Последняя активность татьяна шмыга. Умерла народная артистка ссср татьяна шмыга

Наталья МУРГА

Актриса согласилась на операцию только ради любимого мужа

3 февраля исполнился год, как не стало народной артистки СССР, певицы и актрисы Татьяны ШМЫГИ. Ее супруг композитор Анатолий КРЕМЕР накануне памятной даты рассказал о жизни со звездой. К нему Шмыга ушла от гражданского мужа - художественного руководителя Театра оперетты Владимира КАНДЕЛАКИ.

Считаю, что врачи ее убили, - говорит Анатолий Кремер . - За день до смерти это была не Таня, а обрубок: ногу из-за гангрены до бедра ампутировали. Когда пришла в сознание, сказала: «Толя, я жить хочу!» Это были ее последние ее слова.
Анатолий Львович до сих пор не может простить врачей, которые, по его мнению, сделали не все для спасения Татьяны Ивановны.
- Таня не соглашалась на операцию. Когда собрали консилиум, врачи вынесли вердикт: ампутировать ногу. Как она кричала, когда медики сообщили ей об операции! Я стоял за дверью и слышал: «Нет, не надо!!!» Потом заведующий вышел ко мне: «Анатолий Львович, придется вам ее уговорить. Жизнь без ноги, это - тоже жизнь». - «Вы ведь обещали. Что ампутауии не будет!» Он только руками развел. Сорок минут я разговаривал с ней: «Танечка, будешь ездить в коляске, ничего, поживем, листочки зеленые будут». Танечка, понимая, что это может быть наша последняя встреча, схватила меня за шею из последних сил. Обратно ее привезли уже без ноги. Когда Таня очнулась, прошептала: «Я жить хочу!» Поняла, что все кончено: ноги нет, а воспалительный процесс идет. Боль адова, фантомная: это когда вместо ноги пустота, а она болит. Корю себя, что не увез ее на лечение в Германию…


Супербабник Канделаки

Первый брак Шмыги с журналистом Рудольфом Борецким был недолгим: от него она ушла к Владимиру Канделаки . Татьяна в это время окончила ГИТИС и пришла работать в Московский театр оперетты, который в 1953 году возглавил Канделаки. Хотя в биографии Татьяны Ивановны он значится мужем, официально они не были расписаны.
- Канделаки был супербабник, - считает Анатолий Львович. - Когда влюблялся, ухаживал красиво. Когда Таня ехала на троллейбусе домой, видела, как автомобиль «Победа» мчался следом. И так было каждый день. Сначала Канделаки ей не нравился. Во-первых, ей 28, а ему 48, во-вторых, он был толстый. Кроме того, у нее была обида на него как на главного режиссера: Таня играла по 18 - 19 спектаклей в месяц. Это зверство. Канделаки отдавал ей роли, которые никто играть не хотел. А она отказаться не могла. Сразу скажут: жена режиссера.
Рудик пытался удержать Шмыгу: запер у себя в рабочем кабинете на телевидении. Но Таня не передумала. Так же поступил и Канделаки, который был женат на балерине Галине Кузнецовой и растил дочь Нателлу. Первое время влюбленные снимали комнату, потом Татьяне Ивановне выделили однокомнатную квартиру. Как вспоминает подруга Татьяны Ивановны, регистрации не было, но была свадьба:
- Для Тани был важен не штамп. А в театре все считали ее женой режиссера. Дочь Канделаки сначала не любила Татьяну Ивановну, но спустя годы поняла отца.
Через 20 лет жизни с Канделаки Шмыга соберет вещи и уйдет на съемную квартиру.


Влюбился в спину Тани

С Анатолием Кремером Шмыга познакомилась в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов.
- Второй раз мы встретились, когда я пришел в Театр оперетты ассистентом дирижера, - вспоминает Кремер. - Ничего между нами быть не могло: она замужем за руководителем театра.
Только после поездки в Париж в 1976 году артистка нашла в себе силы уйти от Канделаки, который к тому времени уже не руководил театром.
Как признался Анатолий Львович, сначала он влюбился в… спину Шмыги.
- Помню, в день отъезда в Париж мы собирались на площади Революции. Сели в автобус, чтобы ехать в аэропорт. Я устроился за Таней. Можно сказать, сначала влюбился в ее спину, голову, прическу. Таня призналась, что я ей был симпатичен еще в 69-м году, когда мы вместе работали над фильмом «Эксперимент». Таня сказала: «Ты меня сильно тогда задел».

