Образ «маленького человека» в романе "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М. Тема маленького человека в романе федора достоевского преступление и наказание Маленькие люди в преступлении и наказании достоевского

Произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стало одной из важнейших книг русской классической литературы. Оно несет очень важный смысл, так как относится не просто к книгам художественной литературы, а заслуженно считается философским шедевром. "Маленькие люди" в "Преступлении и наказании" Достоевского играют самую важную роль.

«Маленькие люди»

Тема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» играет почти ведущую роль. Если посмотреть и внимательно проанализировать героев произведения, то можно заметить, что почти все действующие лица в книге указывают читателю на жизненно важные черты характера человека.

Вообще, говоря о «маленьких людях» в романе «Преступление и наказание», нужно сказать, что Федор Михайлович выделил несколько критериев, отличающих этих героев от других. В литературе словосочетание «маленький человек» обозначает тех лирических героев, которые не способны противостоять окружающим проблемам, вынуждены вести постоянные борьбу за выживание с наиболее властными людьми. Кроме того, как выделяет сам Достоевский в произведении «Преступление и наказание», «маленькие люди», как правило, живут и держаться на самом низком уровне жизни, проводя за гранью бедности большую часть своего существования.

Кроме того, сам Федор Михайлович изображает своих героев не просто нищими и неспособными обеспечить себя необходимыми средствами, а обиженными жизнью, униженными другими и чувствующими себя абсолютным ничтожеством во внешнем мире.

Герой Родион Раскольников

«Маленький человек» «Преступления и наказания» Раскольников ведет главную сюжетную линию. Именно вокруг него и разворачиваются все события. как «маленького человека» в «Преступлении и наказании» обозначается его низким социальным положением, которое толкает его на убийство старухи-процентщицы. Именно его нищета и невозможность заработать денег, обеспечить себя и свою семью ломают главного героя. Кроме этого, из-за своей бедности Раскольников не в силах помочь сестре, которая в итоге вынуждена выйти замуж за богатого мужчину, жадного и расчетливого, как окажется потом.

Уже совсем отчаявшись в своем положении, Раскольников делает решающий шаг - соглашается с самим собой на убийство. Несмотря на то, что изначально такая мысль пришла к герою исключительно из-за бедности, в конце концов Родион приходит к выводу, что он это сделал не для того, чтобы помочь семье или самому выйти из бедственного положения. Раскольников признается, что убийство, за которое только он в ответе, он совершил исключительно для самого себя.

Герой Семен Мармеладов

В «Преступлении и наказании» «маленький человек» Мармеладов тоже имеет важную роль. Бывший военный, потеряв работу, впадает в депрессию. Все деньги, которые получает данный «маленький человек» «Преступления и наказания», он пропивает, из-за чего не может обеспечить свою семью. Несмотря на это, Мармеладов прекрасно понимает свое положение, однако исправить его он уже не в силах - настолько невозможной ему кажется борьба с собственным пьянством. Из-за своего же алкоголизма и умирает герой, а смерть его слишком глупа для человека, которого раньше уважали, - он просто напивается и попадает под колеса повозки. Погибая, Мармеладов говорит своей старшей дочери, что она единственная опора семьи, тем самым он сбрасывает с себя любую ответственность и обязательства перед своей семьей.

Образ Мармеладова

Мармеладов - лирический герой, который не смог противостоять своим финансовым трудностям, однако нашел отличный способ уйти от них: появившаяся алкогольная зависимость позволяла бывшему половнику хоть ненадолго забыться. Однако он сам был вершителем своей судьбы - он сам погубил свою семью, пропив все семейные средства; он сам взял в долг у очень жадного человека, который потом не давал покоя семье; он сам потерял свою сущность.

В одном из разговоров с Раскольниковым Мармеладов спрашивает Родиона, знает ли он то чувство, которое возникает в тех обстоятельствах, когда человеку некуда вернуться. Ведь Семен считал, что у него нет дома, что идти ему некуда. Но все ведь заключалось в том, что уходя из дома, он забирал все деньги, после чего семья вновь оставалась без средств к существованию. В том, что Мармеладову не были рады дома, была лишь его собственная вина.

Сонечка Мармеладова

Среди всех «маленьких людей» «Преступления и наказания» Сонечка Мармеладова отличалась своей самоотверженностью. Соня, видя, в каком трудном положении находится семья, устроилась на работу, совсем неподходящую для юной девушки. Сонечка и ее образ «маленького человека» в «Преступлении и наказании» тоже имеет не последнюю роль. Несмотря на свою работу продажной девушки, Соня все равно живет принципами сердца. Ее религиозные взгляды стали для Сонечки путеводителем по жизни. Христианские нормы, которыми руководствуется героиня, становятся немаловажной причиной для признания Раскольникова в убийстве.

