Православная Россия: интересные факты о церковных колоколах. Обращение к жителям села

Самый большой колокол в мире , который применяется в храме, находится в Троице-Сергиевой Лавре. Его подняли на звонницу весной 2004 года. Это крупнейший колокол из всех ныне действующих на планете. Его вес равен 72 тонны. Он используется только по праздникам. Гигантский колокол получил название «Царь». Его предком считается колокол массой 64 тонны, который был отлит в 1748 году. Но в 1930 году этот экземпляр уничтожили. Новый «Царь-колокол» Троицко-Сергиевой Лавры представляет собой более масштабную копию предыдущего.

Московский раритет

Если учитывать колокола, в которые не звонят, то самым большим колоколом в мире будет считаться Царь-колокол, расположенный сегодня в столичном Кремле. Его отлили еще в 1730 году по приказу императрицы Анны Иоанновны. По красоте художественного литья и по размеру с ним не сравнятся другие колокола.

Царь-колокол отлили российские мастера Михаил и Иван Моторины. Работа шла с 1733 г по 1735 г. Проектные документы к этому шедевру составил золотых дел мастер, член Академии наук и механик Жермень. Однако затем дело перепоручили Ивану Федоровичу Моторину, который предварительно отлил миниатюрную модель. Последующие работы выполнялись колокольными мастерами.

Материал - бронзу, для самого большого колокола в мире позаимствовали у его предшественника - колокола-гиганта, который был поврежден пожаром. Вес массивного изделия составлял 8 тысяч пудов. Металл плавили сразу в 4-х больших печах, которые соорудили вокруг ямы. Отлить этот колокол было не так просто. В ходе работы мастерам пришлось преодолеть ряд трудностей. Сначала потекла расплавленная медь из печей, затем сгорел механизм для подъема формы. Отлить Царь-колокол с первого раза не получилось. Вторую попытку предпринял сын Ивана Моторина - Михаил. Это произошло уже после смерти его отца.

Окончательную работу по отливке завершил мастер Александр Григорьев. К материалу весом 8 тысяч пудов добавили еще 5 тысяч пудов сплава. Вес готового колокола составил 12,33 пуда и 19 фунтов (200 тонн). Его диаметр был равен 6,6 м. К сожалению, это потрясающее произведение литейного искусства так и не подняли на колокольню. В 1737 году произошел страшный пожар, от которого пострадал и этот колокол. Тогда он находился в литейной яме, среди деревянных конструкций. Подняли его на леса или нет, осталось неизвестно.

Загоревшиеся леса щедро заливали водой. Резкие перемены температуры негативно отразились на материале колокола. На нем возникли трещины, и даже откололся один кусок массой около 11,5 тонн. После страшного пожара о колоколе все забыли, и он пролежал в литейной яме еще целое столетие. Его подняли в 1836 году, установив на постамент из камня. Данный проект был создан знаменитым архитектором Монферраном. На этой основе Царь-колокол простоял до наших дней. К постаменту прислонен его край, который отпал.

Таким образом, самый большой колокол в мире никогда не использовался по назначению. Вопрос о спайке гигантского колокола поднимался неоднократно. Но всё равно, если припаять к нему отколотый кусок, то гармонично звучать этот колокол уже не сможет. Поэтому его сохраняют в том состоянии, в котором он был обнаружен в литейной яме. Царь-колокол выглядит внушительно и оригинально. Его украшают живописные узоры и рельефы.

Китайский колокол

В список наиболее значительных колоколов на планете входит Юнлэ, расположенный в китайском Храме Пробуждения. Он весит 46 тонн, имеет диаметр 3,3 м и высоту 5,5 м. Его отлили в 1415 году неизвестные мастера, следуя указания императора Юнлэ.

Специалисты из Китайской Академии Наук утверждают, что сила его звучания может составлять 120 децибел. Аналогичный по силе шум издают двигатели реактивного самолета. Поэтому звон колокола Юнлэ разносятся в радиусе 50 км. Этот колокол знаменит не только своими размерами, но и особенностями гравировки. На нем содержится свыше 230 тысяч символов буддизма.

Соборный колокол в Нижнем Новгороде

Еще один мощный колокол отлили в 2012 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурга. Он имеет 4 м в диаметре и вес около 64 тонн. Это Соборный колокол, который установлен в Нижнем Новгороде. Он декорирован рельефными изображениями святых. Несмотря на внушительные габариты, изделие проигрывает московскому Царь-колоколу, который остается самым большим колоколом в мире.

*В колокольных уставах самые большие колокола назывались «тяжкая», то есть «тяжелые», а выражение «во вся тяжкая» означало: начать звонить в большие («тяжкая») или сразу во все колокола.

Весь христианский мир 20 апреля празднует светлую Пасху – самый значительный и важный день в календаре христианина, праздник воскрешения Христа, символизирующий победу над смертью, возрождение и обновление природы. Особый пасхальный звон после долгого молчания колоколов возвестит миру о начале новой жизни.

