Индуизм интересные факты. Интересные и шокирующие факты про индию и индуизм

Что знают про Индию, наверное, абсолютно все люди? Первое: Индия находится на втором месте после Китая по численности населения – на 2009 год, более 1 миллиарда. И второе: в Индии корова считается священным животным. Точнее – у индуистов и джайнистов.

Но кроме коров, индуисты трепетно относятся к обезьянам, змеям, а в городе Дешнок – еще и крысам. У индуистов даже есть праздник Нагапанчами, это день, когда поклоняются живым змеям. В этот день никто не работает. Змей приносят из леса и выпускают на улицу и во дворы. Их осыпают цветочной пыльцой, благодарят за спасенный от грызунов урожай и всячески угощают – молоком, топленым маслом, медом, куркумой и поджаренным рисом. К змеиным норам ставят цветы олеандра, красного лотоса и жасмина. Кстати, яд из желез змей не удаляют, так как считают это кощунством.

Итак, несколько интересных фактов про индуизм:

Индуизм исповедует около 1 миллиарда человек, и это третья по количеству приверженцев религия – после христианства и ислама.

Индуизм – это старейшая религия мира. Скорее даже не религия, а образ жизни.

В индуизме тысячи богов, и каждый индус может выбрать себе бога по своему вкусу. При этом вовсе необязательно поклонятся одному богу.

В индуизме нет стандартов и общепринятой доктрины, как нет и центрального органа управления. Но не смотря на то, в отличие от других мировых вероучений, в индуизме не было какого-то одного основателя, эта вера обладает собственной уникальной формой и чертами, выделяющими её в отдельную религию.

Ключевыми аспектами индуизма являются карма, сансара и мокша. Карма – это закон, согласно которому, судьбу человека определяют его собственные праведные либо греховные действия, страдания или наслаждения, которые он испытывает. Сансара - это круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Мокша – это освобождение от круговорота перерождений (сансары) и конец материальных воплощений.

Некоторые индуисты ведут монашеский образ жизни, цель которого – достижение духовного совершенства. Такие монахи полностью посвящают себя аскетическому образу жизни, дают обет безбрачия и сосредотачиваются на духовных практиках. Монахов в индуизме называют санньяси, садху или свами, женщин – санньясини. Монахи пользуются огромным уважением в индийском обществе. Они живут в монастырях, либо странствуют, полагаясь только на бога в обеспечении телесных нужд. Накормить странствующего садху, или оказать ему какую-либо другую помощь, считается очень благочестивым поступком, а для семейных людей к тому же является обязанностью.

Многие индуисты вегетарианцы – такой образ жизни считается одним из средств достижения чистого, благостного образа жизни. Но даже индуисты не-вегетарианцы употребляют мясную пищу нечасто, лишь менее 30% делают это постоянно. Также, подавляющее большинство индуистов-мясоедов не употребляют в пищу говядину. Забой коров ограничен или запрещен законом, во всех штатах Индии, кроме Кералы и Западной Бенгалии.

Обязательным обрядом для всех индуистов, за исключением санньяси и маленьких детей, является кремация тела после смерти.

В прежние времена, среди индуистов был очень распространен обряд «сати» - когда женщина, у которой умер муж, вместе с ним всходила на погребальный костер. По идее, сати – дело сугубо добровольное. Однако в некоторых общинах считалось естественным, что вдова должна умереть на костре, и от нее этого ждали, а соответственно оказывали давление. На сохранившихся рисунках, часто изображены сидящие на погребальном костре связанные женщины, на одном даже люди, стоящие вокруг костра, держат длинные шесты, чтобы не дать вдове выбраться из пламени.

Сати иногда совершается и в наше время, в основном в сельской местности. Так, в 1987 году, была сожжена бездетная 18-летняя вдова Руп Канвар; 18 мая 2006 года Видявати прыгнула в погребальный костёр своего мужа (по утверждениям людей) 35-летняя вдова, а 21 августа 2006 года, сгорела на погребальном костре своего мужа Прем Нарайана 40-летняя женщина, в районе Сагар.

Небольшой обзор об одном из самых шокирующих и странных городов мира и Индии, Варанси.

Индия – это удивительная страна. Но что нам известно о ней? Давайте немного приоткроем занавес и узнаем о ее странных обычаях, культуре и традициях.

