Внутренние регуляторы поведения. Регуляция социального поведения личности

Социальное поведение личности - сложное социальное и социально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детерминируется определенными факторами и осуществляется по определенным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность.

В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные (в широком смысле), социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) - субъективного (внутреннего).

12. Деловое общение - это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Умение вести себя с людьми во время беседы является одним из главнейших факторов, определяющих ваши шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Успехи человека в его делах даже в технической сфере или научной сфере только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми с которыми он работает.

Деловое общение как процесс предполагает установление контакта между участниками, обмен определенной информацией для построения совместной деятельности, установления сотрудничества и т.д.

Одним из важнейших условий успешного делового общения является умение слушать и слышать. К сожалению, это сейчас не столь часто встречающиеся навыки. Так как любые переговоры подразумевают определенный компромисс интересов, то умение понять точку зрения противоположной стороны, уметь здраво оценить ее и принять наиболее разумное – залог успешного делового общения. Абсолютно неприемлемо жесткое и безапелляционное давление на собеседника, нельзя загонять в угол, так как состояние безвыходности заставляет вашего собеседника отстаивать свои позиции до последнего, отказываясь даже от вполне разумных и выгодных компромиссов – никто не хочет оказаться в абсолютном проигрыше. Так что для развития навыков делового общения нужно не так уж много качеств: первое – это понимание, что вы общаетесь с абсолютно равным вам собеседником, чье мнение и интересы имеют такое же право на существование, как и ваши; второе – внимательно выслушивать высказываемые мнения и аргументы; третье – готовность идти на разумные компромиссы.


Особенности делового общения.

Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами - важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.
Низкая речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.
Культура речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.
Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.
Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения.
Важная особенность делового общения - это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно исполняем, играем различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т.д. В течение дня наши роли могут несколько раз меняться. То же происходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.

К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела.
Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов. Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).

13. Понятие «межличностное взаимодействие»указывает, во-первых, на действия, которые предпринимают индивиды в отношении друг друга, а во-вторых, на люди соотносят свои цели и организуют их достижение, т. е. как достигается взаим­ность между участниками общения.
В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отноше ний выделяют три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременн циально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный. Э. Берн г жил рассматривать шесть способов структурирования времени, представл собой способы организации межличностного взаимодействия: уход от общения; ри туалы; времяпрепровождение; совместную деятельность; игры; близость.
Структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых след; Щие элементы: 1) роли участников взаимодействия, то есть набор предписании, ющийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную пози! среди людей, относительно которой уже сложились нормативные представления; 2) набор и порядок действий (или сценарные последовательности); 3) правила и нор­мы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации. Характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение дан­ных людей, накладывают значительные ограничения на их поведение, чувства и даже ж"елания. Вместе с тем снижение степени их свободы является условием установле­ния и поддержания межличностного контакта, делает возможным в перспективе меж­личностное общение.
Межличностное взаимодействие может быть рассмотрено как процесс кон­струирования, формирования межличностного пространства. Оно предполагает: 1) выбор позиции в отношении к другому, пристройку к позициям друг друга, «про­верку их на прочность»; 2) четкое определение пространственных и временных гра­ниц ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становит­ся неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством использования вербаль­ных и невербальных средств коммуникации.
К основным механизмам, обеспечивающим формирование межличностного про­странства, относятся взаимопонимание, координация и согласование намерений и интересов сторон. Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций и поведение в соответствие с ней, а также в соот­ветствие с поведением других людей - необходимое условие совместной жизнедея­тельности.

14 . Барьеры общения - это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им. С психологической точки зрения к таким факторам можно отнести различия в темпераментах, характерах, манерах общения и эмоциональных состояниях общающихся партнеров.

Барьер темперамента возникает как следствие встречи двух людей с разными типами нервной системы. Темперамент является фундаментом характера, определяющим особенности реагирования нервной системы на окружающую среду. Тип темперамента зависит от врожденного типа высшей нервной деятельности. В нервной системе, как известно, сменяются два основных процесса - возбуждения и торможения. От их взаимодействия и зависит тип темперамента. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения у каждого человека характеризуется силой, подвижностью и уравновешенностью нервной системы.

Общение людей, разных по своей темпераментной структуре, может формировать барьеры на пути к взаимодействию и даже привести к конфликту.

Характер - это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в поведении человека и в определенном отношении:
1) к себе (требовательность, критичность, самооценка);
2) к другим людям (индивидуализм - коллективизм, эгоизм - альтруизм, жестокость - доброта, безразличие - чуткость, грубость - вежливость, лживость - правдивость и т. п.);
3) к порученному делу (лень - трудолюбие, аккуратность - неряшливость, инициативность - пассивность, усидчивость - нетерпеливость, ответственность - безответственность, организованность - дезорганизованность и т. п.).

В характере отражаются также и волевые качества: готовность преодолевать душевную и физическую боль, препятствия, проявление настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека связан с его темпераментом, т. е. врожденными свойствами высшей нервной деятельности. Но зависит он и от приобретенных в течение жизни индивидуальных качеств. При определенном темпераменте одни качества приобретаются легче, другие труднее. Например, дисциплинированность и организованность легче выработать у себя флегматику, чем холерику. Однако нельзя оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом.

Выдержанным, тактичным, добрым и отзывчивым может быть человек любого темперамента, занимающийся самовоспитанием.

Противоположные характеры могут создавать барьеры общения.

Причиной формирования барьеров в общении могут быть акцентуации личностей. Акцентуация скрывает как положительные, так и отрицательные заряды и предопределяет процессы и стиль поведения личности в общении.

