Нейромонах Феофан - кто это на самом деле и чем знаменит? Нейромонах Феофан: «В небольших городах люди ведут себя более открыто и раскрепощенно Ждать ли новые альбомы.

Фотография © Евгений Петрушанский

Никто не знает ни имени, ни лица этого человека, хотя он дает концерты и написал уже два альбома: «В душе драм, в сердце светлая Русь» и «Велики силы добра». Первым впечатлением от прослушивания древнерусского драма нейромонаха Феофана может быть ощущение иронии. И само название проекта - «Нейромонах Феофан», и название первого альбома («В душе драм, в сердце светлая Русь »), да и сами тексты отчасти могут располагать к такому впечатлению. Однако мы сильно ошибемся, если увидим в проекте «Нейромонах Феофан» одну лишь иронию над русской религиозностью, квасным патриотизмом и русским бытом в целом. Иронии-то тут, пожалуй, меньше всего.

Мы сильно ошибемся, если увидим в проекте «Нейромонах Феофан» одну лишь иронию над русской религиозностью, квасным патриотизмом и русским бытом в целом

А что же здесь тогда, если не ирония? - спросишь ты меня, проницательный читатель. Я полагаю, что здесь мы имеем дело с очень добротной работой с почвой, с материалом, отчего проект нейромонаха Феофана получается настолько самобытным. Действительно, подобного, если я не ошибаюсь, еще не появлялось в нашей музыке. Именно работа с почвой, с родным материалом - вот что давно уже требовалось нашей музыкальной области. Что я имею в виду под работой с почвой? Например, если я делаю, скажем, рэп, и хочу при этом, чтобы мой рэп был самобытным, не похожим на западный, аутентичным, то я должен вложить в него оригинальные смыслы, должен напитать его философией отчего края, соками родной земли. Естественно, я также должен поработать над формой. Однако ж если мы посмотрим на нашу сегодняшнюю национальную музыку, каковой является русский рэп, то мы увидим, что рэп, сделанный, скажем, в городе Чите ничем принципиально не отличается от рэпа, сделанного, например, в городе Воронеже. Почему так? Да потому что там одни и те же темы, одни и те же смыслы, сюжеты, проблемы, и даже бит сделал один и тот же битмейкер… В результате мы и имеем то, что имеем, а именно перепроизводство однотипного серого рэпа, подражательного и предельно неоригинального, однако при этом уверенного в своей невероятно оригинальности.

Совсем не то у нейромонаха Феофана, который и легенду сочинил прекрасную, и компанию себе подобрал отличнейшую (Медведь и битмейкер Никодим), и песни поет задористо. И словарь свой собственный придумал, вернее не придумал, но взял себе на вооружение кое-какие древнерусские словечки, наполнив их своими коннотациями. Актуализировал, одним словом. Например, «Ядреность» - это, по Феофану, образ жизни, который проявляется в том, что человек буквально источает позитивную энергию, пускается в пляс по поводу и без повода и вообще склонен к веселью. Ну и так далее. А еще нейромонах Феофан призывает приходить к себе на концерты в рубахах и лаптях, из-за чего у мастеров лаптеплетения прибавилось заказов перед концертами нейромонаха. Вот и складывается уже образ жизни…

Повторюсь, что воспринимать творчество нейромонаха Феофана как иронию или как стеб над русским православным укладом жизни ни в коем случае нельзя. Это именно проект (да, пусть коммерческий, да куда ж без этого нынче?), который работает с аутентичным материалом и притом работает с ним блестяще! Кто увидел здесь иронию над русским православием и патриотизмом, просто ничего не понял.

Каждое слово альбома «Велики силы добра» очень доброе, теплое, светлое, дружеское, и весь альбом выходит таким

Кого-то может покоробить словосочетание «древнерусский драм». Ну вот тут-то как раз и есть ирония. Причем ирония, скорее, над драмом как жанром. Поскольку слово «драм» нейромонах Феофан также наделяет какими-то своими дополнительными смыслами. Этот самый древнерусский драм есть ирония еще и потому, что, как уже успели заметить дотошные до определения ярлыка, ой - зачеркните! - т. е. жанра, музыкальные критики, это никакой не драм, а просто-напросто электропоп с элементами фолка. Пусть так, от этого дело не меняется.

