Избранная классика: Глинка. Михаил Иванович Глинка — родоначальник русской классической музыки Творческие принципы Глинки

Как писал П. И. Чайковский: «Как дуб вырастает из желудя, так и вся русская симфоническая музыка повела свое начало из “Камаринской” Глинки». Михаил Иванович Глинка с детства любил оркестр и предпочитал симфоническую музыку всякой другой (оркестром из крепостных музыкантов владел дядя будущего композитора, живший неподалеку от его родового имения Новоспасское). К первой половине 1820‑х годов относятся первые пробы пера в оркестровой музыке; уже в них юный автор уходит от простых аранжировок популярных песен и танцев в духе «бальной музыки». Ориентируясь на образцы высокого классицизма (музыку Гайдна, Моцарта, Керубини), он стремится освоить форму увертюры и симфонии с использованием народно-песенного материала. Эти опыты, оставшиеся незаконченными, были для Глинки лишь учебными «эскизами», но они сыграли важную роль в формировании его композиторского стиля.

Уже в увертюрах и балетных фрагментах опер («Жизнь за царя», 1836 и «Руслан и Людмила», 1842) Глинка демонстрирует блестящее владение оркестровым письмом. Особенно характерна в этом отношении увертюра к «Руслану»: поистине моцартовская динамичность, «солнечный» жизнерадостный тонус (по словам автора, она «летит на всех парусах») сочетается в ней с интенсивным тематическим развитием. Как и «Восточные танцы» из четвертого действия, она превратилась в яркий концертный номер. Непревзойденный образец характерно-фантастической музыки дал Глинка в «Марше Черномора». Но к подлинному симфоническому творчеству Глинка обратился лишь в последнее десятилетие своей жизни.

Совершив длительное путешествие во Францию и Испанию, где он имел возможность подробно познакомиться с сочинениями Берлиоза и глубоко изучить испанский фольклор, Глинка накопил множество музыкального материала. С другой стороны, композитор нашел подтверждение своим интуитивным поискам свободы оркестрового мышления. Он вернулся в Россию с эскизами двух «испанских увертюр», но первым его законченным сочинением стала «Камаринская» (1848), названная автором «Фантазией на две русские темы, свадебную и плясовую». Идея сблизить две противоположные по характеру народные темы путем их попеременного вариационного развития вылилась в своего рода оркестровое скерцо, которое справедливо считается фундаментом русской симфонической школы. За «Камаринской» последовали «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851) – симфонические пьесы, сочетающие яркую характерность танцевальных образов и классическое совершенство формы. В последние годы жизни Глинка создал окончательную оркестровую версию «Вальса-фантазии» (1856), превратив безыскусное фортепианное сочинение в лирическую поэму для оркестра.

Сочинениями М. И. Глинки дирижирует Евгений Светланов. Осуществляя грандиозный замысел «Антологии русской симфонической музыки», великий русский маэстро осознавал фундаментальное значение творчества Глинки для отечественной культуры (ярким интерпретатором глинкинской музыки был и его учитель Александр Гаук). Увертюра к опере «Руслан и Людмила», записанная с коллективом Большого театра СССР, принадлежит к наиболее ранним записям Светланова (1963); остальные произведения были записаны им уже с ГАСО СССР – симфонические пьесы, восточные танцы и марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» во второй половине 1960‑х, танцы в замке Наины в 1977 году, Краковяк из оперы «Иван Сусанин» в 1984 году.

Пьянова Яна

класс 6 специализации «Теория музыки», МАОУДО «Детская школа искусств № 46»,
РФ, г. Кемерово

Заиграева Валентина Афанасьевна

научный руководитель, преподаватель теоретических дисциплин МАОУДО «Детская школа искусств № 46»,
РФ, г. Кемерово

Введение

Михаила Ивановича Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки». Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Как и Пушкин, он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень, показал русскую жизнь во всех её проявлениях. С этого времени русская музыка прочно заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души – в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви. Эта музыка воспевает жизнь, утверждает неизбежность победы разума, добра и справедливости, и эпиграфом к ней можно было бы поставить знаменитые пушкинские строки: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

Глинка серьезно относился к профессиональной стороне. Цельность, стройность формы; ясность, точность музыкального языка; продуманность малейших деталей, равновесие чувства и разума. Глинка – самый классический, строгий и честный, среди всех композиторов XIX века.

В своем творчестве Глинка обращался к различным музыкальным жанрам – опере, романсу, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным пьесам и другим сочинениям. Его музыкальный язык, впитав в себя своеобразные черты русской народной песни и итальянского бельканто, венской классической школы и романтического искусства, стал основой национального стиля русской классической музыки.

Стиль Михаила Ивановича Глинки

1. Мелодика характеризуется ярко-выраженной распевностью. Она обладает особой плавностью, сцепленностью, берущая своё начало в русских народных песнях

3. Ярким признаком национального стиля служит у композитора техника интервального и мелодического развития, связанная с принципом вариантности

4. Своеобразный подход Глинки к музыкальной форме в крупных размерах: в методах симфонического развития он впервые мастерски осуществил, характерную для русской классической школы, синтез сонатности и вариационности, пронизывая сонатную форму вариационным развитием.