Образ Сонечки

Бескорыстная героиня, способная принять любого человека, не обвиняя его ни в чем, словно луч света во всем произведении. Образ Сонечки - это образец праведного человека, поставленного в рамки вынужденного существования, которое заставляет его делать совершенно неправильные поступки. Однако положение Сонечки оправдано - она стала спасительницей для семьи. Именно благодаря ее работе младшие братья и сестры могли хотя бы изредка нормально питаться, а мать могла и работать, и успевать решать домашние заботы.

Катерина Мармеладова

Проблема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» отразилась также и на Катерине Мармеладовой - матери Сонечки. Тридцатилетняя женщина, в раннем возрасте ставшая вдовой, второй раз выходит замуж очень неудачно - несмотря на то, что когда-то Семен был порядочным и почитаемым человеком, со временем он становится невыносимым пьяницей. Катерина, которая является многодетной матерью, пытается бороться с мужем, пытаясь ему объяснить, что от его пьянства страдают дети, - вся семья живет очень бедно, у них имеется огромное количество долгов, а старшая дочь из-за своей работы уже никогда не сможет выйти замуж. Катерина постоянно говорит об этом своему мужу, показывая ему, что не нужно ломать жизни и другим своим детям, что старшая дочь и так пожертвовала своим будущим, чтобы семья все-таки смогла выжить. Однако все ее нравоучения никак не действуют на мужа - он по-прежнему пьет и заявляется домой только тогда, когда ему вновь нужны деньги.

Изнеможенная женщина уже не в силах терпеть такое поведение мужа и однажды просто начинает лупить Семена. Свидетелем этой сцены становится Родион Раскольников, что оказывает на него сильное впечатление. Он оставляет последние деньги на подоконнике, чтобы хоть чем-то помочь этой семье. Однако Катерина, которая была родом из порядочной семьи, не принимает его деньги. Это сразу характеризует личность Мармеладовой - несмотря на свое положение, она слишком горда, чтобы принимать подачки со стороны. «Маленький человек» Катерина Мармеладова не в силах унизиться перед другими.

Разумихин

Образ Разумихина олицетворяет противоположность образов «маленьких людей» в произведении «Преступление и наказание». Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями. Нищий студент, влюбленный в Дуню и ухаживающий за обезумевшим Раскольниковым, он старается выжить в своем трудном положении. Его жизнелюбие и оптимизм руководят его поступками и мировоззрением. Несмотря на то, что он точно так же, как и сам Раскольников, находится на социальном «дне», он пытается выбраться из него честными и праведными путями. Федор Достоевский изобразил данного героя как зеркальное отражение Раскольникова, показывая читателям, что возможен и другой исход такой жизненной ситуации.

Образ Разумихина

Разумихин - воплощение веры в лучшее и способности выживать даже в самых сложных условиях. Герою удается не сойти с ума в своей бедности, которая точно так же мешает его нормальной жизни, как и жизням всех других героев. Такое умение, как оставаться верным своим принципам, сильно помогает Разумихину не впадать в апатию, в которую впал Раскольников. Но кроме этих моральных качеств, Разумихин также не разочарован в людях, не замечает их истинной сущности. Он до конца верит Раскольникову в том, что он не является убийцей. Кроме того, он уверен, что все признания Родиона сказаны в бреду, поскольку известие о смерти старухи-процентщицы оказало сильное впечатление на героя - он был ее должником.

Главное в произведении

Глядя на все высказывания и цитаты «маленьких людей» в «Преступлении и наказании», можно сказать, что Федор Михайлович Достоевский был первым писателем, который обращал внимание не на финансовое положение человека, а на его духовные качества. Все герои произведения Достоевского слишком горды, чтобы принимать помощь других. Все они стараются выжить, каждый следует своим путем. Однако их объединяет одна общая цель - выбраться из нищеты, начать свою жизнь заново и прожить ее счастливо. Дороги, по которым идут герои, приводят их к разным решениям. Раскольникова она привела к каторге, Сонечку - к унижению, Катерину - к болезни, Мармеладова - к пьянству.

Общий вывод

Достоевский отлично показывает в своем произведении, насколько сильно люди сами виноваты в том, что их жизни складываются именно так. Отличный пример тому Раскольников: он мог бы не идти на убийство, а пытаться найти работу, которая со временем принесла бы ему приличный доход. Так и Мармеладов, который мог попытаться бросить пьянствовать и найти хорошую работу, что обеспечить свою семью. Катерина могла на минуту забыть о своей гордости, вернуться в родительский дом, а не выходить замуж во второй раз.

Все герои столкнулись с серьезными последствиями из-за своей гордости и попыток выбраться из своего положения нечестным путем. Именно это и показывает автор, именно это и стало главной темой произведения.


