Стационарные источники выбросов что к ним относится. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения

Любая производственная деятельность сопровождается загрязнением окружающей среды, в том числе одного из основных ее компонентов – атмосферного воздуха. Выбросы промышленных предприятий, энергетических установок и транспорта в атмосферу достигли такого уровня, что уровни загрязнения существенно превышают допустимые санитарные нормы.

Согласно ГОСТ 17.2.1.04-77 все источники загрязнения атмосферы (ИЗА) делятся на естественного и антропогенного происхождения. В свою очередь источники антропогенного загрязнения бывают стационарными и передвижными . К передвижным источникам загрязнения относятся все виды транспорта (за исключением трубопроводного). В настоящее время в связи с изменением законодательства РФ в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий предполагается замена понятия «стационарный источник» и «передвижной источник».

Стационарные источники загрязнения могут быть точечными , линейными и площадными .

Точечный источник загрязнения – это источник, выбрасывающий загрязняющие атмосферу вещества из установленного отверстия (дымовые трубы, вентиляционные шахты).

Линейный источник загрязнения – это источник, выбрасывающий загрязняющие атмосферу вещества по установленной линии (оконные проемы, ряды дефлекторов, топливные эстакады).

Площадной источник загрязнения – это источник, выбрасывающий загрязняющие атмосферу вещества с установленной поверхности (резервуарные парки, открытые поверхности испарения, площадки хранения и пересыпки сыпучих материалов и т.д.) .

По характеру организации выброса могут быть организованными и неорганизованными .

Организованный источник загрязнения характеризуется наличием специальных средств отвода загрязняющих веществ в окружающую среду (шахты, дымовые трубы и др.). Кроме организованного удаления имеются неорганизованные выбросы , проникающие в атмосферный воздух через неплотности технологического оборудования, проемы, в результате просыпки сырья и материалов.

По назначению ИЗА делят на технологические и вентиляционные .

В зависимости от высоты устья на поверхностью земли, выделяют 4 типа ИЗА: высокие (высота более 50 м), средние (10 – 50 м), низкие (2 – 10 м) и наземные (менее 2 м).

По режиму действия все ИЗА делятся на непрерывного действия и залповые .

В зависимости от разницы температур выброса и окружающего атмосферного воздуха выделяют нагретые (горячие) источники и холодные .

Рассеивание загрязняющих веществ в атмосфере.

В первоначальный момент загрязняющее вещество, выбрасываемое из трубы, представляет собой клуб дыма (факел выброса). В случае, если вещество имеет плотность меньше или приблизительно равную плотности воздуха, то вероятнее всего направление движения загрязняющего вещества (ЗВ) будет совпадать со скоростью и направлением движения воздуха, если вещество тяжелее воздуха, то оно будет оседать. Промышленные выбросы обычно представляют собой смесь воздуха с относительно малым количеством загрязняющих веществ. Наиболее частым случаем является движение загрязненной струи вместе с горизонтальным перемещением воздушных масс.

Изменение концентрации загрязняющих веществ по мере удаления от устья источника загрязнения зависит от высоты и интенсивности перемешивания воздушных масс. По мере удаления от трубы концентрация по оси факела уменьшается, а размеры факела в перпендикулярном направлении к оси увеличиваются. Начальная точка соприкосновения струи загрязненного воздуха с поверхностью земли является началом зоны загрязнения, после этого концентрация ЗВ над поверхностью земли начинает нарастать, достигая максимума на расстояниях 10 – 40 высот трубы, что связано с выпадением из факела примесей, достигающих поверхности земли в данный момент, а также примесями, ранее достигшими земли и продолжающие свое движение по направлению ветра. Скорость ветра на установленной высоте, при которой приземная концентрация от источника примеси достигает максимального значения – называется опасной скоростью ветра . При штиле и малых скоростях ветра факел выброса поднимается на большую высоту и не попадает в приземные слои воздуха. При сильном ветре дымовой факел активно перемешивается с большим объемом воздуха. Таким образом, между штилем и высокой скоростью ветра есть такая опасная скорость ветра при которой дымовой факел, прижимаясь к земле на определенном расстоянии х м , создает наибольшую величину приземной концентрации с м .

После достижения максимального значения, концентрация ЗВ начинает сначала быстро, а потом медленно уменьшаться обычно обратно пропорционально расстоянию от источника. Максимальная концентрация прямо пропорциональна производительности источника и обратно пропорциональна расстоянию от источника.

На рассеивание загрязняющих веществ влияет множество факторов. Прежде всего оно зависит от высоты трубы Н и от высоты подъема дымовых газов над устьем трубы. Высота подъема газов зависит от скорости выхода газовоздушной смеси 0 . Вредные вещества распространяются по направлению ветра в пределах сектора, ограниченного довольно малым углом раскрытия факела вблизи выхода из трубы в 10 – 20 °. Если принять, что угол раскрытия не меняется с расстоянием, то площадь поперечного сечения факела должна возрастать пропорционально квадрату расстояния (факел уширяется).

Сильное влияние на уровень приземной концентрации оказывает температурная стратификация атмосферы , т.е. вертикальное распределение температуры. В обычных условиях днем земная поверхность прогревается и за счет конвекционного обмена нагревает нижний приземный слой воздуха. В этих условиях по мере подъема вверх температура падает на 0,6 °С на каждые 100 м. Ночью при ясной погоде поверхность земли отдает тепло в окружающее пространство. Земная поверхность охлаждается и, одновременно охлаждает приземный слой воздуха, который остывает быстрее верхних слоев. В результате происходит инверсия (поворот) распределения температур. Температура воздуха с высотой повышается.

При обычном градиенте температур, создаются благоприятные условия для «всплывания» выбросов, восходящие потоки более теплого воздуха интенсифицируют перемешивание газов. В условиях инверсии эти процессы ослабляются, что способствует накоплению примесей в приземном слое.

Вредные вещества, выбрасываемые с дымовыми газами, переносятся и рассеиваются в атмосфере в зависимости от метеорологических, климатических, рельефа местности и характера расположения на ней объектов предприятия, высоты дымовых труб и аэродинамических параметров выбросных газов.