Акцентуированные личности нередко встречаются в повседневной жизни. Психологи считают, что каждый тип акцентуации порождает свои проблемы, а в определенных ситуациях рождает однотипныеконфликты. Одним из источников конфликтов и обид является несоответствие самооценки и оценки окружающих. В этом отношении следует знать, что:
а) подчеркивание собственных достоинств, надменность, бахвальство всегда раздражают окружающих;
б) причиной напряженности в общении может быть неадекватная завышенная самооценка (в этом случае следует снизить «уровень» своих притязаний);
в) недопустимо вместо указания или замечания «по делу» давать общую отрицательную оценку личности, например: «А он, вообще, дурак!»;
г) каждый человек имеет свои особо уязвимые места, «бить» по которым нельзя упреками и критикой, дразнить человека (особенно это касается внешности людей: черт лица, осанки, походки, фигуры и т. п.; особую чувствительность в этом плане проявляют девушки и женщины);
д) каждый человек нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе в заслуженной похвале. Однако человеку не безразлично, кто его хвалит («а судьи, кто?»). Например, если молодой начальник хвалит опытного, признанного и всеми уважаемого специалиста, то это является психологической ошибкой. Человеку не нужна похвала и от того, к кому он не питает чувства уважения;
е) человек, испытывающий безразличие к себе окружающих, как правило, приписывает другим те же ощущения, эмоции, желания, которые он сам переживает в данное время;
ж) когда кто-либо испытывает тягостное чувство утраты, потери близкого человека, ему требуется сострадание, соболезнование.

Манера общения, формируемая на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности, также может создать барьер в общении людей, имеющих различия в этой манере. Поэтому важно знать приемы вхождения в коммуникативную ситуацию при общении с разными партнерами.

Основными субъектами общения, с психологической точки зрения, являются: доминантный, недоминантный, мобильный, ригидный, экстравертный и интравертный субъекты общения.

Доминантный субъект общения стремится обратиться к какому-либо человеку, не заботясь при этом об уместности или целесообразности общения. Он хочет овладеть инициативой в общении, оказать влияние на других, подавить активность партнера по общению. Его настроенность на это можно уловить по осанке, мимике, жестам, взгляду, репликам. В общении он повышает голос, перебивает партнера, повторяет многократно одно и то же, отличается напористостью.

При общении с доминантным субъектом нужно дать ему возможность выявить свою доминантность; не опровергать и не высмеивать «силовые приемы» партнера, спокойно придерживаясь при этом своей независимой точки зрения.

Недоминантный субъект общения постоянно чувствует себя неуверенно, боится лишний раз взять на себя инициативу, задать вопрос, высказать свою точку зрения. Он очень чувствителен к внешним признакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера. Нерешителен в раскрытии собственных знаний. Иногда он позволяет сбить себя с толку; уступчив, легко теряется; никогда сам не перебивает партнера и терпеливо сносит, когда перебивают его.

Общаясь с недоминантным субъектом, необходимо стимулировать его к открытости, предоставить ему инициативу и возможность выразить себя.

Мобильный субъект общения легко вступает в общение, переключает внимание, быстро рисует в своем сознании образ партнера по общению (часто слишком поверхностно). Его речь тороплива, фразы легко сменяют друг друга; задает темп общению; часто перебивает. В ходе словесного общения активно выражает свое отношение к тому, что говорит партнер, вставляет реплики и замечания. Старается уловить смысл речи, не вникая в «словесное облачение». Всегда стремится внести разнообразие в общение, меняя поверхностно обсуждаемые темы, перескакивая с одной на другую.

Общаясь с мобильным субъектом, н^жно помнить о том, что с ним практически невозможно обсуждать продолжительные во времени, серьезные темы с глубоким анализом сущности затрагиваемых вопросов. В подобных случаях он легко прекращает общение, пренебрегая формами и ритуалами прощания.

Ригидный субъект общения не сразу включается в коммуникативную деятельность. Ему требуется изучить партнера, понять его намерения в общении. Как правило, он внимательно слушает. Неспешно говорит, подробно излагает свои мысли, тщательно подбирая слова и выражения, строя фразы. Он не любит, чтобы его перебивали; не терпит поспешного изложения мыслей от других. Общение с таким человеком может быть тягостным для нетерпеливых.

Общаясь с ригидным субъектом, следует избегать торопливости и небрежности. Входить и выходить из коммуникативного взаимодействия нужно с учетом сложившихся этикетных форм общения. Необходимо поставить перед собой коммуникативную задачу на долготерпение. Торопить такого партнера, раздражаться - недопустимо.

Экстравертный субъект общения открыто расположен к взаимодействию. Общение является его стихией. Независимо от своего душевного состояния, он всегда направлен на партнерство. Он уверен в собственной способности понять любого человека, любознателен, проявляет неподдельный интерес к людям. Хочет быть полезным окружающим, внимателен к ним, старается высказать свои симпатии и желает такого же отношения к себе. Для привлечения внимания к своей персоне часто бывает эксцентричным в высказываниях, используя модные новинки. Умеет говорить открыто и искренне.

Общаться с экстравертным субъектом легко, так как он сам создает положительную коммуникативную ситуацию.

Интравертный субъект общения не склонен к внешнему диалогу. Более всего он сосредоточен на диалоге с самим собой (аутообщении). Застенчив, обидчив, не склонен к обсуждению личных тем. Однако он имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «личных зон».

Общаться с интравертом благоприятнее с «глазу на глаз». К интенсивному общению его нужно втягивать постепенно и деликатно.

Учет приведенных характеристик субъектов общения дает возможность каждому человеку сформировать у себя навыки понимания особенностей личности другого человека, признания ее достоинств. Только тогда возникают условия для эффективного общения людей в коллективе.

