Страшная сказка для русского подростка.

Василий Владимирский - Страшная сказка для русского подростка — гарантия успеха? - ИА REGNUM О романе Андрея Лазарчука и Юсупа Бахшиева «Дочь Белого Меча». В издательстве «Росмэн» вышел роман Андрея Лазарчука и Юсупа Бахшиева «Дочь Белого Меча», открывающий цикл «Забытые царства». Примечательно, что стиль оформления книги во многом повторяет дизайн популярной серии Натальи Щербы «Часодеи», адресованной читателям «среднего и...
Популярная серия стала известна мне только благодаря неуемной активности Ивано-Франковской мэрии по борьбе пропагандой "оккультизма и демонизма" . Депутатов вдохновила кованая скульптура с магическими символами - подарок городу от кузнецов из разных стран, которые съезжаются на фестиваль во Франковске. В пекле борьбы с кузнецами оказалась и местная писательница Наталья Щерба - скандальную скульптуру куют по мотивам ее романа "Часодеи".
Так что Часодеи тянут пока не на "украинского Гарри Поттера", а какой-то филиал Дурмстранга.
Но что еще сообщается в рецензии. Авторы романа «Дочь Белого Меча» — не последние люди в своих областях, профессионалы с репутацией. Юсуп Бахшиев — продюсер всех трех «Антикиллеров» и брутального «Параграфа 78», писатель Андрей Лазарчук — лауреат двух десятков наград в области фантастики. Что не может не порадовать. Ибо в мордокниге издательства анонсируется скорый выход еще игры и фильма "по мотивам".
«Дочери Белого Меча» авторы скорее имитируют традиционную подростковую прозу — хотя делают это довольно ловко. Да, по структуре этот роман — типичный сказочный квест: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Группа приключенцев отправляется на поиски отца главной героини, сильного, могучего богатыря по прозвищу Белый Меч, которого унес за тридевять земель зловещий колдун Черномор — тот самый, пушкинский, из «Руслана и Людмилы». Кроме того, в этой истории фигурируют Колобок, жар-птица, царь Додон и царь Горох, Снегурко, волшебные рукавички, волшебная шапка, волшебная дудочка и прочие магические артефакты из славянского фольклора. В довершение всего, шестнадцатилетнюю главную героиню зовут Ягмара — сокращенно, сами понимаете, Яга. На первый взгляд — сюжет для передачи «В гостях у сказки»: «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало».
Вот только Черномор у Лазарчука и Бакшиева не просто смешной длиннобородый карлик, а бог моровых поветрий и повелитель чумы, Снегурко — зверообразный слуга Лютобога, царь Горох — суровый огнепоклонник, Колобок замешан ведьмой на жертвенной крови, да и остальной бэкграунд явно не для «среднего школьного возраста». Действие романа начинается в столице Станового царства между Доном и Волгой, в мире не то что дохристианском, но даже доэллинистическом. Александр Македонский еще не завоевал полмира, а греческая культура с ее представлением о добре и зле, разделением человечества на цивилизацию и варваров, не стала главным образцом для подражания: потомки хитроумного Одиссея сидят на своих островах, пасут коз, собирают оливки и остаются одним из многих равноправных народов Ойкумены. Главный центр притяжения здесь Персия, величайший правитель всех времен и народов — царь Ксеркс, а самые распространенные религии — зороастризм, буддизм и иудаизм. Соавторы описывают очень своеобразный, интересно устроенный мир — и, несмотря на обилие вроде бы узнаваемых деталей, абсолютно чуждый современному читателю. Мир жутковатый, мрачный, не особенно дружелюбный к человеку: слишком много хтонических сущностей бродит по этой земле, дикая природная мощь прет изо всех щелей, и тому, кто попадется под горячую руку, мало не покажется.

На этом месте сил читать дальше нету. Потому запощу альтернативную рецензию из Мирфантастики.

Каким же было моё удивление, когда я узнал, что переводчик Лазарчук, которого хвалили за Убика, и писатель Лазарчук – это один и тот же человек. И дело даже не в стилистике и грамотности текста. Дочь белого меча читается легко, и там почти нет ляпов, но содержание книги создаёт впечатление, что автор, решив сэкономить на своей фантазии, написал её на отвяжись. Задумка хорошая, но реализация просто никакая.