Скажем также пару слов о последнем альбоме нейромонаха Феофана «Велики силы добра ». Не удержусь и скажу от себя, что альбом - замечательнейший! И прибавлю: зело замечательный!

« Много грязных, бесполезных слов» - поет Феофан. С уверенностью можно сказать, что ни одного такого бесполезного слова в альбоме нейромонаха нет. Каждое слово альбома очень доброе, теплое, светлое, дружеское, и весь альбом выходит таким. Альбом, по сути, по сюжетике, повествует о том, как Феофан вместе со своими друзьями Медведем и Никодимом оставляют за спиной шумный город (песня «Пойдем со мной») и отправляются в деревню, чтобы там играть древнерусский драм и веселиться. Собственно, больше им ничего и не надо, разве что только им хотелось бы, чтобы и мы веселились вместе с ними, поэтому они приглашают нас с собой.

Нейромонах видит вокруг одно добро и приглашает к веселью по такому прекрасному поводу. Вот уж и вправду, «чистому все чисто»!

Альбом о дружбе, о веселье, о добре, о любви к природе. О том, собственно, что велики силы добра! И хотя нейромонах ни разу, кажется, в альбоме не произносит ни слова Бог, ни слова Церковь, да и в интервью, как говорят, принципиально отказывается говорить о религии, тем не менее, само настроение альбома - светлое, доброе - нельзя воспринимать только лишь в светском ключе. Да и само обращение к теме русского монашества и вообще русского быта говорит само за себя. Даже если это обращение лишь на уровне атрибутики, все равно - сама атрибутика для слушателя обладает ценностью. Впрочем, нейромонашество можно воспринимать и как современное юродство, кто знает!… Юродивый же не растолковывает нам догматы и нюансы той или иной теологумены, но он иными способами говорит с нами! (сравните нейромонаха Феофана с санкт-петербургским рэп-юродивым МС Покайся, которого вы можете совершенно случайно встретить на улицах северной столицы и послушать его православный фристайл).

Во всяком случае, очевидно, что альбом силен своим светлым и добрым настроением, прежде всего, а не мыслью. Нейромонах видит вокруг одно добро и приглашает к веселью по такому прекрасному поводу. Вот уж и вправду, «чистому все чисто»! А когда вокруг нас только негатива, злобы и лжи, как важно вспомнить про свет подлинного простого человеческого добра!

Потому и благодарствуем за сей месседж нейромонаху Феофану!

Любомудр Андрей

Комментирует протоиерей Игорь Фомин.

Здравствуйте! В развлекательном медиапространстве появился новый персонаж, который быстро завоевал популярность среди молодого поколения. Существует музыкальный проект, создающий авторскую музыку в направлении фолк со смешением электронной музыки, так называемый Drum and Bass . Все бы ничего, оригинальная и интересная идея, но солист коллектива одет в кощунственное подобие монашеского одеяния и называет себя «Нейромонах Феофан». «Актуальный комментарий» прямо сейчас, гость программы - протоиерей Игорь Фомин.

Батюшка, здравствуйте!

Здравствуйте!

- Как такое возможно?

В погоне за популярностью человек очень часто забывает границы дозволенного, границы своей безопасности, как физической, так и духовной. Человек, о котором Вы сейчас говорите, забыл границы своей духовной безопасности. Очень часто, когда ты за чем-то гонишься, что-то преследуешь, ты пренебрегаешь правилами и заступаешь за запретные линии. Этот музыкант заступил за запретную линию духовной безопасности.

- Причем он ведет за собой молодежь.

Молодежь ведет. Смущает это молодежь? Это возможность посмеяться и поглумиться?

Вы знаете, я скажу, что он не смущает молодежь. Аудитория, которая находится на его концертах, - это (я не побоюсь этого слова) беснующаяся толпа.

Смущает не в том плане, что молодые вдруг стали как-то стыдливо отводить глаза… Если б это было - это было бы прекрасно. Он дает им мнимую свободу от ограничений каких-то правил приличия. Нельзя высмеивать то, что дорого другому, и нельзя над этим глумиться.

- Тут человек не стал брать образ мусульманина, буддиста, это нападки именно в сторону православия.

