Мастер-класс по рисованию «Огонь рябины красной». Рисование ягод рябины детьми старшей группы детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 272 городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

/рисование/

на тему

«Ветка рябины в вазе»

Подготовительная к школе группа

Подготовила:

Фаттахова Л.Р.

воспитатель

Программное содержание

Задачи:

    1. Образовательная.

Ф ормирование представлений о красоте природы через средства изобразительной деятельности на примере дерева рябина.

Расширять представления детей о природе, в частности о дереве рябина.

    1. Развивающая.

Формировать умение рисовать с натуры, сопоставлять рисунок с натурой.

Формировать умение передавать в рисунке характерные особенности ветви рябины: строение ветви, формы и окраски листьев, ягод.

Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом).

Формировать умение строить композицию рисунка.

Развивать память, воображение, творчество.

    1. Воспитательная.

Воспитание чувства прекрасного через средства изобразительной деятельности.

Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование :

Технические средства: проектор, ноутбук, музыка – фон Цикл «Времена года»: «Октябрь», П.И.Чайковский;

Методические средства: ветви осенних деревьев (береза, рябина, клен, осина), ветка рябины в вазе, зеленая скатерть;

Организационные средства: зеленые листы бумаги А4, простой карандаш, кисточки №1, №3, акварельные краски, салфетки.

Предварительная работа с детьми : наблюдения осенних явлений в природе, рассматривание кустов и деревьев, расцвеченных осенью. Чтение рассказов и стихов об осени, о рябине в частности.

Взаимодействие с семьями воспитанников : даны рекомендации родителям устраивать семейные прогулки в лес, парки, скверы; во время прогулок обращать внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде; внимательно рассмотреть деревья, их стволы, ветки, листья; обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью; собрать листья деревьев разного цвета; научить ребенка видеть в природе красивое, поговорить об этом.

Методические приемы:

    Игровой

    Наглядный

    Показ

    Упражнение

Технология экспериментирования

    Смешивание красок

Технология музыкального воздействия – использование музыкального сопровождения

    Релаксационное упражнение под музыку

    Рисование под музыку

Словарная работа: эскиз, натюрморт.

Развивающая среда: выставка книг, оформление уголка природы на тему «Осень» (природный материал: шишки, желуди, листья разных деревьев и т.п.).

Предварительная работа: сбор теоретического и практического материала по теме, подготовка необходимого оборудования и материала.

Ход НОД

1.Организационный момент:

Цель: создать благоприятную атмосферу для общения, настроить детей на предстоящую деятельность

Задачи:

Обеспечить мобилизацию внимания детей;

Воспитатель: Сегодня утром, когда я ехала на работу, мне повстречался хозяин леса – леший. Он просил мне передать вам от него подарок из леса. Посмотрите – это ветви осенних деревьев.

Воспитатель: Скажите, ветви каких деревьев он передал? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, зачем он их вам передал? (ответы детей).

Воспитатель: Леший попросил мне передать сказать вам, чтобы вы не опоздали посмотреть волшебное превращение природы, когда она меняет свой наряд, дарит нам свои плоды. И позвал всех вас в лес, в парки, чтобы вы погуляли там и насладились красотой осеннего леса, красочного убранства природы, собрали листья для будущих ваших работ.

2. Ход НОД:

Воспитатель: Понравился вам подарок лешего? (ответы детей).

Воспитатель: Как же он узнает, что подарок от него мы получили? Посмотрите на ваши столы (ответы детей).

Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в художников и нарисуем одну из ветвей осеннего дерева. А какую, послушайте загадку и отгадайте:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

Что за дерево? (ответы детей).

Описание и рассматривание иллюстраций с изображением рябины в разное время года (слайд 1-8).

Знакомство с народными приметами про рябину:

В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухой.
Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы.

Чем больше рябины уродилось, тем больше снега выпадет.

Физкультминутка:

По тропинке леший шёл,

На поляне гриб нашёл (ходьба на месте).

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок (приседания).

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (потягивание – руки вверх)

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся (наклоны вперед и назад).

И налево, и направо повернулся.

Вот и славно (повороты туловища вправо и влево ).

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку (дети садятся за столы ).

Словарная работа: натюрморт.

Стихотворение «Натюрморт», Григорий Гладков.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Иди бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это натюрморт.

