Гендерная психология - гендерные конфликты в современном обществе. Гендерна психология

Гендерная психология

Область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в психологических исследованиях этой области знания сделан на сравнительном изучении личностных характеристик людей мужского и женского пола.

Хотя данная область знания часто называется гендерной психологией, истинно гендерной она не является, так как большое число исследовательских работ, маркированных как гендерные, не опираются на гендерный подход.

Основная исследовательская методология такой гендерной психологии - полоролевой подход, в рамках которого женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным основанием является неявное признание биологического детерминизма ролей, опора на психоаналитическое представление о врожденности мужского или женского начала в человеке. При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, причем все социокультурные влияния заданы условиями гендерной социализации.

Для основной массы исследований, относящихся к области гендерной психологии, характерен единый методический прием, заключающийся в выделении двух групп разнополых испытуемых и диагностике конкретных психологических характеристик с целью сравнения их между собой. При этом используются традиционные психологические методы и методики. Подавляющее число отечественных гендерно-ориентированных исследований могут быть отнесены к этой группе.

Большая часть научных работ не ориентирована на изучение проблем социального неравенства между полами, порождаемого процессом гендерной социализации. В работах психологов не находят отражения наиболее значимые для гендерной теории такие проблемы, как: природа половых различий, оценка психологических различий между полами и их динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь человека и возможности личностной самореализации.

Перспективными исследованиями в рамках гендерной психологии следует признать исследования, направленные не на поиск различий в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин, а на поиск их психологического сходства; ориентированные на изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также на анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной. Все это можно будет реализовать при условии переориентации на другие методологические основания развития данной области знания, то есть тогда, когда доминирующей для гендерной психологии станет не методология полоролевого подхода. Пока же развитие гендерной психологии будет характеризоваться лишь накоплением суммы фактов без возможности их обобщения и структурирования в новые концептуальные модели и схемы.

Gender psychology (англ.)

Литература:

Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. N 4.

Араканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии: Научно-методический журнал. 1999. N 3.

Арутюнян М. Ю. "Кто я?" Проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.

Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. N 2.

Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. N 2.

Он же. Стереотипы мужественности-женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии. 1989. N 3.

Он же. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. N 2.

Клецина И. C. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Кудинов С. И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. Т. 19. 1998. N 1.

Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.

Митина О. В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. N 3.

Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. N 3.

Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.

Maccoby E . E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Oxford., 1975.

© И. С. Клецина


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерная психология" в других словарях:

    Гендерная психология - раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются… … Википедия

    Психология родительства - область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности … Википедия

    Психология мира - (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

    Психология труда - Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

    Психология спорта - – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп … Википедия

    Психология восприятия - Психология восприятия раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе… … Википедия

    Гендерная компетенция - Гендерная компетенция это готовность личности к разрешению различных жизненных (профессиональных и бытовых)ситуаций, в которых возможно проявление гендерных стереотипов. Подобная готовность формируется на основе элементарных знаний из… … Википедия

    Психология - Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    Психология восприятия цвета - У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия. Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтвер … Википедия

Гендер – социальный пол, который обуславливает особенности личностного и группового поведения.

Гендерный стереотип – это эмоционально окрашенный и упрощенный образ женщины и мужчины.

Выделяют три группы стереотипов. Первая связана с закреплением профессиональных и семейных ролей. Вторая – с фемининостью и маскулинностью. А третья стереотипная группа связана с различиями (половыми) в трудовом содержании.

Мужчинам и женщинам всегда приписывают конкретный стиль поведения. «Женское» считается греховным, телесным, негативным, детородным, чувственным, вторичным. «Мужское» сопоставляется с чем-то позитивным, культурным, доминирующим, главенствующим.

Что касается трудовой деятельности, то и в ней стереотипы навели свои порядки. Мужчине ближе руководящий и творческий труд. Женщине – обслуживающий труд (деятельность, носящая экспрессивный характер).

Коснемся мужских и женских семейных ролей. Есть мнение, что мужчина не должен (как бы там ни было) полностью включаться в дела семейные, так как это является женской обязанностью.


Гендерные различия мужчин и женщин

Мозг

Уже давно не секрет, что благодаря мозговым различиям мозга мужчины и женщины заметно разные.

Женщины частенько «играют» с намеками и нередко не понимают, почему мужчины просят обо всем говорить подробно и ясно. Дело в том, что у мужской половины человечества лучше развито правое полушарие. Данное доминирование говорит о том, что они привыкли воспринимать все слова буквально и не искать в них скрытый смысл.

Зато мужской мозг на триста двадцать граммов тяжелее женского. Мужчины гордятся данным фактом.