Доронина потребовала песни Шмыги

В «Эксперименте» снимались Татьяна Шмыга, Наталья Фатеева , Людмила Гурченко … Я на картине был композитором, - говорит Кремер. - Татьяна Доронина , которая должна была тоже сниматься, заявила: или она все лучшие партии поет, или не будет участвовать. Я сказал, что какие-то номера ей давать нельзя - не вытянет, и поставил в известность режиссера, что с Дорониной записывать не буду. В итоге Таня спела вместо Дорониной.
У Шмыги не так много художественных фильмов, в основном это фильмы-спектакли. Особняком стоит картина Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятая 50 лет назад.
- Таня не смотрела «Гусарскую балладу», так как не любила этот фильм. Рязанов позвал Таню, так как не хватало женского начала. Лариса Голубкина , игравшая главную роль, была еще девочкой. Рязанов так и говорил: «Если Танечка появится, есть гарантия, что четверть мужчин пойдет смотреть фильм». Таня мне так говорила о сыгранной роли: «Ну что это за роль? Ни начала, ни конца».

Татьяна ШМЫГА - единственная в России актриса оперетты, получившая звание «народная артистка СССР» (фото РИА «Новости»)

Таня первой ушла от Канделаки

Когда Шмыга поняла, что влюбилась в Кремера, она сразу съехала от Канделаки на съемную квартиру.
- Это был решительный шаг с ее стороны, - считает Кремер. - Как Канделаки уход воспринял, не знаю. Но, поскольку он был неофициальным мужем, Тане было проще, чем мне.
Жена Кремера - уролог Роза Романова тяжело восприняла уход мужа, с которым прожила 20 лет.
- Для Розы это была трагедия. Она потеряла 18 кг. Я приходил в нашу когда-то общую квартиру, оставался, вызывал «скорую». Замуж она больше не вышла, - говорит Анатолий Львович.
Через десять лет совместной жизни Шмыга и Кремер расписались:
- Нам надо было ехать за границу, и нам сказали, что вместе нас не поселят. Мы расписались, приехали, а номера нам дали… отдельные.
С Кремером Татьяна Ивановна прожила 35 лет. Этот союз она называла самым счастливым. Муж написал для супруги несколько оперетт: «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал…», «Катрин», «Джулия Ламберт».
- Изготовление памятника на могиле Танечки взяло на себя Министерство культуры. Эскиз я сам придумал: расходящийся занавес и ее силуэт в образе Карамболины. Сверху занавес сойдется в купол.


Юрий Ершов: Пошила шубы, чтобы деньги не сгорели

Певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино.

Заслуженная артистка РСФСР (8.03.1960).
Народная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка СССР (24.01.1978).

В 1947 году поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А. В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д. Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И. М. Туманова и С. Штейна.
В 1953 году окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г. М. Ярона.
В 1962 году впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме "Гусарская баллада", где она сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

На протяжении всего творческого пути актрисы, наряду с работой в театре, проходила её концертная и гастрольная деятельность. В репертуаре были партии Мариетты («Баядера» И.Кальмана), Сильвы («Сильва» И.Кальмана), Ганны Главари («Весёлая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли» Дж.Хермана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и другие. Многие годы её постоянным партнёром в концертной и гастрольной деятельности был заслуженный артист РСФСР, солист Московского театра оперетты Анатолий Васильевич Пиневич.

В 2001 году в издательстве Вагриус в серии «Мой 20 век» вышла книга воспоминаний Татьяны Шмыги «Счастье мне улыбалось».

Ушла из жизни 3 февраля 2011 года в Москве. Похоронена 7 февраля на Новодевичьем кладбище Москвы.

Первый муж: Рудольф Борецкий (1930-2012) - профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодёжного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость»).

Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964). Вместе они прожили 20 лет.

Последний супруг (вдовец): Анатолий Кремер (1933 - 2015) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Татьяны, некоторые с успехом шли в театре «Московская оперетта». Они были вместе более 30 лет.