Рассматривание с детьми ветки рябины в вазе, уточнить ее особенности, активизируя ребят.

Как будет располагаться ветка рябины в вазе на листе бумаге?

Ветка длиннее вазы или нет?

Сколько веток с листьями отходит в стороны от главной ветки?

Сколько гроздьев с ягодами?

Какой формы листья?

Какого цвета?

Объяснение и показ порядка выполнения рисунка с натуры: ветка рябины в вазе.

Словарная работа: эскиз – набросок будущего рисунка.

Выполнение натюрморта детьми под фоновую музыку Цикл «Времена года»: «Октябрь», П.И.Чайковский. В процессе деятельности педагог помогает детям при необходимости.

Физкультминутка по окончании выполнения рисунка детьми:

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку (п отягивания - руки вверх).

Ей не просто жить на свете -

Ветер крутит, крутит ветер (в ращение туловищем вправо-влево).

Но рябинка только гнется,

Не печалится - смеется (н аклоны в стороны)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую (д ети машут руками, изображая ветер).

3. Итоги. Анализ занятия

По окончании работы предложить детям побывать в картинной галерее и рассмотреть все рисунки, выделить работы наиболее похожие к натуре и отобрать те, какие отправить по почте хозяину леса – лешему. При анализе детских работ добиваться развернутого обоснования выбора того или иного рисунка.

Что мы сегодня с вами рисовали?

Какие способы мы с вами сегодня использовали?

Что вам понравилось больше всего?

Ваши рисунки похожи на ветку рябину в вазе?

Какие работы мы отправим лешему? Почему?

Сюрпризный момент. Вручение медалей «Юный художник».

Список использованной литературы:

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М., 2005.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Интернет-ресурсы

«Ветка рябины».

Конспект занятия по изодеятельности (рисование) в подготовительной группе

Тема : « Ветка рябины » . Цель : систематизировать знания детей об осени.

Описание материала : предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме : « Ветка рябины » . Это занятие направленно на воспитание чувства прекрасного и развитие творческих способностей детей.

Конспект НОД по занятие по рисованию в подготовительной группе . Тема : « Ветка рябины » .

Интеграция образовательных областей. «Познание» . «Коммуникация» . «Социализация» . «Чтение» . «Труд» . «Художественное творчество»

Образовательные : развивать умение планировать расположение предмета на листе бумаги, передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листьев) .

Развивающие : учить новому техническому приему – двухцветному боковому мазку, гроздья рябины изображать методом тычка, развитие организационных умений : называть тему занятия , понимать цель задания, названную педагогом; работать по плану, предложенному педагогом; развивать коммуникативные умения : помогать друг другу, выражать свои действия в речи. Развивать мелкую моторику.

Воспитательные : воспитывать трудолюбие, активность, выдержку, умение слушать взрослого и сверстника не перебивая, доводить начатое дело до конца, любовь к природе.

Материал :

1. Акварельные краски;

2. Альбомные листы бумаги 20/15 см. ;

3. Иллюстрации ветвей рябины ;

4. Натуральная ветка рябины ;

5. Кисти;

6. Салфетки, стаканчики под воду,

7. Ватные палочки.

Предварительная работа :

прогулка в парк школы, наблюдение за рябиной , чтение стихов, загадок о рябине .

Ход занятия:

Педагог загадывает загадку :

В красном платьице девица,

Вышла с осенью проститься.

Осень проводила,

Платье снять забыла.

И на красные узоры

Первый снег ложится. ( Рябина )

Правильно это рябина .

Улетели птицы разные.

Смолк их звонкий перепев.

А рябина осень празднует ,

Бусы красные надев.

Педагог предлагает детям рассмотреть ветку рябины , попробовать ягоды на вкус.

- Ветка у рябины тонкая , слегка изогнутая под тяжестью ягод. Лист у рябины сложный , состоит из расположенных попарно узких листиков. Ягоды рябины собраны вместе в кисти, гроздья имеют овальную форму.

Далее педагог предлагает красиво нарисовать ветку на листе бумаги (по центру, из нижнего угла в верхний угол по диагонали) .

Ветка и черешки листьев рисуются концом кисти, тонко, легким движением, линия ломанная, тем самым, передавая живость рисунка, кончик кисти смотрит вверх.

