Элементы сказки пропала совесть. Смешное и трагическое в сказке М

Это второй урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

Тип урока: комбинированный, групповая работа.

Вид урока: исследование, урок-практикум.

Методические приёмы: ИКТ, технологии критического мышления и дифференцированного обучения

Первый урок – подготовка к данному уроку: чтение сказки, запись вопросов, которые возникли при чтении, нахождение выразительных средств языка и определение их роли в тексте. На дом было дано задание: перечитать сказку и проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Даю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай. Гуляй, где угодно, Ходи с ним повсюду, Рисуй что захочешь, Сердиться не буду. Но лучше на нем Рисовать не учись ты, Пускай мое сердце Останется чистым. (Перевод А.Барто от имени Мартинко Фельдека, 4 года)

Поговорим о совести. (на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть») 1) Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? 2) Нужна ли человеку совесть или нет? 3) Где ей место? На полу в узелке или в душе человека? 4) Д ля чего она нужна в современном мире? Цель: осмысление понятия совести как ответственности за свои поступки на основе анализа художественного текста. Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире?

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? 1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка). 2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой) 3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? Вывод: С овесть стала людям в тягость, она мучила их. « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.

«…Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Домашнее задание На «5»: Написать развернутый ответ на вопрос: Зачем человеку совесть? На «4»: Выписать (по выбору) 5 пословиц о совести у разных народов мира и ответить на вопрос: Почему эта нравственная категория важна для всех людей, независимо от национальности?

Предварительный просмотр:

Тема: Поговорим о совести. (Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)

Тип урока: комбинированный, групповая работа.

Вид урока: исследование, урок-практикум.

Цели:

Образовательные.

  • Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
  • Совершенствовать навыки анализа текста.
  • Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX

Развивающие.

Воспитательные.

Оборудование: материалы для групповой работы (карточки с заданиями, бумага, фломастеры), материалы для индивидуальной работы (с учетом уровня подготовки)
мультимедийный проектор для демонстрации презентации, тексты художественных произведений, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в урок. (Стадия вызова)

На первом уроке литературы в 9 классе мы говорили с вами, что

Литература – это исповедь.

Под видом исповеди – проповедь…

Так вот, сегодня у нас как раз урок – исповедь, урок – проповедь, а исповедоваться нам будет М.Е.Салтыков-Щедрин.

А начну я свой урок со стихотворения четырехлетнего мальчика Мартинко Фельдека из Словакии, который нарисовал сердце на листке бумаги и подарил своей маме с такими словами: Слайд - 1

Даю тебе сердце

На листике белом,

Дарю тебе сердце,

Что хочешь с ним делай.

Гуляй, где угодно,

Ходи с ним повсюду,

Рисуй что захочешь,

Сердиться не буду.

Но лучше на нем

Рисовать не учись ты,

Пускай мое сердце

Останется чистым.

(Перевод А.Барто от имени Мартинко Фельдека, 4 года)

Понимал ли он, какая большая мысль в его строчках? Найдите эти строчки.

Какие ассоциации у вас вызывает фраза "чистое сердце"?

На доске: Чистое сердце – это …

II. Формулировка темы урока, постановка цели и задач.

1. Тема урока.

Чистое сердце – чистая совесть. Устами младенца глаголет истина. Сегодня на уроке я приглашаю вас поговорить о совести. Слайд - 2

2. Цели урока.

Примерные вопросы: Слайд - 2

2) Нужна ли человеку совесть или нет?

3) Где ей место? На полу в узелке или в душе человека?

4) Нужна ли она обществу в целом и отдельному человеку в частности?

По данным вопросам сформулируйте цель нашего урока.

Все правильно, а мне как учителю остается только ее сформулировать. Слайд - 2

Какие два из данных вопросов будут ключевыми?

Проблемный вопрос: Слайд - 2

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире?

III. Анализ сказки. (Стадия осмысления)

- Итак, совесть и человек. Поразмышляем над проблематикой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». (Чтение 1, 2 абзаца).

Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (Многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)

Какой приём при этом используется? (Ирония. Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)

А какой стала совесть без человека? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, вопиющее безобразие).