Степень умственной женской одаренности на три с половиной процента выше мужской (несмотря на то, что средний бал интеллекта (120) одинаков и мужчин, и у женщин).

Общение

Различия в общении видны уже с малых лет. Девочки всегда разговорчивее своих сверстников – мальчиков. В общем, женщины в два раза общительнее мужчин.

Проведите эксперимент, и вы поймете, что это действительно так.

Женщины проговаривают даже собственные мысли. Им всегда хочется высказаться. Мужчины размышляют молча.

Лица мужского пола, в основном, беседуют с приятелями исключительно по делу или ради того, чтобы составить «пивную» компанию.

Женщины никогда не устают от общения. Они всегда находят повод для него. А если дамы долго молчат, то у них что – то стряслось.

Поведение

Мужчины плачут, но только тогда, когда напьются в те моменты, когда уверены в том, что их состояния никто не видит.

Женщины часто высказываются по поводу своих переживаний, планов и идей. Мужчин приходится «тянуть за язык», чтобы узнать у них хотя бы некоторые подробности того или иного дела (случая, плана и так далее).

Разрешение конфликтов

Установлено, что женщины с эмоциональными проблемами справляются легче, чем с семейными конфликтами.

Во время разгара конфликта мужчины сосредоточены на самом предмете, по вине которого разгорелась ссора. Женщины вспоминают все свои прошлые ошибки, грехи. Они больше ориентируются на чужое мнение. Чем объясняется данное поведение? Высокой степенью конформности.

Здоровье

Пересмотрите старый мультфильм про Карлсона. У него есть такая фраза: «Я – самый больной в мире человек!». Сказана она не напрасно, так как очень здорово (точно) характеризует основную массу мужчин.

У женщин – своя история. Они стараются не ныть, не говорить о болезнях и о плохом самочувствии. Они делают все, чтобы казаться сильнее, чем они есть, в мужских глазах.

Женщины частенько доверяются самолечению, народным средствам и методикам. Мужчины выбирают поликлинику и больничные коридоры, так как уверены в том, что выбрали наиболее безопасный путь.

Мужчины болеют чаще, чем женщины. Потому они и привыкли, что их опекают. Если им не уделяют должного внимания, то они начинают возмущаться, скандалить, кричать и нервничать. Подобные элементы поведения обостряют болезни, имеющиеся у мужчин.

Привычка

Женщины могут отказаться от всех привычек, если потребуется. Мужчинам гораздо сложнее расставаться с тем, к чему они привыкли. Иногда они ссылаются на отговорки типа: «Я так привык, извини!». Женщины ждут перемен от мужчин, но чаще не дожидаются их.

Привычка покушать – мужская привычка. Мужчины редко понимают тех женщин, которые «включают» силу воли и придерживаются всяческих диетических предписаний.

Хобби, увлечения

Спорт, азартные игры, автомобили, мотоциклы считаются сугубо мужскими увлечениями. Вышивание, танцы, кулинария относят к женским хобби. Современный мир сделал так, что грани увлечений «стерлись». Ведь есть такие мужчины, которые очень любят готовить. Между прочим, доказано, что мужчины – самые лучшие повара!

Любовь

Мужчина реже признается в любви, вкладывая в слова глубочайшую искренность. Он устроен не так, как женщина. У представителей мужского пола бывают романтические порывы, однако постоянно в романтической атмосфере пребывать мужчины не способны.

Женщины отказываются это понимать, поскольку обожают цветы, сладости, красивую музыку, сюрпризы, неожиданные подарки.

Секс

Многие мужчины не торопятся связывать себя брачными узами, так как бояться, что их «половинки» быстро утратят всю свою сексуальность.

Женщины торопятся выйти замуж, потому что их охватывает страх одиночества и «ненужности». Ради того, чтобы стать женой любимого человека, они исполняют все мужские сексуальные прихоти и капризы, часто имитируют оргазм.

Возможно, вы сейчас удивитесь, но факт остается фактом: сексуальные акты (отношения) мужчина воспринимает, как возможность самоутверждения и самоактуализации.

Для женщин секс является подтверждением глубоких чувств. Для мужчин – удовлетворение потребностей и получение «естественного» удовольствия.

Гендер (англ. gender, от лат. genus "род") — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и восприятие этого поведения другими людьми. Этот термин ввёл в использование сексолог Джон Мани в 1955 году, разграничив таким образом пол, как фенотип от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств.

В широком понимании гендер не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с паспортным полом . Обычно различают 2 гендера: мужской и женский. Однако их набор бывает гораздо шире. Например, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.