Листья рисуются попарно способом примакивания (ворс кисти кладут плашмя на лист и аккуратно приподнимают) .

Педагог обращает внимание на осеннюю окраску листьев рябины . Каждый листик не одноцветный : один зеленый с оранжевым кончиком, другой желтый, и т. д.

Такие двухцветные листочки можно нарисовать сразу , если всю кисточку обмакнуть в желтую краску, а ее кончик – в оранжевую и приложить боковой стороной к бумаге.

Педагог обращает внимание детей, что ягоды расположены близко друг к другу, и одни частично загораживают другие. Предлагает нарисовать ягоды рябины с помощью ватных палочек, показывает и рассказывает детям :

Смочив хорошо нужный цвет краски, обмакнув в оранжевую краску ватную палочку, ставим отпечаток на листе бумаги; затем, обмакнув в красную краску, ставим отпечаток рядом с оранжевым отпечатком и т. д. Отпечатки можно накладывать друг на друга, делать их разной плотности (более темные и светлые) . А когда подсохнут ягоды рябины , кончиком тонкой кисти дорисовать точки – тычинки ягод и мелкие веточки.

В конце занятия рисунки рассматриваются, выбираются наиболее удачные, индивидуально обсуждаются недостаточно выразительные. Рисунки выставляют на стенд, украшают группу .

Назначение: подарок, украшение интерьера.
Цель:
выполнение рисунка в технике: рисование пальцем.
Задачи:
1. Создать обстановку комфортного психологического климата.

2.Учить изображать акварельными красками на листе бумаги ягоды рябины, используя технику: рисование пальцем.

3.Развивать умение смешивать краски на листе бумаги,напалитре.

4.Воспитывать умение замечать и отражать в рисунке красоту природы.

У рябинушки ладошки
Зацелованы дождями.
Ягод пламенная крошка
На ветвях и под ногами.

В народном календаре есть день, Петр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентября, время созревания плодов рябины. В этот день ветки рябины связывали в пучки и развешивали под крышами домов, сараев, различных хозяйственных построек. Этот обычай связан с представлениями о рябине как о дереве, способном защитить от всяких бед.

Рябина считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались по садить рябиновое деревце.

Загадка:
Много ягодок - огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная...(Рябина)

Приступим к работе . Для рисунка нам понадобятся: белый плотный лист бумаги (лучше акварельной); акварель, две кисточки: пони или белка № 1 и № 2; двойной стакан-непроливайка для воды.

Работу будем начинать с тонирования листа бумаги. Для этого нам понадобятся акварельные краски, поролоновый тампон, вода.

Пропитываем тампонводой, лишнюю воду отжимаем.

Набираемнужный оттенок акварели, наносим ровным слоем на лист бумаги. Тонировать лист можно одним цветом, или смешивая постепенно на листе бумаги, плавно переходя от одного цвета к другому.

Набираем на кисть (№1) акварель коричневого цвета и по диагонали наносим рисунок ветки рябины.

Этой же краской и кистью рисуем маленькие веточки на конце дляпервой кисти рябины и для второй.

Чтобы нарисовать ягоды рябины, будем использовать технику « рисование пальцем».Подушечку одного пальца опускаем в красную гуашь(как бы набираем краску на палец).

Делаем отпечаток пальцем в том месте, где наметили рисовать ягодки.

Описание материала
: Осень это очень яркая и красивая пора, ни в одно из времен года мы не встретим столько красок. Хочется надолго запомнить эту яркую картину, а особенно красива Рябина. Она, словно молодая девушка, накинула на плечи красивый платок из ягод – бусинок. Я предлагаю вам конспект занятия для дошкольников среднего возраста (4-5 лет). Занятие получается интересным, загадочным, ярким. Дети с удовольствием выполняют работу, вносят свою частичку тепла и внимания к птицам, прилетающим к нам зимой на рябинку. Занятие знакомит детей с деревом - Рябиной, материал будет полезен воспитателям средних групп
Конспект занятия по рисованию в средней группе,

нетрадиционная техника выполнения на тему «Ветка

рябины»

Цель:
- освоить новую технику рисования – прикладывание - учить детей анализировать иллюстрации, выделять главное, умение описывать по плану - познакомить с зимующими птицами, учить заботиться о птицах зимой - развивать мелкую моторику рук
Материалы для занятия
: - шаблоны веточек рябины, - иллюстрации «Ветка рябины», - иллюстрация «Птицы на рябине», - карандаши, красная гуашь, - шаблоны дерева и птиц, - фонограмма «Звуки птиц в лесу»
Ход занятия