Естественно, мы же с Вами прекрасно понимаем, что, кто бы там ни был... Одна телеведущая надела священнические одежды и провела фотосессию, кто-то станцевал в православном храме. Они хоть и кощунники, но не совсем безмозглые люди, они же прекрасно понимают, что жизнь - это единственное, что у них есть, земная жизнь - это единственное, что они могут пройти, а дальше у них нет будущего после смерти. Поэтому эту жизнь они хотят так прожить, чтобы «эх!», чтобы все кругом зазвенело. К сожалению, даже этого не получится, потому что, когда нас настигнет раскаяние, когда нас настигнут угрызения совести…

- Когда нас настигнет час смертный, никто не знает.

Ну, это же далеко. Когда к нам придет Отец, Он нам ничего не скажет, Он просто посмотрит в наши глаза, а мы увидим Его глаза. И что тогда будет твориться в душе у этого человека, этого «нейромонаха», как он сам себя называет? Господь не накажет его прямым методом, он сам себя уже наказал. Захочет Господь наказать - разум отнимает.

Мы здесь видим, что этот музыкант разрушает то, на чем, наоборот, надо было созидать. Он разрушает свою платформу безопасности, свою платформу устойчивости в этом мире. Он думает, что везде устоит? Нет, он не сможет, Россия не сможет устоять без православия, России не будет без православия. И тот, кто разрушает эту основу, должен в первую очередь об этом задуматься. Мы сформировались как православные, мы сформировались как общество, которое без Бога не мыслится быть даже русскими, как говорил Федор Михайлович Достоевский. Поэтому - только сожаления.

Давайте помолимся, чтобы Господь безболезненно вразумил, даровал человеку возможность покаяния. Кстати, очень часто бывает, что люди, которые вот так себя ведут, через какое-то время приходят на исповедь, перерождаются и потом служат делу проповеди Христа. Не будем ходить далеко и возьмем Савла, который вдруг в одночасье переродился в Павла.

Ведущий Александр Крузе

Записала Анна Солодникова

Весной в Петербурге и Москве прошли первые концерты группы «ПНЕВМОСЛОН» - это новый проект анонимного петербургского музыканта Нейромонаха Феофана, где он с матами поет о воровстве и насилии в семье и снимает клипы с рэпером Пашей Техником.

Почему «ПНЕВМОСЛОН» делит аудиторию с Сергеем Шнуровым, отчего современные музыканты должны делать не песни, а мемы, на чем зарабатывают участники новой группы и что говорят о жизни в Купчине? « » поговорила с вокалистами группы Лордом Пневмослоном (он же Нейромонах Феофан) и Борисом Буткеевым (псевдоним взят из песни Высоцкого).

Борис Буткеев (слева) и Лорд Пневмослон (справа)

Как в жизни Нейромонаха Феофана появился Пневмослон?

Лорд Пневмослон : Нужно разделить двух разных Пневмослонов. Группа «ПНЕВМОСЛОН» появилась совсем недавно, но под псевдонимом Лорд Пневмослон я пишу песни уже давно - он появился еще до Нейромонаха Феофана.

Году в 2008–2009 я пытался что-то записывать и отправлял зарисовки на шоу Кремова и Хрусталева на Radio Record в рубрику «Фаршмак» - в ней ведущие ставили самую разную музыку. Каждый раз я подписывался новым именем, но потом они уже стали узнавать меня по голосу и называть только Лорд Пневмослон.

Это имя я не придумывал, а просто позаимствовал из рассказов [журналиста и писателя] Дани Шеповалова - был такой популярный персонаж в свое время.

Так получилось, что в один прекрасный момент я, как и многие молодые люди, решил удалить из «ВКонтакте» свою настоящую страницу. Это были времена, когда там можно было менять свое имя сколько угодно раз без всяких документов и подтверждений. Я стер все данные и просто поставил «Лорд Пневмослон». Сидел под ним во «ВКонтакте», слушал музыку и прочее. Так всё и осталось, потому что когда я захотел поменять имя обратно, уже нужно было возиться с документами. И я забил.

В какой жанр вписывается то, что делает ваша группа?

Борис Буткеев : Это смесь ска-панка и электроники. Так получилось, что нам с Лордом обоим нравится такая музыка.

ЛП: Я бы не стал как-то это называть. Если я скажу, что это ска-панк-группа, то что, я должен буду всю жизнь играть только ска-панк? Зачем?