Ниже представлены 12 интересных фактов об Индии, которые вас наверняка удивят!

1. Все крупные мировые религии представлены в Индии

Хотя 80 процентов индийцев являются последователями индуизма, интересным фактом является то, что в стране проживает большое количество крупных сообществ и всех мировых религий. Христианские общины и церкви можно встретить в Керале и на Гоа. Иудаизм в Индии представлен в форте Кохи в Керале.

Также в разных областях Индии соседствуют последователи джайнизма, буддизма, сикхизма и других религий.

2. В Индии самое большое число вегетарианцев в мире

Хотя не все индуисты вегетарианцы, и не все индийцы индуисты, вегетарианство является важной частью традиционных воззрений и взглядов традиций индуизма. Примерно 20-40% индийцев являются вегетарианцами, благодаря чему Индия является самой крупной вегетарианской страной в мире.

3. Индия – вторая самая крупная англоговорящая страна в мире

Количество людей, говорящих на английском языке, здесь немного меньше, чем в США. Еще один интересный факт об Индии это то, что английский язык является одним из 22 официальных языков Индии, и вспомогательным официальным языком правительства наряду с хинди. Всего 10 % индийцев знают английский, и небольшое меньшинство знает его как родной язык, но в стране с таким большим населением вы сможете практически всегда найти того, с кем вы сможете на нем общаться.

Достопримечательности Индии

4. Кумбха-Мела является самым крупным собранием людей в мире

Кумбха-Мела – это обряд индуистского паломничества, которое с каждым годом становится все больше. Его проводят каждые три года в одном из городов Аллахабад, Харидвар, Нашик и Уджайн, но собрание в Аллахабаде, которое проводят каждые 12 лет, является самым крупным и священным. Интересный факт: в 2013 году фестиваль собрал около 100 миллионов людей.

5. Индия с давних времен является центром моды

Среди интересных фактов об Индии есть еще то, что с древних времен индийские ткани продавались по всему миру, и страна долго была известна, как производитель лучшего хлопка и шелка. Одним из последствий британского колониализма стало обеднение производителей индийского текстиля.

На сегодняшний день индийская индустрия моды вновь процветает, а недели моды постоянно проводят в Дели, Мумбаи и Бангалоре. Также в Индии сохранились многие традиции, такие как ручное ткачество и ручная набивка.

6. По всей пустыне можно найти ступенчатые колодцы

В сухом климате северной и западной части Индии вода не всегда является общедоступной, и часто ее приходится добывать из-под земли. Многие ступенчатые колодцы в Дели, Раджастане и Гуджарате были высечены и украшены, как храмы с зигзагообразными ступенями со множеством туннелей и балконов, которые ведут к воде.

Одними из самых красивых ступенчатых колодцев являются Чанд Баори недалеко от Джайпура и Аджалаж за пределами Ахмадабада.

7. Мегхалая является самым дождливым населенным местом в мире

Хотя засушливые пустыни Раджастана на западе более известны, северо-западный штат в Мегхалая является самым дождливым населенным местом в мире, и это довольно интересный факт! Так, например деревня Маусинрам получает ежегодно 11 871 миллиметров осадков.

8. Мосты, сделанные из живых деревьев

В штате Мегхалая можно найти удивительные мосты, которые создавались природой больше 500 лет. Такие мосты из корней и вьющихся стеблей гораздо прочнее деревянных мостов, которые бы быстро сгнили во влажном климате Мегхалаи.

9. В Индии находятся самые крупные солнечные часы в мире

Комплекс обсерваторий Джантар-Мантар в Джайпуре и Дели, построенные в 18 веке, когда-то были местом, где готовили астрономические таблицы и предсказывали движения Солнца, Луны и планет невооруженным глазом.

Джантар-Мантар в Джайпуре является самым крупным, и оснащен 19 архитектурными астрономическими инструментами, включая самые крупные солнечные часы в мире. Обсерватория в Дели меньше, но не такая многолюдная, и вы даже можете забраться на некоторые структуры.

10. Существует больше 140 видов традиционных индийских десертов

Интересный факт: в каждом регионе Индии есть свои отличительные десерты: петха- десерт из вареной тыквы из Агры, даулат ки чаат, сделанный из пенки молока, который продают в Дели только зимой, расаголла – бенгальские шарики на основе молока в сиропе, гажар ки халва, сделанная из натертой моркови и популярная на севере, рисовый пудинг кхир или джалеби – завитки из теста, пропитанные в сиропе.

