянской интеллигенции, то в конце - разночинцам. В состав этого слоя начали вливаться выходцы из крестьян. В особенности это ощущалось после отмены крепостного права. К разночинцам можно было отнести образованных представителей демократической и либеральной буржуазий. Нельзя было сказать, что они принадлежали к дворянству. Скорее, их можно отнести к крестьянству, купечеству, мещанству и чиновничеству. Этим и подтверждаются такие важные особенности русской культуры, как начало ее демократизационных процессов. Их суть заключается в том, что образованными деятелями становились не только члены привилегированных сословий. Тем не менее, ведущее место по-прежнему принадлежало им. Увеличивалось число ученых, композиторов, художников, поэтов, писателей из непривилегированных слоев. В частности, это относится к крепостному крестьянству, причем преимущественно из круга разночинцев.

Плоды XIX столетия

Искусство русской культуры продолжает активно развиваться. Литература становится ведущей ее областью. Прежде всего, здесь прослеживается влияние прогрессивно-освободительной идеологии. В сущности, многие произведения того периода наполнены революционными, боевыми призывами, а также политическими памфлетами. В этом заключено важнейшее значение русской культуры. Она очень вдохновляла передовую молодежь. Чувствовалось царствование духа борьбы и оппозиционности. Он пронизывал произведения прогрессивных писателей. Таким образом, литература стала одной из активнейших сил общества. Можно взять, к примеру, богатейшую мировую классику и произвести сравнение русской культуры. Даже на ее фоне литература прошлого века выступает исключительным явлением. Толстовскую прозу и пушкинскую поэзию можно назвать настоящим чудом. Ясная Поляна стала интеллектуальной столицей неслучайно.

Вклад А. Пушкина

Трудно сказать, какой была бы культура России без него. А. Пушкин - основатель отечественного реализма. Достаточно вспомнить "Евгения Онегина". Данный роман в стихах был назван знаменитым критиком энциклопедией русской жизни. Это наивысшее выражение реализма в произведениях гения. Также к выдающимся образцам данного направления литературы можно отнести повести "Дубровский", "Капитанская дочка", драму "Борис Годунов". Что касается мирового значения Пушкина, то оно неразрывно связывается с пониманием универсального значения традиции, которая была создана им самим. Он проложил литературную дорогу для А. Чехова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Тургенева, Н. Гоголя, М. Лермонтова. Она стала полноправным фактом русской культуры. Кроме того, эта дорога представляет собой важнейший момент духовного развития человечества.

Вклад Лермонтова

Его можно назвать преемником и младшим современником Пушкина. В первую очередь стоит выделить "Героя нашего времени". Нельзя не отметить его созвучия с романом "Евгений Онегин". Между тем "Герой нашего времени" - вершина лермонтовского реализма. Его творчество представляет собой высшую точку эволюции поэзии послепушкинского времени. Благодаря этому были открыты новые пути для развития отечественной прозы. Творчество Байрона - основной эстетический ориентир. Русский романтический индивидуализм подразумевает наличие культа титанических страстей. Также сюда можно отнести лирическую экспрессию и экстремальные ситуации, которые сочетаются с философским самоуглублением. Таким образом, становится понятным тяготение Лермонтова к лироэпической поэме, романсу и балладе. Особое место в них занимает любовь. Также не стоит забывать о "диалектике чувств" - лермонтовском методе психологического анализа, который внес весомый вклад в последующую литературу.

Изыскания Гоголя

Его творчество развивалось в направлении от романтических форм к реализму. Творения Гоголя многое привнесли в развитие русской литературы. В качестве примера можно взять "Вечера на хуторе близ Диканьки". Здесь воплощена концепция Малороссии - этакий славянский Древний Рим. Он словно целый материк на карте вселенной. Диканька - его своеобразный центр, средоточие национальной судьбы и духовной специфики. Кроме того, Гоголь основал "натуральную школу". Речь идет о критическом реализме. Русская культура 20 века ознаменовалась всемирным признанием Гоголя. С того самого момента он стал действующим и возрастающим элементом мирового литературного прогресса. Его творчество имеет глубокий философский потенциал, который обозначается постепенно.

Вклад Толстого

Его гениальное творчество заслуживает особого внимания. Оно стало новым этапом в развитии мирового и русского реализма. Прежде всего, стоит выделить мощь и новизну толстовского творчества. Здесь очень многое зависело от демократических корней его деятельности, нравственных поисков и миросознания. Реализм Толстого отличает особая правдивость. Также нельзя не выделить прямоту и откровенность тона. Следствием этого становится резкое обнаружение социальных противоречий и сокрушительная сила. "Война и мир" - особое явление в мировой и русской литературе. Это уникальный феномен искусства Толстого. Речь идет о гениальном сочетании многофигурной эпической "фрески" и психологического романа с размахом. Первая часть произведения была напечатана уже очень давно. За это время сменилось несколько поколений читателей. Тем не менее, "Война и мир" продолжает оставаться актуальным произведением для всех возрастов. современный писатель, назвал данное произведение вечным спутником человека. Оно посвящено губительной войне XIX столетия. В нем утверждается нравственная идея торжества жизни над смертью. Русская культура 20 века предавала этому колоссальную значимость.