Этот праздничный материал, подготовленный для вас редакцией , познакомит вас с краткой историей колокольного дела и самарскими звонарями - людьми разного возраста, профессий и увлечений, мирянами, посвятившими свое свободное время звонарской службе.

История колокольного звона

Бубенцы и колокольчики известны с незапамятных времен. Металлические колокольчики появились намного позже и получили широкое распространение в быту практически
у всех народов Древнего мира.

Ученые полагают, что колокольчики-погремушки из высушенных плодов могли существовать еще в период неолита.

Поначалу, колокола небольшого размера клепали из листового металла - железа, меди или брозны. С появлением технологии литья, примерно в четвертом тысячелетии до н.э., их стали отливать из бронзы и других металлов. О чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.

В 28 главе книги Исход, второй книги Ветхого Завета, авторство которой приписывается пророку Моисею, можно прочитать следующую инструкцию по монтажу колокольчиков на одежды для священников: 33 по подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета..., вокруг по подолу ее; ...позвонки золотые между ними кругом: 34 золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом; 35 она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть. Колокольчики использовали не только для богослужений. Они служили оберегами и одновременно украшениями для одежд, военные использовали колокола в качестве сигнального инструмента, а китайцы первыми догадались играть на колоколах, как на музыкальном инструменте. Первые наборы настроенных колоколов - карильоны появились в Китае в V-м веке до н.э.

Ранние христиане не использовали колокольчики, полагая их предметами языческого культа, как отвергали поначалу культовые сооружения и изображения. Вероятно, поэтому технологию бронзового литья колоколов европейцам пришлось изобретать самостоятельно.

Ранние христианские колокола Европы были клепаными из листового металла. (Больше всего их сохранилось до настоящего времени на территории Ирландии и Шотландии, наиболее известный из них - колокол Святого Патрика V века из Национального музея Ирландии в Дублине.)

Литьё первых христианских колоколов приписывают известному духовному писателю Понтию Меронию Павлину Милостивому, епископу города Нолы в итальянской провинции Кампанья, жившему в 353-431 гг.

Кампанья изобиловала залежами руд и глины и стала признанным центром колокольного производства.

Изготовление колоколов расценивалось как священнодействие и литьем занимались монахи. Колокола были небольшими и звонили в них, раскачивая весь колокол, такая техника звона сохранилась до сих пор почти во всей Европе.

В XI веке, а именно в 1066 году, колокол впервые упоминается в русской летописи. Удивительно то, что колокол пришел на Русь не из Византии, откуда она приняла православие, а из Западной Европы.

И первые колокола на Руси были качающимися («очепными"), а мастера - иностранными. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи 1194 года, однако, с приходом в русские земли татаро-монгол литейное дело практически угасло.

Возрождение литейного дела на Руси началось в XV веке, к концу века в Москве был открыт "Пушечный двор", где лили и пушки, и колокола. Учились русские мастера у немцев и итальянцев, и в скором времени превзошли учителей. В это время в России сформировался особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма, состав колокольной меди и способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню.

Самым большим колоколом считается "Царь колокол", который начиная с XVI века переливался несколько раз. Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.

(Царь-колокол 1735г., Москва, Россия)

В 1600 году был отлит 2450-пудовый (около 40 т) "прадед" ныне существующего Царя-колокола. Этот колокол разбился при пожаре до 1652 г. В 1652 году из осколков колокола с добавлением новой бронзы отлили 8000-пудового следующего "Царя" (более 130 т), который был разбит через год и перелит в 1655 году в новый, еще более тяжелый колокол весом более 160 тонн (10000 пудов) - погиб при пожаре в 1701 г.

Ныне существующий Царь-Колокол весом 201,92 тонн (12327 пуда) был отлит в 1735 году. Подготовительные работы заняли около полутора лет.

Весной 1737 года во время «Троицкого пожара» загорелись деревянные надстройки над литейной ямой, в которой находился колокол, и от перепада температур колокол получил значительные повреждения, от него откололся значительный кусок весом 11 тонн.

Прежде чем был поднят и водружен на постамент в московском Кремле, Царь-Колокол более 100 лет находился в литейной яме.

К 1917 году в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тысяч пудов церковных колоколов.

Стоит ли говорить том, что за первые десятилетия советской власти почти все колокола, составлявшие богатейшее культурно-историческое наследие России, были уничтожены, заводы по производству колоколов закрыты, ремесло утрачено, а профессиональные знания забыты.

В этой связи, удивительна история уникального 18-голосного колокольного ансамбля Данилова монастыря, чудом уцелевшего в эти жуткие годы. Колокола наравне с другими «предметами роскоши» были проданы за границу и в итоге оказались на башне одного из кампусов Гарвардского университета в США. После длительных переговоров, начатых еще в 80-е годы, осенью 2008 года знаменитые колокола вернулись на колокольню Данилова монастыря, а Гарвардскому университету были подарены точные художественные копии даниловских колоколов.