Люди освободились от совести, и она стала ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают, подбрасывают друг другу. Итак, начинается путешествие совести. Хотя я назову другое слово - мыта ′ рства. Почему мытарство, а не путешествие? Мытарства, т.к. это не просто путешествие, это бедствия, страдания, скитания.

Первая половина проблемно вопроса звучит так: Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните индивидуальные и групповые задания. (Раздать задания)

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»?

Для начала давайте узнаем, что же такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? (Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас). Слайд - 3

3) Совесть - (Толковый словарь Даля)

1. Презентация задания 1.

Вернемся к нашей сказке. Грустное начало. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.

2. Презентации групп (задание 2):

Совесть появилась у ….

1 группа – горького пьяницы

2 группа – хозяина кабака, торгующего спиртным

3 группа – квартального надзирателя

4 группа – очень скупого и богатого финансиста, банкира.

М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести. Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).

Почему герои сказки избавляются от совести?

- Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина «Пропала совесть»? Слайд - 4

Вывод: совесть стала людям в тягость, она мучила их. « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.

Актуальна ли эта проблема? (У человека есть право выбора).

Значит, это проблема вечная. А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Обратимся к финалу произведения (чтение)

«И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.

Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.

За что вы меня тираните! - жаловалась бедная совесть, - за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?

Что же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? - спросил, в свою очередь, мещанинишка».

Какие слова здесь будут ключевыми?

Почему совесть просит отыскать для нее «маленькое русское дитя» и поселить её в его сердце? (Как вы думаете, является ли совесть природным свойством человека или плодом воспитания? Почему?)

«…Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

В чём смысл финала? (Салтыков – Щедрин надеется, что молодое поколение не бросит совесть как негодную ветошь, не попытается от совести избавиться, а с его помощью выйдет она в люди).

Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую. А какой видят совесть ребята?

3. Презентация группы художников (Задание 3).

Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы.

Чему учит сказка? (Письменный ответ).

VI . Подведение итогов

Для чего нужна совесть в современном мире?

1. После ответов детей презентация задания 4 (Балаклеец Д.)

Вывод: Совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу. С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло, ведь не надо тогда стыдиться перед самим собой, хорошим, который живет внутри каждого из нас. Совесть нужна каждому человеку для развития его души, и если она на время куда-то пропадёт, выпадет из души, надо срочно вешать объявление:

2. Презентация задания 5 (Ушаков).

- Вы помните, какие цели поставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы их?

V. Домашнее задание.

На «5»: Написать развернутый ответ на вопрос: Зачем человеку совесть?

На «4»: Выписать по выбору 5 пословиц о совести у разных народов мира и ответить на вопрос: Почему эта нравственная категория важна для всех людей, независимо от национальности?

Дифференцированное задание:

Задание 1. Прочитайте определения слова «совести» и ответьте на вопрос: Какое определение вам кажется более полным? Почему?

1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)

3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

Задание 2 . Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект.

Задание 3 (по группам)

Совесть появилась у

1 группа - горького пьяницы

2 группа – хозяина кабака

3 группа – квартального надзирателя

4 группа – очень скупого и богатого финансиста, банкира.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у ….

с совестью

без совести

Задание 4 . Напишите объявление о пропаже совести:

Объявление

Пропала совесть!!!

Особые приметы:________________________________________________________________. Нашедшего просим _____________________________________________ .

Предварительный просмотр:

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у горького пьяницы

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у очень скупого и богатого финансиста, банкира

с совестью

без совести

Какое определение вам кажется более полным? Почему?

1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)

3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В этой статье подробно рассмотрено произведение Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Краткое содержание и анализ затронут те особенные нравственные струны души человека и общества в целом. Вопрос, интересующий людей не одно столетие, который следует в первую очередь понять: «Что же это такое – совесть?» Цензор, контролер, внутренний голос? Зачем она нужна, если без нее становится так спокойно? Об этом и многом другом рассказано в статье, посвященной такой непростой теме, затронутой в произведении выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

О писателе

Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.

Итак, Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (по старому стилю 15) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детских лет. В 10-летнем возрасте был отдан в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей. «За вольнодумие» был сослан в ссылку на Вятку на целых 8 лет. В 1856 году с связи со смертью Николая I молодой писатель возвращается назад и возобновляет писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали для писателя неотъемлемой частью жизни.

Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, впечатляющий список достижений! Талантливый писатель, сатирик, государственный деятель, художник оставил в истории своей страны незабываемый след, произведения Салтыкова-Щедрина злободневны и не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Проблема собственного несовершенства

Писатель не раз обращается в своих произведениях к теме сказки. И вот перед читателем необычная ситуация – из жизни общества пропадает совесть. Что же стало с людьми? Они стали чувствовать себя свободнее, но не стоит заблуждаться и путать окрыляющее чувство свободы с чувством вседозволенности, порождающем хаос, агрессию и злобу. Исчезает человеческое в самом человеке, именно то, что должно отличать в нем существо думающее, созидательное, чуждое разрушению и краху.

Что же стало с совестью? Обратите внимание, как автор называет ее: «надоедливая приживалка», и это не случайно. Таким образом автор дает понять читателю, что совесть подобна чему-то живому и настоящему, нуждающемуся в подпитке и заботе, которая в свою очередь отблагодарит своего «хозяина» благодатным чувством покоя и удовлетворенности самим собой. А без человека она превращается в тот ненужный придаток и становится той «надоедливой приживалкой».

Далее в произведении Салтыкова-Щедрина в качестве примера можно наблюдать умиротворенный сон владельца питейного заведения, который, быть может, впервые в жизни повел себя как ответственный человек за свои поступки. Или, скажем, самый первый «хозяин» совести – пьяница-пропойца, который освободился от гнета винного угара и осознал всю свою никчемность существования, поэтому он и чувствует страх. Но горький пьяница губит только самого себя, он и отвечает только за свои поступки, в отличие от Прохора – владельца питейного заведения, губящего своим зельем столько народа. Совесть дает Прохору чувство облегчения, так как впервые в жизни он поступает по совести. Что же хочет нам сказать автор?

Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализируемое нами в этом материале, охватывает важные стороны жизни человеческого общества. Была бы совесть рядом, то не было бы пьяниц на свете, да и владельцы пивных стали бы печь хлеб да булочки. Взрослые люди обязательно улыбнутся в этом месте, так как каждый из них знает, насколько мир наш не прост. Но на то ведь она и сказка – подумаете вы. Сказка «Пропала совесть» – своего рода напоминание для взрослых и урок для детей.

Собственный выбор, или Сила одной капли

Путешествие совести продолжается, но скорее всего это было мытарство, которое несет за собой страдания, скитания. Совесть попадает к Ловцу. Автор не дает имя своему персонажу, а ограничивается лишь прозвищем, тем самым подчеркивает сущность этого человека. В чем же его вина? В отличие от двух первых персонажей, один из которых губил себя, а другой – других, то в этом случае грех Ловца велик и тяжел, он – взяточник.

Следующий владелец совести уже совсем другой человек, автор рисует картину благополучного семейства банкира, но крайняя расчетливость – и есть порок героя, который даже совесть продает исподтишка. Сказка «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализ которой заставляет невольно задуматься о глобальности и глубины вопроса, о том, есть ли вообще в нашем мире место совести? Как одновременно просто и сложно поступать по совести, но как же легко становится на душе, когда она чиста. Как дышится, как живется по-новому!

Осмысление понятия совести

Обращаясь к словарям, мы находим определение понятию совесть. Совесть – это чувство и понятие одновременно, чувство ответственности за свои поступки сплетается воедино с осознанием тех моральных принципов, на которых должно держаться здоровье общества. Эта способность, позволяющая различать хорошее и плохое, должна прививаться с младенческих лет. Родители – это своего рода проводники в мир, которые учат ребенка любить добро и ненавидеть зло, а дети в свою очередь, боясь потерять любовь и благосклонность своих родителей, четко и быстро впитывают и усваивают именно те понятия, которые дают отец и мать.