Воспитатель
: Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Воспитатель:
Словно девушка молодая, стоит рябина в своем осеннем одеянии, накинула на плечи платок разноцветный, да надела ярко красные бусы из ягод.
Воспитатель
: Ребята, посмотрите на доску. У меня здесь изображены веточки рябины, давайте их рассмотрим…(фото №1)

Воспитатель:
Каким цветом веточки на ней? (зеленые, желтые)
Воспитатель
: Каким цветом ягоды? (красные)
Воспитатель
: Какой они формы? (круглые)
Воспитатель
: Как ягоды располагаются? (близко друг к другу, образуя грозди)
Воспитатель:
Зимой когда на улице холодно и голодно, на рябину прилетают разные зимующие птицы, давайте посмотрим какие? (Показ иллюстрации «Птицы на рябине»)
Воспитатель:
Каких птиц вы знаете? (снегири, дятел, синица, воробей, клест)
Воспитатель:
Ребята помните, что зима суровая, холодная и птицы под снегом, не могут найти себе корм, не забывайте зимой их подкармливать!

Воспитатель:
Сегодня мы попробуем нарисовать гроздья рябины, с помощью гуаши и карандаша, необычным способом, прикладыванием карандаша (Показ выполнения работы)
Воспитатель
: А чтобы работа получилась красивой, мы немного отдохнем и приступим к выполнению задания
Физминутка
: Осень в гости к нам пришла, (ходьба на месте) Дождь и ветер принесла,(вращения руками) Ветер дует, задувает, С веточек листву срывает, (хлопки над головой) Листья по ветру кружатся, (покрутится вокруг себя) И под ноги нам ложатся, Ну, а мы гулять пойдем все листочки соберем. (наклоны вперед) (Предложить детям пройти за столы для выполнения работы) (Индивидуальный показ, корректировка действий)

Воспитатель
: Ребята, на нашей доске есть дерево, но оно не веселое, давайте с помощью наших гроздей рябинок, которые мы изготовили, украсим его и оживим (фото №6-7)

(Звучит фонограмма «Звуки птиц в лесу», воспитатель уходит за дверь, и вносит макеты птиц, украшает ими дерево)
Воспитатель
: Ребята, сегодня к нам на рябину прилетели гости, поклевать наших ягод, они нас благодарят за вкусное угощение…

Задачи

:
1. Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, развивать чувство композиции. 2. Воспитывать эстетически - нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках. 3. Развивать графические навыки, моторику рук.
Нетрадиционные

техники

:
Печать ладошкой, рисование пальчиками. Предварительная работа: Беседа о море, как среде обитания разных морских животных и растений. Рисование в технике печать ладошкой: « Птичка », « Тюльпан », « Рыбка », морское дно.
Материалы

оборудование

:
Банки с водой, поваренная соль, два яйца. Листы с морским фоном, гуашь в тарелочке (зеленая, желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная); салфетки влажные. Презентация с морской тематикой, изображения дельфина, ската, морской звезды, морской черепахи, акулы, осьминога, иллюстрации к рассказу « Семья осьминожков »; Музыкальное сопровождение Сен - Санс « Аквариум ».
Ход