Самый большой в мире колокол находится в Московском Кремле. Этот уникальный памятник художественного литья XVIII в. называют Царь- колокол, поскольку он не имеет себе равных в мире ни по размерам, ни по весу. В 1730 г. русская императрица Анна Ивановна приказала отлить колокол весом до 10 тыс. пудов (ок. 160 т) и установить на колокольне Ивана Великого. Мастера, который мог бы это сделать, попытались найти в Париже, но никто не брался отливать колокол такой величины. Взялся за эту непростую работу русский литейщик Иван Моторин. Сооружение формы колокола производили на Ивановской площади в Кремле, рядом с колокольней Ивана Великого, где вырыли яму десятиметровой глубины.

Самый огромный колокол

Металл - бронзу - плавили в четырех печах, установленных вокруг ямы. Но мастеров с самого начала преследовали неудачи: из печей потекла медь, затем сгорела машина, предназначенная для подъема кожуха формы. Первая попытка отливки колокола не удалась. Смерть помешала Ивану Моторину осуществить вторую попытку, но его дело продолжил сын Михаил. Наконец в 1733 г. колокол весом ок. 200 т был готов. Он оставался в яме, над которой построили деревянное покрытие. Резчики по металлу занимались чеканной отделкой рельефов колокола. Но в мае 1737 г. в Москве случился пожар, охвативший кремлевские здания, загорелась и деревянная кровля над колоколом. Сбежавшийся народ бросился заливать водой горячий металл, в результате колокол дал 11 трещин и от него отломился кусок весом 11,5 т. Более 100 лет Царь-колокол оставался в литейной яме. В 1836 г. его подняли и водрузили на постамент, сооруженный по проекту архитектора Августа Монферрана.

Надпись на Царь-колоколе гласит, что отлил его в 1733 г. Иван Моторин, хотя на самом деле он был отлит в 1735 г. Михаилом Моториным. Неточность связана с тем, что колокол отливали по форме, сделанной еще Моториным-старшим.

Несколько раз поднимался вопрос о спайке Царь – колокола. Но, даже припаяв отколотый 11,5 – тонный кусок, нормальное звучание колокола восстановить невозможно. Поэтому колокол сохраняется в том виде, в каком он был извлечен из литейной ямы. Царь – колоколд украшают рельефы и фриз – узор из пальмовых ветвей.

«КОЛОКОЛА ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из глубины веков до наших дней» – так называется книга Владислава Андреевича Горохова. Вышла она в Москве в 2009 году в издательском доме «Вече». Книга относится к разряду духовно-просветительской литературы и для широкого круга читателей вряд ли предназначена. Это научное исследование о создании колоколов, о колокольном деле, о его истории, о судьбе знаменитых мастеров колокольного звона, о мастерах-литейщиках и о многом другом, прямо и косвенно касающемся литья и истории колоколов. Читать книгу не очень просто – это отнюдь не художественная литература. Но в ней содержится масса очень интересных сведений о русском колокольном звоне. Некоторые из них я приведу в этой публикации. Читать её можно под суздальский колокольный звон.

Колокола. История

Когда впервые колокол пришёл на Русь и почему так называется?

Учёные до сих пор спорят об этимологии слова. Есть в греческом языке слово «калкун», в некоторой степени созвучное слову «колокол», оно означает «било». В том же греческом языке глагол «kaleo», переводится как «звать». Крик в древнеиндийском языке – «kalakalas», а в латинском – «kalare». Все они в той или иной степени созвучны и объясняют дохристианское предназначение колокола – созывать людей. Хотя скорее всего, слово «колокол» берёт начало от славянского «коло» – круг. От этого же обозначения происходят другие слова, например – «колобок», «коловорот». Есть и астрономические понятия с этим же корнем – «коло солнца», «коло луны». Поэтому понятие «коло – кол» можно объяснить как окружность в круге – «коло-кол».

Правда, президент Российской академии наук с 1813 по 1841 год А.С.Шишков в «Кратком азбучном словаре» описывает происхождение слова «колокол» от слова «кол» и объясняет, что в древности для извлечения звука ударяли медной жердью, называемой «кол» о другую такую же жердь – «кол о кол». Созвучие и правда очевидно, но не все слова в русском языке произошли от простого созвучия и слияния нескольких определений.

Доподлинно неизвестно когда впервые люди стали использовать колокола. Вряд ли в дохристианские времена. Упоминания о них в летописях датируются XII веком. Есть запись о колоколе в Путивле, от 1146 года, во Владимире-на-Клязьме в 1168 году. А знаменитый вечевой колокол в Великом Новгороде впервые упомянут в 1148 году.

Колокола. Из какого металла отливали

Из чего делали колокола? Понятно, что из колокольной бронзы – сплава меди и олова. Многие считают, что для чистоты звука в сплав добавляли драгоценные металлы. Ничего подобного! Наоборот, для достижения лучшего звучания в колоколе не должно быть никаких примесей – лишь медь и олово, причём в следующем соотношении – 80% меди и 20% олова. В сплаве для изготовления колокола допускалось не более 1, максимум – 2% естественных примесей (свинец, цинк, сурьма, сера и другие). Если же состав примесей в колокольной бронзе превышает допустимые два процента, звук колокола значительно ухудшается. С колокольной медью всегда были трудности. Ведь процентное отношение примесей точно никто не знал, химического анализа ещё не существовало. Интересно, что в зависимости от величины колокола мастер увеличивал или уменьшал соотношение олова. Для небольших колоколов олова добавляли больше – 22-24%, а для крупных – 17-20%. Ведь если в сплаве больше олова, звук будет звонче, зато сплав будет хрупким и колокол легко может разобиться. В старые времена понижали процент олова для гарантированной прочности колокола.