Возложенные надежды

В произведении Салтыков-Щедрин наделяет голосом свою главную героиню – совесть. Что же просит она, что хочет? Просит она найти ей маленькое русское дитя, чтобы в сердце его она могла раствориться. «Почему же именно в сердце ребенка?» – спросите вы. Автор таким образом хочет дать понять читателю, как важно возлагать надежды на молодое поколение, и следует помнить, что дети невинны и чисты, и только от взрослых будет зависеть, какими красками будет наполнен их будущий мир, совесть, жизнь. Проблема «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина касается той стороны души человека, где наступает осознание добра и зла, истины и надежды.

Заключение

В заключении, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что автор бессмертного произведения хотел подчеркнуть важность совести в жизни человека, показать читателю совесть как хранительницу всех тех человеческих качеств, на которых была построена лучшая часть цивилизации. Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, проанализированное в нашей статье, мы надеемся, даст пищу для ума и затронет струны вашей души, поможет сделать правильный выбор, подарит покой.

Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге. Один пропойца решил её подобрать, и сейчас же к нему вернулось раскаяние за прошлые постыдные дела. В нём проснулось сознание, а вместе с ним и самобичевание.

Дабы избавиться от этих, разом навалившихся чувств, пропойца пошёл в кабак, где торговал некий Прохорыч. Там он с облегчением передал ему совесть. Прохорыч сразу же изменился. Он даже собирался вылить все вина в канаву. Жена, увидев такое поведение мужа, потихоньку украла у него совесть, и бросилась на улицу.

Там она подсунула её квартальному надзирателю. Последний тут же переменился: он вдруг перестал брать взятки. Мужики c него начали громко смеяться. Жена, и та, ужином не накормила. Надзиратель снял пальто, и вся совесть куда-то улетучилась. Он решил отыграться, и пошёл на рынок. Только всунул руки в рукава пальто, а совесть тут как тут – в кармане притаилась. Опять неудобно стало людей обирать. Стал, наоборот, деньги раздавать. Нищих домой привёл, приказал жене накормить их. Пальто снял, и тут же стал прежним: нищих взашей вытолкал из дома. Жена решила почистить карманы мужу, и тут вдруг обнаружила совесть.

Умная женщина послала её по почте финансисту Бржоцкому. Ему совесть была без надобности совсем, и он её в конверте передал генералу. Генералу тоже пришлась совесть не по нраву, и он от неё тоже избавился.

Так и пошла гулять совесть по рукам. Оказалось, что никому она не нужна., потому что с ней гораздо хуже.

Гуляла, гуляла совесть по всему миру, и в конце концов взмолилась. Она попросила переселить её к маленькому ребёнку. Дитя ещё невинное, и совести с ним будет хорошо. Послушали её. Теперь растёт ребёнок, а совесть вместе с ним.

Рассказ учит тому, что без совести лучше жить, но и человеком без неё не станешь. А также тому, что совесть должна быть заложена с детства.

Картинка или рисунок Пропала совесть

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бесконечная книга (история) Михаэль Энде

    После смерти матери жизнь десятилетнего Бастиана Букса превратилась в сплошную тоску. В школе его допекают сверстники за неповоротливость и странность, отец занят своими переживаниям, а единственные друзья мальчика - книги о приключениях.

  • Краткое содержание Драгунский Не пиф, не паф

    В свои дошкольные годы мальчик Дениска был крайне жалостливый. Даже сказки, которые ему читала мама, он не мог слушать в те моменты, в которых кого-то обижали или наказывали. Мальчик всегда просил пропускать и не читать такие части сказок

  • Краткое содержание Гоголь Миргород

    «Миргород» состоит продолжением сборника «Вечера на хуторе...». Эта книга послужила новым периодом в творчестве автора. Эта работа Гоголя гостоит из четырех частей, четырех повестей, каждая из них не похожа на другую

  • Краткое содержание Гайдар Чук и гек

    Чук и Гек – два. Они обитают в городе Москве. У них есть родители, но с ними пока живет только мама, так как отец работает в тайге, у самых Синих гор, как он писал в письме семье. Дети живут смеясь, веселясь

  • Краткое содержание Волшебное слово Осеева

    На лавочке отдыхал старичок. В руках он держал зонтик, изображая какие – то знаки на песке. Рядом присел Павлик. Лицо было красным от злости.