«Дочь белого меча» нам преподносят как некое «альтернативное фэнтези», хотя как такового фэнтези с привычными эльфами, драконами, феями и гномами там и в помине нет. Напротив, книгу заселили персонажами русских сказок, собрав их отовсюду в один большой мир, как героев комиксов. Кроме того авторы решили, что альтернативы должно быть как можно больше, и переместили действия во времена Александра Македонского, который успел мелькнуть в самом начале книги, где нарёк своего бешеного коня Буцефалом.

В итоге мы получили гремучую смесь, состоящую из сказочных персонажей, худо-бедно соответствующих оригиналу, и исторических экскурсов, которые смотрятся весьма убого, потому что в большинстве своём сводятся к перечислению географических объектов, народов или мер длины и времени. Об атмосфере речи не идёт вовсе. Нельзя перенести читателя в мир Древней Греции и Персии, назвав горы и реки другими именами и на этом успокоившись.

На деле книга оказалась совсем сырой и не проработанной. Ни в сюжете, ни в персонажах нет почти ничего достойного внимания. Повествование гладкое, но развитие сюжета нулевое и заключается только в перемещении персонажей по Становому царству. Самое ужасное, что Лазарчук совершенно ничего не объясняет: ни самостоятельно, ни с помощью героев, диалоги которых сводятся к переливанию из пустого в порожнее.

Взять, например, одного из главных героев Ния, у которого отшибло память. Кстати, так и непонятно, почему. Он периодически что-то вспоминал, но, увы, каждый раз всё завершались примерно следующим: «Нет, не место… другое… иное… не понял. Не могу объяснить, слов не подобрать… может, потом…»; «Просто… тело что-то такое помнит… или не тело… не знаю. Не заставляй меня вспоминать, мне худо становится…»; «Знаешь, я кое-что понял… вспомнил… на знаю, как объяснить»; «Ты знаешь, у меня иногда что-то возникает в голове… но неуловимое. И тут же забывается»; и самое потрясающее: «И из этих разговоров я… узнал… не знаю, как правильно сказать… В общем, у меня есть мать».

И так на протяжении половины книги. На поддержку Нию приходят другие герои, которые разбавляют события бесполезными разговорами, полными загадок. Излюбленным ходом персонажей является попытка отложить объяснения на потом. Разумеется, никакого потом не будет, и о нерешённой загадке все благополучно забудут.

Несмотря на уверения Бахшиева о том, что «Дочь белого меча» была написана за девять месяцев, верится в это с трудом. Нет цельности, завершённости, проработки. Детали опущены, объяснения отвергнуты. Весь мир находится в подвешенном состоянии, и совершенно непонятно, что мы должны считать основой: богов, героев, Древнюю Грецию. Лазарчук жадно накидал в книгу всего и вся, не потрудившись хоть как-то это связать.

История похожа на дерево со спиленными ветвями. Как только в книге появляется что-то новое, способное украсить, оживить, обогатить мир, наполнить его подробностями, деталями, Лазарчук тут же, не утруждая себя описанием, добавляет что-нибудь ещё, а к старому не возвращается. И так каждый раз.

Молодая кочевница Ягмара находит в лесу упавшего с неба юношу. Тот, похоже, может привести девушку к пропавшему отцу Акболату (Белому Мечу), которого когда-то унёс в небо тёмный колдун Черномор…

Несколько месяцев назад Андрей Лазарчук выложил на своей странице в Facebook отрывок из новой книги, ограничившись комментарием: «Да, это фэнтези», когда у него спросили, что такое он пишет. Позже выяснилось, что это не просто книга, а начало медиапроекта «Забытые царства», по которому планируют снимать фильм и, возможно, ещё и делать игру - причём все воплощения этой истории будут равноправными. Но о содержании романа до сих пор не было ничего известно. Интрига того стоила, потому что Андрей Лазарчук преподнёс читателям очень необычное фэнтези.

Пожалуй, стоит начать с того, что это фэнтези историческое: в тексте есть достаточно ясные указания на то, что действие происходит незадолго до начала войн Александра Македонского (то есть примерно в IV веке до нашей эры) где-то между Доном и Волгой, а также севернее - в приволжских лесах и Уральских горах. Персы, скифы, киммерийцы, египтяне, евреи, далёкий Церес (Китай), не менее далёкий Царьград (видимо, Византий - город-предшественник Константинополя), неожиданный Аркаим… И совсем неожиданное Становое царство, о котором даже всеведущий Google не осведомлён. Видимо, потому, что «Забытые царства» - это всё-таки фэнтези. А Андрей Лазарчук, мастер альтернативной истории, отлично умеет вплетать нить вымысла в историческую ткань.

