Какие чувства испытывает мечтатель в городе. Сочинение по повести Достоевского «Белые ночи

Образ мечтателя в повести Белые ночи, есть мнение, что это сам Достоевский.

«Белые ночи» - самое сентиментальное произведение Фёдора Достоевского.

Его главный герой - не названный по имени Мечтатель, человек грустный и одинокий. Он однажды встречает девушку Настасью, в которую влюбляется и которая, как кажется, изменит его жизнь в лучшую сторону.

Настасья, простодушная и также одинокая, рассказывает ему свою невесёлую историю - как она живёт с бабушкой, которая не отпускает её далеко от себя и прикалывает булавкой к своему платью, чтобы она не убежала; как она полюбила одного заезжего гостя, который обещал ей через год забрать её из мрачного бабушкиного дома; как она ждала его всё условленное время, а он не явился, хотя и приехал в город.

Настенька решает уйти с Мечтателем, так как видит уже в нём своего спасителя и родную душу. Однако внезапно она встречает того возлюбленного и убегает к нему, бросив Мечтателя. Он снова одинок, хотя и прощает девушку.

Вечно живой, вечно одинокий

Можно сказать, что настоящая жизнь Мечтателя, яркая и чувственная, уложилась в эти несколько ночей, в течение которых он встречался с Настенькой; всё остальное - бесцельные скитания в одиночестве. Мечтатель при этом - персонаж скорее символический: читателю ничего не известно о его семье, образовании, роде занятий. Это отмечали первые критики повести, считая его главным слабым местом произведения.

Тем не менее, они указывали, что в образе Мечтателя просматриваются черты Ивана Петровича - героя будущего романа «Униженные и оскорблённые». Так считал Добролюбов, который в целом негативно оценил повесть. Мечтатель, по его мнению, человек пустой и бесчувственный, если не может отстоять любовь всей своей жизни и уступает неизвестному гостю.

Другие критики по-разному отзывались на повесть:

  • Аполлон Григорьев называл её лучшим творением в стиле «сентиментального натурализма», при том что сам стиль считал нежизнеспособным;
  • С. С. Дудышкин назвал «Белые ночи» одним из лучших произведений, выпущенных в 1848 году; он также отметил, что в нём отсутствуют те недостатки, в которых часто упрекали Достоевского;
  • А. В. Дружинин также высоко оценил повесть, хотя и отметил, что в ней не хватает подробностей и более полного раскрытия характеров.

Ф.М. Достоевский пишет повесть «Белые ночи» в последние месяцы осени 1847 года, вскоре, уже в 1848 году, произведение издает журнал «Отечественные записки».

Ранее писателя уже интересовала тема «петербургских мечтателей», на эту тему в 1847 году им было написано несколько статей-фельетонов, которые вошли в большой фельетон «Петербургская летопись». Но эти статьи Достоевский публиковал почти анонимно, подписывая фельетоны буквами «Ф.М.». Позже критики установили, что часть материала из фельетона вошло в повесть «Белые ночи» - описание быта героев, их характеристики.

Повесть посвящена А.Н. Плещееву, другу юности Достоевского, и некоторые критики утверждают, что Плещеев стал прототипом главного героя. Некоторые, впрочем, возражают, что образ главного героя - это образ самого молодого Достоевского, и автор неслучайно ведет повествование от первого лица, намекая на автобиографичность.

Анализ произведения

Жанровые особенности, композиция, содержание повести

Писатель сопровождает повесть двумя подзаголовками: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Оба подзаголовка говорят о принадлежности повести к определенным жанру и литературному течению. Первый - прямо, второй - косвенно, ведь распространенным методом изложения в сентиментальной литературе становится именно дневниковые записи, воспоминания, ретроспективы. Писатель называет повесть романом, также исходя из сентименталистских взглядов. По тем же причинам главный герой повести не имеет имени, автор называет его просто «Мечтателем».

Однако жанрово «Белые ночи» - это, безусловно, не сентиментализм в чистом виде, скорее, «сентиментальный натурализм», ведь и место, и герои вполне реальны, более того, глубоко социальны и относятся к воспетой Достоевским категории «маленьких людей». Но в повести «Белые ночи» есть следы утопичности, ведь герои оказались слишком чистыми, слишком стерильными, честными в своих чувствах.