Сюжетная композиция сказки выстроена в описании общества, из жизни членов которого вдруг неожиданно пропадают муки совести, при этом герои произведения ничуть не сожалеют об утрате негодной тряпицы и надоедливой приживалки в виде совести, поскольку стали ощущать себя более свободными, почувствовав вседозволенность, порождающую агрессивную злобу и общественный хаос.

Писатель изображает картину падения человека, в котором исчезают человечность, созидание, препятствующие разрушительному краху в душах людей, подставляющим друг друга, выказывающим лесть, пресмыкание, лгущим, оговаривающим ближнего путем клеветы и наушничества.

Повествование сказки пронизано авторским отношением к проблеме совестливого человека, поскольку в этом проявление писатель видит живое и настоящее, что влечет за собой ощущение людьми благодатных чувств в виде удовлетворения собственными поступками и, соответственно, душевного покоя.

Один из героев сказки, изображенный автором в качестве горького пропойцы, алкоголика, первый обретает совесть и, освободившись от пьяного угара, осознает свое бесполезное, никчемное существование, в ужасе вспоминая собственные постыдные поступки. Еще одним из героев, почувствовавших муки совести, становится торговец спиртным Прохор, который испытав впервые данное чувство, ощущает собственное облегчение, впервые совершив поступок ответственного человека.

Писатель доносит собственный взгляд на чувство совести, которое, по его мнению, сочетается с моральными принципами общественного самосознания, способных понимать положительную и отрицательную сторону жизни, подчеркивающих истинную сущность каждого человека. Данная способность развивается с детства, поскольку душа младенца является чистой и непорочной, впитывающей все доброе, хорошее, что вкладывается в маленькое бескорыстное сердце.

Финал произведения ясно демонстрирует необходимость с младенчества воспитывать в детях положительные человеческие качества, заключающиеся в добре, любви, сострадании, милосердии. Совесть в качестве главной героини сказки желает обрести себя в душе малыша, способного принять ее в свое сердце и растворить в нем, ощущая совесть в виде хранительницы истинной человечности.

Вариант 2

Перед вами сказка под названием «Пропала совесть», которую написал знаменитый писатель Салтыков-Щедрин. Здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.

Многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. Все герои данного произведения относятся к одной категории людей. Здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.

Каждый из этих героев уже давно не имеет совести и очень даже хорошо живут без нее. Теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. В этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.

Писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. При помощи совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. Он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И стараться не совершать плохого другому человеку. Даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. Пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. Воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.

Каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. Никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. Лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.

А вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. Кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. И воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.

И это все должны сделать молодые ребята, которые живут в стране. А начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. Они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. У каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место. Вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.

Идея, тема, смысл

Несколько интересных сочинений

  • Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим? Итоговое сочинение

    В реальной жизни мы постоянно видим пример жестокого отношения к животным. Они поднимают вопрос о том, насколько допустимо подобное поведение и где границы, за которыми требовательность переходит в жестокость.

  • Образ и характеристика Бэлы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.

  • Жизнь в древнем мире требует сноровки силы и выносливости. Все необходимо добывать нелегким и изнурительным трудом. День начиняется с подготовки инструментов к охоте

  • Характеристика и образ Анны Одинцовой в романе Отцы и дети сочинение

    Анна Сергеевна Одинцова, жена богатого пожилого помещика Одинцова. Она довольно рано вышла замуж, чтобы избавить себя от силков бедности. Вскоре Анна овдовела и завладела богатством почившего супруга.

  • Сочинение Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке

    еловек очень чувственное создание. Одной из ее постоянных нужд является выражение своих эмоций. Конечно, есть разные люди. У каждого свой характер, своя натура.

Цель: осмысление понятия совести как ответственности за свои поступки на основе анализа художественного текста

Оборудование: демонстрационный материал (определения понятия "совесть" из толковых словарей)

Ход урока

Организационный момент. Введение в текст, тему урока.

М.Е. Салтыков-Щедрин часто предлагает нам сказочные ситуации: это и необитаемый остров, на котором чудесным образом оказались два генерала, и одичавший помещик, из имения которого чудесным образом исчезли все мужики, и в этой сказке перед нами совершенно необыкновенная ситуация - пропала совесть. А что такое совесть, как вы думаете?