Эмоциональное состояние человека также может влиять на эффективность общения. Эмоции человека служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Они способны резко усилить или ослабить скованность, робость в общении. Однако лишь устойчивые отрицательные эмоции создают барьеры в общении. К таким фундаментальным эмоциям относятся: страдание (горе), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина, плохое настроение и др. В соответствии с этим к личностным барьерам отрицательных эмоций можно отнести:
Барьер страдания. Этот барьер общения вызывается трагическими событиями, физическими болями, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т. п. Такой барьер снижает и уровень общительности переживающего страдания человека и тех, кто вступает в контакт со страдающим. Барьер страдания может быть вызван застенчивостью человека.
Барьер гнева. Его преодолеть особенно трудно, так как гнев провоцирует неожиданные препятствия, оскорбления и т.д. Гнев способен удвоить физическую и психическую энергию: чем он сильнее, тем человек активнее изливает его в словах или агрессивных действиях.
Барьер отвращения и брезгливости. Этот барьер возникает из-за нарушений кем-либо элементарных норм этики поведения или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Его могут спровоцировать: а) мятая, грязная одежда и обувь; б) небрежная, излишняя жестикуляция партнера, подергивание; в) отталкивающие манеры (грубый цинизм, пальцы во рту, ушах, носу, демонстрация неприличных звуков и т. п.); г) нарушение психологической дистанции общения; д) гигиенически неприятные действия (почесывание, сморкание без использования носового платка, харкание, слюнотечение и т. п.); е) мокрые, потные ладони и грязные ногти протянутой для рукопожатия руки; ж) неприятные запахи изо рта, от тела, ног; з) гнилые передние зубы и пр.
Следует отметить, что окружающие быстро перестают обращать внимание на физические дефекты, но гигиенические отклонения они не приемлют всегда. Именно эти отклонения надолго запоминаются людям, провоцируя стойкий барьер общения.
Барьер презрения. Также как и барьер отвращения он ограничивает контакты с человеком, вызывающим отрицательные эмоции. Презрение у людей обычно вызывают: аморальные поступки человека; его предрассудки; неприемлемые черты характера (трусость, скупость); предательство и т. д.
Барьер страха. Этот барьер общения является одним из самых трудно преодолимых в общении между людьми. С человеком, являющимся источником страха, контакты сводятся до минимума. Его избегают, стараются не оставаться с ним наедине, не встречаться, не попадаться ему на глаза.
Барьер стыда и вины. Возникает в результате осознания неуместности происходящего события как реакция на критику; неумеренную похвалу, лесть, ухаживания; из боязни показаться неловким или быть уличенным в чем-то содеянном; от осознания глубокой вины перед кем-либо и т. д. В этих случаях человек краснеет, у него изменяется голос, он отводит в сторону глаза от партнера по общению либо опускает их, старается уйти от контакта.
Барьер плохого настроения. Плохое настроение часто способствует конфликтам. Это эмоционально-негативное состояние влияет на партнера, парализуя его желание общаться. Болгарский психолог Ф. Генов при исследовании причин возникновения служебных конфликтов, в частности, установил, что: 1) уровень эмоциональной уравновешенности у людей, занятых административной работой, значительно ниже среднестатистического, а с возрастом снижается еще более; 2) плохое настроение руководителя значительно ухудшает настроение подчиненных.
Барьер речи. Этот барьер общения возникает вследствие допущенных речевых ошибок. Он может исказить или даже полностью заглушить слова говорящего. Такой барьер возникает вследствие: эмоционального возбуждения; неправильного выбора слов; ошибок в построении сообщения; неверной оценке способности партнера понять передаваемую ему информацию; слабой аргументации высказываний; неумения использовать социально-психологические механизмы общения.

2.1. Понятие социальной установки: историка-теоретический обзор

Поиск регуляторов социального поведения человека в сфере его субъективных личностных отношений к миру, другим людям и самому себе - традиционная ветвь научных психологических иссле­дований. Теоретическая и исследовательская деятельность в этой об­ласти характерна и для отечественных, и для зарубежных авторов. Традиционно она разворачивается вокруг ряда понятий, имеющих близкие, но далеко не тождественные значения: аттитюд, социаль­ная установка, отношение, ценностные ориентации и некоторые другие. Внутренняя близость этих понятий состоит в том, что, неза­висимо от исходных ориентации их создателей, все они созданы для объяснения и изучения тех промежуточных переменных (факторов, призм), которые сложным образом опосредуют связь личности и внешней среды. По своей природе они двойственны, так как обяза­ны происхождением и содержанием как особенностям внутреннего мира человека, так и свойствам его социального и природного окру­жения.

Сегодня названные выше понятия потеряли свою изначальную принадлежность к определенной школе или авторской концепции, перешагнули границы различных стран и материков, однако истори­чески отечественная и зарубежная линии их развития практически не пересекались. И так как само понятие установки впервые появи­лось в русле западной социально-психологической мысли и там пер­воначально обрело свое «научное лицо», мы прежде всего обратимся именно к этой линии.

В западной психологии середины XX в. наиболее продуктив­ным и распространенным понятием, обозначающим систему субъек­тивных отношений человека и механизм, регулирующий реальное поведение, стало понятие «аттитюд» (attitude). Оно происходит от латинского слова «aptus» -«подготовленность», «подогнанность» - и подразумевает субъективное или умственное состояние готовности к действию (144). Популярность данного понятия, по мнению Г. Оллпорта - наиболее авторитетного в данной области зарубежно­го исследователя и аналитика, - обусловлена тем, что оно не явля­ется достоянием какой-либо одной психологической школы и хоро­шо служит целям объединения различных направлений. Кроме того, этому понятию удалось избежать теоретического противоречия, ка­сающегося влияния наследственности и среды. И это позволяет его использовать применительно к диспозициям как отдельных людей, так и целых культур (144).

Г. Оллпорт прослеживает три основных источника происхож­дения современного понятия «аттитюд». Первым является экспери­ментальная психология конца XIX в., которая в своей практике ис­пользовала таких понятийных предшественников аттитюда, как мы­шечная установка (muscular set), установка на задачу (task attitud), и других. Именно в это время были заложены основы типологизации установок, экспериментальная база их выявления и дифференциа­ции.

В качестве второго источника происхождения понятия «атти­тюд» выступает социология. В частности, в классических социологи­ческих работах У. Томаса и Ф. Знанецкого для характеристики осо­бенностей социальной организации были продуктивно использова­ны понятия «социальная ценность» и «аттитюд». Согласно этим авторам, аттитюд является процессом индивидуального сознания, который детерминирует как актуальную, так и потенциальную дея­тельность человека в социальном мире. И поскольку аттитюд всегда направлен на объект, он может определяться как чье-то состояние ума по отношению к ценности. Ценность, отмечали они, это объек­тивная сторона установки. Следовательно, аттитюд есть индивиду­альная (субъективная) сторона социальной ценности (133, 134). Зна­чение работ У. Томаса и Ф. Знанецкого состоит, в частности, в по­пытке осуществить синтез теории ценностей и теории установки. Однако, по признанию самого Ф. Знанецкого в одной из более позд­них работ, «этот задуманный синтез не оправдал ожиданий, по­скольку не удалось преодолеть традиционную дихотомию внутрен­них субъективных процессов и внешней объективной реальности» (152, с. 413).