Уже с момента, когда Ягмара находит в лесу потерявшего память юношу Ния, понятно, что нам предстоит путешествие не в историческое прошлое, а в его альтернативную, волшебную версию. Просто Лазарчук не стал выдумывать свой мир с нуля - зачем, если мифология, в том числе славянская, предоставляет такой простор для воображения? В этом мире новое переосмысление получат волшебные сказки - тут вам и указывающий дорогу колобок, и заключённая в игле смерть, и карлик Черномор, внушающий, в отличие от героя «Руслана и Людмилы», неподдельный хтонический ужас… Древние боги вполне реальны, и их даже можно убить. Более того, при некоторых условиях человек вполне может достичь уровня божества, вот только радости это, скорее всего, никому не принесёт.

Если от многоцветного гобелена, пёстрой мозаики мифологий и культур, представленной в романе Лазарчука, сделать шаг назад, можно разглядеть вполне традиционные фэнтезийные дороги и тропинки. Мотив древнего волшебства («ушедшая из мира магия») и питающиеся людской верой боги встречались нам неоднократно. Сюжет, в котором героиня познаёт внезапный магический дар («обучение волшебницы»), для фэнтези тоже вполне традиционен. Путь антагониста, теряющего человеческие качества в погоне за божественным могуществом, также описан не раз (вспомним хотя бы Рейстлина). Да и основная сюжетная линия - трудновыполнимый квест - эксплуатировалась задолго до Толкина.

Но, несмотря на обилие фэнтезийных штампов, оторваться от романа сложно, и не только из-за увлекательных сюжетных поворотов. Насыщенность бытовыми деталями делает альтернативный мир книги живым и настоящим. Правда, временами этих подробностей - сколько прошли герои, где обосновались на ночлег, что съели на ужин, как взнуздали лошадей - становится даже чересчур много, и они искусственно замедляют ритм повествования. Зато персонажи вызывают искреннюю симпатию: и отважная Ягмара, и упрямый Ний, и мудрая волшебница Бекторо (полулегендарный персонаж из кыргызских и калмыцких легенд), и сильный воитель Акболат, и их волшебный козлоногий спутник Вазила, и даже бессловесный, но очень выразительный и разумный кот Шеру.

Правда, не так-то просто представить, как события романа будут воплощены в фильме и игре. С одной стороны, для этого там достаточно ярких визуальных образов, но с другой - весомый акцент приходится на внутренние переживания Ягмары и Акболата, а в ситуациях столкновения с неведомым герои и сами с трудом понимают, что они чувствуют и что вообще происходит. Спецэффектами такое не покажешь, разве что актёрская игра сотворит чудеса. Тем интереснее ждать полноценного медийного проекта - и продолжения «Забытых царств».

ЗАРАТУСТРА НА КАВКАЗЕ


Главная героиня «Дочери Белого Меча», как и её отец, исповедует зороастризм - казалось бы, откуда он взялся между Доном и Волгой? На самом деле есть исторические свидетельства того, что на землях скифов и сарматов религия огнепоклонников, пришедшая из Персии, была не менее распространена, чем языческие верования. На Северном Кавказе, близ Ставрополя, найден даже древний скифский храм, построенный по образцу зороастрийских.

Вердикт


Увлекательное начало самобытного цикла, где история искусно смешана с вымыслом, а традиционные жанровые ходы - с мифологическими и сказочными мотивами.

Итоговая оценка: 8 баллов из 10!

…Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря…

А.С. Пушкин

Сказочное, былинное время. Время великих ведуний, живущих в страшном лесу. Огромных жар–птиц, верхом на которых можно улететь за тридевять земель. Время могущественных царей и царств, имена которых давно позабыты… Молодая охотница Ягмара находит в лесу юношу, буквально упавшего с неба и потерявшего память. Вместе они отправляются на поиски отца девушки, Акболата (Белого Меча), несколько лет назад унесенного злым колдуном-полубогом Черномором.