Максимальное значение приземной концентрации вредного вещества с м (мг/м 3) при выбросе газовоздушной смеси из одиночного точечного источника с круглым устьем достигается при неблагоприятных метеорологических условиях на расстоянии x м (м) от источника и определяется по формуле

где А - коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы; М (г/с) - масса вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу в единицу времени; F - безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания вредных веществ в атмосферном воздухе; т и n - коэффициенты. учитывающие условия выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса; H (м) - высота источника выброса над уровнем земли (для наземных источников при расчетах принимается Н = 2 м); - безразмерный коэффициент, учитывающий влияние рельефа местности, в случае ровной или слабопересеченной местности с перепадом высот, не превышающим 50 м на 1 км, = 1; Т (°С) - разность между температурой выбрасываемой газовоздушной смеси и температурой окружающего атмосферного воздуха; V 1 (м 3 /с) - расход газовоздушной смеси, определяемый по формуле

где D (м) - диаметр устья источника выброса; 0 (м/с) -средняя скорость выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса.

В случае, если труба имеет квадратное или прямоугольное устье, то рассчитывают эквивалентный диаметр по формуле:

где a и b – соответственно длина и ширина устья трубы. Значение D экв подставляется вместо D в формулу.

Значение коэффициента А, соответствующее неблагоприятным метеорологическим условиям, при которых концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе максимальна, принимается равным:

а) 250-для районов Средней Азии южнее 40° с. ш., Бурятской АССР и Читинской области;

б) 200-для Европейской территории СССР: для районов РСФСР южнее 50° с. ш., для остальных районов Нижнего Поволжья, Кавказа, Молдавии; для Азиатской территории СССР: для Казахстана. Дальнего Востока и остальной территории Сибири и Средней Азии;

в) 180 - для Европейской территории СССР и Урала от 50 до 52° с. ш. за исключением попадающих в эту зону перечисленных выше районов и Украины;

г) 160 - для Европейской территории СССР и Урала севернее 52° с. ш. (за исключением Центра ЕТС), а также для Украины (для расположенных на Украине источников высотой менее 200 м в зоне от 50 до 52° с. ш. - 180, а южнее 50° с. ш. - 200);

д) 140 - для Московской, Тульской, Рязанской, Владимирской, Калужской, Ивановской областей.

F принимается для газообразных вредных веществ и мелкодисперсных аэрозолей (пыли, золы и т. п., скорость упорядоченного оседания которых практически равна нулю) - 1; для мелкодисперсных аэрозолей при среднем эксплуатационном коэффициенте очистки выбросов не менее 90 % - 2; от 75 до 90 % - 2,5; менее 75 % и при отсутствии очистки - 3.

При определении значения Т (°С) следует принимать температуру окружающего атмосферного воздуха Т в (°С), равной средней максимальной температуре наружного воздуха наиболее жаркого месяца года по СНиП 2.01.01-82, а температуру выбрасываемой в атмосферу газовоздушной смеси Т г (°С) - по действующим для данного производства технологическим нормативам. Для котельных, работающих по отопительному графику, допускается при расчетах принимать значения Т в равными средним температурам наружного воздуха за самый холодный месяц по СНиП 2.01.01-82.

Значение безразмерного коэффициента F принимается:

а) для газообразных вредных веществ и мелкодисперсных аэрозолей (пыли, золы и т. п., скорость упорядоченного оседания которых практически равна нулю) - 1;

б) для мелкодисперсных аэрозолей при среднем эксплуатационном коэффициенте очистки выбросов не менее 90 % - 2; от 75 до 90 % - 2,5; менее 75 % и при отсутствии очистки - 3.

Значения коэффициентов m и n определяются по номограммам или рассчитываются.

Являются и дымовые трубы заводов и котельных, и технологические установки и дефлекторы, тепловозы и самолеты, и даже улицы, по которым движется транспортный поток.

В се загрязняющие воздух источники изначально делятся на две группы: источники выбросов (такие как: клапаны резервуаров, вентиляционные шахты, различные трубы) и источники выделения опасных веществ. К последним можно отнести очистные сооружения, технологические установки, градирни и тому подобные.

Выбросы объектов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, подразделяются на организованные и неорганизованные. К первой группе относятся выбросы, осуществляемые через построенные газоотходы и трубы. А неорганизованными выбросами считаются промышленные отходы, попадающие в атмосферу в виде направленных газовых потоков по причине поломки или разгерметизации оборудования или недостаточному отсосу газа.

Само по себе деление выбросов на организованные и неорганизованные создано с целью определения подхода к источнику выбросов и установления контроля за ними. Например, регулярный контроль выбросов первого типа способствует установлению уровня предельно допустимого выброса того или иного вещества.

Выбросы второго типа распознать сложнее – и контролировать их удается только когда на определенной территории тот или иной ингредиент достигает предельно допустимой концентрации в воздухе. Опасно это прежде всего тем, что неорганизованные выбросы, как правило, скапливаются на нижних слоях атмосферы, что создает мощную угрозу для жизни человека.

Какие выбросы относятся к стационарным, а какие к нестационарным?

Каждое предприятие имеет различные источники выбросов, которые в законодательстве нашей страны имеют несколько градаций и подразделений. Прежде всего, все выбросы делятся на стационарные и нестационарные (передвижные). Что это значит? К первой группе относятся различные организованные источники выбросов , такие как трубы котельных и
выхлопные трубы машин, системы вентиляции и тому подобные. Неорганизованные стационарные источники выбросов представляют собой всевозможные стоянки для временного и постоянно присутствующего на территории организации автомобильного транспорта, территории, выделенные под хранение сыпучих грузов. По-другому такие выбросы называют линейными или площадными.

Вторая группа , имеющая название нестационарных или передвижных источников загрязнения , состоит из выбросов, которые выделяют различные виды технического оборудования, а также машины, имеющие электродвигатель и находящиеся на балансе у данного предприятия или временно работающие на его территории.