театральные работы

1954 - Фиалка Монмартра (И. Кальман) - Виолетта
1955 - Белая Акация (И. О. Дунаевский) - Тоня Чумакова
1956 - Поцелуй Чаниты (Ю. С. Милютин) - Чана
1957 - Бал в Савойе (П. Абрахам) - Дэзи
1958 - Москва - Черёмушки (Д. Д. Шостакович) - Лидочка
1959 - Простая девушка (А. И. Хачатурян) - Оля
1960 - Цирк зажигает огни (Ю. С. Милютин) - Глория Розетти
1960 - Граф Люксембург (Ф. Легар) - Анжель
1961 - Севастопольский вальс (К. Я. Листов) - Любаша Толмачёва
1962 - Летучая мышь (И. Штраус) - Адель
1963 - Куба, любовь моя (Р. С. Гаджиев) - Делия
1964 - Моя прекрасная леди (Ф. Лоу) - Элиза Дулитл
1965 - Вестсайдская история (Л. Бернстайн) - Мария
1966 - Девушка с голубыми глазами (В. И. Мурадели) - Мэри Ив
1966 - Настоящий мужчина (М.П. Зив) - Галя
1967 - Конкурс красоты (А.П. Долуханян) - Галя Смирнова
1967 - Белая ночь (Т.Н. Хренников) - Дарья Ланская
1969 - Фиалка Монмартра (И. Кальман) - Нинон
1970 - Нет меня счастливей (А. Я. Эшпай) - Вера
1971 - Девичий переполох (Ю. С. Милютин) - Марфа
1976 - Пусть играет гитара (О. Б. Фельцман) - Зоя-Зюка
1977 - Товарищ Любовь (В.Г. Ильин) - Любовь Яровая
1977 - Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал (А.Л. Кремер) - Диана-актриса
1978 - Неистовый гасконец (К. А. Караев) - Роксана
1981 - Господа артисты (М. П. Зив) - Сашенька
1983 - Кое-что из губернской жизни (Борис Галантер) - примадонна
1985 - Катрин (А. Кремер) - Катрин
1987 - Великая герцогиня Герольштейнская (Ж. Оффенбах) - Герцогиня Герольштейнская
1991 - Джулия Ламберт (А. Л. Кремер) - Джулия Ламберт
1999 - Джейн (А. Л. Кремер) - Джейн
2001 - Большой Канкан (музыка отечественных и зарубежных композиторов) - романс Жермон из кинофильма «Гусарская баллада» и дуэт «Помнишь ли ты» из оперетты «Сильва» с Г. В. Васильевым

Московский театр имени М.Н. Ермоловой
2005 - Перекрёсток (Л.Г. Зорин) - Гелена

призы и награды

Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) - за исполнение ролей Веры, Марфы и Нинон в опереттах «Нет меня счастливей» А. Я. Эшпая, «Девичий переполох» Ю. С. Милютина и «Фиалка Монмартра» И. Кальмана.
Орден «Знак Почёта» (1967)
Орден Трудового Красного Знамени (1986)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 декабря 2008).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 ноября 1998).
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Медаль «Ветеран труда» (1983)
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995)
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
Благодарность «За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра» Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» (2006).
Премия «Овация» (2008).
Премия «Золотая маска» (2011, Приз «За вклад в развитие театрального искусства»).
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (2001)

Благодарность Президента Российской Федерации (2003) - за большой вклад в развитие музыкального искусства.
Премия города Москвы 2004 года в области литературы и искусства (2004) - за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства.
Благодарность мэра Москвы (2008) - за большой вклад в развитие музыкального искусства, активную общественную деятельность и в связи с юбилеем.

— единственная актриса оперетты, удостоенная звания народной артистки СССР. Ее творческий путь — это более 60 ролей на сцене и в кино. Татьяна Шмыга блистала в опереттах «Фиалка Монмартра», «Летучая мышь», «Белая акация», «Поцелуй Чаниты», «Севастопольский вальс» и многих других. Миллионам телезрителей Татьяна Ивановна также запомнилась в роли французской актрисы Жермон в фильме «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова.

Судьба отмерила Татьяне Шмыге 82 года.

Детей у нее не было, а муж, известный композитор и дирижер Анатолий Кремер, умер в августе прошлого года.

О том, каким человеком была Татьяна Шмыга, «ФАКТАМ» рассказала ее ученица и коллега, актриса и режиссер Московского театра оперетты заслуженная артистка России Татьяна Константинова (на фото).