Эпиграфом к повести послужили стихи И. Тургенева «Цветок», лирический герой которого срывает цветок, мирно растущий в тени деревьев, и прикалывает его к петлице. Тургенев рассуждает: не для минутных удовольствий растут красивые цветы (читай - живут люди), но человек берет их властной рукой, срывает и обрекает на скорую гибель (читай - соблазняет, сначала любит и превозносит, затем оставляет). Достоевский несколько переиначивает утверждение Тургенева, делая из него вопрос: « Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?». То есть, Достоевский приходит к выводу, что иногда прикоснуться к любви, пройти по краю неслучившегося счастья - это и есть вся жизнь, этому единственному воспоминанию можно посвятить себя, как это делает Мечтатель.

Композиционно повесть состоит из 5 глав, 4 главы посвящены ночам в Петербурге, последняя названа «Утро». Построение символично: романтические ночи - стадии последовательной влюбленности главного героя в главную героиню, стадии его развития, и в конце он, нравственно совершенный, стоит на пороге своего утра - прозрения. Он обрел любовь, но неразделенную, посему в утро своего прозрения он уступает свою любовь другому, избавляется от мечтаний и, испытывая реальное чувство, делает реальный поступок.

Утро одновременно и рассеивает пустые надежды, и обрывает череду прекрасных встреч, оно становится началом и концом драмы героя.

Сюжет повести

Сюжет повести: молодой человек, от лица которого ведется рассказ, приехал в Петербург 8 лет назад. Он работает, а в свободное время рассматривает городские пейзажи и мечтает. Однажды он спасает на набережной девушку, которую преследует пьяный. Девушка рассказывает Мечтателю, что она ждет на набережной своего возлюбленного, который собирался приехать за ней ровно год назад, назначив встречу на эти дни. Несколько дней девушка ждет его, но он не приходит, и её начинает охватывать отчаяние. Мечтатель общается с Настенькой, берет на себя передачу письма её возлюбленному, а сам влюбляется в девушку. Влюбляется и Настенька, и они даже собираются пожениться, как вдруг прежний возлюбленный появляется вновь и уводит Настеньку. Наступает холодное промозглое петербургское утро, Мечтатель чувствует отрезвление и опустошение.

Главные герои

Главным героем повести является Мечтатель - полюбившийся автору образ одинокого человека, полностью изолированного от внешнего мира и живущего в замкнутом круге своих мечтаний.

Мечтатель - 26-летний житель Петербурга. Он образован, но беден, имеет определенные перспективы, но не имеет житейских желаний. Он где-то служит, но не сходится с коллегами и прочими окружающими - например, женщинами. Его не интересует ни бытовая сторона жизни, ни деньги, ни девушки, он постоянно погружен в призрачные романтические мечты и в периоды контакта с окружающими миром испытывает болезненное ощущение чуждости этому миру. Он сравнивает себя с грязным котенком, не нужным никому в мире и испытывающим ответную обиду и вражду. Впрочем, он не был бы безответен, если бы в нем нуждались - ведь люди ему непротивны, он готов был бы помочь кому-нибудь, способен к сопереживанию.

Мечтатель типичный «маленький человек» (социальное положение, неспособность на поступок, неподвижность, незаметность существования) и «лишний человек» (он сам себя таковым ощущает, презирая лишь себя за свою ненужность).

Главная героиня, 17-летняя девушка Настенька, противопоставлена Мечтателю, как активный, действующий персонаж. Несмотря на внешнюю хрупкость и наивность и юный возраст, она сильнее Мечтателя в поиске счастья. Писатель использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами - «глазки», «ручки», «премиленькая», подчеркивая детскость и непосредственность образа, его игривость, непоседливость, как у ребенка. Повадками ребенок, сердцем это - настоящая женщина: умело пользуется помощью взрослого мужчины, но при этом, явно распознав его чуткую и нерешительную натуру, упорно не замечает его чувств. В критический момент, однако, когда становится понятно, что возлюбленный её бросил, живо ориентируется и наконец замечает эти самые чувства. В момент появления потенциального мужа вновь смотрит на чувства Мечтателя как на дружеское участие. Впрочем, стоит ли винить девушку в переменчивости? В конце концов главного своего счастья она верно ждала целый год, а в том, что едва не переметнулась к Мечтателю, нет неискренности - жизнь одинокой хрупкой девушки в большом и враждебном Петербурге непроста и опасна, ей нужна поддержка и опора.

Настенька пишет Мечтателю письмо, в котором благодарит за участие в её истории. Получив письмо, Мечтатель не чувствует грусти - он искренне желает счастья девушке и, повторяя идею эпиграфа, говорит, что целая минута блаженства с Настенькой - это то, чего хватит и на всю жизнь человеческую.