Стоит отметить, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, происходят не только в непосредственный момент работы того или иного оборудования, но и, например, после покрытия лаком (который имеет определенную степень токсичности) какого-либо участка.

В отдельную группу принято выделять так называемые мобильные источники выбросов. А именно, различные транспортные средства, работа которых сопровождается большим количеством выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и негативно сказывается на экологии. В связи с этим, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", любая организация, имеющая источники выбросов в атмосферу, должна иметь соответствующее разрешение на выброс от стационарных источников . Данный документ выдается предприятию после согласования проекта с указанием допустимых норм выбросов.

Нестационарные источники выбросов

Согласно существующей на данный момент классификации источников выбросов, источники делятся на стационарные и нестационарные. По стационарными источниками понимают источники выбросов, которые расположены в пределах территории, принадлежащей физическому или юридическому лицу, занимают фиксированное недвижимое положение.

Стационарные источники могут быть организованными, то есть иметь техническое устройство или устье, регулирующее выбросы, и неорганизованными, то есть иметь некую площадь, неограниченную устройствами. Примерами первых являются заводские трубы или дефлекторы, в качестве примера вторых можно привести хранилища пылящих материалов. Владельцы стационарных источников несут ответственность за каждый источник, обязаны составлять и согласовывать проект предельно допустимых выбросов для этих источников, получать разрешение на выбросы, строго контролировать соблюдение установленных нормативов.

Нестационарными , то есть передвижными источниками, являются прочие источники загрязняющих выбросов, основным примером может служить транспорт, которым владеет предприятие, неважно -судоходный, автотранспорт или иные технические средства, которые в силу своей специфики передвигаются и используют для этого какой-либо вид топлива.

Основные виды:

  • автотранспортные средства (за исключением тех, что передвигаются при помощи электродвигателей);
  • воздушные и морские суда;
  • железнодорожные составы (за исключением тех, что передвигаются при помощи электродвигателей);
  • самоходные машины.

Для нестационарных источников выбросов проект предельно допустимых выбросов не разрабатывается
, а нормативы рассчитываются, исходя из технического оснащения средства, заводских характеристик, вида топлива и его расхода. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за нестационарные источники не вносится с января 2016 года. На данный момент существуют разногласия и четкого списка нестационарных источников не существует . По мнению некоторых специалистов, транспортные средства относятся к отдельному типу источников выбросов - мобильные\передвижные. Тем не менее, определение не сформулировано, и список именно нестационарных источников выбросов пока не представлен.

Нужен ли проект ПДВ, если есть только передвижные источники выбросов?

В соответствии с ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» руководители предприятий, имеющих на балансе СТАЦИОНАРНЫЕ источники выбросов , обязаны проводить их инвентаризацию и разрабатывать проект ПДВ .

К передвижным источникам выбросов загрязняющих веществ относятся транспортные средства, воздушные, морские и речные суда, которые оборудованы двигателями, работающими на бензине, дизтопливе, керосине или газовом топливе. В случае эксплуатации автомобилей и других передвижных транспортных средств, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, их владельцы обязаны:

  1. Обеспечить соблюдение нормативов допустимых выбросов.
  2. Проводить мероприятия, направленные на обезвреживание загрязнителей.
  3. Эксплуатировать их только при наличии сертификатов (деклараций) соответствия, которые подтверждают соблюдение технического норматива выбросов.
  4. Обеспечить регулярное проведение проверки передвижных загрязнителей на соответствие их выбросов техническим нормативам.
Из перечисленных выше обязанностей владельцев предприятий вопрос вызывает следующее: можно ли обеспечить соблюдение нормативов допустимых выбросов, не разрабатывая проект ПДВ ? В законодательной базе обозначено, что при эксплуатации передвижных источников выбросов выдвигается требование о соблюдении технологических нормативов, устанавливаемых из расчета на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или других передвижных средств. Это значит, что для организаций, на балансе которых имеются только передвижные источники, проект ПДВ не разрабатывается.

Стационарные и нестационарные источники выбросов на предприятии

Законодательством Российской Федерации установлено, что владельцы источников выбросов загрязняющих веществ должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и следить за соблюдением
нормативов ПДВ . Источники, за которые несет ответственность юридическое или физическое лицо, делят на стационарные источники выбросов и нестационарные источники выбросов.

Если вкратце, то стационарный источник выбросов прочно связан с поверхностью, его перемещение без прекращения функционирования или разборки невозможно. Такой источник расположен на территории предприятия, его местом расположения считается муниципальное образование, в котором он расположен. Примерами могут послужить котельные, мебельные, металлургические производства и так далее.

При этом владелец стационарного источника выбросов обязан обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, а также подсчет значений предельно допустимых выбросов и установление предельно допустимых нормативов. За несоблюдение действующего законодательства предусмотрена административная и иная ответственность.

Стационарные источники делят также по геометрическим характеристикам. По своей геометрии они могут быть точечными (выброс происходит из фиксированного отверстия), линейными (выбросы по установленной линии, например, оконным проемам), площадными (выброс с определенной площади, например, резервуар). Нестационарный источник выбросов или передвижной, как его часто называют, представляет собой транспортное средство в том или ином виде. Это, к примеру, автомобили, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания – любое средство, оборудованное двигателем, работающим на бензине, газе, керосине, другом топливе.

Местом расположения и регистрации подобного транспорта считается место регистрации его владельца, который с 2016 года не обязан вносить плату за принадлежащие ему нестационарные источники выбросов. Кстати, по существующим статистическим данным, основная доля общего количества выбросов загрязняющих веществ – вклад передвижных источников загрязнения.

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте или по номеру 8-800-500-81-25.

Испарения бензина в атмосферу возникают не только в подвижных источниках, но и в стационарных, к которым в первую очередь следует отнести автозаправочные станции (АЗС). Они получают, хранят и реализуют бензин и другие нефтепродукты в больших количествах. Это является серьезным каналом загрязнения окружающей среды как в результате испарений топлива, так и в результате разливов.