Основоположник русской классической школы

Русская музыкальная классика родилась именно в произведениях Глинки: операх, романсах, симфонических произведениях. Эпоха Глинки в русской музыке приходиться на дворянский период освободительного движения в России. Свою историческую роль зачинателя нового классического периода русской музыки Глинка выполнил, прежде всего, как художник, впитывающий передовые идеи декабристской эпохи. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем» – слова Глинки об идеи народности в его творчестве.

Широкое распространение русской музыки на мировом уровне началось именно с творчества Глинки: заграничные поездки, знакомства с музыкантами других стран.

В 1844 году в Париже с успехом прошли концерты Глинки. С патриотической гордостью Глинка писал о них: «Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России».

Рисунок 1. М.И. Глинка

Творчество Глинки обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. Однако его творчество не принадлежало ни к классицизму, не к романтизму, а лишь заимствовало некие черты. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре её поняли и оценили по достоинству. Основу авторского стиля Глинки составляют:

· С одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм;

· С другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза.

Путем настойчивых исканий Глинка пришел к созданию национального стиля и языка классической музыки, явившихся фундаментом её будущего развития.

Творческие принципы Глинки

· впервые представляет народ многогранно, не только с комической стороны, как в XVIII веке (народ в «Иван Сусанин»)

· объединение общего и частного начал в образной сфере (воплащает общую идею в конкретных образах)

· обращение к истокам народного творчества (былина «Руслан и Людмила»)

· использование цитат («Камаринская», «Иван Сусанин», «Вниз по матушке, по Волге…»)

· сочинение в народном стиле («Разгуляемся»)

· ладовая основа русских народных песен (хор гребцов из «Ивана Сусанин»)

· плагальность

· использование обрядовых сцен (свадебные сцены из опер)

· аккапельная подача музыки («Родина моя»)

· вариантный метод развития мелодики (от русской народной песни)

Основным творческим принципом Глинки было дать возможность последующим поколениям русских композиторов равняться на его творчество, обогатившее национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами.

Словами П.И. Чайковского о «Камаринской» М.И. Глинки можно выразить значение творчества композитора в целом: «Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб в желуде»

Типы симфонизма Глинки

Симфонические произведения Глинки немногочисленны. Почти все они в жанре одночастных увертюр или фантазий. Историческая роль этих произведений очень значительна. В «Камаринской», «Вальс-фантазии» и испанских увертюрах – оригинальны новые принципы симфонического развития, которые и послужили основой для развития симфонизма. По художественному значению они могут стоять с монументальными симфониями последователей Глинки в одном ряду.

Симфоническое творчество Глинки составляет сравнительно небольшую по объему, но исключительно ценную и важную по значению часть его наследия. Наибольший интерес его симфонических произведений представляют «Камаринская», испанские увертюры и «Вальс-фантазия», а также симфонические номера из музыки к трагедии «Князь Холмский»

Музыка Глинки обозначила следущие пути русского симфонизма:

· Национально-жанровый

· Лирико-эпический

· Драматический

· Лирико-психологический

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию». Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающий внутренний мир.

Рисунок 2. «Вальс-фантазия»

Драматический симфонизм в зарубежной музыке традиционно связан с именем Л. Бетховена, а в русской музыке наиболее яркое развитие он получает в творчестве П.И. Чайковского.

Оркестровое письмо Глинки

Высокими достоинствами отличается оркестровка Глинки, основанная на тщательно разработанных и глубоко продуманных принципах.

Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Глинка с детских лет любил оркестр, предпочитая оркестровую музыку всякой другой. Оркестровое письмо Глинки, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатсвом красок. Мастер оркестрового колорита – он сделал ценнейший вклад в мировую симфоническую музыку. Мастерское владение оркестром разносторонне выявилось в сценической музыке. Например, в увертюре к опере «Руслан и Людмила» и в его симфонических пьесах. Так, «Вальс-фантазия» для оркестра – первый классический образец русского симфонического вальса; «Испанские увертюры» – «Арагонская охота» и «Ночь в Мадриде» – положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыки. В скерцо для оркестра «Камаринская» синтезированы богатство русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.

Специфика письма Глинки – глубокая оригинальность. Он расширил возможности медной группы, особые колористические нюансы создаются путем применения дополнительных инструментов (арфы, фортепиано, колокольчика) и богатейшей группы ударных.

Рисунок 3. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Романсы в творчестве Глинки

На протяжении всего своего творческого пути Глинка обращался к романсам. Это был в своём роде дневник, в котором композитор описывал личные переживания, томления разлуки, ревность, грусть, разочарование и восторг.

Глинка оставил после себя свыше 70-ти романсов, в которых он описывал не только любовные переживания, но и портреты различных лиц, пейзажи, сцены жизни и картины далеких времен. В романсах присутствовали не только интимные лирические чувства, но и те, которые являются общезначимыми и понятными для всех.

Романсы Глинки разделены на ранний и зрелый период творчества, охватывающие вообщем 32 года, от первого романса до последнего.