Изыскания Достоевского

Остается поразиться их титаническому характеру. Достоевский является великим русским писателем. Его нравственные изыскания несколько отличаются от толстовских. Прежде всего это проявляется в отсутствии анализа эпических масштабов. То есть описания происходящего нет. Приходится "уйти в подполье". Только так можно увидеть то, что происходит на самом деле. Благодаря этому есть возможность взглянуть на самих себя. У Достоевского была потрясающая способность, которая заключалась в проникновении в самую суть человеческой души. В результате им было дано описание современного нигилизма. Этот настрой ума был охарактеризован им неизгладимо. Читателей до сих пор завораживает необъяснимая точность и глубина. Что касается античного нигилизма, то он был неразрывно связан с эпикурейством и скептицизмом. Его идеал представляет собой благородную безмятежность. Также это относится к достижению спокойствия духа перед превратностями фортуны.

Александр Македонский в свое время глубоко впечатлился нигилизмом Древней Индии. То же самое почувствовало и его окружение. Если брать в расчет философское отношение, то это несколько похоже на позицию Пиррона из Элиды. Результатом становится созерцание пустоты. Что касается Нагарджуны, то для него и его последователей нигилизм представлял собой преддверие религии.

Современное течение несколько отличается от прошлого. Его основой по-прежнему является интеллектуальная убежденность. Это не благословенное состояние невозмутимости или философской бесстрастности. Скорее, речь идет о неспособности к созданию и утверждению. Это не философия, а духовный изъян.

Основные этапы расцвета музыкального искусства

XIX столетие отличилось интенсивным развитием литературы. Наряду с этим ярко засверкала музыкальная культура России. При этом она находилась в тесном взаимодействии с литературой. Так, русская художественная культура интенсивно обогащалась. Появлялись совершенно новые образы. Эстетический идеал Римского-Корсакова находится в основе его музыкального творчества. Прекрасное в искусстве является для него безусловной ценностью. Его оперы наполнены образами высокопоэтического мира. Это наглядно показывает то, что искусство имеет двойственную силу. Оно преображает и покоряет человека. У Римского-Корсакова эта функция искусства соединяется с его представлением о качестве средства для нравственного совершенствования. Данный культ неразрывно связан с романтическим утверждением Человека-творца. Он вовлечен в противостояние с отчуждающими тенденциями прошлого. Эта музыка возвышает все человеческое. Ее цель - принести спасение от "страшных обольщений", которые присущи буржуазному веку. В этом еще одно значение русской культуры. Благодаря ей приносится польза обществу и приобретается великая гражданская цель. Творчество П. Чайковского внесло огромный вклад в расцвет отечественной музыкальной культуры. Он написал множество прекрасных произведений. Опера "Евгений Онегин" носила экспериментальный характер. Кроме того, сам автор трактует ее как "лирические сцены". Новаторская сущность оперы заключается в отражении новой передовой литературы.

Русская культура начала 20 века

Необходимо отметить, что на рубеже XIX-XX вв. в стране происходили достаточно сложные исторические и политические события. Именно благодаря им русская культура начала 20 века обогатилась многообразием форм и направлений. Она обрела новые тенденции, которые требовали осмысления возникших социальных и нравственных проблем. Следует сказать, что к началу XX столетия Россия была страной с большим количеством безграмотного населения. Образовательная система включала три ступени: высшую, среднюю и начальную. Развитие последней началось благодаря инициативе демократической группы общества. В результате стали возникать школы обновленного типа. Русская культура конца 19 - начала 20 века оказала большое влияние на развитие образования и повышение грамотности населения. Среди передовых учебных заведений следует отметить рабочие просветительские общества и курсы, а также народные дома. Русская культура конца 19 - начала 20 века оказала влияние не только на жизнь внутри государства, но и за его пределами.

Этот период отмечен сложностью социокультурной обстановки в России. Эпоха русско-японской и первой мировой войн, трех революций, грозных катастроф и социальных взрывов.

В то же время конец XIX – начало XX вв. отмечены достижениями научно-технического прогресса. Внедрение электричества в промышленность, появление автомобилей и аэропланов, открытие радио- и рентгеновских волн – все меняло облик страны, быт людей. В начале века появились первые русские города более чем с миллионным населением. С весны 1896 г. сначала в Петербурге и Москве, а затем и в других крупных городах (в 1903 – 1904 гг) стал функционировать кинематограф. К 1913 г. в России насчитывалось более 1400 кинотеатров.