Вообще изначально идея в другом. Я достаточно много ходил на концерты русских групп и каждый раз просто бесился от того, какой у них хреновый живой звук. Они играют, как 20 лет назад, и не учитывают, что акустика ушла далеко вперед. Сейчас можно в машине поставить такие колонки, что закачаешься, а они играют, будто все до сих пор слушают музыку только через древние наушники-капельки. Соответственно, я решил, что было бы круто сделать что-то с таким жирным-жирным звуком.

ББ : Наша идея в том, чтобы человек сел в машину, включил нашу музыку, и она с первого аккорда ********* [играла] так, чтобы капот трясся.

А по текстам? Вы одновременно поете про насилие в семье и воровство и про «принцессу в трусах с AliExpress», «машем ***** [пенисами] в алкогольной яме» и «адовый адок на задок и на передок».

ЛП : У меня не было общей концепции. Нельзя сказать, что мы поем о какой-то одной теме. У каждой песни своя история создания. Всё происходит очень просто - я замечаю что-то в себе или других людях, над чем можно посмеяться, и пою про это.

Например, песня «Если б мог, то ****** [украл]». Ее я написал, когда заметил, что многие люди, которые вроде бы очень хорошие и против всяческого воровства, сами начинают воровать и пилить деньги, как только у них появляется такая возможность.

Когда я работал в строительной фирме (Лорд Пневмослон с 13 до 18 лет каждое лето работал на стройке, потом был коммерческим директором строительной фирмы - прим. «Бумаги »), вокруг меня было много подобных людей. Думаю, что и в других сферах тоже много такого - люди хотят если не украсть, то получить на халяву. Многие меня поймут.

Подобные истории и со всеми остальными песнями. Вообще тексты группы и в принципе «ПНЕВМОСЛОН» очень отличаются от Феофана. Если там есть миф про древнерусский drum’n’bass и погружение в какую-то искусственно созданную реальность, то тут всё иначе. Ты послушал, узнал в песне себя или других людей, посмеялся и пошел дальше.

ББ : У нас нет никакой миссии и высшей цели, мы не хотим кому-то навязать свою позицию или загрузить чем-то. Лорд просто звонит мне и говорит: «А давай сделаем песню про говно?». А я отвечаю: «Хм, интересная мысль. Почему бы действительно не сделать песню про говно».

Это просто маленькие жизненные истории, над которыми можно посмеяться. Например, у нас есть новая песня «Работники культуры», в которой поется про деятелей искусства, которые на сцене все такие профессионалы и любят друг друга, а за кулисами бухают, принимают препараты и ***** [сильно бьют] друг друга.

А есть еще более интеллигентная песня, называется «Жухлый». Она просто про человека, который *******[плохой человек] и ***** [полный] ****** [дурак].

Почему в песнях так много мата?

ЛП : А его много? Я так не считаю. Мне кажется, он везде на своем месте. Ну как, например, можно заменить слово ***** [полный провал] без потери смысла и емкости? Или ***** [украл]. Если заменить на просто «украл» будет уже совсем не то.

ББ : *** [мужской половой орган] и ****** [женский половой орган] в песне не главное. Главное - посыл и смысл. А доносить его можно любым языком. Кто-то поет на китайском, кто-то на английском, а мы - на русском с матом.

Феофан говорил в интервью Дудю, что жена много помогала с этим проектом и даже первое время танцевала на сцене в костюме медведя. С «ПНЕВМОСЛОНом» она помогает? Ее не смущают песни?

ЛП : Конечно. Она мой первый слушатель. Причем она не просто говорит, что всё хорошо, но может и покритиковать, и подсказать. В целом ей нравится, что я делаю, и она много помогает. И с песнями, и с каким-то финансовым учетом, и с разработкой концепций для шоу и концертов. У нас всё хорошо.

Со стороны кажется, что есть добрый и милый Феофан, а есть злой и матерящийся Лорд Пневмослон. Кто из них похож на тебя в обычной жизни?

ЛП : Сложно об этом говорить и даже сравнивать. Феофан - это полностью выдуманная история, а «ПНЕВМОСЛОНу» никакой миф вокруг вообще не требуется. Мы просто поем песни.