Что касается золота и серебра, то этими металлами нередко золотили или серебрили поверхности колоколов, делали надписи, изображения. Известен колокол, который сплошь покрыли серебром. А иногда серебряными колоколами называли те, в составе которых было много олова – сплав в этом случае получался светлым.

Чтобы подчеркнуть удивительный звон колокола или ансамбля колоколов говорят, что у них “малиновый звон”. Оказывается, это определение никакого отношения к ягоде не имеет. Происходит оно от названия города Мехелен, что находится в той части Бельгии, что в старину называлась Фландрией. Французское название города – Malines (Мали́н), именно там в Средневековье разработали оптимальный сплав для литья колоколов. Потому и у нас приятный по тембру, мягкий, переливающийся звон стали звать по звону из города Малина – т.е. малиновым звоном.
Уже к XVII веку Мехелен стал центром колокольного литья и колокольной музыки в Европе, и по сей день остаётся таковым. Знаменитые карильоны делают именно в Малине. В России первый карильон услышали благодаря Петру I, царь заказал его в Южных Нидерландах и его звон соответствовал мехеленскому (малиновому) стандарту.

Имена колоколов

А сколько же колоколов было на Руси? Или, хотя бы в Москве? По сведениям шведского дипломата Петра Петрея, который написал «Историю о великом княжестве московском» в столице государства в XVII веке было свыше четырёх тысяч(!) церквей. В каждой – от 5 до 10 колоколов. А норвежский писатель Кнут Гамсун на рубеже XIX – XX веков пишет:

«Я побывал в четырёх из пяти частей света. Мне приходилось ступать на почву всевозможных стран, и я повидал кое-что. Я видел прекрасные города, громадное впечатление на меня произвели Прага и Будапешт. Но чего-либо подобного Москве я никогда не видел. Москва – это нечто сказочное. В Москве около 450 церквей и часовен. И когда начинают звонить в колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на земле может существовать подобный город. Всё кругом пестрит красными и золочёными куполами и шпилями. Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет всё, о чём я когда-либо мечтал».

В старину, да и теперь, большие звучные колокола получали собственные имена. Например – «Медведь», «Господарь», «Гуд», «Переспор», «Неопалимая Купина», «Георгий», «Сокол». Некоторые, напротив, получали обидные клички: «Баран», «Козёл», «Беспутный» – так народ именовал те колокола, что диссонировали с звучанием общего ансамбля звонницы.

Колокола на колокольне и звоннице

Интересно, что звучание подбора, то есть группы колоколов зависит от того, где они расположены.


Суздаль. Колокольня Смоленской церкви

Необходимо, чтобы вес колоколов равномерно распределялся на несущих конструкциях звонницы во избежание перекоса. Обычно колокола развешивают, увеличивая их вес справа налево от помоста звонаря.
Выяснилось также, что оптимальной для благозвучия является шатровая колокольня с опорным столбом посередине. Самый большой колокол (или пара больших) размещают по одну сторону столба, все остальные – по другую. Колокола подвешивают на брусьях, которые одновременно служат опорой для основания шатра, иногда их располагают на специальных балках.


Суздаль. Кремлёвская часобитная башня.

Почему же в некоторых храмах и монастырях строят колокольни, в некоторых – звонницы? Колокольни удобны с точки зрения размещения колоколов на разных ярусах. В них можно поместить много разных колоколов. И звук с колокольни распространяется равномерно, во все стороны. Со звонницы звучание подбора с разных сторон слышно по-разному. Но на них удобно добиться слаженности звучания. Ведь на разных ярусах колокольни звонари не видят друг друга, тогда как на звоннице они стоят рядом и ансамбль колокольного звона звучит слаженно.
На Русском Севере, где селения редки а расстояния огромны, колокольни старались располагать таким образом, чтобы звук от одной из них был слышан на другой. Таким образом колокольни «переговаривались» друг с другом, передавали вести.

Мастера колокольных дел

Благозвучный перезвон колоколов зависит не столько от их расположения. У каждого из них есть свой родитель – мастер, который их сделал. Есть мнение, что старые колокола звонили лучше, звон у них был серебряный, малиновый. Но нужно знать, что древние мастера тоже ошибались. У них под руками не было пособий и технических методик. Всё делалось методом проб и ошибок. Порой приходилось не раз переливать колокол. Опыт и умение приходили со временем. История донесла до нас имена знаменитых мастеров. При царе Борисе Годунове жил литейщик, которого больше помнят как создателя знаменитой в Москве. Но он был известен и как колокольных дел мастер. Звали его Андрей Чохов. До наших дней дожили четыре его пушки и три колокола. Колокола висят на Успенской звоннице Московского Кремля. Самый большой из них зовут «Реут». Он весит 1200 пудов, отлит был в 1622 году. Там же есть и два небольших колокола, отлитые годом ранее.