Современники Достоевского увидели в повести французские утопические идеи, которыми все они были увлечены. Главным тезисом утопистов 1840-х годов стало стремление к безмолвному подвигу, жертвенности, отказу от любви в пользу других людей. Этим идеям был глубоко предан и Достоевский, поэтому тип описываемой им любви настолько идеален.

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

« Волжский городской лицей» Республики Марий Эл

Конспект урока на тему:

«Счастлив ли Мечтатель?»

(по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи», 9-ый класс)

г. Волжск

2011 г.

Цели урока:

Обучающие: формировать навыки анализа текста

Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное, творческое, ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение.

Воспитывающие: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову; добросовестность, любознательность, умение видеть, слышать, ценить прекрасное в окружающем мире.

Оборудование:

  • Картина Куинджи «Лунная ночь»;
  • Рисунки М. Добужинского к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»;
  • Портрет Ф.М. Достоевского
  • Запись медленной инструментальной музыки;
  • Магнитная доска (отпечатанные на листах высказывания о Ф.М. Достоевском, афоризмы писателя и т.п.)

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, здравствуйте, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.

1848 год. Достоевскому 26 лет. Он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную даже любовь (к А.Я. Панаевой), и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения (первая повесть Достоевского «Бедные люди» была очень благосклонно встречена критикой), уязвленность насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. («Двойник» осмеян, «Хозяйка» поругана), а впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг поэт Алексей Плещеев.

А ночи стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей….

2) Поэтическая «пятиминутка» (Ученицы под запись инструментальной музыки читают стихи русских поэтов о белых ночах) (см. приложение).

3) Продолжение слова учителя.

В 1848 году в журнале «отечественные записки» было напечатано самое поэтичное и лирическое из произведений Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Ребята, запишем в тетрадь:

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 г.г.)

Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя.

Небольшая повесть и такое необычное название. Наверно, это не случайно. Литературовед Ю.Манн определил 7 слов названия как семь ключей к хранящейся за семью замками «художественной тайне» повести. С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского.

Писатель определил жанр своего произведения как роман . Дело в том, что в 40 – е годы 19 в. роман как литературный жанр подразумевал, прежде всего, изобретение личной жизни обыкновенных людей. Недаром второе значение слова роман – история любви.

Не забудем слово «сентиментальный». Что оно обозначает?

Ответ ученика. Сентиментальный (от фр. Sentiment – чувство) т. е. обращённый к изображению жизни сердца в тончайших её проявлениях. Итак, в произведении будет важно не то, что произойдёт с героями, а то, что они будут чувствовать, переживать, как будут воспринимать происходящее.

Достоевский назвал своё произведение «Белые ночи» Как вы думаете, что скрывает в себе это название? Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.

4) Беседа с классом по вопросам учителя.

  • Из воспоминаний Мечтателя. Ребята, от какого лица ведётся повествование. Почему?

(Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание).

  • Имеет ли главный герой имя?

(Нет, Он назван просто – Мечтатель)

Образ Мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. И позднее, в 70 - ее гг., Достоевский собирался писать большой роман под названием «Мечтатель». Тема эта всю жизнь волновала Достоевского. Образ Мечтателя в «Белых ночах» автобиографичен: за ним стоит сам писатель.

  • Ребята, а кто такой Мечтатель ? Мечтатель это хорошо или плохо? (ответы ребят).

Ребята, известный критик Белинский дал свою трактовку образа Мечтателя.

(Выступление с сообщением Белинского о Мечтателе).

Итак, по мнению Белинского, мечтательность пошла и приторна. Неоднозначно относился к своему герою и сам Достоевский

(выступление с мнением Достоевского).

Учитель . Итак, с одной стороны, Ф. М. Достоевский утверждает, что призрачная жизнь есть грех, так как она уводит от настоящей действительности.

Но с другой стороны ?

  • Ребята, а что же с другой стороны?

Запишите в тетрадь проблемный вопрос нашего урока. ?

(Д/з: Написать сочинение – рассуждение на эту тему). (На магнитной доске под проблемным вопросом вывешиваем)

Счастливый ли человек Мечтатель

Ребята, каждый человек понимает слово счастье по- своему, но есть общее, что объединяет, мне кажется, мнения всех людей. Обратимся к толковому словарю Ожегова : (запись сделана на доске)

Счастье – 1)чувство и состояние полного и высшего удовлетворения;
2) Успех и удача.

Счастье – прежде всего чувство гармонии, согласия с самим собой.

Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале?

(ответы: Одиночество )

Безусловно, мечтатель Одинок . Ребята, можно ли считать Одиночество состоянием Счастливого человека? (Нет) (ответ вывешивается на доску). Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми, герой повести наделён способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города.