Тема «маленького человека» является основной для всего творчества Ф.М. Достоевского. Кто такие «маленькие люди»? Это бедные, незаметные в обычной жизни персонажи. Они не имеют высокого звания, огромного состояния, зато сохранили духовное богатство, доброту и человечность.

Родион Раскольников является ярким представителем «обиженных жизнью людей». Создание его теории неразрывно связано с условиями жизни. Он обречен прожить свою жизнь в бедности и лишениях. Автор умело подчеркивает убогие условия существования студента, описывая его жилье, быт и одежду. Родион живет в трущобах, в его грязном квартале всегда чувствуются нестерпимые запахи дешевых распивочных заведений. Каморка Родиона настолько мала, что ее можно сравнить со старым душным шкафом, со стен которого давно отклеились старые желтые обои. Жилище главного героя – это символ безысходности.

Автор создает контраст между высоким, хорошо сложенным молодым человеком и его старым, потрепанным гардеробом. Родиону совестно носить такую одежду, но у него нет другого выбора. Отчисление из учебного заведения, отсутствие средств для существования, чувство несправедливости подавляют героя и толкают его на совершение преступления.

Чувство глубокого одиночества преследует героя, несмотря на то, что вокруг огромное количество людей. Ведь его окружают такие же бедные, жалкие и озлобленные на весь мир персонажи. Они уже давно не способны на сострадание и человечность. Этот факт доказывает реакция толпы на исповедь пьяного Мармеладова. Мелкий чиновник откровенно рассказывает о своем оскорбительном положении, в котором он не может больше существовать. Ежедневно ему приходиться молча наблюдать за унижением своей жены, голодом детей, а самое главное – за искалеченной судьбой любимой дочери Сонечки. Измученный душевными терзаниями Мармеладов ждет от своих слушателей сочувствия и понимания, но жестока толпа способна лишь обсмеять и унизить.

Описание страданий семьи Мармеладовых как нельзя лучше раскрывает тему «маленьких людей». Благодаря подробному описанию сложных условий жизни все вокруг окутывается мраком и холодом. Меняет свое обличие даже роскошная столица - Санкт-Петербург. В произведении она создает впечатление серого, равнодушного, мертвого и жестокого города. В романе демонстрируется обратная сторона этого города. Роскошные фасады заменяют старые полуразрушенные здания, в которых проживают оскорбленные жизнью люди.

Еще одной представительницей униженных и оскорбленных является Катерина Ивановна. Знаменитый автор описывает измученную женщину. Она каждый день старается навести порядок в доме и накормить голодных детей. Ее падчерица – Соня также всеми силами старается помочь семье, но, к сожалению, принимает единственно возможное решение – пойти на панель. Заслуживает сочувствия и сестра Родиона, Дуня. Ей, как и брату приходится сдерживать гордость и самолюбие, терпеть насмешки и издевательства.

Роман «Преступление и наказание» наполнен подобными образами, герои произведения постоянно испытывают нужду, находятся в условиях существования, непригодных для жизни нормальных людей. Эти нечеловеческие условия заставляют персонажей делать сложный выбор: терпеть и жить так дальше или умереть?

Чувство долга и ответственности не позволяет Сонечке Мармеладовой решиться на самоубийство. «А с ними-то что будет?» - говорит девушка, когда Родион размышляет о том, как достойно выйти из их положения. Она отказывается от телесной смерти из-за желания помочь своей семье, но тем самым выбирает полную душевную гибель. То же самое можно сказать про Дуню. Она решается на брак с нелюбимым человеком, обрекая себя на безрадостное существование. Образование брата и благополучие семьи для Дуни важнее, чем другие радости жизни.

Все это означает, что несмотря на тяжесть своего положения в этих людях остаются самые главные человеческие качества – сострадание, благородство и великодушие. Автор сочувствует своим героям и одновременно с этим восхищается их душевным богатством, которое они смогли сохранить в столь ужасных условиях.

Теория Родиона Раскольникова - это порождение жестокого мира. Она представляет собой протест против таких условий существования. Совершение преступления не восстановило справедливости и не сделало Родиона «право имеющим» человеком. Напротив, оно принесло чувство раскаяния и разочарования. Но в то же время даже в мире нищеты и лишений есть место светлым чувствам: любви, дружбе, состраданию. Это наполняет автора верой в то, что со временем общество все же может исправиться, стать менее жестоким. Любовь и уважение к окружающим людям – это единственный путь для создания цивилизованного, гуманного общества. Возможно, именно этот смысл пытался передать автор в своем знаменитом произведении.

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.
История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников - один из этой толпы: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.
Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.
Такова “идея” Раскольникова о Наполеонах и “тварях дрожащих”, “обыкновенных” и “необыкновенных” людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия “маленьких людей”.
Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.
Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!., ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы... что значит, когда уже некуда больше идти?..” - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, измученного, задавленного своей неизбежной судьбой.
Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладовой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.
Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.
Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов “униженных и оскорбленных”. Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали “сверхчеловека”, чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.
“ Маленькие люди” в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге “новой жизни”, “постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.