Индийские десерты очень сладкие, сделанные с большим количеством топленого масла и приправленные кардамоном, корицей, шафраном, кокосом, розовой водой или орехами.

11. В Индии 6 времен года

Согласно индуистскому календарю в Индии 6 времен года: лето, осень, зима, весна, сезон муссонов и сезон преддверия зимы.

12. Самая большая семья в мире

Среди интересных фактов об Индии есть еще один — Зиона Чана является главой самой большой семьи в мире. У него 39 жен, 94 ребенка и 39 внуков. Они живут в 4-этажном 100-комнатном доме в деревне Бактванг в штате Мизорам.

Достаточно посмотреть несколько фильмов производства «Болливуда», чтобы понять: концепция реинкарнации является одной из основ индуизма. Впрочем, Индия – не единственная страна, в которой верят в переселение душ. И не только потому, что индуизм исповедуют люди в различных точках земного шара, но и потому, что сама концепция реинкарнации свойственна многим религиям. Особенно часто она встречается в верованиях различных традиционных племен по всему земному шару.
Что же это за штука такая, реинкарнация? Сам термин «реинкарнация» произошел из латинского языка и буквально означает «повторное воплощение». В индуизме этот процесс известен как «Пунарджанма». Подробнее об индуистском видении реинкарнации можно узнать, прочитав различные мифы о том, как бог Вишну перевоплощался в различных существ, чтобы помочь людям. Говоря простым языком, реинкарнация - это переселение души. Люди, верующие в реинкарнацию, позиционируют человека не как тело, обладающее душой, а как душу, у которой есть тело. После смерти тела душа может его поменять, так же как мы меняем одежду, когда она изнашивается. Однако, душа не может выбрать абсолютно любое «понравившееся» ей тело, ведь каждое следующее перевоплощение зависит от того, как человек прожил свою предыдущую жизнь – от его кармы. Так, если человек вел себя недостойно, он может переродиться в птицу животное или любую другую форму жизни.

Как же все это видят люди, которые в это верят? Вот семь самых интересных фактов о реинкарнации, которые вам будет полезно узнать.

Незавершенные дела и невыполненные желания

Если у умершего остались какие-то незаконченные дела или неисполненные желания, душа не может переродиться в новое тело. Она так и будет слоняться между двумя мирами, пока её желания не исполнятся, а дела не будут завершены.

Избиение мертвеца

Именно так со стороны выглядит обычай, который необходим для того, чтобы стереть все воспоминания души о жизни её умершего тела. Дело в том, что, согласно индуистским поверьям, душу нужно освободить от воспоминаний о её прошедшей жизни. Именно поэтому в ходе одно из посмертных ритуалов индуисты сильно бьют умершего по голове: необходимо, чтобы душа забыла свою жизнь. Воспоминания о прежней жизни души могут негативно повлиять на её следующую жизнь.

Память сохраняется

Несмотря на все усилия, воспоминания нельзя стереть полностью: они сохраняются, но остаются в подсознании нового существа. Вообще, индусы верят, что наше подсознание хранит информацию обо всех событиях, случившихся с нашей душой во время всех её земных жизней. Но, так как наша душа не достаточно чиста, мы не можем соединиться с Брахмой (индуистское имя главного Бога) и вспомнить все наши жизни. Лишь немногие люди, практикующие медитацию и садхану, могут вспомнить свои предыдущие жизни.

Не только у кошки есть несколько жизней

Согласно индуизму, каждое живое создание имеет 7 жизней. Все эти семь жизней душа будет перерождаться снова и снова, в зависимости от своей кармы. По истечению седьмой жизни душа обретает свободу (в индуизме это называется Мокша).

Колесо сансары

Рождение, смерть и перерождение – естественные этапы существования души. Как только она принимает форму нового тела, она обретает и новое эго. Если душа злоупотребляет тем хорошим, что досталось ей вместе с новым телом, она теряет чистоту. Таким образом, когда тело умирает, бессмертная душа остается один на один с совершенными грехами, а значит, ей нужно будет очиститься в следующей жизни (это обычно происходит через страдания). Вот почему индусы верят, что все блага (или неудачи) этой жизни являются результатом их прошлых жизней.