Соборная площадь Кремля. Успенская звонница и колокольня Иван Великий

Знаменит был и мастер-литец Александр Григорьев. Жил он при царе Алексее Михайловиче. Колокола его работы предназначались для самых знаменитых храмов. В 1654 году он отлил 1000-пудовый колокол для Софийского собора в Новгороде. Годом позже – 187-пудовый, набатный на Спасские ворота Кремля. Ещё через год – колокол весом в 69 пудов для Иверского монастыря на Валдае. В 1665 году 300-пудовый для Симонова монастыря в Москве и в 1668 – для Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, весом в 2125 пудов. К сожалению, не один из них не сохранился.

Знаменитой была и династия литейщиков Моториных. Родоначальником её был Фёдор Дмитриевич. Его дело продолжили сыновья Дмитрий и Иван, внук Михаил. В истории колокольного дела Иван Дмитриевич считается самым выдающимся мастером. Его колокола звонили и в Троице-Сергиевой лавре, и в Киево-Печерской. Для последней он отлил самый главный колокол весом в 1000 пудов.

Царь-колокол в Москве

Колокольные артели и заводы

На смену мастерам-одиночкам пришли целые артели, а потом – заводы. На всю страну славился завод П.Н.Финляндского. Открылся завод в Москве в конце XVIII века, когда литейное производство в самом городе, на Пушечном дворе держать более стало опасно. На его заводе выполняли заказы на отливку колоколов из Парижа, Сан-Франциско, Афона, Иерусалима, Токио и других стран. Отливали колокола и для храма «Спас на Крови». А когда сам хозяин появлялся на Сухаревке и покупал бронзовый лом, то в Москве знали – скоро колокол отливать будут. Пора слухи распускать. И ходили по златоглавой удивительные небылицы – что в Москва-реке кита поймали, что Спасская башня провалилась, да что на ипподроме жена швейцара тройню родила и все с жеребячьими головами! И все знали – у Финляндского колокол льют, а чтобы звук будущего новорожденного чище и звонче был, надо небылиц побольше наплести, вот и старались.

Славился также завод Михаила Богданова. Делали они и маленькие поддужные колокольчики и нередко на заснеженных дорогах «однозвучно звучал колокольчик», отлитый на заводе Богданова.

На заводе Афанасия Никитича Самгина отливали колокола для храма Христа Спасителя Преславного Преображения, что построен на месте крушения царского поезда где, благодаря огромной физической силе Александра III, осталась невредимой вся императорская фамилия.

В конце XIX столетия все путеводители Ярославля настойчиво рекомендовали посетить литейный завод товарищества Оловянишникова, чтобы понаблюдать за захватывающим зрелищем – отливкой нового колокола. Высокое качество колоколов Оловянишниковых признали и в Старом, и в Новом свете – завод получил серебряную медаль на выставке в Новом Орлеане и золотую – в Париже.

Звонари. Константин Сараджев

Но как бы не хорош был колокол, если тронет его рука постороннего человека, то не запоёт он, а застонет. Были на Руси знаменитые звонари. Есть и сейчас. Но один из них был совершенно уникальным музыкантом – по другому и не назовёшь Константина Сараджева. Его судьбу, как и судьбу многих других, разрушило послереволюционное лихолетье. Умер удивительный звонарь в 1942 году в возрасте 42 лет в доме для нервно-больных. Вот что говорил о своём чувстве музыки сам звонарь:

«С самого раннего детства я слишком сильно, остро воспринимал музыкальные произведения, сочетания тонов, последовательности этих сочетаний и гармонии. Я различал в природе значительно, несравненно больше звучаний, чем другие: как море сравнительно с несколькими каплями. Много больше, чем абсолютный слух слышит в обычной музыке!..
И сила этих звучаний в их сложнейших сочетаниях не сравнима ни в какой мере ни с одним из инструментов – только колокол в своей звуковой атмосфере может выразить хотя бы часть величественности и мощи, которая будет доступна человеческом у слуху в будущем. Будет! Я в этом совершенно уверен. Только в нашем веке я одинок, потому что я слишком рано родился!»

Послушать Сараджева приходили профессиональные музыканты, учёные, поэты, все любители хорошей музыки. О том, где и когда будет звонить Сараджев, узнавали друг от друга и собирались к назначенному времени. Среди почитателей была и Анастасия Цветаева. Вот как она по собственным впечатлениям писала в рассказе «Сказ о звонаре московском»:

«И всё-таки звон ворвался неожиданно, взорвав тишину… Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул – и второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идёт от него… И вдруг – заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением неведомых больших птиц, праздником колокольного ликования! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса… оглушительно нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр!
Это было половодье, хлынувшее, ломающее лёд, потоками заливающее окрестность…
Подняв головы, смотрели стоявшие на того, кто играл вверху, запрокинувшись. Он летел бы, если бы не привязи языков колокольных, которыми он правил в самозабвенном движении, как бы обняв распростёртыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов – гигантских птиц, испускавших медные гулкие звоны, золотистые крики, бившиеся о синее серебро ласточкиных голосов, наполнивших ночь небывалым костром мелодий»

Незавидна судьба Сараджева. Незавидна и судьба многих колоколов. Горельефы знаменитых учёных и писателей, что украшают здание библиотеки им. Ленина в Москве на Моховой улице сделаны из колокольной бронзы – к 16-ти летию Октябрьской революции для них перелили колокола восьми московских храмов.