При заполнении резервуаров АЗС бензином в атмосферу вытесняются в большом количестве пары бензина - это так называемое большое дыхание резервуара. При суточных температурных колебаниях (ночь - день) также происходит выделение паров бензина, но в меньшем количестве, и это называется малым дыханием резервуара.

Ориентировочные расчеты потерь бензина показали, что при большом дыхании резервуара объемом 20 м 3 в атмосферу испаряется зимой 11 л, а летом - 23 л бензина. При ежесуточном одноразовом заполнении резервуара в течение месяца в атмосферу попадет зимой 330 л бензина, а летом - 690 л. Таким образом, среднегодовые потери бензина из одного резервуара составляют 6 т. Учитывая количество АЗС в конкретном регионе, можно определить степень загрязнения воздуха летучими углеводородными соединениями бензина.

Загрязнение атмосферы по «вине» автомобильного транспорта происходит, кроме того, в результате функционирования асфальто- и цементобетонных заводов, баз дорожной техники и других объектов инфраструктуры транспорта. В составе выбросов асфальтобетонных заводов содержатся канцерогенные вещества из-за отсутствия или несовершенства очистного оборудования.

Организации технического автосервиса при осуществлении производственной деятельности оказывают отрицательное воздействие на экосистемы. Оно возникает в процессе выполнения многих видов работ. Так, при замене масла в двигателе и агрегатах трансмиссии осуществляют его слив либо в канализационную сеть, либо в грунт, если не налажен вывоз отработанных масел в соответствующие пункты регенерации масла. При мойке автомобилей образуется большое количество ила и грязи, которые необходимо обеззараживать перед их вывозом в места захоронения. Однако зачастую мощностей для полной обработки отходов, возникающих при мойке, недостаточно, поэтому вывоз таких отходов ведется без обеззараживания и в них присутствует большое количество вредных элементов, в том числе нефтепродуктов и тяжелых металлов, которые поступают в окружающую среду. Водные стоки с территорий ремонтных производств также представляют опасность для природы. Растворенные в сточной воде вещества, содержащие синтетические компоненты, проникают в почву, поражая растительность, попадают в грунтовые воды, с ними - в водоемы, где губят животный мир.

Гаражи и автостоянки также являются источниками загрязнения окружающей среды. Загрязнение территории гаражных комплексов бытовыми и промышленными отходами происходит по причине выброса водителями и работниками гаражного хозяйства бытового мусора, ненужных частей металлических, резиновых и пластмассовых изделий, запасных частей автомобилей, предметов, используемых при ремонте. Образующиеся отходы могут быть как неопасными, полностью разлагающимися, но нарушающими внешний вид гаражной территории (например, бумага), так и опасными, слабо разлагающимися в естественных условиях, и токсичными. Некоторые виды отходов не опасны в обычных условиях, но становятся чрезвычайно вредны при внезапном аварийном возгорании. Тушение пожаров в пределах гаражей и автостоянок значительно осложняется из-за того, что их территория зачастую пропитывается бензином, маслами и другими горючими жидкостями.

Автодороги России , по оценке Росавтодора, имеют общую протяженность 1,1 млн км. Состояние автодорог в значительной мере влияет на выбросы загрязняющих веществ. По плотности автомобильных дорог на 1000 км 2 территории Россия значительно уступает зарубежным странам. Новые автомобильные дороги строят медленно. В настоящее время сеть автомобильных дорог перегружена, дальнейшее увеличение интенсивности движения приведет к ускоренному разрушению дорог и мостов, и как следствие, резкому увеличению воздействия на окружающую среду. На большой протяженности участки дорог имеют неудовлетворительные гладкость, ровность и прочность и нуждаются в ремонте и реконструкции. Строительство и ремонт дорог вызывают эрозию почв и грунтов, оползни, изменение гидрологических условий (подтопление, осушение, изменение уровня грунтовых вод и т.н.). Они влекут за собой ущерб для флоры и фауны. Негативный эффект вызывается рассечением природной среды дорожной трассой, что нарушает условия существования растительности и животных.

Еще одна проблема в дорожной отрасли возникает от мусора, образующегося в придорожной полосе. С ростом интенсивности движения его объем значительно увеличился и составил свыше 140 тыс. т в год на федеральных автомобильных дорогах и 160 тыс. т в год на региональных . В подавляющем большинстве вдоль автомобильных дорог отсутствуют мусоросборочные контейнеры.

При движении автомобилей происходит истирание дорожных покрытий и автомобильных шин, продукты износа которых смешиваются с твердыми частицами отработавших газов. К этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя. В результате образуется пыль, в сухую погоду поднимающаяся над дорогой в воздух. Она переносится ветром на расстояния от нескольких до сотен километров.

Химический состав и количество пыли зависят от материалов дорожного покрытия. Наибольшее количество пыли образуется на грунтовых и гравийных дорогах. На дорогах с покрытием из зернистых материалов (гравийных) образуется пыль, состоящая в основном из диоксида кремния. На грунтовых дорогах пыль состоит на 90% из кварцевых частиц, остальную долю составляют оксиды алюминия, железа, кальция и др. Валовый выброс пыли на автомобильных дорогах без капитального покрытия (грунтовых общего пользования, гравийных, щебеночных) составляет свыше 56 тыс. т в год. На дорогах с асфальтобетонным покрытием в состав пыли дополнительно входят продукты износа вяжущих битумсодержащих материалов, частицы краски или пластмассы от линий разметки дороги па полосы.

Экологические последствия запыленности отражаются на людях, находящихся вблизи от дороги, водителях и пассажирах транспортных средств, которые вместе с воздухом вдыхают огромное количество пылевидных частиц, нанося вред организму. Пыль оседает также на растительности и обитателях придорожной полосы. Леса и лесопосадки вдоль дорог угнетаются. Сельскохозяйственные культуры, посаженные вблизи дорог, накапливают вредные вещества, содержащиеся в пылевых выбросах и отработавших газах. Эти загрязнения попадают и в прилегающие водоемы, действуя отрицательно на растительность, рыб и других обитателей, накапливаясь в донных отложениях. Туда же попадает поверхностный сток с автодорог, содержащий специальные твердые и жидкие противогололедные реагенты. По статистическим данным, в Российской Федерации средний объем потребления реагентов для обработки федеральных автомобильных дорог составляет около 280 тыс. т, а региональных - 680 тыс. т в год. Организациями автомобильного транспорта также сбрасываются в поверхностные водоемы сточные воды, содержащие в основном взвешенные вещества и нефтепродукты.