Реинкарнация не мгновенна

Душа не сразу находит новое тело. Может пройти год или даже десятки лет перед тем, как она сможет начать новую жизнь в новом теле, ведь оно должно подходить душе по кармическим параметрам.

Третий глаз

Индуистские тексты и иллюстрации свидетельствуют о том, что у всех нас есть третий глаз: мы просто не смогли его открыть. Из-за этого мы не можем увидеть нашу карму. Третий глаз – глаз просвещения. Его можно «открыть» с помощью практик садхана и дхьяна, которые также могут помочь нашей душе подняться на новый уровень. Именно таким путем достиг просвещения Гаутама Будда.

Индуистские писания создавались на протяжении тысячелетий, и излагаемые в них богословие и философия дают возможность для духовного осознания и являются руководством в духовной жизни и практике дхармы. Среди всех текстов индуизма Веды и Упанишады пользуются наибольшим авторитетом и считаются наиболее значимыми и древними. К другим важным священным писаниям относятся Пураны и древнеиндийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Часто говорится, что основная суть ведического знания изложена в «Бхагавад-гите», которая представляет собой философскую беседу между Кришной и Арджуной.

Арии смешались с местными племенами, называемыми в Ригведе Даса. В результате состав общества усложнился, что привело сначала к варновой, а затем к кастовой системе, которые стали социальной базой индуизма. В новой системе первостепенная роль отводилась брахманам — знатокам Вед и главным исполнителям обрядов.

Брахманизм получил распространение в Индии в 1 тысячелетии до н.э. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями, в основном буддизмом и джайнизмом. К концу 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с Ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни.

Период "смешивания" представлений о мире протоиндийской культуры и арийцев называется периодом брахмазизма. Картина мира, предлагаемая брахманами, была предельно ритуализованной. Она делила мир на два уровня, сакральный и профанный; им соответствовали мир богов и мир людей. Заметно усилилась символическая сторона ритуала и выделилось главное действующее начало всех ритуальных процедур. Оно же стало пониматься как субстрат всех вещей в мире. В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати. Он стал персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего, порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта идея получила в концепции индуистской триады (тримурти): боги Брахма, Вишну и Шива выполняли функции сотворения мира, его сохранения и разрушения и мыслились как единое целое, воплощая триединство божественных сил.

В эпический (VI—II век до н. э.) и последовавший за ним пуранический периоды были записаны первые версии древнеиндийских эпосов «Рамаяны» и «Махабхараты», хотя устно они передавались в течение многих веков до и после этого периода. В этих эпических произведениях описываются истории о правителях и войнах древней Индии, которые преподносятся в сочетании с религиозными и философскими трактатами. В Пуранах описываются истории различных аватар, а также девы, их взаимоотношения с людьми и битвы с демонами.

Далее следовал такой период развития индуизма, как период Упанишад. Согласно глубинной мировоззренческой установке упанишад, отношение божества к миру рассматривается через их всеединство. Божество может представать во множестве персонификаций, но с точки зрения конечной истины оно — высшая объективная реальность и внеличностный абсолют — брахман. Он невыразим, не может быть описан в терминах дифференциальных признаков и непостигаем в рамках какой-либо логики. Точнее всего он определяется апофатически.

Как видите, как религиозный феномен, индуизм отличается необычайной сложностью и противоречивостью , если не сказать больше: многим он кажется запутанным, хаотичным и трудно постижимым. До сих пор нет даже удовлетворительного определения понятия "индуизм" и четкого объяснения, что же относить к нему, каково содержание и границы этого понятия.

Чтобы обобщить сказанное, приведём интересный пример: юридическое определение индуизма было дано Верховным Судом Индии в 1966 году. С уточнениями, внесёнными 2 июля 1995 года, оно включает 7 основных признаков:

  1. «почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах»;
  2. наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения, вытекающей из признания того, что истина многогранна;
  3. признание космического «великого мирового ритма» — огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии;
  4. вера в перерождение (реинкарнацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности);
  5. признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений») достижимо различными путями;
  6. осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов»;
  7. понимание того, что, в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием опредёленного набора философских постулатов.

Таким образом, хоть индуизм и представляет собой огромный конгломерат теорий, взглядов, практик более или менее ранних, общие черты всё же прослеживаются очень и очень чётко.