Общий процесс развития русского искусства протекал противоречиво, поражая многообразием художественных методов, школ, направлений,

В русской художественной культуре этот период получил название Серебряного века , наступившего вслед за Золотым, воплотившим высшие достижения русского искусства.

Своеобразие художественной культуры Серебряного века можно охарактеризовать как параллельное развитие реалистического направления и ряда нереалистических тенденций, объединённых именем авангарда. Как утверждает искусствовед В. Ванслов: «В XX веке реализм и авангардизм оценивали в борьбе и взаимоотрицании».

Художественную значимость и плодотворность сохраняет реализм. Достаточно привести в пример творчество Л.Н. Толстого (1898 – 1910) – драматургия («Плоды просвещенгия» ­ 1891; «Живой труп» – 1900; проза – «Крейцерова соната» ­ 1891; «Отец Сергий» – опубл. в 1912, «Хаджи-Мурат» – опубл. 1912; религиозно-философские искания – «Исповедь» ­ опубл. В 1906 г. и другие.

На рубеже веков реалистические тенденции с элементами импрессионизма воплощаются в прозе и драматургии А.П. Чехова (1860 – 1904), связанный с Московским художественным театром, творчеством К. Станиславского и В. Немировича-Данченко: проза – «Палата N 6» – 1892, «Дом с мезонином» – 1896; «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник» ­ все в 1898; драматургия – «Дядя Ваня», «Чайка» ­ 1896; «Три сестры», «Вишнёвый сад» – обе 1904.

Развивают реалистические тенденции русской классической литературы А. Куприн, И. Бунин, В. Вересаев. В наши дни их направление получило название неореализма .

А. Куприн (1870 – 1953) – «Листригоны» (1907-1911); «Гамбринус» – 1907, «Гранатовый браслет» – 1911, «Анафема» – 1913. Следует отметить, что Куприн жил в Крыму в Балаклаве; именно её жителям-рыбакам посвящена повесть «Листригоны» 1907-1911.

И. Бунин (1870 – 1953) – Нобелевский лауреат, с 1920 в эмиграции. В России: «Антоновские яблоки» – 1900, «Господин из Сан-Франциско» – 1915, «Лёгкое дыхание» – 1910 и другие. В то же время И. Бунин – выдающийся поэт: «Листопад», 1981; певец любви («Тёмные аллеи» и другие), блестящий стилист, мастер языка.

В. Вересаев (1867 – 1945) в повестях и рассказах "Без дороги" – 1895, "Поветрие" – 1989, "Два конца" – 1899-1903, "Записки врача" – 1901 и других поставил вопросы о судьбе русской интеллигенции переломного периода. Романы Н.Г. Гарина-Михайловского (1852 – 1906; "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры"). "История моего современника" (опубликовано в 1922 году) В.Г. Короленко (1853 – 1921) явились достоверным повествованием о духовной жизни и исканиях русской молодежи.

В этот период начинается творческий путь М. Горького (1868 – 1936), создающего на рубеже веков реалистические повести, рассказы и романы ("Фома Гордеев", – 1899, "Трое" – 1901) и пьесы ("Мещане" – 1902, "На дне" – 1902, "Дачники" – 1905, "Враги" – 1906 и другие). По инициативе Горького организуется издательство "Знание", объединяющее писателей-реалистов (Н. Телешов, А. Серафимович, И. Шмелев, Е. Чириков и другие). В то же время М. Горький – автор романтических произведений: «Сказки об Италии», 1911 – 1913, «Старуха Изергиль», 1895 и другие.

Наряду с реализмом, неореализмом в литературе рубежа XIX – XX вв. и в Европе, и в России формируются нереалистические направления, в том числе символизм . Концепция символизма объединила поэтов двух поколений:

«старшие» символисты (поэты 90-х гг.): З. Гиппиус (1869 – 1921), Д Мережковский (1865 – 1911), В. Брюсов (1873 – 1924), Ф. Сологуб (1865 – 1941) и другие.

«младшие» символисты – поколение 1900-х гг.: А. Блок (1880 – 1949), А. Белый (1880 – 1934), Вяч. Иванов (1866 – 1949) и другие.

Вслед за Рембо, Маларие, Бодлером русские символисты, основываясь на поэтике символа, стремились воссоздать ирреальное художественное пространство, эффект неопределённости, что сближало их с поэтикой романтизма. Провозглашалось творческое начало (теургия, жизнетворчество), взаимозаменяемость способность к синтезу искусств (С. Булгаков: «...всякое искусство в глубине своей есть всеискусство...», Ш. Бодлер – закон «всеобщей аналогии»). Философской основой стали идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и других.