Конечно, в проектах есть какой-то процент от меня. Мы чем-то похожи, но не стопроцентно.

Когда только появился Лорд Пневмослон и еще не было Феофана, ты пытался куда-то пристроить свои песни? Начать выступать?

ЛП: Нет, конечно. Более того, я никогда и никуда не пытался пристроить свою музыку. Я не хотел и не мечтал о больших площадках. Я не хочу стать охеревшей рок-звездой. Будь моя воля, я бы выступал два раза в год и всё.

Почему тогда вы собрали группу и начали давать концерты при условии, что у тебя уже есть Феофан?

ЛП : Мы просто в какой-то момент поговорили с Борисом, которому давно нравился этот мой проект, и решили попробовать с ним что-то сделать.

ББ : За пределами «ПНЕВМОСЛОНа» я занимаюсь организацией концертов. От выступлений в маленьких клубах до стадионных туров. С Лордом мы познакомились через проект Нейромонах Феофан. Постепенно начали работать вместе, а потом просто решили, что из его Лорда Пневмослона может вырасти хороший проект. Это же здорово, когда хобби становится чем-то большим, каким-то серьезным, профессиональным делом.

Сразу договорились, что будем делать его вместе: я раньше играл в нескольких небольших панк-группах. В итоге в 2017 году для пробы записали и выпустили две песни. Посмотрели, как на них будут реагировать люди. Вроде всем понравилось, и мы решили записать полноценный альбом - в 2018 году он вышел. Сейчас пишем новые песни для второй части альбома. Все записи мы делаем на свои деньги.

Для меня главная мотивация заниматься группой - это возможность заработать. Это коммерческий проект. Это не хобби. Хотя, конечно, мне нравится музыка и выступления, сцена - это огромный выплеск адреналина. Грубо говоря, это работа, которая приносит удовольствие.

ЛП : Отчасти, конечно, это делается ради заработка. Нам не по 23 года (обоим музыкантам больше 30 лет - прим. «Бумаги ») и мы не можем играть просто для себя. Конечно, мы хотим зарабатывать, но это не значит, что нам не нравится группа.

Я вообще не понимаю, почему в России такое представление, что музыкантам не нужно платить и только нищие артисты - тру. Мне кажется, это какой-то пережиток Советского Союза.

Музыка - это тяжелая работа, которая должна оплачиваться. Если этого не будет, всё придет к состоянию вялотекущего хобби.

- Почему в группе ты снова поешь в маске?

ЛП : По тем же причинам, что и у Феофана. Я же не пою в этом проекте о себе.

ББ : Все остальные участники (на концертах в группе играют шесть человек- прим. «Бумаги ») тоже с лицезаменителями. Либо в масках, либо в гриме. Так логичнее, чем если бы в маске был только Лорд.

Зачем вы раскрыли, что это проект Феофана?

Ваш альбом «Контрэволюция. Часть 1» - это старые песни Лорда Пневмослона? Или всё написано специально для нового проекта?

ЛП : Это песни, которые я потихоньку писал года с 2014-го параллельно с Феофаном.

ББ : Новые песни будут на втором альбоме, который мы хотим выпустить к концу лета. Весь первый состоит из переработанных старых песен Лорда. Когда-то это было просто зарисовкой, а теперь это полноценные песни с хорошим звуком. Мы очень долго работали над звучанием, месяцев восемь. В итоге пришли к тому, чтобы в звуке были духовые - пять дудок, барабаны и электроника.

В начале мая у вас были первые концерты. Как они прошли?

Что за люди пришли на концерты?

ББ : Частично те, кто слушают Феофана, но большинство - новые слушатели. Вообще сложно сказать. Обычный концерт, обычные люди. Наша аудитория - это молодые люди 25+, которые бухают на концертах. Отличная аудитория.

С кем вы конкурируете за нее? С какими группами она пересекается?

ББ : C «Ленинградом», конечно. Это глупо отрицать.

ЛП : Возможно, с аудиторией того старого «Ленинграда», до «Лабутенов». Может быть, «ПНЕВМОСЛОН» и появился, потому что стало чего-то не хватать, когда тот «Ленинград» исчез.

Но я бы не сказал, что мы с кем-то конкурируем. Не бывает же такого, что люди слушают «Ленинград» и всё. Они могут слушать и «Ленинград», и нас.