Романсы Глинки не всегда мелодичны, иногда они содержат речетативные и изобразительные интонации. Фортепианная партия в зрелых романсах – рисует фон действия, дает характеристику основных образов. В вокальных партиях Глинка полностью открывает возможности голоса и полное овладение им.

Романс – как музыка сердца и исполняться он должен изнутри, в полной гармонии с собой и окружающим миром.

Богатства жанров глинковских романсов не может не поражать: эллегия, серенада, также в форме бытовых танцов – вальса, мазурки и польки.

По форме Романсы также различны: и простая куплетная, и трехчастная, и рондо, и сложная, так называемая сквозная форма.

Глинка писал романсф на стихи более 20-ти поэтов, сохраняя единство своего стиля. Более всего обществу запомнились романсы Глинки на стихи А. С. Пушкина. Так точно передать глубину мысли, светлое настроение и ясность – не удавалось еще никому и не удасться еще долгие годы!

Заключение

Михаил Иванович Глинка сыграл особую роль в истории русской культуры:

· в его творчестве завершился процесс формирования национальной композиторской школы;

· русская музыка была замечена и оценена не только в России, но и за её пределами

· именно Глинка придал общезначимое содержание идее русского национального самовыражения.

Глинка предстает перед нами не только великим мастером, владеющим всеми тайнами композиторского мастерства, но прежде всего великим психологом, знатоком человеческой души, умеющим проникнуть в её сокровенные уголки и поведать о них миру.

Неисчерпаемость глинкинских традиций тем сильнее, чем больше отдаляет нас время от благородной личности великого русского художника, от его творческого подвига, его исканий. Еще ждут своих новых прочтений гениальные оперы Глинки; еще ждет оперная сцена новых, прекрасных певцов глинкинской школы; еще предстоит большое будущее в развитии заложенной им камерной вокальной традиции – источника высокого и чистого артистизма. Давно ушедшее в область классики, искусство Глинки всегда современно. Оно живет для нас, как источник вечного обновления. Гармонично слились в нем, правда и красота, трезвая мудрость и смелость творческих дерзаний. И если суждено было Глинке открыть «новый период в истории музыки», то этот период и ныне далек от своего завершения.

Список литературы:

  1. Глинка М.И. К 100-летию со дня смерти / под ред. Е.М. Гордеевой. – М., 1958.
  2. Глинка М.И. Исследования и материалы / под ред. А.В. Оссовского. – Л.-М., 1950.
  3. Глинка М.И. Сборник материалов и статей / под ред. Т.Н. Ливановой. – М.-Л., 1950.
  4. Левашёва О. М.И. Глинка / О. Левашёва. – М., 1987, 1988.
  5. Ливанова Т. М.И. Глинка / Т. Ливанова, В. Протопопов. – М., 1988.
  6. Памяти Глинки. Исследования и материалы. – М., 1958.
  7. Серов А.Н. Статьи о Глинке / А.Н. Серов // Избранные статьи: в 2 т. / А.Н. Серов. – М.-Л., 1950 – 1957.
  8. Стасов В. М.И. Глинка / В. Стасов // Избр. соч.: в 3 т. / В. Стасов. – М., 1952. – Т. 1. – М., 1952.

Существует трогательное предание – появление на свет гения русской музыки было возвещено заливистым пением соловья, доносившимся из окружающего усадебный дом парка. Произошло это на утренней заре 20 мая (1 июня по новому стилю) 1804 года в имении Новоспасском, недалеко от уездного городка Ельни Смоленской губернии. Имение принадлежало отцу будущего композитора отставному капитану И.Н. Глинке.

Михаил рос любознательным и впечатлительным мальчиком. Он рано пристрастился к рисованию и чтению книг, но самым большим его увлечением стала музыка. Она окружала Михаила с детства. Это было пение птиц в саду, звоны церковных колоколов, распевы хора в Новоспасской церкви.

Главным музыкальным впечатлением юного Глинки были песни родной Смоленщины. Ему их пела няня Авдотья Ивановна, славившаяся на всю округу как лучшая песенница и талантливая сказительница сказок.

Позднее огромное влияние на формирование музыкальных интересов будущего композитора имел оркестр крепостных музыкантов, принадлежавших брату его матери А.А. Глинке, жившему неподалеку в родовом имении Шмаково. Оркестр часто приезжал в Новоспасское, и каждое его выступление оставляло в душе мальчика глубокий след. С той поры оркестр дяди, по признанию Глинки, стал для него «источником самых живых восторгов».

В репертуар шмаковского оркестра наряду с произведениями Бетховена, Моцарта, Гайдна и других западных композиторов входили переложения русских песен, которые в дальнейшем и привели композитора к разработке народной музыки.

Музыкальное обучение Глинки началось необычно. Его первым учителем музыки стал смоленский крепостной крестьянин-скрипач из шмаковского оркестра. Начальные же ступени игры на фортепьяно маленький Глинка прошел под руководством приглашенной в Новоспасское гувернантки.

Осенью 1815 года одиннадцатилетнего Мишу Глинку отвезли в Петербург. Весной 1816 года он был принят в подготовительный пансион при Царскосельском лицее, откуда в феврале 1818 года отец перевел его в открывшийся для детей дворян Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге.