Кого же подразумевали писатели, называя так какой-то обобщенный образ своего героя? Это человек, который не мал по своему объему или росту, в русской литературе так называют человека, который может быть одет небогато, но главное, он тихий и забитый, запуганный вышестоящими чиновниками.

До Федора Достоевского таких героев описывали такие писатели, как Александр Пушкин в своем произведении «Станционный смотритель», Николай Гоголь в рассказе «Шинель». Но глубже всего проник в эту тему и показал «маленького человека» именно Достоевский в своем глубоко психологическом романе «Преступление и наказание».

Главный герой попытался хотя бы что-то изменить, вырваться из бедности, он боролся, когда другие просто сложили свои руки. Но, к сожалению, он тоже «маленький человек». Сонечка тоже относиться к таким людям, но она борется и вместе с Раскольниковым побеждает. Ей пришлось нелегко: пройти голод, оказаться на панели, чтобы выжить и остаться при этом нежным и милым существом. Соня на протяжении всего романа покоряется своей судьбе, но смириться до конца с таким положением вещей она не может. Поэтому она и ищет свой мир, где сможет найти спасение.

Соня Мармеладова находит свой мир, который поддерживает ее в жизни, не может сломать ее, как это сделали родители - это мир Бога. И несмотря даже на то, что и Соня, и Родион - это «маленькие люди», но они смогли проявить себя, смогли бороться за свое существование, а не ничтожно прозябать и влачить свое жалкое существование. Они родились в семьях, где были обречены стать «маленькими» людьми, поэтому и проходили путь этих самых «маленьких людей», покоряясь, так как их этому учили жизнь. Но в какой-то момент они решили не покориться и восстать над этой ужасной реальностью.

Соня не только сама пыталась найти новую жизнь, поверить в нее, но и помогала в этом Родиону. Он наконец-то приобрел веру в новую жизнь, в то, что впереди будущее будет лучше, чем настоящее. И начинает новая история в жизни этих людей, где их ждет обновление и перерождение. Так Достоевский показал, как может «маленький человек» нравственно переродиться. И эту спасению, по мнению автора, можно найти, лишь имея веру в Бога, ведь это самый справедливый суд.

Несколько по-иному, но в основном в той же манере стро­ится образ маленького человека в «Преступлении и наказании». Его воплощением там выступает Мармеладов, мелкий чинов­ник, выгнанный за пьянство со службы. Его образ внутренне глубоко драматичен. В этом, казалось бы, совершенно никчем­ном человеке, способном пропить последние деньги семьи и идти к Соне просить на опохмелку, Достоевский, верный своим творческим принципам, находит живую человеческую душу. По монологам Мармеладова очень заметно, что он когда-то был не лишен гордости, сознания собственного человеческого дос­тоинства. Сейчас от этой гордости остался один только стыд. Мармеладов уже не способен справиться со своей пагубной страстью, не способен подняться, но он способен наказывать себя за это самым строгим нравственным наказанием. Если бы он был один, он бы не страдал. Но сознание того, что из-за него страдают Катерина Ивановна и дети, – вот что мучает Марме­ладова, заставляя его обращаться со своей надрывной и отчаян­ной исповедью к завсегдатаям трактира, к Раскольникову. Он, когда-то гордый и совестливый человек, не боится выставлять себя на позор и посмешище, наоборот, стремится к этому, по­тому что так наказывает себя. Поражает глубина, с которой этот опустившийся человек способен чувствовать нравственные страдания Катерины Ивановны, неотступно думать о ней и о детях, о своей вине и своем грехе. И, что очень важно для Дос­тоевского, этот человек продолжает уповать на Бога – в этом смысл рассказанной им Раскольникову притчи. И – еще один важный для Достоевского момент — упование на божественное милосердие сочетается в Мармеладове со смирением и само­уничижением, пришедшим на смену прежней гордости. Такой человек, по Достоевскому, не потерян для Бога.

Чрезвычайно трогательной деталью, завершающей образ Мармеладова, становится пряник, который находят в его кар­мане после смерти – свидетельство его последней мысли о детях. Эта деталь окончательно расставляет оценочные акцен­ты: автор далек от того, чтобы презирать или хотя бы осуж­дать Мармеладова; он грешен, но заслужил прощение. Про­должая традицию своих предшественников, Достоевский на первый план в трактовке темы маленького человека выдвигает принцип гуманизма, необходимость не осудить и бросить ка­мень, а понять и простить.

Здесь искали:

  • мир маленьких людей в романе преступление и наказание сочинение
  • сочинение на тему мир маленьких людей в романе преступление и наказание
  • мир маленьких людей в романе преступление и наказание