ББ: Мне кажется, таких сравнений быть не должно. Да, у нас тоже дудки. Да, у нас тоже мат. Но по такому принципу можно говорить, что все группы, которые используют духовые, скопировали это с «Ленинграда».

Мы хотим экспериментировать. На новом альбоме звук будет очень сильно отличаться от того, что было - там будет и pump, и dubstep, и всё, что угодно.

Сейчас популярно мнение, что молодые музыканты наоборот выстреливают без всякого ресурса и анализа. Только на соцсетях и YouTube. Это так?

ББ : Это миф. Ничего не происходит случайно. Чаще всего всё происходит по одному сценарию: берется какая-нибудь западная знаменитость в популярном на Западе жанре, например, в клауд-рэпе, и просто копируется.

Затем нужен огромный ресурс, в том числе денежный, чтобы этого артиста раскрутить. Чтобы о нем писали паблики и СМИ. Иначе артист будет никому не нужен. Без денег и связей, к сожалению, вряд ли что-то получится.

Вам не кажется, что музыканты сейчас ради популярности делают не песни, а мемы? Даже Киркоров со своим «Цвет настроения - синий».

ЛП : Я с детства смотрю футбол. И, естественно, болею за «Зенит», потому что в Петербурге больше болеть особо не за кого. Я и на «Петровский» ходил, был на «Вираже».

Мне всегда нравилось, как поют болельщики, как они поддерживают команду, как шизят, какие перформансы устраивают. И у меня была мечта сделать перформанс на «Вираже».

ББ : Так получилось, что я давно в околофутбольных кругах. Ходил на «Вираж», со многими оттуда знаком. Пару месяцев назад заводящий «Виража» послушал нашу песню «Насилие в семье» и предложил нам вместе переделать ее в «Питер, шизи на „Вираже“». Под тот же бит, просто со словами о «Зените» и фанатах. Мы, конечно, согласились.

ЛП : Выложили песню. Она понравилась фанатам и нам предложили сделать перформанс на матче со «СКА-Хабаровск» 13 мая. Пришли на «Вираж» и вместе с фанатами дважды спели песню, на трибуне растянули

Первое интервью в истории группы проходит в Петербурге. Феофан - высокий, задумчивый, с широкими плечами и зычным голосом. Его диджей Никодим - пониже, повеселее и с большим удовольствием разговаривает про практические стороны дела. У обоих на лицах пышные накладные бороды, оба заказывают чай с чабрецом и отдельно - мед (который спустя полтора часа разговора останется почти нетронутым). С ними - медведь, которого в материале описывать запретили.

Словарь Феофана

Анонимность

Принципиальное решение. Музыканты не показывают лиц и не называют имен, чтобы не отвлекать слушателей от собственной музыки.

Асмодей

Злой демон, покровитель блуда, разврата и мести. Впервые встречается в Талмуде, впоследствии - в средневековой и современной литературе. Феофан противостоит Асмодеям. «Понимаете, это образ собирательный. Мы не тыкаем пальцем на какие-то конкретные вещи. Асмодеи - это и люди, и явления. То есть все негативное. Если послушать эту песню («Асмодеев на кол», один из главных хитов «Нейромонаха». - Прим. ред. ), то вы не найдете там конкретных указаний, кто это и что это. По сути - это то, что противостоит свету (см. Свет)».

Зело

Очень. «Давайте это слово в словарь вставим. Мы его в текстах используем - люди спрашивают».

Лапти

Обувь, в которой стоит плясать под старорусский драм. (Слушайте песню «Лапти разбить об пол». - Прим. ред. ) Некоторые посетители концертов это знали и изначально ходили на концерты в лаптях - они и попали в клип «Поле притоптать», после того как группа связалась с ними в «ВКонтакте».

Накладные бороды

Одна из трех вещей, которые Феофан и Никодим принципиально не обсуждают. Остальные две - религия и политика.

Свет

То, что Феофан несет своим творчеством. «Есть люди, которые несут позитив. Это другое. Позитив - это конкретно «ха-ха». А свет - наполнение энергией. Не чтобы рассмешить, а чтобы вдохновить и порадовать. Это и счастье, и позитив в том числе, но свет - более емкое понятие. И оно абсолютно точно не означает «покой». Свет - это движение».