Сочинять музыку Глинка стал незадолго до окончания Благородного пансиона. Первыми его композиторскими опытами были фортепьянные вариации на тему Моцарта и вальс для фортепьяно, написанные в 1822 году.

Большое значение для развития музыкального дарования молодого Глинки имело посещение оперных спектаклей, концертов и участие в устраивавшихся петербургскими любителями музыки вечерах, принесших ему в столичных салонах славу отличного пианиста и талантливого импровизатора.

Но юношу всегда манила к себе родная Смоленщина. Обучаясь в пансионе, Глинка почти каждое лето проводил каникулы в милом его сердцу Новоспасском. Здесь, живя в общении с чудесной природой, жадно впитывая в себя животворные звуки песен родного края, участвуя в концертах шмаковского оркестра, Глинка черпал силы для ожидавшего его творческого подвига.

Окончив пансион, в марте 1823 года Глинка уехал на Кавказ. Горные пейзажи с дикой величественной природой оставили в его душе неизгладимое впечатление.

Осень и зиму 1923-24 годов композитор провел в Новоспасском. Здесь он вновь погрузился в занятия музыкой и много работал со шмаковским оркестром, ставшим для него своеобразной творческой лабораторией, позволившей изучить на практике законы инструментовки оркестровых произведений и тонкости оркестрового звучания.

Весною 1824 года Глинка по настоянию отца поступает на службу, но занятия музыкой по-прежнему остаются для него главным делом жизни. Будучи секретарем канцелярии совета путей сообщения, он продолжал совершенствоваться в игре на скрипке и фортепьяно и добился значительных успехов в пении. Этот период творчества Глинки отмечен созданием нескольких камерных и большого числа вокальных произведений, в том числе «Грузинской песни» и полного неизъяснимого обаяния романса «Не искушай» на слова поэта Е.А. Баратынского.

Зимой 1826 года композитор покидает объятый тревогой после восстания декабристов Петербург, чтобы в мирной тиши родной Смоленщины обрести утраченный покой. До самой весны Глинка оставался в Новоспасском, лишь изредка выбираясь в Смоленск. Он с головой уходит в работу. В это время им были написаны несколько вокальных произведений и кантата-пролог, которую Глинка счел своим «первым удачным опытом в вокальной музыке большого размера».

Наконец в 1828 году Михаил Иванович находит предлог, чтобы оставить службу и полностью посвятить себя музыке, а в апреле 1830 года началось его первое заграничное путешествие. Посетив ряд немецких и швейцарских городов, Глинка поселился в Италии, где провел около трех лет. Пребывание в Италии дало ему возможность досконально познакомиться с итальянской оперой в ее лучших образцах и в лучшем исполнении, постичь тайны прославленного итальянского вокального искусства и приобрести в кругах итальянских композиторов, музыкантов и вокалистов славу талантливого русского композитора, пианиста и певца.

В Италии Глинка сочиняет «Патетическое трио», серенады, романсы. Несмотря на успех его произведений у взыскательной итальянской публики, композитор испытывал чувство творческой неудовлетворенности: с каждым новым произведением, с растущим успехом он проникался мучившим его убеждением, что он идет «не своим путем».

Тоска по отчизне постепенно навела композитора на мысль «писать по-русски». Стремление творить подлинно русскую по духу и форме национальную музыку побудило его возвратиться на родину.

По возвращении в Россию Михаил Иванович посвятил себя работе над созданием «отечественной героико-трагической оперы». Темой оперы Глинка избрал бессмертный подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина. Летом 1835 года он приехал в Новоспасское и полностью отдался сочинительству.

Композитор придал образу Сусанина черты монументальной эпичности. Глубоким трагизмом проникнута сцена гибели Сусанина, но Глинка не заканчивает оперу этой сценой. В гениальном хоровом эпилоге «Славься!» он утверждает крепость народного духа, неисчерпаемость его сил, его монолитность и самоотверженность в борьбе за свободу Родины.

Премьера оперы, переименованной в «Жизнь за царя», состоялась 27 ноября 1836 года. Этой дате суждено было стать началом мощного развития и утверждения русской национальной классической музыки.

Окрыленный успехом оперы, Глинка испытал необычайно высокий творческий подъем. В течение сравнительно небольшого времени он создает почти половину своих пленяющих искренностью и мелодичностью романсов, таких как «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», поэтический «Вальс-фантазию» и многие другие прославленные произведения.

Одновременно с романсами Глинка пишет на сюжет юношеской поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» свою втору оперу. Работа над ней продолжалась до 1842 года. Многие фрагменты и отдельные номера «Руслана и Людмилы» были написаны композитором на Смоленщине. Здесь, в частности, была написана знаменитая ария Руслана «О, поле, поле» и родилась торжественно-величавая увертюра оперы.

В новом творении Глинка, используя свой изумительный дар многокрасочной звуковой живописи, выразил в сказочно-фантастической форме высокие идеалы и подлинные страсти реальных людей, воспел красоту и величие богатырского духа русского народа. Новая опера Глинки продолжила основную патриотическую, русскую линию «Ивана Сусанина».