Колокола – путешественники Данилова монастыря

А с колоколами Данилова монастыря и вовсе произошла удивительная история. Коммунисты запретили колокольный звон по всей России же в 20-х годах ХХ века. Множество колоколов сбросили с колоколен, разбили, перелили на “нужды индустриализации”. В 30-х годах американский предприниматель Чарльз Крейн купил по цене лома колокола Данилова монастыря: 25 тонн колоколов, весь подбор монастырского звона. Крейн хорошо понимал и ценил русскую культуру и осознавал, что если не выкупить этот ансамбль, он навсегда будет потерян. В письме Чарльза сыну Джону мы находим объяснение его поступку: «Колокола великолепны, красиво установлены и сделаны в совершенстве… этот небольшой подбор может быть последним и почти единственным фрагментом прекрасной российской культуры, оставленным в мире».

Приобретение предпринимателя нашло новый дом в Гарвардском университете. Настраивал этот ансамбль Константин Сараджев. Среди 17 вновь прибывших колоколов студенты сразу выделили один с удивительным и редким по красоте звуком и сразу окрестили его «Колокол Матушки Земли». Его отливал в 1890 году на заводе П.Н.Финляндского знаменитый мастер Ксенофонт Верёвкин. Были в ансамбле и два колокола самого Фёдора Моторина, отлитые в 1682 году – «Подзвонный» и «Большой».

После войны студенты Гарвардского университета организовали клуб звонарей русских колоколов и осваивали традиции звона. Но вот незадача, как бы не настраивали русские колокола на чужбине, каких бы мастеров не приглашали, звучали они не так радостно, звучно и весело, как в родном Даниловом монастыре. Звук от них шёл чистый, громкий, мощный, но очень одинокий и настороженный, не создающий ансамбль. Колокола подтвердили старое русское поверье, что лучший звук у колокола – у себя на Родине. Ведь не стал звонить владимирский колокол в Суздале, куда возил его великий князь Александр Васильевич Суздальский. Об этом и в летописях упоминается. А как вернули его на родное место, так и «глас яко же и прежде богоугоден».

Видно тосковали колокола по родной Даниловой обители. Прошли безбожные времена. В 1988 году одним из первых на Руси вновь открылся монастырь князя Даниила, возобновились службы в его храмах. Патриарх Алексий II освятил звонницу старейшей обители в Москве. Для университета Гарварда на воронежском колокололитейном заводе фирмы «Вера» заказали новые колокола – точно такие же, числом 18, общим весом 26 тонн. Отливку делали по старинным технологиям. Разве что вместо глиняных форм применили керамические. Поэтому рисунки на новых колоколах получились на редкость чёткими. И звучание дубликатов соответствует звучанию подлинного подбора – это было главным условием возвращения колоколов в Москву.

А «странники», столько лет благодарно служившие американским студентам, вернулись в родную обитель. Вместе с копиями колоколов Данилова монастыря на заводе отлили ещё два – для университета с символикой Гарварда с благодарностью за сохранение бесценного сокровища и для Свято-Данилова монастыря с символикой России и США в благодарность тем, кто участвовал в судьбе нашей звучащей святыни, кто верил, ждал и дождался.

Колокола. Обычаи

Говоря о колокольных традициях, нельзя не вспомнить и маленькие поддужные колокольчики, которые отливали на . Колокольчики эти звенели на всех проезжих трактах, а в городах велено было их подвязывать. Только императорские курьерские тройки могли скакать в городах с колокольчиком. Легенда гласит, что когда повезли в Москву мятежный Вечевой колокол из , то не покорился он завоевателям. На свалился колокол с саней и разбился на тысячи… маленьких колокольчиков. Конечно, это не более чем легенда, но именно там находится единственный в России музей колоколов. Подчеркну – колоколов, а не валдайских колокольчиков.

Русские колокола всегда отличались колоссальными размерами по сравнению с их европейскими собратьями. Один из крупнейших западных колоколов – краковский “Зигмунт” (о нём будет сказано ниже) – весит всего лишь 11 тонн, что для России звучит довольно скромно. Ещё при Иване Грозном у нас отлили 35-тонный колокол. Известен был колокол весом 127 тонн, отлитый по приказу царя Алексея Михайловича. Он разбился, упав со звонницы, во время одного из многочисленных московских пожаров. Отливка огромного колокола была богоугодным делом, ведь чем больше колокол, чем ниже его звучание, тем быстрее молитвы, вознесённые под этим колоколом, достигнут Господа. Но есть и другая причина, почему в Западной Европе колокола не достигли таких размеров, как у нас. Ведь на западе раскачивают сам колокол, а в России – лишь его язык, который весит несоизмеримо меньше. Однако и на Западе существует множество знаменитых колоколов и не меньше связанных с ними легенд и любопытных историй.