Под автодороги отчуждаются значительные земельные площади. Так, на строительство 1 км современной автомагистрали требуется до 10-12 га площади. Помимо этого, дополнительные площади отводятся для технологических целей (устройства складов хранения строительных материалов, мест стоянок транспортной техники, размещения снятого с дороги грунта, постройки временных сооружений и подъездов и т.д.). Особенно большие площади занимают транспортные развязки - от 15 га при пересечении двухполосных дорог до 35 га при пересечении магистралей с шестью полосами движения. Ежегодно площади земель, отводимых под автодороги, увеличиваются в связи с осуществлением дорожного строительства.

  • См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающейсреды Российской Федерации в 2011 году» [Электронный ресурс]. URL:http://www.mnr.gov.ru/regulatory/dctail.php?ID=130175, свободный.

Антропогенное загрязнение - это загрязнение обусловленное деятельностью человека.

В свою очередь источники антропогенного загрязнения бывают стационарными и передвижными . К передвижным источникам загрязнения относятся все виды транспорта (за исключением трубопроводного).

Стационарные источники загрязнения по своим геометрическим характеристикам могут быть точечными , линейными и площадными .

Точечный источник загрязнения - это источник, выбрасывающий загрязняющие атмосферу вещества из установленного отверстия (дымовые трубы, вентвытяжки).

Линейный источник загрязнения - это источник, выбрасывающий загрязняющие атмосферу вещества по установленной линии (оконные проемы, ряды дефлекторов, эстакады налива).

Площадный источник загрязнения - это источник, выбрасывающий загрязняющие атмосферу вещества с установленной поверхности (резервуарные парки, открытые поверхности испарения, площадки хранения и пересыпки сыпучих материалов и т.д.).

Стационарный источник загрязнения - это предприятие, цех, агрегат, установка или другой неподвижный объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и / или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Источники загрязнения атмосферного воздуха - стационарные (промышленные предприятия и коммунальные котельные) и передвижные (транспорт). Имеются две группы стационарных источников загрязнения: источники выделения и источники выбросов вредных веществ.

Источники загрязнения воздуха в сельских районах. В сельских районах основными загрязнителями воздуха являются животноводческие и птицеводческие фермы, промышленные комплексы по производству мяса, предприятия районного объединения "Сельхозтехника", энергетические и теплосиловые предприятия, пестициды, применяемые в сельском хозяйстве. В районе расположения помещений для содержания скота и птицы в атмосферу могут поступать и распространяться на значительные расстояния аммиак, сероводород и другие дурнопахнущие газы.

К источникам загрязнения атмосферного воздуха относятся склады, в которых происходит протравливание семян пестицидами, и поля, на которые в том или ином виде вносятся пестициды и минеральные удобрения, а также хлопкоочистительные заводы. При протравливании хлопковых семян гранозаном и меркузаном загрязнение воздуха прослеживается на значительное расстояние.

В результате сливно-наливных операций, а также суточных колебаний температуры происходит достаточно интенсивное выделение продуктов испарения в приземной слой атмосферы.

Опасные загрязнения атмосферы на производственных объектах газовой и нефтяной промышленности происходят, с одной стороны, в результате выбросов вредных веществ из различных источников, с другой - в результате образования вторичных продуктов химической трансформации, образующихся при взаимодействии загрязнителей с составляющими воздуха, содержащимися в нем твердыми и жидкими веществами, одних загрязнителей с другими и т. д. Во многих случаях экологическая и санитарно-гигиеническая опасность вторичных загрязнителей значительно выше, чем вредных выбросов. Между тем состав, структура и свойства этих дочерних веществ для производственных объектов газовой и нефтяной промышленности ранее комплексно не изучались. Авторы предприняли попытку частично восполнить образовавшийся здесь пробел.

Нередко в воздухе содержатся вредные вещества, наличие которых не обусловлено деятельностью рассматриваемого предприятия-загрязнителя, а являются следствием загрязнения воздуха другими, часто весьма отдаленными источниками.

Еще одним источником загрязнения окружающей среды являются пластичные смазки. В зависимости от условий хранения и применения потери пластичных смазок достигают 30--40% от их общего расхода. Например, при хранении и заправке солидола потери в виде остатков на стенках тары составляют 0,9% от прилипания к лопаточке и пробных нагнетаний при использовании ручного шприца 7,6%, удаление воздуха из шприца 7,8%, остатки на пресс-масленках 3,1%, на деталях нагнетания 0,2% и т.д.

Природные источники загрязнения, как правило, рассредоточены в пространстве, удалены от густонаселенных местностей и практически не поддаются регулированию. При этом вредное воздействие загрязняющих воздух веществ, поступающих в окружающую среду от естественных источников, в значительной мере нивелируется их перемешиванием, рассеиванием и естественным процессом самоочищения атмосферы.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленные предприятия, тепловые электростанции и энергетические установки, различные отопительные котлы, где в качестве топлива используются как газообразные, так и жидкие виды углеводородного сырья. Нужно отметить, что если сжигание газообразных топлив характеризуется более или менее экономическими и экологическими показателями, то сжигание мазута сопровождается сбросом в атмосферу значительного объёма продуктов неполного сгорания - оксидов азота, серы и углерода.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в индустриальных странах являются автомобили и другие виды транспорта, промышленные предприятия, тепловые электростанции. Ежегодно в атмосферу выбрасывается 200--250 млн. т золы, до 60 млн. т сернистого газа. В США в результате сжигания на тепловых электростанциях угля и нефти в воздушный бассейн страны выбрасывается 74% всех поступающих в атмосферу сернокислых окислов, около половины окислов азота.