(Ответы учащихся)

Своими словами вы высказали четки определения, которые есть в словарях (обращаемся к демонстрационному материалу) :

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

Словарь русского языка/ Под редакцией А.П. Евгеньевой: Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми.

Какое определение вам кажется более полным? Почему?

(Ответы учащихся)

Итак, совесть пропала, исчезла, человек и совесть разъединились - что с ними сталось?

Человек без совести - как изменились люди? "Многие начали чувствовать себя свободнее" .

Как вы это понимаете? Исчезло человеческое, люди стали похожи на животных.

А совесть без человека? Чем она стала? Надоедливая приживалка, обличительница, иго, вопиющее безобразие.

Люди освободились от совести, и она стала ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают, подбрасывают друг другу.

Комментированное чтение текста.

Итак, начинается путешествие совести. Хотя я назову другое слово - мытарства. Какое из них сильнее? Мытарства, т.к. это не просто путешествие, это бедствия, страдания, скитания.

У кого побывает совесть? У пропойцы; у Прохорыча, хозяина кабака; у Ловца, квартального надзирателя; у Брожцского, богатого банкира.

чтение фрагмента со слов "И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик." до слов ":прежде, нежели Прохорыч успевает опомниться, ужасная находка уже лежит у него в руке."

Какой порок у пропойцы? Это порок только XIX века? Что делает совесть с пропойцей? "Пронизала электрическая струя", "голова освобождается от винных паров", "возвращается сознание действительности, страх, память, стыд"

Самый ли это страшный порок? Нет, потому что пропойца отвечает только за себя и губит только себя.

Чтение по ролям фрагмента со слов "Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами; потом вдруг весь вспотел." до слов "Она во весь дух побежала за ним, и едва успела поравняться, как сейчас же, с изумительною ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман его пальто."

Какое открытие делает Прохорыч для себя? "Легко тому человеку, у кого совесть в глазах есть".

Почему пропойца чувствует страх, а Прохорыч - облегчение, когда к ним в руки попадает совесть? Порок Прохорыча тяжелее: он губит не только себя.

Чтение фрагмента со слов "Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно." до слов "- Ну, теперь можешь, друг мой, смело идти на базар, - сказала она мужу, воротившись домой."

С какой буквы написано имя героя: с большой или с маленькой? Что это - имя или прозвище? Прозвище, отражающее самую суть человека.

Какой он? "Бесстыжий", "устремительный", "лихоимец порядочный".

Это без совести. А с совестью в кармане? "Пришел он на базарную площадь, и кажется ему, что всё, что там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в лавках, - всё это не его, а чужое. Никогда прежде этого с ним не бывало."

В чем же его порок? Мздоимство, взяточничество, грех еще более тяжкий.

Чтение фрагмента со слов "Самуил Давыдыч Бржоцский сидел за обеденным столом, окруженный всем своим семейством." до слов "В этот же вечер он уже совсем позабыл о претерпенных им страданиях и выдумал такую диковинную операцию ко всеобщему уязвлению, что на другой день все так и ахнули, как узнали."

Кто по роду своих занятий Бржоцский? Банкир.

Посмотрите: благополучная, обеспеченная семья, умный человек, жена, дети - в чем же его порок? Он расчетлив, даже совесть сбывает исподтишка.

Чтение фрагмента со слов "И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей." до конца

Вернемся к определениям, с которыми мы работали в начале урока. "Негодной тряпицей" была совесть для кого: для Салтыкова-Щедрина? Для его героев?

(Ответы учащихся)

Прочитайте еще одно определение из "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даля: "Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, чувство, побуждающее к истине и добру".

Согласны ли вы с таким определением?

Так где же пристанище совести? Впервые мы слышим ее голос, ее просьбу. О чем она просит? "Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!"

Почему именно в сердце дитя?

(Ответы учащихся)

Творческая работа на ассоциации.

Попробуйте материализовать образ совести, представьте ее в виде какого-то конкретного предмета или явления.

(Ответы учащихся)

Итоги урока.

Итак, Салтыков-Щедрин возлагает на совесть надежды, ибо она для него - хранительница человеческого в человеке, госпожа будущего состояния мира.