Объединяло столь различных мастеров учение Вл. Соловьёва : идеи «цельного творчества», подчинение материи идеальному божественному началу.

К. Бальмонт – «В безбрежности», 1895; «Будем как солнце», 1902;

А. Белый – «Золото в лазури», 1904; «Северная симфония, 1904;

А. Блок – «Возмездие», 1908 – 1913; «Стихи о Прекрасной Даме», 1904, 1905; «Соловьиный сад», 1915 и другие.

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее ­ увековечить,

Безличное ­ вочеловечить,

Несбывшееся ­ воплотить!

А. Блок, «Ямбы»

В развитии форм, музыкальности языковых средств русского стиха, в обогащении "страны русской поэзии" А. Блок, В. Брюсов, в лучших произведениях А. Белый, К. Бальмонт, Ф. Сологуб многое сделали и по праву утвердились как значительные мастера. Творчество А. Блока составило эпоху в русской культуре (циклы "Возмездие", "На поле Куликовом", "Родина", "Ямбы" и др.), отразив сложности и противоречия русского искусства этого периода.

Новое направление русского модернизма–акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) представляли крупнейшие поэты XX века. Манифестом акмеизма явилась статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм», отразившая его художественную направленность. Одной из форм организации стал «Цех поэтов», к которому принадлежали: Н. Гумилёв (1886 – 1921), А. Ахматова (1889 – 1966), О. Мандельштам (1891 – 1938).

В центре эстетики акмеистов – проблема величия слова, благоговейное отношение к родному языку. Программным явилось стихотворение Гумилёва «Слово»:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонил лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом
Словом разрушали города…

Судьба этих поэтов трагична: Н. Гумилёв был расстрелян (1921 г.), в лагерях скончался О. Мандельштам (1938 г.).

Анна Ахматова в более поздних произведениях – «Реквием », «Поэма без героя » отразила трагизм эпохи 30-х гг. XX века. Она была признана великим русским поэтом, стала совестью поколения.

В грозном военном 1942 г., 23 февраля, она написала стихи в которых русское слово назвала достоянием народа, символом его мужества и бессмертия.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, ­
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Бурно развивается направление, получившие название русского авангарда. Из направлений авангарда в России наибольшее развитие получил футуризм , впоследствии преобразованный в кубофутуризм.

В предыдущих разделах книги было отмечено, что родиной футуризма была Западная Европа, а его основоположник – Томазо Маринетти, молодой итальянский поэт, опубликовавший в 1909 г. в Париже «Первый манифест футуризма». «Главным элементом нашей поэзии – заявил Маринетти, – будут храбрость, дерзость и бунт».

Автор позиционировал «наступательное движение», не только «гимнастический шаг» как определяющие особенности своего направления, но даже скорость «гоночного автомобиля», объединяя всё это «красотой быстроты» и динамизмом, разрушительной силой.

Русский футуризм, хотя и был во многом схож с итальянским, но не был столь монолитен. В. Маяковский (1893 – 1930), В. Хлебников (1885 – 1922), А. Кручёных (1886 – 1968), наконец, Д. Бурлюк (1883 – 1967), получивший прозвище «отец футризма», были яркими индивидуальностями, экспериментаторами. После посещения Маринетти России (1914 г.) Д. Бурлюк и В. Каменский опубликовали письмо, где утверждали: «Мы с итальянскими футуристом ничего общего, кроме клички, не имеем».

Футуристы ставили задачу создания «синтетического» искусства», объединяющего все виды художественной деятельности. Исходя из этого синтетичность, синтез искусств – отличительные черты творческого стиля мастеров-футуристов.

Они были и поэты, и художники, и деятели театра.

Я сразу смазал карту дубня,

Плеснувши краску из стакана,

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

В. Маяковский (1913)

Футуристы занимались языкотворчеством (В. Маяковский, В. Хлебников), поисками новых живописных форм (Д. Бурлюк, А. Крученых, А. Экстер, М. Гончарова, В. Ларионов и другие), проводили диспуты, организовывали выставки. Плодотворным явилось обращение к примитивизму , народному лубку . Художники – авангардисты особое внимание уделял проблемам формы: композиционные решения, цвет и линия, ритм, фактура и т. п.