Издательство «РОСМЭН» представляет первую книгу новой фэнтези-трилогии «Забытые царства» – «Дочь Белого Меча». Богатый язык повествования, нетривиальный и нелинейный сюжет квестового фэнтези, опора на протославянский фольклор ставят «Дочь Белого Меча» на полку уже не подростковых книг. Трилогия «Забытые царства» – книжная часть медиапроекта, включающая в себя также создание полнометражного фильма. Для издательства это уже не первый опыт работы с кинопроектами, но мы впервые запускаем новую серию одновременно с подготовкой ее экранизации. Старт съемочного процесса намечен на осень 2017 года.

Борис Кузнецов, директор издательства «РОСМЭН»: «По сути, это совершенно новый подход к работе. Он позволяет читателю стать участником тех процессов, которые раньше были для него «черным ящиком». Думаю, что впервые в российской книжной практике издатель и читатель настолько плотно будут вовлечены в кинематографическую кухню. Читатели смогут влиять на съемочный процесс и стать его частью: будет возможность голосовать на этапе подбора актеров и даже самим проходить кастинги на роли, участвовать в экскурсиях на площадку, общаться с актерами».

Для написания истории, которая одновременно создавалась и как литературное произведение, и как сценарий к будущему фильму, свои усилия объединили мастер философско-психологической «взрослой» фантастики Андрей Лазарчук и сценарист, актер и продюсер кино Юсуп Бахшиев. Андрей и Юсуп ранее работали вместе над проектом «Параграф 78», где Андрей новеллизировал киносценарий, превратив его в роман. Помимо «Параграфа 78», Юсуп работал над такими громкими фильмами, как «Антикиллер», «Жесть» и многими другими. Работая над «Забытыми царствами», соавторы вместе придумали синопсис будущего проекта. Затем Андрей работал над литературной частью, создал и наполнил жизнью этот полуисторический, полувыдуманный мир. Работа Юсупа заключалась в том, чтобы направить живую ткань прозы так, чтобы в итоге можно было «сшить» из нее готовый к экранизации сценарий.

Андрей Лазарчук: «Писать роман с одновременной оглядкой на его экранизацию, конечно, сложнее. Тут нужен другой подход к созданию персонажей и другие принципы построения сюжета. Затрудняется возможность писать от первого лица, ограничивается авторская речь, авторские пояснения. Сюжет должен по возможности совпадать с фабулой, поскольку книгу можно пролистать назад и снова прочитать непонятное место, а кино, как правило, нет – все загадки должны разрешаться до финальных титров. Впрочем, лично мне это не так трудно делать, я визуалист, я думаю и пишу именно картинками – и пока не увижу сцену перед собой, не могу ее написать».

Юсуп Бахшиев: «Я уже давно проникся глубочайшим интересом к абсолютно кинематографическому стилю литературы Лазарчука. Когда родилась идея сделать фильм в жанре фэнтези об одном из канонических персонажей русского фольклора, я решил не писать литературную адаптацию по мотивам фильма, а начать именно с книги. Еще во времена работы над «Антикиллером» я на своем опыте убедился, насколько трудно адаптировать любимую книгу для экранизации. Как по живому режешь, держишься за каждую сцену и за каждого персонажа. В этом смысле, с «Дочерью Белого Меча» все просто. У книги был «киностержень» с самого начала. До того как начать работать, мы с Андреем написали несколько синопсисов, не меняющих основного сюжета, но отличавшихся ходами. Только отобрав самое правильное с кинематографической точки зрения, приступили к работе».

Молодая кочевница Ягмара находит в лесу упавшего с неба юношу. Тот, похоже, может привести девушку к пропавшему отцу Акболату (Белому Мечу), которого когда-то унёс в небо тёмный колдун Черномор…

Роман
Жанр: историческое фэнтези
Издательство: «Росмэн», 2017
352 стр., 7000 экз.
«Забытые царства», часть 1
Похоже на:
Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»
Мария Семёнова «Валькирия»

Несколько месяцев назад Андрей Лазарчук выложил на своей странице в Facebook отрывок из новой книги, ограничившись комментарием: «Да, это фэнтези», когда у него спросили, что такое он пишет. Позже выяснилось, что это не просто книга, а начало медиапроекта «Забытые царства», по которому планируют снимать фильм и, возможно, ещё и делать игру - причём все воплощения этой истории будут равноправными. Но о содержании романа до сих пор не было ничего известно. Интрига того стоила, потому что Андрей Лазарчук преподнёс читателям очень необычное фэнтези.