Реакции на загрязнение атмосферы могут иметь острую или хроническую форму, а характер воздействия может быть локальным или общим, токсическим, раздражающим, кумулятивным. В целом считается, что более опасны долговременные воздействия малых концентраций, чем кратковременные, но высококонцентрированные. Отмечено, что поражающий фактор может быть как простой суммой соответствующих эффектов отдельных загрязнителей, так и превышать эту величину (синергический эффект). Например, легочные заболевания встречаются гораздо чаще, если атмосфера загрязняется диоксидом серы в сочетании с пылевыми выбросами. Имеются многочисленные данные о связи легочной, онкологической, кожной и другой патологии с характером и уровнем загрязнения воздуха. Частота заболеваний пропорциональна числу источников загрязнения и зависит от их состава, структуры, химических свойств и ряда других факторов.

К основным источникам загрязнения приземного слоя атмосферы при трубопроводном транспорте нефти, нефтепродуктов и газа следует отнести аварийные выбросы газа при отказах я ремонте линейной части магистральных газопроводов и испарение нефти и нефтепродуктов при хранении в резервуарах. Не менее сильным источником загрязнения воздуха являются пожары при возгорании или сжигании транспортируемых продуктов.

При анализе воздуха производственных помещений, в котором встречаются более сложные композиции загрязнителей, чем в атмосфере, отбор проб воздуха имеет свои особенности. Для улавливания токсичных примесей из воздуха в количестве, достаточном для последующего определения, подбирают по возможности наиболее эффективные условия ее поглощения из воздуха, исходя из физико-химических свойств анализируемого вещества и его концентрации. Если отбор проб любого индивидуального вещества требует рационального выбора поглотительной среды и оптимальной скорости просасывания воздуха, то в случае более сложной системы, когда воздух загрязнен смесью токсичных веществ, необходимо учитывать возможные взаимодействия компонентов анализируемой смеси веществ. Немаловажным является и характер источника выделения вредных примесей - мгновенный или непрерывно действующий, с постоянной или изменяющейся производительностью.

Рассмотрены источники возможного поступления в атмосферу, водоемы и почву загрязняющих веществ с производственных объектов нефтяной и газовой промышленности. Приведены объемы, состав, структура и свойства загрязнителей, оценена их экологическая опасность. Определены удельный вклад различных производств в загрязнение окружающей среды и возможные последствия загрязнения с учетом химических превращений вредных веществ в воздухе и воде и образования токсичных продуктов. Рекомендован комплекс средств и методов для предотвращения загрязнения окружающей среды.

При расчетах загрязнения воздуха от источников прямоугольного сечения целесообразно использовать нормативные документы.

Значительный источник загрязнения атмосферного воздуха пылью - так называемые "хвосты" обогатительных фабрик. Терриконы ухудшают ландшафт, забирают землю сельскохозяйственных угодий. Переработка отвалов позволит извлекать из них уголь и сырье для производства цемента и керамики. Порода может служить строительным материалом. Оставшиеся вторичные отходы следует использовать для заполнения выработанных шахт вместо песка. Разработка полезных ископаемых должна вестись так, чтобы возможно более полно использовать все составляющие их элементы, не выбрасывать в отвал даже бедные руды, до конца исчерпывать месторождения, сохранять полезные ископаемые в процессе транспортировки к местам переработки. После разработки минеральных ресурсов необходимо восстанавливать ландшафт. Эти работы должны быть организованы очень тщательно: необходимо беречь плодородный слой почвы, производить обратную засыпку образующихся пустот.

Значительным источником загрязнения воздуха сернистым газом являются агломерационные фабрики. Во время агломерации руды происходит выгорание серы из пиритов. Сульфидные руды содержат до 10% серы, а после агломерации ее остается лишь 0,2-- 0,8%. Выброс сернистого газа при агломерации может быть принят в размере 190 кг на 1 т руды, т. е. одна ленточная машина дает около 700 т сернистого газа в сутки.[

Самым крупным источником загрязнения воздуха углеводородами являются резервуары для нефти и нефтепродуктов. Углеводороды попадают в атмосферу через специальные дыхательные клапаны, люки, неплотности, при заполнении резервуаров.

По химическому загрязнению воздушного бассейна г. Уфа характеризуется как один из самых загрязненных городов России. По статистическим данным "2ТП-воздух" выбросы вредных веществ в целом по городу в 1999 г. составили 486,2 тыс. т в год, из них от стационарных источников 218,4 тыс. т и 268,2 тыс. т от автотранспорта. Доля автотранспорта в валовом выбросе составляет 55%.

Все источники выбросов делятся на 2 типа: организованные и неорганизованные. К организованным источникам выбросов относят:

— дымовые и вентиляционные трубы (труба от котла, труба от цеха металлообработки, труба от сварочного поста, труба от ДЭС);

— вентиляционные шахты (воздуховод в угледобывающих шахтах);

— аэрационный фонарь - это система воздуховодов, предназначенная для вытяжки загрязнённая воздуха. Представляет из себя группу вытяжных зонтов, которые на кровле здания образую купол. Аэрационные фонари применяются на крупных предприятиях;

— дефлекторы - это устройство, которое устанавливается на трубу для увеличения скорости вытяжки.

Неорганизованные источники выбросов включают в себя:

— неплотности технологического оборудования (запорно-регулирующая арматура, стыки насосного оборудования);

— факельные установки (сбросная свеча, кислый факел);

— открытое хранение топлива, материалов (нефтеловушка, склад ГСМ);

— взрывные работы;

— перегрузка пылящих материалов (разгрузка КамАЗа щебня, земляные работы);

— технологические процессы, выполняемые на открытом воздухе (окрасочные работы, сварочные работы, работа автотранспорта, проезд автотранспорта, гидроизоляционные работы).

« вернуться назад к списку всех вопросов

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Источники загрязнения среды обитания / 6. Исследование источников загрязнения атмосферы

Источники загрязнения атмосферного воздуха классифицируются следующим образом:

— стационарные (промышленные предприятия и коммунальные котельные);

— нестационарные или передвижные (транспорт).