*Фото из семейного альбома Татьяны Константиновой

— Татьяна Викторовна, известно, что Татьяна Шмыга умирала мучительно. За несколько месяцев до смерти ей, еще пару лет назад виртуозно танцевавшей на сцене, ампутировали ногу. Как рассказывал муж актрисы Анатолий Кремер, последними ее словами были: «Я жить хочу»…

— Татьяна Ивановна действительно очень любила жизнь и никогда не говорила о смерти. Последние несколько месяцев она провела в Боткинской больнице. Легла на плановое обследование. Ни о какой ампутации речь не шла. У нее болела нога. Но это было и не удивительно: всю жизнь она ходила на очень высоких каблуках — 12—15 сантиметров, больше полувека танцевала в театре, а это невероятные нагрузки. Отсюда — проблемы с сосудами. Татьяне Ивановне сделали шунтирование вен, и она пошла на поправку. Но вдруг врачи обнаружили признаки саркомы. Ампутация ноги стала неожиданностью для всех.

Накануне вечером я была у Татьяны Ивановны в больнице, и об операции речь не шла. О случившемся узнала на следующий день по телефону от Анатолия Кремера. Оказывается, утром состоялся консилиум врачей. И они сказали Татьяне Ивановне и Анатолию Львовичу, что ампутация неизбежна, иначе жить ей осталось считаные дни. Она категорически отказалась. Но врачи убедили Анатолия Львовича уговорить жену. Через час она уже была на операционном столе…

Все это ужасно. «Лучшие ножки театра» — так говорили о Татьяне Шмыге. В 80 лет она еще танцевала на сцене. И вдруг — ампутация… После нее Татьяна Ивановна прожила еще несколько месяцев. Ее мучили страшные фантомные боли. Мы же всячески ее убеждали, что и с этим можно жить, что сейчас есть специальные протезы, напоминали о Саре Бернар, которой тоже ампутировали ногу, но она не оставила сценическую деятельность. С Анатолием Львовичем придумывали для Татьяны Ивановны концертную программу, где она исполняла бы романсы, которые очень любила. Я приносила ей в больницу ноты, и она даже стала распеваться. Но осуществиться этим планам было не суждено…

— На праздновании 80-летнего юбилея артистки один из ее коллег сказал: «Татьяна Ивановна, вы выглядите на все сто»… Так можно шутить лишь с женщиной, которая знает, что внешне кажется намного моложе своих лет.

— В 80 лет Татьяне Ивановне нельзя было дать больше 60-ти. Она, при-ма нашего театра, его визитная карточка, выглядела шикарно. Даже в больнице была ухожена и обязательно с идеальным маникюром. К слову, каждый раз, выходя в спектакле на сцену в новом наряде, она перекрашивала ногти. Бывало, стоит на лестнице и покрывает их лаком. Я удивлялась: «Татьяна Ивановна, вы же аллергик!» А она в ответ: «Танюшка, не волнуйся, все нормально. Мне это необходимо». И так было всегда. Косметикой же Татьяна Ивановна пользовалась в меру. Считала, чем меньше ее на лице, тем моложе женщина выглядит.


*Татьяна Шмыга стала королевой оперетты, несмотря на то, что врачи запрещали ей петь

— Правда, что на последнем своем юбилее Татьяна Шмыга была в том же костюме Нинон из оперетты «Фиалка Монмартра», в котором выходила на сцену в 1969 году со знаменитым номером «Карамболина», когда ей было чуть больше сорока?

— Да, платье лишь немного отреставрировали и привели в порядок, но не перешивали.

— Татьяна Ивановна соблюдала какие-то особые диеты?

— Когда рассказывают, что кто-то не ест после шести вечера, для актеров это просто не реально. Никаких диет никогда Татьяна Ивановна не соблюдала. Не поесть после спектакля для нее было немыслимо. «Сейчас бы картошечки с селедочкой!» — часто говорила она. Отварная картошечка с маслицем и селедочка с луком — это было любимое блюдо Татьяны Ивановны.

А как относилась к сладкому?

— Сладости любила, но не объедалась ими. Татьяна Ивановна великолепно сама готовила. Пекла, делала фирменные свои салатики и супчики, очень вкусное у нее получалось мясо. Она была замечательной хозяйкой. Хотя, конечно, имела помощницу по дому. При таком режиме работы, как у нее, это естественно. Но Анатолий Львович очень любил блюда, приготовленные Татьяной Ивановной. Она всегда выбирала время, чтобы съездить на рынок и купить хорошее мясо.