Сергей Шнуров

Человек, чей пост про Феофана в инстаграме этим летом набрал 20 000 лайков и прибавил группе популярности. Вот подпись, которая его сопровождала: «Наконец-то появилось то, что достойно внимания. Актуальный, как ламинат, имитирующий дерево, музыкальный проект - «Нейромонах Феофан». Вижу, чувствую потенциал чего-то невообразимо большого. Словно ядерный гриб, выращенный на садовом участке в зоне рискованного земледелия садоводом-любителем, «Нейромонах», надеюсь, прорвет парниковый полиэтилен настоящего. Аминь».

Ядреность

Образ жизни. «Это нам проще показать на концертах, объяснить труднее - слово такое емкое, что можно научную диссертацию писать. Ядреность - состояние, в котором человек полон через край позитивной энергии. Синонимы - задор, бодрость, прыткость. Проявляться может в абсолютно любом деле.


Фотография: Евгений Петрушанский

  • У вас есть легенда?

Никодим: Есть. Могу рассказать про себя. Вернее, про Никодима. Городской житель, который утомился от происходящего. Занимался музыкой довольно долго и умело. Но немножко устал и решил обратиться к природе. Ушел в лес. Иду, вдруг слышу - музыка доносится чудесная. Ритм такой, что энергия начинает сочиться. Прям тянет туда. Подхожу - и как раз встретил Феофана. А там и медведь чуть позже подтянулся. Посидели, выпили меду, чаю. Я послушал песни Феофановы, которые он уже к тому моменту написал, предложил какие-то свои идеи, познания музыкальные вложил, и вот что получилось, то и видим на концертах-то на наших первых.

  • А у Феофана какая история? Когда он попал в лес и как написал там песни?

Феофан: История попадания в лес - тайна покрытая. Никому не рассказываю. Но можно догадаться - разобщение с людьми в социуме, как это обычно в жизни и бывает. Я вообще человек нелюдимый, были периоды, когда подолгу не видел людей. Это не значит, что общения совсем не было, - лес я обожаю как раз за то, что там нет никого, но общение все равно происходит. С каждым деревом свои взаимоотношения. Оно может тебе что-то подарить, может сделать тебе плохо. И там, в этой тишине, когда нету никакой спешки, когда никто не гонит никуда, чувствуется единение со всей планетой. Собственно, за счет этого и родилась моя идея. На бегу она бы не родилась. Потому что быстрый городской ритм от тебя что-то требует. А когда от тебя требуют, творчества обычно не очень много. В спокойном же состоянии - тогда, конечно, совсем по-другому.

Никодим: Природа вдохновляет. Сидишь на пне, смотришь в небо. Вдруг раз - и пришла идея. И все, и как это объяснить. Да никак это, наверное, не объяснишь. Так что конкретной причины не было: просто делать то, что уже делали, - неинтересно. Мы нашли такой выход - соединить балалайку и драм. По энергетике они схожи. По посылу.

  • А где именно точка соприкосновения?

Феофан: В сочетании красоты и энергии. Если бы была в древнее время возможность сделать такие рваные громкие биты, то, что мы делаем, появилось бы именно тогда. Тогда ритм, конечно, не считали, но разницы мало. Посмотрите на танец драмстеп. На YouTube очень любят накладывать народные русские танцы на эту музыку. Несведущий человек может не сразу и отличить, правда это или не правда. Все корнями оттуда идет. Вот есть балалайка - струнный инструмент, на ней часто играют динамичную музыку. То же самое - драм-н-бейс. Он несет просто колоссальную энергетику. Если попробовать постоять у нас на концерте рядом со сценой, вы почувствуете...

Никодим: Если попробовать там постоять, то постоять у вас не получится, вот что я скажу. Народная музыка обладает большой энергией, она сама по себе очень энергична. А когда эта энергия усилена драм-н-бейсом, тут уж держите меня семеро. Я на первом концерте пробовал стоять за диджейской установкой, не выдержал, сорвался в пляс, побежал на край сцены, так с тех пор и делаю. Можно сказать, что музыка изначально всем управляет - и нами в том числе.

Народный русский драм в единственном на данный момент клипе Нейромонаха Феофана «Притоптать»

  • В каком-то смысле драм-н-бейс - тоже народная музыка. Приводит людей в зале к общему знаменателю.