Изучением закономерностей поведения человека в обществе, определённых его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением занимается гендерная психология, являющаяся разделом дифференциальной психологии.

Это новое развивающееся направление, позволяющее лучше понять:

  1. Психологию мужчины.
  2. Психологию женщины.
  3. Психологию сравнения мужчин и женщин.
  4. Гендерную социализацию.
  5. Психологию гендерных отношений.
  6. Гендерную психологию лидерства.

Уникальным является тот факт, что в данном разделе психологии ищутся не различия между мужчиной и женщиной, а их общность, сходство. Психологи склонны к тому, что единственным отличием является процесс производства потомства, потому что остальные факторы обладают схожими свойствами.

Так, среди мужчин можно часто встретить индивидуумов с ярко выраженными женскими качествами, внешностью и т.п. Среди женщин также встречаются очень высокие, мускулистые представительницы с ярко выраженным мужским характером и привычками.

Данный раздел психологии изучает продуктивные стратегии и тактики поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной .

Психологи установили, что не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счёте, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определённые свойства, придавая им символическое значение.

Гендер конструируется:

  1. Посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьёй, средствами массовой информации.
  2. Самими индивидами на уровне их сознания, принятия общественных норм.

Специалисты в области гендерной психологии утверждают, что мужчиной и женщиной не рождаются, ими становятся .

К. Юнг исходил из восточной философии изначального единства мужского и женского начала, выделяя 2 архетипа: "душа" (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы и т.д., и "дух" (анимус) — физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. И для гармоничного развития личности мужчина должен проявлять также женские качества, а женщина мужские. Для обретения целостности необходимо сочетать дух и душу .

В настоящее время данный раздел психологии только накапливает суммы фактов, чтобы в последствие их можно было обобщить и структурировать в новые модели и схемы. Однако уже сейчас полученные данные способствуют глубокому пониманию личности мужчины и женщины и построению гендерных отношений.

Гендерные исследования зародились под влиянием феминистского движения второй волны (60-е годы ХХ в.), который обнаружил проблему неравенства возможностей по признаку пола при формальном юридическом равенстве полов. Борьба за социальное равенство в начале XXI века заключается, помимо прочего, в том, чтобы возможности человека как можно меньше определялись фактором пола. Когда на законодательном уровне эта проблема была решена, оказалось, что фактическое неравенство по признаку пола, однако, сохранилась во всех сферах жизни. Именно это и стало причиной появления второй волны феминистского движения.

Гендерные исследования привели к пониманию того, что проблема неравенства гораздо глубже, чем это представлялось; что оно упирается в воспроизводство неравенства возможностей. Была переосмыслена роль культуры, популярных стереотипов, предвзятости науки в формировании представлений о женском и мужском, о мужестве и женственность и их роль в создании барьеров перед женщинами и мужчинами. Гендерные исследования изучают динамику изменений мужских и женских ролей в обществе и культуре, разрабатывают перспективную стратегию достижения фактического равенства возможностей женщин и мужчин.

Гендерная психология - область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в психологических исследованиях этой области знания сделан на сравнительном изучении личностных характеристик людей мужского и женского пола.

Гендерная психология - это область научного знания, которая сформировалась с опорой и на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития. Основу гендерной психологии составили: раздел дифференциальной психологии - психология пола и раздел психологии развития -психосоциальное развитие личности (тот аспект, который обусловлен половой принадлежностью индивида). Данные разделы психологической науки определили основную структуру гендерной психологии, которая представлена двумя основными блоками информации: психология половых различий (основная тематика раздела психология пола) и гендерная социализация. В разделе психологии половых различий рассматривается весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола, это различия в когнитивной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой и других сферах личности. При этом используется традиционный для психологии понятийный аппарат, используются те психологические понятия, при помощи которых раскрывается структура личности.

В отечественной психологии в 70-90-е годы XX века обусловленность развития личности половой принадлежностью и половой ролью исследовали А.Г. Асмолов, А.И. Белкин, Д.Н. Исаев, И.С. Кон, В.Е. Каган, И.И. Лунин, Т.И. Юферева и др. В их исследованиях различных аспектов становления личности отмечалось, что органическое развитие само по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле и должно для этого дополниться "психологическим полом", который "проявляется в разных особенностях социального поведения, связанных с половым диморфизмом". Однако разработка проблем психологического пола личности в отечественной психологии была представлена единичными исследованиями, не развившимися в концептуальное направление по разработке данного феномена.