— Представляю, как люди реагировали на рынке…

— Татьяна Ивановна не любила вокруг себя шумихи и восторженных речей в свой адрес. Обычно она надевала большие затемненные очки и старалась быстренько прошмыгнуть к машине, где ее ждал муж.

— А спортом, чтобы быть в форме, она занималась?

— Нет, никаких фитнес-центров и бассейнов не посещала. Только зарядку по утрам делала дома, и этого было достаточно, чтобы сохранить фигуру. Наш жанр — это и так спорт. За спектакль артист теряет около трех килограммов. По утрам Татьяна Ивановна обязательно распевалась. Как только просыпалась, сразу «искала» голос. До 80 лет он у нее сохранился молодой и звонкий.

— Слышала, что Татьяна Ивановна относилась к вам как к дочери. Какой ее подарок особенно близок вашему сердцу?

— Знаете, в больнице, чувствуя, что скоро уйдет, Татьяна Ивановна как-то мне сказала: «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось на память. В моем шкафу есть золотистое концертное платье — возьми его себе». Я отказывалась, но она настояла. Сейчас надеваю его на вечера памяти, посвященные Татьяне Шмыге. А еще Татьяна Ивановна хотела мне отдать колечко с изумрудом, которое носила, — подарок Анатолия Львовича. Но я не разрешила ей снять его с руки. Согласилась взять другое — недорогое бижутерное, но очень эффектное.

— А вы ей что дарили?

— Многое. Исключением были лишь духи. Татьяна Ивановна ими не пользовалась, так как страдала аллергией. А что могло ее порадовать? Как-то, к примеру, я привезла ей из поездки по Волге изумительный чеканный поднос. Татьяна Ивановна любила красивую посуду. Эту любовь она унаследовала от своей мамы, которая была большим эстетом. К слову, Татьяна Ивановна и Анатолий Львович никогда не обедали на кухне. В гостиной накрывался большой обеденный стол. Часто за ним собирались и гости. В основном посиделки устраивались после спектаклей. Хотя Татьяна Ивановна не любила никаких тусовок и старалась по возможности на них не бывать, но хозяйкой была очень радушной. Я поражалась: отыграв спектакль, она же очень уставала, однако всегда накрывала стол. Конечно, мы ей помогали. Правда, сидела с гостями она недолго. Вдруг тихо-тихо исчезала. А гости засиживались до утра.

— Татьяна Шмыга трижды была замужем. Кто были ее мужья?

— Первый супруг, профессор МГУ Рудольф Борецкий, родом из Киева. Они познакомились на отдыхе, когда он был еще студентом. Но вместе прожили недолго — год с небольшим. Несмотря на то что разошлись, сумели сохранить хорошие отношения. С мамой Рудольфа, которую Татьяна Ивановна называла «моя киевская мамочка», они всю жизнь созванивались. Бывшая свекровь ее очень любила, хранила дома фотографии Татьяны Шмыги.

Вторым мужем Татьяны Ивановны стал Владимир Канделаки — с ним она прожила 20 лет. Я знала его. Это был красавец-мужчина, замечательный режиссер. Татьяна Ивановна младше его на 20 лет. Работали они в одном театре. Но, как вспоминала Татьяна Ивановна, счастливыми и безоблачными в их жизни были только первые пять лет. А потом начались сложности в отношениях.

А с третьим мужем Анатолием Кремером она прожила более 30 лет. Это был союз людей, которые творчески «подпитывали» друг друга. Если бы не спектакли Кремера, написанные специально для Татьяны Шмыги, неизвестно, как бы дальше сложилась ее театральная судьба. Перейдя определенный возрастной рубеж, актриса, как бы хорошо она ни выглядела, все равно вынуждена менять амплуа. Но не каждая может пойти на это. Когда Татьяне Ивановне предложили в оперетте «Королева чардаша» сыграть уже далеко не юную Цецилию, она отказалась, так как считала, что для подобных ролей у нее не хватает комического дара.

Татьяна Шмыга никогда не играла возрастных ролей. И не будь спектаклей Анатолия Кремера, лет в 60 ей пришлось бы в творческом смысле остановиться. Наверное, участвовала бы в каких-то концертах, но этого для актрисы недостаточно. Татьяна Ивановна была безумно благодарна Анатолию Львовичу за то, что он продлил ей творческую жизнь. Кроме того, с годами начинаешь больше ценить тех, кто с тобой рядом… Анатолий Львович — нелегкий человек. Как она сама говорила, — «барин». Ему требовался красивый халат дома, по всем правилам сервированный стол… Кремер обладал энциклопедическими знаниями, по первому образованию он переводчик с французского, закончил МГИМО.