Характеризуя своеобразие русского авангарда, Дм. Сарабянов подчеркивал, что его деятели решали «общие проблемы бытия»: соотношения земного и космического (Малевич), приоритета духовного над материальным (Кандинский), единства человечества в его историческом, современном и будущем состоянии (Филонов), реализации человеческой мечты в «её слиянии с людской памятью (Шагал). «Эти проблемы решались не в философски трактах, а в живописных формулах, а эти формулы получили философскую окраску». Футуризм в русской поэзии нашел выражение в творчестве Д. Бурлюка (1882 – 1967), В. Хлебникова (1885 – 1922), А. Крученых (1886 – 1968). Ярчайшим поэтом, в творчестве которого отразились черты футуризма, явился В. Маяковский (1893 – 1930), расширивший границы своей поэзии, ставшей криком боли завоеванного городом человека ("Владимир Маяковский", "Облако в штанах" и другие)

Певцом родной природы, выразителем сокровенных тайн человеческой души явилась поэзия С. Есенина (1895 – 1925): сборники «Радуница » ­ 1916; «Голубень » ­ 1918, «Персидские мотивы » ­ 1925, поэмы «Анна Снегина » ­ 1925, «Черный человек » ­ 1926 и другие. Мир человека и мир природы в поэме С. Есенина неразделимы. Он проникновенно писал:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек

Недолгий жизненный и творческий путь поэта отразил и противоречия действительности, и сложности его личности. Но основным направлением его поэзии всегда была любовь к Родине, её культуре, природе, к русскому слову:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, ­
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".

В культурной жизни России конца XIX – начала XX вв. значительным событием явилось создание Московского Художественно-общедоступного театра К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко . Театр отстаивал реалистические принципы игры. Его репертуар составили пьесы А.Чехова, М. Горького, Л. Толстого, Г. Гауптмана, Г. Ибсена.

В этот период расцветает творчество замечательных актеров: М.Н. Ермоловой , А.П. Ленского , династии Садовских (Малый театр), М.Г. Савиной , В.Н. Давыдова , В.Ф. Комиссаржевской (Александрийский театр) и других. Оригинальностью трактовки и самобытностью отличались постановки Э. Мейерхольда в Александрийском театре, впоследствии создавшего свой коллектив.

Значительным явлением в художественной культуре России рубежа веков была деятельность первых кинорежиссеров, среди них – Я.А. Протазанов (1881 – 1945), плеяда популярных актеров (В. Холодная, И. Мозжухин, В. Максимов, В.Полонская).

Активно развиваетсямузыкальная жизнь. Высшее музыкальное образование было представлено Петербургской и Московской консерваториями, возникшими еще в 60-е гг. XIX века. Музыкальные училища в Киеве, Саратове, Одессе были преобразованы в 10-е гг. в консерватории. Активно действует Филармоническое общество в Москве, "Вечера современной музыки" в Петербурге, "Музыкальные выставки ".

Крупнейшими композиторами XX века стали С. Рахманинов (1873 – 1943), А. Глазунов (1865 – 1936), А. Скрябин (1872 – 1915). Новаторскими тенденциями была отмечена музыка И. Стравинского и молодого С. Прокофьева . Большую роль в пропаганде русского искусства за рубежом сыграли "Русские сезоны в Париже " С. Дягилева, где были представлены балеты Стравинского ("Жар-Птица", "Петрушка"), танцевали А. Павлова , М. Фокин и В. Нижинский , декорации писали А.Бенуа и А.Головин.

Многообразна и разнопланова была деятельность представителей пластических искусств – живописи, графики, архитектуры, скульптуры ,прикладного искусства. Одна из важнейших сторон художественной жизни России этого периода – обилие выставок (10 – 15 в год), расширение их географии (Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Казань, Саратов и другие). Продолжает свою деятельность Товарищество передвижных выставок, наряду с ним – Петербургское общество художников, Московское товарищество художников. С начала 1899 г. в Петербурге устраиваются выставки нового общества "Мир искусства ". Благодаря деятельности члена этого кружка С.Дягилева (1872 – 1929), русское искусство выходит за рубеж, и в России функционируют международные выставки.

Был открыт для зрителей Русский музей в Петербурге (1898); в августе 1892 г. П.Третьяков передал в дар городу Москве свою художественную коллекцию; в 1898 г. состоялась закладка здания Музея изящных искусств в Москве (ныне – Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). В Москве существовало несколько частных картинных галерей: П.Щукина, И.Морозова, А.Бахрушева и других

Развивается художественная критика, выступают молодые критики и историки искусства: А. Бенуа (1870 – 1960), И. Грабарь (1871 – 1960), много печатается Н. Рерих (1874 – 1947) и другие.

Реалистическое направление вживописи, как и в литературе, было весьма плодотворно. В конце XIX - начале XX вв. еще работали И. Репин , В. Суриков , В. Васнецов , В. Верещагин , В. Поленов и другие. В этот период расцвел талант В.А. Серова (1865 – 1911), который углубил содержание реализма и расширил его выразительные возможности ("Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем", портреты Горького, Ермоловой и других). Серов варьировал художественную манеру в зависимости от особенностей произведения, своеобразия натуры (портреты М.Морозова, банкира В.Гиршмана, княгини Орловой). Значительное место в его творчестве занимают исторические композиции ("Петр I"), мифологические сюжеты ("Похищение Европы", "Одиссей и Навзикая").