Тем не менее, премьера «Руслана и Людмилы», состоявшаяся 27 ноября 1842 года, прошла с сомнительным успехом. Произошло это главным образом из-за плохой подготовки исполнителей и неудовлетворительной постановки.

В июне 1844 года Глинка вновь предпринял поездку за границу. Около года он жил в Париже, затем в мае 1845 года отправился в Испанию, где оставался до лета 1847 года. Увлечение испанской народной музыкой, песнями и танцами побудило его к созданию двух симфонических увертюр, ярко передающих национальный колорит и темперамент испанского песенно-музыкального народного творчества – знаменитой «Арагонской хоты» и попурри «Ночь в Мадриде». Вторая из этих пьес написана Глинкой уже после возвращения из Испании, во время поездки в Варшаву в 1848 году. Тогда же Глинкой был написан ряд романсов и фортепьянных пьес и создана гениальная «Камаринская» – симфоническая фантазия, в основу которой композитор положил слышанные им на Смоленщине две контрастные русские народные темы: протяжная свадебная и плясовая.

Приехав летом 1847 года из-за границы, Глинка поспешил в родные смоленские края. До осени он жил в Новоспасском, а с наступлением ненастных дней перебрался в Смоленск, где вместе с сестрой Л.И. Шестаковой поселился вблизи Никольских ворот в доме Соколова. Здесь им написаны «Молитва», «Привет отчизне», вариации на шотландскую тему и романсы «Ты скоро меня позабудешь» и «Милочка».

Жизнь композитора в Смоленске текла тихо и размеренно. С утра он сочинял, а по вечерам приходили знакомые. 23 января 1848 года произошло знаменательное событие – в зале смоленского Дворянского собрания состоялось публичное чествование Глинки. Композитор был встречен полонезом из «Ивана Сусанина», исполненным оркестром. Во время торжественного обеда в честь композитора было произнесено много восторженных слов. Памятью об этом торжестве, ставшим для Глинки прощанием со Смоленщиной, служит мемориальная доска на здании бывшего смоленского Дворянского собрания (сегодняшней Смоленской областной филармонии).

Весной 1852 года Глинка уезжает из Петербурга в Париж, где ведет жизнь домоседа. Возвращение в Петербург после двухлетнего бездеятельного пребывания в Париже несколько оживило композитора, чему немало способствовали заботы поселившейся с ним его сестры Людмилы Ивановны Шестаковой. Но он уже был не в состоянии избежать упадка творческих сил.

В тяжелом душевном состоянии Глинка предпринял свое последнее путешествие. Он едет в Берлин с намерением изучить церковные лады, необходимые для работы над духовной музыкой. Здесь, на чужбине, великий русский композитор умер 3февраля 1857 года. Прах его впоследствии был перевезен в Петербург и 24 мая 1857 года погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Говоря об историческом значении творческого наследия Глинки, выдающийся русский искусствовед В.В. Стасов писал: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба – национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

20 мая 1885 года на Блонье в Смоленске, напротив здания Дворянского собрания, состоялось торжественное открытие памятника М.И. Глинке. На открытии присутствовали известные композиторы П.И. Чайковский, С.Т. Танеев, М.А. Балакирев, А.К. Глазунов. Деньги на возведение монумента были собраны по всероссийской подписке. Концерты в фонд памятника организовывали деятели русской культуры В.В. Стасов и Г.А. Ларош, композитор А.Г. Рубинштейн.

На фронтальной стороне постамента в обрамлении бронзового венка высечена надпись: «Глинке Россия. 1885 год». На противоположной стороне начертано: «М.И. Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Ельнинского уезда, скончался 3 февраля 1857 года в Берлине, погребен в С.-Петербург в Александро-Невской лавре». На двух других гранях постамента можно прочитать названия основных произведений композитора.

Памятник огражден изящной чугунной решеткой. Она выполнена по проекту академика И.С. Богомолова. Решетка представляет собой ноты бессмертных творений Глинки – опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Князь Холмский» и других.

В наши дни самым известным культурным событием на Смоленской земле является Международный музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. История фестиваля начинается в 1957 году, когда он был организован по инициативе великого русского певца И.С. Козловского. С этого времени было решено отмечать день рождения М.И. Глинки, 1 июня, на его малой Родине большим музыкальным праздником. Главным содержанием фестиваля стало сохранение и развитие традиций музыкального наследия М.И. Глинки как национального достояния, национальной идеи отечественной музыки.

Каждый год фестиваль становится значимым событием для музыкантов и любителей классической музыки. Традиционно фестиваль открывается в последнюю пятницу мая концертом симфонического оркестра, проходящим в Смоленске, и заканчивается в первое воскресенье июня гала-концертом на родине М.И. Глинки в селе Новоспасском.

История фестиваля – это выступление целого созвездия выдающихся исполнителей и всемирно известных творческих коллективов из России и многих зарубежных стран, это радость встреч с высшими достижениями человеческого гения и открытие новых имен и явлений современного искусства.