Наконец, третьим источником происхождения рассматривае­мого нами понятия, по мнению Оллпорта, является психоанализ. В частности, Г. Салливен определял личность как «относительно стой­кий образец повторяющихся межличностных ситуаций, который ха­рактеризует жизнь человека» (150, с. 110).

Во второй половине XX в. явственно обозначились две линии в понимании и исследовании социальной установки как многомер­ного явления, несводимого к эмоционально-оценочным реакциям. Первая линия - индивидуально-психологическая. Суть теоретичес­ких изысканий в этом направлении - изучение явления социальной установки как фактора индивидуального поведения, поиск внутренних и внешних оснований ее возникновения и изменения. В рамках данного направления разворачиваются бихевиоральные "и когнитивистские исследования, в том числе подходы М. Рокича и М. Фиш-бейна. Вторая линия исследования - социально-психологическая. Связана она прежде всего с интеракционистской ориентацией и ха­рактеризуется исследованием социально-психологических механиз­мов и факторов, регулирующих процесс возникновения и изменения социальных установок личности, а также роли этих феноменов в групповых процессах (10, 103). Остановимся на этих подходах по­дробнее.

С точки зрения М. Рокича, человек обладает субъективной це­лостной системой представлений, в которой теоретическому анализу подлежат три наиболее значимых ее составляющих: понятие «я», ценности и аттитюды. Понятие «я» занимает в этой системе цент­ральное место. По своей природе это когнитивное образование, так как оно образуется из представлений о физическом, личностном и социальном статусах. Эти представления могут иметь позитивное или негативное содержание, быть взаимосвязаны друг с другом. И уже вокруг этого ядра организуется терминальная и инструменталь­ная ценностная системы, а далее - система аттитюдов, то есть пред­ставлений о собственном поведении и поведении других (118). «Я», как уже говорилось выше, может содержать как позитивные, так и негативные самопредставления. Каждая личность стремится поддер­живать и по возможности усиливать то понятие «я», которое позво­ляет сохранять позитивный образ «я» в целом. Какую роль в реше­нии этой задачи играют ценности и аттитюды личности?

По Рокичу, «ценность (value) - устойчивое представление о том, что особый способ поведения (инструментальная ценность) или цель-состояние (терминальная ценность) существования являются личностно или социально более предпочтительными по сравнению с противоположным или обратным способом поведения или целью-состоянием» (149, с. 5). Аттитюды же фиксируют не способ поведения или состояния, а представления об определенном предмете или ситуации. Эти представления описывают объект или ситуацию как истинную или ложную, оценивают их как желательные или нежела­тельные, хорошие или плохие. Рокич выделяет в структуре такого представления-аттитюда три компонента: когнитивный, аффектив­ный и поведенческий (впервые о трехкомпонетной структуре соци­альной установки было заявлено в работе М. Смита, еще в 30-е годы. И этот последний момент, связанный с поведенческим компо­нентом, мы подчеркнем особо: «...все представления, составляющие их (аттитюды), несмотря на то, описывают ли они, оценивают или защищают, являются предрасположениями, которые, будучи акти­вированными, приведут к реакции» (149, с. 430). При этом, однако, для Рокича важнейшим процессом, регулирующим целостность по­нятия «я» и направляющим поведение, являются не аттитюды, а ценности. Именно они детерминируют как сами аттитюды, так и по­ведение человека в целом. Автор специально отмечал, что измене­ния, переранжировки аттитюда терпят неудачу, если они осущест­вляются в отрыве от понятия «я» и ценностей субъекта: вызванное изменение аттитюда будет недолговременным, и через некоторый момент он опять возвратится в прежнее состояние, то есть произой­дет «эффект резинки»

Мы подробно остановились на взглядах М. Рокича, так как во многом они отражают современные представления об аттитюдах в зарубежной психологии и, что еще важнее, устанавливают, с одной стороны, глубинную связь аттитюда с поведением, а с другой сторо­ны - с мотивационно-ценностными структурами личности, ее базо­выми субъективными основаниями.

Свою теорию установки М. Фишбейн первоначально построил на определении Терстоуна, задав аттитюд как «количество аффекта «за» и «против» психологического объекта». Затем к эмоционально­му компоненту он добавил «верования» (аналог когнитивного ком­понента) и «поведенческие намерения», устанавливающие причин­ную связь между аттитюдом и поведением Фишбейном предложена определенная типология аттитюдов, разделение их на аттитюды к действию и аттитюды к объекту. Разве­дение этих типов сам М. Фишбейн считает одним из наиболее важ­ных открытий социальной психологии за последние 10 лет. В част­ности, оно позволяет объяснить те трудности, которые возникают при попытках изменить конкретные поступки личности в отноше­нии объекта, воздействуя на систему имеющихся у этой личности аттитюдов. Если у личности сформировался аттитюд к объекту, она расположена совершать ряд поступков по отношению к нему, но трудно предугадать, какой именно поступок будет совершен. То есть аттитюд к объекту может иметь незначительное влияние на конкрет­ные поступки человека в отношении данного объекта. Конечно, это не означает, что между существующим у личности аттитюдом и на­мерением совершать конкретные поступки нет связи. Она есть, од­нако предсказать реальный поступок можно только в том случае, если мы знаем общую картину намерений личности в отношении данного объекта. И даже в этом случае мы выявим некоторую линию, тенденцию реагирования личности, а не выбранный ею кон­кретный способ поведения. В отличие от аттитюда к объекту, атти­тюды к действиям связаны с одним-единственным намерением и поступком.

В качестве нормативного фактора, регулирующего действие ат­титюдов на реальное поведение, М. Фишбейн рассматривает воздей­ствие социального окружения. Личность воспринимает и осознает в определенной форме некоторое суммарное нормативное давление, которое оказывают на нее окружающие люди. Человек интерпрети­рует ожидания своих референтных групп или отдельных людей в от­ношении предполагаемого поступка, и эти интерпретации могут су­щественно влиять на выбор поведения. Для некоторых поступков, уверен автор, нормативные данные могут быть более важными в оп­ределении поведенческих намерений, чем данные об аттитюдах, для других поступков верным может быть обратное.