Один из выдающихся мастеров, прокладывавших новые пути в живописи, – К. Коровин (1864 – 1939), испытавший влияние импрессионизма ("Зимой", "Летом", "Розы и фиалки" и другие) Коровин создает декорации для спектаклей Русской частной оперы С. Мамонтова, императорских и Большого театра. Лучшие театральные работы Коровина связаны с национальной тематикой, с Русью, ее эпосом и сказкой, ее историей и природой.

Взволновано и одухотворено искусство М. Врубеля (1856 – 1910). Выразительность его произведений возрастает, благодаря динамичной живописи, мерцающему колориту, энергичному рисунку. Это и станковая картина, и книжная иллюстрация, и монументально-декоративное панно, и театральная декорация.

Одна из центральных в его творчестве – тема Демона , навеянная поэзией М. Лермонтова ("Демон сидящий", "Демон летящий", "Демон поверженный"). Былинные герои оживают в его панно "Микула Селянинович", "Богатырь". Прекрасны сказочные образы "Пана", "Царевны-Лебедь". Своеобразны и значительны портреты (С.Мамонтова, В.Борисова и других).

Поэтизация образов природы, человека нашла воплощение в творчестве В.Борисова-Мусатова (1870 – 1905).

Значительным явлением в русской художественной жизни было идейно-художественное объединение "Мир искусства ", в которое вошли А. Бенуа (1870 – 1960), К. Сомов (1869 – 1939), Л. Бакст (1866 – 1924), Е. Лансере (1875 – 1946), М. Добужинский (1875 – 1957). В двух видах искусства художники "Мира искусств" добились наиболее значительных успехов: в театрально-декорационном и в графике. Своеобразием станковой графики стали пейзажи старого Петербурга и его пригородов, а также портрет. Большой вклад в графику начала XX в. внесла А. Остроумова-Лебедева . Плодотворно работали в книжной графике И. Билибин, Д. Кардовский, Г. Нарбут и другие.

Талантливых мастеров объединил и "Союз русских художников " (1903 – 1923), в выставках которого принимали участие К.Коровин, А.Архипов, А.Васнецов, С.Малютин и другие, близкими "Союзу" по своим художественным позициям были А. Рылов, К. Юон, И. Бродский, А. Малявин. Пейзаж – главный жанр в искусстве мастеров "Союза русских художников". Они изображали природу и средней полосы России, и солнечного юга, и сурового севера, и древнерусские города, старинные усадьбы. Эти художники испытывали интерес к быстрому зрительному охвату мира, динамичной композиции, стиранию границ между композиционной картиной и натурным этюдом.

В десятилетие 1907 – 1917 гг. в искусство входят талантливые живописцы. З.Е. Серебрякова (1884 – 1967) развивала традиции Венецианова, великих мастеров Возрождения ("Жатва", "Беление холста"). Внутренней теплотой, художественной выразительностью отличаются ее портреты (автопортрет, портреты детей).

К.С. Петров-Водкин (1878 – 1939) увлекался древнерусским искусством, особенно иконописью. Это нашло отражение в картинах "Мать", "Утро", где образы крестьянок символизируют высокую одухотворенную нравственную чистоту. Новым явлением стала картина "Купание красного коня" (1912), отличающаяся лаконизмом композиции, динамикой пространства, классической строгостью рисунка и гармонией колорита, построенного на основных красках спектра.

С началом XX века связано формирование творчества М.С. Сарьяна (1880 – 1972). Его лаконичные произведения построены на ярких и цельных цветовых силуэтах, контрастах ритма, света и тени ("Улица. Полдень. Константинополь", "Финиковая пальма. Египет" и другие).

Одним из самых значительных явлений русского искусства начала XX века представляется творчество М.В. Нестерова (1862 – 1942). Художник обратился к миру идеально прекрасного, воспевал чистоту религиозного чувства. Огромную роль в произведениях Нестерова играет пейзаж, с которым связан внутренний мир его героев. Это "Пустынник ", "Видение отроку Варфоломею ", "Великий постриг " и другие. Складывается и мастерство Нестерова-портретиста. Большинство портретов художник пишет на фоне пейзажа (портрет дочери: фигура девушки в черной амазонке красивым силуэтом выделяется на фоне вечернего пейзажа, воплощая идеал молодости, красоты жизни и гармонии).

Заметное оживление в начале XX века испытываетскульптура, появилась плеяда крупных мастеров. П.П.Трубецкой (1866 – 1938) раскрыл свой талант в портретах ("Художник И.И.Левитан", портрет Л. Толстого). Широкую популярность приобрел памятник Александру III.