при исследовании стационарных источников загрязнения атмосферы различают две группы источников: источники выделения и источники выбросов вредных веществ.

Источник выделения – это технологический агрегат (установка, устройство, аппарат, поточная линия и т. д.) или другой объект (горящий породный отвал), выделяющий в процессе эксплуатации вредные вещества (рис. 6.1).

Источник выбросов – это техническая система или устройство (труба, различные вентиляционные устройства), посредством которых организуется выброс вредных веществ в окружающее предприятие пространство (рис. 6.1). организованный подобным образом выброс называется газовоздушной смесью – ГВС .

С помощью таких устройств, изменяя их параметры (высоту, диаметр, скорость ГВС) или устанавливая вместе с ними очистные сооружения, можно влиять на величину выброса, а значит и на степень загрязнения окружающей среды.

С точки зрения организации выброса принято все источники выбросов вредных веществ подразделять на:

— организованные – труба, дефлектор или любое другое выходное устройство вентиляционной системы;

— неорганизованные – пылящая территория; любая установка, расположенная на улице.

Организованные источники выбросов вредных веществ имеют специальные системы для отвода выбросов в окружающую среду. Неорганизованные - таких систем не имеют и выбрасывают вредные вещества непосредственно в атмосферный воздух.

Существуют основные характеристики организованных источников выбросов:

1. высота источника Н, м;

2. диаметр отверстия D, м;

3. расход ГВС W, м3/с;

4. температура ГВС Т, оС.

методом расчетов по специальным методикам определяются параметры выброса:

1. мощность выброса m, г/с;

2. валовый выброс М, т/г.

Основные характеристики неорганизованных источников выбросов:

1. линейные размеры – координаты по оси Х, У и Z, м (рис. 6.2);

2. площадь поверхности S, м2.

Рассчитываются также по специальным методикам мощность выброса и валовый выброс.

Анализ источников загрязнения воздуха расчетными методами проводится в два этапа.

I. Первый этап называется инвентаризацией источников загрязнения . Объектами исследования являются юридические лица – предприятия, организации. Выходными характеристиками этого этапа исследования для организационных источников являются:

1) Параметры выброса : мощность выброса G (г/с) и валовый выброс M (т/г). Расчеты мощности выброса и валового выброса основаны на использовании величин удельных выбросов mij на единицу пробега (г/км), на единицу времени данного процесса (г/мин), на единицу израсходованного сырья (г/кг). Такой метод определения валового выброса и мощности выброса называется методом балансовых расчетов .

Параметры выброса могут быть определены и метрологическим способом (методами инструментальных замеров). Измеряемыми величинами являются:

— концентрация i-го вещества в устье источника выброса C (мг/м3);

— объемный расход ГВС (объем) V (м3/с).

2) Выходными характеристиками для неорганизованных источников являются: валовый выброс, мощность выброса, размеры площадки, с которой производится выброс, и координаты.

Совокупность выходных характеристик объекта исследования, полученных в ходе инвентаризации, называется расчетной моделью .

Сам процесс перехода от реального объекта исследования к его описанию с помощью совокупности параметров называется моделированием .

Основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ является получение исходных данных для решения следующих задач:

оценки степени влияния выбросов загрязняющих веществ на окружающую среду (атмосферный воздух);

2. разработки проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом от предприятий, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы;

3. организация контроля за соблюдением установленных норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

4. оценки экологических характеристик технологий, используемых на предприятии;

5. планирования воздухоохранных работ на предприятии.

При проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ заполняются Бланки инвентаризации. В приложении 2 приведены Бланки инвентаризации для одного из подразделений железной дороги – Дистанция гражданских сооружений ДВЖД. В качестве примера рассмотрены две площадки: станция Новый Ургал и Ургал-1. Источниками загрязнения окружающей среды являются: котельная, склад угля, сварка, шлаковая площадка, гараж, цех деревообработки, склад ГСМ. В таблицах показано, какие вредные вещества и их валовый выброс выделяются в атмосферу.

II. Второй уровень – разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) . Здесь выходными характеристиками являются поля концентраций C (мг/м3 или в долях ПДК) в зоне активного загрязнения (ЗАЗ) на территории вокруг исследуемого источника. Величина концентрации C определяется на основе математической модели профессора Берляндта, реализованной в форме нормативных документов (ОНД-86 и ОНД-90) и пакетов прикладных программ «Эколог», «Призма» и других разрешенных к применению программ.

Основная цель данного этапа исследований:

1. установление нормативов предельно-допустимых и временно согласованных выбросов;

2. определение специальных режимов работы при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ);

3. определение размеров и границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ);

4. рассмотрение перспективы развития предприятия;

5. анализ всех возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций на существующее положение и перспективу развития.

Расчет валовых и максимально разовых выбросов загрязняющих веществ проводится с использованием удельных показателей, т.е. количество выделенных загрязняющих веществ, приведенных к единицам времени и оборудования, массе расходуемых материалов.

Удельные показатели выделения загрязняющих веществ от технологических источников приведены на основании результатов исследований и наблюдений, приведенных различными научно-исследовательскими и проектными институтами.

Работа по расчету выбросов загрязняющих веществ предприятие проводит либо собственными силами, либо привлекает для этого специализированную организацию, имеющую лицензию на право проведения таких работ. Если расчеты выбросов загрязняющих веществ проводит специализированная организация, то она должна потребовать от предприятия исходные данные о фактическом количестве и типе оборудования, количестве и марках израсходованных материалов, числе дней работы в году каждой единицы оборудования и чистом времени работы его в день. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст?

Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Классификация источников выброса загрязняющих веществ.

Загрязнение атмосферы - изменение состава атмосферы в результате попадания в нее примесей.

Источники выбросов в атмосферу подразделяют на естественные, обусловленные природными процессами, и антропогенные (техногенные), являющиеся результатом деятельности человека.