В 1982 году в Новоспасском был открыт первый и единственный в мире музей великого русского композитора. На прежних фундаментах и с прежней планировкой были воссозданы деревянный главный дом с флигелями в формах классицизма, деревянные жилые и хозяйственные постройки. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора. А детей, и взрослых приводит в восторг комната певчих птиц на втором этаже усадебного дома.

От некогда пышного парка, окружавшего господский дом, в Новоспасском сохранилось около трехсот вековых деревьев, среди которых – девять дубов, посаженных самим композитором. Сохранился и огромный дуб, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы». Особое очарование парку придает система прудов, через которые перекинуты изящные мостики. В 2004 году напротив усадебного дома был установлен бронзовый бюст М.И. Глинки.

Смоленским областным краеведческим обществом 22 сентября 2015 года на стене дома № 6 по улице Ленина в Смоленске, в память о композиторе, который жил в этом здании зимой 1826 года и в 1847 году, была установлена мемориальная доска.

Русский композитор, первый классик русской музыки, чье имя неразрывно связано с именем А. С. Пушкина. Для русской музыки Глинка сделал столько же, сколько Пушкин для русской литературы.

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, имении своих родителей, расположенном в ста верстах от Смоленска и в двадцати верстах от небольшого города Ельни. Систематическое обучение музыке началось довольно поздно и примерно в том же духе, что и обучение общим дисциплинам. Первой учительницей Глинки была приглашенная из Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламер.

Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году - времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство». С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка все больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е.А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А.С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А.Я. Римского-Корсакова и другие.

Однако главное - не творческие победы молодого композитора, как бы высоко они ни ценились. Глинка «с постоянным и глубоким напряжением» ищет себя в музыке и одновременно на практике постигает тайны композиторского мастерства. Он пишет ряд романсов и песен, оттачивая вокальность мелодики, но одновременно настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. Уже в 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами.

Постепенно круг знакомств Глинки выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом. В эти же годы он познакомился с Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Всевозможные светские развлечения, многочисленные художественные впечатления разного рода и даже состояние здоровья, все более ухудшавшееся к концу 1820-х годов (результат крайне неудачного лечения), - все это не могло помешать композиторской работе, которой Глинка отдавался с прежним «постоянным и глубоким напряжением». Сочинение музыки становилось для него внутренней потребностью.

В эти годы Глинка стал серьезно задумываться о путешествии за границу. К этому его побуждали различные причины. Прежде всего, путешествие могло дать ему такие музыкальные впечатления, такие новые знания в области искусства и творческий опыт, которых он не мог бы приобрести у себя на родине. Глинка надеялся также в иных климатических условиях поправить свое здоровье.

В конце апреля 1830 года Глинка уехал в Италию. По пути он задержался в Германии, где провел летние месяцы. Приехав в Италию, Глинка поселился в Милане, который был в то время крупным центром музыкальной культуры. Оперный сезон 1830- 1831 года был необычайно насыщенным. Глинка оказался весь во власти новых впечатлений: «После каждой оперы, возвратясь домой, мы подбирали звуки, чтобы вспомнить слышанные любимые места». Как и в Петербурге, Глинка по-прежнему много работает над своими сочинениями. В них уже не остается ничего ученического - это мастерски выполненные композиции. Значительную часть произведений этого периода составляют пьесы на темы популярных опер. Инструментальным ансамблям Глинка уделяет особое внимание. Он пишет два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота - произведения, в которых особенно отчетливо проявляются черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка покинул Италию. По пути в Берлин он на некоторое время остановился в Вене. Из впечатлений, связанных с пребыванием в этом городе, Глинка отмечает в «Записках» немногое. Он часто и с удовольствием слушал оркестры Ланнера и Штрауса, много читал Шиллера и переписывал любимые пьесы. В Берлин Глинка приехал в октябре того же года. Месяцы, проведенные здесь, привели его к размышлениям о глубоких национальных корнях культуры каждого народа. Эта проблема теперь приобретает для него особую актуальность. Он готов сделать решительный шаг в своем творчестве. «Мысль о национальной музыке (не говорю еще оперной) более и более прояснялась», - отмечает Глинка в «Записках».

Важнейшей задачей, вставшей перед композитором в Берлине, было приведение в порядок его музыкально-теоретических познаний и, как сам он пишет, идей об искусстве вообще. В этом деле Глинка отводит особую роль Зигфриду Дену, знаменитому в свое время теоретику музыки, под руководством которого он много занимался.

Занятия Глинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца. Глинка решил тотчас же отправиться в Россию. Заграничное путешествие неожиданно окончилось, однако он в основном успел осуществить свои планы. Во всяком случае, характер его творческих устремлений был уже определен. Подтверждение этому мы находим, в частности, в той поспешности, с которой Глинка, вернувшись на родину, принимается за сочинение оперы, не дожидаясь даже окончательного выбора сюжета - настолько ясно представляется ему характер музыки будущего произведения: «Запала мне мысль о русской опере; слов у меня не было, а в голове вертелась «Марьина роща».