К ярким явлениям в русском искусстве рубежа XIX-XX вв. относится творчество А.С.Голубкиной (1864 – 1927). Ее искусство подчеркнуто одухотворено, наполнено глубоким содержанием и последовательно демократично. Она создает скульптурные портреты писателя А.Н.Толстого и простой женщины ("Марья", 1903). Ее излюбленный прием – резкая светотеневая моделировка, с помощью которой скульптор добивается особой динамики и эмоциональности образа.

Талантливый, самобытный и многогранный скульптор С.Г.Коненков (1874 – 1971) в этот период создал работы "Камнебоец", "Самсон", один из самых пленительных образов – "Нике" (1906). Большое место занимают традиции русского фольклора ("Старичок-полевичок" и др.).

Архитектура конца XIX – начала XX вв. отличается развитием стиля модерн; выдвинувшего задачу решительного обновления художественно-образного языка. Одной из важнейших творческих проблем стал синтез искусств. Характерная особенность модерна – переплетение творческих манер, различных тенденций. Модерн быстро эволюционировал. Для его ранней стадии были характерны формально-декоративные приемы, манерная орнаментация. На рубеже 1900 – 1910-х гг. усилились рационалистические тенденции. Поздний модерн характеризуется стремлением к простоте и строгости.

Один из ведущих мастеров модерна – Ф.О. Шехтель (1859 – 1926). Его основные работы – особняк С.П. Рябушинского; Ярославский вокзал (1902) – пример национального модерна ("неорусский стиль") и др.

Характерный образец раннего модерна – гостиница "Метрополь" (архитектор В.Ф. Валькот), фасады декорированы майоликовыми панно, исполненными по эскизам М. Врубеля и А. Головина. В Петербурге ­ особняк Кшесинской (А.И. фон Гюген), здание магазина Елисеева на Невском проспекте (Г.В. Барановский), Витебский вокзал (С.А. Бржозовский).

С 1910 х годов в архитектуре наблюдается стремление к возрождению традиции ансамблевой застройки эпохи классицизма. Представители неоклассики – И.А. Фомин (1872 – 1936), В.А. Щуко (1878 – 1939), А.В. Щусев (1873 – 1949) – автор Казанского вокзала в Москве.

На протяжении многовековой истории русское искусство изменялось, обогащалось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным, выражавшим национальный характер русской культуры.

Период второй полвины XIX — начале XX вв. по праву считается серебряным веком русской культуры (подробная таблица представлена ниже). Духовная жизнь общества отличается богатством и разнообразием.

Случившиеся после реформ Александра II перемены политического толка были не столь значительны, как перемены социальные и психологические. Получившие большую свободу и пищу для размышлений, учёные, писатели, философы, музыканты и артисты, казалось бы, стремятся наверстать упущенное время. По мнению Н. А. Бердяева, вступив в XX в. Россия пережила эпоху, сравнимую по значимости с Ренессансом, собственно это и есть время Ренессанса русской культуры.

Основные причины быстрого культурного роста

Значительному скачку во всех сферах культурной жизни страны способствовали:

  • новые школы, открывавшиеся в большом количестве;
  • увеличение процента грамотных, а соответственно читающих людей до 54% к 1913 г. среди мужчины и 26% среди женщин;
  • увеличение количества желающих поступить в университет.

Постепенно увеличиваются государственные расходы на образование. Во второй половине XIX в. государственная казна выделяет на образование 40 млн. рублей в год, а в 1914 г. не менее 300 млн. Увеличивается число добровольных образовательных обществ, посещать которые могли самые разные слои населения, количество общественных университетов. Всё это способствует популяризации культуры в таких сферах, как литература, живопись, скульптура, архитектура, развивается наука.

Культура России второй полвины XIX — начале XX вв.

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура в начале XX в.

Литература

Преобладающим направлением в литературе остаётся реализм. Писатели пытаются как можно более правдиво, рассказать о происходящих в обществе изменениях, обличают ложь, борются с несправедливостью. На литературу этого периода значительное влияние оказывает отмена крепостного права, поэтому в большинстве произведений преобладает народный окрас, патриотизм, стремление защитить права угнетённого населения. В этот период трудятся такие литературные корифеи, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. В 90-е гг. начинают свой творческий путь А. Блок и М. Горький.

На рубеже веков изменяются литературные пристрастия общества и самих писателей, появляются такие новые направления в литературе, как символизм, акмеизм и футуризм. XX в. – это время Цветаевой, Гумилева, Ахматовой, О. Мандельштама (акмеизм), В. Брюсова (символизм), Маяковского (футуризм), Есенина.

Огромной популярностью начинает пользоваться бульварная литература. Интерес к ней, собственно, как и интерес к творчеству, возрастает.