К числу естественных источников загрязнения атмосферного воздуха относят пыльные бури, массивы зеленых насаждений в период цветения, степные и лесные пожары, извержения вулканов. Примеси, выделяемые естественными источниками :

1. пыль растительного, вулканического, космического происхождения, продукты эрозии почвы, частицы морской соли; туманы, дым и газы от лесных и степных пожаров; газы вулканического происхождения; продукты растительного, животного, бактериального происхождения.

2. Естественные источники обычно бывают площадными (распределенными) и действуют сравнительно кратковременно. Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени.

Антропогенные (техногенные) источники загрязнения атмосферного воздуха, представленные главным образом выбросами промышленных предприятий и автотранспорта, отличаются многочисленностью и многообразием видов (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Источники загрязнения атмосферы:

1 - высокая дымовая труба; 2 - низкая дымовая труба; 3 - аэрационный фонарь цеха; 4 - испарения с поверхности бассейна; 5 - утечки через неплотности оборудования; 6 - пыление при разгрузке сыпучих материалов; 7 - выхлопная труба автомобиля; 8 - направление движения потоков воздуха.

Источники выбросов промышленных предприятий бывают стационарными (источники 1-6), когда координата источника выброса не изменяется во времени, и передвижными (нестационарными) (источник 7 - автотранспорт).

Источники выбросов в атмосферу подразделяют на: точечные, линейные и площадные.

Каждый из них может быть затененный и незатененный *

Точечные источники (на рис. 4.3 - 1, 2, 5, 7) - это загрязнения, сосредоточенные в одном месте. К ним относятся дымовые трубы, вентиляционные шахты, крышные вентиляторы.

Линейные источники (3) имеют значительную протяженность. Это аэра- ционные фонари, ряды открытых окон, близко расположенные крышные вентиляторы. К ним могут быть также отнесены автотрассы.

Площадные Источники (4, 6). Здесь удаляемые загрязнения рассредоточены по плоскости промышленной площадки предприятия. К площадным источникам относятся места складирования производственных и бытовых отходов, автостоянки, склады горюче-смазочных материалов.

Незатененные (1), или высокие, источники расположены в недеформиро- ванном потоке ветра. Это дымовые трубы и другие источники, выбрасывающие загрязнения на высоту, превышающую 2,5 высоты расположенных поблизости зданий и других препятствий.

Затененные источники
(2-7) расположены в зоне подпора или аэродинамической тени здания или другого препятствия.

Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу подразделяют на организованные и неорганизованные .

Из организованного источника (1, 2, 7) загрязняющие вещества поступают в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы.

Неорганизованный источник
выделения загрязняющих веществ (5, 6) образуется в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по отсосу пыли и газов, в местах загрузки, выгрузки или хранения продукта. К неорганизованным источникам относят автостоянки, склады горюче-смазочных или сыпучих материалов и другие площадные источники.

Статья 13. Классификация источников выбросов

Источники выбросов классифицируются на стационарные, мобильные и нестационарные.

К организованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.

К неорганизованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.

5. Мобильные источники выбросов подразделяются на:

5.1. механические транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);

5.2. железнодорожные транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);

5.3. воздушные суда;

5.4. морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река – море) плавания, маломерные суда;

5.5. самоходные машины.

К нестационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не являющиеся стационарными или мобильными источниками выбросов и включенные в утверждаемый Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь перечень нестационарных источников выбросов.

ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 21. Обязанности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

1.1. выполнять требования, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов;

1.2. разрабатывать и выполнять мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, в том числе при авариях;

1.3. не допускать превышения установленных нормативов в области охраны атмосферного воздуха, а в случае превышения таких нормативов принимать меры для ликвидации причин и последствий сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и немедленно информировать территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь о таких фактах с момента их обнаружения, а в случае угрозы возникновения ситуаций чрезвычайного характера – органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

1.4. приостанавливать до устранения выявленных нарушений или полностью прекращать эксплуатацию источников выбросов при невозможности соблюдения нормативов в области охраны атмосферного воздуха;

1.5. разрабатывать мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий и обеспечивать их выполнение;

1.6. предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды экологическую информацию;

1.7. осуществлять производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха;

1.8. обеспечивать подготовку (обучение), инструктаж, проверку знаний, повышение квалификации работников, занятых охраной атмосферного воздуха.

2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, помимо обязанностей, указанных в пункте HYPERLINK "http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10800002"1 настоящей статьи, обязаны:

2.1. разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2.2. получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и соблюдать его условия;

2.3. оснащать организованные стационарные источники выбросов газоочистными установками в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Закона;

2.4. эксплуатировать газоочистные установки в технически исправном состоянии в соответствии с правилами эксплуатации газоочистных установок, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

вести учет в области охраны атмосферного воздуха;

2.6. проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2.7. осуществлять аналитический (лабораторный) контроль количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и качества атмосферного воздуха в зоне воздействия в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

2.8. оснащать организованные стационарные источники выбросов автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

2.9. проводить самостоятельно или с привлечением аккредитованных лабораторий с соответствующей областью аккредитации локальный мониторинг окружающей среды, объектом наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство двигателей, которыми оснащаются мобильные источники выбросов, а также мобильных источников выбросов, обязаны устанавливать технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, обязательств по международным договорам Республики Беларусь.

4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию мобильных источников выбросов, помимо обязанностей, указанных в пункте HYPERLINK "http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10800002"1 настоящей статьи, обязаны:

4.1. соблюдать правила эксплуатации систем обезвреживания загрязняющих веществ, содержащихся в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленные изготовителем этих систем;

4.2. обеспечивать соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленных в соответствии с пунктом HYPERLINK "http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10800002"6 статьи 18 настоящего Закона.

5. Граждане, осуществляющие эксплуатацию механических транспортных средств, обязаны обеспечивать соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленных в соответствии с пунктом HYPERLINK "http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10800002"6 статьи 18 настоящего Закона.

Статья 33. Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Эксплуатация стационарных источников выбросов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами.

Предыдущая12345678910Следующая