Ребята, как мечтатель воспринимает город?

(ответы : Город он воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо).

Но более всего запомнилась Мечтателю история с Одним домом. Давайте прочитаем отрывок. (Чтение отрывка (наизусть) выразительно см. приложение)

Ребята, обратимся к мастерству Достоевского – художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый ? Почему?) «Караул, домик красят в желтую краску!» Ребята, кому из вас не нравится желтый цвет ? Есть ли в отрывке слово, которое можно было бы поставить в один ряд с этим словом? (Желчь).

Ребята, литературовед В. Кожинов заметил (с мнением В. Кожинова выступает ученица )

В. Кожинов заметил, что при жизни Достоевского желтый и желчный писались через о .

«Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский».

Какое же значение вкладывал Достоевский?

В словаре Ожегова значение слова желчный – раздражительный, злой.

Сердце Мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.

Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве? (Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям).

Герой , как и все Мечтатели, грезит о Любви .

Однажды Судьба послала ему встречу .

Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку . Прочитаем описание её внешности (чтение отрывка).

Ребята, что настораживает вас в этом отрывке, что кажется нелогичным ?

(ответ: Девушка была в премиленькой жёлтой шляпке).

Как вы думаете, почему желчный жёлтый цвет выступает в соседстве со словом « премиленький » ? (ответ ребят).

Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? (Хорошим, весёлым).

Почему?

Мечтатель упоён красотой петербургской летней ночи. Поддавшись её очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всём, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый жёлтый цвет.

Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? (Да).

Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека?

(Счастливого. (На доску крепим лист с нужным ответом)).

Герой начинает встречаться с Настенькой.

Любил ли герой кого – нибудь до неё? (мечту, идеал).

Что привлекло героя в Настеньке? (то, что она не Хозяйка).

Ребята, как вы понимаете значение слова Не хозяйка? (ответ).

Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность.

Он понял, что любовь к Настеньке спасёт его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.

В одну из встреч Настенька попросила Мечтателя рассказать ей свою историю.

Что ответил Мечтатель? (У меня нет истории).

Расскажите коротко о жизни Мечтателя (ответы).

О чём мечтает герой?

Каким словом можно охарактеризовать бытие Мечтателя? (Неустроенный быт).

Как вы думаете, делает ли неустроенный быт Мечтателя счастливым человеком? (Нет).

(На доску прикрепляем лист: «неустроенный быт»).

А какова история Настеньки? Что сближает её с Мечтателем ? (Одиночество, круг чтения, мечты).

О чём мечтает Настенька? (ответы).

В одну из встреч Настенька рассказала Мечтателю о том, что любит другого.

Как к этому сообщению отнёсся герой? (ответ).

Как вы считаете, любил ли Мечтатель Настеньку? Подтвердите примерами из текста. (Любил, когда любишь – желаешь человеку добра).

Ребята, у одной из любимых моих поэтесс Вероники Тушновой есть такие строки:

Улыбаюсь, а сердце плачет

В одинокие вечера

Я люблю тебя, это значит –

Я желаю тебе добра.

У кого из русских поэтов мы встречаем подобное отношение к любви? (А. С. Пушкин «Я вас любил»).

Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что он может получить от жизни: Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи.

Как завершилась история любви Настеньки и Мечтателя?

Настенька написала герою письмо о том, что выходит за другого. Обратимся к мастерству Достоевского – психолога. Посмотрите, как меняется душевное состояние героя после прочтения письма (выразительное чтение).

Как называется приём, использованный Достоевским в словосочетании молодая старуха . Для чего он нужен? (ответы).

Итак, герой испытал безответную любовь

Счастлив ли он? Ответ вывешивается на доску. (Нет). Испытав несчастную любовь, герой снова возвращается к своему страшному состоянию – Одиночеству .

Так счастливый ли человек Мечтатель?

(Ответы. Работа с теми признаками, что вывешены на магнитную доску).

Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет. Прочитаем последние строки произведения: (чтение).

«Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?»

Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! (последний лист вывешивается на доску). И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар . А это не всем дано.

Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского. Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее. Закончить же урок хочу стихотворением И. А. Бунина «Вечер». (чтение).

«Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив»

(Ф. М. Достоевский ).

Приложение .

На магнитной доске в конце урока получается схема.

Стихи о белых ночах.

(«поэтическая пятиминутка).

Лазурный свод

В зерцале вод

Блестит, красой своей любуясь:

Едва – едва

Шумит Нева,

В гранитных берегах волнуясь ….

(А. Комаров «Ночь»).