— Их с Татьяной Ивановной роман вспыхнул во Франции?

— Да. До этого они много лет знали друг друга, виделись в театре, ездили на концерты — и… ничего не происходило. А тут вдруг на гастролях в Париже, когда гуляли по ночному городу, сидели в маленьких ресторанчиках, что-то такое между ними проскочило. Я помню их в тот конфетно-букетный период. Кремер красиво ухаживал за Татьяной Ивановной. Он всегда преклонялся перед ней как перед актрисой. Думаю, они так долго и счастливо прожили вместе потому, что понимали творчество друг друга. Анатолий Львович знал, что перед спектаклем жене нужно выспаться, а в театре необходимо появиться за три часа до выхода на сцену, он ее привозил, увозил… А когда Кремер работал, зайти к нему в кабинет нельзя было. И при этом они всегда были вместе, даже когда в квартире находились в разных комнатах.

— Как они отдыхали?

Долгие годы у них была дача. Татьяна Ивановна ее очень любила, а Анатолий Львович — нет. Он предпочитал находиться в Москве, ему было комфортно в своей квартире. Иногда ездили в санатории, но этот отдых всегда превращался в ад. Выйти на прогулку было нельзя — к Татьяне Ивановне сразу подходили почитатели ее таланта. За границей в этом смысле было проще, поэтому они много путешествовали.

— Анатолий Кремер пережил жену на четыре года…

— Он был моложе Татьяны Ивановны на пять лет, но после ее ухода стал болеть. Думаю, в иных случаях к концу жизни супруги становятся сродни сиамским близнецам. И когда один умирает, другой продолжает жить по инерции, но это уже не жизнь — утерян смысл. Видимо, так случилось и с Анатолием Кремером, хотя я его убеждала, что надо писать книги, воспоминания. Он соглашался, обещал завтра начать, но все откладывал… К слову, чтобы скрасить одиночество Анатолия Львовича, друзья подарили ему на день рождения красивую кошечку. Она была своенравна: гуляла сама по себе и спала исключительно на журнальном столике в хрустальной вазе. Вела себя как примадонна. Но после смерти Татьяны Ивановны ничто Анатолия Львовича уже особенно не радовало. Он стал болеть: бесконечные простуды, воспаления легких… И угас.

— Татьяна Шмыга верила в судьбу?

— Наверное. Как она рассказывала, все в ее жизни было «вопреки» — в четыре года чуть не утонула в речке, потом заболела воспалением легких и получила осложнение на сердце, всю жизнь были проблемы с голосом, и врач, который ее наблюдал, говорил: «Таня, тебе петь нельзя! У тебя слабые связки». Никогда она не собиралась работать в оперетте, хотела стать камерной певицей. Но судьба распорядилась иначе. Она пришла именно в оперетту и стала ее королевой.

— Какая черта Татьяны Ивановны вас особенно поражала?

— Она была стопроцентным трудоголиком, полностью отдавала себя любимой профессии.

— Что бы вы сказали Татьяне Ивановне сегодня, если бы она могла вас услышать?

— Сказала бы, что благодарна Всевышнему за то, что Татьяна Ивановна была в моей жизни.

Королеве оперетты ампутировали ногу

Королеве оперетты ампутировали ногу

«Я пью всё мне мало, уж пьяною стала» - когда-то этот хит звучал отовсюду, и многие с удовольствием раз за разом пересматривали «Гусарскую балладу», где роль французской актрисы Жермон сыграла звезда оперетты Татьяна ШМЫГА. А поклонники актрисы с восторгом рукоплескали красавице с неповторимым тембром голоса, которая блистала в спектаклях «Сильва», «Цирк зажигает огни», «Летучая мышь», «Веселая вдова»... Вот уже несколько месяцев Татьяна Ивановна прикована к больничной койке. За 81-летней примадонной неустанно ухаживает ее супруг - композитор Анатолий КРЕМЕР.