Эта опера ненадолго завладела вниманием Глинки. По приезде в Петербург он стал частым гостем у Жуковского, у которого еженедельно собиралось избранное общество; занимались по преимуществу литературой и музыкой. Постоянными посетителями этих вечеров были Пушкин, Вяземский, Гоголь, Плетнев.

«Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, - пишет Глинка, - Жуковский искренно одобрил мое намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина. Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерного для русских».

Увлеченность Глинки была настолько велика, что «как бы по волшебному действию вдруг создался... план целой оперы...». Глинка пишет, что его воображение «предупредило» либреттиста; «...многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей».

Но не только творческие проблемы заботят в это время Глинку. Он помышляет о женитьбе. Избранницей Михаила Ивановича оказалась Марья Петровна Иванова, миловидная девушка, его Дальняя родственница. «Кроме доброго и непорочнейшего сердца, - пишет Глинка матери сразу же после женитьбы, - я успел заметить в ней свойства, кои я всегда желал найти в супруге: порядок и бережливость... несмотря на молодость и живость характера, она очень рассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях». Но будущая жена ничего не смыслила в музыке. Однако чувство Глинки к Марье Петровне было настолько сильным и искренним, что обстоятельства, которые впоследствии привели к несовместимости их судеб, в то время могли казаться не столь существенными.

Венчались молодые в конце апреля 1835 года. Вскоре после этого Глинка с женой отправился в Новоспасское. Счастье в личной жизни подхлестнуло его творческую активность, он принялся за оперу с еще большим рвением.

Опера быстро продвигалась, но добиться постановки ее на сцене Петербургского Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров A.M. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. По-видимому, стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал ее на суд капельмейстеру Кавосу, который, как уже было сказано, являлся автором оперы на тот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял с репертуара свою собственную оперу. Таким образом, «Иван Сусанин» был принят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперу вознаграждения.

Премьера «Ивана Сусанина» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, Глинка писал своей матери на следующий день: «Вчерашний вечер совершились, наконец, желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения... государь-император... благодарил меня и долго беседовал со мною...»

Острота восприятия новизны музыки Глинки примечательно выражена в «Письмах о России» Анри Мериме: «Жизнь за царя» г. Глинки отличается чрезвычайной оригинальностью... Это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражение русской ненависти и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари... Это более чем опера, это национальная эпопея, это лирическая драма, возведенная на благородную высоту своего первоначального назначения, когда она была еще не легкомысленной забавой, а обрядом патриотическим и религиозным».

Идея новой оперы на сюжет поэмы «Руслан и Людмила» возникла у композитора еще при жизни Пушкина. Глинка вспоминает в «Записках»: «...я надеялся составить план по указанию Пушкина, преждевременная кончина его предупредила исполнение моего намерения».

Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года, ровно - день в день - через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». С бескомпромиссной поддержкой Глинки, как и шесть лет назад, выступил Одоевский, выразивший свое безусловное преклонение перед гением композитора в следующих немногих, но ярких, поэтических строках: «...на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».

Однако новая опера Глинки, в сравнении с «Иваном Сусаниным», вызвала более сильную критику. Самым яростным противником Глинки выступил в печати Ф. Булгарин, в то время все еще весьма влиятельный журналист.

Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие - на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус.

Труды Глинки скоро увенчались новым большим творческим успехом: осенью 1845 года им была создана увертюра «Арагонская хота». В письме Листа к В.П. Энгельгардту мы находим яркую характеристику этого произведения: «...мне очень приятно... сообщить Вам, что «Хоту» только что исполняли с величайшим успехом... Уже на репетиции понимающие музыканты... были поражены и восхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной в таких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством! Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом... какие тонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра!.. Какая увлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливые неожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!»

Окончив работу над «Арагонской хотой», Глинка не торопится приняться за следующее сочинение, а целиком посвящает себя дальнейшему углубленному изучению народной испанской музыки. В 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра на испанскую тему - «Ночь в Мадриде».

Оставаясь на чужбине, Глинка не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он пишет «Камаринскую». Эта симфоническая фантазия на темы двух русских песен: свадебной лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой, явилась новым словом в отечественной музыке.

В «Камаринской» Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы ее дальнейшего развития. Все здесь глубоко национально, самобытно. Он умело создает необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески.

Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Скачать бесплатно классическую музыку
Глинки

Ниже доступна высококачественная классическая музыка в формате mp3, заархивированная архиватором ZIP. Бесплатная классика содержит в себе:
1. Конвертированные произведения из lossless-формата в формат MP3 (чаще всего, с битрейтом 320 кбит/с);
2. Композиции, найденные в уже сжатом формате mp3 с битрейтом не ниже 160 кбит/сек (такие файлы сохранены без дополнительного сжатия).

Все произведения были собраны в сети и находятся в свободном доступе. Все файлы бесплатной классики находятся на сервере www.intelmaster.ru и доступны на максимальной скорости, без задержек и лишних вопросов. Чтобы скачать классику, рекомендуем использовать менеджеры закачек для удобства и ускорения загрузки архива. Скачивая архивы, Вы соглашаетесь, что будете использовать классику только в законных и ознакомительных целях.
Если Вы обнаружите проблему или ошибку при попытке скачать класску, сообщите, пожалуйста, о ней вебмастеру по следующему адресу.