*****

Дышит счастьем,

Сладострастьем

Упоительная ночь

Ночь немая,

Голубая

Неба северного дочь.

……………..

Блещут свежестью сапфирной

Небо, воздух и Нева

И, купаясь в влаге мирной

Зеленеют острова

(П. Вяземский «Петербургская ночь»).

******

Город спит, окутан мглою

Чуть мерцают фонари…

Там далеко, за Невою,

Вижу отблески зари

В этом дальнем отраженье,

В этих проблесках огня

Притаилось пробужденье

Дней тоскливых для меня…

(А.Блок)

*****

Белой ночью месяц красный

Выплывает в синеве

Бродит призрачно- прекрасный

Отражается в Неве.

Мне провидится и снится

Исполненье тайных дум.

В вас ли доброе таится,

Красный месяц, тихий шум?...

(А.Блок)

Листочки вывешиваются на доску в течение всего урока, с левой стороны – признаки счастливого человека, с правой – несчастливого. Итоги сравниваются в конце урока.


Сочинение

I. Особенности жанра, композиции повести Ф. Достоевского

«Белые ночи».

II. Образ рассказчика в повести.

1. Сердце, полное любви.

2. Поэт, мечтатель, романтик.

3. Альтруизм героя.

4. Мечты и действительность.

III. «Петербургский мечтатель» в восприятии современного читателя.

Я не умею молчать, когда сердце во мне говорит.

Ф. Достоевский

Ф. М. Достоевский определил жанр своего произведения «Белые ночи» как «сентиментальный роман». Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени романтического героя, мечтателя, идеалиста, человека с богатым внутренним миром.

С первых страниц мы угадываем в рассказчике страдающую, возвышенную душу. Сердце его полно любви, он одаривает ею людей, не знающих о его существовании, «тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час, целый год». Он признается: «Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. Я коротко их знаю; я почти изучил их физиономии – и любуюсь на них, когда они веселы, и хандрю, когда они затуманятся». Его нежность распространяется и на неодушевленные, но ставшие такими родными, предметы: «Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?»

Возможно, таким его сделала тяжелая действительность, спасения от которой он ищет в мечтах. Но вероятнее всего, мы имеем дело с поэтом, человеком, наблюдающим мир под особым углом зрения, создающим свою реальность. Он признается: «Я создаю в мечтах целые романы». Поэту свойственно романтизировать жизнь, он способен в капле воды увидеть океан, в мимолетной улыбке – обещание счастья. Наш герой в девушке, встреченной поздним вечером, увидел прекрасную незнакомку, «угадал» возвышенную натуру. Судьба предоставила мечтателю настоящий подарок: возможность спасти девушку от развязного ловеласа, проявив рыцарское благородство. Он, действительно, ведет себя по-рыцарски: увидев блеснувшую на глазах незнакомки слезу, проявляет искреннее сочувствие к ней. И, как бывало уже не раз, влюбляется в нее, – точнее, в нарисованный в воображении портрет, – как влюблялся не раз «в идеал, в ту, которая приснится во сне».

«Петербургский мечтатель» – личность, склонная не только к созерцанию, но и к деятельности. Влюбившись с первого взгляда в Настеньку, совсем не зная ее, он старается помочь ей устроить ее счастье с любимым человеком, хотя для него самого это будет настоящей катастрофой. И катастрофа происходит: Настенька, уже решившая связать с ним судьбу, оставляет его, произнеся, конечно, слова благодарности, написав в сумбурном, но вполне романтическом, соответствующем характеру их отношений письме: «О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю в эту минуту, потому что я достойна любви вашей, потому что я заслужу ее…»

Считается, что «петербургский мечтатель» не сумел до конца реализовать себя в отношениях с Настенькой. Так ли это? На мой взгляд, именно в такой несчастливой, но красивой любовной истории должна была реализоваться его романтическая натура. Он говорит о себе: «Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни», – но что есть для него действительная жизнь? Мог ли бы он спуститься с высот поэзии на бренную, прозаическую землю?

Современному читателю трудно принять всерьез героя – рассказчика повести «Белые ночи». Раздражает его наивность, непрактичность, его порою слишком слащавая речь. Досада берет оттого, что он не умеет, не желает бороться за свою любовь. Но… оторваться от чтения невозможно. Думаешь: бывают ли на свете такие люди, или только «в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время» могут они существовать? И, соглашаясь и внутренне протестуя одновременно, перечитываешь последние строки повести: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?»

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.

С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы... Точно я вдруг очутился в Италии, - так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах... Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской при- роде, когда

Она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами...»

В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.

«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

Эта повесть - своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.