занятия

:
- Ребята, здравствуйте. Сегодня я предлагаю вам отправиться в морское путешествие. А для этого нам надо переодеться в настоящих моряков (одеваю бескозырки, морские воротнички) и скорее занимайте свои места на подводной лодке. Включается проектор со слайдами изображением моря - Ребята, посмотрите на картинку. Что на них изображено? (море) - Море какое? (глубокое, сильное, огромное) а еще какое оно? Правильно соленное. Поэтому в море легче учиться плавать, потому что соль выталкивает нас на поверхность, а давайте мы это проверим так ли это.
Эксперимент
Эффект « Моря » Понадобится мелкая соль, большая емкость, сырое яйцо и вода. Заполним посуду до половины водой, аккуратно опустим яйцо в воду – оно утонет и останется лежать на дне. Теперь достанем из воды яйцо, насыпаем порядка 10 чайных ложек соли размешиваем до полного растворения и снова погружаем яйцо в воду. На этот раз яйцо всплывет на поверхность. Наш эксперимент доказал, что в море легко учиться плавать, потому что оно саленное, а соль держит нас на поверхности. А теперь мы с вами будем погружаться в море на нашей подводной лодке.
- Там в глубине, в пучине вод живет большой скат, морская звезда, большая морская черепаха и благородные дельфины, и хищница акула, и необыкновенный осьминог. Я вам хочу рассказать одну историю, которая произошла в одной семье осьминогов: (картинка семьи осьминогов) Жил осьминог со своей осьминожкой А папа за детишками остался наблюдать И было у них осьминожков немножко Их надо было разбудить, одеть, умыть и накормить Все они были разного цвета: И вывести гулять. Первый зеленый, второй фиолетовый Только мама за порог Третий, как спелая ягода красный Малыши с кроваток скок Словом не дети, а тюбики с краской. Поменяли все цвета Но была у детишек плохая черта, Стали цветом как вода. Они как хотели, меняли цвета Папа деток своих ищет Каждый мог сделаться цвета любого, Папа ползает по днищу От темно красного до голубого. Нет ребят – беда, беда Вот однажды камбала маму в гости позвала, И кругом одна вода. Чтобы с ней на глубине поболтать наедине. Бедный папа загрустил Мама рано поднялась, мама быстро собралась Нет у папы больше сил. - Ребята, папа какой? (грустный, невеселый, расстроенный) - Что случилось у папы осьминога? (он потерял своих ребят) - Давайте поможем папе осьминогу найти своих деток. Поможем? Нам ребята, предстоит раскрасить осьминожков, чтобы папа смог их найти. Наши ручки нам уже много раз помогали. Что мы рисовали при помощи наших ладошек? (рыбку, тюльпан, птичку). А сегодня я покажу вам как ладошками нарисовать осьминожков. Но прежде чем приступить к работе нам надо сделать морскую зарядку. Физминутка. В море быстро мы спустились, Наклонились и умылись, Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно. Две ладошки прижму И по морю поплыву, Две ладошки, друзья, Это лодочка моя. Паруса подниму И по морю поплыву. А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. Молодцы присаживайтесь на свои мета. Перед вами лежат тарелочки с краской у каждого своя краска, покажите мне свою ладошку, а теперь окуните свою ладошку в тарелочку, вся ладошка должна поместиться в краске. Теперь этой ладошкой мы ставим печать на листочке. Вытрем как следует ладошки об салфеточку. Перевернем листок пальчиками вниз. Вот такие у нас получились осьминожки! А теперь покажите мне большой пальчик. Этот большой пальчик на палитре окунаем в белую краску и ставим два глаза. Вытираем пальчик об салфеточку. А сейчас погрозите мне своим указательным пальчиком. Вот так! Окуните свой пальчик в краску розовую. Поставим печать вот здесь – это будет носик. А теперь покажите мне самый маленький пальчик на вашей ручке - мизинчек. Окунем его в черную краску и оживим глазки. Поставим печать прямо в белые кружочки. Вот теперь осминожки посмотрели на нас своими глазками. Вот ребята, осминожков мы нашли, ну вот они и очутились дома. (меняю картинку грустного папы на веселого)- Посмотрите ребята, а папа осьминог улыбается. Теперь папа какой? (веселый, счастливый, радостный). А вот и мама вернулась, посмотрела - все в порядке и улыбнулась (выставляю картинку мамы). Тише ребята! Мне кажется папа нам что - то говорит (прислушиваемся), ребята, папа говорит вам большое спасибо за помощь. Ну а теперь нам пора возвращаться на сушу но для этого нам надо выполнить еще одно морское задание нам надо показать обитателей морского дна Игра « Море волнуется, раз » Дети садятся на подводную лодку (на стулья) и появляется картинка суши. А я ребята вам скажу, вы не только настоящие художники, вы еще и молодцы, вы сегодня совершили хороший поступок - помогли папе найти своих деток. Спасибо вам ребята. Муниципальное дошкольное образование учреждение г.о. Балашиха детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка»
открытого занятия по нетрадиционной технике рисования