Театр и кино

Театр также приобретает народные черты, писатели, создающие театральные шедевры, пытаются отразить в них присущие этому периоду гуманистические настроения, богатство духа и эмоций. Лучшим

XX в. – время знакомства русского обывателя с кино. Театр не утратил своей популярности среди высших слоёв общества, но интерес к кино был куда большим. Изначально все фильмы были немыми, чёрно-белыми и исключительно документальными. Но уже в 1908 г. в России снимают первую художественную картину «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. фильм «Оборона Севастополя». Известнейшим режиссёром этого периода считается Протазанов. Ильмы снимают по произведениям Пушкина, Достоевского. Особой популярностью у зрителя пользуются мелодрамы и комедии.

Музыка, балет

До середины века музыкальное образование и музыка были достоянием исключительно ограниченного круга лиц — салонных гостей, домочадцев, театралов. Но ближе к концу века оформляется русская музыкальная школа. В крупных городах открываются консерватории. Первое такое заведение появилось ещё в 1862 г.

Происходит дальнейшее развитие этого направления в культуре. Популяризации музыки способствовала известная певица Дягилева, гастролировавшая не только по России, но и за рубежом. Русское музыкальное искусство прославили Шаляпин и Нежданова. Творческий путь продолжает Н. А. Римский-Корсаков. Развитие получила симфоническая и камерная музыка. Особый интерес у зрителя по-прежнему вызывают балетные выступления.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура, так же как и литература, не остались чужды веяниям века. В этой сфере преобладает реалистическая направленность. Известными художниками, такими как В. М. Васнецов, П. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Левитан, Рёриха, Верещагина, созданы красивейшие полотна.

На пороге XX в. многие художники пишут в духе модернизма. Создаётся целое общество живописцев «Мир искусства», в рамках которого трудится М. А. Врубель. Примерно в это же время появляются первые картины абстракционистской направленности. В духе абстракционизма создают свои шедевры В. В. Кандинский, К. С. Малевич. Известным скульптором становится П. П. Трубецкой.

В конце века наблюдается значительный рост отечественных научных достижений. П. Н. Лебедев изучил движение света, Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным заложены основы аэродинамики. Исследования Циолковского, Вернадского, Тимирязева надолго определяют будущее современной науки.

В начале XX в. общественности становятся известны имена таких выдающихся учёных, как физиолог Павлов (изучал рефлексы), микробиолог Мечников, конструктор Попов (изобрёл радио). В 1910 г. в России впервые сконструировали собственный отечественный аэроплан. Авиаконструктор И.И. Сикорский разработал самолеты с мощнейшим для того периода двигателем «Илья Муромец», «Русский витязь». В 1911 г. Котельниковым Г.Е. был разработан ранцевый парашют. Открываются и исследуются новые земли и их обитатели. В труднодоступные районы Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии направляются целые экспедиции учёных, один из них – В.А. Обручев, автор «Земли Санникова».

Развиваются социальные науки. Если ранее они ещё не отделимы от философии, то теперь приобретают самостоятельность. Известнейшим социологом своего времени становится П. А. Сорокин.

Дальнейшее развитие получает историческая наука. В этой области трудятся П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Исследованию подвергается не только Российская, но и зарубежная история.

Философия

После отмены крепостного права русская идейная мысль вышла на новый уровень. Вторая половина века – рассвет русской философии, в особенности философии религиозной. На этом поприще трудятся такие известные философы, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.

Продолжается развитие религиозного направления в философской науке. В 1909 г. издаётся целый философский сборник статей – «Вехи». В нём печатаются Бердяев, Струве, Булгаков, Франк. Философы пытаются понять значение интеллигенции в жизни общества и прежде всё той её части, что имеет радикальный настрой, показать, что революция опасна для страны и не может решить всех накопившихся проблем. Они призывали к социальному компромиссу и мирному разрешению конфликтов.

Архитектура

В пореформенный период в городах начинается строительство банков, магазинов, вокзалов, облик городов меняется. Изменяются также и строительные материалы. В постройках используют стекло, бетон, цемент и метал.

  • модерн;
  • неорусский стиль;
  • неоклассицизм.

В стиле модерн возводят Ярославский вокзал, в неорусском стиле – вокзал Казанский, а неоклассицизм присутствует в формах Киевского вокзала.

Русские учёные, артисты, художники и писатели приобретают известность за рубежом. Достижения русской культуры рассматриваемого периода получают мировое признание. Имена русских путешественников, первооткрывателей украшают карты мира. Зародившиеся в Росси художественные формы оказывают значительное влияние на зарубежную культуру, многие представители которой отныне предпочитают равняться именно на русских писателей, скульпторов, поэтов, учёных и художников.