Идея нормативного влияния, в достаточно простой (если не сказать, примитивной) форме присутствующая у М. Фишбейна, по­лучила свое развернутое исследование в работах авторов социально-психологического изучения социальных установок. Для понимания психологами-интеракционистами явления аттитюда принципиально важным оказалось фундаментальное положение Дж. Мида о симво­лическом опосредовании взаимодействия человека и окружающего мира (внешней среды). Человек, используя имеющиеся в его распо­ряжении символические средства, прежде всего речь, язык, истолко­вывает, объясняет для себя внешние воздействия, непосредствен­ные стимулы и затем взаимодействует с ситуацией в ее символичес­ки истолкованном качестве (147). С этой точки зрения социальная установка представляет собой символическое.определение ситуа­ции. «Интеракционизм, - отмечает К. Бауэре, - утверждает, что «реальность» конструируется, что она возникает из непрерывно во­зобновляющегося равновесия или баланса между познающим и по­знаваемым... а не из какого-то открытия не вызывающей сомнения обыденной реальности» (145, с. 328). Эта новая реальность констру­ируется человеком на основе «обыденной реальности» с учетом ха­рактеристик и требований последней, но в значительно большей степени результат взаимодействия человека и ситуации зависит от смысла и значения, которые он придает воспринимаемой реальнос­ти. Этот методологический заход интеракционизма нашел широкое применение в области решения конкретных практических задач, в частности - формировании у людей социально желательных обра­зов реальности, того или иного объекта, ситуации. Образ объекта должен обладать некоторыми привлекательными для человека ха­рактеристиками, часто это в большей степени определяет реакции человека по отношению к данному предмету или ситуации, чем тот факт, обладают ли они на самом деле этими свойствами и черта­ми.

В русле описанного выше теоретического подхода интеракционизм изучает явления, определяемые понятием «аттитюд». Социальные установки человека рассматриваются как определенные психи­ческие образования, возникающие на основе усвоения установрк других, референтных групп и лиц. В структурном плане они являют­ся элементами «я-концепции» человека, некоторыми определения­ми желаемого и социально желательного поведения (10). В этом смысле социальные установки - осознаваемый, фиксированный в знаковой форме, предпочитаемый тип поведения или отношения. По мнению ряда исследователей, например Т. Ньюкома, в их основе лежит согласие субъекта рассматривать определенные объекты или ситуации сквозь призму социальных норм и ценностей. Это задает аттитюдам вполне определенные свойства, в том числе сам способ их формирования. Скажем, по мнению Корверса, установки форми­руются в процессе образования человека, поэтому чем выше уровень интеллектуального, культурного развития человека, тем больше у него аттитюдов (96). Форма существования определяет также функ­ции и роль социальных установок по отношению к группе. Они вы­полняют нормативную функцию, и через проявление тех или иных социальных установок человек получает возможность подтвердить свою групповую принадлежность.

Исследование системы отношений человека к внешнему миру в отечественной науке связано с именами таких ученых, как В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев, В. А. Ядов, Ш. А. Надирашвили, П. Н. Шихирев, А. Г. Асмолов и другие. Концепция отношений личности В. Н. Мясищева - одна из первых в отечественной психо­логической науке. Говоря о личности как о системе отношений, он постулировал в качестве центрального личностного образования («ядра») индивидуальную целостную систему субъективно-оценоч­ных отношений к действительности (69). Отношения личности представляют собой ее интегральную характеристику, они носят из­бирательный характер. Содержание отношениям личности задает объективная действительность, но собственно субъектными их дела­ет система аффективных, смысловых переживаний личности в связи с воспринимаемой деятельностью. Динамика отношений тесно свя­зана с динамикой объективной жизнедеятельности личности, одна­ко и здесь необходимо учитывать смысловой, аффективный характер отношений: «Дело не только в том, что с изменением условий меня­ется функциональная структура работы, но в том, что с изменением условий меняется ее значение для работающего, а следовательно, и его отношение»

Значительным событием в развитии отечественных психологи­ческих представлений о механизмах психической регуляции поведе­ния человека, в том числе социального поведения, стала теория ус­тановки Д. Н. Узнадзе и сформировавшаяся на ее основе грузинская

Взаимодействие человека со средой не исчерпывается прямы­ми контактами. Человек устанавливает отношения с предметами, с которыми он непосредственно материально как организм не контак­тирует. Эти опосредованные контакты организму удается установить на основе психической активности (54). Преодоление дистанции между человеком и предметом осуществляется посредством таких феноменов, как чувственные данные и потребности. Чувственные данные преодолевают пространственную дистанцию, потребность в соответствующих предметах - временную. Потребность пережива­ется человеком как недостаток в определенном предмете, которого у него нет в данный конкретный момент и с которым он должен уста­новить контакт в будущем. На основе активации потребности и по­лучения от предмета чувственных образов индивид приступает к осуществлению активности, в результате которой устанавливается контакт с нужным объектом и в конечном итоге удовлетворяется по­требность. Д. Н. Узнадзе одним из первых обратил внимание на эту специфическую форму взаимодействия индивида и действительнос­ти. Ему удалось показать, что при одновременном наличии потреб­ности и соответствующей среды у индивида создаются готовность, установка к активности, существенно определяющая его дальнейшее поведение (ПО). Это легло в основу широко представленного в оте­чественной психологии подхода к пониманию социальных устано­вок. Подчеркнем, что основным источником их рассмотрения и изу­чения стали общебиологические механизмы формирования и регу­лирования целенаправленного поведения человека.

Наряду с неосознанным психическим отношением к действи­тельности человек характеризуется осознанным отношением к ней, что позволяет ему рассматривать среду как систему возможностей, то есть на поведение человека оказывают влияние не только реальные, но и ожидаемые, и возможные события. Поведение строится в соот­ветствии с предвосхищаемыми ситуациями. Усложняется и сама ок­ружающая среда, она дополняется социальной системой отношений и взаимосвязей. Человек предвосхищает и ориентируется в своем поведении на реакции, оценки, потенциальные намерения других людей, что также включается в систему факторов, регулирующих его поведение. Большой интерес в плане изучения механизмов регуля­ции именно осознанного, социально ориентированного поведения человека представляют теории Ш. А. Надирашвили, В. А. Ядова.