Колокола в Европе

Удивительная колокольная история произошла в середине XVII века в Моравии. Шведский полководец Торстенсон три месяца беспрерывно атаковал богатейший город Чехии Брно. Но взять город шведы так и не смогли. Тогда командующий собрал военный совет и объявил собравшимся, что на следующий день состоится последний штурм города. Брно должен быть взять до того, как в полдень зазвонит колокол на соборе Святого Петра. «В противном случае нам придётся отступить» – твёрдо сказал полководец. Это решение услышал местный житель и, оценив их важность, пробрался в город и сообщил об этом горожанам. Жители Брно сражались не на жизнь, а на смерть. Но и шведы им не уступали. Враги в некоторых местах преодолели городские стены, когда колокол собора пробил 12 раз. Никто не посмел ослушаться приказа Торстенсона, неприятель отступил к вечеру навсегда ушёл из Брно. Так 12 ударов спасли город. С тех пор ежедневно ровно в 11 часов в память об этом событии с главного собора раздаются не 11, а 12 ударов колокола. Также, как и более 350 лет назад, когда находчивые горожане на час раньше пробили спасительные 12 ударов.

Интересны некоторые колокольные традиции запада. В Бонне «Колокол чистоты» созывал жителей на еженедельную уборку городских улиц и площадей, немецкий «воскресник». В Турине «Хлебный колокол» сообщал хозяйкам, что пора замешивать тесто. «Трудовой колокол» Бадена объявлял об обеденном перерыве. В Данциге ждали удара «Пивного колокола», после которого открывались питейные заведения. А в Париже, наоборот, таковые закрывали по сигналу «Колокола пьяниц». В Этампе звон колокола предписывал гасить городские огни и его прозвали «Преследователем гуляк», а в Ульме «Колокол чудаков» напоминал, что поздно вечером опасно оставаться в тёмных и тесных средневековых улочках города. В Страсбурге о начале грозы предвещал «Колокол бури». На есть дом «У каменного колокола», угол его фасада украшен архитектурным элементом в виде колокола. Старая легенда говорит, что наступит время и этот колокол оживёт и заговорит на своём языке. Старинный колокол в “Зигмунд” может и тучи разогнать, и девушкам суженого накликать.

Краков. Вавель. Колокол “Зигмунд”

Колокола в литературе

Русский народ придумал множество загадок о колоколе. Вот самые интересные:
Из земли взяли,
На огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули – стали бить,
Чтоб мог говорить.

В церковь других созывает, а сам в ней не бывает.

Не обошли колокол и русские поэты. Известно стихотворение Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) о русском звоне. Все помнят стихотворение Владимира Высоцкого «Набат». На памятной доске поэта на Малой Грузинкой улице, где жил Высоцкий его портрет изображён на фоне разбитого колокола.

Мемориальная доска Владимиру Высоцкому на доме Малая Грузинская, 28

Большую коллекцию колокольчиков собрал Булат Шалвович Окуджава. До сих пор ежегодно 27 августа в Переделкино отмечают день колокольчика. В этот день почитатели творчества Окуджавы привозят в его дом музей очередной дар – колокольчик.
Как радостно, что сейчас опять зазвучали в церквях колокола. Пока робко и скромно. Но чисто и звучно плывёт над Родиной серебряный звон.

«…В синем небе, колокольнями проколотом, –
Медный колокол, медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал….»
В.Высоцкий «Купола» 1975 г.

А это настоящий колокольный звон суздальских звонарей Спасо-Евфимьевского монастыря. Услышать их может каждый, исполняют они небльшой колокольный концерт ежечасно, когда монастырь открыт для посетителей. Две записи, – на три минуты.

И короче – меньше двух минут.

По материалам книги В.А.Горохова «Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней». М, «Вече», 2009 г.

Ровно 9 лет назад, 16 апреля 2004 года, на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый 72-тонный Царь-колокол. Сегодня это самый большой действующий колокол в России. Но не в мире. О древних и современных шедеврах колокольных мастеров – в нашем топ-10.

10. Открывает десятку самых больших колоколов мира колокол Юнлэ в пекинском Храме Пробуждения (Китай). Его вес - 46 тонн, высота - 5,5 метра, диаметр - 3,3 метра. Отлит он был неизвестными мастерами в 1415 году по приказу императора Юнлэ из династии Мин. По данным Китайской академии наук, сила звука этого колокола доходит до 120 децибел, что сопоставимо с уровнем шума, издаваемого двигателями реактивного самолета. В ночной тишине колокол Юнлэ можно слышать на расстоянии 50 километров от храма. Помимо огромных размеров, он также знаменит тем, что на нем выгравировано более 230 тысяч буддийских символов.