В начале 90-х годов в отечественные гуманитарные науки пришел термин "гендер" как калька с англоязычного термина "gender", в связи с чем в последующие два десятилетия исследования гендерных проблем в России приобрели устойчивую популярность. В то же время введение нового термина в психологии личности привело к определенным проблемам, связанным с соотнесением уже существовавшей и новой, "гендерной", терминологии. Большинство отечественных исследователей в этой ситуации встали на позицию простой замены применяемых ранее по отношению к социальным и личностным проявлениям терминов "половое" и "полоролевое" более модным термином "гендерное".

Вместе с тем можно наблюдать попытки перенесения и переосмысления зарубежной гендерной терминологии в русле отечественных методологических подходов в психологии личности. В результате, на наш взгляд, происходит вытеснение и утрата методологически продуктивных конструктов в понимании системных механизмов личностного развития, каковым является понятие "психологический пол личности", не имеющее точного аналога в зарубежной гендерной психологии. В связи с обозначенной ситуацией представляется немаловажным проанализировать и обобщить представления о сущности, механизмах и функциях отдельных составляющих психологического пола в развитии личности, соотнести понимание психологического пола личности с зарубежными теориями гендерных конструктов личности и определить его позиции в системе современных гендерных исследований.

Классиками гендерной психологии (С. Бем, М. Киммел, К. Уест и Д. Зимерман и мн. др.) "гендер" рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества, которое вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему, отражаясь на характере развития личности. Таким образом, "gender" может трактоваться как очень широко, обозначая разделение по признаку пола и культурных символов, социальных институтов, рынка труда, идентификационных моделей личности, так и узко, подчеркивая разницу между социальным и биологическим полом личности. В этом смысле психологический пол, если его определять как характеристику "...личности и поведения человека с точки зрения маскулинности-фемининности - совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов", является одним из компонентов более широкого понятия "гендер".

Однако на наш взгляд, существенной особенностью отечественных исследований являлась тенденция рассматривать психологический пол в свете системного подхода, подразумевая при этом взаимодействие биологических и социальных влияний на его развитие. В традициях отечественной психологии пол развивающейся личности рассматривают как "...сложную многоуровневую структуру, включающую генетический пол, гонадный пол, гормональный пол, морфологический (соматический) пол, гражданский пол, пол воспитания и психологический пол". В данном комплексе компонентов, разноуровневых составляющих пола, которые формируются на разных стадиях индивидуального развития и детерминированы иерархической системой механизмов, психологический пол представляет одну из составляющих. Он сам представляет собой сложную, иерархически организованную систему компонентов, взаимосвязанную как с составляющими системы пола, так и с системной организацией личности. В этой связи А.В. Алексеева выражает мнение, что для эффективного изучения психологический пол личности как сложного качества необходимо выработать единый подход к пониманию условий его формирования, который бы учитывал всю систему факторов - как биологических, так и социальных - их взаимовлияния в многоплановом процессе становления личности.

Понимание психологического пола личности отличается от понимания гендерной личности в теории гендерной схематизации С. Бем. Его также нельзя свести напрямую к пониманию маскулинности и фемининности как двух взаимодополняющих или независимых структур личности в концепциях андрогинии.

Согласно теории гендерной схемы, "гендерная личность" формируется как результат усвоения гендерной поляризации в культуре, так называемых "гендерных линз", и, "... как только эти линзы усвоены, они предрасполагают ребенка, а позднее взрослого, формировать свою идентичность в соответствии с линзами". Гендерная личность - это результат преобразования "культурного в естественное", "ендерного в природное", которое "...происходит благодаря неосознаваемому переносу линз культуры в психику личности, в ее сознание". При том, что "...гендерная личность - это нечто большее, чем индивидуальная совокупность фемининных или маскулинных черт; это одновременно и способ воспринимать реальность, которая снова и снова воспроизводит эти черты на протяжении всего цикла существования "я" конструкции", источником ее образования выступают исключительно социальные, культурные конструкты.

В свою очередь, психологический пол понимается как система иерархически организованных элементов (образований), детерминированных в разной степени биологическими, социально-культурными и психологическими (личностными) факторами. Абстрактное выделение этих разноуровневых элементов основывается на выявленных случаях нарушений психологического пола разной этиологии и глубины. При этом четко проявляется закономерность, что специфические нарушения более высоких иерархических уровней психологического пола предполагают нормальное развитие предыдущих уровней.

Гендер - довольно сложное понятие, поскольку раскрывает многообразное содержание явления. В научной литературе оно употребляется в нескольких значениях: гендер как социально-ролевая и культурная интерпретация черт личности и модели поведения мужчины и женщины, в отличие от биологической; гендер как обретение социальности индивидами, родившихся в биологических категориях женского или мужского пола; гендер как политика равных прав и возможностей мужчин и женщин, а также деятельность по созданию механизмов по ее реализации. Во всех этих значениях гендер изучается в системе научных "гендерных исследований".