отпечаток ладошкой и рисование пальчиками
средняя группа
Подготовила и провела Воспитатель: Панова К. В. Март 2013 г. На пятом году жизни ребенок активно развивается и растет. Как правило, проявляется стремление к самостоятельности, когда ребенку необходимо делать что-то самому, без помощи взрослого. Также возникает и развивается умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел. Но самое главное, развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная. Наряду с этим идет активное развитие воображения. Тогда как ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтает, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. Поэтому немаловажное значение на данном возрастном этапе следует уделять именно развитию творческих способностей детей, а именно рисованию, потому как в рисуя у ребенка включается мышление, он фантазирует, представляет свои образы и сюжеты. Совершенствуются и технические навыки творческой деятельности. Одной из задач программы обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста по разделу «Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество» является формирование умений и навыков собственной изобразительной, декоративной деятельности, в том числе развитие изобразительно-выразительных умений, освоение изобразительных техник, формирование технических умений. Учитывая тот факт, что планирование включает лишь формирование умения работать кистью, возникает вопрос о внедрении методики рисования нетрадиционными способами в процесс обучения не отходя от программы, то есть в свободное от специально-организованной деятельности время. Нетрадиционные техники рисованияформируют у детей не только технические навыки рисования, но учат создавать их свои неповторимые образы, повышают интерес к рисованию, развивают воображение и творческие способности. Овладение нестандартными способами искусства побуждает детей к творческим поискам, развивает чувство цветовосприятия, композиции. Нетрадиционные техники рисования используют на сегодняшний день все чаще как в дошкольных учреждениях, так и для развития творческих способностей детей в домашних условиях. Все потому, что искусство изображать не основываясь на традиции, выглядит более оригинально и
неординарно. И своеобразные, необычные способы рисования увлекают и восхищают детей, развивая тем самым творческий потенциал каждого ребенка. Поскольку дети отражают свои впечатления об окружающей действительности в изодеятельности, такой вид творчества носит развивающий характер. В современном развитом информационном пространстве можно найти великое множество техник нетрадиционного рисования. Среди них самые распространенные рисование методом тычка, рисование пальчиками, кляксография, набрызг, раздувания краски, оттиск печатками из картофеля и других овощей и фруктов, техника выполнения витражей (клеевые картинки), шаблонография. При выборе той или иной техники для использования в своей работе прежде всего учитывала возрастные возможности детей группы, а также хотелось выбрать самый необычный способ отображения предметов и окружающей среды, оригинальный и неповторяющийся, но в то же время отличающиеся своей простотой и доступностью. Одним из таких способов является, на мой взгляд, рисование манной крупой. Рисованию манной крупой развивает творческую фантазию, самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов, мелкую моторику пальцев рук, что является актуальным на данном этапе развития ребенка, а также воспитывает аккуратность, эстетичность.
Конспект занятия

Задачи:

Образовательные
: формировать умения рисовать манной крупой; наносить рисунок по всей поверхности, наносить клей, ; 
Развивающие:
развивать творческие способности детей, воображение и восприятие окружающего мира. Развивать мелкую моторику рук, 
Воспитательные:
воспитывать доброе и нежное отношение к домашним животным, воспитывать аккуратность при выполнении работы, умение ее старательно выполнять.
Предварительная работа:
рассматривание с детьми картинок с изображением кошки. Чтение - С.Маршак «Усатый – полосатый», заучивание потешек про кошку.
Оборудование и материал
: фланелеграф, картинки с изображением кошки, картон белого цвета, клей ПВА, розетки для манной крупы, розетки для клея, гуашь, кисточки для краски, стаканчики, салфетки.
Ход занятия:
Дети заходят садятся на места, здороваются. Воспитатель: Кошка спит ей сняться мыши, не будите! Тише, тише! Пусть поспит и помечтает, пусть во сне мышей гоняет! Мы сегодня с вами будем рисовать, как вы уже догадались….. (на фланелеграфе изображение спящей кошки, заранее выполненной воспитателем как образец). Дети: Кошку! Воспитатель: Правильно, кошку. А кошка животное домашнее или дикое? Почему? Дети: Домашнее, потому что живет дома.
Воспитатель: А давайте попросим тех ребят у которых есть дома кошка, рассказать нам про нее. Как зовут, какая шерстка, какие глазки? Что кошка любит кушать и пить, как играет? Какой у нее характер? Дети рассказывают. Воспитатель: А давайте мы с вами вспомним потешку, которую мы знаем про кошку. Потешки: Как у нашей
кошки
Беленькие ножки, Пятнышками спинка, Мягкая шерстинка! Чёрный хвост пушистый С нитью серебристой! Ходит кошка рядом, Что же кошке надо? -» Мяу, мур! У киски, Нет сметанки в миске!» Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите, а какую мы с вами кошку тогда нарисуем сегодня? Дети отвечают. Воспитатель: Правильно! Кошка у нас будет добрая и ласковая, пушистая, нежная. Но рисовать мы с вами будем не просто краской! А с помощью манной крупы, чтобы кошечка у нас получилась необычная, красивая и пушистая! А как вы думаете,где кошки любят спать? Дети: на диване, на стуле, на окошке. Воспитатель: Мы сегодня с вами нарисуем нашу спящую кошку на окошке! Далее воспитатель объясняет и показывает технику рисования. Наносим клей с помощью кисточек на часть рисунка (на кошку), затем посыпает манную крупу и прижимаем чистым листом, остатки манной крупы стряхиваем. Когда дети все детали рисунка покрыли манной крупой, воспитатель предлагает немного поиграть, пока рисунок подсыхает. Физ. минутка: Игра
«Кот и мыши»
Цель: Учить детей бегать, не задевая друг друга, убегать от ловящего, находить свое место; приучать детей быть осторожными, бегать легко, на носках; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя «Убегаем!»
Ход игры:
Дети хором: Хитрый кот в углу сидит,(на цыпочках подкрадываются медленно к коту) притаился, может спит?! Мыши, мы, вот беда,
убегайте
от кота! Кот просыпается и начинает догонять мышек, дети бегут и прячутся в свой домик. Игру можно повторить два-три раза. Воспитатель: Молодцы! Поиграли! А теперь вернемся на наши места закрасим нашу кошку яркими красками! Дети закрашивают рисунок, выбирая цвета самостоятельно. Во время рисования, воспитатель предлагает детям поиграть отдохнуть и поиграть пальчиками.
Пальчиковая гимнастика

«Про кошку»
Подставляй ладошку, Сжимают пальцы в кулак и разжимают их. Расскажу про кошку. Будем пальчики считать? Поочередно загибают пальчики на руке. Будем пальчики считать! Раз – два – три – четыре - пять! Сжимают пальцы в кулак, разжимают их. Вот - кулак, Ставят на ладонь пальцы, пальцы второй руки. А вот – ладошка. На ладошку села кошка! И крадется потихоньку, «Пробегают» пальчиками по руке до плеча И крадется потихоньку… Видно мышка там живет! Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.
«Коготочки»


У Кошкиной дочки На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши! Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно играть со второй рукой и двумя руками. Воспитатель подводит итоги занятия. Организует выставку работ детей. Какие вы молодцы!
Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе нетрадиционным методом тычком Цель: учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура; Задачи: Учить детей рисовать животных методом тычка. Закрепить умение рисовать кисточкой разными способами. Образовательные: формировать умения рисовать гуашью используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида медведя Развивающие: развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей. Способствовать развитию любознательности. Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к живой природе. Воспитывать аккуратность во время работы. Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Чтение сказки «Маша и медведь». Материал: альбомный лист с нарисованным контуром медведя; кисточки (жесткая, гуашь, стакан с водой, подставка для кисточки, салфетки). Два образца: на одном контур медведя на другом медведь нарисованный методом тычка. Ход непосредственно образовательной деятельности Загадываю детям загадку:
«Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает». (Медведь) Воспитатель: - Правильно! А как выглядит мишка? Он пушистый, у него четыре лапы, маленький хвостик, а сам он большой. Я сейчас прочитаю сказку «Маша и медведь» Скажите как поступил Мишка с Машей плохо или хорошо! Дети: Плохо, он не пускал Машу домой. Воспитатель: Да Миша не пускал Машу домой, и что сделала Маша? Дети: Она обхитрила его. Воспитатель: Да она его обхитрила, и таким образом попала домой к дедушке и бабушке. Воспитатель: А теперь нам нужно внимательно рассмотреть медведя. Какой формы туловище у медведя? Дети: Туловище – овальное. Воспитатель: А голова? Дети: Круглая. Воспитатель: - А кто знает, как нарисовать пушистого медведя? Каким способом, приёмом будем пользоваться? Дети: Тычком Воспитатель: - Правильно. Тычком. Давайте я вам покажу, как надо рисовать. / Показ / - Тычком сначала по контуру медведя – голова, туловище, хвост, лапы, а затем внутри. Воспитатель: - Вот какой пушистый получился медведь. А что я ещё забыла дорисовать медведю? Дети: Глаза и нос. Воспитатель: - Правильно, глазки и носик. А я их не нарисую, а приклею. Посмотрите, какой замечательный получился медведь! - Запомнили, как рисовать? Надо стараться не выходить за линию контура. - Вы, ребята, постарайтесь, чтоб медвежонок получился красивый и пушистый. /Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь / А теперь садитесь за столы и приступаем рисовать. По мере завершения детьми работ, провожу анализ, отмечая наиболее удавшиеся работы и отмечая ошибки, которые сделали дети.