Ш. А. Надирашвили в своем подходе выделяет три уровня пси­хической активности человека - индивидный, субъектный и лич­ностный - в форме практического, теоретического и социального поведения. Установка практически-импульсивного поведения воз­никает на основе витальных потребностей и данных чувственной ре­альности, установка теоретического поведения - на основе единст­ва потребностей познания, определенной функциональной системы познания и проблемной ситуации. Формирование установки соци­ального поведения предполагает единство социальных требований, выбора социально приемлемой и воображаемой ситуации (70). Это так называемая социальная установка. Ее объективным фактором (составляющей) являются социальные объекты, ценности, реализо­ванные в процессе взаимоотношения людей, субъективными факторами - социальные потребности, а также потребность выражения личностно-ценностных содержаний и психологический автопортрет. Как частный вид социальной установки Ш. А. Надирашвили и его сотрудники выделяют фиксированную социальную установку по отношению к конкретным социальным объектам и обозначают ее как аттитюд, то есть ими предпринята попытка органично включить зарубежную линию изучения социальных установок в рамки своей теории. Фиксированная социальная установка, или аттитюд, рас­сматривается ими как вторичное образование. Ш. А. Надирашвили отмечал: «Социальные аттитюды в отличие от теории установки рас­сматриваются представителями других психологических теорий не как ориентации, полученные в результате фиксации первичных ус­тановок, а как сложные психические образования, сформированные из других психических процессов» (70, с. 131). Для самого Надира­швили и его школы аттитюды, как определенного вида отношения личности к социальным объектам, являются образованиями вторич­ного характера, формирующимися на основе фиксации первичной установки социального поведения.

В несколько ином ключе понятие социальной установки нахо­дит свое отражение в отечественной теории деятельности. Наиболее важным для ее уяснения является такое понятие, как смысловое об­разование - система личностных смыслов и выражающих их смы­словых установок, зависящая от позиции личности. Если точнее, это «отношение мотива более общего к связанным с ним мотивам менее общим и соответственно деятельности более общей и широкой к де-ятельностям менее общим» (39, с. 117). Различные смысловые обра­зования органично вплетены в породившую их деятельность и не могут быть исследованы сами по себе вне их деятельностного жиз­ненного содержания. Представителями деятельностного подхода в отечественной психологии, в частности А. Г. Асмоловым, установка определяется как «готовность, предрасположенность субъекта, воз­никающая при предвосхищении определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания дея­тельности по отношению к данному объекту» (12). К установкам об­ращаются при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса социализации или изменения мнений и идей, а также при прогнози­ровании возможных форм поведения в определенных ситуациях.

Еще одна интересная авторская точка зрения на природу и функции социальной установки представлена в работах В. А. Ядова. В его «диспозиционной концепции регуляции социального поведе­ния» социальной установке отводится определенное место в общей системе мотивации и регуляции поведения человека. Автор полага­ет, что как условия деятельности, потребности, поведение субъекта, так и его личностные диспозиции (состояния готовности к опреде­ленному способу действия) организованы иерархически. Социаль­ные фиксированные установки занимают в ней второй уровень, вслед за элементарной поведенческой готовностью (141). Социаль­ные установки возникают на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций. Соци­альные установки представляют собой, по В. А. Ядову, аналог жела­ний - эмоционально окрашенные предуготовленности к способам деятельности и оценке условий, в которых она протекает. Они «фор­мируются при активном влиянии общих социальных условий, одна­ко в регуляции поведения они соотносятся именно с конкретными обстоятельствами микросреды, несут ответственность не за програм­мирование жизненного пути человека, а за его поведение в социаль­ной ситуации, ограниченной временем и пространством» (106, с. 97). Прежде всего фиксированные социальные установки рассматри­ваются как регуляторы поведения на уровне и в условиях внутри-группового взаимодействия.

Таким образом, большинством авторов социальная установка понимается как устойчивое, фиксированное, ригидное образование личности, придающее стабильность направленности ее деятельнос­ти, поведения, представлений о мире и самом себе. В ряде теорий установки сами образуют структуру, в других - социальные уста­новки занимают лишь определенное место среди качественных уровней личностной иерархии.

Практически всеми подчеркивается мотивирующая и регуля­тивная функции этого образования, его трехкомпонентная внутрен­няя структура. В отечественной психологии существует традиция более глубокого понимания социальной установки как конкретного вида фундаментального психического механизма, регулирующего взаимоотношения субъекта и среды.

Социальное поведение личности - сложное социальное и социально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детерминируется определенными факторами и осуществляется по определенным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции.Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность.

В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные (в широком смысле), социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) - субъективного (внутреннего).

Внешние факторы регуляции поведения. Личность включена в сложную систему общественных отношений Все виды отношений: производственные, нравственные, правовые, политические, религиозные, идеологические определяют реальные, объективные, должные и зависимые отношения людей и групп в обществе. Для осуществления этих отношении существуют многообразные виды регуляторов.

Широкий класс внешних регуляторов занимают все социальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся:

  • общественное производство,
  • общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности),
  • социальные движения,
  • общественное мнение,
  • социальные потребности,
  • общественные интересы,
  • общественные настроения,
  • общественное сознание,
  • социальная напряженность,
  • социально-экономическая ситуация.

К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст.

В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия. В сфере политики - власть, бюрократия, социальные движения. В сфере правовых отношений - право, закон.

Общечеловеческими регуляторами выступают: знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическая ситуация, этнос, социальные установки, быт, семья

Более узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления. Прежде всего такими регуляторами выступают: большие социальные группы (этнос, классы, слои, профессии, когорты); малые социальные группы (общность, группа, сообщество, коллектив, организация, оппонентный круг); групповые явления - социально-психологический климат, коллективные представления, групповое мнение, конфликт, настроение, напряженность, межгрупповые и внутригрупповые отношения, традиции, групповое поведение, сплоченность группы, референтность группы, уровень развития коллектива.

К общим социально-психологическим феноменам, регулирующим социальное поведение, относятся, символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы, коммуникация, слухи, реклама, стереотипы.

К личностным составляющим социально-психологических регуляторов относятся: социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность.

Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы. Их обстоятельны и анализ содержится в трудах М. И. Бобневой (Бобнева, 1978). Социальные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкционирования, по механизмам распространения, по социально-психологическим механизмам действия. Например, правовые нормы вырабатываются, формулируются, утверждаются специальными государственными учреждениями, устанавливаются специальным законодательным путем, поддерживаются государством. Они всегда вербализированы, отражены в словесных конструкциях, объективированы в сводах законов, кодексах, уставах, отражены в нормативных актах.

Кроме писаных и неписаных общечеловеческих норм, которые позволяют оценивать поведение, регулировать его, существуют нормы, принятые в той или иной общности. Эта общность может быть как формальной, так и неформальной, иногда достаточно узкой по своему составу. Часто эти нормы регулируют отрицательные, с точки зрения большинства и государства, асоциальные формы поведения. Это - групповые нормы, регулирующие поведение отдельных групп и личностей. На основании этого, например, противоправное, преступное поведение относится к разряду нормативного поведения, т.е. регулируемого определенными нормами.

Этические нормы - нормы морали и нравственности - складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости). Основным критерием нравственности тех или иных норм является проявление в них отношения человека к другому человеку и самому себе как подлинно человеческому существу - личности. Моральные нормы - это, как правило, неписаные нормы поведения. Моральные нормы регулируют общественное поведение, групповое и личное.

Близкими по своему психологическому содержанию, способу происхождения и механизму воздействия к этическим нормам являются нормы религиозные. От общечеловеческих моральных норм их отличают конфессиональная принадлежность, более узкая общность, определяющая нормы и принимающая их как установления и правила поведения (заповеди разных религий). Эти нормы различаются по степени их нормативности (жесткости): действия религиозных норм фиксируются в церковных канонах, священных писаниях и заповедях, в неписаных правилах отношения к божественным, духовным ценностям. Иногда религиозные нормы имеют узколокальный ареал распространения (нормы поведения отдельных религиозных сект и их представителей). Иногда норма действует в пределах одной местности («в каждом приходе свой устав»).

К разряду не абсолютно директивно действующих норм социального поведения личности относятся ритуалы. Ритуалы - это конвенциональные нормы поведения. Это «прежде всего видимое действие лица или лиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какие-то явления или факты, и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать общественному настрою. При этом обязательны некоторые принципы: во-первых, общепринятая условность действия; во-вторых, общественная значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; в-третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или признанию важности факта или явления» (Королев, 1979, с. 36).

Наряду с социальными нормами макрогрупп, нормами политическими, правовыми, этническими, культурными, моральными, нравственными, существуют нормы многочисленных групп - как организованных, реальных, формализованных в той или иной структуре общества или общности, так и номинальных, неорганизованных групп. Эти нормы не носят всеобщего характера, они производны от социальных норм, это частные, особенные, вторичные образования. Это групповые, социально-психологические нормы. Они отражают как характер, содержание и форму более общих форм, так и специфику природы общности, группы, характер, форму, содержание отношений, взаимодействий, зависимостей между ее членами, ее частные особенности, специфику условии и целей (Бобнева, 1978, с. 35).

Групповые нормы социального поведения личности могут быть формализованными и неформализованными. Формализованный (оформленный, проявленный, фиксированный, внешне представленный) характер нормативной регуляции поведения представлен в организации как основной форме социального объединения людей. В ней существует определенная система зависимых и должных отношений. Все организации используют разнообразные нормы: стандарты, модели, шаблоны, образцы, правила, императивы поведения, действий, отношений. Эти нормы регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают, побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимодействий и взаимоотношений людей, в деятельности организации как целостного социального образования.

Внутренние регуляторы поведения. В системе воздействий внешних, объективно существующих факторов детерминации социального поведения личность выступает как объект социальной регуляции. Но главным при изучении социального поведения является понимание того, что личность - это не только субъект социального поведения, но и субъект регуляции этого поведения. Все психические явления выступают в двойном своем качестве: они 1) результат детерминации внешних воздействий и 2) определяют поведение и деятельность человека. Эти два плана объединены в главных функциях психического: отражения, отношения и регуляции.

Регулятивная функция психического в поведении и деятельности проявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в разных блоках психических явлений. Самые крупные блоки: психические процессы, психические состояния и психологические качества.

В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации поведения информацию. Мощным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей (в совместной деятельности и общении - как формах социального поведения) является устная и письменная речь (язык выступает внешним регулятором поведения). Внутренняя речь -один из психологических (интимных) регуляторов личного поведения. В составе психических процессов специфические регуляционные нагрузки несут такие явления, как инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач. Обобщающим когнитивный блок регуляторов является субъективное семантическое пространство.

Психические состояния составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения. Сюда относятся - аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация

Психологические качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального поведения. Эти качества существуют в двух формах - личностные свойства и социально-психологические качества личности. К первым относятся - внутренний локус контроля - внутренняя причинность, смысл жизни, активность, отношения, идентичность, направленность личности, самоопределение, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жизненные планы. К социально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторам поведения относятся: диспозиции, мотивация достижения, социальная потребность, аффилиация. аттракция, целевые установки, оценки, жизненная позиция.любовь, ненависть, сомнения, симпатии, удовлетворенность, ответственность, установка, статус, страх, стыд, экспектации, тревожность, атрибуция.

К собственно регуляционному блоку психических явлений относится мотивационно-потребностная и волевая сферы личности Исследования (В. Г. Асеев) показали, что различные особенности мотивационной системы, такие как ее иерархический, многоуровневый характер, двухмодальное (положительное - отрицательное) строение, единство актуального и потенциального, процессуального и дискретного аспектов, оказывают специфическое регулирующее влияние на социальное поведение личности. Мотивация, мотив, мотивировка осуществляют пусковой механизм регуляции поведения. Основным источником мотивации являются потребности человека. В эмоциональной сфере личности (чувствах, эмоциях, настроениях) осуществляются личностное отношение к происходящему, к самому социальному поведению, оценка событий, фактов, взаимодействия и взаимоотношений людей.

Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения.


Похожая информация.


В системе воздействий внешних, объективно существующих факторов детерминации социального поведения личность выступает как объект социальной регуляции. Но главным при изучении социального поведения является понимание того, что личность - это не только субъект социального поведения, но и субъект регуляции этого поведения. Все психические явления выступают в двойном своем качестве: они 1) результат детерминации внешних воздействий и 2) определяют поведение и деятельность человека. Эти два плана объединены в главных функциях психического: отражения, отношения и регуляции.