Основоположник русской классической музыки, русского бельканто. М.И. Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, в имении своих родителей, которое принадлежало его отцу - отставному капитану Ивану Николаевичу Глинке - расположенном в ста верстах * от Смоленска и в двадцати верстах * от небольшого города Ельни. С 1817 жил Глинка в Петербурге. Учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище (его гувернером был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер). Брал уроки игры на фортепиано у Дж. Филда и Ш. Майера, на скрипке - у Ф. Бема; позднее учился пению у Беллоли, теории композиции - у З. Дена. В 20-е гг. 19 века пользовался известностью у петербургской любителей музыки как певец и пианист. В 1830-33 гг. Глинка совершил поездку в Италию и Германию, где познакомился с выдающимися композиторами: Г. Берлиозом, В. Беллини, Г. Доницетти. В 1836 Глинка - капельмейстер Придворной певческой капеллы (с 1839 в отставке).
Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие прогрессивных идей, распространившихся в период Отечественной войны 1812 и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы (А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым и др.), искусства, художественной критики способствовали расширению кругозора композитора и выработке новаторских эстетических основ его творчества. Народно-реалистическое по своей устремленности творчество Глинки оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки.
В 1836 на сцене петербургского Большого театра была поставлена героико-патриотическая историческая опера Глинки «Иван Сусанин». Вопреки навязанной композитору концепции (либретто составлено бароном Г. Ф. Розеном в духе монархической официозности, по настоянию двора опера была названа «Жизнь за царя»), Глинка подчеркнул народное начало оперы, прославил крестьянина-патриота, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. В 1842 в том же театре состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила». В этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские национальные черты с восточными мотивами (отсюда ведёт начало ориентализм в русской классической опере). Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику. Оперы Глинки заложили основу и наметили пути развития русской оперной классики. «Иван Сусанин» - народная музыкальная трагедия на исторический сюжет, с напряжённым, действенным музыкально-драматическим развитием, «Руслан и Людмила» - волшебная опера-оратория с мерным чередованием широких, замкнутых вокально-симфонических сцен, с преобладанием эпических, повествовательных элементов. Оперы Глинки утвердили мировое значение русской музыки. В области театральной музыки большую художественную ценность имеет музыка Глинки к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (пост. 1841, Александрийский театр, Петербург). В 1844-1848 гг. композитор проводит во Франции и Испании. Эта поездка утвердила европейскую популярность русского гения. Большим почитателем его таланта становится Берлиоз, исполнивший весной 1845 г. произведения Глинки на своем концерте. С успехом прошёл авторский концерт Глинки в Париже. Там же в 1848 году он написал симфоническую фантазию «Камаринская» с русскими народными темами. Это необычайно жизнерадостная, полная юмора фантазия, наслаждаясь которой возникают ассоциации с русскими народными праздниками, народными инструментами и народным хоровым пением. «Камаринская» - это ещё и блестящая мастерская оркестровка. В Испании Михаил Иванович изучал культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии, наблюдал народные празднества и традиции. Итогом этих впечатлений были 2 симфонические увертюры: «Арагонская хота» (1845 г.) и «Воспоминание о Кастилии» (1848 г., 2-я редакция - «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», 1851 г.).
Музыкальное искусство Глинки характеризуют полнота и разносторонность охвата жизненных явлений, обобщенность и выпуклость художественных образов, совершенство архитектоники и общий светлый, жизнеутверждающий тонус. Его оркестровое письмо, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатством красок. Мастерское владение оркестром разносторонне выявилось в сценической музыке (увертюра «Руслана и Людмилы») и в симфонических пьесах. «Вальс-фантазия» для оркестра (первоначально для фортепиано, 1839; оркестровые редакции 1845, 1856) - первый классический образец русского симфонического вальса. «Испанские увертюры» - «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848, 2-я редакция 1851)- положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке. В скерцо для оркестра «Камаринская» (1848) синтезированы богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.

Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинки. Многоликая по темам и формам, она включила, помимо русской песенности - фундамента глинкинской мелодики, - также украинские, польские, финские, грузинские, испанские, итальянские мотивы, интонации, жанры. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т. ч. «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир»), Жуковского (баллада «Ночной смотр»), Баратынского («Не искушай меня без нужды»), Кукольника («Сомнение» и цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом»). Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры. Ему принадлежат камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 2 струнных квартета, Патетическое трио (для фортепиано, кларнета и фагота, 1832).

Основным творческим принципам Глинки сохраняли верность последующие поколения русских композиторов, обогащавшие национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами. Под непосредственным влиянием Глинки - композитора и вокального педагога - сложилась русская вокальная школа. У Глинки брали уроки пения и готовили с ним оперные партии и камерный репертуар певцы Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьева, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовский, Д. М. Леонова и др. А. Н. Серов записал его «Заметки об инструментовке» (1852, опубликованы 1856). Глинка оставил мемуары («Записки», 1854-55, опубликована 1870).