Гендерные исследования - направление научной деятельности и ее социальной организации, направленное на изучение места, роли, активности, волеизъявления и самореализации мужчин и женщин в переменных исторических условиях социального бытия определенной эпохи.

Результатом гендерных исследований стало создание современной гендерной теории, т.е. системы научных взглядов на отношения и статус женщины и мужчины, их социальную жизнь и жизненный опыт, приобретение и реализацию ими социально-ролевых характеристик и особенностей.

Понятие "гендерные исследования" часто отождествляются в научной практике с "феминистскими" или "женскими" исследованиями. Часто используется и понятие "исследование женских проблем". На самом же деле, объект гендерных исследований - не женщина, а весь спектр социальных взаимодействий между полами, основанных на межполовой стратификации социума. Центральное место в сфере гендерных исследований занимает изучение различий и сходства в социальном поведении статей. Предметом гендерного анализа являются оба пола, их отношения между собой, их взаимосвязи и взаемодетерминации с социальными системами разных уровней. Исходя из этого, гендерный подход можно использовать в изучении как женских, так и мужских моделей половой идентификации и самореализации.

В истории развития проблематики половых психологических различий выделяется ряд этапов. Например, И. Кон, ссылаясь на периодизацию Кэрол Джеклин, выделяет четыре этапа:

1. Первая четверть ХХ в. Немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин подводятся под рубрику "психология пола", причем пол часто отождествляется с сексуальностью.

2. Вторая четверть ХХ в. "Психологию пола" сменила "психология половых различий", которые уже не сводились к сексуальности, а большей частью считались заданными природой.

3. Третья четверть ХХ в. Этот термин меняется на более мягкий - "различия, связанные с полом". Круг изучаемых психических явлений расширился, а влияние биологического детерминизма ослабело.

4. Конец ХХ в. - начало XIII в. Их стали называть "гендерными различиями", которые могут вообще не иметь биологической основы.

Сам гендерный подход при наличии смысловой вариативности понятия "гендер" может включать в себя определенные специфические особенности теоретического ракурса, что свидетельствует о дискуссионности и многоплановость гендерных исследований, приводящие к неоднозначности решений. Так, гендерно-чувствительный подход (Гирдман, 1991) концентрирует внимание на индивидуальных различиях и на различии взглядов мужчин и женщин, при определении статусного равенства между ними. Гендерно-нейтральный подход настаивает на признании равенства полов при том, что различия признаются незначительными и не допускают ценностных определений. При гендерно-стереотипизированном подходе признаются различия, но отрицается равенство между полами. Женщины и мужчины должны культивировать половые различия, причем, в этой системе отношений женщина всегда должна требовать защиты и поддержки со стороны мужа.

Гендерная наука относительно молодая, поэтому и толкование самого понятия "гендер" до сих пор является проблематичным. Прежде всего, гендер выступает как система, содержащая:

Систему знаний;

Гендерную систему общества;

Гендерные практики.

Как система знаний гендер является комплексом социально-философских, социологических, политологических, психологических, культурологических и других теорий, анализирующих развитие мужской и женской идентичности и субъективности, положение женщины и мужчины в обществе, систему мужского доминирования, формирования нормативных связей "мужского"и "женского" в определенной культуре.

Гендерная система общества - совокупность взаимосвязанных институтов и организаций, с помощью которых социально, идеологически и организационно строятся взаимоотношения между женщиной и мужчиной, отношение общества к проблемам пола, формируется реальная половая неравенство или равенство, осуществляются завоевания, реальное утверждение и гарантии прав, свобод и обязанностей женщин и мужчин, обеспечиваются реальные возможности их самореализации в соответствии с достигнутым уровнем гендерной культуры.

Гендер как система практики охватывает все формы практической деятельности по гендерным преобразованиям. К ним относятся практика эмансипационализма как вхождение в среду мужско-доминантного системы, участие обоих полов как равных в принятии решений, в формировании гендерных стратегий и соответствующих им политик, создании гендерного права. Такая практика развилась в национальных и международных масштабах.

В рамках данной работы мы будем придерживаться определения, предложенного И.С. Клециной, которая понимает гендер как "специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, то есть к тому, как общество "выстраивает" эти отношения и взаимодействие полов в социуме". Далее мы должны обратиться к рассмотрению основный понятий гендерной психологии: половое самосознание, половая идентичность, психологический пол и пр.