Феофан: Есть люди, которые почти не смотрят на сцену на концерте, просто танцуют. А есть люди, которым важно посмотреть, что там происходит. Поэтому мы стараемся насытить соразмерно музыкальную составляющую и визуальную. Многие вот выступают на фоне баннера, а мы стараемся сделать как-то поинтереснее. Так мы проявляем свое уважение к слушателям. Мы понимаем, что стоять на сцене с микрофоном, не шевелясь, на темном фоне и просто играть музыку в нашем случае мало. Не потрудиться, чтобы передать всю мощь придуманного образа, - это неуважительно. Поэтому мы стараемся захватить на концерте все чувства.

Никодим: У нас витражи, пляски, визуализации, посох с лазерными лучами, мóлодцы с топориками. Медведь. Мóлодцы, кстати, сами к нам пришли однажды на концерт, мы их и взяли. Мы свою программу постоянно дорабатываем и к публике прислушиваемся очень внимательно. Ходим, бывает, перед концертом без костюмов в толпе - слушаем, кто что рассказывает.

  • Вы много говорите про концерты, но начали ведь далеко не с них. Когда вы увидели впервые, как зал под вас пляшет?

Феофан: В этом году. До этого я сам записывал песни, еще с 2009 года. Года полтора назад Никодим в лес забрел - мы все старые песни перезаписали (альбом почти целиком состоит из них), написали и несколько новых. А вот потом уже и стали выступать.

  • Что почувствовали?

Феофан и Никодим (одновременно): Поняли, что делали все правильно!

  • Вам пишут люди? Много?

Никодим: Люди просят новых песен.

Медведь: Очень много непрочитанных сообщений, к сожалению, на все ответить нет возможности. Там несколько десятков тысяч висит. Мы и решились-то на первый концерт только потому, что люди просили.

  • Для вас с самого начала было важно сохранять инкогнито. Почему так?

Феофан: Потому что главное, что мы доносим, - эмоции и музыка. Персонализировать эти вещи смысла никакого нет. Вот как в стихотворении, знаешь? «Не стоит лезть за декорации». Мы очень любим то, что делаем. И видим, что людям тоже нравится. Иногда, конечно, спрашивают… но большинству не нужно это. Смысл в том, чтобы не рассеивать внимание. Понятно, что, если кто-то очень сильно захочет, он про нас больше узнает. Но даже если узнает и напишет у себя на странице в социальной сети, опять-таки большинству будет наплевать. Есть образ, он людям нравится. Это как сложно написанный стих. Каждый читает - и свой смысл находит. Зачем отнимать этот смысл у того, кто его нашел. Мы сознательно избегаем конкретики, потому что конкретика для кого-то верна, а для кого-то нет. Она сбивает с истинного смысла. Общее понятие и является самым правильным.

На концертах разодетые в народные рубахи и венки зрители пляшут под драм-н-бейс, подложенный под балалаечные мотивы.

  • Трудно сохранить анонимность, когда становишься популярным.

Феофан: Ну жизнь-то, в принципе, все время течет и меняется. Мы не знаем, как оно там будет. Мы можем акцентировать внимание только на настоящем. Сегодня - анонимность. А через год, глядишь, будем бегать везде, раздавать интервью, со всеми фотографироваться и целовать в уста сахарные.

  • Не могу не спросить: на сколько концертов хватает одной пары лаптей?

Никодим: Есть лапти разных мануфактур!

Феофан: Есть лыковые, есть берестяные. Берестяных хватило на восемь концертов. А лыковые живы по сей день. Мы же не бутафорские покупаем, а у мастеров заказываем.

  • Сами не присылают еще - в качестве сувенира?

Медведь: Не. Иван-чай присылают зато. А вот лапти покупать - очень большая морока. Мы в Москве и Петербурге уже все скупили, какие нашли. Очень мало мастеров. Сейчас вот мне идут лапти из Томска, партию заказали. Знаете, что здорово? Люди на концерты стали в лаптях ходить. В группах у мастеров перед концертом шквал сообщений: «Куплю лапти». Очень большой спрос. Думаю, это большая проблема для наших слушателей - трудно лапти раздобыть.

  • Надо прокат лаптей устроить.

Медведь: Хорошая идея.