Пожалуй, стоит начать с того, что это фэнтези историческое: в тексте есть достаточно ясные указания на то, что действие происходит незадолго до начала войн Александра Македонского (то есть примерно в IV веке до нашей эры) где-то между Доном и Волгой, а также севернее - в приволжских лесах и Уральских горах. Персы, скифы, киммерийцы, египтяне, евреи, далёкий Церес (Китай), не менее далёкий Царьград (видимо, Византий - город-предшественник Константинополя), неожиданный Аркаим… И совсем неожиданное Становое царство, о котором даже всеведущий Google не осведомлён. Видимо, потому, что «Забытые царства» - это всё-таки фэнтези. А Андрей Лазарчук, мастер альтернативной истории, отлично умеет вплетать нить вымысла в историческую ткань.

Уже с момента, когда Ягмара находит в лесу потерявшего память юношу Ния, понятно, что нам предстоит путешествие не в историческое прошлое, а в его альтернативную, волшебную версию. Просто Лазарчук не стал выдумывать свой мир с нуля - зачем, если мифология, в том числе славянская, предоставляет такой простор для воображения? В этом мире новое переосмысление получат волшебные сказки - тут вам и указывающий дорогу колобок, и заключённая в игле смерть, и карлик Черномор, внушающий, в отличие от героя «Руслана и Людмилы», неподдельный хтонический ужас… Древние боги вполне реальны, и их даже можно убить. Более того, при некоторых условиях человек вполне может достичь уровня божества, вот только радости это, скорее всего, никому не принесёт.

Нам предстоит путешествие не в историческое прошлое, а в его волшебную версию

Если от многоцветного гобелена, пёстрой мозаики мифологий и культур, представленной в романе Лазарчука, сделать шаг назад, можно разглядеть вполне традиционные фэнтезийные дороги и тропинки. Мотив древнего волшебства («ушедшая из мира магия») и питающиеся людской верой боги встречались нам неоднократно. Сюжет, в котором героиня познаёт внезапный магический дар («обучение волшебницы»), для фэнтези тоже вполне традиционен. Путь антагониста, теряющего человеческие качества в погоне за божественным могуществом, также описан не раз (вспомним хотя бы Рейстлина). Да и основная сюжетная линия - трудновыполнимый квест - эксплуатировалась задолго до Толкина.

Но, несмотря на обилие фэнтезийных штампов, оторваться от романа сложно, и не только из-за увлекательных сюжетных поворотов. Насыщенность бытовыми деталями делает альтернативный мир книги живым и настоящим. Правда, временами этих подробностей - сколько прошли герои, где обосновались на ночлег, что съели на ужин, как взнуздали лошадей - становится даже чересчур много, и они искусственно замедляют ритм повествования. Зато персонажи вызывают искреннюю симпатию: и отважная Ягмара, и упрямый Ний, и мудрая волшебница Бекторо (полулегендарный персонаж из кыргызских и калмыцких легенд), и сильный воитель Акболат, и их волшебный козлоногий спутник Вазила, и даже бессловесный, но очень выразительный и разумный кот Шеру.

Правда, не так-то просто представить, как события романа будут воплощены в фильме и игре. С одной стороны, для этого там достаточно ярких визуальных образов, но с другой - весомый акцент приходится на внутренние переживания Ягмары и Акболата, а в ситуациях столкновения с неведомым герои и сами с трудом понимают, что они чувствуют и что вообще происходит. Спецэффектами такое не покажешь, разве что актёрская игра сотворит чудеса. Тем интереснее ждать полноценного медийного проекта - и продолжения «Забытых царств».

Итог : увлекательное начало самобытного цикла, где история искусно смешана с вымыслом, а традиционные жанровые ходы - с мифологическими и сказочными мотивами.

Заратустра на Кавказе

Главная героиня «Дочери Белого Меча», как и её отец, исповедует зороастризм - казалось бы, откуда он взялся между Доном и Волгой? На самом деле есть исторические свидетельства того, что на землях скифов и сарматов религия огнепоклонников, пришедшая из Персии, была не менее распространена, чем языческие верования. На Северном Кавказе, близ Ставрополя, найден даже древний скифский храм, построенный по образцу зороастрийских.