Регулятивная функция психического в поведении и деятельности проявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в разных блоках психических явлений. Самые крупные блоки: психические процессы, психические состояния и психологические качества.

В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации поведения информацию. Мощным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей (в совместной деятельности и общении - как формах социального поведения) является устная и письменная речь (язык выступает внешним регулятором поведения). Внутренняя речь - один из психологических (интимных) регуляторов личного поведения. В составе психических процессов специфические регуляционные нагрузки несут такие явления, как инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач. Обобщающим когнитивный блок регуляторов является субъективное семантическое пространство.

Психические состояния составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения. Сюда относятся - аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация

Психологические качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального поведения. Эти качества существуют в двух формах - личностные свойства и социально-психологические качества личности. К первым относятся - внутренний локус контроля - внутренняя причинность, смысл жизни, активность, отношения, идентичность, направленность личности, самоопределение, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жизненные планы. К социально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторам поведения относятся: диспозиции, мотивация достижения, социальная потребность, аффилиация. аттракция, целевые установки, оценки, жизненная позиция. любовь, ненависть, сомнения, симпатии, удовлетворенность, ответственность, установка, статус, страх, стыд, экспектации, тревожность, атрибуция.

К собственно регуляционному блоку психических явлений относится мотивационно-потребностная и волевая сферы личности Исследования (В.Г. Асеев) показали, что различные особенности мотивационной системы, такие как ее иерархический, многоуровневый характер, двухмодальное (положительное - отрицательное) строение, единство актуального и потенциального, процессуального и дискретного аспектов, оказывают специфическое регулирующее влияние на социальное поведение личности. Мотивация, мотив, мотивировка осуществляют пусковой механизм регуляции поведения. Основным источником мотивации являются потребности человека. В эмоциональной сфере личности (чувствах, эмоциях, настроениях) осуществляются личностное отношение к происходящему, к самому социальному поведению, оценка событий, фактов, взаимодействия и взаимоотношений людей.

Введение

Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Речь идет прежде всего об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в которых субъект поведения участвует как разумное существо, осознанно относящееся к своим действиям.

Социальное поведения это – система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой.

В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права – это и определяет проблему исследования темы.

Социальное значение регулирования поведения заключается и в том, что результат регулирования может быть как положительным, общественно значимым, так и отрицательным, противоречащим установкам, традициям, нормам общества, поэтому рассмотрение регуляции социального поведения личности как основного вопроса работы является наиболее актуальным.

Целью работы является рассмотрение социального поведения личности и его регуляции.

Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:

· Раскрыть понятие «социальное поведение»;

· Рассмотреть структуру социального поведения и его виды;

· Рассмотреть социальную регуляцию поведения личности и ее механизмы.


1. Социальное поведение

Отечественные психологические направления – рефлексология, реактология, поведенческая психология, зарубежные концепции бихевиоризма и необихевиоризма не решали проблем адекватного познания личности в системе ее социальных связей и взаимоотношений.

Критика этих направлений надолго исключила из научного оборота само понятие «поведение». Лишь в 80‑х годах XX в. в отечественной науке произошла реабилитация категории поведения, выявилась попытка ее использования для целостного понимания личности. Более того, как справедливо отметил болгарский философ В. Момов, в последнее время в области исследований человека все более перспективной становится проблематика, касающаяся поведения личности, – его целостный анализ, процесс его формирования и развития. «Поведенческая проблематика приобретает «лидерский статус» (В. Момов, 1977, с. 25). Возросший интерес к категории поведения не привел, однако, к однозначному общепринятому ее определению, В многочисленных ее определениях отмечаются разные признаки поведения. Прежде всего поведение – это форма связи, взаимодействия организма с окружающими условиями. Источником поведения являются потребности. Поведение в этом случае выступает в его классической форме как исполнительное звено этого взаимодействия, внешне наблюдаемая двигательная активность живых существ. Это – общая форма связи со средой животных и человека. Специфика поведения человека определяется тем, что своеобразна сама среда его жизнедеятельности. Это социальная среда. И человек в этом взаимодействии выступает как личность, представляющая собой явление социальное. Специфически человеческими признаками поведения выступают его общественная обусловленность, сознательный, активный, созидательный, целеполагающий, произвольный характер. Часто понятие поведения рассматривается в соотношении с понятиями «активность», «деятельность». В значительной степени это понятия перекрещивающиеся, особенно если к их определению добавляется характеристика «социальное» (социальная активность, социальная деятельность).

Общим основанием деятельности и поведения является активность. Это их родовое понятие, Видовая специфика заключается в том, что деятельность (предметная, практическая) фиксирует субъект-объектную связь человека со средой, поведение – субъект-субъектную связь личности с социальной средой. Поведение выступает как модус, форма существования личности. Своеобразие поведения личности заключается в том, что это социальное поведение. Социальное поведение является интегральной и доминирующей формой поведения и проявления личности. Все остальные виды активности определенным образом и в определенной степени зависят от него, обусловлены им, Обобщенная характеристика социального поведения заключается в том, что это – система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.


Либо, напротив, затрудняют усвоение этого опыта. 3. Интериоризация субъектом внешних социальных групповых регуляторов в процессе социализации Для объяснения природы асоциального поведения несовершеннолетних чрезвычайно важным оказывается выяснить, каким образом происходит усвоение социального опыта, формирование внутренней системы регуляции поведения индивида, процесс интериоризации, то...

Kelly, разработанной В.И. Похилько и Н.Н. Страховым). Объект данного исследования – категориальная структура обыденного сознания представителей различных поколений. Предмет – социальные установки по отношению к лицам пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия. Целью исследования - выявление социальных установок по отношению к лицам пожилого и старческого возраста...

Социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время): необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии. Необихевиористские концепции: 1. Теория агрессии и подражания (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных...

Только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. К коммуникационным барьерам в социальной психологии относят: психологические - интраверсию, неадекватную самооценку и т. п.; проблемы конуретной ситуации - ролевые конфликты, межгрупповые, содержательно сложные моменты (например...