9. Следующим в нашем списке идет 64-тонный Соборный колокол диаметром 4 метра, установленный в Нижнем Новгороде на месте слияния Оки и Волги. Он был отлит на санкт-петербургском Балтийском заводе в 2012 году, к 400-летию освобождения Москвы от польско-литовской армии нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского. Колокол украшен рельефными иконами святых: Серафима Саровского, Макария Желтоводского, Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода - князя Георгия Всеволодовича.

8. Далее в «битве гигантов» следует Большой Успенский колокол весом 65 тонн, находящийся на Успенской звоннице Московского Кремля. Он был отлит русскими мастерами Завьяловым и Русиновым из трофейных французских пушек времен войны с Наполеоном в 1817 году на заводе московского купца Михаила Богданова и, чудом пережив советское время, сохранился до наших дней.

7. Седьмое место нашего топ-10 занимает тот самый новый Царь-колокол массой 72 тонны, который 16 апреля 2004 года был установлен в Троице-Сергиевой Лавре. Как и нижегородский Соборный колокол, его отлили на Балтийском заводе, только девятью годами раньше. Для того чтобы поместить колокол внутрь звонницы, пришлось даже частично разобрать стены колокольни, ведь его диаметр у основания – целых 4,42 метра.

6. Чтобы увидеть и услышать следующий в нашем рейтинге колокол, переместимся в храм Чион-ин в Киото (Япония). Колокол был отлит в 1633 году, диаметр его составляет 2,8 метра, высота – 3,3 метра, а вес – 74 тонны. Это один из старейших и самый большой колокол в Японии. Именно его звон (108 ударов) слушают жители Страны восходящего солнца в прямом эфире в новогоднюю ночь. Звонят в него одновременно 17 человек.

5. Пятерку лидеров открывает Мингунский колокол (город Мингун, Мьянма). Он весит 55555 традиционных бирманских мер веса – висов, что в переводе в метрическую систему составляет более 90 тонн. Диаметр колокола у основания – почти 5 метров, высота - около 3,5 метра (с петлей для подвески - почти 7 метров). Он был отлит из меди с добавлением золота, серебра, железа и свинца в 1808-1810 годах по приказу бирманского правителя Бодопайи, который хотел построить самую большую в мире буддистскую пагоду в мире и поместить туда самый большой в мире колокол. Правда, мечтам Бодопайи суждено было сбыться не полностью: колокол сейчас находится в простом деревянном павильоне, стилизованном под небольшой деревенский храм.

4. В монастыре Силайсы в китайском городе Лючжоу находится колокол массой 109 тонн, высотой 9 метров и диаметром основания 6,06 метра. Его отлили в 2010 году на заводе по производству винтов Уханьской корпорации тяжелой промышленности (Китай). Поверхность колокола украшена 92 тысячами иероглифов, складывающимися в тексты буддийских молитв.

3. Тройку самых больших колоколов в мире открывает также находящийся в Китае, в городе Пиндиншань провинции Хэнань, Колокол Счастья весом 116 тонн, высотой 8,12 метра и диаметром 5,12 метра в самом широком месте. Как и его предыдущий «коллега», этот гигант – плод труда наших современников, изготовленный группой компаний «Тианруй» в канун нового 2000-го года.

2. На втором месте расположился знаменитый Царь-колокол , стоящий на постаменте в Московском Кремле в качестве памятника и ни разу в своей истории не звонивший. Его масса - 203 тонны, дата отливки - 1735 год. Интересно, что изготовлен Царь-колокол был мастерами Иваном и Михаилом Моториными из металла его 160-тонного предшественника, также называемого Царь-колоколом и разбившегося при пожаре в 1701 году, а тот – из 130-тонного Царь-колокола, разбившегося в 1654 году. Самый же первый московский Царь-колокол был отлит в 1600 году мастером Андреем Чоховым и тоже разбился при пожаре.

1. Наконец, первое место нашего топ-10 заслуженно занимает Великий колокол Дхаммазеди , с момента своей отливки в 1487 году бывший самый большим звонящим колоколом в мире. Его изготовили неизвестные мастера по указу царя Дхаммазеди для пагоды Шведагон в бывшей столице Мьянмы (Бирмы) Янгоне. Вес его составлял 297 тонн! По свидетельству венецианского купца Гасперо Бальби, посетившего Мьянму в 1583 году, колокол Дхаммазеди был сделан из меди с добавлениями олова, золота и серебра и инкрустирован драгоценными камнями. В 1608 году, во время междоусобных войн в Бирме, португальский наемник Фелиппе де Брито-э-Никоте захватил пагоду Шведагон и похитил колокол, намереваясь перелить его на пушки. Однако при перевозке по воде в месте слияния рек Баго и Янгон плоты, на которых располагался колокол, перевернулись, и он утонул. Великий колокол до сих пор находится в том же месте под слоем ила, но все попытки поднять его на поверхность пока не увенчались успехом. По легенде, когда колокол будет возвращен в пагоду Шведагон, на землю Мьянмы наконец-то вернется мир.