Конспект ООД в средней группе по рисованию с использованием нетрадиционной техники. "Кисть рябинки"

Конспект может быть полезен воспитателям, родителям для проведения занятий с детьми 3-5 лет

Формировать и расширять представление о дереве рябина, её роли в природе.
Закреплять навыки рисования ватными палочками(тычок).
Использование приёма рисования примакивание ворса кисти.
Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей.
Воспитывать познавательный интерес,любознательность.
Материалы: Гуашь,белый лист бумаги размер А4, салфетка, кисти №2 и №5, непроливайка.
Предварительная работа: Рассматривание дерева рябины в природе, его строение, характерные особенности.
Организационный момент
Воспитатель:
Я по парку гуляла, где заря растёт узнала.
Поглядела вверх - она, сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят,на меня они глядят!
Что за чудная картина? Это дерево.....
Дети: - рябина!

Ход деятельности
Рябина известна с давних пор. На Руси считали, что рябина обладает магической силой. Веточки рябины приносили в дом в качестве оберега и защиты от порчи и сглаза.Вешали веточки рябины на входные двери, ворота чтобы злые духи не проникли в жилище.

Воспитатель : На столе лежит поднос с веточкой рябины. Давайте рассмотрим её.
Какие ягоды на ощупь?
Ответы детей.(гладкие, твердые)
Воспитатель: Какой формы?
Ответы детей.(круглой)
Воспитатель : Какого Цвета?
Ответы детей.(красного, оранжевого)
Воспитатель :Сколько ягодок на веточке?
Ответы детей.(много)
Воспитатель: Если на веточке много ягодок, как можно назвать её?
Ответы детей.(гроздь,кисть)
Воспитатель :
Красненькую ягодку мне дала рябина.
Я думала что сладкая, а она как хина.

Дети все ли слова вам знакомы.
Ответы детей.(хина)
Воспитатель: Хина -горькое лекарство. Сок и плоды рябины улучшают зрение, используют в изготовлении лекарств. Ближе к зиме ударят морозы, ягоды станут слаще.

Ягоды не сладость, зато глазу радость.
И лесам украшение, и птицам угощение!


Ребята, ягоды рябины являются пищей птицам суровой зимой, когда всё покрыто большим слоем снега.

Мы познакомились с красивым и полезным деревом рябина.
Давайте с вами сделаем физкультминутку " Рябина"

На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.
(Потягивание-руки вверх)
Ей не просто жить на свете-ветер крутит, вертит ветер.
(Вращения туловищем вправо-влево)
Но рябинка только гнётся, не печалится-смеётся.
(Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.
(Машут руками, изображая ветер)

Дети, а хотите нарисовать веточку рябины.
Ответы детей.(да)
Нам потребуется: лист бумаги,краски, ватные палочки, кисточки, непроливайка.


Сначала мы берем тонкую кисточку и коричневой краской проводим прямую или слегка вогнутую линию. От основной ветки рисуем маленькие веточки в стороны.


Затем берём ватные палочки,красной или оранжевой краской делаем тычки на концах веточек.


Берём кисточку побольше, зелёной краской делаем примакивания (парные, одно на конце веточки)


Чтобы немного оживить нашу веточку рябины, возьмём тонкую кисточку и коричневой краской наносим небольшие точки на каждой ягодке.


Вот что получилось у моих деток.



Рефлексия:
Чем сегодня мы занимались?
Что вы сегодня узнали?
Что вам понравилось больше всего?