Хотя пожилую даму давно беспокоили разные недуги, она мужественно держалась, старалась сохранять форму и даже иногда выходила на сцену, как, например, на праздновании своего 80-летия. Однако годы берут свое, и в последнее время состояние Татьяны Шмыги резко ухудшилось. У нее появились серьезные проблемы с сосудами ног, и ее госпитализировали в одну из столичных клиник. К сожалению, медикаментозная терапия оказалась бессильна. Дело дошло до ампутации.

Груз забот

Поклонники, возможно, так и не узнали бы об этой беде их любимицы, но недавно историк моды и телеведущий Александр Васильев во время одной из своих лекций в Санкт-Петербурге обмолвился, что Шмыге отняли ногу. Вскоре у актрисы сильно прихватило сердце. Врачи поставили нешуточный диагноз - тахикардия на фоне ишемической болезни.

Татьяна Ивановна и сейчас находится в больнице. Она, бедная, уже четыре операции перенесла! - тяжело вздыхая, поделилась с «Экспресс газетой» консьержка подъезда, в котором живет Шмыга.

Бог не дал ей детей, поэтому весь груз забот по уходу за больной лег на плечи супруга Анатолия Кремера . Преданной помощницей в эти нелегкие дни композитору остается домработница Нелли Николаевна. Несмотря на то что она ровесница Татьяны Ивановны, держится бодро и тянет на себе весь дом. Нелли Николаевна постоянно бегает то в больницу, чтобы помочь Анатолию Львовичу, то возвращается в квартиру в Леонтьевском переулке хлопотать по хозяйству. А сам убитый горем супруг буквально днюет и ночует у койки жены, боясь оставить ее даже на пару часов.

До чего ж он постарел за последнее время! - с грустью замечают соседи звездной четы. - И очень устал, это заметно. Львович никогда ни на что не жалуется и ничего ни у кого не просит. С Татьяной Ивановной они больше 30 лет вместе, и переживает болезнь жены он страшно.

Стало лучше

Свидетельницей этой драмы стала народная артистка Элина Быстрицкая , которая живет в том же доме.

Анатолий Львович, ну давайте же я вам хоть чем-нибудь помогу! - не выдержала однажды Элина Авраамовна и осторожно обратилась к соседу. - Ведь я все-таки медик, еще с войны научилась разбираться в таких вещах. Знаю подход к лежачим больным и смогу быть полезной Татьяне Ивановне.

Но гордый Кремер от помощи отказался. Он не привык утруждать кого бы то ни было и сам продолжает бороться за жизнь любимой супруги.

- Сейчас Татьяне Ивановне стало чуть лучше. Теперь она уже может сидеть в постели, - сообщили нам в Театре оперетты, где весь персонал и труппа верят, что Шмыга еще порадует зрителей своей блистательной игрой.

Ее любимые мужчины

* С первым мужем Рудольфом Борецким Татьяна познакомилась в студенческую пору. Их брак продержался чуть больше года, до прихода начинающей актрисы в Театр оперетты, где внимание красавицы привлек певец Канделаки.

* Несмотря на то что Владимир Канделаки был старше Татьяны почти на 20 лет, он сумел вскружить ей голову. Еще бы! Известный артист, солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Ради него Шмыга ушла от мужа, а Владимир расстался со своей супругой. Через год Канделаки стал главным режиссером Театра оперетты, и злые языки заговорили, что Татьяна живет с ним по расчету, хотя сама актриса всегда утверждала, что вышла по любви. Тем не менее супруг-главреж обладал суровым нравом и заставлял жену играть роль, даже если она ей была не по душе. Шмыга и Канделаки прожили вместе 20 лет.

* С нынешним супругом Анатолием Кремером , который моложе ее на четыре года, Татьяна Ивановна сблизилась во время турпоездки во Францию. Романтические отношения певицы и композитора продолжились в Москве.

Татьяна и Анатолий были не свободны и какое-то время вынуждены были обмениваться нежными любовными письмами. Вскоре они поняли, что должны быть вместе. И вот уже больше 30 лет не разлучаются.

СПРАВКА

* Татьяна ШМЫГА родилась в 1928 году в Москве.

* В 1953 году ее приняли в труппу Московского театра оперетты. Известность принесла уже первая роль - Виолетты в «Фиалке Монмартра». Вскоре Шмыга стала ведущей солисткой театра.

* В 1962 году певица снялась в музыкальном фильме «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова.

* В 1978 году стала народной артисткой СССР.

БЕЗ ТОЧКИ ОПОРЫ